Проект реставрации здания телефонной станции в Милютинском пер.(дом 5, стр.1) показанный Юрием Виссарионовым, переориентирует здание, в котором до недавнего времени располагалась АТС, под 4-х звездную гостиницу.
Это здание – вторая по счету и первая большая телефонная станция в Москве (первая была на Кузнецком мосту). Оно построено датско-шведско-русским телефонным обществом и состоит из двух корпусов, 1901-1903 гг. архитектора А. Эрихсона и 1907-1908 гг. – О. Дессина. Корпуса объединены сдержанной неоготической стилистикой, это интересный образец «производственного» модерна. 76-метровое железобетонное здание телефонной станции было самым высоким в Москве.
Целиком здание в Милютинском на охране не стоит, но в нем есть два предмета охраны – это гранитная арка с маскаронами и парадная лестница. Проект Юрия Виссарионова полностью сохраняет рисунок фасада, внутреннюю структуру, планировку и лестничные пролеты. Среди нововведений только приставной стеклянный лифт со стороны внутреннего двора и – глухие ниши, которые сейчас есть на фасаде, предполагается прорезать и превратить в дополнительные окна. Как отметил один из экспертов, весь проект направлен на максимальное сохранение внешнего облика с достаточно деликатной внутренней перепланировкой. Проект приняли быстро и без поправок.
Предпроект гостиницы на улице 1812 года, 6а, стр. 2 (архитектор А.В. Луценко) планирует строительство 5-6 этажного здания недалеко от Бородинской панорамы на месте дома, который совсем недавно был приговорен к сносу. Споры вызвала принципиальная возможность развития этой территории, так как вблизи находятся два памятника – часовня, построенная к 100-летию бородинской битвы и деревянная кутузовская изба, а также зеленая зона, по высоте которой понижена окружающая застройка. По мнению Виктора Шередеги дискутировать здесь вообще рано, так как для гостиницы в таком месте нужен специальный распорядительный документ правительства Москвы. «Строительство не должно быть инициативно – захотелось построить на месте барака гостиницу и все. Тем более что другой такой панорамы у нас нет».
Корректировка предпроекта офисного здания на Олимпийском проспекте, 10 (архитектор С.А. Арендарук). По этому проекту уже ведутся строительные работы в районе Троицкой горки возле церкви Троицы на Самотечной улице, напротив театра Дурова и рядом с будущим центром Натальи Бабкиной. В течение 3 лет здесь сменилось несколько архитектурных мастерских, последняя из которых работает полгода. Вначале эксперты отметили, что консоль, которую просили убрать на совете главного архитектора города А.В. Кузьмина, возникла опять. По словам автора, она нужна, чтобы фасад был более живым, а не однородным. Вторым вопросом был объем офисных площадей в строящемся здании. Ранее их рекомендовали уменьшить, после чего авторы добавили на освободившееся место конференц-залы и кафе, однако так и не смогли ответить, сколько процентов из 1200 кв.м. составляют офисы. В целом совет поддержал объемное решение, но архитектура фасада, по мнению экспертов, не создает пестрой средовой застройки и «должна быть более фантазийной». На что Виктор Шередега заметил, что в 2004 году проект этот был более фантазиен, а сейчас наоборот слишком рационален. Также председатель заседания просил отметить, что размеры здания «могут вызвать негативный социальный эффект» и поэтому требуется официальное согласие жителей.
Предпроект реконструкции с пристройкой и надстройкой гостиницы на ул. Фридриха Энгельса, 3-5, стр.4. (архитекторы В.В. Матшечников, Г.Н. Тарасова) предлагает развитие 2-х этажного здания, построенного в 1913 году. Сейчас здание находится во внутреннем дворе жилого дома у метро Бауманская, где вместе с ним расположено множество мелких торговых киосков. Проект предлагает значительно надстроить здание и превратить его в 3-звездную гостиницу, где будут только спальные места. По мнению экспертов, такое решение – это не реконструкция, а скрытый снос: «либо его честно сносить, либо предлагать иной проект». Вспомнили о Немецкой слободе. Второй факт, который смутил экспертов, это то, что гостиница будет находиться во дворе жилого дома и никак не исправляет «запущенную застройку». «Как можно допустить 6 этажное здание во внутреннем дворе!? Как только все снесется – сразу ничего нельзя будет там строить». Поэтому заказчику было предложено объединиться с другими собственниками и строить только жилье (апартаменты) не выше 4 этажей.
Предпроект регенерации и реставрации жилых домов в Сверчковом (дом 10, стр.1) и Потаповском переулках (дом 8/12, стр.5) Ильи Уткина. Территория домов примыкает к хорошо известному памятнику – палатам Сверчкова. Сейчас здания находятся в плохом состоянии и не раз горели. Проект предлагает интересное и современное решение, без вмешательства нового строительства. Как отметил архитектор, «лаконичная архитектура зданий характерна для дворовых московских фасадов». Основные проблемы комплекса – сложный подъезд и нехватка зелени на человека, которая была решена созданием зимнего сада.
Эксперты рассматривают этот проект уже не впервые, сейчас им не хватало определенности со стороны Моспроекта-4, что затянуло обсуждение и едва не «закрыло» проект. Тогда Илья Уткин предложил остановиться хоть на каком-нибудь решении – «или он выбросится в окно и уедет на дачу». После такого заявления эксперты сразу вспомнили, что решетки с окон как раз недавно сняли, видимо напрасно и решились проект в целом одобрить, но с условием, что заказчик решит оставшиеся проблемы.
Также был одобрен пункт автомойки в зоне строго-регулированной застройки в Коломенском пр., 5, напротив корпуса № 1 – виде временной постройки, так как возможно здесь пройдет 4-е транспортное кольцо.