Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021 за традиционную архитектуру

Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.

mainImg
Инаугурация премии должна была состояться в марте, но была отложена в связи со смертью Ричарда Дрихауса 9 марта 2021 года.

Ричард Дрихаус (Richard H.Driehaus, 1942-2021), чикагский предприниматель, меценат и филантроп, учредил премию за традиционную архитектуру и градостроительство Diehaus Prize в 2003 году в пику модернистской премии Прицкера, которая основана владельцем сети отелей Джеем Прицкером в 1979 году и в денежном эквиваленте составляет 100 000 долларов. «Дрихаус», как и «Прицкер», вручается архитектору-современнику за выдающиеся достижения в творчестве и карьере. Размер вознаграждения главных лауреатов за архитектуру Ричард Дрихаус удвоил до 200 000 долларов и еще добавил премию 50  000 долларов ученым и преподавателям, поддерживающим традиционную архитектуру. Памятным знаком служит миниатюрный хореический монумент Лисикрата. Премия Дрихауса не случайно возникла в Чикаго: именно здесь находится самый крупный в мире вуз, где целенаправленно обучают традиционной архитектуре, – Архитектурная школа католического университета Нотр-Дам. В нем и проходит торжественная церемония.  К слову сказать, в России специального вуза для обучения классике пока нет, есть кафедры и авторские мастерские внутри академий и вузов.

Первым лауреатом Дрихауса в 2003 году стал Леон Крие, которого называют крестным отцом Нового урбанизма и который известен, прежде всего, как автор первого традиционного города Паундбери в Дорсете (Великобритания). Затем премию получили греческий архитектор Деметрий Порфириос (2004) и англичанин Квинлан Терри (2005), автор выдающихся классических зданий и ансамблей в Лондоне, в том числе вилл королевской администрации в Риджент-парке. Терри – любимый архитектор принца Чарльза, который покровительствует новой классической архитектуре. Далее премии Дрихауса были удостоены известные неоклассики Европы и Америки, в том числе Пьер Карло Бонтемпи, Дэвид Шварц, Роберт Адам и, – скорее, постмодернисты, чем классики, – Роберт Стерн и Майкл Грейвз.  Был отмечен и вклад американских новых урбанистов и авторов десятков традиционных городов Андре Дюани и Элизабет Плате-Зиберк. Лишь дважды география премии расширялась за пределы Запада: среди лауреатов появились архитекторы из Саудовской Аравии и Тайланда (остается недоумевать, почему до сих пор в сферу внимания жюри Дрихаусовской премии не попала русская школа неоклассики, которая содержит блистательные имена и произведения).
Sebastian Treese Architekten. Слева направо Юлия Треезе (Julia Treese), Ян Бургграф (Jan Burggraf), Себастиан Треезе (Sebastian Treese).
© Matthias Ziegler

Но все это были представители старшего поколения. Берлинские же архитекторы Себастиан  Треезе и его жена и партнер Лиза Треезе  принадлежат к молодому поколению традиционалистов, третий партнер Ян Бургграф чуть старше. Треезе родился в Майнце, в католической части Германии, в семье с французскими корнями, сформировался среди романских соборов и барочных дворцов, что впоследствии способствовало выбору классики. Закончил Берлинский Университет Искусств в 2004 году, в Берлине был впечатлен творчеством Шинкеля. После окончания университета работал в бюро у Ганса Колльхоффа до 2008 года. В 2011 году основал бюро Sebastian Treese Architekten. Бюро занимается в основном жилой архитектурой, за десять лет появилось много зданий и ансамблей в Берлине, Гамбурге и Дюссельдорфе (двадцать с лишним многоквартирных домов и около десяти частных резиденций). Крупный жилой комплекс и вилла в Берлине спроектированы Себастианом Треезе совместно с упомянутым выше дрихаусовским лауреатом Робертом Стерном. 
  • zooming
    1 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    7 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    8 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    9 / 9
    Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
    © Sebastian Treese Architekten

Жилой дом в Берлине, в районе Шарлоттенбург (почему-то популярном у русских писателей:  Марина Цветаева жила здесь в прошлом, Владимир Сорокин живет сейчас) стал краеугольным камнем в творчестве бюро. С дома на Айзенцан Штрассе, завершенного в 2016 году, началось долгосрочное сотрудничество Треезе с девелопером Ральфом Шмицем. Длинный фасад с единственным центральным входом является естественной границей между улицей и внутренним двором. Горизонтальность фасада подчеркнута линией балюстрады аттикового этажа. Образ дома с французскими окнами и коваными оградами балконов, по мысли автора, отсылает к османовскому Парижу. Высокое ремесленное качество деталей и материалов соответствует историческому каменно-штукатурному окружению.
  • zooming
    1 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 6
    Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
    © Sebastian Treese Architekten

Себастиан Треезе не ограничивает себя исключительно классикой. Например, для многосемейного дома в Дюссельдорфе он выбрал в качестве источника вдохновения историческую промышленную архитектуру этого порта на Рейне. Это касается центральной части, облицованной темно-зеленым камнем с золотистыми оконными переплетами. Боковые части – строгие, белые, штукатурные. Контраст «богатого» центра и «бедных»  крыльев – остроумная отсылка к венскому «безбровому» дому Адольфа Лооса, который, несмотря на роскошный малахитовый портик, когда-то вызвал скандал из-за отсутствия на окнах наличников. 
  • zooming
    1 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    7 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    8 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    9 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    10 / 10
    Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
    © Sebastian Treese Architekten

Темный кирпич и белый известняк в цоколе многосемейного дома на Эмзерштрассе в Берлине, адресуются, по словам авторов, к периоду «Новой вещественности», а композиция фасада сочинена на основе одного из бесчисленных вариантов архитектуры 1920-х – 1930-х годов, когда произошло взаимоопыление традиции и авангарда. Первые этажи отделены от улицы палисадниками, а во дворе расположен секретный ботанический сад с местными и  экзотическими растениями.
  • zooming
    1 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    4 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    5 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    6 / 6
    Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
    © Sebastian Treese Architekten

Совсем другой извод традиционной архитектуры предложен для Дюссельдорфа. Несколько краснокирпичных, отделанных белым камнем, таунхаусов напоминают о стиле Англии XVIII века. Таунхаусы отличаются друг от друга разнообразными лоджиями и террасами: в эркерах и в аттиковом этаже, открытыми и застекленными и т.д. Из них открываются прекрасные виды. К домам примыкают английские же маленькие садики со стороны улицы и более просторные зеленые пространства – со стороны двора. 
  • zooming
    1 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    2 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten
  • zooming
    3 / 3
    Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
    © Sebastian Treese Architekten

Среди частных вилл, спроектированных Sebastian Treese Architekten, довольно много вернакулярных, то есть отсылающих к традиционным местным постройкам с островерхими сланцевыми крышами, далеким от неоклассики. Но есть и исключения. Вилла на холме в Кёнигшайне (Таунус) – тонко спропорционированная и идеально исполненная «пьеса» в честь павильонов и дворцов Шинкеля. Рисунок штукатурных деталей и деревянных ставен безупречен в своей благородной простоте.

В определении жюри премии Дрихауса, состоящего в основном из архитекторов, лауреатов прежних лет, и декана архшколы Нотр-Дам Майкла Лукоидиса, о Себастиане Треезе сказано, что он «представляет молодое поколение архитекторов, учредившее интеллектуальную  задачу переосмыслить природу современного строительства, заново интерпретировать уроки прошлого, чтобы создать  новую традиционную архитектуру и градостроительство, воплощающие культуру и климат существующих поселений, представляющую ценности открытого общества».

Творчество Себастиана Треезе – это вдумчивая, разнообразная и остроумная традиционная архитектура. В ней, возможно, нет таких прорывных открытий, как у современных русских неоклассиков, но зато она очень качественно выполнена с участием местных ремесленников и в традиционных ремесленных техниках. Она великолепно вписана в контекст, не сливаясь с ним, она любима горожанами и она показывает, что если архитектору есть что сказать, то ему не особенно нужны авагардные эксперименты.

19 Апреля 2021

Похожие статьи
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.