Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.06.2014

Мир Италии: от античной чувственности до церковной процессии

Юлия Тарабарина

В первые дни вернисажа биеннале предлагаем вашему вниманию серию фоторепортажей с беглыми комментариями

Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Первое крыло Арсенала, где обыкновенно размещалась главная кураторская экспозиция, отдано масштабной междисциплинарной выставке-исследованию Monditalia. «Мы решили рассмотреть Италию как «фундаментальную» страну, совершенно уникальную, но в то же время показательную в глобальном смысле, особенно в наше время, когда многие страны балансируют между хаосом и реализацией своего потенциала» – говорит куратор проекта Рем Колхас. В проекте участвует 41 исследование разных итальянских тем, выполненных в популярном жанре case study, 82 итальянских фильма, множество перформансов, впечатляющее расписание которых выставлено у входа. 

Дизайн экспозиции, впрочем показанный публике уже достаточно давно, на поверку оказывается системой стройной, открытой и разнообразной, хотя и не лишен артистической неряшливости цирка шапито. Эффект наваливается на входящего в первом зале, где нас встречает яркая иллюминация на каркасе палаццо XVI века – так бывает на городских праздниках. То ли это праздник Италии, то ли дверь на ярмарку (в таком случае «мимы», – актеры перформансов, – вполне понятны); или, может быть, входя мы проникаем за сценические декорации, за кулисы ярмарочного балагана. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Гигантская штора с напечатанной на ней старой картой италийского мира продольно делит череду залов так, что поначалу в правой части оказываются фрагменты кинофильмов, а в левой – инсталляции исследовательских проектов. Впрочем, вскоре штора раскрывается, ее поднимают вверх, а где-то и просто убирают. Открытые металлические конструкции подиумов, фанерные ступени, неровный проницаемый занавес – все это напоминает закулисное пространство, а если и сцену, то очень временную, – эффект, по-видимому, созданный специально для соединения очень разных вещей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Впрочем вначале нас знакомят с очень стройной структурой (а лишь затем разрушают ее хаосом разнообразных включений; так и Италия строилась поначалу в строгом римском порядке). «Сетку» создают стенды исследовательских проектов; каждое представлено инсталляцией размера приблизительно метр на два (в чем угадывается нежесткий модуль), кратким описанием, и как правило – массивом данных, в который можно вникать, а можно пройти мимо. К тому же на вернисаже почти каждый проект караулили авторы, стремившиеся объяснить суть изысканий. 

Инсталляции действуют на сенсорную сферу – так, первый проект у самого входа представлен ящиком, куда зрителям рекомендуется входить по одному (но только не эпилептикам). В полной темноте поначалу что-то жужжит, потом гремит, после чего вспыхивает яркий свет – и все это посвящено проблемам миграции на примере итальянского острова Лампедуза; о чем рассказывает лежащий по соседству обстоятельный буклет. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Чтобы не дать посетителю запутаться, все проекты «привязаны» пунктирными линиями к их описаниям на стенах; к тому же каждое исследование маркировано координатами и внушительным крестиком, что привязывает его к карте мира и одновременно закрепляет за темой место в пространстве зала. 
Проект «Проектируя священное» посвящен храмам, построенным после Второго Ватикана. Между прочим авторы утверждают, то за 50 лет было построено 5000 новых храмов.  Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Проект «Проектируя священное» посвящен храмам, построенным после Второго Ватикана. Между прочим авторы утверждают, то за 50 лет было построено 5000 новых храмов. Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект «Архитектура гедонизма: три виллы на острове Капри», представлен этрусской головой со стеклянным глазами (ритуал, характерный для Капри, таких голов много в местном музее) – античный подлинник (?) дополняет довольно-таки произвольная подборка чувственных кино-картинок, призванная намекнуть на прелести жизни римских вилл.
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Порнотопия современных Помпей. Часть проектов трактует античность как меру и начало, другая часть увлечена ее чувственностью. Дедушка Фрейд строго предупреждает: помпеянские руины это бездна бессознательного. Он был одержим Помпеями и сравнивал психоанализ в археологией – вторят авторы... Париж и Вегас, капитализм и репрессии, все грехи из Помпей.  
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Legible Pompeii. 
Эта инсталляция более археологична и посвящена проблемам сохранения Помпей. Не обошлось без диаграммы, иллюстрирующей многослойные процессы консервации; украшением служит пирамида из похожих на LEGO пластиковых кубиков с вплавленными внутрь фрагментами эрзац-«помпеянской» материи.
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Все дороги ведут в Рим. Но куда точно? 
Сложная полушутливая схема, похожая на карту в кабинете сыщика, за ней – коробочка с европейским паспортом и евроцентами «для Марка Аврелия». 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Superstudio. Секрет непрерывности памятника. 
Superstudio – авангардная группа, основанная во Флоренции в 1966 году, жестко критикуя идеалы модернизма, работала с идеальными метафизическими формами. «Как сказала жена Лота, архитектура существует во времени, как соль – в воде». Впрочем, «Жена Лота» (La Moglie di Lot) – так называлась инсталляция в виде соляной пирамиды, которую группа выставила на биеннале искусства в 1978 году; оттуда и максима. Сейчас соляная пирамида (надо думать, она и есть жена) постепенно тает под каплями воды из пластиковой трубочки, которую планируется двигать дальше, постепенно растворяя следующие по очереди соляные скульптуры метафизических архитектурных форм: после пирамиды предназначен к растворению в воде времени явный колизей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Рим – госпиталь Сан-Джакомо, квартал-привидение Джамбаттиста Ноли. 
Госпиталь, «прекрасный пример общественной архитектуры», был закрыт в 2008 году для приватизации. Здание госпиталя изображает подвешенный посреди зала компактный домик; внутри – сравнительное исследование не одного, а всех римских госпиталей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект от Рема Колхаса на Monditalia – самый лаконичный, никаких массивов данных и диаграмм (!) – фотографии библиотеки Лауренциана от Чарли Колхас и несколько фраз от него самого. Пространство библиотеки Колхас называет «ужасающим как ночной кошмар». «… Для современного художника и архитектора главный урок библиотеки Лауренциана, вероятно, следующий: маньерьизм это блюдо, которое следует есть холодным и в малых дозах» – заключает великий человек. Так-то. Рем Колхас vs Микеланджело. Фотографии фрагментов интерьера библиотеки обрезаны фрагментарно и разноформатны, их шпалерная развеска призвана, вероятно, усилить эффект маньеристического ужаса, описанного Колхасом. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Ландшафт Аквилы после землетрясения 2009 года: история о том, как разрушения и возникающие потом временные  конструкции меняют пространство города. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Танцы с привидениями: о туристическом городе MiMa (Milano Marittima), города развлечений, современной версии «хлеба и зрелищ» Римской империи. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Истории Тортоны. Исследование итальянской глубинки в разрезе от гор до равнин: какова ее культура, из чего состоит и откуда берется. Основное население региона – предприниматели, мотивированные экономически, а культура реагирует на то, что они производят. Фотографии работающих людей (на которых, как известно, можно смотреть постоянно), склянки (с продукцией производства?), буржуазные бабушкины комоды и зеркало…
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

По мере продвижения вглубь выставки перформансов становится больше, и места они тоже все больше занимают. Зал, в котором танцуют дети, полностью отдан им и обнесен балконом, откуда за танцами можно наблюдать сверху. Они, впрочем, не всегда танцуют, а чаще замирают – как полагается в перформансе. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Радикальная педагогика: действие – реакция – взаимодействие.
Исследует серию педагогических экспериментов, сыгравших ключевую роль в формировании архитектурной теории и практики второй половины XX века. Каждая педагогическая теория помечена кодом, кратко описана, иллюстрирована фотографиями зданий и книгами. В центре зала – занятия с детьми. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект «непосредственное окружение». Милые домики, а ведь это – подборка резиденций итальянской мафии. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Эфемерное: условия итальянского постмодернизма. Человечки, очаровательно зависшие в воздухе на металлических проволоках, символизируют увлечение эфемерными структурами и утопическими пространствами театра, перформанса – катализаторов коллективного воображения, ставших популярными после «свинцовых лет», в конце 1970-х годов. Под инсталляцией – ящики с газетами, иллюстрирующими тему. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Странности продаж (Sales oddity). Тряпичная инсталляция, которая подошла бы на роль театральной декорации 1970-х, призвана рассказать о громком девелоперском проекте бывшего итальянского президента Берлускони – Milano 2, а точнее даже о его громком пиаре: секс-зведы рассказывали по телевизору о преимуществах роскошной жизни, далекой от грязного городского воздуха, чуждых социальных слоев, преступности и даже некачественных продуктов. Звучит знакомо. А инсталляция, по-видимому, об эфемерности яркого пиара, о том, как быстро старятся и портятся броские слоганы и яркие картинки красивой жизни. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Vagelo Secondo Matteo. Перформанс «распятие». Одно из самых ярких впечатлений первого дня вернисажа, которое, по-видимому, сменится впоследствии другими. Множество увлеченных людей под руководством сценографов и под аккомпанемент синтезированного органа в медленном танце – все вместе очень убедительно. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Рядом другой христианский перформанс: Гефсимания. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
***
Выставку можно рассматривать часами, хотя ее атмосфера – плотная, насыщенная, студенческая, несколько утомляет и хочется все получить в виде книги (это не реклама каталога, хотя он как всегда есть, и большой). Исследование явно незакончено, оно похоже скорее на предзащиту или даже стенд в кабинете ученого (или сыщика), с отрывками, вырезками, записями, соединенными стрелками и веревочками. Впрочем, уместилось, в разном количестве, многое: перформансы намекают на театр дель арте, на уличных мимов; несение креста – на церковные процессии. Церковное искусство, мафия, ледник, тающий на границе в Австрией, исповедальня с видеоречью политика и воспоминаниями о фашизме – все сразу не охватишь, но присмотреться стоит.