Творческий экстремизм

Проекты школы «Эволюция» – от экспериментальных и арт-объектов к конкретным предложениям реновации и благоустройства района Лефортово.

mainImg
Архитектурная школа «Эволюция», созданная в рамках проекта «Продвижение», завершила свою работу в мае. Пилотный учебный курс – мастерские «Освоение» – длился полтора месяца. Итоговые проекты представили на «Арх Москве». Тогда же организаторы подвели итоги работы мастерских и вручили дипломы всем участникам.

Набор в школу начался с конца марта, за неделю до старта учебного курса. За короткий срок поступило почти 90 заявок. Из них на конкурсной основе отобрали 47 студентов. Кураторы школы разделили их на четыре группы, каждая из которых искала новые концептуальные решения для четырёх наиболее проблемных участков района Лефортово. Главной целью организаторы школы «Эволюция» видели привлечение внимания широкой общественности и компаний-застройщиков к проблемам комплексного развития района.
Архитектурная школа «Эволюция». Иллюстрация предоставлена организаторами
Экспозиция школы «Эволюция» на фестивале «Арх Москва». Иллюстрация предоставлена школой «Эволюция»

Представляем лучшие, по мнению кураторов, проекты, а также публикуем комментарии инициаторов и кураторов школы Петра Виноградова и Вики Абель.

Пётр Виноградов,
архитектор, инициатор и куратор школы «Эволюция»,
идеолог проекта «Продвижение»:


«Школа была задумана несколько лет назад как масштабный образовательный проект. Последние полгода мы плотно занимались её созданием, но стартовали экстремально быстро: за неделю до начала учебного курса объявили набор, в экспресс-формате получили неожиданно большой отклик, отобрали участников и приступили к работе. К этому моменту уже сложился костяк единомышленников, готовых к экспериментам. Кто-то из кураторов хотел впервые попробовать себя в педагогике, как Сергей Мичурин и Пётр Васильев, кто-то надеялся отойти от стандартного образовательного процесса, а кто-то, к примеру, Илья Заливухин, вместе со студентами решил сделать серьёзный проект, как часть и продолжение собственных исследований.

Я уже не раз принимал участие в подобных образовательных программах. Начиналось всё с форумов в Минске. Потом были мастерские в Петербурге и Москве. Такой опыт интенсивного проектирования за 10–12 дней очень бодрит. Да и результат часто получается неплохим. Для себя мы выбрали несколько иной формат – полтора месяца работы и практически не ограниченная заданием свобода проектирования.

Наши творческие мастерские и экспериментальная площадка Provodka располагаются в Лефортово, на территории завода «Кристалл». Мы знаем район изнутри, поэтому и предложили его в качестве площадки для проектирования. Кроме того, мы давно взаимодействуем с выпускниками архитектурной школы МАРШ – командой слушателей программы НЛТР. Они ранее уже работали над концепцией развития промышленных территорий Лефортово. Эта концепция, дополненная и переосмысленная, легла в основу работы мастерских «Освоение». Мы рассмотрели четыре проблемных участка, получивших кодовые названия «Эшелон» (железная дорога), «Спутник», «Утёс» (набережная реки Яузы) и «Дикое поле» (парк Казачьей славы). Целенаправленно выбирались заброшенные, дикие места: кусочек рваной железной дороги – полоса отчуждения между прошлым и будущим, мёртвая набережная, отданная машинам, пустующий парк, не востребованный горожанами.
Четыре участка в районе Лефортово, выбранные в качестве площадок для проектирования. Иллюстрация предоставлена школой «Эволюция»

Каждая из четырёх групп взяла свою территорию. Получились очень разные работы – от художественно-экспериментальных до серьёзных градостроительных. Студенты нашей с Сергеем Золотухиным мастерской сделали ряд проектов, которые я называю не иначе как творческим экстремизмом. Большое внимание мы уделили также реновации и благоустройству набережной. Группа Ильи Заливухина разработала масштабный градостроительный проект, уровень проработки и качества которого таков, что его свободно можно представлять на любом градсовете. Алексей Комов нашёл оптимальное решение для «Дикого поля». А Пётр Васильев с Сергеем Мичуриным рассмотрели площадку «Спутник» – получилось тоже очень смело, экспериментально.

Школа, как мне кажется уверенно продемонстрировала свою состоятельность. Мы планируем и дальше работать в формате мастерских. Только на этот год запланированы еще 3–4 курса. Один из ближайших станет выездным и затронет территорию центра Тулы. Переговоры уже идут, есть взаимодействие с городскими властями и общественностью. Следующая из возможных тем – исследование социального образования.

Школа – это хороший механизм запуска проектной работы. Исследуя тот или иной участок, мы провоцируем и способствуем началу его реального освоения и развития. У нас нет жестких ограничений, но есть размах и очень разные подходы. Сегодня существует множество образовательных проектов, которые выдают работы примерно одного уровня – одинаково хорошего. Мы же попытались разорвать эту ситуацию, создать идеологическую конкуренцию на уровне подходов, объединив усилия по-разному мыслящих людей».

Вика Абель,
«архитектор» общественных связей,
основатель института синергии, культуры и общественных наук
:

«Школа «Эволюция» и её пилотный проект мастерские «Освоение» – это первый шаг к полноценному образовательному процессу. Пока мы планируем работать в формате краткосрочных учебных курсов, но в итоге рассчитываем прийти к архитектурной школе со своим дипломом. Мы предложили участникам «либеральное», как определил его один из экспертов школы Дмитрий Фесенко, ТЗ: была просто поставлена проблема, а дальше все отправились в свободное плавание. Направление определял куратор. На воле и харизме каждого куратора всё и было построено.

Студенты разделились на четыре группы, но внутри групп могли работать как в коллективе, так и индивидуально. Получились очень разные проекты. Опять-таки пользуясь терминологией Фесенко, во всех четырёх группах можно выделить два основных подхода к проектированию – «дедуктивный и индуктивный». Индуктивный подход продиктован особенностями участка. К таким можно отнести работы студентов Сергея Мичурина и Алексея Комова. При этом группа Комова предлагала средовые решения, главным в проекте стал «дух места». У Мичурина с Васильевым подход был куда масштабнее и базировался на детальном исследовании территории. Пётр Виноградов и Илья Заливухин продемонстрировали дедуктивный подход, когда во всём есть личное, авторское видение, применимое к территории.

Кроме того, мы сразу декларировали социальный подход и внимание к проблемным территориям. Понятно, что готовых для строительства площадок почти не осталось. Проблемных же участков более чем достаточно – работы хватит на ближайшие сто лет. Между тем, они требуют крайне внимательного изучения и поиска нестандартных решений. Наша школа готова вырабатывать такие новые и нестандартные решения на стыке архитектуры и градостроительства, девелопмента и социологии, экономики и менеджмента. В этом её основная практическая ценность».
***
 
Мастерская
Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Экстремально. Для жизни
Экспериментальные проекты / Реновация / Благоустройство
Музей индустриализации © Ольга Чивелева. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

В своих работах студенты группы отталкивались от богатой промышленной истории района, где многие индустриальные объекты либо поменяли назначение, либо были вовсе уничтожены. Концепция индустриального музея – это своего рода проекция знаковых промышленных зон, «следы» водочного завода, бывшего «Манометра», завода «Серп и Молот».
Музей индустриализации © Ольга Чивелева. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

Заброшенная железная дорога, ведущая из ниоткуда в никуда – это участок «Эшелон». Он прочтён в широком диапазоне – от прикладной деятельности ярмарочного поезда как социального аттракциона до экспериментальных парковок-гнёзд, тонко иронизирующих на тему зелёной архитектуры.
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

«Утёс» – зона набережной, которая требует оживления прибрежной территории и возвращения её городу и людям. Для этого транспортные потоки предлагается спрятать в тоннель, а пешеходные набережные благоустроить, организовать пространства для отдыха и спорта, предусмотреть велодорожки, соединяющие два берега между собой.
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

Реконструкция мазутохранилищ завода «Кристалл» задумана как функциональная надстройка, завершающая пластику двух многогранников в форме сцепленных шестерёнок. Объем будет служить новым общественным центром. Сквозь него предложено провести мост, соединяющий территорию завода «Серп и Молот» с новой благоустроенной набережной. Такой точечный объект, по мнению авторов, сможет задать тон реновации всей территории.
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
***
 
Мастерская
Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Новая Москва в Лефортово

Градостроительство / Социальные проекты
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Иван Петрунин, Вера Ильина, Григорий Фефилов, Алина Орозова, Татьяна Гончарик, Анастасия Побелянская, Екатерина Сергеева, Серафима Лошуткова, Нонна Ованесян, Ильвен Галимов, Владимир Куприянов, Елена Хасянова, Александр Набеев, Ольга Чекунова, Денис Макаренко. Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева

Проект охватывает территорию от Курского вокзала до завода «Серп и Молот». Этот район, по мнению проектировщиков, всегда оставался «на задворках» города, а строительство Курского вокзала только усугубило проблему. Здесь мало жилой и коммерческой застройки и много заброшенных участков. Транзитная набережная реки Яузы разрезает район шумной магистралью. Создание общественных пространств не решает проблем территории. В качестве альтернативы предлагается устройство полноценной общегородской двухконтурной системы улиц и дорог. Одновременно с переосмыслением роли общественного транспорта и его комплексной модернизацией такой подход будет генерировать необходимые условия для дальнейшего качественного развития всех районов Москвы.
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева

Своей основной задачей авторы проекта видят формирование по-настоящему живого района за счёт организации на заброшенных территориях многофункциональных пространств, развития пешеходных и транспортных связей, наполнения различными общественными функциями, жильем и работой. Высотные офисные и коммерческие здания примыкают к ТПУ Курского вокзала, за ними – разряженная существующая жилая застройка. Роль высотной доминанты играет башня «Эволюция». Главной целью проекта стал призыв привести в порядок исторический город, не выносить столицу за МКАД, а в его пределах сделать из Москвы настоящую столицу.
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
***
 
Мастерская
Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Большая игра традиций 

Реновация / Благоустройство
Проект «Большая игра традиций» © Сергей Головин, Георгий Акопов, Аревик Петросян, Екатерина Ивойлова, Идрис Сулейман. Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана

В отличие от популярного Лефортовского парка вытянутый зелёный прямоугольник «Дикого поля» существует неприкаянно и отчуждённо. Мощный парковый потенциал заблокирован тисками режимных военных и промышленных объектов. Задача проекта – не просто оживить среду, а вдохнуть в неё новую жизнь, высвободить скрытые энергии территории, придать ей идентичность современным средовым языком.
Проект «Большая игра традиций». Генплан © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана

Участок разделён на три сектора: парк Казачьей Славы, накрытый «деревянной коробкой», символизирующей заставу на границах империи, парк Нормандия-Неман на месте ограниченного военными объектами пространства, и Лес, чью уникальность авторы подчёркивают и доводят до босховской планки. Все три части связаны внутренним туристическим маршрутом монорельса. В итоге получается не просто общественное пространство, а туристическое достопримечательное место нового формата.
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
***

 
Мастерская
Сергея Мичурина и Петра Васильева
Расширяя границы

Экспериментальные проекты / Реновация / Благоустройство
Реновация набережной © Роман Мишин. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Мастерская проповедует интеллектуальный подход к обновлению района Лефортово и его городской значимости. Собрано множество открытых данных, сформулировано задание на преобразование района, и как результат – дано проектное предложение, решающее как общие, так и локальные задачи каждого из участков.
Реновация набережной © Оксана Веселкова. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Ключевая идея – формирование зелёного пояса Лефортово, культурно-рекреационного кольца, связывающего весь район. На участке «Спутник» предлагается создать кластер памяти района, где переплетается история трёх столетий – XIX, XX и XXI веков. Участок вблизи новой станции метро обозначен как зона формирования культурно-просветительского центра с внутренней многофункциональной площадью. Широкий бульвар между существующей и строящейся станциями метро превращается в транзитный маршрут, облагороженный памятниками культурного значения.
Реновация участка «Спутник» © Максим Чернявский. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Реновация участка «Спутник» © Максим Чернявский. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Программа регенерации промышленных территорий включает центр завода «Серп и Молот», связанный железной дорогой с заводом «Кристалл». По старым железнодорожным путям планируется пустить трамвай. Помимо новых транспортных артерий, появляются новые объекты городской жизни с подчеркнуто индустриальным характером архитектуры. «Пилюли» – проект водного комплекса на месте бывших очистных сооружений завода «Серп и Молот». «Дом-коммуна» – жилой комплекс с системой бытового обслуживания, автопарковкой и офисами.
Водный комплекс © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Набережную реки Яузы, расположенную между ArtPlay, «Винзаводом», «Армой» и «Кристаллом», студенты мастерской предложили превратить в новый культурный кластер, пространство для художественных выставок. Транспортные потоки при этом решено убрать в тоннель. Так город получит новый центр притяжения, благодаря которому заброшенные и закрытые территории вокруг получат импульс для развития.
***

23 Июня 2016

Похожие статьи
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Творческий экстремизм
Проекты школы «Эволюция» – от экспериментальных и арт-объектов к конкретным предложениям реновации и благоустройства района Лефортово.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.