Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021 за традиционную архитектуру

Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.

mainImg
Инаугурация премии должна была состояться в марте, но была отложена в связи со смертью Ричарда Дрихауса 9 марта 2021 года.

Ричард Дрихаус (Richard H.Driehaus, 1942-2021), чикагский предприниматель, меценат и филантроп, учредил премию за традиционную архитектуру и градостроительство Diehaus Prize в 2003 году в пику модернистской премии Прицкера, которая основана владельцем сети отелей Джеем Прицкером в 1979 году и в денежном эквиваленте составляет 100 000 долларов. «Дрихаус», как и «Прицкер», вручается архитектору-современнику за выдающиеся достижения в творчестве и карьере. Размер вознаграждения главных лауреатов за архитектуру Ричард Дрихаус удвоил до 200 000 долларов и еще добавил премию 50  000 долларов ученым и преподавателям, поддерживающим традиционную архитектуру. Памятным знаком служит миниатюрный хореический монумент Лисикрата. Премия Дрихауса не случайно возникла в Чикаго: именно здесь находится самый крупный в мире вуз, где целенаправленно обучают традиционной архитектуре, – Архитектурная школа католического университета Нотр-Дам. В нем и проходит торжественная церемония.  К слову сказать, в России специального вуза для обучения классике пока нет, есть кафедры и авторские мастерские внутри академий и вузов.

Первым лауреатом Дрихауса в 2003 году стал Леон Крие, которого называют крестным отцом Нового урбанизма и который известен, прежде всего, как автор первого традиционного города Паундбери в Дорсете (Великобритания). Затем премию получили греческий архитектор Деметрий Порфириос (2004) и англичанин Квинлан Терри (2005), автор выдающихся классических зданий и ансамблей в Лондоне, в том числе вилл королевской администрации в Риджент-парке. Терри – любимый архитектор принца Чарльза, который покровительствует новой классической архитектуре. Далее премии Дрихауса были удостоены известные неоклассики Европы и Америки, в том числе Пьер Карло Бонтемпи, Дэвид Шварц, Роберт Адам и, – скорее, постмодернисты, чем классики, – Роберт Стерн и Майкл Грейвз.  Был отмечен и вклад американских новых урбанистов и авторов десятков традиционных городов Андре Дюани и Элизабет Плате-Зиберк. Лишь дважды география премии расширялась за пределы Запада: среди лауреатов появились архитекторы из Саудовской Аравии и Тайланда (остается недоумевать, почему до сих пор в сферу внимания жюри Дрихаусовской премии не попала русская школа неоклассики, которая содержит блистательные имена и произведения).
Sebastian Treese Architekten. Слева направо Юлия Треезе (Julia Treese), Ян Бургграф (Jan Burggraf), Себастиан Треезе (Sebastian Treese).
© Matthias Ziegler

Но все это были представители старшего поколения. Берлинские же архитекторы Себастиан  Треезе и его жена и партнер Лиза Треезе  принадлежат к молодому поколению традиционалистов, третий партнер Ян Бургграф чуть старше. Треезе родился в Майнце, в католической части Германии, в семье с французскими корнями, сформировался среди романских соборов и барочных дворцов, что впоследствии способствовало выбору классики. Закончил Берлинский Университет Искусств в 2004 году, в Берлине был впечатлен творчеством Шинкеля. После окончания университета работал в бюро у Ганса Колльхоффа до 2008 года. В 2011 году основал бюро Sebastian Treese Architekten. Бюро занимается в основном жилой архитектурой, за десять лет появилось много зданий и ансамблей в Берлине, Гамбурге и Дюссельдорфе (двадцать с лишним многоквартирных домов и около десяти частных резиденций). Крупный жилой комплекс и вилла в Берлине спроектированы Себастианом Треезе совместно с упомянутым выше дрихаусовским лауреатом Робертом Стерном. 
  • zooming
    1 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    7 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    8 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    9 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten

Жилой дом в Берлине, в районе Шарлоттенбург (почему-то популярном у русских писателей:  Марина Цветаева жила здесь в прошлом, Владимир Сорокин живет сейчас) стал краеугольным камнем в творчестве бюро. С дома на Айзенцан Штрассе, завершенного в 2016 году, началось долгосрочное сотрудничество Треезе с девелопером Ральфом Шмицем. Длинный фасад с единственным центральным входом является естественной границей между улицей и внутренним двором. Горизонтальность фасада подчеркнута линией балюстрады аттикового этажа. Образ дома с французскими окнами и коваными оградами балконов, по мысли автора, отсылает к османовскому Парижу. Высокое ремесленное качество деталей и материалов соответствует историческому каменно-штукатурному окружению.
  • zooming
    1 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten

Себастиан Треезе не ограничивает себя исключительно классикой. Например, для многосемейного дома в Дюссельдорфе он выбрал в качестве источника вдохновения историческую промышленную архитектуру этого порта на Рейне. Это касается центральной части, облицованной темно-зеленым камнем с золотистыми оконными переплетами. Боковые части – строгие, белые, штукатурные. Контраст «богатого» центра и «бедных»  крыльев – остроумная отсылка к венскому «безбровому» дому Адольфа Лооса, который, несмотря на роскошный малахитовый портик, когда-то вызвал скандал из-за отсутствия на окнах наличников. 
  • zooming
    1 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    7 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    8 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    9 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    10 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten

Темный кирпич и белый известняк в цоколе многосемейного дома на Эмзерштрассе в Берлине, адресуются, по словам авторов, к периоду «Новой вещественности», а композиция фасада сочинена на основе одного из бесчисленных вариантов архитектуры 1920-х – 1930-х годов, когда произошло взаимоопыление традиции и авангарда. Первые этажи отделены от улицы палисадниками, а во дворе расположен секретный ботанический сад с местными и  экзотическими растениями.
  • zooming
    1 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten

Совсем другой извод традиционной архитектуры предложен для Дюссельдорфа. Несколько краснокирпичных, отделанных белым камнем, таунхаусов напоминают о стиле Англии XVIII века. Таунхаусы отличаются друг от друга разнообразными лоджиями и террасами: в эркерах и в аттиковом этаже, открытыми и застекленными и т.д. Из них открываются прекрасные виды. К домам примыкают английские же маленькие садики со стороны улицы и более просторные зеленые пространства – со стороны двора. 
  • zooming
    1 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten

Среди частных вилл, спроектированных Sebastian Treese Architekten, довольно много вернакулярных, то есть отсылающих к традиционным местным постройкам с островерхими сланцевыми крышами, далеким от неоклассики. Но есть и исключения. Вилла на холме в Кёнигшайне (Таунус) – тонко спропорционированная и идеально исполненная «пьеса» в честь павильонов и дворцов Шинкеля. Рисунок штукатурных деталей и деревянных ставен безупречен в своей благородной простоте.

В определении жюри премии Дрихауса, состоящего в основном из архитекторов, лауреатов прежних лет, и декана архшколы Нотр-Дам Майкла Лукоидиса, о Себастиане Треезе сказано, что он «представляет молодое поколение архитекторов, учредившее интеллектуальную  задачу переосмыслить природу современного строительства, заново интерпретировать уроки прошлого, чтобы создать  новую традиционную архитектуру и градостроительство, воплощающие культуру и климат существующих поселений, представляющую ценности открытого общества».

Творчество Себастиана Треезе – это вдумчивая, разнообразная и остроумная традиционная архитектура. В ней, возможно, нет таких прорывных открытий, как у современных русских неоклассиков, но зато она очень качественно выполнена с участием местных ремесленников и в традиционных ремесленных техниках. Она великолепно вписана в контекст, не сливаясь с ним, она любима горожанами и она показывает, что если архитектору есть что сказать, то ему не особенно нужны авагардные эксперименты.

19 Апреля 2021

Похожие статьи
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Черное и белое
На MosBuild 2022 вручили награды премии MADA, нацеленной на продвижение молодых архитекторов. Если смотреть на победителей, то тренд – белые и черные (темно-серые) стены, причем где-то решение продиктовано темой, потому что иначе нельзя, где-то местом, где-то – применено для красоты и светлости.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.