В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
В этом году на награды WAF претендует рекордное количество построек и проектов – 536. Больше всего финалистов – 56 – из Китая. Совсем немного отстают австралийцы и британцы. Номинантов будут оценивать в 34 категориях, разделенных на четыре части: реализованные проекты, «будущие проекты», малые проекты и ландшафт. Формат конкурса WAF предполагает персональную презентацию авторами всех проектов-финалистов перед жюри каждой категории. А победители всех категорий будут претендовать на Гран-При и титул «Лучшего здания 2018».
Тринадцать проектов от россиян в финале – тоже рекорд. В прошлом году было восемь, так что шансы на победу практически удвоились. Мы попросили представителей авторских коллективов прокомментировать свое участие в WAF 2018, а также выбор проекта для подачи на конкурс.
***
В «короткий список» попали сразу пять работ бюро SPEECH. Это нереализованные проекты малоэтажного жилого квартала в Сергиевом Посаде и офисного здания на 2-й Брестской в Москве, а также уже завершенные: стадион «Лужники», башня «Федерация» и павильон для выставок в Лаврушинском переулке.
Сергей Чобан руководитель архитектурного бюро SPEECH
«WAF – один из немногих, практически единственный международный архитектурный конкурс, то есть тот, где решение принимают члены жюри-архитекторы, куда можно подать проекты и реализованные здания из России. Иногда к моменту подачи материалов этих проектов и реализаций накапливается больше, иногда меньше – в нашем случае от этого и зависит количество отобранных и поданных проектов. Принцип отбора проектов для подачи один – подаются наиболее важные для бюро на данный момент объекты».
«В этом году мы подали на конкурс два проекта: Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» и Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи. Оба проекта – сложные с градостроительной и архитектурной точки зрения комплексы, имеющие большое социальное и культурное значение.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
Проект Музея хорошо известен, а образовательный центр мы только начинаем презентовать. Мы им занимаемся с 2016 года. Это очень интересная и сложная задача, включающая разработку генерального плана с сохранением существующей парковой зоны и с включением в общий ансамбль трех новых корпусов для основных направлений в образовательном процессе Центра «Наука», «Искусство» и «Спорт», каждый со своими особенностями. Расположение в парке дало нам возможность использовать павильонный характер архитектуры, немного игровой, с необычными по форме и конструкциям зданиями, вписанными в ландшафт. Плюс – у Центра есть своя символика, основанная на космической теме, которую мы также смогли обыграть.
С точки зрения презентации на фестивале, в обоих случаях перед нами стоит задача доработать демонстрационную часть. Нужно сформулировать своего рода «легенду проекта», включающую предысторию, ключевые моменты в поиске образа и объемно-пространственного решения, открытия и сложности проектного процесса, а главное – значение, которые каждый из этих проектов будет иметь для города и его жителей. Но сформулировать эту легенду недостаточно – нужно ее структурировать и оформить в виде яркого, понятного визуального ряда.
Эти демонстрационные материалы очень полезны не только для показа на WAF, мы используем их и в нашей работе в России: для показа заказчикам и на различных профессиональных мероприятиях. Так что участие в WAF дает нам возможность «убить двух зайцев»: участвовать в конкурсе и отрабатывать презентационные навыки».
***
Традиционно в шорт-лист фестиваля WAF вошел и проект от бюро Wowhaus. В этом году команда номинировала экспериментальный проект реконструкции московского монорельса, который вызвал большой интерес на Арх Москве.
Олег Шапиро партнер архитектурного бюро Wowhaus
«Wowhaus ежегодно отправляет свои проекты на WAF, бывает даже два и более. И, кстати, все наши проекты попадали в шортлист конкурса, начиная с самого первого: это был открытый кинотеатр «Пионер» в Парке Горького, который мы презентовали в Сингапуре. Мы – практически ориентированное бюро, для нас всегда было важно показать не просто оригинальный проект, а проект с прекрасной реализацией. В этом году мы впервые участвуем с перспективной концепцией в категории Мастер-план, и, как нам кажется, она достойна воплощения.
Работа над ревитализацией московской монорельсовой дороги была интересна нам самим, и мы решили показать результат профессиональной аудитории. Визуально это похоже на проекты из серии «Хай-Лайн» (их уже несколько по миру): вроде – та же реновация транспортной инфраструктуры, еще и на приподнятых железнодорожных путях. Но при более детальном рассмотрении – все совершенно иначе. Монорельс – совсем недавно созданная инфраструктура, которая не смогла прижиться, но вокруг нее жизнь есть, поэтому мы используем многое из того, что там уже существовало – и инженерную систему, и инфраструктуру станций и депо, в том числе электричество, которого там хватает в избытке.
В случае, если этот проект получится реализовать, он станет объектом новой идентичности для всего города, и тогда мы сможем обращаться сразу к двум аудиториям – к местным жителям и к тем, кто будет приезжать сюда специально. Как нам кажется, мы придумали Монорельсу довольно остроумную новую функцию – такую спортивно-променадную «тропу здоровья», обыграв его линейность. Вдобавок мы его четко привязали к месту: например, в том конце, где располагается сад Тимирязевской сельскохозяйственной академии, у нас появились оранжереи с саженцами, которые можно купить. Мы там предусмотрели возможность полива и организации садов и теплиц.
Подобным же образом мы используем депо: делаем в нем новый культурный центр и предлагаем организовать тут филиал Музея транспорта. На наш взгляд, это – многомерная, многообещающая идея, интересная для реализации.
К презентации этого проекта на «Арх-Москве» мы создали инсталляцию под названием «Моносад» с анимационным роликом, который с удовольствием покажем и на WAF. Обычно мы отправляем презентовать проект ведущего архитектора, но поскольку это не реализация, а концепция, к тому же разработанная интернами Wowhaus, то, наверное, в Амстердам поедут сами идеологи бюро».
***
Архитектурное бюро Асадова номинировало на премию одну из недавних своих реализаций – первый корпус Международного Медицинского кластера в Инновационном центре «Сколково», который будет открыт в самое ближайшее время.
Андрей Асадов руководитель Архитектурного бюро Асадова
«Это не первый наш опыт участия в WAF и, нужно сказать, что идея фестиваля, как одновременно профессионально ориентированного и коммерческого проекта, демонстрирует свою эффективность. Думаю, что фестивалю «Зодчество» было бы полезно перенять такой опыт.
С каждым годом популярность фестиваля WAF растет, увеличивается количество поданных проектов. В этом году, насколько я слышал, было подано больше 1300 заявок, поэтому конкуренция была достаточно высокая. В шорт-лист вошел только каждый третий проект. Мы посылали две реализации: Медкластер в Сколково и аэропорт в Перми, номинантом стал лишь Медкластер. Мне кажется, что сработали и архитектурные качества здания, и его социальная направленность. В сколковском проекте мы развиваем тему, начатую еще в Центре гематологии в Москве, – архитектура с оздоравливающим эффектом, пространство, благотворно влияющее на человека. Думаю, именно на этом мы и сфокусируем нашу презентацию. По опыту предыдущих фестивалей, важно сконцентрироваться на основной мысли, сформулировать месседж проекта и затем его максимально раскрыть. Большое значение имеет манера подачи информации. Ставка делается на артистизм презентации и самого выступающего. Это будет очередной интересный тренинг навыков презентации, очень важных для каждого профессионального архитектора».
Еще одной реализацией, всерьез претендующей на победу в своей категории, стал парк Зарядье от авторского коллектива в составе: Сергей Кузнецов, Diller Scofidio + Renfro и Heargreaves Associates & Citymakers.
Петр Кудрявцев
руководитель бюро Citymakers
«С самого начала существования WAF я активно продвигал эту премию в России, так как доверял профессионализму и принципиальности команды журнала The Architectural Review и лично Полу Финчу – пожалуй, самому знающему и открытому архитектурному эксперту. Теперь наше Зарядье стало номинантом премии – что для меня особенно ценно, так как я много раз был по другую сторону баррикад – в жюри. У WAF есть свои особенности – проекты, которые выигрывают, должны соответствовать высоким социальным стандартам – за это WAF часто критикуется нашими архитекторами. Мне кажется, как раз Зарядье им полностью соответствует. Будем готовится к защите проекта в Амстердаме».
Еще два «будущих проекта» в шорт-листе – от бюро IND architects: дизайн для станции метро «Кленовый бульвар» и концепция редевелопмента водонапорной башни в Щербинке.
Амир Идиатулин
генеральный директор IND architects
«Мы впервые подали две заявки на участие в World Architectural Festival 2018 и обе прошли в финал. До этого мы несколько раз ездили на предыдущие фестивали, чтобы разобраться в специфике конкурсной процедуры и презентации проектов. По моим наблюдениям, социально ответственные и проекты, имеющие связь с городом имеют большие шансы на победу. И в наших проекты эти аспекты, как мне кажется, хорошо акцентированы. Реконструкция водонапорной башни демонстрирует способ вовлечения старых, ненужных городу, но несущих в себе память места, объектов, в современную городскую ткань и привнесение новых общественных функций в спальные районы. А станция метро – это способ персонифицировать место, создать узнаваемый символ района и города при помощи дизайна.
Еще один важный момент для WAF – продуманная презентация. Она не должна быть перенасыщенной слайдами. Нужно дать возможность членам жюри разобраться в проекте и увидеть главное. Видео-ролики всегда эффектны, но они не должны быть слишком длинными и лучше, если сам автор будет их комментировать. И нужно обязательно готовиться к ответам на вопросы членов жюри. Они – профессиональные архитекторы и обязательно зададут сложные, и даже каверзные вопросы. Не нужно пытаться отшучиваться или уходить от ответа. В конце концов, все архитекторы сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами и российская практика не исключение. Я очень рад, что отечественные архитекторы участвуют в таких международных мероприятиях, позволяющих поднять рейтинг российской архитектурной школы в глазах зарубежных коллег».
Реконструкция водонапорной башни в Щербинке, проект-победитель конкурса
Также среди претендентов на награды фестиваля проект новой территории МГУ от BRT RUS.
Дина Дридзе
креативный директор, главный архитектор проектного бюро «БРТ РУС»
«Мы номинировали наш проект в категории «Future project. Education» и это был рискованный эксперимент. Дело в том, что наш проект уникален и для конкурса WAF, и, вообще, для России. У нас в стране крайне редко делались столь детализированные проекты развития столь значительной территории. На основе сделанного ранее в НИИПИ Генплана Москвы проекта планировки, мы разработали «Проект развития новой территории МГУ» для 90 гектаров. В нашей документации учтено и описаны все параметры, функции и характеристики будущей застройки, вплоть до каждого квартала и дома, транспортная инфраструктура, градации и профили всех улиц, зеленые зоны, общественные пространства и так далее, при сохранении композиционной целостности и единства с исторической планировкой комплекса университета на Воробьевых горах. Это грандиозная по масштабу и скрупулезности работа, для понимания которой нужна квалификация и желание разобраться. К нашей радости, организаторы конкурса WAF с вниманием подошли к нашей заявке, присылали вопросы и запрашивали дополнительные материалы. В результате, наш проект вышел в финал конкурса и перед нами стоит новая задача – как уместить все ключевые моменты в короткую презентацию, которая должна быть одновременно максимально информативна и эффектна. Конечно, у нас есть множество качественных визуализаций, но в отличие от архитектурных проектов, они всего лишь дополнение к огромному комплексу разработанной документации. Хорошо, что среди заявленных на сайте WAF членов жюри много высококлассных специалистов, которые могут оценить наш проект и предлагаемые нами решения».
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Золотой Трезини: лауреаты 2023
Рассказываем, кому достались награды ежегодной петербургской премии. Претендентов в этом году было рекордное количество – организаторы получили 1229 заявок.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архитектура здоровья
Авторы первого корпуса Медицинского кластера, открывшегося в сентябре 2018 года в ИЦ «Сколково», бюро Асадова и компания Transumed нашли оригинальные решения для объектов здравоохранения, предложив новую типологию архитектуры здоровья
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Специалисты называют его «супердеревом»
Рассказываем о клееном брусе из шпона LVL Ultralam™ и перспективах его применения в отечественном многоквартирном деревянном домостроении.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Без столбов и фундамента: архитектурный забор...
Как проблему «не архитектурного» вида ограждения решает новый метод монтажа заборов без столбов и ленточного фундамента, показывает компания ZABOR MODERN.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.