Хлеб вместо зрелищ

Пищевой рынок, гастролаборатория, фудкорт, центр научной фантастики Станислава Лема и широкий спектр услуг – всё это на базе старых московских кинотеатров «Варшава» и «Восход».

mainImg
26 января в музее современного искусства «Гараж» были названы победители открытого конкурса концепций редевелопмента двух советских кинотеатров «Варшава» и «Восход», иницированный девелоперской компанией ADG group при поддержке Москомархитектуры. Жюри одинаково понравились сразу два проектных предложения по преобразованию «Варшавы», поэтому победителями стали две команды – российско-голландское бюро SVESMI и консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ. Что касается «Восхода», то здесь лучшим безоговорочно был признан проект бюро SVESMI.

Мы уже рассказывали о судьбе и истории советских кинотеатров, которые в ближайшие годы планируется реконструировать, вдохнув в них новую жизнь, а в некоторых случаях – и новую функцию. Настоящий конкурс, объявленный 6 ноября, был призван дать старт началу этой глобальной реконструкции. Всего она затронет 39 кинотеатров, расположенных в периферийных районах Москвы. К каждому заказчик, компания ADG group, обещает подходить индивидуально, с учетом всех исторических и архитектурных особенностей здания и места, в котором оно построено.

Напомним, что к участию в конкурсе были приглашены все желающие. На первом этапе из общего числа заявок жюри выбрало пять финалистов. Они и занялись детальной проработкой предложений по обновлению «Восхода» и «Варшавы». Результат своей работы все пять конкурсантов представили в ходе подробных публичных презентаций, предшествовавших объявлению результатов конкурса. Организатором конкурса выступило агентство стратегического развития «ЦЕНТР», коммуникационный партнер – агентство «Правила общения».

Представляем проекты победителей и финалистов конкурса:

«Восход» / первое место
SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI

Компания российско-голландского бюро SVESMI, уже имеющая опыт реконструкции старых советских построек (в частности, бюро занималось редевелопментом библиотеки имени Достоевского), предложила максимально сохранить дух и форму существующего здания, насытив его новыми и разнообразными смыслами. Кинотеатр «Восход», не слишком удачно расположенный между транспортной магистралью и железной дорогой, по мнению авторов, должен получить интересную для жителей района, «корневую» функцию. Она привлечет жителей, оживит неблагополучный с точки зрения инфраструктуры Рязанский район и обеспечит коммерческую привлекательность давно пустующим площадям. И такой функцией в проекте становится пищевой рынок, который займет центральную часть здания, решенную в виде крытого атриума.

Обветшалую коробку кинотеатра предлагается реконструировать, сохранив каркас. При этом весь объем будет приподнят на один большой подиум, решенный в виде озелененной круглой платформы. Благодаря ее устройству удается акцентировать и выделить весьма лаконичный объем, а кроме того, организовать дополнительные входы в здание со всех сторон. Если в старом кинотеатре на город работал только один уличный фасад, то теперь активными становятся все четыре. Перед центральным входом и лестницей, ведущей в кинозал, возникает благоустроенная городская площадь на возвышенности. Некогда глухие стены теперь оказываются пробиты крупными стеклянными проемами. Самый заметный располагается со стороны главного фасада и акцентирует универсальный зал для проведения различных массовых мероприятий. Он выполняет роль городской гостиной. А наполняющее его светом огромное окно во всю стену с внутренней стороны оформляется с помощью символического театрального занавеса. Что-то вроде театрального занавеса, только из камня, появляется на одном из боковых фасадов рядом с активной перфорацией.

Тема театра становится одной из центральных внутри здания. Его атриумная часть, превращенная в рыночную площадь с легкими передвижными прилавками, напоминает шекспировский театр с широкими балконами по периметру.
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
***

«Варшава» / первое место
SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI

В проекте реконструкции кинотеатра «Варшава» SVESMI предложили сохранить его исторический облик и модернистский характер. Неудачно отремонтированному зданию предлагается вернуть прежний вид, освободив от керамогранита главный стеклянный фасад – он станет ещё выше прежнего за счет добавления одного этажа снизу. А белоснежный цвет бетона, возможно, с нанесением печати, сделает достаточно выразительный объем более современным.

Чтобы получить необходимый выход площадей, проектировщики предлагают разбить внутреннее пространство кинотеатра на отдельные этажи, но не совсем традиционным способом. Так, между первым и третьим этажами появляется наклонная плоскость в виде большого амфитеатра, служащего одновременно и концертным залом, и лестницей. Центральное входное лобби, играющее роль главного общественного пространства, на один уровень уходит под землю, но остается максимально открытым и наполненным светом. Вокруг него организована целая система нависающих балконов, занятых коммерческими функциями, кафе, магазинами и учебными центрами. Входы в здание организованы с двух уровней. На уровне дополнительного подземного этажа появятся стеклянные галереи, а выше – открытые летние террасы, связывающие «Варшаву» с окружающим здание парком.

Как и в случае с редевелопментом «Восхода», в данном проекте главной функцией становится рынок. В него можно попасть прямо с улицы, спустившись по широким лестницам или пандусам. Культура еды, по мнению авторов, сегодня играет крайне важную роль в жизни города и человека, она объединяет людей, привлекает их. Помимо этого, в бывшем кинотеатре планируется открыть библиотеку, детский и спортивный центры, организовать места общественного питания.
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI

Сергей Георгиевский,
руководитель организационного комитета конкурса, директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР»:

«Решения SVESMI наиболее гибкие из всех. В существующей экономической ситуации адаптивность не менее важна, чем эстетика и новизна. В проекте SVESMI, на мой взгляд, получилось всё объединить, сохранив всё лучшее от архитектуры исторических зданий. Их решения получились простыми и элегантными. Добавив дополнительный «цокольный» этаж и остеклив фасады, архитекторы фактически вернули здание городу.

Рынок внутри – это, с одной стороны решение проблемы: как сделать так, чтобы здание зарабатывало. С другой – культурный код: исторически город начинался с рыночной площади, где жители обменивались товарами, идеями, принимали важные решения. Создание новой рыночной площади внутри «Варшавы» и «Восхода» возвращает центральность этих мест в своих районах. В каждом проекте ключевым принципом организации пространства является «театральность». Что способствует вариативности его использования и просматриваемости пространства с улицы и разных его точек. Здесь постоянно происходит что-то новое, живое, общественно значимое, что притягивает людей».
***

«Варшава» / ещё одно первое место
Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ

Очевидно, что старый кинотеатр, расположенный в достаточно насыщенном районе города, не сможет конкурировать с соседним ТРЦ «Метрополис». Поэтому участники консорциума предложили наполнить здание совершенно новым смыслом, и так же, как и их коллеги по первому месту, SVESMI, сделали гастрономическую функцию основной и даже моно-функцией бывшего кинотеатра. Помимо рынка местных продуктов, расположенного в подвальном этаже, запланирована кулинарная школа для жителей района, фудкорт, рестораны, медиа-бары, конференц-залы, магазины кухонной утвари и хэнд-мейда, ярмарка и даже гастролаборатория.

Напоминанием о кино-прошлом здания станет просветительский «Центр научной фантастики имени Станислава Лема», который предлагается разместить на верхнем этаже с выходом на эксплуатируемую кровлю, где в теплое время будет работать летний кинотеатр, а зимой – каток. Всё это, по убеждению авторов проекта, сможет привлечь разные категории людей – не только местных жителей, офисных сотрудников, детей и их родителей, но и любителей научной фантастики со всего города.

Внутреннее пространство обновленного здания выстраивается вокруг большого атриума. Из него будут хорошо видны все помещения за светопрозрачными перегородками. Лестница, ведущая к центральному входному порталу, развернута в сторону станции метро «Войковская». Отдельно можно попасть в большое помещение рынка, а со стороны парка – в детский центр. Что же касается архитектурного образа, то к этому вопросу проектировщики подошли с долей юмора. Отталкиваясь от гастрономической тематики, они пришли к фольклорному образу скатерти-самобранки, а уже от него – к ажурной клеенчатой скатерти среднестатистической советской столовой. Узнаваемый рисунок может быть перенесен на стены здания, как орнамент перфорированных панелей или узор на матовом стекле.
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
***

«Восход» / финалист
Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ

Функции предложены самые разнообразные: спорт, развлечения, магазины, медиа-центры. Все это размещается в существующем объеме в отдельных ячейках, выстроенных вокруг центрального ядра атриума с амфитеатром, и напоминает невысокую этажерку с выступающими полками-террасами. Любопытна идея расположить внутри здания бюро территориального развития, которое станет главной дискуссионной и рабочей площадкой для междисциплинарных команд по улучшению качества жизни и благоустройства Рязанского района.

Согласно авторскому замыслу, привлечь поток посетителей сможет и яркая оболочка, способная создавать вау-эффект по примеру музея Гуггенхайма в Бильбао. Чему способствуют яркий желтый цвет облицовочных панелей, глубокий ребристый рельеф стен, опоясывающая здание стеклянная пристройка, служащая дополнительной галереей и центральным входом, и качественно благоустроенная площадь с перепадами высот, пандусами, лестницами и фонтаном. «Бильбао в ЮВАО» – шутливо назвали авторы свой проект, слегка иронизируя и над собой, и над приевшейся модой на пресловутый эффект.
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ

Сергей Георгиевский:
«Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ предложил для «Варшавы» экономически наиболее понятную программную модель – гастрономический центр. Кроме того, они создали яркий аттрактор – Центр научной фантастики имени Станислава Лема, который может стать точкой притяжения любителей научной фантастики со всего города. Эти решения привели команду в лидеры.

В случае «Восхода» запомнилась яркая оболочка, которая выступает символом изменений, добавляет красок в серую застройку Рязанского проспекта».
***

Проект “Campo” / финалист
«Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»

В своем проекте преобразования двух кинотеатров авторы, по их собственному признанию, вдохновлялись авангардом 1930-х. Структурное же построение связано с образом наклонных площадей Италии – кампо (campo). Отсюда и название проекта. Нечто похожее «Студия-44» уже делала для Эрмитажа, где созданный амфитеатр успешно эксплуатируется. Такую же наклонную площадь-амфитеатр предлагается расположить в бывших зрительских залах «Восхода» и «Варшавы». Все пространство вокруг наполняется различными объемами, символизирующими городскую застройку. Каждый отдельный «дом» имеет свой автономный вход с улицы и из амфитеатра, свою структуру фасада и собственное функциональное назначение. Это либо библиотека, либо учебный центр, либо творческие мастерские. В самой верхней точке амфитеатра устроен ресторан.

«Здания», окружившие площадь, отличаются друг от друга по форме, размеру и высоте. За счет чего необычно решается внешний контур стен: при сохранении основной формы, внутренние объемы «протыкают» стены кинотеатров насквозь, выступая наружу цилиндрическими башнями и стеклянными кубами.
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»

Сергей Георгиевский:
«Проект «Студии 44» интересен с визуальной точки зрения, это архитектурный эксперимент, упражнение, но его сложно реализовать. Он предполагает создание внутри объектов ещё нескольких зданий и новых объемов, пронизывающих историческую «коробку», поэтому дорог в строительстве.

Команде, конечно, удалось придумать некий системный подход к обновлению типовых объектов, это выделяет работу среди других. Но они скорее дали ответ на вопрос реконструкции – улучшения архитектурного облика, а не на вопрос редевелопмента – изменение модели функционирования этих объектов. Программа набросана крупными мазками, а новые пространства организованы под конкретные функции, мало изменяемы».
***

Финалист
НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8

Серьезный и в значительной степени исследовательский проект данного консорциума был направлен на выявление запросов и интересов сообществ, населяющих оба рассматриваемых района. В случае с «Восходом» в ходе опроса и анкетирования различных групп населения удалось выявить, что жителям Рязанского района, помимо образовательного и досугового центра, остро не хватает сервиса бытовых и ремонтных услуг, фотостудии, а также спортивного блока. В обновленном здании бывшего кинотеатра авторы постарались разместить все те услуги, которые будут наиболее востребованы жителями. С «Варшавой» дело обстояло иначе. Здесь с учетом достаточного количества культурной и развлекательной инфраструктуры требовалось создать нечто новое и конкурентоспособное. Таким центром притяжения, способным сформировать сообщество вокруг себя, мог бы стать комплекс, целиком посвященный здоровому образу жизни – а это и спорт, и правильное питание, и занятия йогой, бассейн и многое другое. Здание бывшего кинотеатра объединено с парком длинной беговой дорожкой. Эксплуатируемая кровля превращена в спортивный парк, открытый и доступный всем горожанам.

Внутреннее пространство кинотеатров выстраивается по принципу обычного двора. Двор всегда воспринимался как небольшой локальный центр, место встречи, занятий спортом и игр с детьми. В переосмыслении архитекторов внутри зданий формируется так называемый «гипердвор», способный реализовывать огромное количество сценариев. Архитектурный облик обоих зданий авторы постарались сохранить и подчеркнуть, обогатив фасады дополнительными оконными проемами и входами.
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход». Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8

Сергей Георгиевский:
«Консорциум НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8 применили методологию вовлечения местных жителей в обсуждение важных городских изменений, они создали самый многочисленный консорциум. Работа в такой большой команде – это сам по себе необычный опыт, который дал яркое комплексное решение.

В случае «Восхода» команда предложила создать функцию локального двора, программу и наполнение которого определяют сами жители. В случае «Варшавы» они пошли другим путем – нащупали недостающую в ближайшем ареале функцию спорта и здорового образа жизни. При этом программа здания – это не просто фитнес-центр, это центр нового досуга, в котором созданы общественные пространства и сервисы для людей, объединенных темой спорта. Команда предложила, наверное, самую радикальную идею – сделать в кинозале бассейн. Она яркая, но дорога в реализации, к тому же помещение бассейна будет сложно потом перепрофилировать под другие функции.

Одна из самых удачных находок работы – это беговая дорожка на крыше, плавно уходящая в парк, это лучшая интеграция здания с городским пространством».
***

Финалист
Nowadays office + Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Проект преобразования кинотеатра «Восход» авторы назвали «Проект автономии». Изучив портрет местных жителей и поняв их запросы, они предложили модель досугового и образовательного центра. Первый этаж отведен под коммерческие функции. В пространстве бывшего зрительского зала создана городская гостиная. Вокруг нее по периметру расположились все основные помещения – кружковые и классные комнаты, кафе и анти-кафе, небольшие магазины с прозрачными витринами. На эксплуатируемой кровле создан небольшой игровой комплекс с детскими и спортивными площадками.

Утилитарный и экономичный объем кинотеатра снаружи решено акцентировать с помощью красочных билбордов, медиаэкранов, арт-объектов и надувных скульптур, ярко подсвеченных в ночное время. По мысли авторов, спальные и периферийные районы Москвы нуждаются в собственных достопримечательностях и создают их, причём подчас получается вычурно и гипертрофированно. Проект как раз и следует этой логике.
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Несколько спокойнее решен образ «Варшавы». Освобождая здание от временных наслоений и сохраняя его исторический облик, авторы привносят новые временные элементы, которые и восприниматься должны не иначе как таковые: скульптурный пандус, ведущий на кровлю, или «марсианский пейзаж» на крыше. Внутри единственным серьезным изменением структуры здания становится новое перекрытие, объединяющее первый этаж в единое, открывающееся в парк многофункциональное пространство.
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Сергей Георгиевский:
«У консорциума Nowadays office + Aventica получился самый смелый проект. Они не стали себя ограничивать в фантазии. С одной стороны, у них получилось сделать эти здания вновь заметными на карте города за счет объектов паблик-арт и смелых архитектурных форм, с другой – они чётко, в рамках предпроектной работы определили типологию будущих пользователей этих пространств, предложили основные сценарии смены функционального наполнения, просчитали экономическую модель. Но их проект – он «слишком смотрит в будущее».

Для «Восхода» бюро разработало каталог объектов (малых архитектурных форм, элементов дизайна и паблик-арт), которые могут сделать здание по-настоящему интересным».
***
 

28 Января 2016

Похожие статьи
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Пресса: Как бюро SVESMI переделает московские кинотеатры
Недавно завершился конкурс архитектурных проектов по реновации двух старых московских кинотеатров — «Варшавы» и «Восхода». Российско-нидерландское бюро SVESMI заняло первое место в конкурсе по «Восходу» и поделило первое место в конкурсе по «Варшаве» с консорциумом Спектрум+EMBT+А2ОМ.
Пресса: «Стильный демократизм»: как будут выглядеть кинотеатры...
Победителями открытого всероссийского конкурса на реконструкцию московских кинотеатров «Варшава» и «Восход» признаны архитектурный консорциум «Спектрум» + EMBT + А2ОМ и российско-голландское архбюро SVESMI. Об этом вчера объявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Пора в кино?
Что представляют собой советские кинотеатры Москвы и как оживить их, не уничтожив памятники архитектуры.
Пресса: Советский модернизм: будущее в прошедшем
Старт конкурса на редевелопмент двух типовых московских кинотеатров 1970-х годов – «Варшава» и «Восход» – вынес в более широкое публичное поле тему сохранения наследия архитектуры модернизма. В МСИ «Гараж» следом прошли посвященная модернизму научная конференция и дискуссия, приуроченная к началу конкурса.
Пресса: Старые московские кинотеатры ждет масштабная реконструкция
Во вторник стало известно, что девелопер ADG Group при поддержке Москомархитектуры объявил конкурс на реконструкцию двух старых московских кинотеатров — «Варшавы» и «Восхода». Эти объекты компания приобрела в конце 2014 года в пакете вместе с еще 37 московскими кинотеатрами. В ходе состоявшейся в Москве дискуссии представители девелопера рассказали, что все проекты будут индивидуальными — их разработка должна учитывать уровень развития инфраструктуры и потребности района, где располагается тот или иной объект. Эксперты, которые войдут в состав жюри, попросили потенциальных участников конкурса бережно отнестись к архитектурному облику зданий. Они подчеркнули, что даже типовые проекты, по которым строились кинотеатры в СССР, были высокого качества.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.