Лефортовский парк: прошлое, настоящее, будущее

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева прошла конференция по проблемам сохранения парков и ландшафтной архитектуры в России и Нидерландах, а также была представлена русскоязычная версия "Культурно-исторического атласа Лефортовского парка".

mainImg
Международная научно-практическая конференция проходила во флигеле «Руина», где несколькими днями раньше открылась выставка голландской ландшафтной архитектуры «Диалог с водой». Мероприятие растянулось на целый день, но его более чем насыщенная содержанием программа стоила потраченного времени. Конференция состояла из двух основных частей, разграниченных показом увлекательного короткометражного фильма ландшафтного архитектора из бюро Novascape Евы Радионовой «Возрождая Яузу. Объединенная московская акватория». Первая часть конференции была посвящена докладам специалистов, историков и искусствоведов, непосредственно учавствовавших в создании Атласа. В своих выступлениях они затронули не только долгую и сложную историю парка в Лефортово, но также представили наиболее яркие примеры обновления исторических парков в Нидерландах. Вторая часть состояла из трех круглых столов, в ходе которых обсуждались  конкретные практические шаги по преобразованию московского парка – уже сделанные и те, что еще только предстоит предпринять.

Приятно, что каждый из присутствовавших в зале имел возможность полистать страницы презентуемого уникального издания, напечатанного на больших листах формата А3, с огромным количеством архивных материалов, карт, рисунков и чертежей, а также современными фотографиями Лефортовского парка и научными изысканиями, напрямую связанными с его спасением.
Обложка Атласа Лефортовского парка
Лефортовский парк сегодня. Материалы из Атласа Лефортовского парка
 
Вступительная часть
Начало конференции, посвщенной презентации Атласа Лефортовского парка. Фотография А.Павликовой

Открыл конференцию
Рон ван Дартел,
Посол Королевства Нидерландов в России,
который подчеркнул важность сохранения исторического наследия и отметил особую роль Лефортовского парка – уникального по своей планировке и объединяющего традиции двух стран – России и Нидерландов. Как известно, первоначальная планировка парка была создана голландским лейб-медиком Петра Великого, Николасом Бидлоо. Сегодня парк признан объектом совместного культурного наследия России и Голландии.

Вопрос особой историко-культурной и археологической ценности Лефортовского парка был поднят еще в сентябре 2011 г. в рамках выставки Denkmal-Москва. Итогом этого стало спустя три года совместное издание – Атлас Лефортовского парка, в котором исследуется его эволюция и уцелевшие фрагменты первоначальной планировки.
Вид на Головинский пруд в современном Лефортово. Материалы из Атласа Лефортовского парка

Сергей Худяков,
директор МГОМЗ «Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино»,
напомнил, что Лефортовский парк вошел в состав музейного комплекса «Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино» в 2005 году, но достался он руководству музея в весьма плачевном состоянии. С тех пор постоянно ведутся противоаварийные работы по поддержанию парка, но, конечно, этого недостаточно. Первостепенной задачей Худяков видит включение парка в контекст города: «Парк должен стать общедоступным, а в его воссоздании должны принять участие и городские власти, и общественность».
Грот в Лефортовском парке. Источник: wikimedia.org

Елена Верховская,
заместитель директора МГОМЗ «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино» по образовательной и просветительской работе,
отметила, что нынешнее состояние парка является результатом градостроительной политики конца XIX – начала XX вв. Дальнейшие губительные изменения были связаны с решением городских властей провести по парковой территории участок ТТК. Тогда общественность ывступила в защиту парка, и трассу убрали в тоннель, что, однако, не спасло зеленую зону от перемен к худшему.
 
Серия докладов

Доклад Марике Кёйперс. Фотография А.Павликовой

Марике Кёйперс,
профессор Культурного наследия Делфтского технического университета, ведущий специалист Государственной службы Нидерландов по культурному наследию,
представила доклад «Голландские парадизы в прошлом и настоящем России»:

«Прошлое Голландии и России тесно переплетается. В истории развития двух стран есть очень много общего. Особенно явными пересечения двух культур становятся во времена правления Петра I, который долгое время находился в Голландии, изучая основы кораблестроения, знакомясь с культурой и традициями страны. Голландские архитекторы всегда активно работали с водой, поскольку вся территория Нидерландов располагается ниже уровня моря. Для освоения земель приходилось буквально отвоевывать сушу, прорывая каналы, строя мосты, плотины и дамбы. Эта практика очень заинтересовала Петра I, и подобные приемы управления землей и строительства городов он пытался перенести на российскую почву. Кроме того, находясь в Нидерландах, Петр Великий неоднократно посещал знаменитые усадьбы нашей страны, изучал, как устроены ландшафтные парки и ботанические сады с экзотическими растениями, которые купцы привозили  из дальних странствий. Такие сады были типичны для Голландии. И уже тогда Петр I понял, что с помощью сада можно подчеркнуть значимость любой постройки.
Рисунок «увеселительного сада» Принца Маурица в Гааге (1622). Партер Головина с двойными кругами напоминает сад принца Маурица. Материалы из Атласа Лефортовского парка

Очевидно, что уже в то время происходил активный обмен опытом. Из Голландии российский царь привозил не только книги, но и специалистов, в числе которых был и Николас Бидлоо. Последний после завершения своей деятельности в качестве военного медика получил разрешение от государя построить собственную усадьбу с большим парком на берегу реки Яузы. В архивах мы нашли план водного парка времен Петра I. За основу Лефортовского парка был взят традиционный голландский сад с водными каскадами. Одним из возможных источников вдохновения мог служить город Розендаль, расположенный на возвышенности и активно использующий водные каскады. Кроме того, надо учесть, что Бидлоо был сыном ботаника и аптекаря, поэтому, конечно, очень много знал об устройстве садов и парков. К сожалению, сегодня от парка петровского времени практически ничего не осталось. И наша задача – попытаться сохранить уцелевшие фрагменты истории, а по возможности воссоздать некогда утраченное».
Водная структура парка Лефортово. На территории всего 9 прудов, 5 из них заложил сам Бидлоо в 1723 г. Материалы Атласа Лефортовского парка

Мариэль Кок,
старший консультант по архитектурному наследию и историческим паркам Государственной службы Нидерландов по культурному наследию,
не стала затрагивать проблемы Лефортовского парка. Она предложила участникам конференции самостоятельно провести параллели между ним и реализованными проектами преобразования исторических парков в Голландии.

«В Нидерландах сегодня 63 тысячи объектов, находящихся под охраной государства, из них 500 являются объектами садово-паркового искусства. В случае необходимости внесения изменений в тот или иной объект наследия мы начинаем работу с поиска оптимально сбалансированного решения, учитывающего прошлое, настоящее и будущее памятника. В первую очередь изучается его история, археология, архивы. Формируется команда единомышленников, объединяющая специалистов из самых разных областей. Тщательный анализ историко-культурной ценности места позволяет получить представление о перспективах его развития.
Усадьба Сингравен сегодня. Источник: wikimedia.org

Приведу один пример. Усадьба Сингравен расположена в провинции Оверэйсел в деревне Денекамп. Это средневековая постройка с характерными для того времени архитектурными особенностями. Перед усадьбой всегда располагался большой и красивый парк. Но за долгие годы своего существования он ни раз подвергался значительным изменениям. Примерно 10 лет назад усадьбе была дана новая жизнь. В 2004 г. был создан план развития усадьбы, здание отреставрировали и открыли для посещения, существующие постройки приспособили под современные функции. Кроме того, были построены новые объекты. Открылись магазины, пункты проката велосипедов и даже появилось жилье.
Усадьба Сингравен. Водный каркас парка. Источник: www.hoogeveenonline.nl

Отдельный проект был разработан для воссоздания парка, пересеченного рекой. И здесь, как и в случае с Лефортовским парком, самым важным аспектом было управление водой. Река Сингравена имеет особое значение для нашей страны в силу своего возраста – она очень старая, слои отложений там насчитывают более 10 тысяч лет. На территории усадьбы река управлялась дамбами, что также позволяло установить вдоль ее берегов водяные мельницы. Некоторые мельницы до сих пор функционируют, а дамбы были отремонтированы. Но в прежние времена территория усадьбы из-за проходящей здесь реки часто страдала от наводнений. Строительство дамб позволило сделать уровень воды стабильным, однако это нарушило естественный природный баланс. Дискуссия о том, каким образом организовать водную систему, ведется до сих пор. Сегодня можно говорить только о начальном этапе работы, на котором мы пытаемся осознать значение воды для усадьбы, без которой у этого места нет души».

Ханк ван Тилборг,
ландшафтный архитектор, директор студии «Ландшафтные архитекторы H+N+S», Нидерланды
подробнее остановился на содержании представленного публике Атласа:
Разворот Атласа Лефортовского парка

«Атлас призван дать толчок к дальнейшему преобразованию и восстановлению территории парка Лефортово. В этот процесс вовлечено огромное количество специалистов с обеих сторон. Все началось три года назад с обсуждения и поиска путей реализации и партнеров. Была проведена исследовательская работа, результатом которой стал Атлас, состоящий из трех основных частей. В первой – описывается позиция Лефортово в историческом контексте усадеб Голландии и России. Во второй части большое внимание уделяется роли Петра I и Николаса Бидлоо. Акцент сделан именно на этих двух фигурах, их творческом подходе, нашедшем отражение в парке. Третья часть дает представление о том, как, используя исторические знания, можно увидеть будущее парка.
«Большая закладка маленького Эрмитажа» Бидлоо, оригинальный рисунок Бидлоо перовского периода (1723 г.). Источник: архив РГАДА, Москва

Доминирующий временной слой – слой времен Петра Великого, поэтому мне кажется правильным именно этот слой использовать как основной при восстановлении парка. Сохранились карты, позволяющие понять наследие Петра I и Николаса Бидлоо. На Яузе располагался военный госпиталь, а выше по течению – прекрасный сад. Для строительства в Лефортово был спроектирован уникальный крестовый пруд по голландскому образцу, который сегодня утрачен.
От исторического парка Бидлоо сохранились остатки прудов, аллей, видовые линии и др. Декоративные элементы практически полностью исчезли. Материалы Атласа Лефортовского парка

В Атласе описаны основные принципы проектирования Бидлоо, использовавшего математические соотношения осей и пропорций, благодаря которым был создан поражающий воображение сад с неожиданно возникающими перспективами. Главную роль в формировании этого образа играла воды, водные каскады и, конечно, душа парка – река Яуза, выступающая связующим и объединяющим элементом. Целостность места была связана с огромным количеством мостов – слой, который тоже полностью исчез. Важно еще и то, что даже в Голландии каскадные парки практически нигде не сохранились, большинство из них были переделаны в ландшафтные. В связи с этим значение парка Лефортово еще более возрастает.
Крестовый пруд в «маленьком Эрмитаже» Бидлоо (1730 г.). Пруд сильно напоминает Крестовый пруд, спроектированный для Петра и располагавшийся в нескольких сотнях метров. Материалы Атласа Лефортовского парка

Особое внимание в Атласе уделено эволюционному развитию парка, который в разные времена использовался для самых разнообразных нужд – от элемента дворцового ансамбля и сада при кадетском корпусе до запущенного городского парка районного значения. Исследуются методы работы проектировщиков, принимавших участие в судьбе этого места. От этих и многих других факторов зависит, как и в какой мере возможно восстановить парк сегодня.
Екатерининский дворец, фрагмент юго-восточного фасада. Источник: wikimedia.org

Мне кажется важным в первую очередь сохранить то, что еще осталось. Но в связи с тем, что парк является городским, необходимо обращать внимание на доступность, устройство дополнительные входов, подготовку программы использования и функционирования. Надо учитывать сегодняшние требования, черпая вдохновение из прошлого».
 
Круглые столы

После подробных и увлекательных докладов приглашенных экспертов, были проведены круглые столы, посвященные археологическим исследованиям территории парка, вопросам регенерации исторических ландшафтно-парковых ансамблей и их градостроительному планированию, а также современному подходу к культурно-историческому анализу объектов садово-паркового искусства.

Профессор Александр Векслер,
руководитель секции «Сохранение объектов археологического наследия Москвы» Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия Москвы,
рассказывая об археологической части исследования Лефортовского парка, назвал Лефортово уникальным в ряду других парков столицы с точки зрения археологии:
Конференция во флигеле «Руина» музея им. Щусева. Фотография А.Павликовой

«Это первый регулярный парк России, созданный на основе парка Головиных. Сегодня он занимает нижнюю террасу. За время своего существования в этом месте произошел целый комплекс серьезных изменений, пришедшихся на эпоху правления Елизаветы, Павла I, ранний период творчества Растрелли и т.д. В связи с этим здесь можно обнаружить многочисленные временные наносы, которые сегодня возможно изучить только с помощью археологических исследований. Археологические работы на данной территории велись начиная с 1930-х гг., затем они были возобновлены во время строительства ТТК. Масштабные археологические исследования проводились и в период с 1998 по 2003 г. Я участвовал в исследовании водных территорий парка, осушенных на время работ. Все это позволило последовательно вскрыть основные этапы развития места, а значит – получить исходные данные для разработки проекта возрождения. На сегодняшний день у нас имеется серьезная коллекция археологических находок, которые следовало бы музеефицировать и представить на территории парка».
Археологические исследования на территории парка Лефортово в 1999-2003 гг. Материалы Атласа Лефортовского парка. Источник: Археологические исследования Москвы (Векслер, Воронин, Пирогов «Парк Лефортово в Москве – исторический обзор и материал археологического исследования», 2004 г.)

Марина Ляпина,
начальник Управления популяризации объектов культурного наследия и информационного обеспечения Мосгорнаследия:

«На втором этапе археологического исследования встала задача изучить наземные структуры парка, его планировки и остатки сооружений. Так, нас интересовала Аннегофская «кашкада», расположенная на восточной берегу Аннегофского канала и служившая верхней террасой и подпорной стеной. Нами было обнаружено ее северное крыло из белого камня высотой порядка 1 метра. Центральная часть не сохранилась. Еще одной интересной зоной исследования стала территория Головинского дворца. Нам удалось обнаружить остатки его фундамента из белокаменных блоков, а также лестницу. Раскопки среднего партера прямоугольного острова выявили дорожки середины XVIII века. В центре парка была обнаружена беседка.
Археологические исследования на территории парка Лефортово в 1999-2003 гг. Материалы Атласа Лефортовского парка. Источник: Археологические исследования Москвы (Векслер, Воронин, Пирогов «Парк Лефортово в Москве – исторический обзор и материал археологического исследования», 2004 г.)

Все археологические работы дают совершенно определенное представление о том, насколько серьезно сегодняшний рельеф  отличается от исторического. Наверное, ни один парк в Москве не был исследован более тщательно, чем Лефортово, что особенно важно, учитывая, что его ландшафт был изменен практически на 100%. Но есть здесь и положительный момент: археология показала, что исторические архивные документы верны и реконструкция парка на их основании возможна».

Елена Царева,
НПО «Исторические зоны» ГУП Генплана Москвы,
высказала убеждение, что Лефортовский парк должен быть включен в общий контекст зеленых зон и усадеб, расположенных вдоль Яузы, начиная от сквера Васильевский луг в устье реки и оканчивая парком Сокольники.

«Существующая культурная ось парков вдоль Москвы-реки от Воробьевых гор через Нескучный сад и парк Зарядье должна перекинуться дальше на Васильевский луг к Яузе. Такой способ включения мы видели на примере Парка Горького. Только став частью общей зеленой линии, парк стал работать.
Разворот Атласа Лефортовского парка. Изображение Анненгофа с высоты птичьего полета.

Важно также рассмотреть окружение Лефортово. На самом деле, парк – это только часть великолепного дворцового ансамбля, включающего сам дворец, оранжерейный комплекс, храм Свв. Петра и Павла, растреллиевские корпуса и т.д. Поэтому наша задача состоит не только в воссоздании парка, но и в возвращении ему утраченных зданий и сооружений. Без этого говорить о возрождении парка бессмысленно.

Семь лет назад институт Генплана работал над проектом планировки парка. Тогда мы насчитали на его территории около 20 пользователей и предполагали вывод всех этих организаций, а дворец планировали превратить в музей. Были даже начаты переговоры с Департаментом  имущества. Но все наши усилия разбились о нежелание собственников пойти навстречу и отсутствие заинтересованности со стороны властей.  

Лефортово – тот самый объект, где можно выявить все присутствовавшие здесь слои. В основе – парк Бидлоо, дальше – Головинский дворец, который мы мечтали восстановить или хотя бы экспонировать его фундаменты, слои XIX века, отражающие период нахождения здесь кадетского корпуса и возникновение пейзажного парка. Даже элементы Лефортовского сада, дворец которого находился на противоположном берегу Яузы, можно было бы рассматривать сегодня как часть единого ансамбля».

Ярослав Ковальчук,
ГУП Генплана Москвы,
рассказал об идее создания рекреационной оси вдоль Яузы более подробно.

«Берега Яузы – это очень разнообразное и многофункциональное городское пространство. В нижнем течении реки есть масса объектов культурного наследия – церкви, промышленные сооружения XIX – начала XX веков, жилые дома разных периодов. Одним словом, это крайне насыщенная и зеленая территория, которая при этом долгие годы пребывает в критическом состоянии и крайне мало используется городом. Если за парком Лефортова в последнее время еще хоть как-то следят музейные сотрудники, то другие культурные объекты, скажем, усадьба Разумовского, совершенно запущены. Набережные служат магистралями, а памятники вдоль реки никак не связаны друг с другом. Ключевая проблема – отсутствие доступа: нет общественного транспорта, парковок и даже пешеходных маршрутов. Еще один момент – слишком малый процент жилых районов. Если парк сегодня будет восстановлен, то непонятно, кто им будет пользоваться. ведь вокруг практически никто не живет. Нужно не только задаться целью воссоздания Лефортово, нужно развивать весь район, ведь потенциально он мог бы стать одним из лучших мест Москвы».

Елена Игнатьева,
главный инженер «Эководстройпроект»,
рассказала о перспективах восстановления водной структуры парка. Она высказала убеждение, что измененный уровень воды можно вернуть в исторические отметки, даже не сбрасывая воду в Яузу. Кроме того, сегодня уже согласован проект реставрации плотины Головинского пруда. Возможно осуществить санитарный водообмен и оборотное водоснабжение, в котором сможет участвовать и Овальный пруд. Не будет проблемой и восстановление всех исторических контуров водоемов. Елена Игнатьева подчеркнула, что начинать реставрацию парка однозначно надо с водной системы.
Картина заросшего большого пруда (1910 г.). Материалы Атласа Лефортовского парка

По словам Ольги Жибуртович
из Моспроект-2,
парку необходима согласованная градостроительная и транспортная документация, а также утверждение предметов охраны по территории памятника с фиксацией найденных археологами ценностей. Параллельно необходимо разрабатывать серьезный проект реставрации, наметив этапы реализации работ.

Марина Плужникова,
Москомархитектура,
предложила прорабатывать вопрос преобразования парка в рамках актуализации генерального плана города, не ограничиваясь только проектом планировки.
Бетонные берега реки Яуза. Середина XX века. Источник: www.retromap.ru

Итогом конференции стало решение направить властям Москвы официальное письмо от общественности с целью привлечения их внимания к судьбе Лефортовского парка.

09 Июня 2014

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Пресса: «Ландшафтная архитектура Нидерландов» представлена...
Географическое положение Нидерландов предопределило образ жизни людей, особенности экономики, культурное своеобразие. Уже несколько веков голландцы воюют с морем за сушу. Но со временем пришлось признать, что борьба с природой не так продуктивна, как диалог с ней. Выставка в Музее архитектуры имени Щусева так и называется – «Диалог с водой. Ландшафтная архитектура Нидерландов».
Технологии и материалы
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Сейчас на главной
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.