Проектируя больницу для детей с болезнями крови (о проекте мы писали два года назад), Александр Асадов сработал примерно как Пэтч Адамс, самый известный в мире доктор-клоун. Собственно, он этого и не скрывал: «Архитектурное решение этого комплекса подсказали нам сами врачи – очень неравнодушные и творческие люди, которые попросили нас создать очень оптимистичное здание, ничем не напоминающее угрюмую больничную архитектуру», – пояснил архитектор.
Угрюмости получившееся в итоге здание лишено абсолютно. Старания авторов спрятать госпитальные очертания в буквальном смысле бросаются в глаза – по красочности медицинский центр может переплюнуть любой цирк. На редкость позитивный набор цветов: салатовый, апельсиновый, красный, сиреневый… Радуга. Даже черный, матово-угольный тыльный фасад не выглядит мрачным благодаря проблескам ярких панелей, которые, как солнечныезайчики, возникают то тут, то там, объединяя окна в яркие пары. Те, кто помнит компьютерную игру тетрис в DOS-овском режиме, могут уловить некоторое сходство: яркие блики на темном фоне складываются в хаотический, но осмысленный узор. Ритм черному фасаду задают вертикали лестничных клеток, разноцветные пилоны которых разделяют его на три части, скрадывая избыточную для глаза длину больничного корпуса. Внутренняя, обращенная во двор стена этого, главного, больничного корпуса – белая, и тоже с цветными проблесками. Дворовый фасад напоминает белый экран, улавливающий солнечный свет для играющих во дворе детей.
Однако главную оптимистическую ноту здесь формирует гостиничный корпус для выздоравливающих детей – авторы называют его «древо жизни». «Древо», выглядывающее из-за обычных деревьев сквера на Ленинский проспект, – совершено разноцветно, как букет радужных красок. Если посмотреть на план здания сверху и подключить воображение, то можно понять, что весь комплекс укладывается в контуры простого детского рисунка. Черный фасад длинного корпуса это земля, поперечный больничный переход это вырастающий из нее стебель, а разноцветный корпус – цветик-семицветик из старого мульфильма. Он там был волшебным. Здесь тоже: в нем будут селиться дети, которых уже вылечили, с которыми волшебство случилось. Символика совершенно очевидна: от черного к белому и к радуге – надежде, прорастающей из больничного корпуса. Не очень большое по площади здание и снаружи тоже выглядит как «куст» сросшихся и сильно вытянутых вверх домов, на очень длинных и тоже разноцветных ногах (из-за этих ног и из-за склоненных вбок больших окон они почему-то еще напоминают стайку сказочных жирафов).
Радужное «дерево» центра Гематологии стало одним из лучших акцентов на сегодняшнем Ленинском проспекте. Местное окружение крайне пестро, множество разнообразных башен накладываются друг на друга в перспективе – как нестройный лес, выросший, прямо скажем, как попало. В этом лесу раньше была только одна интереснаябашня – Дома туриста. Очевидно, что именно этой меркой Асадов мерил свое новое здание, и надо признать, что получилось хорошо. Яркий и меньший ростом «куст», конечно, не похож на гигантские пластины 1980-х, однако же он образует ей правильную пару – легкий, тонкий, тянущийся вверх как дерево в густом лесу, или как ребенок, вставший на цыпочки, чтобы – дотянуться.
Еще надо сказать одну важную вещь. Разноцветные проекты в наше время это тренд. Их много, и особенно много их в портфолио архитекторов Асадовых (Александр Асадов, напомним, начать экспериментировать с цветом в Москве раньше всех). Но это здание отличается. Во-первых, разноцветье в нем не произвольно, а очень хорошо мотивировано. Во-вторых, и это тоже важно, архитекторам удалось добиться в своем радужном здании довольно-таки высокого (ну, для Москвы) качества исполнения: это не раскрашенная штукатурка. Здание целиком одето «кожей» металлических панелей Aluwall, швы между которыми в основном нарисованы достаточно точно и образуют аккуратную сетку (кстати говоря, кое-где нестыковки швов удачно маскируются разноцветьем). В результате вокруг образуется среда почти что европейского качества: свежая, чистая, очень гуманистичная (она заметно контрастирует с обычным московским развалом в соседних кварталах). Это особенно ощущается, если смотреть на черный фасад через пространство расположенного за ним футбольного поля: ну совершенно не-московское пространство, оно больше приличествует какому-нибудь французскому кампусу. То, что разноцветье выглядит не просто весело-оптимистично, но еще и благородно-уверенно – принципиально важно: это переводит эксперименты с цветом в качество здорового реализма.
Кстати говоря: внутри за радужным разноцветьем фасадов скрывается прагматичное, взвешенное, тщательно просчитанное пространство медицинского центра. Что объяснимо: в авторский коллектив входит один из самых опытных российских проектировщиков Владимир Легошин, построивший такие крупные медицинские центры, как Всероссийский кардиологический научный центр и лечебно-клинический комплекс на территории Боткинской больницы. Гостиница для выздоравливающих детей и их родителей спланирована исключительно рационально: два параллельных коридора, на которые нанизаны несколько блоков из трех двухместных комнат и общей гостиной с лоджией. Входная группа дружелюбно округла, около входа – детская площадка. Узкие проходы между корпусами не подавляют, а внутренний двор и расположенный рядом сквер располагают к прогулкам.
Можно порадоваться за детей и позавидовать авторам: не так часто удается совместить профессию и высшие моральные смыслы. Больницу построить – это не банк и не казино, это почти благотворительность. Получилось. От души. И на здоровье.
***
Радостное многоцветье фасадов Центра детской гематологии стало возможным благодаря использованию системы вентилируемых фасадов AluWALL® system, разработанной компанией CMK. Навесная фасадная система (НФС) AluWALL® system – это не только яркие цветовые решения и высокая точность монтажа, это еще пожаробезопасность, а также и звуко-, влаго- и теплоизоляция зданий.
«Фасад Центра должен был быть идеальным с точки зрения гигиеничности и пожаробезопасности, поэтому выбор пал на AluWALL® system – рассказывает архитектор Андрей Асадов. А благодаря широкой цветовой палитре, включающей всю шкалу NCS, не было проблем с выбором цвета. Мы остались вполне довольны результатом».
«Фасад Центра должен был быть идеальным с точки зрения гигиеничности и пожаробезопасности, поэтому выбор пал на AluWALL® system – рассказывает архитектор Андрей Асадов. А благодаря широкой цветовой палитре, включающей всю шкалу NCS, не было проблем с выбором цвета. Мы остались вполне довольны результатом».