Архсовет Москвы-18

20 августа Архитектурный совет не просто рассматривал проекты, но пытался найти решения для таких актуальных для столицы вопросов, как благоустройство Москвы-реки и типовое жилищное строительство.

mainImg
Проект парковочно-офисного комплекса с рестораном на Краснопресненской набережной
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Участок проектирования, имеющий почти правильную прямоугольную форму, расположен на одной из центральных набережных Москвы-реки, неподалеку от таких доминант, как Белый дом и высотка на Кудринской площади. Со стороны реки новое здание, проект которого разрабатывает ТПО «Резерв», предполагается встроить в существующую нишу между современным комплексом и сталинским жилым домом. Такое соседство вместе с важностью новой постройки с точки зрения формирования фронта набережной и определило ее композиционные и фасадные решения.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Вид сверху. АПБ «Резерв»

Границы участка четко следуют красным линиям. Однако авторы приняли решение несколько отступить от них, привязав постройку к линиям существующей застройки. По высоте проектируемый комплекс не превышает 30 м, его высота соответствует отметке карниза сталинского дома и кровли расположенного справа здания ТЭЦ.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Ситуационный план. АПБ «Резерв»

Для решения фасадов было сделано множество вариантов, но в итоге авторы остановились, пожалуй, на самом спокойном, где поверхности из натурального юрского камня разбиты вертикальными лентами остекления. Особым акцентом служит условная диагональ на главном фасаде, похожая на лестницу, составленную из трех крупных стеклянных квадратов-ступеней. В одном из таких квадратов устроена ниша центрального входа.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Генплан. АПБ «Резерв»

Большую часть площадей комплекса предполагается отдать под автопарковку. Помимо этого, там предусмотрено размещение офисов, ресторана и кафе. Также авторы детально продумали концепцию благоустройства двора, обращенного к расположенному на второй линии застройки жилому дому, и пешеходной территории вдоль набережной.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Развертки. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Фотофиксация. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Центральный вход. АПБ «Резерв»

Разрешенная ГПЗУ высота здания составляет 50 м. Авторы снизили высотность здания до 30 м во избежание затенения расположенного за ним жилого дома. Однако большинство членов совета сошлось во мнении, что комплексу сильно не хватает массы. Юрий Григорян предложил прибавить хотя бы 6-7 м: «Жаль, что все значимые для города места заполняются под влиянием различных ограничений: соблюдая требования инсоляции, мы лишаем набережную красивого силуэта и массы».
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Также Григорян обратил внимание на то, что, несмотря на достаточно интересную гаражную функцию, здание выглядит простым офисным центром. С этим высказыванием согласился и Андрей Гнездилов, который, тем не менее, подчеркнул, что целиком поддерживает проект и уважает позицию автора. Сергей Кузнецов парировал, что в таком месте не стоит подчеркивать функцию гаража, более того, на одном из предварительных рассмотрений в МКА такая рекомендация авторам проекта уже поступала. В качестве решения проблемы недостаточной высоты комплекса Кузнецов предложил подумать над возможностью сделать ограждение на кровле или стеклянный парапет, который существенно не повлияет на освещенность соседнего жилого дома, но слегка вытянет пропорции комплекса. Также Кузнецов поддержал инициативу инвестора по благоустройству прилегающей территории, выходящей за границы участка, и попросил городские префектуры активно поддержать эту идею.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Ночной вид. АПБ «Резерв»

Николай Шумаков развил тему высоты здания, озвучив идею сдвинуть весь объем к красной линии. По его мнению, так появится возможность добавить еще один этаж, не нарушая инсоляционных требований. Такая идея среди членов совета одобрения не нашла, поскольку в данном случае пострадает общее градостроительное решение.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Ханс Штимман согласился с мнением коллег, назвав проект компромиссом между необходимостью соблюсти нормы и поддержать линию набережной. Также он попросил авторов сконцентрироваться на решении кровли здания, поскольку из-за небольшой высоты она очень хорошо просматривается из окон соседних домов. Кровлю можно было бы озеленить или устроить на ней террасу ресторана.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Разрез. АПБ «Резерв»

Итогом обсуждения стало единодушное мнение поддержать проект с учетом всех необходимых корректировок.

Модернизация ДСК
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Доклад, посвященный программе модернизации серий жилых домов повторного применения, членам совета представил Сергей Кузнецов и Евгения Муринец. На сегодняшний день доля панельного домостроительства составляет почти половину от всего строящегося в столице жилья. При этом большая часть домов строится по устаревшим стандартам и с применением старых, довольно примитивных технологий производства. В связи с этим вопрос о том, какой должна быть массовая застройка сегодня, стоит особенно остро. Ответом на него, по убеждению докладчиков, должна стать внятная программа модернизации ДСК. Сергей Кузнецов подчеркнул, что необходимо сохранить все плюсы панельного домостроения – а это и высокая скорость работы, и относительно недорогое производство, и возможность в кратчайшие сроки обеспечить большое количество людей доступным жильем. Но при этом стоит задуматься о внедрении новых требований к жилой застройке. Такие базовые требования и критерии и были вынесены на обсуждение Архитектурного совета.
Олимпийская деревня в Лондоне. Сборные ж/б элементы из архитектурного бетона. Из презентации Сергея Кузнецова

Всего было выделено пять основных позиций. Помимо принципов квартальности и разделения пространства на частное (внутренний двор) и общественное (улица), о которых в последнее время ведется много разговоров, было внесено предложение о переменной этажности зданий внутри квартала, а также возможности размещения секций со смещением друг относительно друга. Варьирование этажности от 6 до 16 этажей, по мнению разработчиков предложения, позволит создавать более комфортную жилую среду. Для этих же целей предлагается сделать одним из основных требование к разнообразию фасадов, что позволит уйти от монотонности и добиться адресности каждой жилой ячейки. Одним из важных требований стало наличие полноценной угловой секции, а также свободная планировка квартир. И, наконец, как для города, так и для его жителей крайне необходимы общественные пространства. Для этого планируется обеспечить свободную планировку первых этажей зданий, чтобы разместить там объекты социальной и бытовой инфраструктуры.
Индустриальное домостроение в Финляндии. Из презентации Сергея Кузнецова

Все предложения базируются на позитивных примерах мирового и отечественного опыта строительства панельных домов. По мнению Сергея Кузнецова, было бы правильно задуматься о качестве работы с «панелью», изучить примеры удачного масштаба застройки при довольно высокой плотности. Из российских начинаний главный архитектор выделил такие проекты, как «Микрогород в лесу», который несет в себе все признаки нового индустриального домостроения, и жилой комплекс на Базовской улице – как пример того, чего можно добиться от панельного домостроительства в современных условиях и как можно улучшить не только среду, но и сами здания. Однако этот проект Кузнецов попросил не рассматривать как образец на будущее.
Микрогород в лесу. Из презентации Сергея Кузнецова

Первым свое мнение по итогам презентации программы модернизации ДСК высказал Юрий Григорян: «В мире действует законодательство, которое запрещает строительство типовых проектов. Мы же вознамерились просто заменить старые типовые проекты на новые. А это изначально обречено на неудачу. Жилье, строящееся по типовому проекту – это плохое жилье. Я ценю благородство намерений, но, возможно, следует рассматривать шаг к модернизации панельного домостроения как переходный период перед полным отказом от типовых проектов? В мире индустриальные комбинаты реализуют самые разные проекты, у них нет своих собственных серий. У нас же некачественное панельное жилье еще и стоит гораздо дороже, чем монолитное жилье, скажем, в Голландии».
zooming
Микрогород в лесу. Из презентации Сергея Кузнецова

Сергей Кузнецов согласился с Григоряном, однако заметил, что в нашей стране невозможно одномоментно отказаться от панельного производства. Проблемы, накапливающиеся десятилетиями, решить получится не сразу – необходимо вырабатывать пошаговую стратегию.  С этой целью и принято решение о создании критериев, нацеленных на модернизацию существующего производства.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Серьезные опасения по поводу идеи о свободной планировке квартир высказал Владимир Плоткин. По его словам, свободная планировка хороша, когда в здании выполняется весь комплекс мероприятий с возможностью подключения сантехнического и другого оборудования в любом месте. Однако всегда лучше сразу сделать хорошие планировки, чтобы дом после сдачи в эксплуатацию не превращался в одну большую стройку с целым ворохом вытекающих из этого проблем. Также Плоткин обратил внимание присутствующих на тот факт, что при нынешних возможностях ДСК не получится добиться разнообразия фасадов. Производство предоставляет весьма ограниченный ассортимент панелей, и единственной лазейкой для достижения разнообразия становится цвет. Кроме того, помимо разработки новых технологий, стоило бы подумать и о разработке новых типологий.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Довольно радикальное предложение внес Николай Шумаков – полностью отказаться от панелей и заменить их блоками, что с архитектурной точки зрения откроет массу новых возможностей.  
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Следом за этим предложением выступил Юрий Григорян, чья речь была поддержана аплодисментами зала: «Во-первых, нельзя говорить о квартальности: не существует квартальной застройки выше девяти этажей. Известно, что 9-этажные кварталы дают большую плотность, чем микрорайоны. Но мы снова приходим к 16 этажам. Не надо обманывать себя и называть 16-этажную линейную застройку квартальной. Кроме того, существует подмена декоративности фасадов пестротой, раскраской, цветом. Если мы посмотрим на Париж, то там все дома одноцветные, а разнообразие – налицо. Там есть квартальность, есть дома 7-этажной высоты и т.д. Мы это повторить не сможем, но, создавая правила, в этом отношении нужно быть очень критичными, иначе вся эта пестрота, повешенная на типовые панельные здания, превратится в страшный кошмар нашего города. Даже на этапе переходного периода эти решения воспринимаются с трудом».
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова



Сергей Кузнецов вновь согласился с доводами Юрия Григоряна, но посетовал, что на сегодняшний день у архитекторов имеется очень немного инструментов. Что же касается этажности, то при действующих нормативах довольно сложно сразу понизить высоту до 6–9 этажей, но, действуя четко и слаженно, постепенно город к этому придет.

«Прежде чем выдумывать критерии, следует найти инструменты решения поставленных задач, – уверен Андрей Гнездилов. – Должны быть выработаны экономические, юридические и планировочные принципы».  В ответ на это замечание главный архитектор заверил присутствующих, что эта инициатива полностью поддержана городскими властями, и есть все рычаги для решения поставленной задачи.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

В заключение Евгения Муринец рассказала о сроках реализации программы: в сентябре, в рамках очередного Архсовета, будут представлены предварительные предложения, которые в дальнейшем будут направлены на рассмотрение комбинатам. Затем запланирована целая серия публичных дискуссий, и уже в конце декабря появятся окончательные варианты, которые и будут пущены в производство. Таким образом, к концу 2016 года планируется начать реализацию новых серий.

22 Августа 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.