Архитектурная группа ДНК представила на рассмотрение архсовета масштабную работу – многофункциональный комплекс Медиа Центр, состоящий из нескольких корпусов, проектируемых по заказу полиграфического комплекса «Пушкинская площадь» на Шоссейной улице (вл. 4). Участок примыкает к существующему зданию полиграфкомбината и на данный момент представляет из себя типичное московское неудобье, промзону, занятную несколькими хаотично расставленными 1-2 этажными строениями. По участку проходят коллекторы и другие коммуникации, которые рассекают его на несколько частей и существенно затрудняют проектирование. ДНК (о проекте рассказывал Константин Ходнев) проектируют на этом месте несколько зданий общей площадью порядка 85 000 кв. м, которые должны будут построить в две очереди.
Взгляда на планшеты достаточно, чтобы понять, что здесь, по-видимому, применялся «скульптурный» метод проектирования: кажется, что комплекс был вначале «вылеплен» единым объемом, а затем, исходя из расположения коммуникаций, «рассечен» на отдельные корпуса. Они выстраиваются в единую ленту, которая тянется вдоль Шоссейной улицы, причудливо изгибаясь примерно посередине для того, чтобы образовать обширную овальную площадь, на которую выходят самые репрезентативные из офисных помещений. Ось площади развернута по отношению к улице диагонально и будущая площадь, таким образом, развернута в сторону расположенного неподалеку метро «Печатники», выстраивая подобие парадного фасада, который делает весь комплекс заметным для людей, выходящих из метро. Остальные корпуса тоже изгибаются, вторя основному эллипсу, поддерживая образ единой, но «разрезанной» ленты.
Участок не только испещрен коммуникациями, здесь протекает забранная в трубу река, питающая Люблинский пруд; недалеко Москва-река, и очень высоко поднимаются грунтовые воды. Поэтому архитекторам не удалось устроить, как сейчас принято в Москве, многоярусную подземную парковку – гаражи расположены над землей и образуют обширные стилобаты, из которых вырастают упомянутые выше лентообразные корпуса.
Архитекторы ДНК предложили два варианта фасадов, оба связанные с темой медийности. В первом – фактура поверхностей образована пикселообразным набором стекла разного цвета и прозрачности, во втором варианте фасады в верхней части строго полосатые, но зато внизу, в уровне стилобатов, задумано использование настоящих медиа-панелей.
Проект был принят советом с исключительной доброжелательностью после обсуждения, значительную часть которого составили сказанные в разной форме комплименты и пожелания успешного продолжения работы. Сомнения присутствующих вызвал лишь тот факт, что в составе «ленты» корпусов есть одно здание, которое не заказано пока никому и запланировано лишь в общих чертах – гостиница. Присутствующие высказали надежду на то, что проектирование гостиницы также когда-нибудь закажут тем же архитекторам.
Также 19 марта был повторно рассмотрен проект мастерской Сергея Ткаченко – здание ИТАР-ТАСС на Дорогомиловской, 12, об обсуждении которого на ОЭРГ мы писали некоторое время назад. Это «сложный» проект, который обсуждается уже давно – за это время он успел существенно измениться, в частности, стеклянный модернистский фасад сменился стеклянно-ордерным. Правда, Сергей Ткаченко призвал присутствующих «пока не смотреть» на архитектуру, т.к. в данный момент идет речь только о предпроектном рассмотрении, прежде всего об объемах и масштабе здания. Объем велик – больше 70 000 кв.м на участке 0,68 га – что дает более высокую плотность застройки, чем даже в Сити. В то же время Алексей Воронцов, бывший референтом (автором профессионального отзыва) этого проекта, заметил, что на плане коммуникации – коридоры, лифты и лестницы, занимают площадь, которая по размеру приближается к собственно полезной, офисной. Строго говоря, это означает, что проект еще обладает потенциалом для увеличения его эффективности.
Две трети здания отведено под инвестиционное строительство и только треть предназначается федеральному информационному агентству. В ходе обсуждения было высказано предложение построить все здание где-то еще, например в Сити, сделав его более современным и «знаковым», как и полагается столь известному федеральному агентству. Или же вынести инвестиционную часть на другой участок, а на Дорогомиловке оставить только ИТАР-ТАСС. В отношении архитектуры основным предложением было сделать здание более цельным. Сейчас оно «распадается» минимум на две части – основная выходит на Дорогомиловскую улицу и развивает, как сказал Алексей Воронцов, «руинированную тему Детского мира». Вторая – сравнительно невысокий объем со стороны двора, верхняя часть которого складывается в острую модернистскую «гармошку» – эта форма почти буквально вторит линиям, определенным для этого участка различными ограничениями. Все необходимые параметры, однако, соблюдены и получены необходимые согласования, в том числе и у жителей соседних домов. Предпроектное предложение было в целом поддержано с условием выполнения всех высказанных замечаний, в том числе – просьбы сохранить при строительстве дуб, растущий рядом с будущим домом со стороны двора.
Заседание архитектурного совета 19 марта вел первый зам. председателя Москомархитектуры Михаил Посохин.