Хлеб вместо зрелищ

Пищевой рынок, гастролаборатория, фудкорт, центр научной фантастики Станислава Лема и широкий спектр услуг – всё это на базе старых московских кинотеатров «Варшава» и «Восход».

mainImg
26 января в музее современного искусства «Гараж» были названы победители открытого конкурса концепций редевелопмента двух советских кинотеатров «Варшава» и «Восход», иницированный девелоперской компанией ADG group при поддержке Москомархитектуры. Жюри одинаково понравились сразу два проектных предложения по преобразованию «Варшавы», поэтому победителями стали две команды – российско-голландское бюро SVESMI и консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ. Что касается «Восхода», то здесь лучшим безоговорочно был признан проект бюро SVESMI.

Мы уже рассказывали о судьбе и истории советских кинотеатров, которые в ближайшие годы планируется реконструировать, вдохнув в них новую жизнь, а в некоторых случаях – и новую функцию. Настоящий конкурс, объявленный 6 ноября, был призван дать старт началу этой глобальной реконструкции. Всего она затронет 39 кинотеатров, расположенных в периферийных районах Москвы. К каждому заказчик, компания ADG group, обещает подходить индивидуально, с учетом всех исторических и архитектурных особенностей здания и места, в котором оно построено.

Напомним, что к участию в конкурсе были приглашены все желающие. На первом этапе из общего числа заявок жюри выбрало пять финалистов. Они и занялись детальной проработкой предложений по обновлению «Восхода» и «Варшавы». Результат своей работы все пять конкурсантов представили в ходе подробных публичных презентаций, предшествовавших объявлению результатов конкурса. Организатором конкурса выступило агентство стратегического развития «ЦЕНТР», коммуникационный партнер – агентство «Правила общения».

Представляем проекты победителей и финалистов конкурса:

«Восход» / первое место
SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI

Компания российско-голландского бюро SVESMI, уже имеющая опыт реконструкции старых советских построек (в частности, бюро занималось редевелопментом библиотеки имени Достоевского), предложила максимально сохранить дух и форму существующего здания, насытив его новыми и разнообразными смыслами. Кинотеатр «Восход», не слишком удачно расположенный между транспортной магистралью и железной дорогой, по мнению авторов, должен получить интересную для жителей района, «корневую» функцию. Она привлечет жителей, оживит неблагополучный с точки зрения инфраструктуры Рязанский район и обеспечит коммерческую привлекательность давно пустующим площадям. И такой функцией в проекте становится пищевой рынок, который займет центральную часть здания, решенную в виде крытого атриума.

Обветшалую коробку кинотеатра предлагается реконструировать, сохранив каркас. При этом весь объем будет приподнят на один большой подиум, решенный в виде озелененной круглой платформы. Благодаря ее устройству удается акцентировать и выделить весьма лаконичный объем, а кроме того, организовать дополнительные входы в здание со всех сторон. Если в старом кинотеатре на город работал только один уличный фасад, то теперь активными становятся все четыре. Перед центральным входом и лестницей, ведущей в кинозал, возникает благоустроенная городская площадь на возвышенности. Некогда глухие стены теперь оказываются пробиты крупными стеклянными проемами. Самый заметный располагается со стороны главного фасада и акцентирует универсальный зал для проведения различных массовых мероприятий. Он выполняет роль городской гостиной. А наполняющее его светом огромное окно во всю стену с внутренней стороны оформляется с помощью символического театрального занавеса. Что-то вроде театрального занавеса, только из камня, появляется на одном из боковых фасадов рядом с активной перфорацией.

Тема театра становится одной из центральных внутри здания. Его атриумная часть, превращенная в рыночную площадь с легкими передвижными прилавками, напоминает шекспировский театр с широкими балконами по периметру.
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
***

«Варшава» / первое место
SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI

В проекте реконструкции кинотеатра «Варшава» SVESMI предложили сохранить его исторический облик и модернистский характер. Неудачно отремонтированному зданию предлагается вернуть прежний вид, освободив от керамогранита главный стеклянный фасад – он станет ещё выше прежнего за счет добавления одного этажа снизу. А белоснежный цвет бетона, возможно, с нанесением печати, сделает достаточно выразительный объем более современным.

Чтобы получить необходимый выход площадей, проектировщики предлагают разбить внутреннее пространство кинотеатра на отдельные этажи, но не совсем традиционным способом. Так, между первым и третьим этажами появляется наклонная плоскость в виде большого амфитеатра, служащего одновременно и концертным залом, и лестницей. Центральное входное лобби, играющее роль главного общественного пространства, на один уровень уходит под землю, но остается максимально открытым и наполненным светом. Вокруг него организована целая система нависающих балконов, занятых коммерческими функциями, кафе, магазинами и учебными центрами. Входы в здание организованы с двух уровней. На уровне дополнительного подземного этажа появятся стеклянные галереи, а выше – открытые летние террасы, связывающие «Варшаву» с окружающим здание парком.

Как и в случае с редевелопментом «Восхода», в данном проекте главной функцией становится рынок. В него можно попасть прямо с улицы, спустившись по широким лестницам или пандусам. Культура еды, по мнению авторов, сегодня играет крайне важную роль в жизни города и человека, она объединяет людей, привлекает их. Помимо этого, в бывшем кинотеатре планируется открыть библиотеку, детский и спортивный центры, организовать места общественного питания.
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI

Сергей Георгиевский,
руководитель организационного комитета конкурса, директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР»:

«Решения SVESMI наиболее гибкие из всех. В существующей экономической ситуации адаптивность не менее важна, чем эстетика и новизна. В проекте SVESMI, на мой взгляд, получилось всё объединить, сохранив всё лучшее от архитектуры исторических зданий. Их решения получились простыми и элегантными. Добавив дополнительный «цокольный» этаж и остеклив фасады, архитекторы фактически вернули здание городу.

Рынок внутри – это, с одной стороны решение проблемы: как сделать так, чтобы здание зарабатывало. С другой – культурный код: исторически город начинался с рыночной площади, где жители обменивались товарами, идеями, принимали важные решения. Создание новой рыночной площади внутри «Варшавы» и «Восхода» возвращает центральность этих мест в своих районах. В каждом проекте ключевым принципом организации пространства является «театральность». Что способствует вариативности его использования и просматриваемости пространства с улицы и разных его точек. Здесь постоянно происходит что-то новое, живое, общественно значимое, что притягивает людей».
***

«Варшава» / ещё одно первое место
Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ

Очевидно, что старый кинотеатр, расположенный в достаточно насыщенном районе города, не сможет конкурировать с соседним ТРЦ «Метрополис». Поэтому участники консорциума предложили наполнить здание совершенно новым смыслом, и так же, как и их коллеги по первому месту, SVESMI, сделали гастрономическую функцию основной и даже моно-функцией бывшего кинотеатра. Помимо рынка местных продуктов, расположенного в подвальном этаже, запланирована кулинарная школа для жителей района, фудкорт, рестораны, медиа-бары, конференц-залы, магазины кухонной утвари и хэнд-мейда, ярмарка и даже гастролаборатория.

Напоминанием о кино-прошлом здания станет просветительский «Центр научной фантастики имени Станислава Лема», который предлагается разместить на верхнем этаже с выходом на эксплуатируемую кровлю, где в теплое время будет работать летний кинотеатр, а зимой – каток. Всё это, по убеждению авторов проекта, сможет привлечь разные категории людей – не только местных жителей, офисных сотрудников, детей и их родителей, но и любителей научной фантастики со всего города.

Внутреннее пространство обновленного здания выстраивается вокруг большого атриума. Из него будут хорошо видны все помещения за светопрозрачными перегородками. Лестница, ведущая к центральному входному порталу, развернута в сторону станции метро «Войковская». Отдельно можно попасть в большое помещение рынка, а со стороны парка – в детский центр. Что же касается архитектурного образа, то к этому вопросу проектировщики подошли с долей юмора. Отталкиваясь от гастрономической тематики, они пришли к фольклорному образу скатерти-самобранки, а уже от него – к ажурной клеенчатой скатерти среднестатистической советской столовой. Узнаваемый рисунок может быть перенесен на стены здания, как орнамент перфорированных панелей или узор на матовом стекле.
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
***

«Восход» / финалист
Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ

Функции предложены самые разнообразные: спорт, развлечения, магазины, медиа-центры. Все это размещается в существующем объеме в отдельных ячейках, выстроенных вокруг центрального ядра атриума с амфитеатром, и напоминает невысокую этажерку с выступающими полками-террасами. Любопытна идея расположить внутри здания бюро территориального развития, которое станет главной дискуссионной и рабочей площадкой для междисциплинарных команд по улучшению качества жизни и благоустройства Рязанского района.

Согласно авторскому замыслу, привлечь поток посетителей сможет и яркая оболочка, способная создавать вау-эффект по примеру музея Гуггенхайма в Бильбао. Чему способствуют яркий желтый цвет облицовочных панелей, глубокий ребристый рельеф стен, опоясывающая здание стеклянная пристройка, служащая дополнительной галереей и центральным входом, и качественно благоустроенная площадь с перепадами высот, пандусами, лестницами и фонтаном. «Бильбао в ЮВАО» – шутливо назвали авторы свой проект, слегка иронизируя и над собой, и над приевшейся модой на пресловутый эффект.
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ

Сергей Георгиевский:
«Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ предложил для «Варшавы» экономически наиболее понятную программную модель – гастрономический центр. Кроме того, они создали яркий аттрактор – Центр научной фантастики имени Станислава Лема, который может стать точкой притяжения любителей научной фантастики со всего города. Эти решения привели команду в лидеры.

В случае «Восхода» запомнилась яркая оболочка, которая выступает символом изменений, добавляет красок в серую застройку Рязанского проспекта».
***

Проект “Campo” / финалист
«Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»

В своем проекте преобразования двух кинотеатров авторы, по их собственному признанию, вдохновлялись авангардом 1930-х. Структурное же построение связано с образом наклонных площадей Италии – кампо (campo). Отсюда и название проекта. Нечто похожее «Студия-44» уже делала для Эрмитажа, где созданный амфитеатр успешно эксплуатируется. Такую же наклонную площадь-амфитеатр предлагается расположить в бывших зрительских залах «Восхода» и «Варшавы». Все пространство вокруг наполняется различными объемами, символизирующими городскую застройку. Каждый отдельный «дом» имеет свой автономный вход с улицы и из амфитеатра, свою структуру фасада и собственное функциональное назначение. Это либо библиотека, либо учебный центр, либо творческие мастерские. В самой верхней точке амфитеатра устроен ресторан.

«Здания», окружившие площадь, отличаются друг от друга по форме, размеру и высоте. За счет чего необычно решается внешний контур стен: при сохранении основной формы, внутренние объемы «протыкают» стены кинотеатров насквозь, выступая наружу цилиндрическими башнями и стеклянными кубами.
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»

Сергей Георгиевский:
«Проект «Студии 44» интересен с визуальной точки зрения, это архитектурный эксперимент, упражнение, но его сложно реализовать. Он предполагает создание внутри объектов ещё нескольких зданий и новых объемов, пронизывающих историческую «коробку», поэтому дорог в строительстве.

Команде, конечно, удалось придумать некий системный подход к обновлению типовых объектов, это выделяет работу среди других. Но они скорее дали ответ на вопрос реконструкции – улучшения архитектурного облика, а не на вопрос редевелопмента – изменение модели функционирования этих объектов. Программа набросана крупными мазками, а новые пространства организованы под конкретные функции, мало изменяемы».
***

Финалист
НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8

Серьезный и в значительной степени исследовательский проект данного консорциума был направлен на выявление запросов и интересов сообществ, населяющих оба рассматриваемых района. В случае с «Восходом» в ходе опроса и анкетирования различных групп населения удалось выявить, что жителям Рязанского района, помимо образовательного и досугового центра, остро не хватает сервиса бытовых и ремонтных услуг, фотостудии, а также спортивного блока. В обновленном здании бывшего кинотеатра авторы постарались разместить все те услуги, которые будут наиболее востребованы жителями. С «Варшавой» дело обстояло иначе. Здесь с учетом достаточного количества культурной и развлекательной инфраструктуры требовалось создать нечто новое и конкурентоспособное. Таким центром притяжения, способным сформировать сообщество вокруг себя, мог бы стать комплекс, целиком посвященный здоровому образу жизни – а это и спорт, и правильное питание, и занятия йогой, бассейн и многое другое. Здание бывшего кинотеатра объединено с парком длинной беговой дорожкой. Эксплуатируемая кровля превращена в спортивный парк, открытый и доступный всем горожанам.

Внутреннее пространство кинотеатров выстраивается по принципу обычного двора. Двор всегда воспринимался как небольшой локальный центр, место встречи, занятий спортом и игр с детьми. В переосмыслении архитекторов внутри зданий формируется так называемый «гипердвор», способный реализовывать огромное количество сценариев. Архитектурный облик обоих зданий авторы постарались сохранить и подчеркнуть, обогатив фасады дополнительными оконными проемами и входами.
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход». Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8

Сергей Георгиевский:
«Консорциум НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8 применили методологию вовлечения местных жителей в обсуждение важных городских изменений, они создали самый многочисленный консорциум. Работа в такой большой команде – это сам по себе необычный опыт, который дал яркое комплексное решение.

В случае «Восхода» команда предложила создать функцию локального двора, программу и наполнение которого определяют сами жители. В случае «Варшавы» они пошли другим путем – нащупали недостающую в ближайшем ареале функцию спорта и здорового образа жизни. При этом программа здания – это не просто фитнес-центр, это центр нового досуга, в котором созданы общественные пространства и сервисы для людей, объединенных темой спорта. Команда предложила, наверное, самую радикальную идею – сделать в кинозале бассейн. Она яркая, но дорога в реализации, к тому же помещение бассейна будет сложно потом перепрофилировать под другие функции.

Одна из самых удачных находок работы – это беговая дорожка на крыше, плавно уходящая в парк, это лучшая интеграция здания с городским пространством».
***

Финалист
Nowadays office + Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Проект преобразования кинотеатра «Восход» авторы назвали «Проект автономии». Изучив портрет местных жителей и поняв их запросы, они предложили модель досугового и образовательного центра. Первый этаж отведен под коммерческие функции. В пространстве бывшего зрительского зала создана городская гостиная. Вокруг нее по периметру расположились все основные помещения – кружковые и классные комнаты, кафе и анти-кафе, небольшие магазины с прозрачными витринами. На эксплуатируемой кровле создан небольшой игровой комплекс с детскими и спортивными площадками.

Утилитарный и экономичный объем кинотеатра снаружи решено акцентировать с помощью красочных билбордов, медиаэкранов, арт-объектов и надувных скульптур, ярко подсвеченных в ночное время. По мысли авторов, спальные и периферийные районы Москвы нуждаются в собственных достопримечательностях и создают их, причём подчас получается вычурно и гипертрофированно. Проект как раз и следует этой логике.
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Несколько спокойнее решен образ «Варшавы». Освобождая здание от временных наслоений и сохраняя его исторический облик, авторы привносят новые временные элементы, которые и восприниматься должны не иначе как таковые: скульптурный пандус, ведущий на кровлю, или «марсианский пейзаж» на крыше. Внутри единственным серьезным изменением структуры здания становится новое перекрытие, объединяющее первый этаж в единое, открывающееся в парк многофункциональное пространство.
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Сергей Георгиевский:
«У консорциума Nowadays office + Aventica получился самый смелый проект. Они не стали себя ограничивать в фантазии. С одной стороны, у них получилось сделать эти здания вновь заметными на карте города за счет объектов паблик-арт и смелых архитектурных форм, с другой – они чётко, в рамках предпроектной работы определили типологию будущих пользователей этих пространств, предложили основные сценарии смены функционального наполнения, просчитали экономическую модель. Но их проект – он «слишком смотрит в будущее».

Для «Восхода» бюро разработало каталог объектов (малых архитектурных форм, элементов дизайна и паблик-арт), которые могут сделать здание по-настоящему интересным».
***
 

28 Января 2016

Похожие статьи
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Пресса: Как бюро SVESMI переделает московские кинотеатры
Недавно завершился конкурс архитектурных проектов по реновации двух старых московских кинотеатров — «Варшавы» и «Восхода». Российско-нидерландское бюро SVESMI заняло первое место в конкурсе по «Восходу» и поделило первое место в конкурсе по «Варшаве» с консорциумом Спектрум+EMBT+А2ОМ.
Пресса: «Стильный демократизм»: как будут выглядеть кинотеатры...
Победителями открытого всероссийского конкурса на реконструкцию московских кинотеатров «Варшава» и «Восход» признаны архитектурный консорциум «Спектрум» + EMBT + А2ОМ и российско-голландское архбюро SVESMI. Об этом вчера объявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Пора в кино?
Что представляют собой советские кинотеатры Москвы и как оживить их, не уничтожив памятники архитектуры.
Пресса: Советский модернизм: будущее в прошедшем
Старт конкурса на редевелопмент двух типовых московских кинотеатров 1970-х годов – «Варшава» и «Восход» – вынес в более широкое публичное поле тему сохранения наследия архитектуры модернизма. В МСИ «Гараж» следом прошли посвященная модернизму научная конференция и дискуссия, приуроченная к началу конкурса.
Пресса: Старые московские кинотеатры ждет масштабная реконструкция
Во вторник стало известно, что девелопер ADG Group при поддержке Москомархитектуры объявил конкурс на реконструкцию двух старых московских кинотеатров — «Варшавы» и «Восхода». Эти объекты компания приобрела в конце 2014 года в пакете вместе с еще 37 московскими кинотеатрами. В ходе состоявшейся в Москве дискуссии представители девелопера рассказали, что все проекты будут индивидуальными — их разработка должна учитывать уровень развития инфраструктуры и потребности района, где располагается тот или иной объект. Эксперты, которые войдут в состав жюри, попросили потенциальных участников конкурса бережно отнестись к архитектурному облику зданий. Они подчеркнули, что даже типовые проекты, по которым строились кинотеатры в СССР, были высокого качества.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.