Архитектура анимации

1 июня на юго-западе Москвы открылся Федеральный научно-клинический Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. Получился отличный образец терапевтической архитектуры – здание-мультик по-детски однозначно и почти по-рекламному оптимистично. «Все будет хорошо!» – другие варианты исключены. Даже если у его обитателей все порой бывает смертельно плохо.

Автор текста:
Анна Гараненко

mainImg

Архитектор:

Александр Асадов

Проект:

ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»
Россия, Москва, Ленинский пр-т, 115

Авторский коллектив:
Архитекторы: М.Посохин, А.Асадов (рук. авт. колл.), В.Легошин, И.Гелета, В.Колесников, И.Силачева, Н.Семиколенова, П.Искосков, Е.Шилягина, И.Курочкина, С.Терехов, О.Демина, Ю.Любимкина, Е.Мироненко, Е.Лебедева, Д.Дюба, Е.Вербицкая; А.А.Асадов, В.Кислов, М.Малеин, И.Коренев, А.Штанюк, А.Санду, Н.Ульянова, М.Павлова, Н.Кузьмина, Л.Захарова, А.Хлыстова, А.Чеснокова. Конструкторы: ООО «Моноракурс»: Дубатовка И.П.; Сосин К.М.
Инженеры: Струченевский А.Б.; Небытов А.М.; А.М.Кипняк Л.М.; Кулешова М.Б.
Проект интерьеров: ООО «Транзумед»: Б.Кенен и др.; Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, М.Павлова, А.Зарубина.

2009 – 2008

Заказчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Генподрядчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Поставщики:
Компания СМК – AluWALL System
(фасадные системы AluWALL® system, проектирование под объект, производство, СМР)
Есть такой глубоко несерьезный метод лечения – когда к тяжело больным людям приходит клоун, тормошит их, надувает шарики, разговаривает дурацким голосом. Научно доказано: у пациентов от этого повышается иммунитет, уменьшается аллергия и вообще случаются разные труднообъяснимые, но приятные вещи. Как говорят врачи, положительная динамика. В последнее время к клоунскому лечению вынуждены относиться всерьез даже самые большие зануды от медицины – кое-где даже открыли факультеты для подготовки лечебных клоунов. До лечебной архитектуры отсюда рукой подать.

Проектируя больницу для детей с болезнями крови (о проекте мы писали два года назад), Александр Асадов сработал примерно как Пэтч Адамс, самый известный в мире доктор-клоун. Собственно, он этого и не скрывал: «Архитектурное решение этого комплекса подсказали нам сами врачи – очень неравнодушные и творческие люди, которые попросили нас создать очень оптимистичное здание, ничем не напоминающее угрюмую больничную архитектуру», – пояснил архитектор.

Угрюмости получившееся в итоге здание лишено абсолютно. Старания авторов спрятать госпитальные очертания в буквальном смысле бросаются в глаза – по красочности медицинский центр может переплюнуть любой цирк. На редкость позитивный набор цветов: салатовый, апельсиновый, красный, сиреневый… Радуга. Даже черный, матово-угольный тыльный фасад не выглядит мрачным благодаря проблескам ярких панелей, которые, как солнечные  зайчики, возникают то тут, то там, объединяя окна в яркие пары. Те, кто помнит компьютерную игру тетрис в DOS-овском режиме, могут уловить некоторое сходство: яркие блики на темном фоне складываются в хаотический, но осмысленный узор. Ритм черному фасаду задают вертикали лестничных клеток, разноцветные пилоны которых разделяют его на три части, скрадывая избыточную для глаза длину больничного корпуса. Внутренняя, обращенная во двор стена этого, главного, больничного корпуса – белая, и тоже с цветными проблесками. Дворовый фасад напоминает белый экран, улавливающий солнечный свет для играющих во дворе детей.

Однако главную оптимистическую ноту здесь формирует гостиничный корпус для выздоравливающих детей – авторы называют его «древо жизни». «Древо», выглядывающее из-за обычных деревьев сквера на Ленинский проспект, – совершено разноцветно, как букет радужных красок. Если посмотреть на план здания сверху и подключить воображение, то можно понять, что весь комплекс укладывается в контуры простого детского рисунка. Черный фасад длинного корпуса это земля, поперечный больничный переход это вырастающий из нее стебель, а разноцветный корпус – цветик-семицветик из старого мульфильма. Он там был волшебным. Здесь тоже: в нем будут селиться дети, которых уже вылечили, с которыми волшебство случилось. Символика совершенно очевидна: от черного к белому и к радуге – надежде, прорастающей из больничного корпуса. Не очень большое по площади здание и снаружи тоже выглядит как «куст» сросшихся и сильно вытянутых вверх домов, на очень длинных и тоже разноцветных ногах (из-за этих ног и из-за склоненных вбок больших окон они почему-то еще напоминают стайку сказочных жирафов).

Радужное «дерево» центра Гематологии стало одним из лучших акцентов на сегодняшнем Ленинском проспекте. Местное окружение крайне пестро, множество разнообразных башен накладываются друг на друга в перспективе – как нестройный лес, выросший, прямо скажем, как попало. В этом лесу раньше была только одна интересная  башня – Дома туриста. Очевидно, что именно этой меркой Асадов мерил свое новое здание, и надо признать, что получилось хорошо. Яркий и меньший ростом «куст», конечно, не похож на гигантские пластины 1980-х, однако же он образует ей правильную пару – легкий, тонкий, тянущийся вверх как дерево в густом лесу, или как ребенок, вставший на цыпочки, чтобы – дотянуться.

Еще надо сказать одну важную вещь. Разноцветные проекты в наше время это тренд. Их много, и особенно много их в портфолио архитекторов Асадовых (Александр Асадов, напомним, начать экспериментировать с цветом в Москве раньше всех). Но это здание отличается. Во-первых, разноцветье в нем не произвольно, а очень хорошо мотивировано. Во-вторых, и это тоже важно, архитекторам удалось добиться в своем радужном здании довольно-таки высокого (ну, для Москвы) качества исполнения: это не раскрашенная штукатурка. Здание целиком одето «кожей» металлических панелей Aluwall, швы между которыми в основном нарисованы достаточно точно и образуют аккуратную сетку (кстати говоря, кое-где нестыковки швов удачно маскируются разноцветьем). В результате вокруг образуется среда почти что европейского качества: свежая, чистая, очень гуманистичная (она заметно контрастирует с обычным московским развалом в соседних кварталах). Это особенно ощущается, если смотреть на черный фасад через пространство расположенного за ним футбольного поля: ну совершенно не-московское пространство, оно больше приличествует какому-нибудь французскому кампусу. То, что разноцветье выглядит не просто весело-оптимистично, но еще и благородно-уверенно – принципиально важно: это переводит эксперименты с цветом в качество здорового реализма.

Кстати говоря: внутри за радужным разноцветьем фасадов скрывается прагматичное, взвешенное, тщательно просчитанное пространство медицинского центра. Что объяснимо: в авторский коллектив входит один из самых опытных российских проектировщиков Владимир Легошин, построивший такие крупные медицинские центры, как Всероссийский кардиологический научный центр и лечебно-клинический комплекс на территории Боткинской больницы. Гостиница для выздоравливающих детей и их родителей спланирована исключительно рационально: два параллельных коридора, на которые нанизаны несколько блоков из трех двухместных комнат и общей гостиной с лоджией. Входная группа дружелюбно округла, около входа – детская площадка. Узкие проходы между корпусами не подавляют, а внутренний двор и расположенный рядом сквер располагают к прогулкам.

Можно порадоваться за детей и позавидовать авторам: не так часто удается совместить профессию и высшие моральные смыслы. Больницу построить – это не банк и не казино, это почти благотворительность. Получилось. От души. И на здоровье.
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
Александр Асадов (слева) и Владимир Легошин (справа)
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова


Архитектор:

Александр Асадов

Проект:

ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»
Россия, Москва, Ленинский пр-т, 115

Авторский коллектив:
Архитекторы: М.Посохин, А.Асадов (рук. авт. колл.), В.Легошин, И.Гелета, В.Колесников, И.Силачева, Н.Семиколенова, П.Искосков, Е.Шилягина, И.Курочкина, С.Терехов, О.Демина, Ю.Любимкина, Е.Мироненко, Е.Лебедева, Д.Дюба, Е.Вербицкая; А.А.Асадов, В.Кислов, М.Малеин, И.Коренев, А.Штанюк, А.Санду, Н.Ульянова, М.Павлова, Н.Кузьмина, Л.Захарова, А.Хлыстова, А.Чеснокова. Конструкторы: ООО «Моноракурс»: Дубатовка И.П.; Сосин К.М.
Инженеры: Струченевский А.Б.; Небытов А.М.; А.М.Кипняк Л.М.; Кулешова М.Б.
Проект интерьеров: ООО «Транзумед»: Б.Кенен и др.; Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, М.Павлова, А.Зарубина.

2009 – 2008

Заказчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Генподрядчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Поставщики:
Компания СМК – AluWALL System
(фасадные системы AluWALL® system, проектирование под объект, производство, СМР)

05 Июля 2011

Автор текста:

Анна Гараненко

Поставщики, технологии

AluWALL® system

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.