Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.04.2021

Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021 за традиционную архитектуру

Лара Копылова

Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.

Инаугурация премии должна была состояться в марте, но была отложена в связи со смертью Ричарда Дрихауса 9 марта 2021 года.

Ричард Дрихаус (Richard H.Driehaus, 1942-2021), чикагский предприниматель, меценат и филантроп, учредил премию за традиционную архитектуру и градостроительство Diehaus Prize в 2003 году в пику модернистской премии Прицкера, которая основана владельцем сети отелей Джеем Прицкером в 1979 году и в денежном эквиваленте составляет 100 000 долларов. «Дрихаус», как и «Прицкер», вручается архитектору-современнику за выдающиеся достижения в творчестве и карьере. Размер вознаграждения главных лауреатов за архитектуру Ричард Дрихаус удвоил до 200 000 долларов и еще добавил премию 50  000 долларов ученым и преподавателям, поддерживающим традиционную архитектуру. Памятным знаком служит миниатюрный хореический монумент Лисикрата. Премия Дрихауса не случайно возникла в Чикаго: именно здесь находится самый крупный в мире вуз, где целенаправленно обучают традиционной архитектуре, – Архитектурная школа католического университета Нотр-Дам. В нем и проходит торжественная церемония.  К слову сказать, в России специального вуза для обучения классике пока нет, есть кафедры и авторские мастерские внутри академий и вузов.

Первым лауреатом Дрихауса в 2003 году стал Леон Крие, которого называют крестным отцом Нового урбанизма и который известен, прежде всего, как автор первого традиционного города Паундбери в Дорсете (Великобритания). Затем премию получили греческий архитектор Деметрий Порфириос (2004) и англичанин Квинлан Терри (2005), автор выдающихся классических зданий и ансамблей в Лондоне, в том числе вилл королевской администрации в Риджент-парке. Терри – любимый архитектор принца Чарльза, который покровительствует новой классической архитектуре. Далее премии Дрихауса были удостоены известные неоклассики Европы и Америки, в том числе Пьер Карло Бонтемпи, Дэвид Шварц, Роберт Адам и, – скорее, постмодернисты, чем классики, – Роберт Стерн и Майкл Грейвз.  Был отмечен и вклад американских новых урбанистов и авторов десятков традиционных городов Андре Дюани и Элизабет Плате-Зиберк. Лишь дважды география премии расширялась за пределы Запада: среди лауреатов появились архитекторы из Саудовской Аравии и Тайланда (остается недоумевать, почему до сих пор в сферу внимания жюри Дрихаусовской премии не попала русская школа неоклассики, которая содержит блистательные имена и произведения).

Sebastian Treese Architekten. Слева направо Юлия Треезе (Julia Treese), Ян Бургграф (Jan Burggraf), Себастиан Треезе (Sebastian Treese).
Sebastian Treese Architekten. Слева направо Юлия Треезе (Julia Treese), Ян Бургграф (Jan Burggraf), Себастиан Треезе (Sebastian Treese).
© Matthias Ziegler

Но все это были представители старшего поколения. Берлинские же архитекторы Себастиан  Треезе и его жена и партнер Лиза Треезе  принадлежат к молодому поколению традиционалистов, третий партнер Ян Бургграф чуть старше. Треезе родился в Майнце, в католической части Германии, в семье с французскими корнями, сформировался среди романских соборов и барочных дворцов, что впоследствии способствовало выбору классики. Закончил Берлинский Университет Искусств в 2004 году, в Берлине был впечатлен творчеством Шинкеля. После окончания университета работал в бюро у Ганса Колльхоффа до 2008 года. В 2011 году основал бюро Sebastian Treese Architekten. Бюро занимается в основном жилой архитектурой, за десять лет появилось много зданий и ансамблей в Берлине, Гамбурге и Дюссельдорфе (двадцать с лишним многоквартирных домов и около десяти частных резиденций). Крупный жилой комплекс и вилла в Берлине спроектированы Себастианом Треезе совместно с упомянутым выше дрихаусовским лауреатом Робертом Стерном. 
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1.
Berlin, Charlottenburg © Sebastian Treese Architekten
Eisenzahnstrasse 1. Berlin, Charlottenburg
© Sebastian Treese Architekten

Жилой дом в Берлине, в районе Шарлоттенбург (почему-то популярном у русских писателей:  Марина Цветаева жила здесь в прошлом, Владимир Сорокин живет сейчас) стал краеугольным камнем в творчестве бюро. С дома на Айзенцан Штрассе, завершенного в 2016 году, началось долгосрочное сотрудничество Треезе с девелопером Ральфом Шмицем. Длинный фасад с единственным центральным входом является естественной границей между улицей и внутренним двором. Горизонтальность фасада подчеркнута линией балюстрады аттикового этажа. Образ дома с французскими окнами и коваными оградами балконов, по мысли автора, отсылает к османовскому Парижу. Высокое ремесленное качество деталей и материалов соответствует историческому каменно-штукатурному окружению.
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel © Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
© Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel © Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
© Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel © Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
© Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel © Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
© Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel © Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
© Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel © Sebastian Treese Architekten
Greifweg 14–16. Dusseldorf, Oberkassel
© Sebastian Treese Architekten

Себастиан Треезе не ограничивает себя исключительно классикой. Например, для многосемейного дома в Дюссельдорфе он выбрал в качестве источника вдохновения историческую промышленную архитектуру этого порта на Рейне. Это касается центральной части, облицованной темно-зеленым камнем с золотистыми оконными переплетами. Боковые части – строгие, белые, штукатурные. Контраст «богатого» центра и «бедных»  крыльев – остроумная отсылка к венскому «безбровому» дому Адольфа Лооса, который, несмотря на роскошный малахитовый портик, когда-то вызвал скандал из-за отсутствия на окнах наличников. 
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38.
Berlin, Wilmersdorf © Sebastian Treese Architekten
Emser Strasse 36–38. Berlin, Wilmersdorf
© Sebastian Treese Architekten

Темный кирпич и белый известняк в цоколе многосемейного дома на Эмзерштрассе в Берлине, адресуются, по словам авторов, к периоду «Новой вещественности», а композиция фасада сочинена на основе одного из бесчисленных вариантов архитектуры 1920-х – 1930-х годов, когда произошло взаимоопыление традиции и авангарда. Первые этажи отделены от улицы палисадниками, а во дворе расположен секретный ботанический сад с местными и  экзотическими растениями.
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf © Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
© Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf © Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
© Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf © Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
© Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf © Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
© Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf © Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
© Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf © Sebastian Treese Architekten
Achenbachstrasse 43/45 Dusseldorf
© Sebastian Treese Architekten

Совсем другой извод традиционной архитектуры предложен для Дюссельдорфа. Несколько краснокирпичных, отделанных белым камнем, таунхаусов напоминают о стиле Англии XVIII века. Таунхаусы отличаются друг от друга разнообразными лоджиями и террасами: в эркерах и в аттиковом этаже, открытыми и застекленными и т.д. Из них открываются прекрасные виды. К домам примыкают английские же маленькие садики со стороны улицы и более просторные зеленые пространства – со стороны двора. 
Residence in Koenigstein.
Koenigstein im Taunus © Sebastian Treese Architekten
Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
© Sebastian Treese Architekten
Residence in Koenigstein.
Koenigstein im Taunus © Sebastian Treese Architekten
Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
© Sebastian Treese Architekten
Residence in Koenigstein.
Koenigstein im Taunus © Sebastian Treese Architekten
Residence in Koenigstein. Koenigstein im Taunus
© Sebastian Treese Architekten

Среди частных вилл, спроектированных Sebastian Treese Architekten, довольно много вернакулярных, то есть отсылающих к традиционным местным постройкам с островерхими сланцевыми крышами, далеким от неоклассики. Но есть и исключения. Вилла на холме в Кёнигшайне (Таунус) – тонко спропорционированная и идеально исполненная «пьеса» в честь павильонов и дворцов Шинкеля. Рисунок штукатурных деталей и деревянных ставен безупречен в своей благородной простоте.

В определении жюри премии Дрихауса, состоящего в основном из архитекторов, лауреатов прежних лет, и декана архшколы Нотр-Дам Майкла Лукоидиса, о Себастиане Треезе сказано, что он «представляет молодое поколение архитекторов, учредившее интеллектуальную  задачу переосмыслить природу современного строительства, заново интерпретировать уроки прошлого, чтобы создать  новую традиционную архитектуру и градостроительство, воплощающие культуру и климат существующих поселений, представляющую ценности открытого общества».

Творчество Себастиана Треезе – это вдумчивая, разнообразная и остроумная традиционная архитектура. В ней, возможно, нет таких прорывных открытий, как у современных русских неоклассиков, но зато она очень качественно выполнена с участием местных ремесленников и в традиционных ремесленных техниках. Она великолепно вписана в контекст, не сливаясь с ним, она любима горожанами и она показывает, что если архитектору есть что сказать, то ему не особенно нужны авагардные эксперименты.