Стройте не здания, а сети!

В Татьянин день 25 января в Красном зале МАрхИ по приглашению Ц:СА /Центра современной архитектуры прочел лекцию голландский интеллектуал от архитектуры Оле Боуман, который, приехав в Москву, вместо заявленной в анонсе темы решил выдать импровизацию. Из чего вышел достаточно теоретический мастер-класс о том, как сегодня стать действительно «индивидуальным» автором

Автор текста:
Ирина Фильченкова

mainImg

Оле Боуман, теоретик архитектуры, известен своими манифестами, кураторскими и издательскими проектами – он был главным редактором независимого журнала Volume, куратором многих выставок и реставраций общественных зданий, преподавателем ведущих университетов. В России он в основном известен своими публикациями в журнале «Проект Россия». Сейчас он руководит одним из наиболее влиятельных международных институтов архитектуры – Netherlands Architecture Institute / NAi /.

zooming
Оле Боуман. Фотографии Ирины Фильченковой
zooming

Еще до начала лекции, увидев полностью набитый зал МАрхИ, архитектор заметил, что в Голландии из-за пожарной безопасности такое мероприятие просто бы отменили – но только не в России. После чего поделился своими впечатлениями «от встречи с русскими». Первое, с чем ассоциируется у него наша страна это расстояния, точнее тяга к их преодолению: благодаря чему, по его мнению, мы и победили Наполеона. Второе впечатление было навеяно шахматной игрой 1972 года, в которой сразились советский шахматист Борис Спасский и американец Бобби Фишер. Несмотря на победу Фишера, говорит Боуман, все мы понимали, что Фишер во время игры сходил с ума: главный враг, с которым он столкнулся, было терпение. Еще одна черта, которую он усмотрел из встречи с русскими космонавтами это способность русских мыслить абстрактно. Сегодня он видит, что все эти черты воплощаются особенно ярко: российская архитектура нацелена в основном на мгновенное преодоление расстояний и быстрое получение результата.

zooming

После столь точного наблюдения Оле Боуман обратился к главной теме своей лекции, которую можно свести к следующему – как в эпоху яркого индивидуализма «звезд» архитектуры, в эпоху брендов стать по-настоящему индивидуальным?

zooming

«Главным критерием признания в архитектуре сегодня – говорит Боуман – является индивидуальность: главное, чтобы сооружение было не похоже на своих соседей, тогда оно будет заметным и соответственно признанным. По всему миру сегодня  распространилась эта болезнь, и у нас в Голландии тоже каждый хочет быть не похожим на кого-то другого». В подтверждение своим словам он обратился к залу с вопросом – «В этой большой толпе действительно каждый из вас индивидуальность!?» В ответ послышалось громкое восклицание. «Похоже, что да» - улыбнулся Оле.

zooming

Однако, по мнению Оле Боумана, архитектурная индивидуальность не должна заключается в погоне за необычностью, иначе это приведет к могиле. «Если вы действительно достигнете большого успеха в создании уникальных форм, то вам будет посвящено несколько страниц в атласе современной архитектуры» - и он указал на изображение популярной книги The Phaidon Atlas of Contemporary World Architecture, – которая не только высотой с кофейный столик, но и сама является не более чем кофейным столиком!». По его мнению, индивидуальность должна выражаться не столько в материальных объектах, а сколько в том насколько архитектор проявляет себя как личность: в медиа, как умеет разговаривать с аудиторией, формулировать свои тезисы и т.д. Один из подходов, предложенный молодым авторам, звучал несколько парадоксально – архитектор, по его мнению, должен бездействовать, получив заказ, ничего не строить. Боуман не объяснил до конца своей мысли, но видимо, исходя из принципа «плохие новости разлетаются быстрее хороших», предложил сместить акцент с чисто архитектурной практикой на медийное  утверждение автора.

zooming

 
Для того чтобы не стать заложником всеобщей сети, нужно, – говорит Оле, создать свою собственную сеть. В эту сеть или коалицию, по его мнению,  должны входит довольно самостоятельные структуры, состоящие из «школы», «офиса» и «издательства». В качестве примера он привел структуру, к которой сам имеет отношение, состоящую из Колумбийского университета, архитектурного бюро ОМА-АМО и журнала Archis. «При этом, - отмечает архитектор, журнал очень маленький, ОМА небольшое, но известное бюро, а школа очень большая – таким образом, соединяясь в одну цепочку, они могут влиять на различные сферы жизни». «Создавая свою сеть, вы демонстрируете свою силу!» Можно сказать, что фактически речь здесь идет о создании сети, по принципу которой созданы все сегодняшние корпорации, и которая обеспечивает глубокое, почти виртуальное проникновение организации.
zooming

Если же говорить о форме, то главное как считает Боуман, чтобы здание было не просто красивой скульптурой, но было живым: выходило за рамки чистой архитектуры, объединялось с другими видами искусства и вообще различными сторонами жизни. «Тогда архитектура действительно сможет влиять и на экономику и на развитие городов».  

zooming

В качестве содержательного аспекта такой архитектуры Оле Боуман предложил лучший вариант ее развития – просто решение актуальных проблем, которые стоят перед обществом. Первая задача, считает архитектор, это создание «убежища» -  «в котором можно было бы спрятаться от огромного мегаполиса, такого например как Москва». Вторая проблема, которую нужно решать это безопасность – террористическая, климатическая, городская и т.д. «Вопрос здесь заключается в том – можно ли придумать что-то принципиально новое, а не использовать для охраны традиционные методы: видеонаблюдение, охранников, собак..?». Еще одна не менее важная проблема – это проблема экологии и энергосбережения. «Сегодня мы уже знаем, что архитектура может сама вырабатывать энергию, но представьте, что было бы, если бы это помещение отапливалось за счет энергии наших тел, сколько можно было бы сэкономить!». Четвертая проблема, которую он видит, – это позитив. «Зачастую архитектор обслуживает нужды людей, которые хотят дистанцироваться от других. Нужно подумать, - можем ли мы создавать города, в которых людям было бы комфортно жить вместе». И последняя задача – это выстраивание диалога между архитектором и жителем, заказчиком. «Если вы действительно хотите быть необычным, то всегда нужно поддерживать диалог. Поэтому я считаю очень правильным, для меня как архитектора, приглашение в Россию, где я смог пообщаться с архитектурной общественностью и тем самым завязать диалог». 



27 Января 2008

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.