27.01.2008

Стройте не здания, а сети!

В Татьянин день 25 января в Красном зале МАрхИ по приглашению Ц:СА /Центра современной архитектуры прочел лекцию голландский интеллектуал от архитектуры Оле Боуман, который, приехав в Москву, вместо заявленной в анонсе темы решил выдать импровизацию. Из чего вышел достаточно теоретический мастер-класс о том, как сегодня стать действительно «индивидуальным» автором

информация:

Оле Боуман. Фотографии Ирины Фильченковой
Оле Боуман. Фотографии Ирины Фильченковойоткрыть большое изображение

Оле Боуман, теоретик архитектуры, известен своими манифестами, кураторскими и издательскими проектами – он был главным редактором независимого журнала Volume, куратором многих выставок и реставраций общественных зданий, преподавателем ведущих университетов. В России он в основном известен своими публикациями в журнале «Проект Россия». Сейчас он руководит одним из наиболее влиятельных международных институтов архитектуры – Netherlands Architecture Institute / NAi /.

открыть большое изображение

Еще до начала лекции, увидев полностью набитый зал МАрхИ, архитектор заметил, что в Голландии из-за пожарной безопасности такое мероприятие просто бы отменили – но только не в России. После чего поделился своими впечатлениями «от встречи с русскими». Первое, с чем ассоциируется у него наша страна это расстояния, точнее тяга к их преодолению: благодаря чему, по его мнению, мы и победили Наполеона. Второе впечатление было навеяно шахматной игрой 1972 года, в которой сразились советский шахматист Борис Спасский и американец Бобби Фишер. Несмотря на победу Фишера, говорит Боуман, все мы понимали, что Фишер во время игры сходил с ума: главный враг, с которым он столкнулся, было терпение. Еще одна черта, которую он усмотрел из встречи с русскими космонавтами это способность русских мыслить абстрактно. Сегодня он видит, что все эти черты воплощаются особенно ярко: российская архитектура нацелена в основном на мгновенное преодоление расстояний и быстрое получение результата.

открыть большое изображение

После столь точного наблюдения Оле Боуман обратился к главной теме своей лекции, которую можно свести к следующему – как в эпоху яркого индивидуализма «звезд» архитектуры, в эпоху брендов стать по-настоящему индивидуальным?

открыть большое изображение

«Главным критерием признания в архитектуре сегодня – говорит Боуман – является индивидуальность: главное, чтобы сооружение было не похоже на своих соседей, тогда оно будет заметным и соответственно признанным. По всему миру сегодня  распространилась эта болезнь, и у нас в Голландии тоже каждый хочет быть не похожим на кого-то другого». В подтверждение своим словам он обратился к залу с вопросом – «В этой большой толпе действительно каждый из вас индивидуальность!?» В ответ послышалось громкое восклицание. «Похоже, что да» - улыбнулся Оле.

открыть большое изображение

Однако, по мнению Оле Боумана, архитектурная индивидуальность не должна заключается в погоне за необычностью, иначе это приведет к могиле. «Если вы действительно достигнете большого успеха в создании уникальных форм, то вам будет посвящено несколько страниц в атласе современной архитектуры» - и он указал на изображение популярной книги The Phaidon Atlas of Contemporary World Architecture, – которая не только высотой с кофейный столик, но и сама является не более чем кофейным столиком!». По его мнению, индивидуальность должна выражаться не столько в материальных объектах, а сколько в том насколько архитектор проявляет себя как личность: в медиа, как умеет разговаривать с аудиторией, формулировать свои тезисы и т.д. Один из подходов, предложенный молодым авторам, звучал несколько парадоксально – архитектор, по его мнению, должен бездействовать, получив заказ, ничего не строить. Боуман не объяснил до конца своей мысли, но видимо, исходя из принципа «плохие новости разлетаются быстрее хороших», предложил сместить акцент с чисто архитектурной практикой на медийное  утверждение автора.

открыть большое изображение

 
Для того чтобы не стать заложником всеобщей сети, нужно, – говорит Оле, создать свою собственную сеть. В эту сеть или коалицию, по его мнению,  должны входит довольно самостоятельные структуры, состоящие из «школы», «офиса» и «издательства». В качестве примера он привел структуру, к которой сам имеет отношение, состоящую из Колумбийского университета, архитектурного бюро ОМА-АМО и журнала Archis. «При этом, - отмечает архитектор, журнал очень маленький, ОМА небольшое, но известное бюро, а школа очень большая – таким образом, соединяясь в одну цепочку, они могут влиять на различные сферы жизни». «Создавая свою сеть, вы демонстрируете свою силу!» Можно сказать, что фактически речь здесь идет о создании сети, по принципу которой созданы все сегодняшние корпорации, и которая обеспечивает глубокое, почти виртуальное проникновение организации.
открыть большое изображение

Если же говорить о форме, то главное как считает Боуман, чтобы здание было не просто красивой скульптурой, но было живым: выходило за рамки чистой архитектуры, объединялось с другими видами искусства и вообще различными сторонами жизни. «Тогда архитектура действительно сможет влиять и на экономику и на развитие городов».  

открыть большое изображение

В качестве содержательного аспекта такой архитектуры Оле Боуман предложил лучший вариант ее развития – просто решение актуальных проблем, которые стоят перед обществом. Первая задача, считает архитектор, это создание «убежища» -  «в котором можно было бы спрятаться от огромного мегаполиса, такого например как Москва». Вторая проблема, которую нужно решать это безопасность – террористическая, климатическая, городская и т.д. «Вопрос здесь заключается в том – можно ли придумать что-то принципиально новое, а не использовать для охраны традиционные методы: видеонаблюдение, охранников, собак..?». Еще одна не менее важная проблема – это проблема экологии и энергосбережения. «Сегодня мы уже знаем, что архитектура может сама вырабатывать энергию, но представьте, что было бы, если бы это помещение отапливалось за счет энергии наших тел, сколько можно было бы сэкономить!». Четвертая проблема, которую он видит, – это позитив. «Зачастую архитектор обслуживает нужды людей, которые хотят дистанцироваться от других. Нужно подумать, - можем ли мы создавать города, в которых людям было бы комфортно жить вместе». И последняя задача – это выстраивание диалога между архитектором и жителем, заказчиком. «Если вы действительно хотите быть необычным, то всегда нужно поддерживать диалог. Поэтому я считаю очень правильным, для меня как архитектора, приглашение в Россию, где я смог пообщаться с архитектурной общественностью и тем самым завязать диалог». 


Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Станислав Белых
  • Владимир Биндеман
  • Наталья Сидорова
  • Петр Фонфара
  • Антон Яр-Скрябин
  • Николай Миловидов
  • Антон Надточий
  • Олег Карлсон
  • Сергей Переслегин
  • Лукаш Качмарчик
  • Михаил Канунников
  • Юлий Борисов
  • Андрей Романов
  • Олег Мединский
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Васильев
  • Екатерина Грень
  • Зураб Басария
  • Антон Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Андрей Гнездилов
  • Евгений Герасимов
  • Магда Чихонь
  • Никита Бирюков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Токарев
  • Александр Попов
  • Тотан Кузембаев
  • Арсений Леонович
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Чобан
  • Андрей Асадов
  • Валерий Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Роман Леонидов
  • Шимон Матковски
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Левон Айрапетов
  • Магда Кмита
  • Александр Бровкин
  • Алексей Иванов
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Павел Андреев
  • Александр Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Константин Ходнев
  • Николай Переслегин
  • Александр Скокан
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Скуратов
  • Карен Сапричян
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Даниил Лоренц
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Шилова
  • Всеволод Медведев
  • Полина Воеводина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи