Надо сказать, что зал едва вместил всех желающих обсудить тему, которая за пару лет стала одной из самых актуальных. Модераторы дискуссии, шеф-редактор журнала «Эксперт» Татьяна Гурова и его спецкор Алексей Щукин начали с вопроса: почему для города так важно развивать общественные пространства? Нужно ли это для москвичей, для приезжих или для повышения статуса города в целом?
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«мы сегодня только обсуждаем, а весь мир уже давно пришел к осознанию того, что комфортное общественное и уличное пространство является своего рода магнитом, притягивающим в город активных людей, и, соответственно, инвестиции. Несмотря на то, что общественные места и парки – это чаще всего дотационные проекты, благодаря им город повышает свое качество, статус, а вместе с ними стоимость земли и недвижимости. Чем больше общественных пространств, тем более ценным становится город».
По словам Сергея Кузнецова, на протяжении XIX-го и в начале XX века город развивался в соответствии с мировыми трендами, когда любая улица и любой московский двор являлись качественным общественным пространством. Далее, в середине XX столетия, произошел серьезный скачок масштаба, а следом за ним – переход к микрорайонной застройке (см. о том же на семинаре по квартальной застройке). В этот период город наполнился необжитыми гигантскими пространствами, а проще говоря – пустырями, которые нельзя считать ни общественными, ни частными. Что касается парков, то Москва всегда была и остается одним из самых зеленых мегаполисов в мире. Однако долгое время большинство из существующих зеленых зон столицы были неухоженными и мало приспособленными для пребывания там человека.
Главный архитектор подробно остановился на вопросе возвращения городу прибрежных территорий: «Набережная не может быть только дорогой для машин, она должна быть обитаемой. Одна из задач, которую мы ставим перед участниками конкурса «Зарядье» – осмыслить пространство набережной, которая сегодня занята шестиполосной автодорогой, а человеку там места нет. В настоящее время нами запущен масштабный проект «Москва-река», который будет охватывать все территории, прилегающие к реке. В Москве из 220 км береговой линии внутри города, только 60 км обжито человеком. Это неправильно».
Ольга Захарова, директор ЦПКиО имени Горького
«Наши первые шаги были очень стремительными: буквально за пять дней город очистил территорию парка, а на месте аттракционов появились зеленые лужайки. Это был первый опыт, и мы увидели, что люди хотят находиться в общественных местах. Самое важное – вдохнуть в это место жизнь, насытить его событиями, чтобы привлечь людей. Пространство без людей – мертвое пространство. К нам сразу потянулась креативная молодежь, свободная зона вай-фай на всей территории парка привлекла бизнес-сообщество. Но мы хотели бы видеть в парке и пожилых людей. В Европе в 80 лет люди играют свадьбы, а у нас в 50 лет человек уже чувствует себя забытым и одиноким, потому что ему некуда идти».
Руководство парка тщательно продумало сервис, систему навигации и даже переодело охранников в обычную, не привлекающую внимание посетителей одежду, а в Нескучный сад для атмосферы привезли белок.
Также Ольга Захарова рассказала о дальнейшем развитии парка: будет открыто несколько дополнительных входов, временные здания сменят капитальные постройки, а половина заасфальтированных пространств уступит место газонам.
Роман Ткаченко, глава представительства компании RD Group,
рассказал о проекте гастрономической улицы под названием «Аллея Романов». Необычная, полностью свободная от машин улица должна появиться в самом центре города, в 41-ом квартале. Первые этажи всех зданий, большинство которых – памятники истории и культуры, займут рестораны, кафе и «продуктовые бутики».
Надежда Нилина, преподаватель архитектурной школы МАРШ и практикующий урбанист,
подробно рассказала о мировых трендах в обустройстве общественных пространств. Она подчеркнула, что современная Москва находится в глобальном тренде и перечислила основные из них:
- «возврат к воде, связанный с деиндустриализацией прибрежных территорий;
- создание знаковых проектов
- вместе с огромным количеством «проектов на каждый день», таких как благоустройство небольших зон, контроль за движением на улицах или строительство остановок общественного транспорта;
- рекламация индустриальных пространств;
- забота о существующих общественных местах с некоторыми обновлениями.
- Один из основных мировых трендов – инфраструктурно-ландшафтный урбанизм, мода на который возникла в 1930-е годы в США, в период Великой депрессии, несмотря на то, что данный тренд является более чем затратным. Большинство общественных пространств Нью-Йорка было создано именно в этот период».
Надежда Нилина подчеркнула важность освоения городом прибрежных территорий. На парижских набережных летом организуют временные пляжи. В Копенгагене после работ по очищению воды был создан отдельный бассейн для купания в нем горожан. В Нью-Йорке предусмотрена не только возможность плавать в бассейне, но сам бассейн способствует очищению города посредством фито-элементов, причем для Нью-Йорка это давняя традиция: в начале XX века в городе было более двадцати бассейнов и купален. В Торонто в 2006 году вместе с реконструкцией набережной была предложена идея трансформации проходящего параллельно ей хай-вея в городской бульвар. И это оказался очень удачный опыт. По словам Нилиной, важно снимать барьеры не только на подходе к реке, но и с самой реки. В мировой практике существует масса примеров, когда реки освобождались из бетонных тоннелей, а скоростные магистрали, напротив, уходили под землю.
В Нью-Йорке политика мэра города Майкла Блумберга привела к созданию невероятного количества общественных пространств, где каждому человеку есть место. Важно, что в Нью-Йорке очень четко определены зоны ответственности, существует специальная кадастровая карта, где определено, кто конкретно отвечает за тот или иной участок города. И неудивительно, что, проходя по улицам города, можно часто видеть, как жители домов метут улицу перед своим подъездом.
Андрей Перегудов, старший вице-президент ОАО Банк ВТБ,
рассказал о проекте тематического парка «Динамо»: «Для нас было важно создать такой городской ансамбль, в котором все составные части работали бы друг на друга. Мы сразу сократили коммерческую часть, предусмотренную в предыдущем проекте, активно поработали над Академией спорта, разместив там два хоккейных зала, залы для единоборств и занятий гимнастикой и т.д. Все это соседствует со стадионом «Динамо», который также будет преобразован, появится новый и современный Дворец спорта. Что касается территории парка, то весной этого года нами был организован конкурс, по итогам которого мы выбрали сразу двух победителей. Основной посыл предложенных нам концепций – создание единой зоны здоровья и спорта с велодорожками, спортивными и игровыми площадками, встроенными в зеленое пространство парка». Андрей Перегудов признался, что изначально задача реконструировать стадион и парк воспринималась заказчиком как дополнительное обременение. Но сегодня стало очевидно, что спортивная тематика – это основная «изюминка проекта».
Олег Шапиро, партнер АБ Wowhaus,
рассказал о подробностях реализации проекта реконструкции Крымской набережной, который сейчас завершается: «Крымская набережная стала первой в ряду прибрежных территорий, которым предстоит масштабная реконструкция. Для города это очень важный участок, потому что он объединит так называемую большую «зеленую петлю», берущую свое начало у Воробьевых гор и следующую вдоль Нескучного сада и парка Горького к Музеону. Предполагается также создать дополнительный мостик к Красному Октябрю и дойти зеленой пешеходной линией вплоть до Бульварного кольца».
Длина Крымской набережной больше километра. По проекту Wowhaus здесь создается линейный ландшафтный парк с активным рельефом, четырьмя теплыми павильонами, 1600 светильников, волнообразными скамейками и лежаками. Особым акцентом станет сухой фонтан, «струи» которого могут использоваться как экран для маппинг-шоу. Если надо фонтан можно погасить, и на его месте появится обычная мощеная площадь.