Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021 за традиционную архитектуру

Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

19 Апреля 2021
mainImg
0 Инаугурация премии должна была состояться в марте, но была отложена в связи со смертью Ричарда Дрихауса 9 марта 2021 года.

Ричард Дрихаус (Richard H.Driehaus, 1942-2021), чикагский предприниматель, меценат и филантроп, учредил премию за традиционную архитектуру и градостроительство Diehaus Prize в 2003 году в пику модернистской премии Прицкера, которая основана владельцем сети отелей Джеем Прицкером в 1979 году и в денежном эквиваленте составляет 100 000 долларов. «Дрихаус», как и «Прицкер», вручается архитектору-современнику за выдающиеся достижения в творчестве и карьере. Размер вознаграждения главных лауреатов за архитектуру Ричард Дрихаус удвоил до 200 000 долларов и еще добавил премию 50  000 долларов ученым и преподавателям, поддерживающим традиционную архитектуру. Памятным знаком служит миниатюрный хореический монумент Лисикрата. Премия Дрихауса не случайно возникла в Чикаго: именно здесь находится самый крупный в мире вуз, где целенаправленно обучают традиционной архитектуре, – Архитектурная школа католического университета Нотр-Дам. В нем и проходит торжественная церемония.  К слову сказать, в России специального вуза для обучения классике пока нет, есть кафедры и авторские мастерские внутри академий и вузов.

Первым лауреатом Дрихауса в 2003 году стал Леон Крие, которого называют крестным отцом Нового урбанизма и который известен, прежде всего, как автор первого традиционного города Паундбери в Дорсете (Великобритания). Затем премию получили греческий архитектор Деметрий Порфириос (2004) и англичанин Квинлан Терри (2005), автор выдающихся классических зданий и ансамблей в Лондоне, в том числе вилл королевской администрации в Риджент-парке. Терри – любимый архитектор принца Чарльза, который покровительствует новой классической архитектуре. Далее премии Дрихауса были удостоены известные неоклассики Европы и Америки, в том числе Пьер Карло Бонтемпи, Дэвид Шварц, Роберт Адам и, – скорее, постмодернисты, чем классики, – Роберт Стерн и Майкл Грейвз.  Был отмечен и вклад американских новых урбанистов и авторов десятков традиционных городов Андре Дюани и Элизабет Плате-Зиберк. Лишь дважды география премии расширялась за пределы Запада: среди лауреатов появились архитекторы из Саудовской Аравии и Тайланда (остается недоумевать, почему до сих пор в сферу внимания жюри Дрихаусовской премии не попала русская школа неоклассики, которая содержит блистательные имена и произведения).
Sebastian Treese Architekten. Слева направо Юлия Треезе (Julia Treese), Ян Бургграф (Jan Burggraf), Себастиан Треезе (Sebastian Treese).
© Matthias Ziegler

Но все это были представители старшего поколения. Берлинские же архитекторы Себастиан  Треезе и его жена и партнер Лиза Треезе  принадлежат к молодому поколению традиционалистов, третий партнер Ян Бургграф чуть старше. Треезе родился в Майнце, в католической части Германии, в семье с французскими корнями, сформировался среди романских соборов и барочных дворцов, что впоследствии способствовало выбору классики. Закончил Берлинский Университет Искусств в 2004 году, в Берлине был впечатлен творчеством Шинкеля. После окончания университета работал в бюро у Ганса Колльхоффа до 2008 года. В 2011 году основал бюро Sebastian Treese Architekten. Бюро занимается в основном жилой архитектурой, за десять лет появилось много зданий и ансамблей в Берлине, Гамбурге и Дюссельдорфе (двадцать с лишним многоквартирных домов и около десяти частных резиденций). Крупный жилой комплекс и вилла в Берлине спроектированы Себастианом Треезе совместно с упомянутым выше дрихаусовским лауреатом Робертом Стерном. 
  • zooming
    1 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    7 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    8 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    9 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten

Жилой дом в Берлине, в районе Шарлоттенбург (почему-то популярном у русских писателей:  Марина Цветаева жила здесь в прошлом, Владимир Сорокин живет сейчас) стал краеугольным камнем в творчестве бюро. С дома на Айзенцан Штрассе, завершенного в 2016 году, началось долгосрочное сотрудничество Треезе с девелопером Ральфом Шмицем. Длинный фасад с единственным центральным входом является естественной границей между улицей и внутренним двором. Горизонтальность фасада подчеркнута линией балюстрады аттикового этажа. Образ дома с французскими окнами и коваными оградами балконов, по мысли автора, отсылает к османовскому Парижу. Высокое ремесленное качество деталей и материалов соответствует историческому каменно-штукатурному окружению.
  • zooming
    1 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten

Себастиан Треезе не ограничивает себя исключительно классикой. Например, для многосемейного дома в Дюссельдорфе он выбрал в качестве источника вдохновения историческую промышленную архитектуру этого порта на Рейне. Это касается центральной части, облицованной темно-зеленым камнем с золотистыми оконными переплетами. Боковые части – строгие, белые, штукатурные. Контраст «богатого» центра и «бедных»  крыльев – остроумная отсылка к венскому «безбровому» дому Адольфа Лооса, который, несмотря на роскошный малахитовый портик, когда-то вызвал скандал из-за отсутствия на окнах наличников. 
  • zooming
    1 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    7 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    8 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    9 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    10 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten

Темный кирпич и белый известняк в цоколе многосемейного дома на Эмзерштрассе в Берлине, адресуются, по словам авторов, к периоду «Новой вещественности», а композиция фасада сочинена на основе одного из бесчисленных вариантов архитектуры 1920-х – 1930-х годов, когда произошло взаимоопыление традиции и авангарда. Первые этажи отделены от улицы палисадниками, а во дворе расположен секретный ботанический сад с местными и  экзотическими растениями.
  • zooming
    1 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten

Совсем другой извод традиционной архитектуры предложен для Дюссельдорфа. Несколько краснокирпичных, отделанных белым камнем, таунхаусов напоминают о стиле Англии XVIII века. Таунхаусы отличаются друг от друга разнообразными лоджиями и террасами: в эркерах и в аттиковом этаже, открытыми и застекленными и т.д. Из них открываются прекрасные виды. К домам примыкают английские же маленькие садики со стороны улицы и более просторные зеленые пространства – со стороны двора. 
  • zooming
    1 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten

Среди частных вилл, спроектированных Sebastian Treese Architekten, довольно много вернакулярных, то есть отсылающих к традиционным местным постройкам с островерхими сланцевыми крышами, далеким от неоклассики. Но есть и исключения. Вилла на холме в Кёнигшайне (Таунус) – тонко спропорционированная и идеально исполненная «пьеса» в честь павильонов и дворцов Шинкеля. Рисунок штукатурных деталей и деревянных ставен безупречен в своей благородной простоте.

В определении жюри премии Дрихауса, состоящего в основном из архитекторов, лауреатов прежних лет, и декана архшколы Нотр-Дам Майкла Лукоидиса, о Себастиане Треезе сказано, что он «представляет молодое поколение архитекторов, учредившее интеллектуальную  задачу переосмыслить природу современного строительства, заново интерпретировать уроки прошлого, чтобы создать  новую традиционную архитектуру и градостроительство, воплощающие культуру и климат существующих поселений, представляющую ценности открытого общества».

Творчество Себастиана Треезе – это вдумчивая, разнообразная и остроумная традиционная архитектура. В ней, возможно, нет таких прорывных открытий, как у современных русских неоклассиков, но зато она очень качественно выполнена с участием местных ремесленников и в традиционных ремесленных техниках. Она великолепно вписана в контекст, не сливаясь с ним, она любима горожанами и она показывает, что если архитектору есть что сказать, то ему не особенно нужны авагардные эксперименты.

19 Апреля 2021

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Технологии и материалы
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Сейчас на главной
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.