Заседание ОЭРГ 19 апреля 2007 г.

Было показано 8 проектов, среди них: дом на Балчуге, пентхаус в Кисловских переулках от АБ «Рожественка», здание на углу Покровки и Лялина переулка, концепция 5 квартала Китай-города и офисное здание рядом с метро «Бауманская» ПТАМ Виссарионова

mainImg

Первым был рассмотрен проект реконструкции дома №10 (стр.1) по Садовнической улице, которая проходит вдоль московского «острова» за гостиницей «Балчуг». Это четырехэтажный, довольно-таки обычный для XIX века доходный дом, вписанный во фронт красной линии улицы. Немного правее во дворе стоит церковь Георгия в Ендове – интересный памятник архитектуры середины XVII века, одна из самых точных реплик декора знаменитой церкви Троицы в Никитниках. Но соседство памятника в данном случае не важно, потому что ничего принципиально нового строить не планируется. То, что должно произойти с домом, на современном языке называется регенерация: сохранят подлинный фасад и две боковые стенки дома, фундамент заменят на бетонный, под ним выкопают трехъярусный гараж, и надстроят один верхний этаж, с отступом – так, чтобы его не было видно с улицы. По словам автора проекта, дом стоит достаточно крепко, хотя в нем и есть мелкие трещины, а каркас новых «внутренностей» не будет опираться на сохраненные старые стены. Получается своего рода шкатулка с секретом – снаружи подлинник, внутри, вроде бы не соприкасаясь – новый дом. При этом надземная, без гаража, площадь здания увеличится с 1600 кв.м до 3500, почти вдвое.

История этого проекта насчитывает 4 года. В 2003 году он был готов в виде реконструкции с сохранением фасадных стенок, но в тот момент изменились нормы и Москомприрода потребовала добавить подземную парковку. Однако выкопать котлован и сохранить три подлинные стены непосредственно над ним – задача непростая; кроме того, с одной стороны река, с другой – канал, и грунтовые воды здесь проходят на глубине всего лишь 3 метров. В последний раз проект отклонили на ОЭРГ как раз из-за опасения, что дом упадет от рыться гаражей. Теперь заказчик еще раз «пошел дополнительные затраты», и подземная часть, по словам архитектора, обойдется в 2-3 раза дороже верхней и строить ее тоже будут в 2-3 раза дольше – паркинг займет 6 месяцев, а все остальное 2-3. Проект утвердили, выбрав самый спокойный вариант надстроенного этажа – без арочек, и оговорив, что в название должно звучать как «регенерация и реставрация главного фасада».

Следующим предметом обсуждения оказался проект АБ «Рождественка» - надстройка трехэтажного кирпичного домика в глубине одного из дворов среди Кисловских переулков. Новый двухъэтажный верх будет многогранным металлическим объемом сложной формы – либо из алюминиум-цинка, либо из особым образом покрашенной стали. Оба новых этажа займет один пентхауз с панорамным окном и террасой с видом на Кремль, который удивительным образом виден из квартала, расположенного за зданием Консерватории; все делается для конкретного заказчика, что сейчас в Москве редкость. Проект понравился, его приняли, а В.И. Шередега даже высказал пожелание остановиться на еще более авангардном варианте в стиле «…прилетел чужак и сел на дом». Заодно эксперты поблагодарили авторов за честное представление дома на макете, где были показаны все вентиляционные трубы.

Затем был показан дом, стоящий на углу Покровки и Лялина переулка; уже четыре года он стоит за зеленой сеткой. Это трехэтажное здание со скругленным углом и несложной, но характерной внешностью – словом, представитель среды и колорита, каковых в городе все меньше и меньше. Внутри сохранились своды и части стен от XVIII века – времени, когда улица особенно активно застраивалась, потому что через нее проходил путь в Немецкую слободу и к яузским дворцам. Затем, в начале XIX века домом владел московский купец Михаил Тимофеевич Яковлев, позднее – жена коллежского советника Елизавета Федоровна Строева, и наконец, вплоть до революции его хозяином был потомственный почетный гражданин Федор Николаевич Кудряшов. Историки предложили восстановить дом на 1870-е гг., время последних перестроек XIX века, судя по всему, убрав что-то, сделанное в 1940-е. То есть реставрировать, сохранив в подлиннике все, в том числе и своды XVIII века. Однако рассказ о вероятной реставрации прервался «современной историей» - один из присутствующих сообщил, что недавно комиссия по сносу решила дом снести. Ответом на новейшую историю было: «…если принято решение, то мы будем настаивать на буквально реставрационном воссоздании» дома. Что означает «восстановить как было», а не «в прежнем объеме». В то же время архитекторы принесли много вариантов «реконструкции» - то есть четырехэтажной стилизации, довольно-таки умеренной, правда, со странными кружочками пониже капителей. Кстати сказать, некоторое время назад для этого места проектировал П.Ю. Андреев, но его проект был сильно выше и «в принципе непроходной», поэтому сейчас его даже не показали.
Итак, домик приговорен, однако его предполагается восстановить «как было»; вопрос был снят с обсуждения за отсутствием проекта восстановления.

За ним буквально промелькнул веселенький зеленый дом для Потешной улицы, один из московских внучатых племянников Бофила. Однако на заседании не оказалось А.Ф. Макарова, который должен был рассказать об историко-архитектурном исследовании, и проект сняли с обсуждения до лучших времен.

Показанная далее концепция развития квартала №5 Китай-города – это целая история, о которой вскользь упоминалось на заседании ОЭРГ 4 апреля. Здесь уже был генеральный план реконструкции, но, судя по всему, инвесторы с ним не очень-то посчитались: так в Чижевском подворье появился «самострой», который не захватил лишней территории, но зато перерос в высоту. Поэтому сейчас все работы в квартале прекратили до утверждения концепции заново. Сейчас концепция заказана четырьмя инвесторами квартала, которые ради этого объединились между собой.

Итак, Квартал между Никольской, Лубянской площадью, Богоявленским и Старопанским переулками поделен на несколько частей, которые отданы в распоряжение разным инвесторам. Последние получают «обременения» - какие дома надо только реставрировать, какие можно перестраивать, но не целиком, и наконец, что можно добавить. Все это обозначено на показанных планах и схемах, где хорошо видно, что одобрено к разборке: так, разберут примерно половину зданий внутри квартала, реставрируют усадьбу Хаджи-Коста (вновь выявленный памятник), сохраняет в существующем виде фасады по внешнему контуру квартала – в Богоявленском и Старопанском переулках и на Никольской. Дома за этими фасадами ждет «частичное приспособление» - например, со стороны двора будут повышены крыши; снаружи кровли останутся наклонными, чтобы на улице все осталось по-прежнему, а внутри – горизонтальными, чтобы нарастить пространства нынешних чердаков. Внутри квартала появятся гостиницы и офисы: гостинично-туристский комплекс рядом с усадьбой Хаджи-Коста, к югу от церкви в Чижевском подворье – нечто квадратное с атриумом. Выход из метро «площадь Революции», обращенный прямо к Богоявленскому монастырю, планируется сохранить. Концепцию приняли, но проекты для каждого участка будут рассматривать отдельно.

Проект жилого дома на 2 Фрунзенской улице расположен на территории бывшей Строительной выставки 1920-х гг., которую здесь устроили в пандан ВСХВ, располагавшейся с другой стороны Москва-реки на месте парка Горького. Две большие выставки должна была соединять общая ось, на которую «нанизывались» их главные аллеи. Однако от строительной выставки отказались очень рано, это место начали застраивать жилыми домами уже в 1930-е, и сейчас внутри жилого квартала осталось лишь одно конструктивистское здание с крестообразным планом. Его, по-видимому сохранят – как прозвучало на заседании, сейчас у нас хорошо относятся к конструктивизму и скорее всего оно скоро станет памятником. Территория выставки – это большой квадрат между Фрунзенской набережной и Комсомольским проспектом, по периметру которого стоят жилые дома с разными, но по большей части П-образными, заходящими вглубь, планами. Между двумя такими домами планируется новый высотный дом. Это вызвало больше всего сомнений, по словам В.И. Шередеги, здесь «степень социальной адаптации должна быть максимальной» - это означает подготовительную работу с жителями и депутатами. Проект не приняли из-за этих сомнений, а равно из-за того, что готовы не все материалы, в частности, неизвестно, сколько квадратных метров будет построено в этом новом доме.

Следующий рассмотренный проект был принят в общих чертах. Это две башни разной высоты в духе упрощенного ар-деко, соединенные между собой стеклянным параллелепипедом, покрытым, насколько можно судить по картинкам, наклоненными вверх-вниз стеклами а-ля Купер Хауз. Они должны разместиться по линии Среднего Тишинского переулка, сравнительно недалеко от жилой розово-кирпичной жилой башни польского посольства. С другой стороны квартала строится дом администрации президента. Дискуссия завязалась, в основном, вокруг того, слишком ли это высокий дом для своего района и не слишком ли много в нем квартир для перегружены транспортом (по словам Б.В. Боде, на 6%) окружающих улиц. Однажды дом уже уменьшали – сейчас повторное рассмотрение; кроме того, два года назад его планировали как офисный, сейчас он наполовину жилой, наполовину гостиница, да еще и с детским садом, который после того, как вскоре снизят нормативы, будет обслуживать не только новые башни, но и часть района.

Быстро и без осложнений приняли проект культурного центра на 3 Тверской-Ямской, 14-16, недалеко от Дома на Брестской – дом с плоским геометрическим фасадом, увенчанным вверху рядом полукруглых арочек.

Проект Молодежного делового центра на Рубцовской набережной, на территории, когда-то бывшей хозяйственными угодьями царской усадьбы Рубцово, а в XIX веке приютившей мыловаренный завод, отклонили сразу за плохо подготовленные материалы, среди которых не было развертки и макета.

Последним рассматривался проект ПТАМ Юрия Виссарионова – башня на месте здания АТС  на Бакунинской улице. Сейчас МТС переходит на цифровые телефонные станции, которые, в отличие от старых, занимают не большие дома с этажами высотой по 5 метров, а совсем небольшие пространства. Соотстственно, на месте старых АТС 1960-х гг. проектируются новые здания и это – одно из них. По проекту, новая офисная башня собирается повторить высоту (54 м) и объем предшественницы, в прямом смысле занять ее место в пространстве, отличаясь от телефонной станции только большей обтекаемостью форм.  Это место – на углу перекрестка, рядом с метро «Бауманская». Рядом с ним стоит конструктивистское здание почты, которое сейчас выглядит крайне бледно из-за поздней серовато-розовой раскраски. Здания 1930-х гг. обсуждение не коснулось, но глядя на него, очень хочется вернуть первоначальные цвета и надписи – тогда оно стало бы заметно более интересным.

Проект башни не понравился экспертам из-за своей высоты, объема и расположения – которые повторяют стоящее сейчас на этом месте здание АТС, построенное в 1960-е гг. архитектором Розенфельдом. Тогда собирались расширять Бакунинскую, и поэтому станцию построили с отступом от красной линии. Но, кажется, последней удалось пережить постройку 1960-х – все сошлись во мнении, что новый дом можно придвинуть к общему фронту застройки. Но самым спорным оказалась, собственно, высота нового объема, который спорит с Елоховским храмом и грубо возвышается над соседними домами, в том числе и конструктивистской почтой.

Во время обсуждения прозвучала любопытная история: когда архитектор Розенфельд строил  АТС на Бауманской, другие, менее радикально настроенные к старой Москве люди пытались как-то этому воспрепятствовать, чтобы сохранить городскую ткань Немецкой слободы. Однако автор, когда ему указывали на размеры окружающих домов, отвечал примерно так: «…ничего, мы и эти снесем, с самолета все хорошо видно».
Итак, раз уж представляется возможность разобрать здание амбициозного архитектора Розенфельда, эксперты предложили сделать его пониже ростом и пошире – последнее для того, чтобы компенсировать предполагаемые полезные площади. И дополнить офисы чем-то полезным для города, ну, хотя бы фитнес-центром, если вокруг полно магазинов. И сделать одновременно со строительством подземный переход под Бакунинской за счет города. 

Корректировка предпроектного предложения по регенерации и приспособлению здания для размещения офисных помещений с подземным паркингом (с расширением существующей арки для двухполосного движения автомобилей). Ул. Садовническая, вл. 10, стр. 1. Заказчик: ООО «Агентство по недвижимости». Проектная организация: ООО «ПИП «АМТ-Т». Авторы: Т.В. Бакуменко, С.Н. Ткаченко, Л.Н. Митрофанова
Вверху современное состояние, внизу - вид после реализации проекта
Регенерация и приспособление здания. Садовническая, вл. 10, стр. 1
Красным показан дом, о котором шла речь на заседании, розовым - пустырь, на котором вскоре предполагается новое строительство
Проект реконструкции жилого дома. Ср. Кисловский пер., д. 5/6, стр.2 Заказчик: ТСЖ «В Кисловском переулке»
Авторы: Н.Г. Тютчева, Е.Ю. Протопопова (АБ «Рождественка»). Макет: вид с востока; на 1 плане - один из вариантов, внутри квартала - принятый вариант
Проект реконструкции жилого дома. Ср. Кисловский пер., д. 5/6. АБ «Рождественка»
Проект реконструкции жилого дома. Ср. Кисловский пер., д. 5/6. АБ «Рождественка»
Лялин пер., д. 1/36, стр.1
zooming
Предпроектное предложение по регенерации жилого здания. Лялин пер., д. 1/36, стр.1 (для сост. АРИ). Заказчик: ОАО «Механический завод». Проектная организация: ООО «Архитектурная мастерская АСТ». Авторы: Т.А. Макеева, С.А. Матвеев, В.П. Сизов
Предпроектные предложения строительства административно-офисного здания. ул. Потешная, вл. 4-6 (для сост. АРИ) Заказчик: ГУП ГУЗ ВАО. Проектная организация: ЗАО «ТРАНССТРОЙХОЛДИНГ» Авторы проекта: Е.И. Коновалов. Историко-культурное исследование: проектная мастерская «Рыжов и К», А.Ф. Макаров
Концепция развития квартала № 5 Китай-города
Заказчик Корпорация «Альт»
Проектная организация: «Моспроект-2», маст. № 7. Авторы проекта: В.В. Колосницин, М.Д. Киржакова. Ист.-культ. обсл. – «Моспроект-2», маст.№20, Е.Г.Никулина
Концепция развития квартала № 5 Китай-города
Предпроектное предложение строительства жилого дома. Ул. 2-я Фрунзенская, вл. 8., стр. 1-7 (для сост. АРИ). Заказчик: ЗАО «МАШМИР». Проектная организация: ООО «Арка». Авторы: С.Б. Ткаченко, Б.Андреев. Вверху - здание строительной выставки, внизу - проектируемый дом
zooming
Предпроектное предложение по размещению общественно-жилого комплекса с подземной атвостоянкой. Средний Тишинский пер., вл. 5-7 (для сост. АРИ). Заказчик: ООО «Дирекция капитального строительства». Авторы А.Ю. Трофимов, Е.В. Трещилина
Предпроектные предложения по строительству культурного центра. 3-я Тверская-Ямская, вл. 14-16 (повторно для АРИ). Заказчик: ООО «Дизайндомстрой». Проектная организация: ТМ под руководством В.В. Ермакова. Авторы: В.В. Ермаков, А.В. Ермаков, Д.А. Палагин
Предпроектное предложение строительства Молодежного делового центра. Рубцовская наб., вл. 3. Заказчик: ЗАО «Интер-Бизнес». Авторы: Г.В. Рожко, Н.Т. Маричев
zooming
Предпроектное предложение на строительство офисного здания. ул. Бакунинская, д. 1-3. Заказчик: ЗАО «Система-Галс». Проектная организация: ПТАМ Виссарионова. Автор: А.М. Осипов
Макет, вид со стороны Елоховского храма
Бакунинская, д. 1-3. Существующее здание АТС, дом, стоявший на его месте, и соседнее конструктивистское здание почты
zooming
Бакунинская, д. 1-3. ПТАМ Виссарионова

23 Апреля 2007

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.