Победил синий кристалл

Сегодня объявлен победитель конкурса Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. Ломоносова. Победила команда «Massimiliano Fuksas Architetto» (Италия) и «Speech» (Россия). Архи.ру тоже подводит итоги игры, в которой наши читатели угадывали авторов конкурсных проектов: победителей семь, каждый из них получит в подарок русское издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя».

mainImg
Победители конкурса: «Massimiliano Fuksas Architetto» и «SPeeCH» (6005)
По замыслу авторов здание должно стать ярким акцентом, доминантой и символом торжества информационных технологий.

Кристиан Салливан (Kristian Sullivan), ведущий архитектор бюро Массимилиано Фуксаса:

«Мы сделали перед зданием открытую площадь и проницаемый нулевой этаж, фактически – это форум, входы в  общественное пространство предусмотрены с разных сторон. Такая проницаемость контрастирует с верхней частью здания – как некий контраст между рациональностью городской среды и мистицизмом города. Форма здания – это органический объект, который постоянно растет и развивается, как идея или открытие. Основные материалы, которые планируется использовать при реализации – медь с патиной, что в полной мере соответствует текущей урбанистической тенденции Москвы. Мы надеемся, что наш проект будет важен для Москвы и повлияет на качество жизни города в целом».
zooming
Конкурсный проект нового здания Политехнического музея © Massimiliano Fuksas Architetto (Италия) и Speech (Россия)
zooming
Конкурсный проект нового здания Политехнического музея © Massimiliano Fuksas Architetto (Италия) и Speech (Россия)

Юлия Шахновская, директор фонда развития Политехнического музея:

«Конкурс состоял из двух этапов. На первом (первый этап состоялся в декабре 2012, тогда на основе конкурса портфолио отобрали шесть команд – Архи.ру) финалистов выбирало профессиональное жюри, оценивавшее преимущественно технические характеристики. На сегодняшнем заседании члены жюри и попечительского совета голосовали сердцем. Проект-победитель был выбран по совокупности факторов, этот проект сразу выделяла продуманность идеи и цельность, законченность. А кроме того, сыграло свою роль имя архитектора, Массимилиано Фуксас – живой архитектурный гений».
Слева направо: руководитель конкурсной практики института «Стрелка» Денис Леонтьев, ведущий архитектор бюро Максимилиано Фуксаса Кристиан Салливан, члены жюри: директор фонда развития Политехнического музея Юлия Шахновская и главный исполнительный директор Event Communications Ltd Джеймс Александер. Фотография Аллы Павликовой

Помимо победителей архитектурного конкурса, сегодня была раскрыта интрига авторства всех шести проектов. Таким образом мы узнали, что в игре, объявленной на Архи.ру неделю назад, победили, то есть правильно угадали авторов всех шести проектов, семь человек: Alexey Strekalov, Vasily A. Baburov, Maria Khokhlova, Tatjana Scorduli, Natasha Kuzmina, Ann Serduk, Tim Shapkin. Каждый из победителей нашего маленького конкурса получит в подарок русское издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Благодарим за участие и поздравляем победителей. В ближайшее время редакция свяжется с вами для передачи приза. 
***
Ниже публикуем авторов всех проектов и их краткие описания:

«Проект Меганом» и «John Mcaslan+Partners» (6001)
Кубический объем с 6 надземными этажами и 1 подземным, высотой 55 м. Прямо эскалатор длиной 55 м ведет на пятый этаж. По словам авторов, их здание «похоже на стопку книг, открытых на разных страницах», образуя своего рода «платформы знаний». Архитекторы стремились добиться атмосферы открытости и доступности, вдохновить посетителя «на «скачки» сквозь пространства знаний, исследований и возможностей».
zooming
«Проект Меганом» (Россия) и «John Mcaslan+Partners» (Великобритания)(6001)

«3XN A/S» и «Архитектурная Студия Асадова» (6002)
Семиэтажное здание высотой около 52 м. Также запланировано 2 подземных этажа. Архитекторы стремились создать здание с не меньшим символическим значением, чем высотка МГУ, ставшая «в свое время монументальным утверждением силы и престижа Унивеститета». «Одна сторона находится во взаимодействии с окружающей средой, тогда как обратная населена публикой и располагает к человеческому общению».
«3XN A/S» (Дания) и «Архитектурная Студия Асадова» (Россия) (6002)

«Mecanoo International B.V.» и ТПО «Резерв» (6003)
Архитекторы назвали его «дом-экстраверт». Осмотр экспозиции музея зрители начинают уже на улице. Выступающие горизонтальные объемы, по мнению архитекторов, должны информировать посетителей о многофункциональности здания. Высота музея – 52,5 м. Прямой эскалатор связывает входную зону и конференц-центр.
«Mecanoo International B.V.» (Нидерланды) и ТПО «Резерв» (Россия)(6003)

«Farshid Moussavi Architecture» и Архитектурное бюро «Рождественка» (6004)
Высота здания 40 м, а диаметр 98 м. По словам авторов проекта, объем появился в результате пересечения внутренней организации и внешних функций. Архитекторы не используют прямых ссылок и ассоциаций с научно-техническими элементами, что должно пробудить воображение посетителей.
zooming
«Farshid Moussavi Architecture» (Великобритания) и Архитектурное бюро «Рождественка» (Россия)(6004)

«Leeser Architecture» и «ABD Architects» (6006)
Семиэтажное здание, высотой 52 м с двумя подземными уровнями, главный вход которого ориентирован на Ломоносовский проспект. Верхнее остекленное пространство летом может быть полностью открыто, трансформировавшись в просторную террасу. Яркое образное решение и четкая треугольная геометрия музея формировались на основе канонических форм лекционных залов и аудиторий.
zooming
«Leeser Architecture» (США) и «ABD Architects» (Россия) (6006)

26 Марта 2013

Пресса: Теория большого музейного бума
В прошлом году при поддержке Москомархитектуры прошли сразу три крупных международных архитектурных конкурса, связанных с музеями, а в этом году объявлен еще один, на этот раз национальный. Портал Архсовета выяснил, что происходит с каждым из проектов.
Пресса: Попечительский совет Политеха утвердил архитектурную...
Архитектурную концепцию Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова на Воробьевых горах в Москве, конкурс на разработку которой выиграли Massimiliano Fuksas Architettо и российское бюро SPEECH, утвердили на состоявшемся накануне заседании попечительского совета Политеха.
Пресса: Сергей Чобан: «Мы объявляем престижные архитектурные...
26 марта были подведены итоги международного конкурса на архитектурную концепцию Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ на Воробьевых горах. Победил совместный проект итальянского бюро Massimiliano Fuksas Architetto и российского архитектурного объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов». Соавтор концепции Сергей Чобан рассказал Ольге Мамаевой о том, почему в России ненавидят современную архитектуру и что с этим делать.
Пресса: Алтарь справедливости
Подведены итоги конкурса на новое здание Политехнического музея. Выиграл Массимилиано Фуксас.
Пресса: На Воробьевых горах появится "айсберг"
Во вторник стала известна архитектурная судьба нового Музейно-просветительского центра Политеха и МГУ. Здание построят по совместному российско-итальянскому проекту. Так что скоро на Воробьевых горах появится "айсберг".
Пресса: Здание для Политеха и МГУ построят по проекту Massimiliano...
Победителем конкурса архитектурных концепций Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова на Воробьевых горах стала компания Massimiliano Fuksas Architettо и российская мастерская SPEECH.
Шесть проектов для Политеха
Обнародованы шесть проектов здания Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. Ломоносова, разработанные шестью командами в рамках закрытого международного конкурса. Победителя объявят 26 марта, пока же организаторы соблюдают конфиденциальность. А мы предлагаем вам угадать авторов, скрывающихся под номерами. Победитель получит приз.
Пресса: У МГУ и Политеха появится просветительский центр
Фонд развития Политехнического музея объявил конкурс на разработку архитектурных концепций Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова. Новое здание расположится на Воробьевых горах рядом с фундаментальной библиотекой и вторым учебным корпусом МГУ.
Пресса: Политехнический музей выберет себе новое здание на...
Политехнический музей приступает к следующему этапу обновления: строительству нового здания на Воробьевых горах. Вместе с институтом «Стрелка» музей проведет конкурс на это здание и к апрелю выберет проект.
Пресса: Проект здания Политеха на Воробьевых горах выберут...
Проект нового Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова, который построят на Воробьевых горах рядом с фундаментальной библиотекой и учебным корпусом "Шуваловский", будет выбран в начале весны 2013 года, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы Политеха Елена Костюкова.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.