Архсовет Москвы–6

В ходе очередного архсовета, состоявшегося 28 августа в Москомархитектуре, были рассмотрены два крупных проекта в периферийных районах Москвы.

mainImg
Торгово-складской комплекс с открытой автостоянкой в городском поселении Московский вблизи деревни Румянцево
Проект строительства торгово-складского комплекса с открытой автостоянкой по адресу: Городское поселение Московский, вблизи деревни Румянцево, уч. Р27, Р27/1, Р27/2. Заказчик «Компания Содружество». Проектная организация – «ВеК констракшн». Авторы – А.Мариносян, В.Вермишян, Е.Денисова
А.Мариносян, автор проекта торгово-складского комплекса в городском поселении Московский. Фотография Аллы Павликовой

Участок расположен на территории Новой Москвы вдоль Киевского шоссе. Авторы представили совету как предыдущую версию проекта, где фасад, обращенный к шоссе, был полностью выполнен из травертина, а задний, северный, фасад – из алюкобонда, так и новый вариант – более «стеклянный». Комплекс состоит из двух основных функциональных зон: складской и торговой, впрочем снаружи они выглядят как единый объем общей площадью 60 000 кв. м с немного возвышающимся офисно-административным блоком.

Несмотря на то, что комплекс планируется построить на недавно присоединенных к Москве территориях, участок имеет неплохой транспортный потенциал: рядом проходит Киевское шоссе, в ближайшем будущем будет продлена Солнцевская линия метрополитена и рядом появятся две новые станции метро.

Однако препятствующее утверждению советом этого проекта обстоятельство обусловлено именно местоположением комплекса. Дело в том, что имеющиеся ГПЗУ были выданы Московской областью, но теперь участок оказался на территории Новой Москвы. Поэтому, пока не будет разработана и утверждена территориальная схема присоединенных территорий, рассматривать проект на этом участке бессмысленно.

Тем не менее, у членов совета возникла масса вопросов по поводу привязки объекта к месту. В настоящий момент, по замечанию Юрия Григоряна, этот комплекс выключен из контекста и с тем же успехом мог бы появиться в любой точке МКАДа. Отсутствие мастер-плана участка вызвало вопросы: а нужен ли вообще здесь торговый центр, для кого он строится, кем определены объемы торговых площадей и их наполнение? «Рядом с поселком и озером этот огромный торговый центр выглядит дико, он никак не реагирует на контекст. Неужели если у инвестора есть земля в собственности, то он может строить на ней все, что захочет? ...понятно, что большинство инвесторов, мечтают построить объект торговли,» – отметил Юрий Григорян.

Григоряна поддержал и Михаил Посохин, заметивший, что подобные проекты возвращают нас во времена точечной застройки. Посохин подчеркнул, что для прекращения такого строительства необходимо разработать единую схему расположения торговых зданий в черте города, в том числе и на периферии, поскольку и там они не в меньшей степени, чем в центре, влияют на инфраструктуру города. Сегодня Москва задыхается в кольце торговых центров.

Сергей Чобан рассказал, что в Берлине существующий мастер-план города несет в себе информацию обо всех торговых площадях – имеющихся, проектируемых и потенциально возможных, которые распределены по всей территории города с учетом количества населения и радиуса притяжения в каждом конкретном районе. Если инвестор хочет построить новый торговый комплекс, то ему приходится учитывать все требования мастер-плана. При этом в Берлине существует компания, которая постоянно дорабатывает этот документ: учитывает меняющиеся потребности города и вносит в мастер-план необходимые поправки. И даже когда застройщик получил разрешение на строительство на своей территории торгового объекта, все еще возникают вопросы – каким должен быть этот объект, какого размера и в каком конкретном месте на отведенном участке он будет располагаться. На эти вопросы отвечает вся та же компания на основании детального анализа участка. Сергей Чобан подчеркнул, что, если бы у нас был подобный мастер-план, то участники совета не задавались бы вопросом, нужен ли в том или ином месте новый торговый центр. По мнению Чобана, такая работа должна быть проведена в ближайшее время, причем она может стать настоящим градостроительным прорывом.

Ханс Штимман акцентировал внимание присутствующих на том, что проект предусмотрен для строительства на территории Новой Москвы, а, значит, должен быть символическим, знаковым. Однако сейчас он больше напоминает об автобане близ Лос-Анжелеса. Свой вопрос Штимман адресовал разработчикам генерального плана Новой Москвы: «Так ли они видят образ нового города?»

Об архитектуре здания высказался и Евгений Асс, который не нашел обоснования сложной конфигурации и чрезмерно мелкой пластике объекта. Также ему осталось неясным решение разместить вход в сектор ритейла в угловой части, удивила и планировка торговой зоны с двумя тупиковыми галереями, упирающимися в склад. Продолжая тему, Андрей Боков указал на то, что в торговом центре не может быть ступеней на входе.

Кроме того, у членов совета возникли замечание по распределению машиномест: для торговой зоны предусмотрено меньше парковочных мест, чем для складской.

Подводя итоги обсуждению, Сергей Кузнецов посоветовал авторам интегрировать свой проект в разрабатываемые для присоединенных территорий схемы, проконсультироваться с коллегами из Института Генплана. Также он рекомендовал переработать транспортную схему и заново определить необходимое количество машиномест. Вопрос решения фасада на фоне существующих проблем, по мнению главного архитектора, уже становится вторичным. Однако Сергей Кузнецов все же посоветовал «реагировать» не на Киевское шоссе, а на поселок и озеро, создать в этой части рекреацию, рестораны, общественные пространства. Но в любом случае, авторам проекта придется дожидаться доработки и утверждения планировки территорий Новой Москвы.
Проект строительства торгово-складского комплекса с открытой автостоянкой по адресу: Городское поселение Московский, вблизи деревни Румянцево, уч. Р27, Р27/1, Р27/2. Вид сверху. Заказчик «Компания Содружество». Проектная организация – «ВеК констракшн». Авторы – А.Мариносян, В.Вермишян, Е.Денисова
Проект строительства торгово-складского комплекса с открытой автостоянкой по адресу: Городское поселение Московский, вблизи деревни Румянцево, уч. Р27, Р27/1, Р27/2. Заказчик «Компания Содружество». Проектная организация – «ВеК констракшн». Авторы – А.Мариносян, В.Вермишян, Е.Денисова
Проект строительства торгово-складского комплекса с открытой автостоянкой по адресу: Городское поселение Московский, вблизи деревни Румянцево, уч. Р27, Р27/1, Р27/2. Генплан. Заказчик «Компания Содружество». Проектная организация – «ВеК констракшн». Авторы – А.Мариносян, В.Вермишян, Е.Денисова
Проект строительства торгово-складского комплекса с открытой автостоянкой по адресу: Городское поселение Московский, вблизи деревни Румянцево, уч. Р27, Р27/1, Р27/2. Ситуация. Заказчик «Компания Содружество». Проектная организация – «ВеК констракшн». Авторы – А.Мариносян, В.Вермишян, Е.Денисова
Проект строительства торгово-складского комплекса с открытой автостоянкой по адресу: Городское поселение Московский, вблизи деревни Румянцево, уч. Р27, Р27/1, Р27/2. Первый вариант решения фасадов. Заказчик «Компания Содружество». Проектная организация – «ВеК констракшн». Авторы – А.Мариносян, В.Вермишян, Е.Денисова
Проект строительства торгово-складского комплекса с открытой автостоянкой по адресу: Городское поселение Московский, вблизи деревни Румянцево, уч. Р27, Р27/1, Р27/2. Планы. Заказчик «Компания Содружество». Проектная организация – «ВеК констракшн». Авторы – А.Мариносян, В.Вермишян, Е.Денисова
Проект строительства торгово-складского комплекса с открытой автостоянкой по адресу: Городское поселение Московский, вблизи деревни Румянцево, уч. Р27, Р27/1, Р27/2. Разрезы. Заказчик «Компания Содружество». Проектная организация – «ВеК констракшн». Авторы – А.Мариносян, В.Вермишян, Е.Денисова

Технопарк «Дмитровский Двор» на Дмитровском шоссе
Предпроектное предложение строительства Технопарка «Дмитровский Двор» по адресу: Дмитровское ш., вл. 110, стр. 20. Заказчик – ООО «Рынок Дмитровский Двор». Проектная организация – «АБ Асадова». Авторы – А.А. Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, О.Григорьева, А.Штанок
Андрей Асадов, автор проекта технопарка «Дмитровский Двор». Фотография Аллы Павликовой

Концепцию технопарка совету представил Андрей Асадов, который рассказал, что это предпроектное предложение было разработано три года назад и теперь «реанимировано» заказчиком. Узкий, очень вытянутый участок, расположенный недалеко от МКАДа, зажат между Дмитровским шоссе и закрытой промзоной. На этой  территории предлагается построить крупный технопарк, «исследующий» вопросы архитектуры, строительных технологий и дизайна. Авторами было разработано несколько вариантов развития участка, предполагающих очередность застройки. Первая очередь предусматривает строительство протяженного объема высотой порядка 18 м. Далее планируется построить многоуровневый наземный паркинг. Заключительная стадия строительства предполагает возведение доминантного объема высотой до 40 м, названного Андреем Асадовым «головой лайнера»: комплекс общей длиной около 400 м, действительно, очень похож на гигантский футуристический корабль. Также имелся вариант с двухчастной композицией, когда на месте расположенного по центру паркинга предлагалось сделать площадь с видом на существующее, весьма выразительное по архитектуре промышленное здание. Однако заказчик такую идею не поддержал.

Авторы долго размышляли над обликом технопарка – членам совета было представлено огромное количество вариантов решения фасадов. В итоге, архитекторы сошлись на том, что все три составляющих комплекс здания необходимо связать одним обобщающим приемом. Таким образом, получился единый объем, включающий выставочные пространства, конференц-залы, исследовательские лаборатории и офисы.

Главное замечание к проекту – несоответствие архитектуры здания заявленной функции. Большинство членов совета сошлись на том, что представленный проект далек от типологии технопарка, это скорее офисно-торговый комплекс. Андрей Боков заметил, что технопарки в мировой практике – это очень скромные по архитектуре сооружения с высокоэффективными инженерией и техническим оснащением, и ничего похожего в представленном проекте он не увидел; однако эскизы Боков назвал очень качественными.

Михаил Посохин задался вопросом, для кого строится этот комплекс и кто в нем будет работать. На что Алексей Воронцов ответил, что правая сторона магистрали городского значения, имеющая свое продолжение уже в Московской области – это правильное местоположение для нового торгового центра. Других рекомендаций, по словам Воронцова, для данной территории нет. Вокруг много жилых кварталов, поэтому здесь уместно и появление офисов – есть потенциал для их заполнения. Алексей Воронцов посоветовал авторам уточнить типологию объекта и прямо заявить, что это торгово-офисный центр.

Ханс Штимман рассказал, что накануне он посетил участок и увидел сильно фрагментированную производственную зону, которая остро нуждается в скорейшей трансформации. Юрий Григорян отметил, что в проекте никак не учтен градостроительный контекст. Однако, как пояснили докладчики, проблема состоит в том, что для данной территории не может быть разработан общий проект планировки, потому что для Дмитровское шоссе он разрабатывается отдельно, а промышленная зона является секретной территорией. Тем не менее, все участники обсуждения посоветовали авторам изучить масштаб и характер окружающей застройки. Сергей Кузнецов напомнил, что в первую очередь необходимо создавать среду: в городе должны быть улицы. А очень длинный сплошной объем комплекса становится непреодолимой преградой для пешеходов и машин и выпадает из городского контекста. Эту мысль активно поддержал и Андрей Гнездилов: «Данный проект сильно напоминает торговый центр на Войковской, где на месте некогда секретного предприятия вырос огромный торговый центр, практически не имеющий разрывов при длине более 200 метров. Фактически, это забор, который порождает колоссальные проблемы для города. Необходимо разделить здание на три части, а в разрывах между ними организовать проходные улицы».

Идею дробления объема высказал и Сергей Чобан, заметивший, что все три здания имеют разное функциональное назначение. Первое здание – это, по сути, торговый центр, второе – паркинг, а третье, расположенное в северной части – бизнес-центр. Сергею Чобану показалось необоснованным стремление заказчиков и авторов объединить здания формальной «мега-темой». По его мнению, это должны быть три разных по архитектуре объема.

Владимир Плоткин заметил, что первоначальный двухчастный вариант был более точным и правильным. Такое решение позволило бы создать общественное пространство – площадь – и сформировать более проницаемую городскую среду. А неизбежную при этом потерю квадратных метров можно было бы компенсировать за счет увеличения высотности первой очереди, тем самым здания были бы приближены к масштабу окружающей застройки. С Плоткиным согласился и Сергей Кузнецов, обративший внимание авторов на то, что в настоящей концепции совсем не учтена общественная составляющая: «Правильнее сделать более высокие, но отдельно стоящие здания, разделенные центральной площадью», – посоветовал главный архитектор Москвы. Ханс Штимман усомнился в необходимости акцентировать северный объем, который решен как угловой, хотя весь комплекс располагается вдоль шоссе. Акцент он предложил перенести на центр здания.

В результате проект решено было отправить на доработку с учетом всех высказанных членами совета рекомендаций.
Предпроектное предложение строительства Технопарка «Дмитровский Двор» по адресу: Дмитровское ш., вл. 110, стр. 20. Макет. Заказчик – ООО «Рынок Дмитровский Двор». Проектная организация – «АБ Асадова». Авторы – А.А. Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, О.Григорьева, А.Штанок
Предпроектное предложение строительства Технопарка «Дмитровский Двор» по адресу: Дмитровское ш., вл. 110, стр. 20. Варианты решения фасадов. Заказчик – ООО «Рынок Дмитровский Двор». Проектная организация – «АБ Асадова». Авторы – А.А. Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, О.Григорьева, А.Штанок
Предпроектное предложение строительства Технопарка «Дмитровский Двор» по адресу: Дмитровское ш., вл. 110, стр. 20. Фотомонтаж. Заказчик – ООО «Рынок Дмитровский Двор». Проектная организация – «АБ Асадова». Авторы – А.А. Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, О.Григорьева, А.Штанок
Предпроектное предложение строительства Технопарка «Дмитровский Двор» по адресу: Дмитровское ш., вл. 110, стр. 20. Заказчик – ООО «Рынок Дмитровский Двор». Проектная организация – «АБ Асадова». Авторы – А.А. Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, О.Григорьева, А.Штанок

Предпроектное предложение строительства Технопарка «Дмитровский Двор» по адресу: Дмитровское ш., вл. 110, стр. 20. Заказчик – ООО «Рынок Дмитровский Двор». Проектная организация – «АБ Асадова». Авторы – А.А. Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, О.Григорьева, А.Штанок
Предпроектное предложение строительства Технопарка «Дмитровский Двор» по адресу: Дмитровское ш., вл. 110, стр. 20. Транспортная схема. Заказчик – ООО «Рынок Дмитровский Двор». Проектная организация – «АБ Асадова». Авторы – А.А. Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, О.Григорьева, А.Штанок
Предпроектное предложение строительства Технопарка «Дмитровский Двор» по адресу: Дмитровское ш., вл. 110, стр. 20. Заказчик – ООО «Рынок Дмитровский Двор». Проектная организация – «АБ Асадова». Авторы – А.А. Асадов, Е.Дидоренко, Т.Чернова, О.Григорьева, А.Штанок

29 Августа 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.