Подробный рассказ о летнем подготовительном курсе Школы МАРШ – Portfolio School.
Летний подготовительный курс Portfolio school в школе МАРШ. Из презентации Рубена Аракеляна
Двухнедельный курс Portfolio School прошел в МАРШ с 3 по 16 августа этого года. Это был первый опыт, по сути – эксперимент. Его цель – помочь будущим студентам правильно подготовиться к поступлению в бакалавриат МАРШ (его программа была разработана совместно с факультетом архитектуры The CASS в London Metropolitan University и рассчитана на три года обучения). Абитуриенты продемонстрировали высокий уровень подготовки, но одновременно стала заметна общая для большинства проблема – неумение доходчиво и ярко рассказать о себе с помощью портфолио. Тогда и возникла идея запустить небольшую летнюю программу с говорящим само за себя названием Portfolio School – «школа портфолио». Однако инициаторы курса настаивают, что в этой мини-школе не только учат делать качественные профессиональные портфолио, но и повышают общеобразовательный и культурный уровень учащихся, «погружают» их в профессию и предстоящий образовательный процесс.
Рубен Аракелян с абитуриентами. Фотография из презентации Рубена Аракеляна
Руководителем школы стал сооснователь архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян, который будет курировать модуль «Профессиональные навыки» в бакалавриате МАРШа. К работе с будущими студентами были привлечены специалисты из самых разных областей – московские художники Мария Покровская и Евгений Монахов, архитектурный фотограф Юрий Пальмин, архитектурный критик Александр Острогорский. Таким образом, абитуриенты получили возможность не только поучиться, узнав самые разные стороны профессии, но и познакомиться и даже подружиться с ее преподавателями.
Первую неделю курса полностью посвятили «материальным», техническим навыкам архитектора – умению работать с графической презентацией и изображением на плоскости с помощью графических и живописных техник, наблюдать и исследовать контекст, выявлять особенности места, изготавливать макет, моделировать и т.п. Упражнения сводились в целом к развитию у будущих архитекторов навыков наблюдения, интерпретации, рефлексии и созидания. На второй неделе обучения слушателям было предложено познакомиться с «нематериальными» навыками. В эту категорию попали искусство архитектурной фотографии и принципы работы с текстом и устной презентацией. С самого первого дня слушатели курса оказались целиком вовлечены в работу, причем методика предполагала и насыщенный лекционный курс, и непростые практические занятия, и серьезное обсуждение пройденного материала, предполагающее честную критику со стороны сокурсников и преподавателей. Занятия длились с утра до вечера, но разнообразие программы не давало утомиться, тем более – заскучать.
Place. Объект для исследования на территории Artplay © Из презентации Рубена Аракеляна
Знакомство с МАРШем началось с лекции Рубена Аракеляна, посвященной истории и природе портфолио. От теории тут же перешли к практике: в качестве конкретного примера был выбран объект на территории Artplay – небольшой сегмент городской среды 3х3х3 метра, который при своих скромных размерах соединил в себе многочисленные слои города и его отличительные особенности. Посмотреть на объект по-новому, детально изучить ситуацию, разобрать его по слоям, подметить, как он освещается, как дышит, как живет, какие люди и функции его наполняют – вот только краткий перечень задач, поставленных перед ребятами. Причем многие из них анализировали участок и окружение, изображали фасад и разрез здания впервые и вместе с этим учились смотреть на город по-новому – не как обыватели, а как архитекторы. Пожалуй, самым неожиданным заданием стала необходимость разобрать здание на слои – фактур, материалов, света и тени. Нарисовать черной тушью одну лишь тень, отдельно от предмета – казалось бы, просто, но ведь никому прежде это даже в голову не приходило, а получилось у всех очень красиво, живо. Свои работы – наброски, рисунки, чертежи – студенты показывали друг другу каждый вечер по завершении учебного дня на мини-выставках, бывших важной частью образовательного процесса.
Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © Дарья Котельник
Технические навыки. Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © Дарья Котельник
Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © из презентации Рубена Аракеляна
Мария Покровская прочитала студентам лекцию про живописное изображение на плоскости. А дальше Рубен вместе с Марией предложили продолжить работу по формированию скетчбука – «дневника настоящего архитектора». И это не просто зарисовки на последней странице школьной тетради, а осмысленные архитектурные сюжеты, в которых читалось бы и понимание места, и внимательное наблюдение, и умение подмечать интересные, акцентные детали, выявлять главное. Многие слушатели потом признавались, что, проведя несколько часов за рисованием маленького кирпичного фрагмента здания, стали совершенно иначе на него смотреть: кому-то он стал особенно дорог – так, что хотелось сохранить в неизменности и чистоте каждую его линию, а у кого-то родилась идея, как сделать его еще более ценным и самобытным. Многие и на здания в целом стали смотреть совершенно по-другому: «Как будто сознание за одну ночь перезагрузилось», – пояснила одна из абитуриенток.
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Мария Екушевская
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Анна Бабат
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Мария Екушевская
Первый взгляд. Наблюдение за объектом. Фактура и цвет © Мария Сажина
Архитектурная фотография. Съемка макета © Алиса Бунятова
Вторая неделя обучения после единственного, мгновенно промелькнувшего выходного воскресного дня началась с фотографии. Занятия с Юрием Пальминым студентам запомнились особо. Кроме содержательной лекции, посвященной истории фотографии сквозь призму личности фотохудожников, он провел мастер-класс по фотосъемке. Фотографировали новое здание Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького, и, несмотря на очень разнящийся уровень подготовки – некоторые слушатели давно увлекаются фотографией, другие же никогда этим не занимались, результат удивил своим высоким качеством. Чувствовать архитектуру почти тактильно, добиваться ее объемного изображения, находить неожиданные ракурсы – удалось все.
Архитектурная фотография. Съёмки в музее современного искусства «Гараж» © Мария Екушевская
Архитектурная фотография © Артем Абгарян
Искусству писать, говорить и рассказывать учил Александр Острогорский. Он предложил нечто вроде игры, в которой каждый должен сходу, без подготовки рассказать о себе – по сути, сделать короткую самопрезентацию. Преподаватель начал с себя, а продолжили самые смелые студенты. Конечно, сначала стеснялись, робели, а потом нащупали и схему, и рамки рассказа, актуального в данной ситуации. Как объяснил Александр, все они сделали это интуитивно и абсолютно верно, но только во время обсуждения услышанного научились осознанно подходить к вопросу, выявлять границы той или иной истории, самые важные, ключевые ее аспекты. Итогом работы стал текст, написанный каждым абитуриентом для своего портфолио.
Слушатели летнего подготовительного курса. Фотография из презентации Рубена Аракеляна
На исходе второй недели Рубен Аракелян сделал абитуриентам настоящий подарок – целый день экскурсий по самым крупным мастерским столицы. В списке оказались «Проект Меганом», «Цимайло&Ляшенко», Wowhaus, FASt, «Архитекторы АСС» и WALL – бюро, руководителями которого являются сам Рубен и его партнер, главный архитектор Айк Навасардян. Юрий Григорян, Олег Шапиро, Александр Цимайло, Николай Ляшенко и другие именитые архитекторы подробно рассказывали, как работают их бюро, с какими трудностями каждый день сталкивается практикующий архитектор и как он их преодолевает. Студенты забрасывали своих старших коллег вопросами – причем не только о работе, и, наверное, после такого насыщенного дня каждый нарисовал себе свое будущее.
Скетчбук. Наблюдение за объектом © Из презентации Рубена Аракеляна
Основная часть обучения уже была пройдена, но впереди оставался не менее важный этап – подготовить, сверстать и самостоятельно презентовать перед многочисленной публикой свою работу. Все свои мысли и суждения, очень изменившиеся за две недели, нужно было собрать на нескольких страницах и на примере одного крохотного объекта суметь рассказать о себе самом. На помощь снова пришел руководитель курса. Рубен Аракелян предложил слушателям определенный стандарт верстки и подачи портфолио в электронном виде. Шаг, с одной стороны, неоднозначный – ведь задача состояла в том, чтобы научить их делать это самостоятельно – а, с другой стороны, вполне оправданный. Как объясняет сам Рубен, «это было сделано осознанно, чтобы приучить их к какому-то вкусу. Конечно, потом они обязаны будут выработать свой стиль, но за две недели этого сделать невозможно. А так у работ появился более высокий уровень, планка качества, которой теперь они обязаны будут соответствовать». Интересно, что каждое портфолио было предложено начать с одного изображения и всего одного слова, характеризующих прожитые 13 дней в Школе МАРШ.
Публикуем комментарии преподавателей и слушателей летнего подготовительного курса Portfolio School:
Рубен Аракелян, руководитель курса:
«Portfolio School – это своего рода тест-драйв первого семестра обучения. За 13 дней мы постарались погрузить абитуриентов в профессию, повысить их общекультурный уровень, расширить кругозор, познакомить с самыми разными формами высказывания – и это не только макеты, живопись и графика, но также фотография, текст, презентация, даже музыка. Было особенно важно охватить самые разные и, казалось бы, напрямую не связанные с архитектурой области знаний. Многие известные архитекторы, от Палладио до Петера Цумтора, не имели специального архитектурного образования, но это только помогло им добиться успеха. Ведь чем шире круг навыков, тем больше шансов стать хорошим архитектором. Поэтому мы с особым удовольствием приветствовали абитуриентов с экономическим, искусствоведческим, техническим образованием.
Практическое задание, которое я предложил слушателям, называлось Place. Объект – 27 кубических метров, на примере которого мы постарались объяснить, что все начинается с места. Место – это первоисточник архитектурной формы. Архитектор должен уметь ограничивать пространство, защищать и приспосабливать его. Было интересно показать, как один маленький городской сегмент отображает суть и историю целой Москвы. Мы намеренно выбрали очень сложное место, где пересекаются разные состояния города – экстерьер, интерьер, малые формы, ландшафт, зелень, человек. Все это необходимо было увидеть, зафиксировать с помощью различных художественных техник и осмыслить в масштабах городской среды. Таким образом, всего за несколько дней ребята примерили на себя роль ученых, исследователей, художников, архитекторов.
Некоторые работы хочется отметить отдельно. Например, Мария Екушевская неожиданно сменила масштаб. Нарисовав кирпичную кладку, увидела в ней модель, карту города, где кирпичи – это здания, объемы, а бетонный раствор – улицы и переулки. Александра Щербакова предложила минимальные изменения, повесив большое зеркало. Ее проект получился очень красивым. Некоторые ничего не захотели менять в существующем объекте, но в этом случае я просил их написать более развернутый текст, чтобы обосновать свое решение.
Наблюдение за объектом. Кирпичная кладка как карта города © Мария Екушевская
Моей основной задачей было познакомить слушателей с таким особенным жанром, как портфолио. Но я решил существенно расширить программу этого курса, как и программу своего основного модуля в бакалавриате. Портфолио – это не отчетная работа. Это самокритика, коллекция историй. Когда ребята на первое занятие принесли свои портфолио, стало очевидно, что практически не одно из них не имеет нужных качеств. У всех была развита только одна сторона – художественная, тогда как аналитическая вообще отсутствовала. Однако то, что мы получили в конце, как мне кажется, полностью перевернуло их представление и сознание. Я думаю, они сами не ожидали такого результата».
Юрий Пальмин, преподаватель:
«Задачей моего курса было знакомство студентов с архитектурной фотографией. Мы начали с вводной лекции об истории фотографической репрезентации архитектуры: от зарождения профессии в середине XIX века до ее зыбкого и противоречивого настоящего. Следующим шагом стала прогулка по территории Artplay. Мы старались обращать внимание на особенности фотографирования архитектуры на примерах уже знакомых студентам зон, фигурировавших в их основных заданиях. Утром второго дня мы встретились в Музее современного искусства «Гараж», где обсудили роль фотографии в критическом осмыслении современной архитектуры и провели реальную сессию съемки обложки журнала Garage по эскизу Рема Колхаса. Вторую половину этого же дня мы посвятили критическому просмотру фотографий студентов и обзору нескольких моих проектов. Помимо этого, очень полезной оказалась короткая съемка макетов, сделанных студентами в рамках курса Евгения Монахова. Съемка проходила в фотостудии БВШД с использованием профессионального осветительного оборудования».
Архитектурная фотография. Съемка макета © Александра Щербакова
Александр Острогорский, преподаватель:
«Эта школа, как мне кажется, дала потенциал для саморазвития всех ее участников. Причем этот потенциал можно использовать во всех сферах жизни – не только для создания архитектурного портфолио для поступления в вуз. В рамках программы по работе с текстом мы постарались дать участникам инструмент, с помощью которого они могут конструировать тексты, связанные с презентацией. Начали с самопрезентации экспромтом. Понятно, что все рассказы крутились вокруг одних и тех же тем. Но в этом и был смысл, поскольку сама ситуация определяет рамки выступления. Истории студентов стали тем исходным материалом, который потом позволил нам, обсудив его, понять, откуда эти рамки появляются и как научиться их определять осознанно, а не интуитивно. Следующим шагом стали видеолекции известных архитекторов, которые, по сути, тоже являются самопрезентацией, но построены иначе, вокруг самых важных для архитектора аспектов истории его профессиональной деятельности. Конечной целью нашего курса был текст для портфолио. Мне было важно направить мысли студентов, но каждый сам решал, какую историю он хочет рассказать. Дальше мы обсудили, какие тексты они хотят, чтобы у них появились, о чем они хотят сказать в своем портфолио, какую историю они должны рассказать. Как мне кажется, получились небольшие, но емкие высказывания и тезисы об архитектуре или выполненном проекте».
Артем Абгарян, слушатель:
«После этого летнего курса я переосмыслил свое отношение к архитектуре, стал мыслить глубже. Важно, что мы получили возможность сразу познакомиться со всеми преподавателями – они замечательные. Теперь я очень надеюсь продолжить свое обучение в МАРШ».
Мария Екушевская, слушатель:
«МАРШ дал возможность научиться по-новому оценивать пространство – например, видеть в обычной кладке кирпича масштаб города. А также понять, что в некоторых случаях сохранение объекта в нетронутом виде гораздо ценнее, чем новые привнесения».
Алиса Бунятова, слушатель:
«Я поняла, что архитектура – это не просто форма. Архитектура начинается с анализа местности, а на ее восприятие влияет множество деталей. Я узнала, что тень может совершенно преобразить форму. Я научилась переводить объемное изображение в двухмерное. А в результате в предложенном нам объекте я увидела, как мне кажется, главное – необходимость вернуть ему идентичность, очистить от ненужных современных наслоений».
Всего в подготовительном курсе приняло участие четырнадцать абитуриентов и практически все они, за исключением тех, что еще не окончили среднюю школу, после двухнедельной программы выразили желание учиться в МАРШ. Надо сказать, что погружение в предстоящий образовательный процесс получилось полным. Все было по-настоящему, оттого и решение всерьез посвятить себя профессии архитектора для многих после Portfolio School стало окончательным и бесповоротным.
|