Архитектура анимации

1 июня на юго-западе Москвы открылся Федеральный научно-клинический Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. Получился отличный образец терапевтической архитектуры – здание-мультик по-детски однозначно и почти по-рекламному оптимистично. «Все будет хорошо!» – другие варианты исключены. Даже если у его обитателей все порой бывает смертельно плохо.

Автор текста:
Анна Гараненко

mainImg

Архитектор:

Александр Асадов

Проект:

ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»
Россия, Москва, Ленинский пр-т, 115

Авторский коллектив:
Архитекторы: М.Посохин, А.Асадов (рук. авт. колл.), В.Легошин, И.Гелета, В.Колесников, И.Силачева, Н.Семиколенова, П.Искосков, Е.Шилягина, И.Курочкина, С.Терехов, О.Демина, Ю.Любимкина, Е.Мироненко, Е.Лебедева, Д.Дюба, Е.Вербицкая; А.А.Асадов, В.Кислов, М.Малеин, И.Коренев, А.Штанюк, А.Санду, Н.Ульянова, М.Павлова, Н.Кузьмина, Л.Захарова, А.Хлыстова, А.Чеснокова. Конструкторы: ООО «Моноракурс»: Дубатовка И.П.; Сосин К.М.
Инженеры: Струченевский А.Б.; Небытов А.М.; А.М.Кипняк Л.М.; Кулешова М.Б.
Проект интерьеров: ООО «Транзумед»: Б.Кенен и др.; Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, М.Павлова, А.Зарубина.

2009 – 2008

Заказчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Генподрядчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Поставщики:
Компания СМК – AluWALL System
(фасадные системы AluWALL® system, проектирование под объект, производство, СМР)
Есть такой глубоко несерьезный метод лечения – когда к тяжело больным людям приходит клоун, тормошит их, надувает шарики, разговаривает дурацким голосом. Научно доказано: у пациентов от этого повышается иммунитет, уменьшается аллергия и вообще случаются разные труднообъяснимые, но приятные вещи. Как говорят врачи, положительная динамика. В последнее время к клоунскому лечению вынуждены относиться всерьез даже самые большие зануды от медицины – кое-где даже открыли факультеты для подготовки лечебных клоунов. До лечебной архитектуры отсюда рукой подать.

Проектируя больницу для детей с болезнями крови (о проекте мы писали два года назад), Александр Асадов сработал примерно как Пэтч Адамс, самый известный в мире доктор-клоун. Собственно, он этого и не скрывал: «Архитектурное решение этого комплекса подсказали нам сами врачи – очень неравнодушные и творческие люди, которые попросили нас создать очень оптимистичное здание, ничем не напоминающее угрюмую больничную архитектуру», – пояснил архитектор.

Угрюмости получившееся в итоге здание лишено абсолютно. Старания авторов спрятать госпитальные очертания в буквальном смысле бросаются в глаза – по красочности медицинский центр может переплюнуть любой цирк. На редкость позитивный набор цветов: салатовый, апельсиновый, красный, сиреневый… Радуга. Даже черный, матово-угольный тыльный фасад не выглядит мрачным благодаря проблескам ярких панелей, которые, как солнечные  зайчики, возникают то тут, то там, объединяя окна в яркие пары. Те, кто помнит компьютерную игру тетрис в DOS-овском режиме, могут уловить некоторое сходство: яркие блики на темном фоне складываются в хаотический, но осмысленный узор. Ритм черному фасаду задают вертикали лестничных клеток, разноцветные пилоны которых разделяют его на три части, скрадывая избыточную для глаза длину больничного корпуса. Внутренняя, обращенная во двор стена этого, главного, больничного корпуса – белая, и тоже с цветными проблесками. Дворовый фасад напоминает белый экран, улавливающий солнечный свет для играющих во дворе детей.

Однако главную оптимистическую ноту здесь формирует гостиничный корпус для выздоравливающих детей – авторы называют его «древо жизни». «Древо», выглядывающее из-за обычных деревьев сквера на Ленинский проспект, – совершено разноцветно, как букет радужных красок. Если посмотреть на план здания сверху и подключить воображение, то можно понять, что весь комплекс укладывается в контуры простого детского рисунка. Черный фасад длинного корпуса это земля, поперечный больничный переход это вырастающий из нее стебель, а разноцветный корпус – цветик-семицветик из старого мульфильма. Он там был волшебным. Здесь тоже: в нем будут селиться дети, которых уже вылечили, с которыми волшебство случилось. Символика совершенно очевидна: от черного к белому и к радуге – надежде, прорастающей из больничного корпуса. Не очень большое по площади здание и снаружи тоже выглядит как «куст» сросшихся и сильно вытянутых вверх домов, на очень длинных и тоже разноцветных ногах (из-за этих ног и из-за склоненных вбок больших окон они почему-то еще напоминают стайку сказочных жирафов).

Радужное «дерево» центра Гематологии стало одним из лучших акцентов на сегодняшнем Ленинском проспекте. Местное окружение крайне пестро, множество разнообразных башен накладываются друг на друга в перспективе – как нестройный лес, выросший, прямо скажем, как попало. В этом лесу раньше была только одна интересная  башня – Дома туриста. Очевидно, что именно этой меркой Асадов мерил свое новое здание, и надо признать, что получилось хорошо. Яркий и меньший ростом «куст», конечно, не похож на гигантские пластины 1980-х, однако же он образует ей правильную пару – легкий, тонкий, тянущийся вверх как дерево в густом лесу, или как ребенок, вставший на цыпочки, чтобы – дотянуться.

Еще надо сказать одну важную вещь. Разноцветные проекты в наше время это тренд. Их много, и особенно много их в портфолио архитекторов Асадовых (Александр Асадов, напомним, начать экспериментировать с цветом в Москве раньше всех). Но это здание отличается. Во-первых, разноцветье в нем не произвольно, а очень хорошо мотивировано. Во-вторых, и это тоже важно, архитекторам удалось добиться в своем радужном здании довольно-таки высокого (ну, для Москвы) качества исполнения: это не раскрашенная штукатурка. Здание целиком одето «кожей» металлических панелей Aluwall, швы между которыми в основном нарисованы достаточно точно и образуют аккуратную сетку (кстати говоря, кое-где нестыковки швов удачно маскируются разноцветьем). В результате вокруг образуется среда почти что европейского качества: свежая, чистая, очень гуманистичная (она заметно контрастирует с обычным московским развалом в соседних кварталах). Это особенно ощущается, если смотреть на черный фасад через пространство расположенного за ним футбольного поля: ну совершенно не-московское пространство, оно больше приличествует какому-нибудь французскому кампусу. То, что разноцветье выглядит не просто весело-оптимистично, но еще и благородно-уверенно – принципиально важно: это переводит эксперименты с цветом в качество здорового реализма.

Кстати говоря: внутри за радужным разноцветьем фасадов скрывается прагматичное, взвешенное, тщательно просчитанное пространство медицинского центра. Что объяснимо: в авторский коллектив входит один из самых опытных российских проектировщиков Владимир Легошин, построивший такие крупные медицинские центры, как Всероссийский кардиологический научный центр и лечебно-клинический комплекс на территории Боткинской больницы. Гостиница для выздоравливающих детей и их родителей спланирована исключительно рационально: два параллельных коридора, на которые нанизаны несколько блоков из трех двухместных комнат и общей гостиной с лоджией. Входная группа дружелюбно округла, около входа – детская площадка. Узкие проходы между корпусами не подавляют, а внутренний двор и расположенный рядом сквер располагают к прогулкам.

Можно порадоваться за детей и позавидовать авторам: не так часто удается совместить профессию и высшие моральные смыслы. Больницу построить – это не банк и не казино, это почти благотворительность. Получилось. От души. И на здоровье.
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
Александр Асадов (слева) и Владимир Легошин (справа)
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова


Архитектор:

Александр Асадов

Проект:

ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»
Россия, Москва, Ленинский пр-т, 115

Авторский коллектив:
Архитекторы: М.Посохин, А.Асадов (рук. авт. колл.), В.Легошин, И.Гелета, В.Колесников, И.Силачева, Н.Семиколенова, П.Искосков, Е.Шилягина, И.Курочкина, С.Терехов, О.Демина, Ю.Любимкина, Е.Мироненко, Е.Лебедева, Д.Дюба, Е.Вербицкая; А.А.Асадов, В.Кислов, М.Малеин, И.Коренев, А.Штанюк, А.Санду, Н.Ульянова, М.Павлова, Н.Кузьмина, Л.Захарова, А.Хлыстова, А.Чеснокова. Конструкторы: ООО «Моноракурс»: Дубатовка И.П.; Сосин К.М.
Инженеры: Струченевский А.Б.; Небытов А.М.; А.М.Кипняк Л.М.; Кулешова М.Б.
Проект интерьеров: ООО «Транзумед»: Б.Кенен и др.; Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, М.Павлова, А.Зарубина.

2009 – 2008

Заказчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Генподрядчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Поставщики:
Компания СМК – AluWALL System
(фасадные системы AluWALL® system, проектирование под объект, производство, СМР)

05 Июля 2011

Автор текста:

Анна Гараненко

Поставщики, технологии

AluWALL® system

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.