Архсовет Москвы-18

20 августа Архитектурный совет не просто рассматривал проекты, но пытался найти решения для таких актуальных для столицы вопросов, как благоустройство Москвы-реки и типовое жилищное строительство.

mainImg
Проект парковочно-офисного комплекса с рестораном на Краснопресненской набережной
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Участок проектирования, имеющий почти правильную прямоугольную форму, расположен на одной из центральных набережных Москвы-реки, неподалеку от таких доминант, как Белый дом и высотка на Кудринской площади. Со стороны реки новое здание, проект которого разрабатывает ТПО «Резерв», предполагается встроить в существующую нишу между современным комплексом и сталинским жилым домом. Такое соседство вместе с важностью новой постройки с точки зрения формирования фронта набережной и определило ее композиционные и фасадные решения.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Вид сверху. АПБ «Резерв»

Границы участка четко следуют красным линиям. Однако авторы приняли решение несколько отступить от них, привязав постройку к линиям существующей застройки. По высоте проектируемый комплекс не превышает 30 м, его высота соответствует отметке карниза сталинского дома и кровли расположенного справа здания ТЭЦ.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Ситуационный план. АПБ «Резерв»

Для решения фасадов было сделано множество вариантов, но в итоге авторы остановились, пожалуй, на самом спокойном, где поверхности из натурального юрского камня разбиты вертикальными лентами остекления. Особым акцентом служит условная диагональ на главном фасаде, похожая на лестницу, составленную из трех крупных стеклянных квадратов-ступеней. В одном из таких квадратов устроена ниша центрального входа.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Генплан. АПБ «Резерв»

Большую часть площадей комплекса предполагается отдать под автопарковку. Помимо этого, там предусмотрено размещение офисов, ресторана и кафе. Также авторы детально продумали концепцию благоустройства двора, обращенного к расположенному на второй линии застройки жилому дому, и пешеходной территории вдоль набережной.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Развертки. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Фотофиксация. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Центральный вход. АПБ «Резерв»

Разрешенная ГПЗУ высота здания составляет 50 м. Авторы снизили высотность здания до 30 м во избежание затенения расположенного за ним жилого дома. Однако большинство членов совета сошлось во мнении, что комплексу сильно не хватает массы. Юрий Григорян предложил прибавить хотя бы 6-7 м: «Жаль, что все значимые для города места заполняются под влиянием различных ограничений: соблюдая требования инсоляции, мы лишаем набережную красивого силуэта и массы».
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Также Григорян обратил внимание на то, что, несмотря на достаточно интересную гаражную функцию, здание выглядит простым офисным центром. С этим высказыванием согласился и Андрей Гнездилов, который, тем не менее, подчеркнул, что целиком поддерживает проект и уважает позицию автора. Сергей Кузнецов парировал, что в таком месте не стоит подчеркивать функцию гаража, более того, на одном из предварительных рассмотрений в МКА такая рекомендация авторам проекта уже поступала. В качестве решения проблемы недостаточной высоты комплекса Кузнецов предложил подумать над возможностью сделать ограждение на кровле или стеклянный парапет, который существенно не повлияет на освещенность соседнего жилого дома, но слегка вытянет пропорции комплекса. Также Кузнецов поддержал инициативу инвестора по благоустройству прилегающей территории, выходящей за границы участка, и попросил городские префектуры активно поддержать эту идею.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Ночной вид. АПБ «Резерв»

Николай Шумаков развил тему высоты здания, озвучив идею сдвинуть весь объем к красной линии. По его мнению, так появится возможность добавить еще один этаж, не нарушая инсоляционных требований. Такая идея среди членов совета одобрения не нашла, поскольку в данном случае пострадает общее градостроительное решение.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Ханс Штимман согласился с мнением коллег, назвав проект компромиссом между необходимостью соблюсти нормы и поддержать линию набережной. Также он попросил авторов сконцентрироваться на решении кровли здания, поскольку из-за небольшой высоты она очень хорошо просматривается из окон соседних домов. Кровлю можно было бы озеленить или устроить на ней террасу ресторана.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Разрез. АПБ «Резерв»

Итогом обсуждения стало единодушное мнение поддержать проект с учетом всех необходимых корректировок.

Модернизация ДСК
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Доклад, посвященный программе модернизации серий жилых домов повторного применения, членам совета представил Сергей Кузнецов и Евгения Муринец. На сегодняшний день доля панельного домостроительства составляет почти половину от всего строящегося в столице жилья. При этом большая часть домов строится по устаревшим стандартам и с применением старых, довольно примитивных технологий производства. В связи с этим вопрос о том, какой должна быть массовая застройка сегодня, стоит особенно остро. Ответом на него, по убеждению докладчиков, должна стать внятная программа модернизации ДСК. Сергей Кузнецов подчеркнул, что необходимо сохранить все плюсы панельного домостроения – а это и высокая скорость работы, и относительно недорогое производство, и возможность в кратчайшие сроки обеспечить большое количество людей доступным жильем. Но при этом стоит задуматься о внедрении новых требований к жилой застройке. Такие базовые требования и критерии и были вынесены на обсуждение Архитектурного совета.
Олимпийская деревня в Лондоне. Сборные ж/б элементы из архитектурного бетона. Из презентации Сергея Кузнецова

Всего было выделено пять основных позиций. Помимо принципов квартальности и разделения пространства на частное (внутренний двор) и общественное (улица), о которых в последнее время ведется много разговоров, было внесено предложение о переменной этажности зданий внутри квартала, а также возможности размещения секций со смещением друг относительно друга. Варьирование этажности от 6 до 16 этажей, по мнению разработчиков предложения, позволит создавать более комфортную жилую среду. Для этих же целей предлагается сделать одним из основных требование к разнообразию фасадов, что позволит уйти от монотонности и добиться адресности каждой жилой ячейки. Одним из важных требований стало наличие полноценной угловой секции, а также свободная планировка квартир. И, наконец, как для города, так и для его жителей крайне необходимы общественные пространства. Для этого планируется обеспечить свободную планировку первых этажей зданий, чтобы разместить там объекты социальной и бытовой инфраструктуры.
Индустриальное домостроение в Финляндии. Из презентации Сергея Кузнецова

Все предложения базируются на позитивных примерах мирового и отечественного опыта строительства панельных домов. По мнению Сергея Кузнецова, было бы правильно задуматься о качестве работы с «панелью», изучить примеры удачного масштаба застройки при довольно высокой плотности. Из российских начинаний главный архитектор выделил такие проекты, как «Микрогород в лесу», который несет в себе все признаки нового индустриального домостроения, и жилой комплекс на Базовской улице – как пример того, чего можно добиться от панельного домостроительства в современных условиях и как можно улучшить не только среду, но и сами здания. Однако этот проект Кузнецов попросил не рассматривать как образец на будущее.
Микрогород в лесу. Из презентации Сергея Кузнецова

Первым свое мнение по итогам презентации программы модернизации ДСК высказал Юрий Григорян: «В мире действует законодательство, которое запрещает строительство типовых проектов. Мы же вознамерились просто заменить старые типовые проекты на новые. А это изначально обречено на неудачу. Жилье, строящееся по типовому проекту – это плохое жилье. Я ценю благородство намерений, но, возможно, следует рассматривать шаг к модернизации панельного домостроения как переходный период перед полным отказом от типовых проектов? В мире индустриальные комбинаты реализуют самые разные проекты, у них нет своих собственных серий. У нас же некачественное панельное жилье еще и стоит гораздо дороже, чем монолитное жилье, скажем, в Голландии».
zooming
Микрогород в лесу. Из презентации Сергея Кузнецова

Сергей Кузнецов согласился с Григоряном, однако заметил, что в нашей стране невозможно одномоментно отказаться от панельного производства. Проблемы, накапливающиеся десятилетиями, решить получится не сразу – необходимо вырабатывать пошаговую стратегию.  С этой целью и принято решение о создании критериев, нацеленных на модернизацию существующего производства.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Серьезные опасения по поводу идеи о свободной планировке квартир высказал Владимир Плоткин. По его словам, свободная планировка хороша, когда в здании выполняется весь комплекс мероприятий с возможностью подключения сантехнического и другого оборудования в любом месте. Однако всегда лучше сразу сделать хорошие планировки, чтобы дом после сдачи в эксплуатацию не превращался в одну большую стройку с целым ворохом вытекающих из этого проблем. Также Плоткин обратил внимание присутствующих на тот факт, что при нынешних возможностях ДСК не получится добиться разнообразия фасадов. Производство предоставляет весьма ограниченный ассортимент панелей, и единственной лазейкой для достижения разнообразия становится цвет. Кроме того, помимо разработки новых технологий, стоило бы подумать и о разработке новых типологий.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Довольно радикальное предложение внес Николай Шумаков – полностью отказаться от панелей и заменить их блоками, что с архитектурной точки зрения откроет массу новых возможностей.  
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Следом за этим предложением выступил Юрий Григорян, чья речь была поддержана аплодисментами зала: «Во-первых, нельзя говорить о квартальности: не существует квартальной застройки выше девяти этажей. Известно, что 9-этажные кварталы дают большую плотность, чем микрорайоны. Но мы снова приходим к 16 этажам. Не надо обманывать себя и называть 16-этажную линейную застройку квартальной. Кроме того, существует подмена декоративности фасадов пестротой, раскраской, цветом. Если мы посмотрим на Париж, то там все дома одноцветные, а разнообразие – налицо. Там есть квартальность, есть дома 7-этажной высоты и т.д. Мы это повторить не сможем, но, создавая правила, в этом отношении нужно быть очень критичными, иначе вся эта пестрота, повешенная на типовые панельные здания, превратится в страшный кошмар нашего города. Даже на этапе переходного периода эти решения воспринимаются с трудом».
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова



Сергей Кузнецов вновь согласился с доводами Юрия Григоряна, но посетовал, что на сегодняшний день у архитекторов имеется очень немного инструментов. Что же касается этажности, то при действующих нормативах довольно сложно сразу понизить высоту до 6–9 этажей, но, действуя четко и слаженно, постепенно город к этому придет.

«Прежде чем выдумывать критерии, следует найти инструменты решения поставленных задач, – уверен Андрей Гнездилов. – Должны быть выработаны экономические, юридические и планировочные принципы».  В ответ на это замечание главный архитектор заверил присутствующих, что эта инициатива полностью поддержана городскими властями, и есть все рычаги для решения поставленной задачи.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

В заключение Евгения Муринец рассказала о сроках реализации программы: в сентябре, в рамках очередного Архсовета, будут представлены предварительные предложения, которые в дальнейшем будут направлены на рассмотрение комбинатам. Затем запланирована целая серия публичных дискуссий, и уже в конце декабря появятся окончательные варианты, которые и будут пущены в производство. Таким образом, к концу 2016 года планируется начать реализацию новых серий.

22 Августа 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.