«Постестественная» архитектура. Лекция Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио в ЦДА

На этой неделе в Доме архитекторов подводили итоги международной премии имени Якова Чернихова. Председателем жюри в нынешнем году выступил Рикардо Скофидио – вместе с Элизабет Диллер они посетили Москву, для того чтобы принять участие в отборе дипломантов премии. В тот же день звездный архитектурный дуэт из США Diller Scofidio + Renfro выступил с интереснейшей лекцией.

mainImg
Проект:
Институт современного искусства
США, Бостон

9.2004 — 12.2006
Линкольн-центр – реконструкция
США, Нью-Йорк

2003 — 4.2004 / 6.2006 — 10.2012
Пит Аудолф
Парк Хай-Лайн
США, Нью-Йорк

2004 — 2005 / 4.2006 — 6.2019

Редкая возможность послушать именитых архитекторов привлекла в ЦДА внушительную толпу, которая заняла практически весь главный зал. Лекцию читала Элизабет Диллер, не любящий выступать на публике Рикардо Скофидио рассказал лишь об одном проекте для Нью-Йорка. Свою речь Элизабет Диллер посвятила одной из основных проблем творчества – соединению искусственного и естественного в архитектуре.

Фото Натальи Коряковской.
zooming
Рикардо Скофидио и Элизабет Диллер

По ее мнению, говорить сегодня об открытом дуализме или соперничестве двух начал уже не совсем верно, поскольку современное пространство архитектуры обращается уже к постестественной среде – Элизабет Диллер использовала термин postnaural. На примере нескольких архитектурных и дизайнерских проектов, в которых им удалось наиболее красиво решить эту идею, Элизабет Диллер показала, как природное может участвовать в формировании архитектурного образа, будучи уже не его окружением, а его сутью. Здесь архитектурная форма как бы «вырастает» из самых простых элементов естественной среды, вроде воды или деревьев, при этом испытав на себе возможности самых передовых технологий. 

zooming
Проект для Венецианской биеннале
          

Иллюстрируя свою мысль, Элизабет Диллер начала с дизайна – совсем свежего проекта для последней венецианской биеннале. Идея родилась из двух простых и в тоже время очень ярких для самой Венеции явлений повседневности – воды каналов и любимого итальянцами экспрессо. Diller Scofidio + Renfro придумали бар с установкой для очистки воды, забираемой из каналов и подаваемой для приготовления кофе прямо в центр выставки. Этот аттракцион, по словам Элизабет Диллер, воплощал собой две вещи - идею замкнутых циклов для экономии ресурсов и влияние туризма на продукт.

zooming
Проект для Финляндии

Думая о предстоящей лекции, Элизабет Диллер обнаружила для себя, что у них довольно много проектов, так или иначе связанных с темой воды. Еще один «водный» дизайнерский объект Diller Scofidio + Renfro сделали в Финляндии. Они выбрали участок в гавани, где изо льда вырубили кубические резервуары и заполнили их питьевой водой самых известных мировых брендов. Получилась такая искусственная вода в натуральной воде, причем все это еще и подсвечивалось, правда, недолго. Весной льды растаяли, и все воды вернулись в мировой океан.

zooming
Проект Blur («Облако»), Швейцария

Самым знаменитым водным аттракционом Diller Scofidio + Renfro стал швейцарский проект Blur или «Облако». Diller Scofidio + Renfro придумали выставочный павильон, воплощавший собой идею архитектуры вне пространства, вне оболочки, вне целей - просто некую атмосферу. Само облако производила довольно объемная установка с метеостанцией внутри, около 100 метров в ширину и 25 в высоту. Она забирала воду из озера и превращала ее в плотный туман. Машины подкачивали туман сильнее, когда облако сдувал ветер. «Мы хотели сделать такой павильон,  - рассказывает Элизабет Диллер, – где нечего смотреть и нечего делать. И это был популярнейший аттракцион в Швейцарии. Его даже отпечатали на фирменном шоколаде,  для архитектора такое признание – величайшая честь».  Внутри павильона посетители ощущали нечто похожее на полет в самолете над облаками. Поскольку внутри облака было довольно сыро, на входе всем выдавались специальные плащи, но не просто дождевики – raincoat, а думающие плащи – «braincoat». Это довольно хитроумные гаджеты, играющие с невербальными формами общения между посетителями. Каждый из них для начала заполнял анкету, ответы которой закладывались в «интеллект» плаща, и при встрече двух людей их наряды цветом демонстрировали возможную реакцию при знакомстве – от притяжения до антипатии.  

zooming
Проект Blur («Облако»), Швейцария
 

Обыграв в архитектуре и дизайне различные физические состояния воды, архитекторы Diller Scofidio + Renfro обратились к ее необыкновенным обитателям – к амфибиям. Образ этого существа положен в основу архитектурной концепции школы в Копенгагене. Здание возвышается над водой, частично в ней «сидит» и выходит на сушу. Здание, как бы прогнулось, в центре находится открытый бассейн практически на уровне водоема. Под бассейном спрятано общественное пространство. Здание-амфибия имеет стеклянное тело, где есть «голова» и бьющий по берегу «хвост», кровля которого активно используется.

zooming
Проект школы для Копенгагена

Стихия воды доминирует и в еще одном социальном проекте Diller Scofidio + Renfro – Институте современного искусства в Бостоне. Здание являлось частью большой реконструкции гавани с созданием здесь пешеходного маршрута. Архитектура музея, по словам Элизабет Диллер, «переносит этот маршрут внутрь музея», продолжая его по залам экспозиции. Для того чтобы отдать максимальное пространство городу, они спроектировали огромную консоль для размещения в ней галереи. Любопытно, что внутри музей, по словам Элизабет Диллер, работает как некий инструмент, который направляет ваш взгляд, поворачивает его, играет с вашим восприятием воды, или вовсе лишает видимости. Наибольшей напряженности отношения архитектуры и водной среды достигают в помещении медиатеки. Там, как в аудитории, ряды с компьютерами от входа спускаются вниз к огромному окну в торце, которое само, как большой монитор, приковывает взгляд к движению воды.

zooming
Проект школы для Копенгагена

Следующий представленный проект, над которым в бюро Diller Scofidio + Renfro работают в последнее время, это реконструкция Центра исполнительских искусств Линкольна в Нью-Йорке.  Две на первый взгляд несовместимые вещи – светящийся морской организм и обыкновенная древесина – стали отправной точкой яркого инновационного проекта. Заставить дерево быть живым, пластичным и светиться внутренним светом, наподобие морского планктона – эта сложная и красивая идея полностью преобразила устаревший концертный зал. Сам Линкольн центр – огромное здание, занимающее целый квартал. Появилось оно благодаря команде известных американских архитекторов в 1960-е, куда входил, к примеру, Филипп Джонсон. Комплекс стал одним из самых ярких примеров необрутализма. Перед Diller Scofidio + Renfro встала задача осовременить концертный зал на 1100 чел, превратив в зал для камерной музыки, и, вместе с тем, увеличив его на 20 тыс. кв. м. Для начала архитекторы «сняли» со здания нижнюю часть, обнажив общественные пространства на первом уровне. А затем «подрубили» угол, создав гигантскую консоль и некое  городское пространство под ней.

zooming
Институт современного искусства. Проект

Главные преобразования коснулись интерьера, от которого заказчиком требовалась определенная интимность и камерность. Diller Scofidio + Renfro достигли поставленной задачи, используя три приема, во-первых, при помощи акустической изоляции. Во-вторых, постарались отслоить внутреннее пространство от конструктивной оболочки, при этом изломы стен и потолка сделали с расчётом максимального улучшения акустикческих свойств зала. Звук направили в центр зала и в глубину.

zooming
Институт современного искусства. Вид медиатеки. Фото Iwan Baan

Наконец, в-третьих, архитекторы пришли к идее визуальной изоляции, убрав все инженерное оборудование и прочие «раздражители». Ответить на все три вопроса позволяла придуманная Diller Scofidio + Renfro оболочка, которая, как резина, обтягивала зал целиком, оставаясь при этом деревянной в память о предыдущем интерьере. Излучающая свет древесина, и не пожар – как такое возможно? 20 % оболочки имеет в основе слой плексигласа, за которым располагается подсветка, лицевая же сторона отделана тончайшим шпоном. Эффект некой сенсорной изоляции происходит в ту минуту, когда перед самым началом концерта стихают все шумы в зале и зрители концентрируют внимание на сцене. Как считает Элизабет Диллер, «архитектура - это первый актер, выходящий на сцену, она начинает представление первой».

zooming
Институт современного искусства. Вид театрального зала. Фото Iwan Baan

Про единственный «неводный» проект на лекции  - реконструкцию нью-йоркского Highline в районе Челси и превращение его в уникальный парк - рассказал Рикардо Скофидио. Highline – это ветка старой железной дороги, которая уже к середине 20 века полностью исчерпала себя и была заброшена. Между тем, этот интереснейший артефакт обладал уникальными пространственными характеристиками - линия шла на высоте 10 метров сквозь цепь кварталов, проходила между зданиями, меняла ширину…. Все это оказалось прекрасным материалом для создания городского парка. Diller Scofidio + Renfro придумали генплан и архитектурный проект, в котором разбили дорогу на тематические участки и наполнили растениями с разными особенностями (лес, цветущее разнотравье, болотистая местность, луг, вересковое поле). «Висячие сады» XXI века дополнили лифтами, лестницами и пандусами. И вот спустя некоторое время пересохшее «русло» Highline вновь наполнилось жизнью и вокруг этой старой-новой градостроительной оси развернулось бурное строительство, появились даже объекты таких звезд как Жан Нувель и Френк Гери.

zooming
Институт современного искусства. Выставочные залы. Фотография © Iwan Baan

Как можно было убедиться на лекции, идеи органической архитектуры близки Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио, однако то, что они делают все же выходит далеко за рамки этого направления. Материалом для генерирования идей становятся не только живые организмы, но и природные явления, и первичные элементы, как вода или воздух. Они переосмысляются и вводятся в архитектуру, где подчас становятся очередным открытием.

zooming
Диллер Скофидио + Ренфро, Field Operations. Конкурсный проект парка Хай-Лайн
zooming
Парк Хай-Лайн. Проект 2008 г. Схема
zooming
Парк Хай-Лайн
zooming
Парк Хай-Лайн
Центр Линкольна - реконструкция. Расширение Школы Джульярда (Julliard School)
Центр Линкольна – реконструкция. Зал Элис Талли. Проект FXFOWLE Architects/Diller Scofidio + Renfro
Центр Линкольна – реконструкция © FXFOWLE Architects/Diller Scofidio + Renfro
Центр Линкольна – реконструкция © FXFOWLE Architects/Diller Scofidio + Renfro
zooming
Центр Линкольна – реконструкция © FXFOWLE Architects/Diller Scofidio + Renfro
Проект:
Институт современного искусства
США, Бостон

9.2004 — 12.2006
Линкольн-центр – реконструкция
США, Нью-Йорк

2003 — 4.2004 / 6.2006 — 10.2012
Пит Аудолф
Парк Хай-Лайн
США, Нью-Йорк

2004 — 2005 / 4.2006 — 6.2019

03 Октября 2008

Diller Scofidio + Renfro: другие проекты
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
«Дворы» на Гудзоне
С недавних пор линия горизонта Манхэттена пополнилась новыми высотными доминантами – это башни нового многофункционального комплекса Хадсон-Ярдс, парящие над рядами железнодорожных путей, где отдыхают поезда, ожидая отправления с Пенсильванского вокзала.
Культура на новых рельсах
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro снабдили свой центр выставок, концертов и спектаклей The Shed на Манхэттене позволяющей увеличить его площадь мобильной оболочкой, выдвигающейся по рельсам.
Музыка как право каждого
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro представили проект Центра музыки для Лондона: его планируют построить рядом с комплексом Барбикан и разместить там оркестр ЛСО.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Все во имя человека
Номинированные на британскую премию «Дизайн года» проекты со всего мира, включая архитектурную категорию, отличает забота о людях и внимание к политической повестке дня. Публикуем самые яркие работы.
Чарльз Ренфро: «Мы хотели создать парк, где одновременно...
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, которые совместно с Citymakers входят в консорциум по разработке архитектурной и ландшафтной концепции парка «Зарядье», рассказали Архи.ру о создании, трансформации и реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Каскадная структура
В Нью-Йорке открылся учебный корпус Медицинского центра Колумбийского университета, спроектированный Diller Scofidio + Renfro при участии Gensler.
Слияние и поглощение
План расширения нью-йоркского музея MoMA, представленный Diller Scofidio + Renfro, включает снос знаменитого здания Музея народного искусства бюро TWBTA.
Погружение в природу
Представлен проект заключительного отрезка нью-йоркского парка-эстакады Хай-Лайн, спроектированной победителем конкурса на парк в Зарядье Diller Scofidio + Renfro и мастерской Field Operations.
Укрытие для культуры
В рамках планов реновации нью-йоркского района Гудзон-Ярдз по проекту бюро Diller Scofidio + Renfro будет построен многофункциональный культурный центр Culture Shed с телескопическим стеклянным навесом, превращающим прилегающую площадь в защищенное от непогоды рекреационное пространство.
Конкурс на неудачу
Два международных конкурса в Шотландии завершились отказом от реализации победившего проекта, в то время как во Франции архитектору удалось в суде доказать недопустимость реконструкции своей постройки без его на то разрешения.
Каскад за фасадом
В Нью-Йорке представлен проект нового учебного корпуса Медицинского центра Колумбийского университета. Его авторы — бюро «Диллер Скофидио + Ренфро».
Финальный аккорд
Представлен проект последней очереди парка Хай-Лайн — реконструированной железнодорожной эстакады на Манхэттене.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.