«Жизнь и деятельность архитектора Щусева». Страницы истории становления Cоюза советских архитекторов на фоне судеб советских архитекторов (некоторые события конца августа – начала сентября 1937 г.).

Из истории советской архитектуры. По материалам Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

30 августа 1937 г. в «Правда»[1] - наиглавнейшей газете страны – органе ЦК ВКП (б), выходит статья Л. Савельева и О. Стапрана под названием: «Жизнь и деятельность архитектора Щусева», формально, как бы, посвященная важному вопросу авторского права в архитектуре. В ней пишется о том, что в 1932 г. проект гостиницы «Москва», единоличными авторами которого являлись Л. Савельев и О. Стапран, победил на закрытом конкурсе, был премирован и принят к постройке Моссоветом, а авторы назначены главными архитекторами строительства. В ходе работ, к строительству, в качестве консультанта, был привлечен А.В. Щусев.  

Предысторию этого «консультирования», через несколько дней (3 сентября 1937 г.), описывал М.В. Крюков на заседании партгруппы Союза советских архитекторов «Интересно вспомнить как попал Щусев к проектированию гостиницы. Ведь проектирование началось еще при Черкасском. Он поручил это Савельеву и Стапрану, которые были еще неопытными архитекторами, у них не было ни одной стройки и начинать проектирование с такого огромного сооружения, конечно, нельзя было. Это было неправильно и сразу обнаружилась неопытность Савельева и Стапрана, когда они принесли проект на конкурс.  Лазарь Моисеевич (Каганович – М.М.) сказал им: «Вы, ребята, хорошие, но вам нужно еще поучиться и надо, чтобы вам кто-нибудь помог». Очень долгое время уговаривали Жолтовского на это дело, он все время отбрыкивался и, в конце концов, Щусев взялся за строительство гостиницы в качестве консультанта и тогда уже существовал Архплан и фигурировало несколько вариантов. Лазарь Моисеевич уговаривал молодежь, когда она петушилась, что они должны работать под руководством Щусева, а Щусеву указывал, что он должен только консультировать» [2].

По утверждению Л. Савельева и О. Стапрана, А.В. Щусев подобной ролью не был удовлетворен и требовал «соавторства в проекте, положения руководителя проекта, неограниченных полномочий и права первой подписи».  Его незаконные требования были удовлетворены, но это привело лишь к тому, что А.В.Щусев стал пытаться «избавиться от основных авторов». Так, в частности, пользуясь их отсутствием (пребывание в заграничной командировке) он опубликовал, за своей первой подписью, в журналах «Строительство Москвы» и «Архитектура СССР» проекты отделки интерьеров, сделанных, как писали в статье Л. Савельев и О. Стапран, исключительно ими. В этих же журналах А.В. Щусев лишь за своей подписью помещает эскизы оформления ресторана гостиницы «Москва», не указывая на то, что сделаны они были по эскизам художника Матрунина.

Далее авторы статьи в «Правде» пишут о том, что для того, чтобы стать «полным» хозяином проекта, А.В. Щусев добился ликвидации бюро проектирования гостиницы «Москва». И категорически запретил кому бы то ни было (в том числе и Л. Савельеву с О. Стапраном) помещать какие бы то ни было сведения в печать. После этого все беседы и статьи о проекте шли лишь от его имени и за его подписью. В конце концов, по его прямому распоряжению были с проектов второй и третьей очередей счищены подписи истинных авторов, т.е. Савельева и Стапрана. Кстати, в статье отмечается, что это не единственный подобный случай – незадолго до этого, зимой, по прямому указанию Щусева, таким же образом была счищена подпись его соавтора – архитектора С. Сардарьяна - с проекта Москворецкого моста.

Такова суть вопроса, изложенного авторами статьи. Текст сопровождали высказывания типа: «Мы, беспартийные советские архитекторы, не можем без чувства глубокого возмущения говорить о Щусеве, известном среди архитекторов своими антисоветскими, контрреволюционными настроениями. Характерно, что ближайшими к нему людьми были темные личности, вроде Лузана, Александрова, Шухаева, ныне арестованных органами НКВД». К сути вопроса эти фразы отношения не имели и являлись отражением мрачного строя стилистики и фразеологии, типичной для доносов того времени.

В начале статьи содержался общий упрек А.В. Щусеву в том, что к своей творческой работе, он относился «нечестно – брал на себя множество всякого рода работ и, так как сам их выполнить не мог, фактически прибегал к антрепризе в архитектуре …», а ближе к  концу – строгое напоминание читателю о том, что  архитектура в Советском Союзе – вовсе «… не  частное дело архитекторов и предпринимателей…», а государственное…

Таково, вкратце, содержание статьи, после выхода которой, события, связанные с «жизнью и деятельностью архитектора Щусева», стали развиваться стремительными темпами. Стремительно, всего лишь через два дня (2 сентября), вновь в «Правде», появилась новая статья с подборкой писем читателей, реагировавших на статью Л. Савельева и О. Стапрана[3].

Вот основное ее содержание: «Являясь несомненным мастером в прошлом – писала группа архитекторов Лоповок, Тарасевич, Байдалинова, Олейник, Кастель, Ткаченко и Кутуков, - архитектор Щусев пошел по скользкому пути беспринципности в архитектуре. В его проектах и стройках нет идейности, принципиальности и подлинного творчества». Бывший парторг бюро проектирования гостиницы «Москва» – архитектор П. Скулачев сообщил широкой читающей публике, что знал о «антисоветских, контрреволюционных настроениях Щусева, в частности, о его высказываниях по поводу социалистического соревнования: «социалистическое соревнование – для землекопов, а не для архитекторов». Инженер-строитель Н. Шестопал указывал на то, что закрытие архитектурные конкурсы (видимо, непосредственно по вине Алексея Викторовича) нередко превращались в распределение заказов между «маститыми» и «знакомыми» архитекторами. Автор письма со всей принципиальностью ставил вопрос о необходимости чаще проводить открытые конкурсы, «которые выдвигают новые кадры архитекторов и помогают общему росту архитектурной и общественной культуры».

Статья заканчивалась следующим абзацем: «Из всех, кто прочел письмо тт. Савельева и Стапрана о жизни и деятельности архитектора Щусева, лишь один человек не понял смысла того, что было напечатано в «Правде», - это был сам архитектор Щусев. В ответ на письмо он прислал в редакцию развязную телеграмму, в которой пытался отрицать очевидные факты. Напрасно. Архитектурная общественность сумеет по достоинству оценить деятельность Щусева».
Заметим, что только один из корреспондентов - Чечулин высказался по существу вопроса, поднятого статьей Стапрана и Савельева: «Ущемление авторских прав молодых специалистов, - писал он - недостойно настоящего мастера». Это единственное высказывание, относящееся к теме статьи. Ни другие газетные материалы, ни содержательные основания разбора персонального дела А.В. Щусева на заседании сначала партгруппы ССА СССР, а потом и правления Союза советских архитекторов, проблем, поднятых в статье, абсолютно не затрагивали. Любопытно отметить, что статье в «Правде» удалось прозорливо предвосхитить результаты обсуждений этого вопроса партгруппой Союза советских архитекторов, которая соберется для рассмотрения «вопроса Щусева» два раза - 2 и 3 сентября. 

Руководство Союза советских архитекторов не только самолично проводило разбор персонального дела А.В. Щусева, но и предлагало всем своим местным организациям сделать то же самое: «Партгруппа Союза предлагает всем местным организациям на основе материалов, опубликованных в «Правде», провести широкое обсуждение деятельности архитектора Щусева, решительно разоблачая недостатки и болезненные явления в работе, как проектных организаций в целом, так и отдельных архитекторов … »[4]. «Мы должны обратиться с письмом ко всем нашим организациям, чтобы они обсудили вопрос о Щусеве у себя в организациях. … если мы на этой работе окажемся на высоте, а мы должны занять такое положение, мы укрепим и Союз советских архитекторов, поднимем роль и значение советского архитектора …»[5].  

Ключевым в понимании хода и содержания разбирательства персонального дела А.В. Щусева в Союзе советских архитекторов (а также ключевым в понимании итога всей этой «истории со Щусевым») является представление о тех целях, которые на тот момент ставил перед собой Союз и тех задачах¸ которые он решал для утверждения своей исключительной роли в организации профессионального сообщества и своего статуса в системе органов государственного управления единой общегосударственной системой массового проектного дела в архитектуре и градостроительстве в СССР.

Для этого Союз советских архитекторов:
1. Стремился оптимизировать систему массового проектного дела в сторону усиления ее производственной функции. Он должен был закрепить в сознании наполнявших ее архитекторов понимание того, что архитектор это, прежде всего, «госслужащий», а потом уже «творческая личность». В рамках массовой системы проектного дела работник проектного труда должен исполнять возложенные на него обязанности, а не заниматься обсуждением условий их исполнения, что позволяли себе отдельные «зазнавшиеся» мастера советской архитектуры. Так, в резолюции собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза советских архитекторов от 2 сентября 1937 г. по обсуждению материала, опубликованного в газете «Правда» о деятельности архитектора А.В. Щусева эта тема отработана особо: «Правительство доверило Щусеву ответственное дело – руководство крупнейшей проектной мастерской в Москве. Щусев не только не создал творческого коллектива из этой мастерской, но всеми мерами пытался превратить ее из государственной организации в личную, собственную мастерскую, в которой он мог бы выступить полноценным хозяйчиком – антрепренером от архитектуры»[6].
Архитектор как государственный служащий - «пролетарий проектного труда» -  должен был работать на указанном ему месте и получать заработной платы ровно столько, сколько положено получать на данном месте по штатному расписанию. Борьба за строгое нормирование величины материального вознаграждения за проектную работу была одной из основных направлений противостояния «старого» («творческого») и «нового» («производственного») подходов к организации проектной деятельности. И если прежде – в  рамках «творческого» подхода – за выполняемую проектную работу отчитывались перед своим непосредственным начальником, то «производственная» основывалась на строгом режиме дня («а не так, как ранее, когда на работу собирались к 11 часам дня и трудились до глубокой ночи»), фиксированной заработной плате, четком штатном расписании. Для обеспечения этого в проектных организациях приходилось вводить «заводскую дисциплину»[7]. В такой системе персональное определение заработной платы руководителем, когда в конце месяца руководитель подсчитывал персональный вклад каждого члена  коллектива  и лично вручал каждому заклеенный конверт с зарплатой, было недопустимо.
Разбор персонального дела А. В. Щусева был направлен не столько на Щусева, сколько на упорядочивание ситуации в общегосударственной системе проектного дела в целом. Так, в резолюции расширенного собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза советских архитекторов обобщалось: «Материалы, опубликованные в «Правде» о деятельности архитектора Щусева разоблачают не только Щусева, но одновременно являются серьезным и грозным предупреждением для всех, кто еще подобно Щусеву продолжает работать методами старого архитектора подрядчика … делячески …»[8].
Мастера советской архитектуры в этот период могли себе позволить «копаться в заказах» - выбирать, какие им были интересны (в том числе, и в отношении заработка, а какие нет. Они могли позволить себе отказываться работать над «рядовыми заказами», которые как раз и составляли основное наполнение массовой проектной практики. Власть ощущала острую потребность отрегулировать, наладить в общегосударственном масштабе именно массовое, рядовое, повседневное проектирование. И строго приструнить «дельцов от архитектуры».

2. Союз Советских Архитекторов формировал в этот период в рамках системы массового проектного дела вертикаль управления творчеством. Для этого он должен был затвердить формальные организационные принципы массовой проектной деятельности: план, срок, штат, ставки, порядок и проч. Работник проектного труда, должен был неукоснительно вписываться в подобные порядок, на каком бы уровне должностной иерархии он ни трудился - как руководитель или рядовой низовой исполнитель.
Начало-середина 1930-г гг. в архитектуре СССР – это начало «революции поколений», когда в руководство архитектурной профессией пришли и стали брать в свои руки партийно-административную власть те, кто был способен организовать и себя, и других в соответствии с государственными задачами и идеологией массового проектного производства. Как следствие, к получению заказов, к занятию руководящих должностей, к проектированию значимых объектов в этот период все более приходили люди, понимавшие, в чем отличие «частной проектной мастерской» от «государственной». Те, кто оказывался в состоянии обеспечить формально организационные требования (план, срок и проч.), а не те, кто творчески был наполнен настолько, что готов был делать и переделывать проект столько раз, сколько того требовала проектная тема; столько, сколько было нужно для получения качественного результата, а не столько, сколько отводилось времени по плану работ проектного института.
Мастера советской архитектуры – архитекторы старой выучки - привыкли работать в системе отношений «мастер»-«подмастерья», самостоятельно формируя творческие группы и, если нужно, то свободно привлекая на разовые конкретные работы (вычертить перспективу, отработать планы, деталировать фасады уже готовых проектов) нужных для данного проекта исполнителей. Уже этим одним они игнорировали правила функционирования системы массового проектного дела, которая основывалась на стабильных трудовых коллективах, на утвержденных штатах и должностных инструкциях, на запланированных в конце предыдущего года фондах заработной платы, на подписанных вышестоящим руководством приказах о принятии на работу и утверждении в должностях. Они пытались игнорировать базовые принципы оплаты труда, осуществляя вместо фиксированной оплаты самостоятельное финансовое стимулирование сотрудников – разнося членам мастерской в конце месяца или после выполнения работы их зарплату (которую определяли сами) в конвертах. Они игнорировали правила, при которых подбор сотрудников является исключительной прерогативой триумвирата: 1) администрации, 2) партийной ячейки и 3) профсоюзной организации. Они игнорировали правила, при которых служебные посты, льготы, поощрения (в частности, получение престижной работы и, как следствие, высокой зарплаты, премий и проч.) выступали в трудовом коллективе ведущими рычагами управления. Когда сроки выполнения проектов определялись не творческим вдохновением, а календарным планом. Без строгого следования этим правилам система утрачивала функцию «руководства/контроля» и, в итоге, переставала быть «государственной». Именно поэтому в стенограмме заседания партгруппы Союза советских архитекторов по разбору критической статьи архитекторов Савельева и Стапрана о деятельности А.В. Щусева, опубликованной в газете «Правда», отслеживались, фиксировались и инкриминировались Алексею Викторовичу именно эти моменты: «… А.В. Щусев за время руководства мастерской №2 Моссовета … ни один проект не сдал в срок.  Он, как правило, выпускает проекты с опозданием до года»[9].
Работник проектного труда, в вопросах подбора кадров, распределения проектной работы и проч. должен исполнять установленные в системе правила, а не обсуждать (и, тем более, не отменять) их. Союз советских архитекторов как основная структура руководства «творческой составляющей» системы массового проектного дела была сформирована, в том числе, и для того, чтобы строго наказывать тех, кто «являлся монополистом в основных вопросах работы мастерской, в вопросах подбора кадров, в распределении нагрузки и оплате труда»[10], тех, кто « … набирал людей таких, которые не числились ни по каким штатам мастерской, в то же время они получали зарплату, им подписывали счета…».[11].  В протоколе заседании партгруппы с возмущением отмечалось, что в мастерской Щусева работали его дочь, сын, зять. 
На заседании партгруппы Союза советских архитекторов по разбору критической статьи архитекторов Савельева и Стапрана о деятельности А.В. Щусева, опубликованной в газете «Правда», А.В. Щусеву ставилось в вину то, что во время организации мастерской[12] он  заявлял: «Что это за мастерская, если я не имею за спиной ящика с деньгами, из которого я бы мог собственными руками взять деньги и дать тому из своих работников, кто плохо выглядит, дать ему возможность подкормить его жену …»[13]. В качестве одного из главных упреков звучало: «Метод работы Щусева … такой же, как он работал в прежнее время, он … ничему другому и не научился» [14].
Советская система не прощала людей, которые покушались на ее сущностные характеристики, людей, которые отвергали принципы ее устройства: « … по заданию Комиссии Советского контроля мы пришли в мастерскую проверить, как применяется закон об оплате труда … мы позволили себе спросить, почему здесь, на Кузнецком мосту, в архитектурной мастерской не применяются никакие государственные расценки и не применяется оплата труда, которая положена по закону… »[15].

3. Союз Советских Архитекторов в этот период оптимизировал систему массового проектного дела в сторону усиления ее производственной функции. Для этого он должен был поставить исполнителя в подчиненное положение, так же, как это делалось, например, в системе промышленного производства - государственная система проектного дела была всего лишь элементом общегосударственного механизма управления людьми и в этом смысле она ничем не должна была отличаться от других элементов. Работник проектного труда должен был так же ясно, как колхозник или рабочий на конвейере, понимать, что если он не выполнит своего «производственного задания», то он окажется уволенным и с неизбежностью лишится всяческих средств к существованию, а также еще и крыши над головой. И это положение должно было выступать лучшим саморегулятором в выборе работником правильной манеры трудового поведения и действия.
Принятие сотрудника на работу, его удержание на службе, его увольнение – это вопросы производственной политики, которые должны были решаться на уровне директора, кадровика (или представителя секретного отдела), парткома, а не «мастера архитектуры». Это вопросы кадровой политики. А некоторые «выдающиеся советские зодчие» проявляют возмутительное своеволие: «Гольц  не берет к себе ни одного партийца … двух комсомольцев, работающих в мастерской, Щусев назвал подкидышами … ставил вопрос о том, чтобы убрать их из мастерской, так как эти люди ему не нужны. Буров ругает коммунистов площадными словами и всякой мимикой, гримасами старается навести на них нехорошую критику … » [16].
Те «советские зодчие», кто не понимает или не принимает вводимого порядка, кто (ради пользы проектного дела или из личных соображений) пытается присвоить себе функцию принятия кадровых решений, с неизбежностью становятся участником служебных конфликтов и, в результате, оказываются отторгнутым самой системой. В стенограмме заседания партгруппы Союза советских архитекторов зафиксированы несколько таким «возмутительны» эпизодов: « … Щусев сумел отвоевать трех человек, которые были в свое время советской властью осуждены и высланы, а он их посадил рядом с собой и стал с ними работать. … Как следствие, мастерская сейчас засорена чуждыми нам людьми. На сегодняшний день мы имеем одного князя, семь дворян, двух выходцев из духовенства, одного торговца, трех личных потомственных граждан, имеются бывшие иностранные подданные, которые работают сейчас над очень ответственными проектами, имеются дети бывших иностранных подданных. …  Вчера партгруппа нашей мастерской сделала следующие выводы. Мы считаем, что в свете этих данных пребывание у руководства мастерской невозможно»[17].
Союз советских архитекторов официально именуется «общественная организация», но таковой он, конечно же, не является. ССА стремится утвердить свой статус как государственного органа, причем такого, который обладает исключительными правами утверждения на руководящие должности представителей профессионального цеха. Утвердить статус, который позволяет выдвигать, согласовывать или отклонять кандидатуры, предлагаемые на номенклатурные должности. Статус неприкосновенный даже со стороны местных советских и партийных властей. Главные архитекторы ведущих проектных мастерских, главные архитекторы проектных институтов, главные архитекторы городов краев и областей – номенклатура Союза – он и только он, в конечном счете, должен решать кто достоин занимать эти должности.

4. Союз советских архитекторов стремится присвоить себе исключительные права, например, право выносить оценку профессиональной квалификации архитектора. Союз должен в общегосударственном масштабе утвердить свое значение как инстанции, от которой зависит карьера и профессиональное положение каждого конкретного архитектора.  Работник проектного труда, должен работать на своем месте и знать, что высшим судьей его профессионального мастерства является Союз в лице правления его местной организации. «Нельзя допускать к самостоятельной работе людей, которые еще не созрели», - говорил К.С. Алабян в своем докладе на заседании в Московском Доме архитектора «Состояние архитектурного фронта и наши задачи»[18]. А кто это может решать? Конечно, только «творческий» Союз, который «состоит из профессионалов высокого уровня», только он и способен дать принципиальную профессиональную оценку уровня зрелости и квалификации каждого конкретного архитектора. «Мы должны лучше использовать наши квалифицированные кадры, правильнее их расставлять»[19].
Работник проектного труда должен знать, что залогом его продвижения по служебной лестнице является его причастность к деятельности Союза – нельзя игнорировать мероприятия Союза, нельзя игнорировать заседания правления, как это делал А.В. Щусев, который позволял себе по году не появляться на заседаниях правления[20]. Это, в частности, ставилось в упрек А.В. Щусеву при разборе его персонального дела на заседании партгруппы – «Щусев игнорировал заседания Правления, отказывался участвовать в его работе». Заметим, что это абсолютная правда – в архивных материалах содержатся ведомости посещаемости заседаний правления Союза советских архитекторов (членом которого являлся А.В. Щусев), из которых следует, что Щусев (и И.В Жолтовский) работу Правления, действительно, игнорировали[21].
Союз усиливает свое значение в профессиональной повседневности тем, что в достаточно жесткой форме указывает архитекторам на невозможность быть в стороне от его деятельности – нельзя только лишь хорошо делать свою работу и надеяться, что это одно обеспечит служебную карьеру. Это «делячество». Нужно активно участвовать в работе архитектурной общественности, в многогранной деятельности Союза, нужно быть причастным к проводимым им акциям, нужно быть включенным в систему формальных и неформальных взаимоотношений членов Союза, нужно доказать свою укорененность в идеологии и занять свое скромное место в системе «руководства-подчинения» и тогда, возможно, имярек получит благословение и поддержку Союза в продвижении его к должностям и званиям. А без благожелательного отношения руководства Союза даже имеющиеся заслуги и звания за таковые особенно и не считаются. Так, в резолюции собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза советских архитекторов указывалось: «Архитектор Щусев, получивший звание академика в старой России за проектирование строительства церквей … к решению творческих вопросов советской архитектуры подходил поверхностно … Какое имеет право царский академик называться сейчас, при советской власти, академиком …»[22]. Результаты творческой деятельности, оказываются не очень-то и значимыми. Так, К.С. Алабян на заседании партгруппы Союза советских архитекторов довольно резко заявляет: «Нужно проверить людей, которые не только не проявляют желания принять участие в общественной жизни, а наоборот, всеми средствами толкают архитекторов, стоящих близко к нему, на рельсы деляческие, торгашеские (имеется в виду: «берут и выполняют много заказов» – М.М.)»[23].
Присвоенное Союзом советских архитекторов право политико-идеологически перечеркивать всю предшествующую творческую жизнь любого человека звучало очень грозно. Особенно на фоне недавних (всего полгода назад) выступлений на Первом съезде архитекторов, когда докладчики пели дифирамбы Алексею Викторовичу и тот же К.С. Алабян в своем докладе «Состояние архитектурного фронта и наши задачи»[24] говорил о А.В. Щусеве: «А.В.Щусев своей громадной энергией, своим личным примером, своим большим творческим темпераментом … оказал большое влияние на рост советской архитектуры. Кроме тех работ, которые мы могли бы привести из деятельности этих архитекторов (речь идет еще и о И.В. Жолтовском. – М.М.), и на которых училась молодежь, мы могли бы назвать молодых архитекторов, которых воспитали эти люди, и Жолтовский, и Щусев.»[25]. Теперь же оказывается, что заслуги уже и не заслуги, а ученики, оказывается, это уже не ученики.
Союз соорганизует профессиональные кадры в единый, иерархически встроенный, централизованно управляемый механизм исполнения партийно-правительственных решений, способный решать задачи, поставленные советской властью. И на заседании партгруппы ССА 3 сентября 1937 г., речь идет далеко не о Щусеве, а, прежде всего, о состоянии дел в профессии. Под претензии, навешанные на А.В. Щусева, подпадают и Жолтовский, и Голосов, и Фридман, и Буров, и Гольц, и Колли, и Барщ, и Синявский и др.[26].  Но о ком бы конкретно ни шла речь, существо дела заключалось не в персоналиях. А в том, что к партийно-административному руководству профессией пришли новые кадры – те, кто по воле партии принимал к исполнению задачу организации общегосударственной системы проектного дела в стране. Кто был способен повседневно решать эту задачу, превращая систему проектного дела в отлаженный механизм производственного типа. Кто был согласен с тем, что статус сотрудника государственной системы проектного дела должен зависеть не столько от его мастерства, сколько (подчас даже в большей степени) от места, занимаемого им в должностной иерархии. Кто понимал и принимал положение о том, что административная должность «директора» или «главного архитектора» весомее в проектном плане, нежели фигура автора проекта.

Под видом творческой общественной организации (под видом профессионального клуба) Союз формировал административно-управленческую структуру руководства деятельностью архитекторов производственного типа, систему идеологического и организационного контроля над исполнителями, способную осуществлять общегосударственную градостроительную и архитектурную политику. Для этого ССА создает систему местных организаций, задает формы их работы, принуждает всех без исключения архитекторов включаться в повседневную деятельность Союза, в разовые и эпизодические акции (как, например, рассмотрение в каждой местной организации и принятие резолюции в связи с «делом Щусева»), присваивает себе право осуществлять контроль на местах за различными аспектами деятельности архитекторов (практика, педагогика, общественная деятельность, администрирование и проч.).
В советской архитектуре происходит «революция поколений»…
 
[1] «Правда» 1937, №  239 (7205)
[2] РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. - Ф. 674, оп. 2, ед.хр. 43 - 62 л., л.17-62, Л.54.
[3]             «Жизнь и деятельность архитектора Щусева» (Обзор писем поступивших в редакцию) // Правда, 1937. № 243 (7209) 3 сент. С. 4.
 
[4]                   РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Резолюция собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза Советских Архитекторов от 2 сентября 1937 г. - Ф. 674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 9-12., Л.11.
[5]                  РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева « О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. - Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л. 17-62., Л.61.
[6]                  РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. Резолюция собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза Советских Архитекторов от 2 сентября 1937 г.- Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 9-12., Л.10-11.
[7]                  Кравчук К. Из истории, которую надо знать. К 50-летию введения в строй здания МИД на Смоленской площади. // Архитектура. Строительство. Дизайн.
[8]                  РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. Резолюция собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза Советских Архитекторов от 2 сентября 1937 г. - Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 9-12., Л. 10-11.
[9]                  РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева « О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. - Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43  - 62 л., л. 17-62., Л. 32, 48.
[10]                Там же. Л. 29.
[11]                Там же. Л. 24.
[12]  Непонятно о какой мастерской идет речь, так как в этот период А.В. Щусев руководил несколькими проектными мастерскими
[13]                Там же Л. 29.
[14]                Там же Л. 29.
[15]                Там же. Л. 39.
[16]                Там же. Л.42 – 43, 49, 50, 53.                 
            [17]                РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. Отдел Искусств тов. Назарову (письмо) от 5 сентября 1937 г. - Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., Л.42 – 43, 49, 50, 53.
[18]                РГАЛИ. Правление Союза советских архитекторов СССР. Секретариат. Доклад К. С. Алабяна в Московском Доме Архитектора «Состояние архитектурного фронта и наши задачи». 22  марта 1937 г. - Ф.674, оп. 3, ед.хр. 4 – 26 л., Л. 12.
[19]                Там же. Л. 13.
[20]                РГАЛИ. Союз советских архитекторов. Протоколы заседаний президиума и Правления ССА с приложениями – 20 июля 1932 г. – 31 марта 1934 г. Список - Ф.674, оп. 1, ед.хр.7 - 211 л., Л. 9-об.
[21]                Там же. Л.9-об.
[22]                РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева « О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. Резолюция собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза Советских Архитекторов от 2 сентября 1937 г. - Ф. 674, оп. 2, ед. хр. 43 – 62 л., л. 9-12., Л. 10.
[23]                РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. - Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 17-62., Л. 32.
[24]                Состоялся 22 марта 1937 г в Московском Доме Архитектора
[25]                РГАЛИ. Правление Союза советских архитекторов СССР. Секретариат. Доклад К. С. Алабяна в Московском Доме Архитектора «Состояние архитектурного фронта и наши задачи». 22 марта 1937 г. - Ф.674, оп. 3, ед.хр. 4 -- Ф.674, оп. 3, ед.хр. 4 – 26 л., Л. 12.
[26]                РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева « О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. - Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 17-62., Л.19, 20, 28, 53, 60.

29 Июля 2015

Похожие статьи
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.