Летний МАРШ

Подробный рассказ о летнем подготовительном курсе Школы МАРШ – Portfolio School.

mainImg
Двухнедельный курс Portfolio School прошел в МАРШ с 3 по 16 августа этого года. Это был первый опыт, по сути – эксперимент. Его цель – помочь будущим студентам правильно подготовиться к поступлению в бакалавриат МАРШ (его программа была разработана совместно с факультетом архитектуры The CASS в London Metropolitan University и рассчитана на три года обучения). Абитуриенты продемонстрировали высокий уровень подготовки, но одновременно стала заметна общая для большинства проблема – неумение доходчиво и ярко рассказать о себе с помощью портфолио. Тогда и возникла идея запустить небольшую летнюю программу с говорящим само за себя названием Portfolio School – «школа портфолио». Однако инициаторы курса настаивают, что в этой мини-школе не только учат делать качественные профессиональные портфолио, но и повышают общеобразовательный и культурный уровень учащихся, «погружают» их в профессию и предстоящий образовательный процесс.
Летний подготовительный курс Portfolio school в школе МАРШ. Из презентации Рубена Аракеляна
Рубен Аракелян с абитуриентами. Фотография из презентации Рубена Аракеляна

Руководителем школы стал сооснователь архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян, который будет курировать модуль «Профессиональные навыки» в бакалавриате МАРШа. К работе с будущими студентами были привлечены специалисты из самых разных областей – московские художники Мария Покровская и Евгений Монахов, архитектурный фотограф Юрий Пальмин, архитектурный критик Александр Острогорский. Таким образом, абитуриенты получили возможность не только поучиться, узнав самые разные стороны профессии, но и познакомиться и даже подружиться с ее преподавателями.

Первую неделю курса полностью посвятили «материальным», техническим навыкам архитектора – умению работать с графической презентацией и изображением на плоскости с помощью графических и живописных техник, наблюдать и исследовать контекст, выявлять особенности места, изготавливать макет, моделировать и т.п. Упражнения сводились в целом к развитию у будущих архитекторов навыков наблюдения, интерпретации, рефлексии и созидания. На второй неделе обучения слушателям было предложено познакомиться с «нематериальными» навыками. В эту категорию попали искусство архитектурной фотографии и принципы работы с текстом и устной презентацией. С самого первого дня слушатели курса оказались целиком вовлечены в работу, причем методика предполагала и насыщенный лекционный курс, и непростые практические занятия, и серьезное обсуждение пройденного материала, предполагающее честную критику со стороны сокурсников и преподавателей. Занятия длились с утра до вечера, но разнообразие программы не давало утомиться, тем более – заскучать.
Place. Объект для исследования на территории Artplay © Из презентации Рубена Аракеляна

Знакомство с МАРШем началось с лекции Рубена Аракеляна, посвященной истории и природе портфолио. От теории тут же перешли к практике: в качестве конкретного примера был выбран объект на территории Artplay – небольшой сегмент городской среды 3х3х3 метра, который при своих скромных размерах соединил в себе многочисленные слои города и его отличительные особенности. Посмотреть на объект по-новому, детально изучить ситуацию, разобрать его по слоям, подметить, как он освещается, как дышит, как живет, какие люди и функции его наполняют – вот только краткий перечень задач, поставленных перед ребятами. Причем многие из них анализировали участок и окружение, изображали фасад и разрез здания впервые и вместе с этим учились смотреть на город по-новому – не как обыватели, а как архитекторы. Пожалуй, самым неожиданным заданием стала необходимость разобрать здание на слои – фактур, материалов, света и тени. Нарисовать черной тушью одну лишь тень, отдельно от предмета – казалось бы, просто, но ведь никому прежде это даже в голову не приходило, а получилось у всех очень красиво, живо. Свои работы – наброски, рисунки, чертежи – студенты показывали друг другу каждый вечер по завершении учебного дня на мини-выставках, бывших важной частью образовательного процесса.
Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © Дарья Котельник
Технические навыки. Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © Дарья Котельник
Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © из презентации Рубена Аракеляна

Мария Покровская прочитала студентам лекцию про живописное изображение на плоскости. А дальше Рубен вместе с Марией предложили продолжить работу по формированию скетчбука – «дневника настоящего архитектора». И это не просто зарисовки на последней странице школьной тетради, а осмысленные архитектурные сюжеты, в которых читалось бы и понимание места, и внимательное наблюдение, и умение подмечать интересные, акцентные детали, выявлять главное. Многие слушатели потом признавались, что, проведя несколько часов за рисованием маленького кирпичного фрагмента здания, стали совершенно иначе на него смотреть: кому-то он стал особенно дорог – так, что хотелось сохранить в неизменности и чистоте каждую его линию, а у кого-то родилась идея, как сделать его еще более ценным и самобытным. Многие и на здания в целом стали смотреть совершенно по-другому: «Как будто сознание за одну ночь перезагрузилось», – пояснила одна из абитуриенток.
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Мария Екушевская
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Анна Бабат
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Мария Екушевская
Первый взгляд. Наблюдение за объектом. Фактура и цвет © Мария Сажина
Архитектурная фотография. Съемка макета © Алиса Бунятова

Вторая неделя обучения после единственного, мгновенно промелькнувшего выходного воскресного дня началась с фотографии. Занятия с Юрием Пальминым студентам запомнились особо. Кроме содержательной лекции, посвященной истории фотографии сквозь призму личности фотохудожников, он провел мастер-класс по фотосъемке. Фотографировали новое здание Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького, и, несмотря на очень разнящийся уровень подготовки – некоторые слушатели давно увлекаются фотографией, другие же никогда этим не занимались, результат удивил своим высоким качеством. Чувствовать архитектуру почти тактильно, добиваться ее объемного изображения, находить неожиданные ракурсы – удалось все.
Архитектурная фотография. Съёмки в музее современного искусства «Гараж» © Мария Екушевская
Архитектурная фотография © Артем Абгарян

Искусству писать, говорить и рассказывать учил Александр Острогорский. Он предложил нечто вроде игры, в которой каждый должен сходу, без подготовки рассказать о себе – по сути, сделать короткую самопрезентацию. Преподаватель начал с себя, а продолжили самые смелые студенты. Конечно, сначала стеснялись, робели, а потом нащупали и схему, и рамки рассказа, актуального в данной ситуации. Как объяснил Александр, все они сделали это интуитивно и абсолютно верно, но только во время обсуждения услышанного научились осознанно подходить к вопросу, выявлять границы той или иной истории, самые важные, ключевые ее аспекты. Итогом работы стал текст, написанный каждым абитуриентом для своего портфолио.
Слушатели летнего подготовительного курса. Фотография из презентации Рубена Аракеляна

На исходе второй недели Рубен Аракелян сделал абитуриентам настоящий подарок – целый день экскурсий по самым крупным мастерским столицы. В списке оказались «Проект Меганом», «Цимайло&Ляшенко», Wowhaus, FASt, «Архитекторы АСС» и WALL – бюро, руководителями которого являются сам Рубен и его партнер, главный архитектор Айк Навасардян. Юрий Григорян, Олег Шапиро, Александр Цимайло, Николай Ляшенко и другие именитые архитекторы подробно рассказывали, как работают их бюро, с какими трудностями каждый день сталкивается практикующий архитектор и как он их преодолевает. Студенты забрасывали своих старших коллег вопросами – причем не только о работе, и, наверное, после такого насыщенного дня каждый нарисовал себе свое будущее.
Скетчбук. Наблюдение за объектом © Из презентации Рубена Аракеляна

Основная часть обучения уже была пройдена, но впереди оставался не менее важный этап – подготовить, сверстать и самостоятельно презентовать перед многочисленной публикой свою работу. Все свои мысли и суждения, очень изменившиеся за две недели, нужно было собрать на нескольких страницах и на примере одного крохотного объекта суметь рассказать о себе самом. На помощь снова пришел руководитель курса. Рубен Аракелян предложил слушателям определенный стандарт верстки и подачи портфолио в электронном виде. Шаг, с одной стороны, неоднозначный – ведь задача состояла в том, чтобы научить их делать это самостоятельно – а, с другой стороны, вполне оправданный. Как объясняет сам Рубен, «это было сделано осознанно, чтобы приучить их к какому-то вкусу. Конечно, потом они обязаны будут выработать свой стиль, но за две недели этого сделать невозможно. А так у работ появился более высокий уровень, планка качества, которой теперь они обязаны будут соответствовать». Интересно, что каждое портфолио было предложено начать с одного изображения и всего одного слова, характеризующих прожитые 13 дней в Школе МАРШ.

Публикуем комментарии преподавателей и слушателей летнего подготовительного курса Portfolio School:


Рубен Аракелян,
руководитель курса:

«Portfolio School – это своего рода тест-драйв первого семестра обучения. За 13 дней мы постарались погрузить абитуриентов в профессию, повысить их общекультурный уровень, расширить кругозор, познакомить с самыми разными формами высказывания – и это не только макеты, живопись и графика, но также фотография, текст, презентация, даже музыка. Было особенно важно охватить самые разные и, казалось бы, напрямую не связанные с архитектурой области знаний. Многие известные архитекторы, от Палладио до Петера Цумтора, не имели специального архитектурного образования, но это только помогло им добиться успеха. Ведь чем шире круг навыков, тем больше шансов стать хорошим архитектором. Поэтому мы с особым удовольствием приветствовали абитуриентов с экономическим, искусствоведческим, техническим образованием.

Практическое задание, которое я предложил слушателям, называлось Place. Объект – 27 кубических метров, на примере которого мы постарались объяснить, что все начинается с места. Место – это первоисточник архитектурной формы. Архитектор должен уметь ограничивать пространство, защищать и приспосабливать его. Было интересно показать, как один маленький городской сегмент отображает суть и историю целой Москвы. Мы намеренно выбрали очень сложное место, где пересекаются разные состояния города – экстерьер, интерьер, малые формы, ландшафт, зелень, человек. Все это необходимо было увидеть, зафиксировать с помощью различных художественных техник и осмыслить в масштабах городской среды. Таким образом, всего за несколько дней ребята примерили на себя роль ученых, исследователей, художников, архитекторов.

Некоторые работы хочется отметить отдельно. Например, Мария Екушевская неожиданно сменила масштаб. Нарисовав кирпичную кладку, увидела в ней модель, карту города, где кирпичи – это здания, объемы, а бетонный раствор – улицы и переулки. Александра Щербакова предложила минимальные изменения, повесив большое зеркало. Ее проект получился очень красивым. Некоторые ничего не захотели менять в существующем объекте, но в этом случае я просил их написать более развернутый текст, чтобы обосновать свое решение.
Наблюдение за объектом. Кирпичная кладка как карта города © Мария Екушевская

Моей основной задачей было познакомить слушателей с таким особенным жанром, как портфолио. Но я решил существенно расширить программу этого курса, как и программу своего основного модуля в бакалавриате. Портфолио – это не отчетная работа. Это самокритика, коллекция историй. Когда ребята на первое занятие принесли свои портфолио, стало очевидно, что практически не одно из них не имеет нужных качеств. У всех была развита только одна сторона – художественная, тогда как аналитическая вообще отсутствовала. Однако то, что мы получили в конце, как мне кажется, полностью перевернуло их представление и сознание. Я думаю, они сами не ожидали такого результата».

Юрий Пальмин,
преподаватель:

«Задачей моего курса было знакомство студентов с архитектурной фотографией. Мы начали с вводной лекции об истории фотографической репрезентации архитектуры: от зарождения профессии в середине XIX века до ее зыбкого и противоречивого настоящего. Следующим шагом стала прогулка по территории Artplay. Мы старались обращать внимание на особенности фотографирования архитектуры на примерах уже знакомых студентам зон, фигурировавших в их основных заданиях. Утром второго дня мы встретились в Музее современного искусства «Гараж», где обсудили роль фотографии в критическом осмыслении современной архитектуры и провели реальную сессию съемки обложки журнала Garage по эскизу Рема Колхаса. Вторую половину этого же дня мы посвятили критическому просмотру фотографий студентов и обзору нескольких моих проектов. Помимо этого, очень полезной оказалась короткая съемка макетов, сделанных студентами в рамках курса Евгения Монахова. Съемка проходила в фотостудии БВШД с использованием профессионального осветительного оборудования».
Архитектурная фотография. Съемка макета © Александра Щербакова

Александр Острогорский,
преподаватель:

«Эта школа, как мне кажется, дала потенциал для саморазвития всех ее участников. Причем этот потенциал можно использовать во всех сферах жизни – не только для создания архитектурного портфолио для поступления в вуз. В рамках программы по работе с текстом мы постарались дать участникам инструмент, с помощью которого они могут конструировать тексты, связанные с презентацией. Начали с самопрезентации экспромтом. Понятно, что все рассказы крутились вокруг одних и тех же тем. Но в этом и был смысл, поскольку сама ситуация определяет рамки выступления. Истории студентов стали тем исходным материалом, который потом позволил нам, обсудив его, понять, откуда эти рамки появляются и как научиться их определять осознанно, а не интуитивно. Следующим шагом стали видеолекции известных архитекторов, которые, по сути, тоже являются самопрезентацией, но построены иначе, вокруг самых важных для архитектора аспектов истории его профессиональной деятельности. Конечной целью нашего курса был текст для портфолио. Мне было важно направить мысли студентов, но каждый сам решал, какую историю он хочет рассказать. Дальше мы обсудили, какие тексты они хотят, чтобы у них появились, о чем они хотят сказать в своем портфолио, какую историю они должны рассказать. Как мне кажется, получились небольшие, но емкие высказывания и тезисы об архитектуре или выполненном проекте».

Артем Абгарян,
слушатель:

«После этого летнего курса я переосмыслил свое отношение к архитектуре, стал мыслить глубже. Важно, что мы получили возможность сразу познакомиться со всеми преподавателями – они замечательные. Теперь я очень надеюсь продолжить свое обучение в МАРШ».

Мария Екушевская,
слушатель:

«МАРШ дал возможность научиться по-новому оценивать пространство – например, видеть в обычной кладке кирпича масштаб города. А также понять, что в некоторых случаях сохранение объекта в нетронутом виде гораздо ценнее, чем новые привнесения».

Алиса Бунятова,
слушатель:

«Я поняла, что архитектура – это не просто форма. Архитектура начинается с анализа местности, а на ее восприятие влияет множество деталей. Я узнала, что тень может совершенно преобразить форму. Я научилась переводить объемное изображение в двухмерное. А в результате в предложенном нам объекте я увидела, как мне кажется, главное – необходимость вернуть ему идентичность, очистить от ненужных современных наслоений».

Всего в подготовительном курсе приняло участие четырнадцать абитуриентов и практически все они, за исключением тех, что еще не окончили среднюю школу, после двухнедельной программы выразили желание учиться в МАРШ. Надо сказать, что погружение в предстоящий образовательный процесс получилось полным. Все было по-настоящему, оттого и решение всерьез посвятить себя профессии архитектора для многих после Portfolio School стало окончательным и бесповоротным.

27 Августа 2015

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.