Гипрогор: идеи и методология

Исследование Марка Мееровича в честь 85-летия Гипрогора. Часть II.

mainImg
К 85-летию «Государственного треста по планировке населенных мест и гражданскому проектированию «ГИПРОГОР»

История отечественного градостроительства
Гипрогор (1929-1932 гг.)

Часть II
Идеи и методология

В условиях, когда для выполнения программы индустриализации необходимо было в наикратчайшие сроки разрабатывать проекты сотен новых поселений (соцгородов и рабочих поселков), естественным образом возникла задача оптимизации, рационализации и, что самое важное – ускорения процесса проектирования. «Государственный институт съемки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений» (Гипрогор) решает ее, идя тем же путем, что и его основной конкурент[1] – Проектное Бюро Цекомбанка, на базе которого в 1931 г. был сформирован Стандартпроект, преобразованный в 1933 г. в Горстройпроект – проекты планировок «собираются» из готовых типовых «планировочных модулей» (кварталов). Каждый такой модуль, основанный на строчной застройке (т.е. на расположении домов торцами к улицам), включает полный состав объектов обслуживания, предписанный нормативами, систему бульваров, отделявших транспорт от массивов застройки и перпендикулярных им зеленых линейных зон, в которых размещаются такие объекты первичного обслуживания, как школа, клуб и т.п. (Рис. 1, 2, 3).
Рис. 1. Типовые кварталы. Гипрогор. 1931. Источник: ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Ед. хр. 7669. 154 л.
Рис. 2. Типовая застройка жилых кварталов Левобережной части Новосибирска. Гипрогор. б.д. (ориентир. 1931-1932 гг.) арх. Бабенков Д.Е., Гандурин Д.А. Источник: Симбирцев В. Архитектура и проектирование городов (Практика сектора планировки московского Гипрогора) // Архитектура СССР – 1933 – № 6, с. 4-11, С. 6.
Рис. 3. Сталинград. Типовая застройка. Гипрогор. б.д. (ориентир. 1932 г.) Источник: Симбирцев В. Архитектура и проектирование городов (Практика сектора планировки московского Гипрогора) // Архитектура СССР – 1933 – № 6, с. 4-11, С. 5.
Подобный подход позволял избегать штучной проработки планировок генпланов, а вместо этого, сосредотачиваться на общих расчетных и планировочно-компоновочных работах по отношению к поселению в целом. Потому что все детальные расчеты в отношении каждого типового квартала и даже группировки нескольких кварталов в общий планировочный район, были уже проведены и «свернуты» в готовые схемы.

Этот метод – «сборки из готовых планировочных модулей» очень сокращал время проектирования, позволяя при этом, решать самые серьезные планировочные задачи. Прежде всего, тем, что давал возможность без детальной прорисовки расположения домов, без специальных оформительских работ, без рисования перспектив и прочей «художественности», стремительно набрасывать композиции планировочных схем, определяя те позиции, по которым строители с лопатами в руках уже ждали решений: трассировку дорог и проездов; расположение зеленых зон; места размещения главных административных зданий; границы фрагментов, разбитой на прямоугольники, территории селитьбы совершенно без прорисовки расположения домов, но, при этом, с фиксированной численностью населения и уже «вшитым» в них полным потребным составом объектов обслуживания и т.п. (Рис. 4). Схемы планировки, сложенные из таких «заготовок-пустышек» – стандартных планировочных блоков, можно было легко изменять, перемещая прямоугольники на другие места и пробуя все новые и новые варианты их компоновки в целое или прирезать новые куски территории в целях расширения площади застройки по мере роста расчетной численности населения города.
Рис. 4. Проект планировки левобережного Новосибирска, составленный на основе использования типовых планировок жилых кварталов. Гипрогор. Решение 1930-/1931 г. Арх. Бабенков Д.Е., Гандурин Д.А. Источник: Органов Л.И. Методология планировочных работ в практике Гипрогора // Планировка и строительство городов. 1934. № 1 с.10-16., С. 15.
Гипрогор имел несколько филиалов: Нижегородский (г. Нижний Новгород / г. Горький), Белорусский (г. Минск), Крымский (г. Симферополь), Восточно-Сибирский (г. Иркутск). Согласно архивным материалам, в 1931 г. был открыт Башкирский филиал[2], а в 1932 г. в нем уже осуществлялись проектные работы по проектированию поселка при Котлотурбинном заводе в Черниковском промышленном узле, близ Уфы[3]. В 1932 г. велась организационная работа по открытию еще одного – Казахстанского филиала[4]. Есть информация о наличии Уралгипрогора[5](более точные сведения отсутствуют). Самым крупным филиалом являлся Ленинградский (Ленгипрогор): директор А.И. Виноградов, технический директор С.О. Овсянников, сектор гражданских сооружений: заведующий инж. Розов, сектор планировки: заведующий инж. Клюев, архитекторы: А.К. Барутчев, А.К. Гильтер, А.А. Шляпочник, В.А. Гайкович и др.[6]

В 1932 г. Гипрогор участвовал в конкурсе на проектирование Дворца Советов. И вполне успешно – проект был отмечен 3-й премией[7].

Многие фрагменты истории начального этапа деятельности Гипрогора до сих пор погружены во мрак неизвестности. Так в литературе по истории советской архитектуры, фактически, отсутствуют сведения о работе в составе Гипрогора (в 1933-34 гг.) немецкого архитектора Ганнеса Майера, который, по имеющейся информации, не только руководил проектно-планировочным бюро № 7 и отвечал за работы по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, но и непосредственно разрабатывал проекты планировок соцгородов и, в частности, Биробиджана[8]. Кстати, применяя при этом гипрогоровский прием планировочной компоновки генплана из стандартных планировочных блоков-прямоугольников (Рис. 5,6). и основываясь на разработанных в стенах Гипрогора, принципах организации системы общественного и культурно-бытового обслуживания (Рис. 7).
Рис. 5. Биробиджан. Гипрогор. Эскизный проект планировки. ориентировочно 1933. Источник: Архив Баухауза. Дессау.
Рис. 6. Биробиджан. Гипрогор. Эскизный проект планировки. ориентировочно 1933. Источник: Архив Баухауза. Дессау.
Рис. 7. Биробиджан. Гипрогор. Эскизный проект планировки. Культурно-общественные и бытовые сети. ориентировочно 1933. Источник: Архив Баухауза. Дессау.
Вот что писал сам Майер о своей работе в стенах Гипрогора: «Состав моей теперяшней планировочной группы в московском Гипрогоре может служить прекрасным примером объединения в один коллектив людей с различным индивидуальным складом мышления. Первый член нашего коллектива – 23 летний специалист по планировке городов – русский, который в порядке самокритики говорит о себе, что он «лишен фантазии» (т.е. предубеждений). Это – хорошо ориентирующийся работник, искусный чертежник и исполнитель, прекрасно знакомый с химией и энтузиаст легкоатлетического спорта. Второй товарищ – спортсмен и бывший красноармеец, ему 27 лет, архитектор, сибиряк, хороший практик-строитель, его конек – стандартизация; он лишен «художественного чутья» и «сух» как инженер-строитель, но очень музыкален. Третий – 47 летний экономист, тип высокообразованного петербургского интеллигента довоенного времени, методический исследователь, педантично-добросовестный с критическим умом и литературными наклонностями … »[9]. Из архивных документов удалось выяснить, что в командировку на Дальний Восток для согласования проекта соцгорода Биробиджана, Г. Майер приезжал со своими гипрогоровскими коллегами: старшим экономистом И. П. Лебединским и инженером-архитектором Д. А. Гандуриным[10]. Можно предположить, что «47-ми летний педантично-добросовестный экономист» это и есть И. П. Лебединский, а «27-ми летний архитектор, хороший практик-строитель» – Д. А. Гандурин.

В отечественной архитектурной историографии также полностью отсутствует какая-либо информация об участии в проектных работах Гипрогора американцев. Советские архитекторы – сотрудники Гипрогора тех лет, не оставили об этом никаких свидетельств мемуарного характера. Не обнаружены пока соответствующие документы и в архивах. Однако, немецкий архитектор Р. Волтерс, работавший в начале 1930-х гг. в СССР, писал о существовании в Москве двух групп иностранных проектировщиков, проповедовавших принципиально различные подходы в градостроительном проектировании. Он называл эти группы «руссо-американцами» и «руссо-немцами». «Русо-немцы», скорее всего, были из Стандартгорпроекта (это Э. Май и члены его бригады). А «руссо-американцы» по свидетельству Волтерса – из Гипрогора. Волтерс писал: «К сожалению, энергия архитекторов «Гипрогора» была не особенно сконцентрирована на том, чтобы планы отдельных посёлков были функционально взаимосвязаны с городом в целом. Вместо этого они с нахмуренным лбом тыкали толстым карандаш в архитектурные детали. Известно, что наши русско-американские градостроители любят красивые геометрические генеральные планы с прямоугольной сеткой улиц, осями, звездообразными площадями. Чикаго! Создается впечатление, что эти американцы прибыли в Россию через Берингов пролив, ничего не зная о начавшейся 30 лет назад градостроительной революции Европы».

Р. Волтерс предельно жестко констатировал свою оценку того влияния, которое американская планировочная школа оказала на деятельность гипрогоровских проектировщиков: «Американцы принесли в Россию окостенелую школу градостроительства, и она всё больше берёт верх, в особенности потому, что для всех архитектурных деталей из высшей инстанции Москвы был предписан «классический стиль» как единственно возможный: звёздообразные планы и греческие фасады!»[11]. Он отмечал усиливавшуюся тенденцию подмены, при принятии планировочных решений, функциональных приоритетов, вводимыми свыше художественно-стилистическими шаблонами сталинского ампира: «Я злился до бесконечности, когда мне, как, впрочем, и другим немецким градостроителям в России повторяли, что генплан функционирует, несомненно, хорошо, но архитектура плохая и скучная…»[12].

Спектр работ, выполняемых Гипрогором в начале 1930-х гг. очень широк. Так, в 1933 г. институт принимал к выполнению следующие виды проектной, предпроектной и сопутствующей деятельности:

– По сектору съемок: 1) производство основных геодезических работ в городах, курортах, поселках; 2) составление смет на геоработы; 3) составление планов по материалам заказчика; 4) печатание планов литографским способом; 5) производство детальных работ; 6) перенесение проектов планировки в натуру; 7) экспертиза по вопросам съемки;

– по сектору планировки населенных мест: 1) составление проектов районных планировок; 2) санитарно-технические и экономические обследования; 3) выбор площадок под строительство соцгородов; 4) проекты планировки новых соцгородов, курортов, пионергородков и реконструкция существующих; 5) проекты детальной застройки площадей, улиц, районов города и их архитектурной обработки; 6) проекты вертикальной планировки; 7) парки культуры и отдыха; 8) проработка научных заданий по вопросам планировки;

– по сектору проектирования гражданских сооружений: 1) выполнение технических, рабочих проектов и сантехнического оборудования (отопление, вентиляция, водопровод, канализация и горячее водоснабжение), составление предварительных и общепроизводственных смет, а также сантехнические работы по гражданским сооружениям: а) общественным, б) административным, в) учебно-просветительным, г) жилищным, д) больничным и санаторно-курортным, е) коммунальным, ж) специальное проектирование механического оборудования сцен и электроосвещения.

Проектно-сметные заказы принимались к исполнению «как в индивидуальном, так и в комплексном проектировании объектов и соцгородов».

В 1933 г., помимо продолжавшихся проектов по Владивостоку, Горькому, Алма-Ате, Новосибирску и Баку прибавляются планировочные работы по городам: Астрахань, Бобрики, Брянск, Бежица, Авиагород № 124 (на 350000 чел.) и Авиагород № 126 (на 20000 чел.), Биробиджан, Липецк, Хибиногорск, Кандалакша, Кострома, Вологда. Кемь, Верхнеудинск, Великий Устюг, Гомель, Дербент, Званка, Петропавловск, Петрозаводск, Зеленодольск, Сыктывкар, Котлас, Казань, Нукус, Нарофоминск, Новороссийск, Рыбинсу, Пермь, Сокол, Севастополь, Сухуми, Ульяновск, Ходжент, Чарджуй, Чита, Энгельс, Ярцево, Зеленодольск, Красноярск и др. Продолжались прежние работы по Синарстрою, Туле, Большой Уфе, Южному берегу Крыма и Баку, а также новые – по схемам планировки промышленных узлов и крупных заводов: Черемховскому бассейну (Черембасс), Бурятскому паровозоремонтному и двигателестроительному заводам № С-154[13].

Сектор гражданских сооружений в 1933 г. вел работы по проектированию: а) домов культуры (Сестрорецк), б) больниц (Мурманск), в) жилых домов и жилых массивов (Архангельск, Мурманск, Луга), г) банно-прачечных комбинатов (Казань, Бологое), д) гостиниц (Махач-Кала, Луга, Бологое), е) домов правительства и домов советов, ж) домов культуры (Энгельск, Заполярный, Красногвардейск, Ижора, Сестрорецк), з) музеев, и) библиотек, к) клубов, л) столовых, м) общежитий, н) домов крестьянина и т.п.[14]

Институт постоянно испытывал нехватку специалистов. Так, согласно промышленно-финансового плана на 1932 г., Гипрогору для выполнения запланированных работ требовалось 1615 человек. А фактическая численность сотрудников института в этот период составляла всего 1230 человек, то есть почти на четверть меньше, чем нужно. Потребность в квалифицированных кадрах все время оставалась очень острой. Институт нуждался еще, как минимум в 400 специалистах, которых взять было попросту неоткуда. Осознавая эту проблему, руководство Гипрогора разворачивало собственную учебную работу: «В целях изжития недостатка в квалифицированном труде … учебной работой охвачены в 1932 г. 606 человек, из которых 519 человек получают подготовку топографов и техников, 84 чел. – учатся в МГИ и 3 чел. проходят обучение в архитектурно-строительном училище»[15]. В целом, в 1933 г. в составе института насчитывается свыше 1500 сотрудников. В 1934 г., в целях повышения квалификации сотрудников в Гипрогоре были организованы в успешно функционировавшие кружки: а) рисования и акварели, б) стилей и композиции, в) повышения квалификации техников-конструкторов и даже г) иностранных языков[16].

Всего в 1933-1934 гг. в составе института насчитывалось около 1000 сотрудников[17]. В начале 1934 г. в рамках общегосударственной системы мероприятий по «приближению проектирования к строительству» начали оптимизироваться управленческие структуры всех проектных институтов страны – «ликвидироваться промежуточные управленческие аппараты». В первой половине 1934 г. НККХ упразднил территориальные филиалы подведомственных проектных институтов и, в том числе, ликвидировал все филиалы Гипрогора. Оставшийся московский филиал института состоял из 13 проектно-планировочных бюро[18], а в Ленинградском филиале, превращенном в Ленинградское отделение, насчитывалось 7 проектно-планировочных бюро[19].

Во второй половине 1934 г. было принято решение о слиянии центрального Гипрогора (Москва) и Ленинградского отделения Гипрогора. Причем, с перемещением руководства Гипрогора из Москвы в Ленинград. Две из действовавших в составе Гипрогора архитектурно-планировочных мастерских (руководители: Н.З. Нессис и В.Н. Семенов), были под предлогом этого решения, выведены из его состава и подчинены непосредственно НККХ РСФСР[20]. Проектно-планировочные бюро Ленинградского отделения Гипрогора в этот период возглавляли: №1 – И.И. Малоземов, №2 – Н.В. Баранов и В.А. Гайкович, №3 – С.О. Овсянников, №4 – В.П. Яковлев, №5 – Н.А. Солофненко, № 6 – А.К. Барутчев и др.[21]

Несмотря на реорганизацию, перевод сотрудников из Москвы в Ленинград, и почти непреодолимые трудности, связанные с отсутствием в Ленинграде жилья и рабочих площадей, Гипрогор в 1934 г. ухитрялся тянуть значительный объем планировочных работ. По 88 (!) населенным пунктам[22]. По съемке, это такие объекты, как: Энгельск, Смоленск, Скопин, Проектзаводтранс, Раменское, УВТ, Моснарпит, Кинешма, Совхоз Верхне-Волжского края, ИСО ОГПУ, Алма-Ата, Иркутск, Сорока, Двигательстрой, Вологда, Чимкент, Сочи, Курган, Орск, Петропавловск-на-Камчатке. По планировке – такие города, как: Званка, Кострома, Псков, Пермь-Молотово, Ярославль, Яррак, Минск, Челябинск, Луга, Дружная Горка, Боровичи, Мурманск, Могилев, Хибиногорск, Кандалакша, Александровск на о. Сахалин, Петрозаводск, Бологое, Сыктывкар, Архангельск, Казань, Улан-Удэ, Гомель, Рыбинск, Горький, Уфа, Баку, Биробиджан, Новороссийск, Новосибирск, Смоленск, Сочи, Иркутск, Синарстрой, Черембасс, Сталиногорск, Липецк и др.[23]

Осуществляя проектные работы, Гипрогор постоянно сталкивался с ситуацией – типичной для периода первой половины 1930-х гг. – отсутствием необходимых предпроектных данных и, в частности, почти полным отсутствием систематических сведений о «геологическом строении местности, состоянии грунтов, уровне грунтовых вод, направлении и силе ветров в разные времена года, заливаемости берегов, подмыве их и т.п.»[24]. В стартовые годы деятельности Гипрогора (1930/1931) технико-экономическое обоснование планировочных решений было поставлено слабо, фактически, попросту отсутствовало[25]. Об этом открыто писали в те годы: «Перелистывая работы тех лет, видишь … вот Ижевск, где описанию всех природных условий территории, посвящено полстраницы текста, где целый район города (Заречье) характеризован, как низменный и заболоченный, без указания о характере заболоченности, о границах ее, о возможных и необходимых мероприятиях по мелиорации. Вот Павлово, Клинцы, Балахна, где вопросы геологии и гидрогеологии, вопросы устойчивости строительных грунтов, вопросы стояния грунтовых вод или совершенно не стояли в поле зрения обследователей или освещались крайне поверхностно, обще, не давая почти конкретных указаний по планировке и устройству населенного места, по выявлению необходимых технических мероприятий для устранения неблагоприятных природных условий. В проектах Павлово, Клинца экономическое обоснование давало описание существующего положения, а перспективы развития определялись заявками руководителей промпредприятий на ближайшие три года. Вот Майнефть, где отсутствовали основные данные о перспективах развития нефтедобычи, лесоразработок, табакопроизводства – основных факторов, обуславливающих развитие данного населенного места. Во многих проектах этого периода за пределами проектируемого объекта для планировщика было пустое место, неизвестность Город брался оторвано, изолировано от района, от его сырьевых ресурсов, транспортных условий …»[26].

На исправление этого недостатка и направлялись усилия руководства института в первой половине 1930-х гг. Собственно, отсутствие верифицированных исходных предпроектных данных и вынудило Гипрогор сформировать в своем составе мощную съемочную группу, а для натурных изысканий регулярно привлекать специализированные научно-исследовательские институты и отдельных высококвалифицированных специалистов[27].

Однако, широкое привлечение к проектированию специализированных научно-изыскательских организаций, тут же привело к возникновению новой проблемы, связанной с кооперацией разнопредметных специалистов в рамках комплексных проектных работ. Это была проблема передачи специальных знаний от изыскателей к архитекторам-планировщикам и выбор способа интерпретации натурных данных для адаптации их к непосредственному использованию в проектировании: «работы специальных институтов давали материал фактический, достоверный, но перегруженный научными сведениями, без определенной целеустремленности и без конкретных выводов и практических указаний, необходимых для планировки и устройства населенного места. Между тем метеорологические наблюдения планировке нужны не «вообще», а для определения наиболее целесообразного размещения жилых районов в отношении промрайонов (учет господствующих ветров), для выбора наиболее целесообразной ориентировки улиц в интересах проветривания их или, наоборот, при господствующих сильных ветрах в целях ослабления и торможения силы ветров. Геологические и гидрологические изыскания необходимо производить для нужд планировки тоже не «вообще», а для определения устойчивости грунтов, уровня грунтовых вод, определения источников водоснабжения»[28].

Увязывание отдельных видов работ: предпроектных, проектных, инженерно-технических и проч. составило содержание того методологического осмысления проектного процесса, которому в стенах Гипрогора уделялось самое серьезное внимание. И это дало свои результаты. Так, в рапорте 16-му Всероссийскому Съезду Советов приведены впечатляющие слова о деятельности за три года (с 1931 по 1934 гг.) проектных организаций градостроительного профиля, входящих в общегосударственную систему проектного дела. И немалая роль в достижении этих результатов принадлежала непосредственно Гипрогору: «За последние три года в РСФСР создана сеть проектно-планировочных организаций республиканского, краевого и городского значения, в которых работают до 600 специалистов высшей квалификации (архитекторы, инженеры) и до 400 человек средней квалификации (техники, топографы и т.д.). Это дало возможность охватить планировочными работами до 240 городов и рабочих поселков. Кроме того, в этом же году начаты работы по планировке целых районов: Тагило-Кушвинского, Сталинского, Орско-Халиловского, Сочи-Мацестинского, Южного берега Крыма и т.д. В результате, РСФСР располагает планировочными материалами для 150 городов (139 схем и 37 проектов планировки)»[29]. Правда, вышедшая в том же году, статья Горного С.М. вносила в бравурность этого отчета оттенок реализма – хватались за многое, но сделали лишь чуть-чуть: «За время существования (т.е. с 1930 г. до 1934 г. – М.М.) Гипрогор разработал проекты планировки приблизительно 150 городов. Закончено 5. Утвержден один»[30].

* * *

Гипрогор в первые же годы своего существования, превратился в безусловного лидера общегосударственной системы проектного дела в СССР, флагмана отечественного градостроительства. Проектные работы института, как правило, основывались на предварительных концептуально-теоретических и методологических проработках, проводившихся своими силами или за счет привлечения научно-исследовательских институтов и отдельных высококвалифицированных специалистов со стороны. Гипрогор не только создавал показательные проекты, искал решения очень непростых расселенческих проблем, задавал образцы организации производственной деятельности. Но в своей каждодневной работе по архитектурно-планировочной проработке концепции соцрасселения, теории соцгорода, типологии соцжилища формировал тот градостроительный фундамент, без которого было бы невозможным практическое воплощение градостроительной составляющей программы индустриализации.

Разработанный в стенах Гипрогора, метод расчета нормативной численности населения соцгородов и соцпоселков, названный «методом трудового баланса», стал базовым для всей общегосударственной системы проектных институтов гражданского проектирования.

«Квартал», проектно отработанный в различных вариантах и схемах, превратился в основную единицу планировочной структуры соцгородов, в которой были рассчитаны и планировочно закреплены, сбалансированные между собой: а) численность населения, б) плотность заселения, в) состав и вместимость объектов облуживания, г) площадь зеленых насаждений, д) емкость спортивных, хозяйственных и др. зон и проч.

Многие идеи, рожденные при участии руководства Гипрогора, так и остались нереализованными. Например, предложение о создании Центрального государственного архива проектов по гражданскому и жилищному строительству. Создание такого архива предписывалось еще в августе 1930 г. постановлением СНК РСФСР: « … организовать при указанном институте (Гипрогоре – М.М.) единый проектный архив РСФСР по гражданскому строительству, возложив на этот архив собирание и хранение проектов, снабжение застройщиков необходимыми проектными материалами, консультацию по вопросам выбора проекта, отбора для издания типовых и рекомендованных проектов, выпуск каталогов и публикацию о поступивших в архив проектных материалах»[31]. Это предписание было реализовано лишь частично – к началу 1931 г. в Гипрогоре уже сформировалась обширная подборка проектов под названием «Единая государственная библиотека проектов непромышленного строительства»[32]. Правление Гипрогора и руководство ГУКХ стремились к присвоению библиотеке высокого статуса «Центрального государственного архива» и настаивало на наделении Гипрогора правом «добровольно-принудительно» изъятия, в целях пополнения фондов архива, из всех проектных организаций страны, актуальных проектных материалов. Более того, эта инициатива нашла поддержку на уровне правительства – постановление СНК РСФСР от 4 марта 1931 г. № 282 предписывало всем проектным организациям в 2-декадный срок передать в Гипрогор «по его отбору» все законченные проекты, а в будущем в обязательном порядке предоставлять таковые Центральному архиву в 10-дневный срок по окончании их разработки[33]. Однако, довести это решение до полного воплощения не удалось и гипрогоровская библиотека так и не превратилась в реально функционирующую общегосударственную подборку генпланов и архитектурных проектов.

Другой масштабной инициативой была идея директора Гипрогора Лазарева объединить в системе Гипрогора все республиканские съемочные и планировочные работы, а также соединить воедино проектирование жилых и общественных зданий, из которых при разработке генпланов будут собираться планировочные структуры. Реализуя эту идею, Коллегия ГУКХ 12 марта 1931 г. приняла решение выйти на правительственный уровень с предложением преобразовать «планировочные, проектные и геодезические бюро и конторы местных, областных и краевых коммунальных органов» в филиалы Гипрогора. Этому начинанию также не удалось сбыться.

В мае 1931 г. ВОРС при НК РКИ СССР совместно с Комакадемией и Гипрогором планировали созыв I Всесоюзного съезда по социалистической планировке и реконструкции городов. Съезд оказался отменен вследствие, как было официально объявлено: «неподготовленности к нему некоторых основных организаций»[34]. Сформированная к съезду выставка функционировала в течение месяца, а с теми делегатами, кто все же приехали на съезд, проводились совещания по ряду объектов (Сталинград. Кузнецк, Щегловск, Ташкент, Москва)[35]. В ноябре 1931 г. было принято решение взамен несостоявшегося съезда созвать в Москве Международный конгресс по градостроительству с приглашением на него около 100 представителей разных стран, союзных республик, всех архитектурных обществ СССР, научно-исследовательских институтов СССР, Комакадемии, Академии коммунального хозяйства. 14 февраля 1932 г. во Всесоюзном совете по коммунально-жилищным делам при ЦИК СССР на совещании с представителями архитектурных организаций по обсуждению плана работы конгресса, были выдвинуты три основных вопроса, которые в последние годы активно прорабатывались в научно-методическом плане в стенах Гипрогора: 1) реконструкция городов; 2) планировка новых городов; 3) районная планировка[36].

Однако, объявление 28 февраля 1932 г. результатов второго тура конкурса на Дворец Советов и выход 23 апреля 1932 г. постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», резко изменили ситуацию организации конгресса, потому, что решение Совета строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР, вызвавшее недоумение видных представителей западной архитектурной общественности и даже их возмущенные письма в адрес советского руководства, поставило под сомнение возможность их приглашения в СССР для участия в конгрессе, а роспуск творческих группировок лишил ясного понимания, кто же должен представлять консолидированное мнение сообщества советских архитекторов. Только что созданный «Союз советских архитекторов» к этой миссии был пока не готов – он в этот период лишь начинал развертывать работу по формированию органов управления, выработке единой «идеологии творчества», отработке уставных и прочих документов, регулирующих его деятельность, форм работы с рядовыми архитекторами и т.п.

Осмысление проектного опыта накопленного Гипрогорм с первых лет его широкомасштабной деятельности, было положено в основу разработки ряда инструкций и нормативных документов, регулировавших, впоследствии, работу всех проектных организаций страны. Отработаннее в стенах института (а также в другой крупнейшей организации страны – Стандартгорпроекте – постоянном конкуренте Гипрогора, находившимся в подчинении ВСНХ) методическое содержание процесса проектирования[37]: а) последовательность, б) стадийность, в) границы и содержание каждого из этапов, г) содержание технико-экономических записок и т.п., составили основу методики проектирования, изложенной в важнейшем на тот период нормативном документе – Инструкции НККХ от 22.07.1933.

Методологические постулаты, сформулированные в стенах Гипрогора, составили содержательную основу стремительно формировавшейся в СССР государственной профессии – «градостроитель».
 

[1] Подробнее см. Меерович М.Г. На острие схватки титанов [электронный ресурс] / М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №1 (33). – Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_1/9 – на русс. яз.; Меерович М.Г. На острие схватки титанов. ГУКХ НКВД и ВСНХ СССР // Современная архитектура № 2. 2011. С. 132-143; Меерович М.Г. На острие схватки титанов. Гипрогор и Стандартпроект // Современная архитектура № 3. 2012. С. 158-165; Меерович М.Г. На острие схватки титанов. [электронный ресурс] / Меерович М.Г. // Интеллектуальная Россия. Intellectual Russia (ИНТЕЛРОС). Режим доступа: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/15204-na-ostrie-shvatki-titanov.html
[2] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. – 80 л., Л.2.
[3] Планировка промышленных районов. Промстройпроект. Сектор районной планировки. Работы 1932-1933 гг. НКТП СССР. ОНТИ Госстройиздат. 1934. – 64 с., С. 13.
[4] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 756. – 85 л., Л. 2.
[5] // Планировка и строительство городов. 1933. № 5.
[6] Казусь И.А. Дисс. … Указ. соч. С. 652.
[7] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 756. – 85 л. Производственно-финансовый план Государственного треста по проектированию гражданского строительства, планировке и съемке населенных мест «Гипрогор» Наркомхоза РСФСР на 1932 г. 1932. Л. 10.
[8] Iosif Brener. The city that was never built: The Swiss architect Hannes Meyer and his project for a «Jewish socialist city in the Lesser Khingan foothills». Mizrekh. Jewish Studies in the Far East. Iudaika na Dal'nem Vostoke. Ber Boris Kotlerman (ed.) Published by Peter Lang Frankfurt. Peter Lang AG ∙ International Academic Publishers. 2009, – р.284, р.117-139., Р. 123.; Мейер Г. Как я работаю // Архитектура СССР. 1933. № 6.
[9] Мейер Г. Как я работаю // Архитектура СССР. 1933. № 6.
[10] Бренер И.С. Город, который не был построен: швейцарский архитектор Ханнес Майер и его проект «еврейского соцгорода» у подножия Малого Хингана» Первый том сборника «Мизрех – иудаика на Дальнем Востоке. Серия: «Встречи: штудии по иудаике» Международное научное издательство Петер Ланг. Франкфурт. Германия. 2009. – 284 с., С.117-139.
[11] Волтерс Р. Специалист в Сибири. Новосибирск. Свиньин и сыновья. 2010. -253 с., С. 126.
[12] Там же. С. 123 – 124.
[13] ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1, Д. 6933. – 9 л. Отчеты и сведения о деятельности института Гипрогор и его Ленинградского отделения за 1933 г. 1933. Л. 1-4, 8.
[14] ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1, Д. 6933. – 9 л. Отчеты и сведения о деятельности института Гипрогор и его Ленинградского отделения за 1933 г. 1933. Л. 4-6.
[15] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 756. – 85 л., Л. 9.
[16] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. – 80 л., Л. 16.
[17] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. – 80 л., Л. 7.
[18] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 756. – 85 л., Л. 5. Кроме того, в организационную структуру Гипрогор (Москва) входят: «подсобно-производственные предприятия»: геодезическая служба, геобаза, столярно-переплеточная, литография, фотография, стеклография, центральный архив, архитектурно-планировочный кабинет (Там же. Л. 5)
[19] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. – 80 л., Л. 5.
[20] Казусь И.А. Дисс. … Указ. соч. С. 652.
[21] Там же. С. 652.
[22] ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. – 80 л., Л. 3.
[23] Там же. Л. 10.
[24] Шейнис Д.И. В борьбе за научное обоснование проектов планировки // Планировка и строительство городов. 1934. № 2 с.8-9., С. 8.
[25] Там же. С. 8.
[26] Там же. С. 8.
[27] Там же. С. 8.
[28] Там же. С. 8.
[29] Планировка городов к 16-му Всероссийскому Съезду Советов // Планировка и строительство городов. 1934. № 10/ с. 1-2., С. 1.
[30] Горный С.М. О качестве планировочной работы // Архитектура СССР. 1934. № 10 с. 28-31.. С. 30.
[31] СУ РСФСР. 1930. № 37. Ст. 474. С. 587-591.
[32] Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х гг.: организация проектирования. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 464 с., илл. C.202.
[33] О плане жилищного и коммунального строительства на 1931 г. и о мероприятиях по его выполнению. Постановление СНК РСФСР. 4 марта 1931 г. // Коммунальное дело. 1931. № 2-3. с. 104-107, С. 105.
[34] Хазанова В. Э. Советская архитектура первой пятилетки. Указ. соч. С. 156.
[35] // Вестник Комакадемии. 1931. № 7. С. 71. См. также М-З. К первому съезду по социалистической планировке и реконструкции городов // Плановое хозяйство. 1931. № 6. с. 3-5.
[36] // Сорегор. 1932. № 1. С. 15.
[37] Меерович М.Г. Методология ускоренного градостроительного проектирования Э. Мая // Архитектурное наследство / отв. ред. И.А. Бондаренко. Вып. № 59. – М.: КомКнига, 2013. C. 141-172.

27 Мая 2014

Похожие статьи
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.