Творческий экстремизм

Проекты школы «Эволюция» – от экспериментальных и арт-объектов к конкретным предложениям реновации и благоустройства района Лефортово.

mainImg
Архитектурная школа «Эволюция», созданная в рамках проекта «Продвижение», завершила свою работу в мае. Пилотный учебный курс – мастерские «Освоение» – длился полтора месяца. Итоговые проекты представили на «Арх Москве». Тогда же организаторы подвели итоги работы мастерских и вручили дипломы всем участникам.

Набор в школу начался с конца марта, за неделю до старта учебного курса. За короткий срок поступило почти 90 заявок. Из них на конкурсной основе отобрали 47 студентов. Кураторы школы разделили их на четыре группы, каждая из которых искала новые концептуальные решения для четырёх наиболее проблемных участков района Лефортово. Главной целью организаторы школы «Эволюция» видели привлечение внимания широкой общественности и компаний-застройщиков к проблемам комплексного развития района.
Архитектурная школа «Эволюция». Иллюстрация предоставлена организаторами
Экспозиция школы «Эволюция» на фестивале «Арх Москва». Иллюстрация предоставлена школой «Эволюция»

Представляем лучшие, по мнению кураторов, проекты, а также публикуем комментарии инициаторов и кураторов школы Петра Виноградова и Вики Абель.

Пётр Виноградов,
архитектор, инициатор и куратор школы «Эволюция»,
идеолог проекта «Продвижение»:


«Школа была задумана несколько лет назад как масштабный образовательный проект. Последние полгода мы плотно занимались её созданием, но стартовали экстремально быстро: за неделю до начала учебного курса объявили набор, в экспресс-формате получили неожиданно большой отклик, отобрали участников и приступили к работе. К этому моменту уже сложился костяк единомышленников, готовых к экспериментам. Кто-то из кураторов хотел впервые попробовать себя в педагогике, как Сергей Мичурин и Пётр Васильев, кто-то надеялся отойти от стандартного образовательного процесса, а кто-то, к примеру, Илья Заливухин, вместе со студентами решил сделать серьёзный проект, как часть и продолжение собственных исследований.

Я уже не раз принимал участие в подобных образовательных программах. Начиналось всё с форумов в Минске. Потом были мастерские в Петербурге и Москве. Такой опыт интенсивного проектирования за 10–12 дней очень бодрит. Да и результат часто получается неплохим. Для себя мы выбрали несколько иной формат – полтора месяца работы и практически не ограниченная заданием свобода проектирования.

Наши творческие мастерские и экспериментальная площадка Provodka располагаются в Лефортово, на территории завода «Кристалл». Мы знаем район изнутри, поэтому и предложили его в качестве площадки для проектирования. Кроме того, мы давно взаимодействуем с выпускниками архитектурной школы МАРШ – командой слушателей программы НЛТР. Они ранее уже работали над концепцией развития промышленных территорий Лефортово. Эта концепция, дополненная и переосмысленная, легла в основу работы мастерских «Освоение». Мы рассмотрели четыре проблемных участка, получивших кодовые названия «Эшелон» (железная дорога), «Спутник», «Утёс» (набережная реки Яузы) и «Дикое поле» (парк Казачьей славы). Целенаправленно выбирались заброшенные, дикие места: кусочек рваной железной дороги – полоса отчуждения между прошлым и будущим, мёртвая набережная, отданная машинам, пустующий парк, не востребованный горожанами.
Четыре участка в районе Лефортово, выбранные в качестве площадок для проектирования. Иллюстрация предоставлена школой «Эволюция»

Каждая из четырёх групп взяла свою территорию. Получились очень разные работы – от художественно-экспериментальных до серьёзных градостроительных. Студенты нашей с Сергеем Золотухиным мастерской сделали ряд проектов, которые я называю не иначе как творческим экстремизмом. Большое внимание мы уделили также реновации и благоустройству набережной. Группа Ильи Заливухина разработала масштабный градостроительный проект, уровень проработки и качества которого таков, что его свободно можно представлять на любом градсовете. Алексей Комов нашёл оптимальное решение для «Дикого поля». А Пётр Васильев с Сергеем Мичуриным рассмотрели площадку «Спутник» – получилось тоже очень смело, экспериментально.

Школа, как мне кажется уверенно продемонстрировала свою состоятельность. Мы планируем и дальше работать в формате мастерских. Только на этот год запланированы еще 3–4 курса. Один из ближайших станет выездным и затронет территорию центра Тулы. Переговоры уже идут, есть взаимодействие с городскими властями и общественностью. Следующая из возможных тем – исследование социального образования.

Школа – это хороший механизм запуска проектной работы. Исследуя тот или иной участок, мы провоцируем и способствуем началу его реального освоения и развития. У нас нет жестких ограничений, но есть размах и очень разные подходы. Сегодня существует множество образовательных проектов, которые выдают работы примерно одного уровня – одинаково хорошего. Мы же попытались разорвать эту ситуацию, создать идеологическую конкуренцию на уровне подходов, объединив усилия по-разному мыслящих людей».

Вика Абель,
«архитектор» общественных связей,
основатель института синергии, культуры и общественных наук
:

«Школа «Эволюция» и её пилотный проект мастерские «Освоение» – это первый шаг к полноценному образовательному процессу. Пока мы планируем работать в формате краткосрочных учебных курсов, но в итоге рассчитываем прийти к архитектурной школе со своим дипломом. Мы предложили участникам «либеральное», как определил его один из экспертов школы Дмитрий Фесенко, ТЗ: была просто поставлена проблема, а дальше все отправились в свободное плавание. Направление определял куратор. На воле и харизме каждого куратора всё и было построено.

Студенты разделились на четыре группы, но внутри групп могли работать как в коллективе, так и индивидуально. Получились очень разные проекты. Опять-таки пользуясь терминологией Фесенко, во всех четырёх группах можно выделить два основных подхода к проектированию – «дедуктивный и индуктивный». Индуктивный подход продиктован особенностями участка. К таким можно отнести работы студентов Сергея Мичурина и Алексея Комова. При этом группа Комова предлагала средовые решения, главным в проекте стал «дух места». У Мичурина с Васильевым подход был куда масштабнее и базировался на детальном исследовании территории. Пётр Виноградов и Илья Заливухин продемонстрировали дедуктивный подход, когда во всём есть личное, авторское видение, применимое к территории.

Кроме того, мы сразу декларировали социальный подход и внимание к проблемным территориям. Понятно, что готовых для строительства площадок почти не осталось. Проблемных же участков более чем достаточно – работы хватит на ближайшие сто лет. Между тем, они требуют крайне внимательного изучения и поиска нестандартных решений. Наша школа готова вырабатывать такие новые и нестандартные решения на стыке архитектуры и градостроительства, девелопмента и социологии, экономики и менеджмента. В этом её основная практическая ценность».
***
 
Мастерская
Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Экстремально. Для жизни
Экспериментальные проекты / Реновация / Благоустройство
Музей индустриализации © Ольга Чивелева. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

В своих работах студенты группы отталкивались от богатой промышленной истории района, где многие индустриальные объекты либо поменяли назначение, либо были вовсе уничтожены. Концепция индустриального музея – это своего рода проекция знаковых промышленных зон, «следы» водочного завода, бывшего «Манометра», завода «Серп и Молот».
Музей индустриализации © Ольга Чивелева. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

Заброшенная железная дорога, ведущая из ниоткуда в никуда – это участок «Эшелон». Он прочтён в широком диапазоне – от прикладной деятельности ярмарочного поезда как социального аттракциона до экспериментальных парковок-гнёзд, тонко иронизирующих на тему зелёной архитектуры.
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

«Утёс» – зона набережной, которая требует оживления прибрежной территории и возвращения её городу и людям. Для этого транспортные потоки предлагается спрятать в тоннель, а пешеходные набережные благоустроить, организовать пространства для отдыха и спорта, предусмотреть велодорожки, соединяющие два берега между собой.
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

Реконструкция мазутохранилищ завода «Кристалл» задумана как функциональная надстройка, завершающая пластику двух многогранников в форме сцепленных шестерёнок. Объем будет служить новым общественным центром. Сквозь него предложено провести мост, соединяющий территорию завода «Серп и Молот» с новой благоустроенной набережной. Такой точечный объект, по мнению авторов, сможет задать тон реновации всей территории.
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
***
 
Мастерская
Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Новая Москва в Лефортово

Градостроительство / Социальные проекты
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Иван Петрунин, Вера Ильина, Григорий Фефилов, Алина Орозова, Татьяна Гончарик, Анастасия Побелянская, Екатерина Сергеева, Серафима Лошуткова, Нонна Ованесян, Ильвен Галимов, Владимир Куприянов, Елена Хасянова, Александр Набеев, Ольга Чекунова, Денис Макаренко. Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева

Проект охватывает территорию от Курского вокзала до завода «Серп и Молот». Этот район, по мнению проектировщиков, всегда оставался «на задворках» города, а строительство Курского вокзала только усугубило проблему. Здесь мало жилой и коммерческой застройки и много заброшенных участков. Транзитная набережная реки Яузы разрезает район шумной магистралью. Создание общественных пространств не решает проблем территории. В качестве альтернативы предлагается устройство полноценной общегородской двухконтурной системы улиц и дорог. Одновременно с переосмыслением роли общественного транспорта и его комплексной модернизацией такой подход будет генерировать необходимые условия для дальнейшего качественного развития всех районов Москвы.
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева

Своей основной задачей авторы проекта видят формирование по-настоящему живого района за счёт организации на заброшенных территориях многофункциональных пространств, развития пешеходных и транспортных связей, наполнения различными общественными функциями, жильем и работой. Высотные офисные и коммерческие здания примыкают к ТПУ Курского вокзала, за ними – разряженная существующая жилая застройка. Роль высотной доминанты играет башня «Эволюция». Главной целью проекта стал призыв привести в порядок исторический город, не выносить столицу за МКАД, а в его пределах сделать из Москвы настоящую столицу.
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
***
 
Мастерская
Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Большая игра традиций 

Реновация / Благоустройство
Проект «Большая игра традиций» © Сергей Головин, Георгий Акопов, Аревик Петросян, Екатерина Ивойлова, Идрис Сулейман. Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана

В отличие от популярного Лефортовского парка вытянутый зелёный прямоугольник «Дикого поля» существует неприкаянно и отчуждённо. Мощный парковый потенциал заблокирован тисками режимных военных и промышленных объектов. Задача проекта – не просто оживить среду, а вдохнуть в неё новую жизнь, высвободить скрытые энергии территории, придать ей идентичность современным средовым языком.
Проект «Большая игра традиций». Генплан © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана

Участок разделён на три сектора: парк Казачьей Славы, накрытый «деревянной коробкой», символизирующей заставу на границах империи, парк Нормандия-Неман на месте ограниченного военными объектами пространства, и Лес, чью уникальность авторы подчёркивают и доводят до босховской планки. Все три части связаны внутренним туристическим маршрутом монорельса. В итоге получается не просто общественное пространство, а туристическое достопримечательное место нового формата.
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
***

 
Мастерская
Сергея Мичурина и Петра Васильева
Расширяя границы

Экспериментальные проекты / Реновация / Благоустройство
Реновация набережной © Роман Мишин. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Мастерская проповедует интеллектуальный подход к обновлению района Лефортово и его городской значимости. Собрано множество открытых данных, сформулировано задание на преобразование района, и как результат – дано проектное предложение, решающее как общие, так и локальные задачи каждого из участков.
Реновация набережной © Оксана Веселкова. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Ключевая идея – формирование зелёного пояса Лефортово, культурно-рекреационного кольца, связывающего весь район. На участке «Спутник» предлагается создать кластер памяти района, где переплетается история трёх столетий – XIX, XX и XXI веков. Участок вблизи новой станции метро обозначен как зона формирования культурно-просветительского центра с внутренней многофункциональной площадью. Широкий бульвар между существующей и строящейся станциями метро превращается в транзитный маршрут, облагороженный памятниками культурного значения.
Реновация участка «Спутник» © Максим Чернявский. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Реновация участка «Спутник» © Максим Чернявский. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Программа регенерации промышленных территорий включает центр завода «Серп и Молот», связанный железной дорогой с заводом «Кристалл». По старым железнодорожным путям планируется пустить трамвай. Помимо новых транспортных артерий, появляются новые объекты городской жизни с подчеркнуто индустриальным характером архитектуры. «Пилюли» – проект водного комплекса на месте бывших очистных сооружений завода «Серп и Молот». «Дом-коммуна» – жилой комплекс с системой бытового обслуживания, автопарковкой и офисами.
Водный комплекс © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Набережную реки Яузы, расположенную между ArtPlay, «Винзаводом», «Армой» и «Кристаллом», студенты мастерской предложили превратить в новый культурный кластер, пространство для художественных выставок. Транспортные потоки при этом решено убрать в тоннель. Так город получит новый центр притяжения, благодаря которому заброшенные и закрытые территории вокруг получат импульс для развития.
***

23 Июня 2016

Похожие статьи
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Творческий экстремизм
Проекты школы «Эволюция» – от экспериментальных и арт-объектов к конкретным предложениям реновации и благоустройства района Лефортово.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.