Первым на повестке дня был отчет о проделанной четырехлетней работе по актуализации генерального плана Москвы до 2025 года, а также разработке новых правил землепользования и застройки города. На завершающем этапе этого большого проекта планируется провести публичные слушания, в которых может принять участие каждый житель Москвы. Для этого в 125 «единицах города» будет представлены экспозиции генплана, где сотрудники Москомархитектуры выступят в качестве «экскурсоводов», а представители префектур и управ будут записывать все замечания и пожелания граждан в специальные журналы. Эти мероприятия планируется провести в течение пятнадцати дней, начиная с 23 июля, по восемь часов в день без выходных. В конце публичных слушаний планируется провести встречу руководителей Москомархитектуры с заинтересованными в обсуждении горожанами районов Сокольники, Косиново, поселок Некрасово, Лефортово, Печатники, Хорошово-Мневники, Беговой, Савеловский, Аэропорт, Гагаринский, Южное Бутово, Ясенево, Новые Черемушки, Доргомилово, Тропарево-Никулино, Раменки, Донской, Москворечье, Бирюлево Западное, Марфино, Бутырский, в также всех районов центрального округа. После публичных слушаний жители города еще неделю будут иметь возможность делать замечания и предложения, затем все пожелания соберут вместе и «прошнуруют», как полагается по закону. До конца сентября эти предложения будут изучаться специальной комиссией. Сейчас уже есть две тысячи предложений от районных советников, которые в течение последнего месяца на своих собраниях обсуждали материалы генплана и правила землепользования и застройки. Последние, по словам Александра Кузьмина, меняют всю систему выдачи разрешений на проектирование и строительство и сокращают время согласование. В сентябре планируется окончание работы с двумя этими документами и передача их на рассмотрение Правительству Москвы, а затем Городской Думе.
Александр Викторович настоятельно просил, чтобы не было «срывов», иначе всю четырехлетнюю работу придется выполнять заново. Юрий Михайлович однако проигнорировал просьбу и внес предложение перенести сроки публичных слушаний с периода отпусков на сентябрь, поскольку в июле-августе многих людей, которые хотели бы высказать свое мнение, просто не будет в городе. К тому же в октябре пройдут выборы в Московскую городскую думу, что осложнит ее работу по принятию документации генплана и новых правил землепользования. В итоге было решено пересмотреть график работы публичных слушаний и следующих за ними мероприятий и перенести их на осень.
2.
Далее был рассмотрен проект строительства муниципального жилья в Даниловском районе Москвы (авторы ГУП ГлавАПН). Территория этого района разделена на две части железнодорожными путями, ведущими в нефтехранилище, которое уже давно не функционирует. Москомархитектура предложила разобрать пути и построить на их месте три муниципальных жилых дома с двадцатью пятью тысячами квартир, а также инфраструктуру, необходимую для комплексной застройки микрорайона. Здесь всплыла терминологическая тонкость: если такой участок отдать инвесторам, то его застройка по закону будет считаться точечной, а сегодня утром (в четверг) состоялась пресс-конференция, на которой главный архитектор города планировал объявить журналистам, что на точечной застройке «поставлена точка». С другой стороны, если строительство будет считаться муниципальным для очередников, то определение «точечного» его минует. Поэтому строить планируют осуществить на средства горбюджета, как муниципальный.
Мэру такое предложение показалось разумным, и он принял сразу два решения: ликвидировать железнодорожную ветку, а затем строить на освободившейся территории муниципальное жилье.
3.
Третьим был рассмотрен самый скандальный вопрос нынешнего лета – судьба дома 71 на Садовнической набережной. Как известно, в июне дом обрушился и погибло несколько человек. Этот дом не имеет статуса памятника, также как и соседние здания. Но они имеют статус «исторической застройки» (который, строго говоря, ни к чему городские власти не обязывает). До обрушения все эти дома собирались сохранить и реконструировать, а после – приняли решение снести и построить заново их копии, о чем много было написано в прессе в течение июня. Александр Кузьмин продемонстрировал совету фотографии и проект воссоздания, заверив присутствующих, что новые здания будут совершенно идентичны прежним. Однако под домом номер 71 возникает удачная возможность устроить двухярусную подземную парковку, преимущественно под пространством двора этого П-образного здания. Главный архитектор города также подтвердил, что восстановленное здание станет муниципальным жильем для жителей центра, переселенных из ветхого фонда. Проект восстановления в прежних формах сделан коллективом из «Моспроекта-2», под руководством лично Михаила Посохина (М.М. Посохин (рук. авторского коллектива), В.С. Остапенко, Л.Г. Хачатуров, Г.Е. Калайджан).
Как и можно было предположить, мэр беспрекословно принял это предложение, добавив, что оно «станет ответом тем, кто кричит о разрушении исторического, хотя исторического тут нет».
4.
Вопрос о реконструкции Кунцевского транспортного узла имел два подпункта – это непосредственно сам узел и призматическое высотное здание, которое уже обсуждалось на общественном совете и было раскритиковано. Кунцевский транспортный узел обеспечен всеми видами городского транспорта, но проблема в том, что он сильно изрезан транспортными магистралями – открытой линией метрополитена, железной дорогой, Кутузовским проспектом. Москомархитектура предлагает: во-первых, создать северный дублер Кутузовского проспекта, который бы связал Сити с новым мостом через Москву-реку. С этого дублера предполагается сделать съезд на Рублевское шоссе.
Во-вторых, открытые пути метрополитена и железной дороги предполагается перекрыть коробом, на котором можно было бы построить гаражи, которых нет в этом районе. В результате должен возникнуть большой транспортный узел, связывающий районы западного округа от Сити до Молодогвардейской улицы. Над дорогой было предложено сделать пешеходную зону, связывающую метрополитен, железную дорогу и Кутузовский проспект.
Единственное, о чем просил присутствующих Александр Кузьмин – не разрушать существующую здесь «живую» городскую среду высотками больше 30 этажей. Один такой проект уже есть – но общественный совет некоторое время назад его уже отклонил Однако по постановлению правительства Москвы в этом месте должно появиться сорок восемь тысяч квадратных метров полезной площади, что, по словам Александра Кузьмина, плохо укладывается в общую концепцию развития района. Мэр заверил, что пересмотрит это постановление, поскольку эта одинокая вертикаль является «абсолютно неуместным строением». Юрий Лужков также высказал опасение, что транспортный узел чрезмерно переуплотнен, и пояснил, что «там, где можно увидеть перспективу не застраивать, лучше не застраивать». Но съезд на Рублевское шоссе, по его мнению, это хорошая идея.
5.
Еще один объект, вторично показанный общественному совету – реконструкция дома на Софийской набережной (мастерская Бориса Шабунина). Этот дом находится в частной собственности, и в прошлый раз инвестор предлагал увеличить его объем и получил отказ, поскольку плотность застройки в этом районе очень высокая. Сейчас на общественный совет был вынесен вопрос об изменении фасадов этого здания, так как «инвестор хочет привести его в порядок». Было показано несколько вариантов фасадов от простых незатейливых форм до ажурных с аркадами во всех трех ярусах. Относительно фасадов Юрий Лужков поинтересовался мнением Александра Кузьмина, на что главный архитектор ответил, что сейчас фасады этого здания «никакие» и было бы лучше их поменять, но сделать их надо спокойными, чтобы они не затмили исторические здания в этом районе, в частности церковь Софии Премудрости Божьей с колокольней. Мэр согласился с мнением Александра Кузьмина и принял самый простой вариант фасада.
6.
Последним по счету был вынесен на обсуждение вопрос о строительстве двух подземных гаражей под иофановским павильоном с «Рабочим и Колхозницей» Веры Мухиной. Скульптура демонтирована в 2003 году, а восстановление павильона (в том виде, в каком он был построен на Всемирной выставке 1937 года в Париже) обсуждается с тех пор, в общей сложности уже шесть лет, в том числе и на советах (http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=2575). Долгое время проектом восстановления павильона и попутным проектированием общественного занимался вокруг него, занимался «Моспроект-4».
8 июля проект представило бюро «Архинж» (Ким Е.Г., Мезенцев А.И., Сорокин А.С., Стасюк Д.А.). Гаражи предполагается сделать под всем павильоном, исключая центральную часть – постамента под скульптурой Мухиной. Из гаражей по подземному туннелю можно будет выйти к новым павильонам ВДНХ. Строительство начато: в июне был закончен нулевой цикл, однако по словам Александра Кузьмина на эти муниципальные гаражи еще нет городского заказа - отчего строительство может превратиться в долгострой.
Юрий Лужков посчитал ненужным выносить этот вопрос на обсуждение совета еще раз, так как все, что касается проекта восстановления, было подробно обсуждено советом ранее. Проект утвердили.