В экспозиции выделены два основных раздела: первый посвящен архитектуре Италии, которая на протяжении многих лет служит для архитектора важнейшим источником вдохновения, второй представляет его собственные поиски и эксперименты. Взять хотя бы серии «Слои города», «Два мира» или «Мосты будущего», в которых архитектура нового времени показана в виде прозрачных ломаных галерей и «труб», заполняющих собой пространство между и над историческими памятниками. И хотя это далеко не единственная форма существования современной архитектуры, контраст, возникающий между ней и исторической застройкой, является, по мнению Чобана, ее неотъемлемым и важнейшим качеством. «Теперь, когда на условной старой европейской площади стало возможным появление экспрессивных скульптурных зданий, ощущение «контрастной гармонии» сопровождает нас постоянно, – поясняет архитектор. – Многое из того, что раньше было непредставимо, теперь признано имеющим право на существование. И лично я не склонен сразу же критиковать какие-то новые архитектурные формы, которые явно контрастируют со сложившейся исторической средой, – гораздо больше мне хочется разобраться, какие импульсы привели к их возникновению, почему архитектурные слои постоянно накладываются друг на друга и какие у этого процесса есть закономерности».
Галерея SpazioFMG для такого рода исследования подходит идеально. Светлая, просторная, с панорамным остеклением и лаконичными колоннами, не мешающими восприятию экспозиции с улицы. Как рассказывает Сергей Чобан, решение экспозиции было во многом подсказано самим этим пространством – настолько оно похоже на чистый лист, который так и хочется заполнить рисунками, набросками, почеркушками. Причем ключевое слово здесь именно «заполнить» – выбранный кураторами принцип «петербургской развески», когда работы размещаются практически без зазоров между друг другом, позволил поместить те самые шестьдесят рисунков на две стены. Тогда как окна затянуты полупрозрачной пленкой, на которую нанесен один из ранних эскизов Музея архитектурного рисунка. Этот рисунок, изображающий, с одной стороны, рвущихся с фасада готического собора химер, а другой, абсолютно современное здание с развернутыми в разные стороны динамичными консолями, выбран кураторами в качестве афиши всей выставки. Причем, разнесенный по двум окнам, он фактически превратился в драматичный диптих, посвященный все тому же контрастному союзу старого и нового.
Элегантно обыграны и колонны квадратного сечения. Их кураторы со всех четырех сторон окружили стеклянными стойками с кармашками для почтовых открыток с рисунками Сергея Чобана и видами зданий (в первую очередь павильона России на «ЭКСПО»). Чтобы разнообразить слишком строгую геометрию пространства, этим элементам придали форму галочек, верхняя часть которых сделана зеркальной. Как признается сам Сергей Чобан, зеркала появились просто для того, чтобы разнообразить лаконичное пространство галереи. Но результат по своему смыслу оказался куда глубже: остановившись у открыток, посетители видят одновременно и постройки архитектора, и отражения эскизов, то есть те самые прообразы, с которых начиналась работа над каждым из этих зданий. Появление зеркал в экспозиции можно считать и данью одному из излюбленных приемов Чобана как архитектора, использующего отражающие поверхности в объектах самого разного масштаба и назначения. Иными словами, разделы «реальность» и «фантазия» хоть формально и разведены по разным стенам, в пространстве галереи – равно как и в творчестве самого Сергея Чобана – оказываются связаны неразрывно и органично.
Выставка «Realtà e Fantasia» продлится до 11 сентября.