Стеклянный шар Хади Тегерани

12 ноября по инициативе кафедры архитектуры общественных зданий и компании ДОРМА Рус в МАрхИ с лекцией выступил архитектор Хади Тегерани. Тема мастер-класса была сформулирована весьма узкопрофильно – «Особенности исполнения структурного остекления современных фасадов», – но в итоге спикер ограничился представлением своих самых известных построек и новых проектов. В большинстве из них действительно активно используется масштабное остекление, однако архитектор предпочел не раскрывать «секрет фирмы».

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

16 Ноября 2009
mainImg
Архитектор:
Хади Техрани
Хади Тегерани – немецкий архитектор иранского происхождения, один из трех партнеров-основателей бюро BRT, которое сегодня считается одной из ведущих проектных компаний Германии, а также владелец собственной дизайнерской фирмы. Основные постройки Хади Тегерани расположены именно в Германии, а самые знаковые объекты находятся преимущественно в Гамбурге, где в построенном им же офисном здании Deichtor базируется и само бюро. Впрочем, и в России Хади Тегерани не проездом, а по делам: в Москве уже несколько лет существует представительство бюро – компания «БРТ Рус», созданная совместно с корпорацией «ИНТЕКО». Тегерани хоть и не звезда мировой величины, но проектирует объекты поистине звездного масштаба. И, вероятно, именно это в свое время привлекло к нему внимание стран с бурно развивающимся девелопментом, предпочитающим, как известно, строить грандиозно и дорого. Так, в докризисной Москве ИНТЕКО рассчитывало привлечь Тегерани к проектированию нового кольца высоток, а ОАЭ заказали архитектору сразу несколько многофункциональных комплексов.

Масштабность объектов Тегерани выражается не только в количестве квадратных метров, но и в значимости, «громкости» самого архитектурного высказывания. Каждая постройка BRT – это здание-событие, яркий и самодостаточный объект, претендующий на роль нового городского ориентира и статус достопримечательности. При этом все они действительно выполнены из стекла и благодаря этому не отгораживаются от внешнего мира, а, наоборот, активно взаимодействуют с окружающей средой. Взять хотя бы офисный комплекс Berliner Bogen – 36-метровая полностью остекленная арочная конструкция уже стала новым символом юго-восточной части центра Гамбурга. Мотив здания-моста в более крупном масштабе воспроизводится в конкурсном проекте жилого дома для Копенгагена – 130-метровая арка над водой включает в себя не только квартиры и сервисы, но и специальный лифт, позволяющий горожанам перебраться на другой берег.

Проекты, выполненные Тегерани для ОАЭ, и вовсе можно назвать новыми «чудесами света». Например, та же типология дома-моста в масштабах Абу-Даби разрастается до настоящего футуристического дворца на многочисленных опорах-колоннах. На верхних этажах  Water palace размещаются квартиры, а под ними – магазины, как будто подвешенные внутрь стеклянных сталактитов. Для того же Абу-Даби Тегерани спроектировал гигантское жилое здание Oyster, напоминающее то ли модернистское круглое кресло, то ли моллюска.

Впрочем, Хади Тегерани убежден: для того,  чтобы создать зрелищное здание, совершенно необязательно делать его очень большим. Можно, например, использовать прием прямой метафоры («corporate identity», как называет это сам архитектор) и для компании, производящей светильники, спроектировать дом-лампу. Именно так поступил  сам Тегерани, когда получил заказ на штаб-квартиру от Tobias Grau, одной из самых известных в Германии фабрики осветительных приборов. У этого необычного здания основание выполнено из бетона, несущий каркас – из клееных деревянных конструкций, а оболочка (играющая роль абажура «лампы») – из стекла и металла. Выстроенное еще в 1996 году, оно до сих пор выглядит очень современно.

Стеклом архитектор владеет поистине виртуозно и в своем творчестве стремится уйти «как можно дальше от грубых офисных стекляшек-параллелепипедов». Свой первый объект с применением стеклянного фасада с точечным креплением – автомобильный шоу-рум – Тегерани построил в Гамбурге в 1991 году.  А в 1993 году в городе Киль было закончено здание сберкассы, в котором  фойе с банкоматами трактовано как стеклянная коробка, подвешенная на металлических тросах, и именно после этого объекта об архитекторе впервые заговорили как о гуру современного стеклянного зодчества.

Наконец, еще одним важнейшим качеством архитектуры Тегерани можно назвать их экологичность и соответствие объекта исходным условиям участка. Архитектор глубоко убежден, что каждая будущая стройплощадка уже содержит в себе «оптимальный проект», который только надо распознать с помощью интуиции и анализа. А еще Тегерани обязательно привносит в свои проекты масштабное озеленение, развивая мотив зимнего сада до больших оазисов, размещаемых не только во внутренних дворах и атриумах, но и прямо на фасадах, в специально сделанных для этого выемках. Апофеозом использования этого приема можно считать офис компании Swiss Re в Мюнхене. Как охарактеризовал этот объект сам Тегерани: «Я поставил поле вертикально и внутрь встроил здание». Но, пожалуй, лучшим примером средовой архитектуры, созданной BRT, стоит признать небоскребы, которые стали частью проекта реконструкции старой гавани Кельна. Получив первое место на международном конкурсе еще в 1992 году, этот проект был реализован лишь недавно. Взяв за основу идею горизонтальных небоскребов Эля Лисицкого, Тегерани поднял их над старыми постройками наподобие портовых кранов, опорами для которых служат лифтовые шахты.
 
Нужно отметить, что Хади Тегерани вообще весьма деликатен при работе в исторической среде. Это, помимо Кельна, показала и выполненная им реконструкция немецкой пивоварни, а также один из московских проектов – предложения по реконструкции зданий Теплых торговых рядов на Ильинке. Архитектор предложил надстроить здания стеклянными «парниками», напоминающими перекрытия торговых пассажей, а пространства между рядами превратить в атриумы. Правда, другие московские проекты, созданные в рамках сотрудничества с ИНТЕКО, отличаются куда большим размахом. Достаточно вспомнить пирамидообразную высотку на Профсоюзной, которая в свое время вызвала резкую критику со стороны московского мэра, или бизнес-парк в долине реки Сетунь в виде пяти «летающих тарелок». Причем на лекции создалось отчетливое ощущение, что архитектор экспортирует в Москву собственные проекты 10-летней давности – тот же «Сетунь хиллс», скажем, очень похож на проект Центральной транспортной станции Дортмунда, выполненный в 1997 году. Впрочем, самого Тегерани этот факт ничуть не смущает – он убежден в том, что талантливый архитектор должен быть еще и хорошим бизнесменом.

И уж чего-чего, а деловой активности Хади Тегерани не занимать. Как уже говорилось, помимо BRT, он основал успешную дизайнерскую компанию, производящую предметы мебели и даже модные скворечники. Выступая в МАрхИ, Тегерани признался, что мечтает занять достойное место в ряду таких архитекторов-дизайнеров, как Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и другие. Но есть у него и запасной вариант: в самом крайнем случае певец стеклянных фасадов войдет в историю как музыкант, ведь в свободное от профессиональной деятельности время архитектор записывает диски с композициями собственного сочинения.
zooming
Офисное здание над каналом, Гамбург, 1998-2001
Шоу-рум автомобилей, Габмург, 1990-91
zooming
Шоу-рум автомобилей, Габмург, 1990-91
Офисное здание собственной компании в Гамбурге, 2000-2002
Здание сберкассы, Киль, 1994-96
zooming
Здание сберкассы, Киль, 1994-96
zooming
Офис Swiss Re, Мюнхен, 1998-99
zooming
Офисное здание компании Tobias Grau, 1997
zooming
Офисное здание над каналом, Гамбург, 1998-2001
zooming
Порт в Гамбурге, 2004
zooming
Реконстукция старой гавани Кельна. Конкурс 1992 г.
zooming
Проект дома-моста в Копенгагене, 2008
zooming
Реконструкция здания пивоварни, 2000-2005
zooming
Офисное здание собственной компании в Гамбурге, 2000-2002
zooming
Проект комплекса апартаментов в Абу-Даби, 2006
zooming
Проект университета Zayed в Абу-Даби, 2009 (строится)
Oyster, Абу-Даби
zooming
Станция аэро-экспресса, Франкфурт, 1996-99
zooming
Небоскреб на Профсоюзной ул., Москва, 2006
Проект «Авиа-парк», Ходынское поле, Москва, 2008
zooming
Проект «Авиа-парк», Ходынское поле, Москва, 2008
zooming
Проект реконструкции Теплых торговых рядов на Ильинке, 2006
zooming
Проект офисного здания (рядом с гостиницей «Балчуг») Москва, 2006


Архитектор:
Хади Техрани

16 Ноября 2009

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.