Заседание ОЭРГ 19 апреля 2007 г.

Было показано 8 проектов, среди них: дом на Балчуге, пентхаус в Кисловских переулках от АБ «Рожественка», здание на углу Покровки и Лялина переулка, концепция 5 квартала Китай-города и офисное здание рядом с метро «Бауманская» ПТАМ Виссарионова

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

23 Апреля 2007
mainImg

Первым был рассмотрен проект реконструкции дома №10 (стр.1) по Садовнической улице, которая проходит вдоль московского «острова» за гостиницей «Балчуг». Это четырехэтажный, довольно-таки обычный для XIX века доходный дом, вписанный во фронт красной линии улицы. Немного правее во дворе стоит церковь Георгия в Ендове – интересный памятник архитектуры середины XVII века, одна из самых точных реплик декора знаменитой церкви Троицы в Никитниках. Но соседство памятника в данном случае не важно, потому что ничего принципиально нового строить не планируется. То, что должно произойти с домом, на современном языке называется регенерация: сохранят подлинный фасад и две боковые стенки дома, фундамент заменят на бетонный, под ним выкопают трехъярусный гараж, и надстроят один верхний этаж, с отступом – так, чтобы его не было видно с улицы. По словам автора проекта, дом стоит достаточно крепко, хотя в нем и есть мелкие трещины, а каркас новых «внутренностей» не будет опираться на сохраненные старые стены. Получается своего рода шкатулка с секретом – снаружи подлинник, внутри, вроде бы не соприкасаясь – новый дом. При этом надземная, без гаража, площадь здания увеличится с 1600 кв.м до 3500, почти вдвое.

История этого проекта насчитывает 4 года. В 2003 году он был готов в виде реконструкции с сохранением фасадных стенок, но в тот момент изменились нормы и Москомприрода потребовала добавить подземную парковку. Однако выкопать котлован и сохранить три подлинные стены непосредственно над ним – задача непростая; кроме того, с одной стороны река, с другой – канал, и грунтовые воды здесь проходят на глубине всего лишь 3 метров. В последний раз проект отклонили на ОЭРГ как раз из-за опасения, что дом упадет от рыться гаражей. Теперь заказчик еще раз «пошел дополнительные затраты», и подземная часть, по словам архитектора, обойдется в 2-3 раза дороже верхней и строить ее тоже будут в 2-3 раза дольше – паркинг займет 6 месяцев, а все остальное 2-3. Проект утвердили, выбрав самый спокойный вариант надстроенного этажа – без арочек, и оговорив, что в название должно звучать как «регенерация и реставрация главного фасада».

Следующим предметом обсуждения оказался проект АБ «Рождественка» - надстройка трехэтажного кирпичного домика в глубине одного из дворов среди Кисловских переулков. Новый двухъэтажный верх будет многогранным металлическим объемом сложной формы – либо из алюминиум-цинка, либо из особым образом покрашенной стали. Оба новых этажа займет один пентхауз с панорамным окном и террасой с видом на Кремль, который удивительным образом виден из квартала, расположенного за зданием Консерватории; все делается для конкретного заказчика, что сейчас в Москве редкость. Проект понравился, его приняли, а В.И. Шередега даже высказал пожелание остановиться на еще более авангардном варианте в стиле «…прилетел чужак и сел на дом». Заодно эксперты поблагодарили авторов за честное представление дома на макете, где были показаны все вентиляционные трубы.

Затем был показан дом, стоящий на углу Покровки и Лялина переулка; уже четыре года он стоит за зеленой сеткой. Это трехэтажное здание со скругленным углом и несложной, но характерной внешностью – словом, представитель среды и колорита, каковых в городе все меньше и меньше. Внутри сохранились своды и части стен от XVIII века – времени, когда улица особенно активно застраивалась, потому что через нее проходил путь в Немецкую слободу и к яузским дворцам. Затем, в начале XIX века домом владел московский купец Михаил Тимофеевич Яковлев, позднее – жена коллежского советника Елизавета Федоровна Строева, и наконец, вплоть до революции его хозяином был потомственный почетный гражданин Федор Николаевич Кудряшов. Историки предложили восстановить дом на 1870-е гг., время последних перестроек XIX века, судя по всему, убрав что-то, сделанное в 1940-е. То есть реставрировать, сохранив в подлиннике все, в том числе и своды XVIII века. Однако рассказ о вероятной реставрации прервался «современной историей» - один из присутствующих сообщил, что недавно комиссия по сносу решила дом снести. Ответом на новейшую историю было: «…если принято решение, то мы будем настаивать на буквально реставрационном воссоздании» дома. Что означает «восстановить как было», а не «в прежнем объеме». В то же время архитекторы принесли много вариантов «реконструкции» - то есть четырехэтажной стилизации, довольно-таки умеренной, правда, со странными кружочками пониже капителей. Кстати сказать, некоторое время назад для этого места проектировал П.Ю. Андреев, но его проект был сильно выше и «в принципе непроходной», поэтому сейчас его даже не показали.
Итак, домик приговорен, однако его предполагается восстановить «как было»; вопрос был снят с обсуждения за отсутствием проекта восстановления.

За ним буквально промелькнул веселенький зеленый дом для Потешной улицы, один из московских внучатых племянников Бофила. Однако на заседании не оказалось А.Ф. Макарова, который должен был рассказать об историко-архитектурном исследовании, и проект сняли с обсуждения до лучших времен.

Показанная далее концепция развития квартала №5 Китай-города – это целая история, о которой вскользь упоминалось на заседании ОЭРГ 4 апреля. Здесь уже был генеральный план реконструкции, но, судя по всему, инвесторы с ним не очень-то посчитались: так в Чижевском подворье появился «самострой», который не захватил лишней территории, но зато перерос в высоту. Поэтому сейчас все работы в квартале прекратили до утверждения концепции заново. Сейчас концепция заказана четырьмя инвесторами квартала, которые ради этого объединились между собой.

Итак, Квартал между Никольской, Лубянской площадью, Богоявленским и Старопанским переулками поделен на несколько частей, которые отданы в распоряжение разным инвесторам. Последние получают «обременения» - какие дома надо только реставрировать, какие можно перестраивать, но не целиком, и наконец, что можно добавить. Все это обозначено на показанных планах и схемах, где хорошо видно, что одобрено к разборке: так, разберут примерно половину зданий внутри квартала, реставрируют усадьбу Хаджи-Коста (вновь выявленный памятник), сохраняет в существующем виде фасады по внешнему контуру квартала – в Богоявленском и Старопанском переулках и на Никольской. Дома за этими фасадами ждет «частичное приспособление» - например, со стороны двора будут повышены крыши; снаружи кровли останутся наклонными, чтобы на улице все осталось по-прежнему, а внутри – горизонтальными, чтобы нарастить пространства нынешних чердаков. Внутри квартала появятся гостиницы и офисы: гостинично-туристский комплекс рядом с усадьбой Хаджи-Коста, к югу от церкви в Чижевском подворье – нечто квадратное с атриумом. Выход из метро «площадь Революции», обращенный прямо к Богоявленскому монастырю, планируется сохранить. Концепцию приняли, но проекты для каждого участка будут рассматривать отдельно.

Проект жилого дома на 2 Фрунзенской улице расположен на территории бывшей Строительной выставки 1920-х гг., которую здесь устроили в пандан ВСХВ, располагавшейся с другой стороны Москва-реки на месте парка Горького. Две большие выставки должна была соединять общая ось, на которую «нанизывались» их главные аллеи. Однако от строительной выставки отказались очень рано, это место начали застраивать жилыми домами уже в 1930-е, и сейчас внутри жилого квартала осталось лишь одно конструктивистское здание с крестообразным планом. Его, по-видимому сохранят – как прозвучало на заседании, сейчас у нас хорошо относятся к конструктивизму и скорее всего оно скоро станет памятником. Территория выставки – это большой квадрат между Фрунзенской набережной и Комсомольским проспектом, по периметру которого стоят жилые дома с разными, но по большей части П-образными, заходящими вглубь, планами. Между двумя такими домами планируется новый высотный дом. Это вызвало больше всего сомнений, по словам В.И. Шередеги, здесь «степень социальной адаптации должна быть максимальной» - это означает подготовительную работу с жителями и депутатами. Проект не приняли из-за этих сомнений, а равно из-за того, что готовы не все материалы, в частности, неизвестно, сколько квадратных метров будет построено в этом новом доме.

Следующий рассмотренный проект был принят в общих чертах. Это две башни разной высоты в духе упрощенного ар-деко, соединенные между собой стеклянным параллелепипедом, покрытым, насколько можно судить по картинкам, наклоненными вверх-вниз стеклами а-ля Купер Хауз. Они должны разместиться по линии Среднего Тишинского переулка, сравнительно недалеко от жилой розово-кирпичной жилой башни польского посольства. С другой стороны квартала строится дом администрации президента. Дискуссия завязалась, в основном, вокруг того, слишком ли это высокий дом для своего района и не слишком ли много в нем квартир для перегружены транспортом (по словам Б.В. Боде, на 6%) окружающих улиц. Однажды дом уже уменьшали – сейчас повторное рассмотрение; кроме того, два года назад его планировали как офисный, сейчас он наполовину жилой, наполовину гостиница, да еще и с детским садом, который после того, как вскоре снизят нормативы, будет обслуживать не только новые башни, но и часть района.

Быстро и без осложнений приняли проект культурного центра на 3 Тверской-Ямской, 14-16, недалеко от Дома на Брестской – дом с плоским геометрическим фасадом, увенчанным вверху рядом полукруглых арочек.

Проект Молодежного делового центра на Рубцовской набережной, на территории, когда-то бывшей хозяйственными угодьями царской усадьбы Рубцово, а в XIX веке приютившей мыловаренный завод, отклонили сразу за плохо подготовленные материалы, среди которых не было развертки и макета.

Последним рассматривался проект ПТАМ Юрия Виссарионова – башня на месте здания АТС  на Бакунинской улице. Сейчас МТС переходит на цифровые телефонные станции, которые, в отличие от старых, занимают не большие дома с этажами высотой по 5 метров, а совсем небольшие пространства. Соотстственно, на месте старых АТС 1960-х гг. проектируются новые здания и это – одно из них. По проекту, новая офисная башня собирается повторить высоту (54 м) и объем предшественницы, в прямом смысле занять ее место в пространстве, отличаясь от телефонной станции только большей обтекаемостью форм.  Это место – на углу перекрестка, рядом с метро «Бауманская». Рядом с ним стоит конструктивистское здание почты, которое сейчас выглядит крайне бледно из-за поздней серовато-розовой раскраски. Здания 1930-х гг. обсуждение не коснулось, но глядя на него, очень хочется вернуть первоначальные цвета и надписи – тогда оно стало бы заметно более интересным.

Проект башни не понравился экспертам из-за своей высоты, объема и расположения – которые повторяют стоящее сейчас на этом месте здание АТС, построенное в 1960-е гг. архитектором Розенфельдом. Тогда собирались расширять Бакунинскую, и поэтому станцию построили с отступом от красной линии. Но, кажется, последней удалось пережить постройку 1960-х – все сошлись во мнении, что новый дом можно придвинуть к общему фронту застройки. Но самым спорным оказалась, собственно, высота нового объема, который спорит с Елоховским храмом и грубо возвышается над соседними домами, в том числе и конструктивистской почтой.

Во время обсуждения прозвучала любопытная история: когда архитектор Розенфельд строил  АТС на Бауманской, другие, менее радикально настроенные к старой Москве люди пытались как-то этому воспрепятствовать, чтобы сохранить городскую ткань Немецкой слободы. Однако автор, когда ему указывали на размеры окружающих домов, отвечал примерно так: «…ничего, мы и эти снесем, с самолета все хорошо видно».
Итак, раз уж представляется возможность разобрать здание амбициозного архитектора Розенфельда, эксперты предложили сделать его пониже ростом и пошире – последнее для того, чтобы компенсировать предполагаемые полезные площади. И дополнить офисы чем-то полезным для города, ну, хотя бы фитнес-центром, если вокруг полно магазинов. И сделать одновременно со строительством подземный переход под Бакунинской за счет города. 

Корректировка предпроектного предложения по регенерации и приспособлению здания для размещения офисных помещений с подземным паркингом (с расширением существующей арки для двухполосного движения автомобилей). Ул. Садовническая, вл. 10, стр. 1. Заказчик: ООО «Агентство по недвижимости». Проектная организация: ООО «ПИП «АМТ-Т». Авторы: Т.В. Бакуменко, С.Н. Ткаченко, Л.Н. Митрофанова
Вверху современное состояние, внизу - вид после реализации проекта
Регенерация и приспособление здания. Садовническая, вл. 10, стр. 1
Красным показан дом, о котором шла речь на заседании, розовым - пустырь, на котором вскоре предполагается новое строительство
Проект реконструкции жилого дома. Ср. Кисловский пер., д. 5/6, стр.2 Заказчик: ТСЖ «В Кисловском переулке»
Авторы: Н.Г. Тютчева, Е.Ю. Протопопова (АБ «Рождественка»). Макет: вид с востока; на 1 плане - один из вариантов, внутри квартала - принятый вариант
Проект реконструкции жилого дома. Ср. Кисловский пер., д. 5/6. АБ «Рождественка»
Проект реконструкции жилого дома. Ср. Кисловский пер., д. 5/6. АБ «Рождественка»
Лялин пер., д. 1/36, стр.1
zooming
Предпроектное предложение по регенерации жилого здания. Лялин пер., д. 1/36, стр.1 (для сост. АРИ). Заказчик: ОАО «Механический завод». Проектная организация: ООО «Архитектурная мастерская АСТ». Авторы: Т.А. Макеева, С.А. Матвеев, В.П. Сизов
Предпроектные предложения строительства административно-офисного здания. ул. Потешная, вл. 4-6 (для сост. АРИ) Заказчик: ГУП ГУЗ ВАО. Проектная организация: ЗАО «ТРАНССТРОЙХОЛДИНГ» Авторы проекта: Е.И. Коновалов. Историко-культурное исследование: проектная мастерская «Рыжов и К», А.Ф. Макаров
Концепция развития квартала № 5 Китай-города
Заказчик Корпорация «Альт»
Проектная организация: «Моспроект-2», маст. № 7. Авторы проекта: В.В. Колосницин, М.Д. Киржакова. Ист.-культ. обсл. – «Моспроект-2», маст.№20, Е.Г.Никулина
Концепция развития квартала № 5 Китай-города
Предпроектное предложение строительства жилого дома. Ул. 2-я Фрунзенская, вл. 8., стр. 1-7 (для сост. АРИ). Заказчик: ЗАО «МАШМИР». Проектная организация: ООО «Арка». Авторы: С.Б. Ткаченко, Б.Андреев. Вверху - здание строительной выставки, внизу - проектируемый дом
zooming
Предпроектное предложение по размещению общественно-жилого комплекса с подземной атвостоянкой. Средний Тишинский пер., вл. 5-7 (для сост. АРИ). Заказчик: ООО «Дирекция капитального строительства». Авторы А.Ю. Трофимов, Е.В. Трещилина
Предпроектные предложения по строительству культурного центра. 3-я Тверская-Ямская, вл. 14-16 (повторно для АРИ). Заказчик: ООО «Дизайндомстрой». Проектная организация: ТМ под руководством В.В. Ермакова. Авторы: В.В. Ермаков, А.В. Ермаков, Д.А. Палагин
Предпроектное предложение строительства Молодежного делового центра. Рубцовская наб., вл. 3. Заказчик: ЗАО «Интер-Бизнес». Авторы: Г.В. Рожко, Н.Т. Маричев
zooming
Предпроектное предложение на строительство офисного здания. ул. Бакунинская, д. 1-3. Заказчик: ЗАО «Система-Галс». Проектная организация: ПТАМ Виссарионова. Автор: А.М. Осипов
Макет, вид со стороны Елоховского храма
Бакунинская, д. 1-3. Существующее здание АТС, дом, стоявший на его месте, и соседнее конструктивистское здание почты
zooming
Бакунинская, д. 1-3. ПТАМ Виссарионова

23 Апреля 2007

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Геометрические игры
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, архитекторы Studio Ardete снабдили офисное здание выразительным фасадом с асимметричными балконами, оставшись в жестких рамках бюджета.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.