Предметом работы участников конкурса стала Королевская гора (в переводе на немецкий это название означает Кёнигсберг) с остатками королевского замка, заложенного в 1255 году и ее ближайшие окрестности, где существовали средневековые города Альтштадт, Лебенихт, Кнайпхоф и Форштадт, а также остров Ломзе при слиянии рек Старой и Новой Преголи. Этот старейший район Кенигсберга был почти полностью уничтожен бомбардировками Второй мировой. Уцелели готический кафедральный собор на острове (1333–1380) с могилой Иммануила Канта в нем; здание Биржи 1875 года; еврейский сиротский приют 1904 года и еще несколько построек. Также сохранились два моста, Медовый и Деревянный, входившие в число знаменитых семи мостов, по которым надо было пройти не ступив два раза на один и тот же мост, – задача, принципиальную нерешаемость которой доказал в 1736 года Леонард Эйлер, попутно основав теорию графов и основав топологию.
Сейчас от традиционной ортогональной планировки Кёнигсберга и его застройки плотно стоящими в ряд домами (8,6х9х20 метров, причем последнее – глубина дома, растущего внутрь участка), – ничего не осталось, центр знаменитого когда-то города стал местом пустынным и недружелюбным, с гигантским Домом Советов рядом с разрушенным замком и панельными многоэтажками. Задачей участников конкурса было превратить это уничтоженное войной пространство во что-то стоящее, вернуть ему жизнь и связать с прошлым.
Вторую премию получило трио Devillers et Associes (Франция) + студия Off-the-grid + Wall (Россия), а две третьи премии присудили Тревору Скемптону из Великобритании и HOSPER Sweden из Швеции. Публикуем все четыре проекта.
***
Кёнигсберг–Калининград
Devillers et Associes (Франция) + студия Off-the-grid + Wall (Россия)
Команда решила продолжить идею двойственности Кёнигсберга-Калининграда, увиденную искусствоведом Иваном Чечотом: «Два центра, два собора, два имени, два «К» (Кант и Калинин, Кант и Кох, Клейст-писатель и Клейст-генерал), два вокзала, два озера…», и сделать равноправными два существующих центра города (один – торгово-деловой квартал, расположенный в другой части города, и второй – исторический центр города).
Авторы уделили много внимания транспортной схеме, сделав ее «дружелюбной» для пешеходов. Три основные транспортные артерии – улицу Шевченко, Московский и Ленинский проспекты (как и в проекте HOSPER Sweden) они предложили превратить в бульвары после строительства внутренней кольцевой дороги. Архитекторы настоятельно рекомендуют не сносить эстакадный мост, а привести его в порядок, увеличив площадь моста широкими тротуарами и используя его качестве смотровой площадки с видом на остров.
Всю территорию авторы делят на семь исторических пространств. Главный променад у Нижнего озера должен стать местом для уединенного отдыха, спокойного общения и пикников. Новый форум на центральной площади у Дома Советов становится местом общегородских событий, а сам Дом Советов превращается в смотровую площадку с панорамным кафе и большим экраном для спортивных трансляций и кинопоказов. Музейный квартал у остатков замка – многофункциональный культурный центр.
Современная архитектура исторического района Альтштадт базируется на переосмыслении старых европейских городов с магазинами, кафе и мастерскими, у набережной – лодочная станция, хостел на пришвартованном кораблике, рыбный рынок.
Философский парк в честь Канта на острове Кнайпхоф задуман как место для «глубоких раздумий в двух шагах от суеты» с библиотеками, дискуссионными клубами, а также музыкальными вечерами и выставками в соборе. Оставшиеся два пространства – это открытый университет на площади Канта и туристический рай на улице Штайндамм, основной пешеходной и торговой улице города.
***
3-я премияТри башни и один окулюс
Тревор Скемптон (Великобритания)
Скемптон предлагает полностью достроить здание Дома Советов, отдав его коммерческим и правительственным офисам и дополнив двумя новыми доминантами, многофункциональными башнями: «Готическая» башня высотой 144 метра, «Классическая» – 110 метров, а высота Дома Советов – около 70 метров. Соединяя башни с многоцелевым концертным залом на уровне цокольного этажа, автор получает круглую площадь и структуру переходов вокруг нее, которую он называет «Окулусом» и считает альтернативой долгосрочному инвестированию в реконструкцию Московского и Ленинского проспектов. Предусмотрено разделение пешеходного и автомобильного движений, а новые башни-доминанты соединены узкими пешеходными улицами со шпилем собора на острове Канта.
Часть домов между «Окулусом» и рекой предлагается воссоздать, отступая от точности копирования там, где необходимо приспособиться к основному замыслу или к случившемуся за прошедшее время изменению берега реки. Новую застройку Скемптон предлагает сделать семиэтажной, в первых этажах и в мезонинах – бары и рестораны, в следующих двух этажах – офисы, а в остальных квартиры.
Модернистский проект проникнут пиететом к советскому наследию; что-то даже вполне постсоветское в нем есть, так как строительство небоскребов сочетается с воссозданием утраченных зданий.
***
3-я премияHOSPER Sweden AB (Швеция),
соавторы Mandaworks AB и Andreas Jonasson Arkitektkontor AB
Авторы предлагают квартальную застройку с элементами «зеленой архитектуры» и продуманной инсоляцией.
Кварталы состоят в основном из пяти-шестиэтажных зданий и включают в себя элементы зелёной архитектуры. Предусмотрены зелёные насаждения и хорошая инсоляция, активно используется близость к водоемам.
Главные элементы общественных пространств формируются исторической уличной сетью, форма которой изменена в местах, где она пересекается с элементами архитектурного наследия как времен Кенигсберга, так и советского периода. Для того, чтобы территория центральной части города не превратилась в изолированную структуру, предлагается продолжить квартальную застройку по всем направлениям.
От магистральных улиц общегородского значения потоки автомобилей направляются как на въезды и съезды коллекторно-распределительной дороги, так и на улицы в жилой застройке. Благодаря такой системе многие улицы в центральной части города могут стать улицами с преобладанием пешеходного движения. Нагруженные автомобильными потоками Ленинский и Московский проспекты, а также улица Шевченко, будут преобразованы в зеленые, в основном пешеходные, улицы с ограниченным движением автомобилей.
***
Конкурс на концепцию развития этой территории был организован НП «Градостроительное Бюро «Сердце города» по поручению правительства Калининградской области и при содействии администрации муниципального образования «Городской округ «Город Калининград».