English version

Евгений Асс: «Мы хотели сделать эту историческую архитектуру очень современной»

Архитекторы Александр Епифанов и Евгений Асс получили премию The Art Newspaper Russia за реставрацию нижегородского Арсенала. Марина Игнатушко – специально для Архи.ру, – поговорила с Евгением Ассом об особенностях этой работы и перспективах ее завершения.

Марина Игнатушко

Беседовала:
Марина Игнатушко

mainImg
Архитектор:
Евгений Асс
Мастерская:
Архитекторы Асс
Проект:
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, Кремль, корпус 6

Авторский коллектив:
Автор проекта приспособления для современного использования – Евгений Асс
Автор проекта и научный руководитель реставрации – Александр Епифанов
Главный архитектор проекта – Григор Айказян
Генеральный подрядчик – ЗАО «СМУ-77»

2004 — 2015 / 2006 — 2015

Заказчик ФГБУК «Государственный центр современного искусства» (ГЦСИ),
генеральный директор – Михаил Миндлин,
директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ – Анна Гор
Арсенал принадлежит Приволжскому филиалу Государственного центра современного искусства с 2003 года, два года назад открылась после реконструкции первая часть здания. Архитектор Евгений Асс с коллегами еще в конце прошлого века создавали концепцию приспособления федерального памятника под нужды contemporary art, и то, что им удалось сделать за эти годы, уже получило высокую оценку. Мы поздравили архитекторов с наградой и обратились к Евгению Ассу с просьбой рассказать о том, в чем же особенности реконструкции памятника в нижегородском Кремле.
Евгений Асс рядом со зданием нижегородского Арсенала. Фотография предоставлена Приволжским филиалом ГЦСИ
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Здание Арсенала в Нижегородском Кремле. Первая очередь строительства. 2011 год Фотография © Марина Игнатушко
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Арсенал до реконструкции © Архитекторы Асс

– Евгений Викторович, что для Вас в этом проекте главное?

– Наверное, главным было желание выявить внутреннюю энергию исторического здания, вскрыть его анатомию, обнажить структуру и материал. И, в тоже время сделать так, чтобы памятник открылся сегодняшней культуре, чтобы современная жизнь и современное искусство смогли бы органично встроиться в него.
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Выставочное пространство. Первая очередь строительства. 2011 год. Фотография © Елена Петухова

– Чем этот проект отличается от других ваших проектов?

– Ну хотя бы тем, что реконструкцией я никогда прежде не занимался! Оказалось – это очень увлекательная работа. В отличие от авторского проектирования, когда ты разговариваешь, в общем то, сам с собой, здесь постоянно присутствует бесконечно отдаленный и часто непредсказуемый собеседник, с которым ты ведешь непрерывный диалог. И очень важно найти верную интонацию этого диалога. С самого начала мы хотели эту историческую архитектуру сделать  очень современной. То есть мы не хотели историзировать, пытаться  воспроизвести в интерьерах утраченную эстетику эпохи строительства, хотя это было возможно. Хотелось сделать так, чтобы история заговорила каким-то современным языком, чтобы архитектура середины ХIХ века стала актуальной. Мне кажется, это получилось.

– Это удивительное ощущение, когда видишь старинное здание: с восстановленными деталями, чистой штукатуркой, но заходишь внутрь – и в этом старом включаются современные коды. Как это происходит – для посетителя  неуловимо, чувствуется, что тонко срежиссировано.

– Спасибо. Если это так, значит, мы добились того, к чему стремились.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. Кабинет директора © Архитекторы Асс
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. 2011 год. Фотография © Алексей Лифанов
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. 2011 год © Архитекторы Асс
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Мансардная часть после реконструкции. Служебные кабинеты. Первая очередь строительства. 2011 год © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Фрагмент кирпичной кладки. После реконструкции © Архитекторы Асс

– Вы получили престижную премию. И проект уже достаточно широко известен, хотя пока для публики открыта только 1/3 Арсенала. Вы не опасаетесь, что на следующих этапах что-то пойдет не так, или это невозможно?

– Все возможно. Все-таки еще очень много предстоит сделать. Очень важно, чтобы строители не потеряли инерцию хорошего качества, накопленную на первом этапе.

Есть и проблемы, требующие решения. Например, во второй очереди все гораздо сложнее с инженерными системами, и нам предстоят очень большие работы по интеграции всей инженерии в пространство реконструкции. Некоторые проблемы подкидывает и наш «непредсказуемый собеседник» – тут вдруг при раскопках обнаружилось, что основания опор в ризалите гораздо больше, чем мы ожидали. Приходится на ходу менять планировки.

Есть у меня некоторые огорчения, есть вещи, которые, к сожалению, не удалось выполнить. Вот не смог уговорить заказчика сделать верхний свет в центральном зале. Это огромное трехсветное пространство, с открытыми деревянными фермами под кровлей. Там по проекту были световые фонари, и это пространство должно было быть наполнено естественным светом. К сожалению, заказчик был неумолим и теперь вместо этого там будет только искусственное освещение. Пока не знаю даже, как осветить это пространство, чтобы оно адекватно воспринималось.

Во второй очереди появляется много интересных вещей и пространственных интриг. Если все это будет реализовано так, как задумано, а мы надеемся, что так и будет, то вас ожидает много неожиданностей. Например, в офисной части здания мы встроили промежуточные этажи и там появятся остекленные антресоли. Довольно забавно должна получиться входная часть. И много придумано всяких деталей, которые, с нашей точки зрения, придадут этому историческому зданию какой-то новый дух и сделают его актуальным.
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Концепция организации двора © Архитекторы Асс
zooming
План Кремля в Нижнем Новгороде 1838 года. Арсенал отмечен синим цветом и расположен вдоль кремлевской стены. Иллюстрация предоставлена бюро asse architects

– Реставрация памятника и его приспособление под современные функции – актуальная тема для многих городов. Нижнему Новгороду, конечно, повезло – и с памятником и с его новым наполнением. Однако, похоже, история с Арсеналом несколько затянулась.

– Мне кажется, все зависит от энергии заказчика и от возможностей финансирования. Например, очень похожий на наш гигантский проект реконструкции под центр современного искусства старой таможни Пунта делла Догана в  Венеции. Объем там уж точно не меньше, чем в Арсенале, – и они сделали его полностью за 2 года! А мы начали наш проект еще в 1999 году. Тот проект, который сейчас реализуется, был утвержден на стадии концепции в 2004 году, то есть вот уже 8 лет… Это никак не связано с какими-то особыми сложностями реконструктивных работ, а связано только с проблемой финансирования и невозможностью развернуть работы в полном объеме так, как хотелось бы. Все это можно было бы сделать и быстрее, это вопрос только желания и денег.
Разрез 3-3. Иллюстрация предоставлена бюро asse architects
Разрез 4-4. Иллюстрация предоставлена бюро asse architects
Разрез 7-7. Иллюстрация предоставлена бюро asse architects

***
Архитектор-реставратор Александр Епифанов считает удачей, что памятник федерального значения, приспосабливаемый  под Центр современного искусства,   уже  стал самостоятельным объектом восприятия. Покраска фасадов воссоздана в первоначальном виде. Все современные элементы внутри интерьеров подчеркнуто отделены от исторических.

***
По словам директора Приволжского филиала ГЦСИ Анны Гор, с Арсеналом происходит одновременно три разных процесса: реставрация, создание новой структуры и приспособление здания под современные нужды. Сейчас  функционирует северная часть здания – рядом с Пороховой башней кремля. После завершения всех работ главный вход в Арсенал будет с противоположной стороны – от главного входа в кремль, от Дмитриевской башни. Но главное:  Арсенал – бывший склад – получит всю необходимую  инфраструктуру, соответствующую мировым стандартам центров современного искусства, доступных для посещения людьми с самыми разнообразными интересами.

Строительство в центральном ризалите. Фотография бюро asse architects
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Подготовка к реконструкции © Архитекторы Асс
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Общий вид. 2008 год © Архитекторы Асс
Архитектор:
Евгений Асс
Мастерская:
Архитекторы Асс
Проект:
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, Кремль, корпус 6

Авторский коллектив:
Автор проекта приспособления для современного использования – Евгений Асс
Автор проекта и научный руководитель реставрации – Александр Епифанов
Главный архитектор проекта – Григор Айказян
Генеральный подрядчик – ЗАО «СМУ-77»

2004 — 2015 / 2006 — 2015

Заказчик ФГБУК «Государственный центр современного искусства» (ГЦСИ),
генеральный директор – Михаил Миндлин,
директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ – Анна Гор

08 Апреля 2013

Марина Игнатушко

Беседовала:

Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.