26 мая в рамках «Арх Москвы» состоялась церемония награждения лауреатов премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева «АРХИWOOD 2011». В каждой номинации было по два победителя – одного выбрало профессиональное жюри, второй определился по итогам народного голосования.
Церемония вручения премии. Фото Натальи Коряковской
Выставку номинантов премии, разместившуюся под колоннадой у главного входа в ЦДХ, в этом году оформляли Антон Кочуркин и Алиса Курганова. Они выстроили лабиринт-змейку из фанерных конструкций, вмонтировав в них фотографии проектов, а внизу под каждым номинантом натянули веревки – проголосовать за понравившийся объект можно было не только на интернет-сайте премии, но и прямо на выставке, с помощью прищепок. VolgaDacha бюро Бориса Бернаскони набрала их рекордное количество, так что проекту прочили победу в «народном» голосовании, однако в итоге за модернизированный «сарай» площадью 90 кв.м. проголосовало профессиональное жюри. На первый взгляд, VolgaDacha маловата для семьи с двумя детьми, но, как верно отметил автор одного из комментариев на сайте премии, это явно не первый дом для людей, которые, «решили внести разнообразие в привычный уклад и попробовать спартанский образ жизни». При всем своем аскетизме дом имеет и элементы роскоши, как, например, палубу с душем на открытом воздухе, соединенную с ванной, а недостаток места восполняет широкими террасами-гульбищами.
А вот лидер интернет-голосования в номинации «Загородный дом» долго не мог определиться: борьба развернулась между «Домом на склоне» архитектора из Нижнего Новгорода Кирилла Пернаткина (ЗАО «Автокомплект») и домом в деревне Захарово Олега Карлсона. Оба проекта довольно агрессивно поддерживали «фанаты»: противники дома в Захарово упирали на то, что проектировать в неоклассике сегодня уже как-то неловко, сторонники не менее активно защищали «чеховский колорит». Олег Карлсон в результате получил за этот проект специальный приз от журнала «Деревянные дома». Ну а нижегородский проект нашел-таки свою победу, правда, не безоговорочную. Понравился он, вероятно, оригинальной компоновкой из двух объемов – нижней каменной части и верхней деревянной, а также крышей до земли, изолирующей его от соседей.
В этом году «АРХИWOOD» вновь не избежал путаницы с номинациями – поступившие на премию объекты были столь разными, что список самих номинаций пришлось корректировать. В частности, среди них появился «Малый объект». Лучшим в этом жанре жюри признало Архприют – энергоэффективный экодомик, сооруженный в ходе последнего зимнего фестиваля «ГОРОДА» всего за 24 часа командой под руководством Ивана Овчинникова. А вот фаворитом народного голосования стал объект с прошлогоднего «Архстояния» – «Офис удаленного доступа», сделанный художником Александром Константиновым. В смысле архитектуры это предельно простой объем – дощатый сарай, затянутый молочным поликарбонатом, в первую очередь импонирует своей поэтикой: работать в уединении, посреди дикой природы хочется многим.
Как ни старались устроители премии распределить объекты по номинациям, а курьезы все-таки вышли: так, в «Малых объектах» с беседками и баньками соревновалась Церковь Ризоположения из деревни Борадава Вологодской области, вполне достойная отдельной номинации. Схожим образом в «Дизайне городской среды» лавочки и беседки задавила своим масштабом «Стрелка». Вручавший в этой номинации приз жюри Григорий Ревзин даже заметил, что все это довольно пошло и слишком предсказуемо, «ведь целый год об одной только «Стрелке» и говорили». Впрочем, заслуги ее авторов из бюро Wowhaus отрицать бессмысленно – камерное пространство с деревянной волной амфитеатра и великолепной террасой бара очень уж полюбилось архитекторам. А народ, тем временем, проголосовал за решетчатые беседки в Марфино студии «ПланАР». Впрочем, авторы признались, что голосовали за них жители района – а это довольно солидный кворум.
Кстати, «Стрелку» некоторые голосовавшие предлагали передвинуть в более соответствующую ее масштабу номинацию «Дерево в отделке». Впрочем, тут и без нее собралось немало достойнейших работ. Жюри присудило победу «Дому Яхтсмена» в курорте «Пирогово» архитектора Светланы Головиной. Очень скромный снаружи и небольшой по площади, домик проявил все свое изящество в отделке – фасадах из навесных деревянных реек в чередовании с оргстеклом и интерьеров из благородного серого дуба. Большинство голосующих на сайте, в свою очередь, отдало предпочтение Александру Бродскому и его «Дому у пятой лунки» в том же «Пирогово». Это, кстати, самый крупный объект в портфолио мастерской Бродского – общая площадь составляет 1898 кв.м. Дом получился удивительный: он выглядит традиционным, но не подражает классике, в нем есть колонны и вроде бы даже классическая сетка прямоугольных окон на фасаде, но они современны. Дом скромен и величественен одновременно, а определить его истинные масштаб абсолютно невозможно. Боролся за победу в этой номинации и один из проектов, участвующих в выставке NEXT – т.н. «Хозблок» архитекторов Александра Эрмана и Дмитрия Михейкина. Это сооружение – часть загородной усадьбы, такой модернизированный КПП, в котором есть котельная и мастерская и оригинальный смотровой обход по периметру, чья «сакральность», как пишут авторы, восходит к древним пирамидам.
Пожалуй, самой однородной по составу проектов оказалась номинация «Арт-объект» – за награду тут состязались множество симпатичных вещиц из Кенозерского парка, фестиваля ГОРОДА и проч. Жюри выбрало победителем «Букву «Покой» мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» для «Города Азъ», который создавался на городище Старая Рязань. Буква похожа на кабину для созерцания: вручавший приз архитектор Андрей Иванов признался, что лежать в ней здорово – «видишь прорезь над головой в виде себя самого, ощущаешь покой и свет…». Лидером народного голосования в этой номинации стал «Танк «Цветы павшим», который бюро «Дети Иофана» придумали для выставки на Винзаводе. Абрис танка смонтирован из деревянных реек, а его гусеницы затянуты черной драпировкой: война давит этим страшным орудием человеческие судьбы, которые символизируют живые гвоздики. Голосующим на сайте сдержанный пафос этой композиции очень понравился.
И только один раз глас народа совпал с профессиональным: в номинации «Интерьер» сообща наградили проект перестройки мансарды под названием «Деревянная курватура», который для передачи «Дачный ответ» разработали Дмитрий Александров и Вера Гапон. Оригинальный свод из деревянных реек создал уютное и камерное пространство с лавкой-подиумом по периметру.
Организаторы Премии АРХИWOOD – компания HONKA и PR-агентство «Правила общения», официальный партнер Премии – курорт «Пирогово». Партнером номинации арт-объект выступила в этом году компания «Вектор Инвестментс». Куратор – Николай Малинин.
Приз АРХИWOOD 2011. Фото Юлии Тарабариной
Награду вручают Александру Константинову
VolgaDacha. Бюро Bernaskoni. Борис Бернаскони, Олег Дьяченко, Павел Пришин.
«Дом на склоне». Кирилл Пернаткин. ЗАО «Автокомплект»
Дом в Захарово. АСБ «Карлсон и К». Олег Карлсон
Архприют. Иван Овчинников при участии Евгения Югая, Ольги Шаниной, Ольги Штыньковой, Олега Волкова, Антона Ценципера, Павла Терещенко, Андрея Ищенко, Артёма Терёхина, Елены Чикановой, Петра Климова, Никиты Ушакова, Александры Ушаковой, Марии Смольяниновой
Дом яхтсмена. Архитектурная мастерская «X.Y.Z.» Светлана Головина, при участии Юрия Назарова и Анны Метелкиной
«Стрелка». Архитектурное бюро Wowhaus. Дмитрий Ликин, Олег Шапиро, Ольга Рокаль, Анастасия Рычкова, Галина Серебрякова, ООО «Проект 3»
Офис удаленного доступа. Александр Константинов
Беседки в Марфино. Студия «ПланАР»
Буква «Покой». Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». Ольга Пономаренко, Полина Илюшина, Андрей Бреславцев, Глеб Холопов
Дом у пятой лунки, курорт «Пирогово». Бюро «Александр Бродский». Александр Бродский, Ярослав Ковальчук, Надежда Корбут, Дарья Парамонова. Фото с сайта премии.
|