Массимилиано Фуксас: «Я всегда хотел быть образцом независимости с толикой анархии…»

Массимилиано Фуксас о нелюбви к Венеции, скучных архитектурных выставках и любопытстве как полезном качестве.

Беседовала:
Юлия Андрейченко

25 Сентября 2014
mainImg


Массимилиано Фуксас прочел в Москве лекцию «Архитектура в деталях» в рамках программы «Политех на Стрелке», подготовленной Политехническим музеем и Институтом «Стрелка».
 
Архи.ру:
– Вы в тандеме с бюро SPEECH: победили в конкурсе на проект Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ на Воробьевых горах в Москве. В чем, на ваш взгляд, преимущество вашего предложения? Сложно ли реализовывать проект с учетом российских строительных норм и правил?

 
Массимилиано Фуксас:
– На данном этапе работы я не чувствую никакого давления со стороны проектных норм (смеется). Я не знаю, в чем преимущество моего варианта, я не сравнивал, мне так и не довелось увидеть работы соперников, поэтому этот вопрос следует адресовать жюри. А мы, будучи архитекторами, делали проект, а не обсуждали его. На мой взгляд, оценить здание можно только после реализации. Главное, что мы попытались дать интересный и функциональный ответ на все поставленные перед нами задачи. Центр Политехнического музея и МГУ – не типичный музей, это фактически школа, место, где люди могут обмениваться своими идеями, знаниями, удовлетворять свое любопытство. Это здание должно быть наполнено событиями, оно должно вызывать эмоции, быть интересно пользователям.
 
Массимилиано Фуксас на лекции в Институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
zooming
Конкурсный проект нового здания Политехнического музея © Massimiliano Fuksas Architetto (Италия) и Speech (Россия)



– Общественные здания имеют свои особенности: какими они должны быть на ваш взгляд? Какова роль этой функциональной специфики? Есть ли прием, который вы используете во всех своих общественных зданиях?
 
– Качественное общественное пространство должно быть гибким по своей структуре, но при этом отвечать всем требованиям и задачам. Эта идея легла в основу нашего проектного предложения Центра Политехнического музея и МГУ. Первый этаж там подобен площади, и может быть использован не только для выставок, но и для проведения различных мероприятий.
 
Массимилиано Фуксас раздает автографы после лекции в Институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»



– На архитектурном «Олимпе» вы являетесь одним из небожителей, создателем зданий–«икон». Как вы относитесь к тому, что вас так воспринимают, правильно ли вообще «канонизировать» архитектора?
 
– Я отвечу словами Вуди Аллена: «Бог умер, Маркс умер, и я тоже неважно себя чувствую.» [На самом деле, авторство фразы принадлежит драматургу Эжену Ионеско – прим. Ю.А.]. Но я все еще жив, что дает мне немалое преимущество. Я многое сделал, но предпочитаю не оглядываться назад, так как не всегда доволен результатом своей работы, знаю, что мог бы и лучше.
 
Лекция Массимилиано Фуксаса в Институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»



– Вы были куратором 7-й Венецианской Архитектурной Биеннале в 2000 году. Как вы оцениваете работу Рема Колхаса в аналогичной роли, да и всю 14-ю биеннале в целом?
 
– Никак, я даже ее не видел. Курировав ее единожды, могу сказать, что этого опыта мне хватило (смеется). А что мне там делать? Если бы я участвовал, это бы что-то изменило? Думаю нет, равно как если бы я ничего не делал. По этой причине, я предпочитаю заниматься свой работой, но, когда кто-то из моих друзей начинает мне что-то рассказывать о биеннале, я не возражаю. Плюс, я один из тех немногих в мире, кто не любит Венецию, я полностью согласен с Филиппо Маринетти, великим итальянским художником, который утверждал, что Венеция должна затонуть. На это у меня есть несколько причин: прежде всего, это очень сырой город, вторая – там слишком много йода, да и это патетическое «Прошлое» не вызывает восторга, даже если оно красиво. Я не могу понять точку зрения миллионов посетителей, которые предпочитают Венецию возможности увидеть всю Италию, ее пейзажи, ее будущее.
 
Массимилиано Фуксас на лекции в Институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»



– Как следует демонстрировать архитектуру общественности, и следует ли вообще?
 
– Следует, но единственный способ ее демонстрировать – строить. Биеннале же должны затрагивать темы другого порядка. Архитектура – не для выставок, хотя, конечно, она может помочь донести, подчеркнуть идею, но она не может быть экспонатом. По этой причине все архитектурные выставки так скучны, да и делают их преимущественно архитекторы для архитекторов (Фуксас хватает со стола пирожное, чтобы проиллюстрировать свою мысль). Вы не можете продать его тому, кто испек его или кому-то из другой кондитерской, это сродни мастурбации: тоже приятно, вам даже может понравиться, но на этом – все.
 
Лекция Массимилиано Фуксаса в Институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»



– Темой вашей биеннале 2000 года было «Больше этики, меньше эстетики». Актуальна ли она в наши дни?
 
– 14 лет назад было просто необходимо говорить об этике. Эта тема до сих пор остается актуальной не только в рамках архитектурного сообщества, но и для всего мира – в связи с войнами, экономическими проблемами, глобальными катастрофами и т. д. В настоящее время очень легко развязать войну лишь средствами медиа. Тогда, на 7-й биеннале, я поставил большой экран, на который проецировали фотографии разных людей, пытался привлечь внимание к глобальным проблемам. На мой взгляд, искусство должно быть говорящим… (в этот момент сработала пожарная сигнализация). Как мне нравится эта музыка…
 
– Насколько необходимо подчинять принципам социальной ответственности художественные, творческие цели?
 
– На сегодняшний день невозможно создать что-то вне социального контекста, Архитектор является мостом, связующим звеном: он контактирует с властью, выступая против или за нее. Я всегда стремился продемонстрировать свое отношение, показать свою сознательность в определенных вопросах. Но лет 30 назад я хотел быть лишь признанным властью и народом, но при этом я не хотел признавать эту власть. Я имею в виду плохую власть. Я был честолюбив, но честен перед самим собой, таким и остался. Вы можете сказать, что Фуксас претенциозен, но ... Я всегда хотел быть образцом независимости с толикой анархии, творческого сумасбродства.
 
Массимилиано Фуксас на лекции в Институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»



– Сложно ли вам работать вместе с супругой?
 
– Скорее, это ей трудно работать со мной (смеется). Наше совместное творчество – не работа, это любовь, а архитектура – одна из форм нашей любви. Для меня семья занимает первое место в жизни, архитектура – лишь второе.
 
– Вы учились живописи у Джорджо де Кирико, стали архитектором в Ла-Сапиенца, занимаетесь дизайном. Как вы находите баланс между этими сферами деятельности? Так ли важен рисунок, как вы говорили об этом ранее?
 
– Главное, что этот баланс есть. Да, но рисунок не упражнение, для того, чтобы что-то изобразить, создать, надо иметь это в голове и сердце, иначе ничего не получится.

 – Вы были членом жюри конкурса на проект реконструкции ГМИИ, где к участию – очевидно, после непростой истории сотрудничества с бюро Нормана Фостера – были приглашены лишь отечественные архитекторы. Но международные конкурсы все равно активно проводятся, и остается популярным мнение, что России нужны знаковые постройки зарубежных мастеров. Стоит ли зацикливаться на иностранных авторах? Возможен ли такой поворот событий, что наши архитекторы начнут пользоваться спросом за рубежом? Чувствуете ли вы потенциал в увиденных конкурсных проектах?
 
– Вторая половина ХХ века была не слишком удачной главой в истории русской архитектуры, а разговоров о международных конкурсах вовсе не велось. Но ведь для архитекторов со всего мира – это единственный способ сравнивать свои навыки с чужими и улучшать их. По этой причине надо быть открытыми: закрываться от мира бесполезно. Вы должны показать всему миру, что Россия намного лучше, чем о ней думают, что за последние 20 лет многое изменилось, появилась архитектура другого порядка. Например, мне понравилась работа бюро «Меганом», их предложение для ГМИИ. Мне показывали и другие постройки этого бюро, они все высококачественные и могли бы быть реализованы где угодно в мире… Мне сложно сказать, что лучше: проводить национальные или международные конкурсы. Необходимо все смешивать, «миксовать». Одно я знаю точно: сейчас профессия архитектора выходит за рамки одной страны, она становится глобальной.
 
– В таком случае: что вы считаете главной задачей для архитектора в начале XXI века?
 
– На сегодняшний день недостаточно просто быть архитектором. Необходимо знать, что происходит не только в смежных дисциплинах, но и в экономике, социологии, политике и т. д. Следует быть любопытным.
 

25 Сентября 2014

Беседовала:

Юлия Андрейченко
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Пресса: Массимилиано Фуксас: «Постмодернизм – это разговор...
В рамках совместной программы института «Стрелка» и Политехнического музея в Москве прочел лекцию итальянец Массимилиано Фуксас. Его студия в консорциуме с бюро SPEECH выиграла в прошлом году конкурс и теперь проектирует здание музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. Ломоносова.
Технологии и материалы
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Сейчас на главной
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
Поговорим о дереве: грани реставрации и современности
Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.