08.04.2013
беседовала: Марина Игнатушко

Евгений Асс: «Мы хотели сделать эту историческую архитектуру очень современной»

Архитекторы Александр Епифанов и Евгений Асс получили премию The Art Newspaper Russia за реставрацию нижегородского Арсенала. Марина Игнатушко – специально для Архи.ру, – поговорила с Евгением Ассом об особенностях этой работы и перспективах ее завершения.

информация:

Евгений Асс рядом со зданием нижегородского Арсенала. Фотография предоставлена Приволжским филиалом ГЦСИ
Евгений Асс рядом со зданием нижегородского Арсенала. Фотография предоставлена Приволжским филиалом ГЦСИ открыть большое изображение
Арсенал принадлежит Приволжскому филиалу Государственного центра современного искусства с 2003 года, два года назад открылась после реконструкции первая часть здания. Архитектор Евгений Асс с коллегами еще в конце прошлого века создавали концепцию приспособления федерального памятника под нужды contemporary art, и то, что им удалось сделать за эти годы, уже получило высокую оценку. Мы поздравили архитекторов с наградой и обратились к Евгению Ассу с просьбой рассказать о том, в чем же особенности реконструкции памятника в нижегородском Кремле.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Здание Арсенала в Нижегородском Кремле. Первая очередь строительства. 2011 год Фотография © Марина Игнатушко
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Здание Арсенала в Нижегородском Кремле. Первая очередь строительства. 2011 год Фотография © Марина Игнатушкооткрыть большое изображение
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Арсенал до реконструкции © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Арсенал до реконструкции © Архитекторы Ассоткрыть большое изображение

– Евгений Викторович, что для Вас в этом проекте главное?

– Наверное, главным было желание выявить внутреннюю энергию исторического здания, вскрыть его анатомию, обнажить структуру и материал. И, в тоже время сделать так, чтобы памятник открылся сегодняшней культуре, чтобы современная жизнь и современное искусство смогли бы органично встроиться в него.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Выставочное пространство. Первая очередь строительства. 2011 год. Фотография © Елена Петухова
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Выставочное пространство. Первая очередь строительства. 2011 год. Фотография © Елена Петуховаоткрыть большое изображение

– Чем этот проект отличается от других ваших проектов?

– Ну хотя бы тем, что реконструкцией я никогда прежде не занимался! Оказалось – это очень увлекательная работа. В отличие от авторского проектирования, когда ты разговариваешь, в общем то, сам с собой, здесь постоянно присутствует бесконечно отдаленный и часто непредсказуемый собеседник, с которым ты ведешь непрерывный диалог. И очень важно найти верную интонацию этого диалога. С самого начала мы хотели эту историческую архитектуру сделать  очень современной. То есть мы не хотели историзировать, пытаться  воспроизвести в интерьерах утраченную эстетику эпохи строительства, хотя это было возможно. Хотелось сделать так, чтобы история заговорила каким-то современным языком, чтобы архитектура середины ХIХ века стала актуальной. Мне кажется, это получилось.

– Это удивительное ощущение, когда видишь старинное здание: с восстановленными деталями, чистой штукатуркой, но заходишь внутрь – и в этом старом включаются современные коды. Как это происходит – для посетителя  неуловимо, чувствуется, что тонко срежиссировано.

– Спасибо. Если это так, значит, мы добились того, к чему стремились.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. Кабинет директора © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. Кабинет директора © Архитекторы Ассоткрыть большое изображение
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. 2011 год. Фотография © Алексей Лифанов
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. 2011 год. Фотография © Алексей Лифановоткрыть большое изображение
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. 2011 год © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. 2011 год © Архитекторы Ассоткрыть большое изображение
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Мансардная часть после реконструкции. Служебные кабинеты. Первая очередь строительства. 2011 год © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Мансардная часть после реконструкции. Служебные кабинеты. Первая очередь строительства. 2011 год © Архитекторы Ассоткрыть большое изображение
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Фрагмент кирпичной кладки. После реконструкции © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Фрагмент кирпичной кладки. После реконструкции © Архитекторы Ассоткрыть большое изображение

– Вы получили престижную премию. И проект уже достаточно широко известен, хотя пока для публики открыта только 1/3 Арсенала. Вы не опасаетесь, что на следующих этапах что-то пойдет не так, или это невозможно?

– Все возможно. Все-таки еще очень много предстоит сделать. Очень важно, чтобы строители не потеряли инерцию хорошего качества, накопленную на первом этапе.

Есть и проблемы, требующие решения. Например, во второй очереди все гораздо сложнее с инженерными системами, и нам предстоят очень большие работы по интеграции всей инженерии в пространство реконструкции. Некоторые проблемы подкидывает и наш «непредсказуемый собеседник» – тут вдруг при раскопках обнаружилось, что основания опор в ризалите гораздо больше, чем мы ожидали. Приходится на ходу менять планировки.

Есть у меня некоторые огорчения, есть вещи, которые, к сожалению, не удалось выполнить. Вот не смог уговорить заказчика сделать верхний свет в центральном зале. Это огромное трехсветное пространство, с открытыми деревянными фермами под кровлей. Там по проекту были световые фонари, и это пространство должно было быть наполнено естественным светом. К сожалению, заказчик был неумолим и теперь вместо этого там будет только искусственное освещение. Пока не знаю даже, как осветить это пространство, чтобы оно адекватно воспринималось.

Во второй очереди появляется много интересных вещей и пространственных интриг. Если все это будет реализовано так, как задумано, а мы надеемся, что так и будет, то вас ожидает много неожиданностей. Например, в офисной части здания мы встроили промежуточные этажи и там появятся остекленные антресоли. Довольно забавно должна получиться входная часть. И много придумано всяких деталей, которые, с нашей точки зрения, придадут этому историческому зданию какой-то новый дух и сделают его актуальным.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Концепция организации двора © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Концепция организации двора © Архитекторы Асс открыть большое изображение
План Кремля в Нижнем Новгороде 1838 года. Арсенал отмечен синим цветом и расположен вдоль кремлевской стены. Иллюстрация предоставлена бюро asse architects
План Кремля в Нижнем Новгороде 1838 года. Арсенал отмечен синим цветом и расположен вдоль кремлевской стены. Иллюстрация предоставлена бюро asse architectsоткрыть большое изображение

– Реставрация памятника и его приспособление под современные функции – актуальная тема для многих городов. Нижнему Новгороду, конечно, повезло – и с памятником и с его новым наполнением. Однако, похоже, история с Арсеналом несколько затянулась.

– Мне кажется, все зависит от энергии заказчика и от возможностей финансирования. Например, очень похожий на наш гигантский проект реконструкции под центр современного искусства старой таможни Пунта делла Догана в  Венеции. Объем там уж точно не меньше, чем в Арсенале, – и они сделали его полностью за 2 года! А мы начали наш проект еще в 1999 году. Тот проект, который сейчас реализуется, был утвержден на стадии концепции в 2004 году, то есть вот уже 8 лет… Это никак не связано с какими-то особыми сложностями реконструктивных работ, а связано только с проблемой финансирования и невозможностью развернуть работы в полном объеме так, как хотелось бы. Все это можно было бы сделать и быстрее, это вопрос только желания и денег.
Разрез 3-3. Иллюстрация предоставлена бюро asse architects
Разрез 3-3. Иллюстрация предоставлена бюро asse architectsоткрыть большое изображение
Разрез 4-4. Иллюстрация предоставлена бюро asse architects
Разрез 4-4. Иллюстрация предоставлена бюро asse architectsоткрыть большое изображение
Разрез 7-7. Иллюстрация предоставлена бюро asse architects
Разрез 7-7. Иллюстрация предоставлена бюро asse architectsоткрыть большое изображение

***
Архитектор-реставратор Александр Епифанов считает удачей, что памятник федерального значения, приспосабливаемый  под Центр современного искусства,   уже  стал самостоятельным объектом восприятия. Покраска фасадов воссоздана в первоначальном виде. Все современные элементы внутри интерьеров подчеркнуто отделены от исторических.

***
По словам директора Приволжского филиала ГЦСИ Анны Гор, с Арсеналом происходит одновременно три разных процесса: реставрация, создание новой структуры и приспособление здания под современные нужды. Сейчас  функционирует северная часть здания – рядом с Пороховой башней кремля. После завершения всех работ главный вход в Арсенал будет с противоположной стороны – от главного входа в кремль, от Дмитриевской башни. Но главное:  Арсенал – бывший склад – получит всю необходимую  инфраструктуру, соответствующую мировым стандартам центров современного искусства, доступных для посещения людьми с самыми разнообразными интересами.

беседовала: Марина Игнатушко
Строительство в центральном ризалите. Фотография бюро asse architects
Строительство в центральном ризалите. Фотография бюро asse architectsоткрыть большое изображение
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Подготовка к реконструкции © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Подготовка к реконструкции © Архитекторы Ассоткрыть большое изображение
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Общий вид. 2008 год © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Общий вид. 2008 год © Архитекторы Ассоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Асадов
  • Константин Ходнев
  • Магда Чихонь
  • Илья Уткин
  • Полина Воеводина
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Антон Бондаренко
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Ликин
  • Петр Фонфара
  • Игорь Шварцман
  • Зураб Басария
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Романов
  • Антон Надточий
  • Георгий Трофимов
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Селивохин
  • Юлия Тряскина
  • Иван Кожин
  • Николай Переслегин
  • Тотан Кузембаев
  • Наталия Шилова
  • Олег Шапиро
  • Александр Скокан
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Курков
  • Павел Андреев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Бровкин
  • Магда Кмита
  • Наталья Сидорова
  • Александр Попов
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Антон Барклянский
  • Арсений Леонович
  • Никита Бирюков
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Карлсон
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Васильев
  • Михаил Канунников
  • Олег Мединский
  • Шимон Матковски
  • Екатерина Грень
  • Сергей  Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Вера Бутко
  • Александра Кузьмина
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Чобан
  • Валерий Лукомский
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Сенкевич
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Илья Машков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Биндеман
  • Николай Миловидов
  • Никита Явейн
  • Андрей Асадов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
другие статьи