05.07.2011

Архитектура анимации

1 июня на юго-западе Москвы открылся Федеральный научно-клинический Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. Получился отличный образец терапевтической архитектуры – здание-мультик по-детски однозначно и почти по-рекламному оптимистично. «Все будет хорошо!» – другие варианты исключены. Даже если у его обитателей все порой бывает смертельно плохо.

информация:

ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
Есть такой глубоко несерьезный метод лечения – когда к тяжело больным людям приходит клоун, тормошит их, надувает шарики, разговаривает дурацким голосом. Научно доказано: у пациентов от этого повышается иммунитет, уменьшается аллергия и вообще случаются разные труднообъяснимые, но приятные вещи. Как говорят врачи, положительная динамика. В последнее время к клоунскому лечению вынуждены относиться всерьез даже самые большие зануды от медицины – кое-где даже открыли факультеты для подготовки лечебных клоунов. До лечебной архитектуры отсюда рукой подать.

Проектируя больницу для детей с болезнями крови (о проекте мы писали два года назад), Александр Асадов сработал примерно как Пэтч Адамс, самый известный в мире доктор-клоун. Собственно, он этого и не скрывал: «Архитектурное решение этого комплекса подсказали нам сами врачи – очень неравнодушные и творческие люди, которые попросили нас создать очень оптимистичное здание, ничем не напоминающее угрюмую больничную архитектуру», – пояснил архитектор.

Угрюмости получившееся в итоге здание лишено абсолютно. Старания авторов спрятать госпитальные очертания в буквальном смысле бросаются в глаза – по красочности медицинский центр может переплюнуть любой цирк. На редкость позитивный набор цветов: салатовый, апельсиновый, красный, сиреневый… Радуга. Даже черный, матово-угольный тыльный фасад не выглядит мрачным благодаря проблескам ярких панелей, которые, как солнечные  зайчики, возникают то тут, то там, объединяя окна в яркие пары. Те, кто помнит компьютерную игру тетрис в DOS-овском режиме, могут уловить некоторое сходство: яркие блики на темном фоне складываются в хаотический, но осмысленный узор. Ритм черному фасаду задают вертикали лестничных клеток, разноцветные пилоны которых разделяют его на три части, скрадывая избыточную для глаза длину больничного корпуса. Внутренняя, обращенная во двор стена этого, главного, больничного корпуса – белая, и тоже с цветными проблесками. Дворовый фасад напоминает белый экран, улавливающий солнечный свет для играющих во дворе детей.

Однако главную оптимистическую ноту здесь формирует гостиничный корпус для выздоравливающих детей – авторы называют его «древо жизни». «Древо», выглядывающее из-за обычных деревьев сквера на Ленинский проспект, – совершено разноцветно, как букет радужных красок. Если посмотреть на план здания сверху и подключить воображение, то можно понять, что весь комплекс укладывается в контуры простого детского рисунка. Черный фасад длинного корпуса это земля, поперечный больничный переход это вырастающий из нее стебель, а разноцветный корпус – цветик-семицветик из старого мульфильма. Он там был волшебным. Здесь тоже: в нем будут селиться дети, которых уже вылечили, с которыми волшебство случилось. Символика совершенно очевидна: от черного к белому и к радуге – надежде, прорастающей из больничного корпуса. Не очень большое по площади здание и снаружи тоже выглядит как «куст» сросшихся и сильно вытянутых вверх домов, на очень длинных и тоже разноцветных ногах (из-за этих ног и из-за склоненных вбок больших окон они почему-то еще напоминают стайку сказочных жирафов).

Радужное «дерево» центра Гематологии стало одним из лучших акцентов на сегодняшнем Ленинском проспекте. Местное окружение крайне пестро, множество разнообразных башен накладываются друг на друга в перспективе – как нестройный лес, выросший, прямо скажем, как попало. В этом лесу раньше была только одна интересная  башня – Дома туриста. Очевидно, что именно этой меркой Асадов мерил свое новое здание, и надо признать, что получилось хорошо. Яркий и меньший ростом «куст», конечно, не похож на гигантские пластины 1980-х, однако же он образует ей правильную пару – легкий, тонкий, тянущийся вверх как дерево в густом лесу, или как ребенок, вставший на цыпочки, чтобы – дотянуться.

Еще надо сказать одну важную вещь. Разноцветные проекты в наше время это тренд. Их много, и особенно много их в портфолио архитекторов Асадовых (Александр Асадов, напомним, начать экспериментировать с цветом в Москве раньше всех). Но это здание отличается. Во-первых, разноцветье в нем не произвольно, а очень хорошо мотивировано. Во-вторых, и это тоже важно, архитекторам удалось добиться в своем радужном здании довольно-таки высокого (ну, для Москвы) качества исполнения: это не раскрашенная штукатурка. Здание целиком одето «кожей» металлических панелей Aluwall, швы между которыми в основном нарисованы достаточно точно и образуют аккуратную сетку (кстати говоря, кое-где нестыковки швов удачно маскируются разноцветьем). В результате вокруг образуется среда почти что европейского качества: свежая, чистая, очень гуманистичная (она заметно контрастирует с обычным московским развалом в соседних кварталах). Это особенно ощущается, если смотреть на черный фасад через пространство расположенного за ним футбольного поля: ну совершенно не-московское пространство, оно больше приличествует какому-нибудь французскому кампусу. То, что разноцветье выглядит не просто весело-оптимистично, но еще и благородно-уверенно – принципиально важно: это переводит эксперименты с цветом в качество здорового реализма.

Кстати говоря: внутри за радужным разноцветьем фасадов скрывается прагматичное, взвешенное, тщательно просчитанное пространство медицинского центра. Что объяснимо: в авторский коллектив входит один из самых опытных российских проектировщиков Владимир Легошин, построивший такие крупные медицинские центры, как Всероссийский кардиологический научный центр и лечебно-клинический комплекс на территории Боткинской больницы. Гостиница для выздоравливающих детей и их родителей спланирована исключительно рационально: два параллельных коридора, на которые нанизаны несколько блоков из трех двухместных комнат и общей гостиной с лоджией. Входная группа дружелюбно округла, около входа – детская площадка. Узкие проходы между корпусами не подавляют, а внутренний двор и расположенный рядом сквер располагают к прогулкам.

Можно порадоваться за детей и позавидовать авторам: не так часто удается совместить профессию и высшие моральные смыслы. Больницу построить – это не банк и не казино, это почти благотворительность. Получилось. От души. И на здоровье.
Александр Асадов (слева) и Владимир Легошин (справа)
Александр Асадов (слева) и Владимир Легошин (справа)
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова

поставщики, технологии:


последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Евгений Подгорнов
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Валерия Преображенская
  • Катерина Грень
  • Станислав Белых
  • Всеволод Медведев
  • Константин Ходнев
  • Андрей Асадов
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Ликин
  • Карен Сапричян
  • Антон Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Арсений Леонович
  • Роман Леонидов
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Надточий
  • Наталия Шилова
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Романов
  • Левон Айрапетов
  • Александра Кузьмина
  • Кристина Павлова
  • Дмитрий Васильев
  • Павел Андреев
  • Евгений Герасимов
  • Игорь Шварцман
  • Михаил Канунников
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Плоткин
  • Никита Токарев
  • Валерий Лукомский
  • Наталия Порошкина
  • Иван Рубежанский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Александр Бровкин
  • Зураб Басария
  • Дмитрий Реутт
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Гнездилов
  • Иван Кожин
  • Даниил Лоренц
  • Александр Асадов
  • Николай Миловидов
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Илья Уткин
  • Наталия Зайченко
  • Александр Порошкин
  • Василий Крапивин
  • Александр Попов
  • Юлий Борисов
  • Алексей Гинзбург
  • Вероника Дубовик
  • Сергей Орешкин
  • Полина Воеводина
  • Владимир Ковалёв
  • Илья Машков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Музейно-выставочный комплекс Обуховского завода
  • Творческий индустриальный кластер «Октава»
  • ЖК RiverSky
  • Особняк Данилова
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
  • Жилой комплекс «Счастье на Серпуховке»
  • Торговый центр Brosko Mall
  • Павильон в Днепропетровской области
  • Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
другие статьи