Летний МАРШ

Подробный рассказ о летнем подготовительном курсе Школы МАРШ – Portfolio School.

mainImg
Двухнедельный курс Portfolio School прошел в МАРШ с 3 по 16 августа этого года. Это был первый опыт, по сути – эксперимент. Его цель – помочь будущим студентам правильно подготовиться к поступлению в бакалавриат МАРШ (его программа была разработана совместно с факультетом архитектуры The CASS в London Metropolitan University и рассчитана на три года обучения). Абитуриенты продемонстрировали высокий уровень подготовки, но одновременно стала заметна общая для большинства проблема – неумение доходчиво и ярко рассказать о себе с помощью портфолио. Тогда и возникла идея запустить небольшую летнюю программу с говорящим само за себя названием Portfolio School – «школа портфолио». Однако инициаторы курса настаивают, что в этой мини-школе не только учат делать качественные профессиональные портфолио, но и повышают общеобразовательный и культурный уровень учащихся, «погружают» их в профессию и предстоящий образовательный процесс.
Летний подготовительный курс Portfolio school в школе МАРШ. Из презентации Рубена Аракеляна
Рубен Аракелян с абитуриентами. Фотография из презентации Рубена Аракеляна

Руководителем школы стал сооснователь архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян, который будет курировать модуль «Профессиональные навыки» в бакалавриате МАРШа. К работе с будущими студентами были привлечены специалисты из самых разных областей – московские художники Мария Покровская и Евгений Монахов, архитектурный фотограф Юрий Пальмин, архитектурный критик Александр Острогорский. Таким образом, абитуриенты получили возможность не только поучиться, узнав самые разные стороны профессии, но и познакомиться и даже подружиться с ее преподавателями.

Первую неделю курса полностью посвятили «материальным», техническим навыкам архитектора – умению работать с графической презентацией и изображением на плоскости с помощью графических и живописных техник, наблюдать и исследовать контекст, выявлять особенности места, изготавливать макет, моделировать и т.п. Упражнения сводились в целом к развитию у будущих архитекторов навыков наблюдения, интерпретации, рефлексии и созидания. На второй неделе обучения слушателям было предложено познакомиться с «нематериальными» навыками. В эту категорию попали искусство архитектурной фотографии и принципы работы с текстом и устной презентацией. С самого первого дня слушатели курса оказались целиком вовлечены в работу, причем методика предполагала и насыщенный лекционный курс, и непростые практические занятия, и серьезное обсуждение пройденного материала, предполагающее честную критику со стороны сокурсников и преподавателей. Занятия длились с утра до вечера, но разнообразие программы не давало утомиться, тем более – заскучать.
Place. Объект для исследования на территории Artplay © Из презентации Рубена Аракеляна

Знакомство с МАРШем началось с лекции Рубена Аракеляна, посвященной истории и природе портфолио. От теории тут же перешли к практике: в качестве конкретного примера был выбран объект на территории Artplay – небольшой сегмент городской среды 3х3х3 метра, который при своих скромных размерах соединил в себе многочисленные слои города и его отличительные особенности. Посмотреть на объект по-новому, детально изучить ситуацию, разобрать его по слоям, подметить, как он освещается, как дышит, как живет, какие люди и функции его наполняют – вот только краткий перечень задач, поставленных перед ребятами. Причем многие из них анализировали участок и окружение, изображали фасад и разрез здания впервые и вместе с этим учились смотреть на город по-новому – не как обыватели, а как архитекторы. Пожалуй, самым неожиданным заданием стала необходимость разобрать здание на слои – фактур, материалов, света и тени. Нарисовать черной тушью одну лишь тень, отдельно от предмета – казалось бы, просто, но ведь никому прежде это даже в голову не приходило, а получилось у всех очень красиво, живо. Свои работы – наброски, рисунки, чертежи – студенты показывали друг другу каждый вечер по завершении учебного дня на мини-выставках, бывших важной частью образовательного процесса.
Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © Дарья Котельник
Технические навыки. Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © Дарья Котельник
Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © из презентации Рубена Аракеляна

Мария Покровская прочитала студентам лекцию про живописное изображение на плоскости. А дальше Рубен вместе с Марией предложили продолжить работу по формированию скетчбука – «дневника настоящего архитектора». И это не просто зарисовки на последней странице школьной тетради, а осмысленные архитектурные сюжеты, в которых читалось бы и понимание места, и внимательное наблюдение, и умение подмечать интересные, акцентные детали, выявлять главное. Многие слушатели потом признавались, что, проведя несколько часов за рисованием маленького кирпичного фрагмента здания, стали совершенно иначе на него смотреть: кому-то он стал особенно дорог – так, что хотелось сохранить в неизменности и чистоте каждую его линию, а у кого-то родилась идея, как сделать его еще более ценным и самобытным. Многие и на здания в целом стали смотреть совершенно по-другому: «Как будто сознание за одну ночь перезагрузилось», – пояснила одна из абитуриенток.
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Мария Екушевская
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Анна Бабат
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Мария Екушевская
Первый взгляд. Наблюдение за объектом. Фактура и цвет © Мария Сажина
Архитектурная фотография. Съемка макета © Алиса Бунятова

Вторая неделя обучения после единственного, мгновенно промелькнувшего выходного воскресного дня началась с фотографии. Занятия с Юрием Пальминым студентам запомнились особо. Кроме содержательной лекции, посвященной истории фотографии сквозь призму личности фотохудожников, он провел мастер-класс по фотосъемке. Фотографировали новое здание Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького, и, несмотря на очень разнящийся уровень подготовки – некоторые слушатели давно увлекаются фотографией, другие же никогда этим не занимались, результат удивил своим высоким качеством. Чувствовать архитектуру почти тактильно, добиваться ее объемного изображения, находить неожиданные ракурсы – удалось все.
Архитектурная фотография. Съёмки в музее современного искусства «Гараж» © Мария Екушевская
Архитектурная фотография © Артем Абгарян

Искусству писать, говорить и рассказывать учил Александр Острогорский. Он предложил нечто вроде игры, в которой каждый должен сходу, без подготовки рассказать о себе – по сути, сделать короткую самопрезентацию. Преподаватель начал с себя, а продолжили самые смелые студенты. Конечно, сначала стеснялись, робели, а потом нащупали и схему, и рамки рассказа, актуального в данной ситуации. Как объяснил Александр, все они сделали это интуитивно и абсолютно верно, но только во время обсуждения услышанного научились осознанно подходить к вопросу, выявлять границы той или иной истории, самые важные, ключевые ее аспекты. Итогом работы стал текст, написанный каждым абитуриентом для своего портфолио.
Слушатели летнего подготовительного курса. Фотография из презентации Рубена Аракеляна

На исходе второй недели Рубен Аракелян сделал абитуриентам настоящий подарок – целый день экскурсий по самым крупным мастерским столицы. В списке оказались «Проект Меганом», «Цимайло&Ляшенко», Wowhaus, FASt, «Архитекторы АСС» и WALL – бюро, руководителями которого являются сам Рубен и его партнер, главный архитектор Айк Навасардян. Юрий Григорян, Олег Шапиро, Александр Цимайло, Николай Ляшенко и другие именитые архитекторы подробно рассказывали, как работают их бюро, с какими трудностями каждый день сталкивается практикующий архитектор и как он их преодолевает. Студенты забрасывали своих старших коллег вопросами – причем не только о работе, и, наверное, после такого насыщенного дня каждый нарисовал себе свое будущее.
Скетчбук. Наблюдение за объектом © Из презентации Рубена Аракеляна

Основная часть обучения уже была пройдена, но впереди оставался не менее важный этап – подготовить, сверстать и самостоятельно презентовать перед многочисленной публикой свою работу. Все свои мысли и суждения, очень изменившиеся за две недели, нужно было собрать на нескольких страницах и на примере одного крохотного объекта суметь рассказать о себе самом. На помощь снова пришел руководитель курса. Рубен Аракелян предложил слушателям определенный стандарт верстки и подачи портфолио в электронном виде. Шаг, с одной стороны, неоднозначный – ведь задача состояла в том, чтобы научить их делать это самостоятельно – а, с другой стороны, вполне оправданный. Как объясняет сам Рубен, «это было сделано осознанно, чтобы приучить их к какому-то вкусу. Конечно, потом они обязаны будут выработать свой стиль, но за две недели этого сделать невозможно. А так у работ появился более высокий уровень, планка качества, которой теперь они обязаны будут соответствовать». Интересно, что каждое портфолио было предложено начать с одного изображения и всего одного слова, характеризующих прожитые 13 дней в Школе МАРШ.

Публикуем комментарии преподавателей и слушателей летнего подготовительного курса Portfolio School:


Рубен Аракелян,
руководитель курса:

«Portfolio School – это своего рода тест-драйв первого семестра обучения. За 13 дней мы постарались погрузить абитуриентов в профессию, повысить их общекультурный уровень, расширить кругозор, познакомить с самыми разными формами высказывания – и это не только макеты, живопись и графика, но также фотография, текст, презентация, даже музыка. Было особенно важно охватить самые разные и, казалось бы, напрямую не связанные с архитектурой области знаний. Многие известные архитекторы, от Палладио до Петера Цумтора, не имели специального архитектурного образования, но это только помогло им добиться успеха. Ведь чем шире круг навыков, тем больше шансов стать хорошим архитектором. Поэтому мы с особым удовольствием приветствовали абитуриентов с экономическим, искусствоведческим, техническим образованием.

Практическое задание, которое я предложил слушателям, называлось Place. Объект – 27 кубических метров, на примере которого мы постарались объяснить, что все начинается с места. Место – это первоисточник архитектурной формы. Архитектор должен уметь ограничивать пространство, защищать и приспосабливать его. Было интересно показать, как один маленький городской сегмент отображает суть и историю целой Москвы. Мы намеренно выбрали очень сложное место, где пересекаются разные состояния города – экстерьер, интерьер, малые формы, ландшафт, зелень, человек. Все это необходимо было увидеть, зафиксировать с помощью различных художественных техник и осмыслить в масштабах городской среды. Таким образом, всего за несколько дней ребята примерили на себя роль ученых, исследователей, художников, архитекторов.

Некоторые работы хочется отметить отдельно. Например, Мария Екушевская неожиданно сменила масштаб. Нарисовав кирпичную кладку, увидела в ней модель, карту города, где кирпичи – это здания, объемы, а бетонный раствор – улицы и переулки. Александра Щербакова предложила минимальные изменения, повесив большое зеркало. Ее проект получился очень красивым. Некоторые ничего не захотели менять в существующем объекте, но в этом случае я просил их написать более развернутый текст, чтобы обосновать свое решение.
Наблюдение за объектом. Кирпичная кладка как карта города © Мария Екушевская

Моей основной задачей было познакомить слушателей с таким особенным жанром, как портфолио. Но я решил существенно расширить программу этого курса, как и программу своего основного модуля в бакалавриате. Портфолио – это не отчетная работа. Это самокритика, коллекция историй. Когда ребята на первое занятие принесли свои портфолио, стало очевидно, что практически не одно из них не имеет нужных качеств. У всех была развита только одна сторона – художественная, тогда как аналитическая вообще отсутствовала. Однако то, что мы получили в конце, как мне кажется, полностью перевернуло их представление и сознание. Я думаю, они сами не ожидали такого результата».

Юрий Пальмин,
преподаватель:

«Задачей моего курса было знакомство студентов с архитектурной фотографией. Мы начали с вводной лекции об истории фотографической репрезентации архитектуры: от зарождения профессии в середине XIX века до ее зыбкого и противоречивого настоящего. Следующим шагом стала прогулка по территории Artplay. Мы старались обращать внимание на особенности фотографирования архитектуры на примерах уже знакомых студентам зон, фигурировавших в их основных заданиях. Утром второго дня мы встретились в Музее современного искусства «Гараж», где обсудили роль фотографии в критическом осмыслении современной архитектуры и провели реальную сессию съемки обложки журнала Garage по эскизу Рема Колхаса. Вторую половину этого же дня мы посвятили критическому просмотру фотографий студентов и обзору нескольких моих проектов. Помимо этого, очень полезной оказалась короткая съемка макетов, сделанных студентами в рамках курса Евгения Монахова. Съемка проходила в фотостудии БВШД с использованием профессионального осветительного оборудования».
Архитектурная фотография. Съемка макета © Александра Щербакова

Александр Острогорский,
преподаватель:

«Эта школа, как мне кажется, дала потенциал для саморазвития всех ее участников. Причем этот потенциал можно использовать во всех сферах жизни – не только для создания архитектурного портфолио для поступления в вуз. В рамках программы по работе с текстом мы постарались дать участникам инструмент, с помощью которого они могут конструировать тексты, связанные с презентацией. Начали с самопрезентации экспромтом. Понятно, что все рассказы крутились вокруг одних и тех же тем. Но в этом и был смысл, поскольку сама ситуация определяет рамки выступления. Истории студентов стали тем исходным материалом, который потом позволил нам, обсудив его, понять, откуда эти рамки появляются и как научиться их определять осознанно, а не интуитивно. Следующим шагом стали видеолекции известных архитекторов, которые, по сути, тоже являются самопрезентацией, но построены иначе, вокруг самых важных для архитектора аспектов истории его профессиональной деятельности. Конечной целью нашего курса был текст для портфолио. Мне было важно направить мысли студентов, но каждый сам решал, какую историю он хочет рассказать. Дальше мы обсудили, какие тексты они хотят, чтобы у них появились, о чем они хотят сказать в своем портфолио, какую историю они должны рассказать. Как мне кажется, получились небольшие, но емкие высказывания и тезисы об архитектуре или выполненном проекте».

Артем Абгарян,
слушатель:

«После этого летнего курса я переосмыслил свое отношение к архитектуре, стал мыслить глубже. Важно, что мы получили возможность сразу познакомиться со всеми преподавателями – они замечательные. Теперь я очень надеюсь продолжить свое обучение в МАРШ».

Мария Екушевская,
слушатель:

«МАРШ дал возможность научиться по-новому оценивать пространство – например, видеть в обычной кладке кирпича масштаб города. А также понять, что в некоторых случаях сохранение объекта в нетронутом виде гораздо ценнее, чем новые привнесения».

Алиса Бунятова,
слушатель:

«Я поняла, что архитектура – это не просто форма. Архитектура начинается с анализа местности, а на ее восприятие влияет множество деталей. Я узнала, что тень может совершенно преобразить форму. Я научилась переводить объемное изображение в двухмерное. А в результате в предложенном нам объекте я увидела, как мне кажется, главное – необходимость вернуть ему идентичность, очистить от ненужных современных наслоений».

Всего в подготовительном курсе приняло участие четырнадцать абитуриентов и практически все они, за исключением тех, что еще не окончили среднюю школу, после двухнедельной программы выразили желание учиться в МАРШ. Надо сказать, что погружение в предстоящий образовательный процесс получилось полным. Все было по-настоящему, оттого и решение всерьез посвятить себя профессии архитектора для многих после Portfolio School стало окончательным и бесповоротным.

27 Августа 2015

Похожие статьи
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.