Творческий экстремизм

Проекты школы «Эволюция» – от экспериментальных и арт-объектов к конкретным предложениям реновации и благоустройства района Лефортово.

mainImg
Архитектурная школа «Эволюция», созданная в рамках проекта «Продвижение», завершила свою работу в мае. Пилотный учебный курс – мастерские «Освоение» – длился полтора месяца. Итоговые проекты представили на «Арх Москве». Тогда же организаторы подвели итоги работы мастерских и вручили дипломы всем участникам.

Набор в школу начался с конца марта, за неделю до старта учебного курса. За короткий срок поступило почти 90 заявок. Из них на конкурсной основе отобрали 47 студентов. Кураторы школы разделили их на четыре группы, каждая из которых искала новые концептуальные решения для четырёх наиболее проблемных участков района Лефортово. Главной целью организаторы школы «Эволюция» видели привлечение внимания широкой общественности и компаний-застройщиков к проблемам комплексного развития района.
Архитектурная школа «Эволюция». Иллюстрация предоставлена организаторами
Экспозиция школы «Эволюция» на фестивале «Арх Москва». Иллюстрация предоставлена школой «Эволюция»

Представляем лучшие, по мнению кураторов, проекты, а также публикуем комментарии инициаторов и кураторов школы Петра Виноградова и Вики Абель.

Пётр Виноградов,
архитектор, инициатор и куратор школы «Эволюция»,
идеолог проекта «Продвижение»:


«Школа была задумана несколько лет назад как масштабный образовательный проект. Последние полгода мы плотно занимались её созданием, но стартовали экстремально быстро: за неделю до начала учебного курса объявили набор, в экспресс-формате получили неожиданно большой отклик, отобрали участников и приступили к работе. К этому моменту уже сложился костяк единомышленников, готовых к экспериментам. Кто-то из кураторов хотел впервые попробовать себя в педагогике, как Сергей Мичурин и Пётр Васильев, кто-то надеялся отойти от стандартного образовательного процесса, а кто-то, к примеру, Илья Заливухин, вместе со студентами решил сделать серьёзный проект, как часть и продолжение собственных исследований.

Я уже не раз принимал участие в подобных образовательных программах. Начиналось всё с форумов в Минске. Потом были мастерские в Петербурге и Москве. Такой опыт интенсивного проектирования за 10–12 дней очень бодрит. Да и результат часто получается неплохим. Для себя мы выбрали несколько иной формат – полтора месяца работы и практически не ограниченная заданием свобода проектирования.

Наши творческие мастерские и экспериментальная площадка Provodka располагаются в Лефортово, на территории завода «Кристалл». Мы знаем район изнутри, поэтому и предложили его в качестве площадки для проектирования. Кроме того, мы давно взаимодействуем с выпускниками архитектурной школы МАРШ – командой слушателей программы НЛТР. Они ранее уже работали над концепцией развития промышленных территорий Лефортово. Эта концепция, дополненная и переосмысленная, легла в основу работы мастерских «Освоение». Мы рассмотрели четыре проблемных участка, получивших кодовые названия «Эшелон» (железная дорога), «Спутник», «Утёс» (набережная реки Яузы) и «Дикое поле» (парк Казачьей славы). Целенаправленно выбирались заброшенные, дикие места: кусочек рваной железной дороги – полоса отчуждения между прошлым и будущим, мёртвая набережная, отданная машинам, пустующий парк, не востребованный горожанами.
Четыре участка в районе Лефортово, выбранные в качестве площадок для проектирования. Иллюстрация предоставлена школой «Эволюция»

Каждая из четырёх групп взяла свою территорию. Получились очень разные работы – от художественно-экспериментальных до серьёзных градостроительных. Студенты нашей с Сергеем Золотухиным мастерской сделали ряд проектов, которые я называю не иначе как творческим экстремизмом. Большое внимание мы уделили также реновации и благоустройству набережной. Группа Ильи Заливухина разработала масштабный градостроительный проект, уровень проработки и качества которого таков, что его свободно можно представлять на любом градсовете. Алексей Комов нашёл оптимальное решение для «Дикого поля». А Пётр Васильев с Сергеем Мичуриным рассмотрели площадку «Спутник» – получилось тоже очень смело, экспериментально.

Школа, как мне кажется уверенно продемонстрировала свою состоятельность. Мы планируем и дальше работать в формате мастерских. Только на этот год запланированы еще 3–4 курса. Один из ближайших станет выездным и затронет территорию центра Тулы. Переговоры уже идут, есть взаимодействие с городскими властями и общественностью. Следующая из возможных тем – исследование социального образования.

Школа – это хороший механизм запуска проектной работы. Исследуя тот или иной участок, мы провоцируем и способствуем началу его реального освоения и развития. У нас нет жестких ограничений, но есть размах и очень разные подходы. Сегодня существует множество образовательных проектов, которые выдают работы примерно одного уровня – одинаково хорошего. Мы же попытались разорвать эту ситуацию, создать идеологическую конкуренцию на уровне подходов, объединив усилия по-разному мыслящих людей».

Вика Абель,
«архитектор» общественных связей,
основатель института синергии, культуры и общественных наук
:

«Школа «Эволюция» и её пилотный проект мастерские «Освоение» – это первый шаг к полноценному образовательному процессу. Пока мы планируем работать в формате краткосрочных учебных курсов, но в итоге рассчитываем прийти к архитектурной школе со своим дипломом. Мы предложили участникам «либеральное», как определил его один из экспертов школы Дмитрий Фесенко, ТЗ: была просто поставлена проблема, а дальше все отправились в свободное плавание. Направление определял куратор. На воле и харизме каждого куратора всё и было построено.

Студенты разделились на четыре группы, но внутри групп могли работать как в коллективе, так и индивидуально. Получились очень разные проекты. Опять-таки пользуясь терминологией Фесенко, во всех четырёх группах можно выделить два основных подхода к проектированию – «дедуктивный и индуктивный». Индуктивный подход продиктован особенностями участка. К таким можно отнести работы студентов Сергея Мичурина и Алексея Комова. При этом группа Комова предлагала средовые решения, главным в проекте стал «дух места». У Мичурина с Васильевым подход был куда масштабнее и базировался на детальном исследовании территории. Пётр Виноградов и Илья Заливухин продемонстрировали дедуктивный подход, когда во всём есть личное, авторское видение, применимое к территории.

Кроме того, мы сразу декларировали социальный подход и внимание к проблемным территориям. Понятно, что готовых для строительства площадок почти не осталось. Проблемных же участков более чем достаточно – работы хватит на ближайшие сто лет. Между тем, они требуют крайне внимательного изучения и поиска нестандартных решений. Наша школа готова вырабатывать такие новые и нестандартные решения на стыке архитектуры и градостроительства, девелопмента и социологии, экономики и менеджмента. В этом её основная практическая ценность».
***
 
Мастерская
Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Экстремально. Для жизни
Экспериментальные проекты / Реновация / Благоустройство
Музей индустриализации © Ольга Чивелева. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

В своих работах студенты группы отталкивались от богатой промышленной истории района, где многие индустриальные объекты либо поменяли назначение, либо были вовсе уничтожены. Концепция индустриального музея – это своего рода проекция знаковых промышленных зон, «следы» водочного завода, бывшего «Манометра», завода «Серп и Молот».
Музей индустриализации © Ольга Чивелева. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

Заброшенная железная дорога, ведущая из ниоткуда в никуда – это участок «Эшелон». Он прочтён в широком диапазоне – от прикладной деятельности ярмарочного поезда как социального аттракциона до экспериментальных парковок-гнёзд, тонко иронизирующих на тему зелёной архитектуры.
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

«Утёс» – зона набережной, которая требует оживления прибрежной территории и возвращения её городу и людям. Для этого транспортные потоки предлагается спрятать в тоннель, а пешеходные набережные благоустроить, организовать пространства для отдыха и спорта, предусмотреть велодорожки, соединяющие два берега между собой.
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

Реконструкция мазутохранилищ завода «Кристалл» задумана как функциональная надстройка, завершающая пластику двух многогранников в форме сцепленных шестерёнок. Объем будет служить новым общественным центром. Сквозь него предложено провести мост, соединяющий территорию завода «Серп и Молот» с новой благоустроенной набережной. Такой точечный объект, по мнению авторов, сможет задать тон реновации всей территории.
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
***
 
Мастерская
Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Новая Москва в Лефортово

Градостроительство / Социальные проекты
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Иван Петрунин, Вера Ильина, Григорий Фефилов, Алина Орозова, Татьяна Гончарик, Анастасия Побелянская, Екатерина Сергеева, Серафима Лошуткова, Нонна Ованесян, Ильвен Галимов, Владимир Куприянов, Елена Хасянова, Александр Набеев, Ольга Чекунова, Денис Макаренко. Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева

Проект охватывает территорию от Курского вокзала до завода «Серп и Молот». Этот район, по мнению проектировщиков, всегда оставался «на задворках» города, а строительство Курского вокзала только усугубило проблему. Здесь мало жилой и коммерческой застройки и много заброшенных участков. Транзитная набережная реки Яузы разрезает район шумной магистралью. Создание общественных пространств не решает проблем территории. В качестве альтернативы предлагается устройство полноценной общегородской двухконтурной системы улиц и дорог. Одновременно с переосмыслением роли общественного транспорта и его комплексной модернизацией такой подход будет генерировать необходимые условия для дальнейшего качественного развития всех районов Москвы.
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева

Своей основной задачей авторы проекта видят формирование по-настоящему живого района за счёт организации на заброшенных территориях многофункциональных пространств, развития пешеходных и транспортных связей, наполнения различными общественными функциями, жильем и работой. Высотные офисные и коммерческие здания примыкают к ТПУ Курского вокзала, за ними – разряженная существующая жилая застройка. Роль высотной доминанты играет башня «Эволюция». Главной целью проекта стал призыв привести в порядок исторический город, не выносить столицу за МКАД, а в его пределах сделать из Москвы настоящую столицу.
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
***
 
Мастерская
Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Большая игра традиций 

Реновация / Благоустройство
Проект «Большая игра традиций» © Сергей Головин, Георгий Акопов, Аревик Петросян, Екатерина Ивойлова, Идрис Сулейман. Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана

В отличие от популярного Лефортовского парка вытянутый зелёный прямоугольник «Дикого поля» существует неприкаянно и отчуждённо. Мощный парковый потенциал заблокирован тисками режимных военных и промышленных объектов. Задача проекта – не просто оживить среду, а вдохнуть в неё новую жизнь, высвободить скрытые энергии территории, придать ей идентичность современным средовым языком.
Проект «Большая игра традиций». Генплан © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана

Участок разделён на три сектора: парк Казачьей Славы, накрытый «деревянной коробкой», символизирующей заставу на границах империи, парк Нормандия-Неман на месте ограниченного военными объектами пространства, и Лес, чью уникальность авторы подчёркивают и доводят до босховской планки. Все три части связаны внутренним туристическим маршрутом монорельса. В итоге получается не просто общественное пространство, а туристическое достопримечательное место нового формата.
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
***

 
Мастерская
Сергея Мичурина и Петра Васильева
Расширяя границы

Экспериментальные проекты / Реновация / Благоустройство
Реновация набережной © Роман Мишин. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Мастерская проповедует интеллектуальный подход к обновлению района Лефортово и его городской значимости. Собрано множество открытых данных, сформулировано задание на преобразование района, и как результат – дано проектное предложение, решающее как общие, так и локальные задачи каждого из участков.
Реновация набережной © Оксана Веселкова. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Ключевая идея – формирование зелёного пояса Лефортово, культурно-рекреационного кольца, связывающего весь район. На участке «Спутник» предлагается создать кластер памяти района, где переплетается история трёх столетий – XIX, XX и XXI веков. Участок вблизи новой станции метро обозначен как зона формирования культурно-просветительского центра с внутренней многофункциональной площадью. Широкий бульвар между существующей и строящейся станциями метро превращается в транзитный маршрут, облагороженный памятниками культурного значения.
Реновация участка «Спутник» © Максим Чернявский. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Реновация участка «Спутник» © Максим Чернявский. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Программа регенерации промышленных территорий включает центр завода «Серп и Молот», связанный железной дорогой с заводом «Кристалл». По старым железнодорожным путям планируется пустить трамвай. Помимо новых транспортных артерий, появляются новые объекты городской жизни с подчеркнуто индустриальным характером архитектуры. «Пилюли» – проект водного комплекса на месте бывших очистных сооружений завода «Серп и Молот». «Дом-коммуна» – жилой комплекс с системой бытового обслуживания, автопарковкой и офисами.
Водный комплекс © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Набережную реки Яузы, расположенную между ArtPlay, «Винзаводом», «Армой» и «Кристаллом», студенты мастерской предложили превратить в новый культурный кластер, пространство для художественных выставок. Транспортные потоки при этом решено убрать в тоннель. Так город получит новый центр притяжения, благодаря которому заброшенные и закрытые территории вокруг получат импульс для развития.
***

23 Июня 2016

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Творческий экстремизм
Проекты школы «Эволюция» – от экспериментальных и арт-объектов к конкретным предложениям реновации и благоустройства района Лефортово.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.