«Серп и молот»: результаты конкурса

Проекты всех пяти команд с картинками, описаниями и комментариями жюри.

mainImg
Как мы уже сообщали, составленный членами жюри рейтинг проектов международного конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию территории завода «Серп и молот» был объявлен 25 апреля. Результаты голосования жюри, заседание которого состоялось накануне, собравшимся объявил Сергей Кузнецов, подчеркнув, что и на этот раз организаторы использовали уже отработанную схему – когда жюри составляет рейтинг, который носит рекомендательный характер; окончательного победителя определит заказчик конкурса, «Дон-Строй Инвест», через месяц. Таким образом – подчеркнул Сергей Кузнецов, – все пять команд, невзирая на распределение мест, по-прежнему остаются претендентами на окончательную победу (и подписание контракта на проектирование), но у проекта, занявшего первое место, шансов все-таки больше, поскольку рейтинг – самая качественная и объективная оценка. Сам конкурс, по мнению главного архитектора, стал одним из лучших среди всех проведенных в последнее время в Москве, отличившись очень сильным составом участников, жюри и экспертов.

По словам главы института Генплана Каримы Нигматуллиной, вопрос реновации промзон сегодня стоит очень остро, поэтому проведенный конкурс имеет большое значение не только для данного участка, но для всех московских промзон. В данном случае институт Генплана выступал в качестве организатора, занимался составлением технического задания, формулировал цели и задачи и обеспечивал чистоту процедуры. На этапе реализации именно институт Генплана займется подготовкой проектов планировки. Главный архитектор института Андрей Гнездилов заметил, что для победы в конкурсе нужны яркие и запоминающиеся идеи, однако на этапе реализации не все из них оказывается возможным воплотить в жизнь. Проект придется адаптировать и «приземлять», поэтому результаты конкурса – это только начало пути. Впереди – огромная и продолжительная работа по реализации проекта, которая, по предварительным оценкам Алены Дерябиной, займет от 5 до 10 лет.

Первое место* / MVRDV
/ Сохраняя романтику индустриального наследия
*в рейтинге жюри
Карима Нигматулина. Фотография А.Павликовой
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
За проект команды MVRDV из Нидерландов отдало свои голоса абсолютное большинство членов жюри.

Его главное отличие – чрезвычайно бережное отношение к наследию завода «Серп и молот», его «духу места»: всё производство с территории будет убрано, но архитекторы сохраняют и развивают сетку улиц, а также часть заводских зданий и конструкций, в частности, (по словам Сергея Кузнецова), «заброшенные железнодорожные ветки авторы проекта превратили в интереснейшие элементы городской среды, создав уникальный кольцевой парк с встроенными в него культурными и инфраструктурными объектами».

Другой важной целью проекта, по словам его авторов, было защитить его жителей от шума и загрязнения: поэтому по периметру участка, вдоль проспекта завода «Серп и молот» и шоссе Энтузиастов, они разместили общественную и техническую зоны, а дома расположили в центральной части.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот»
© MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB

Жюри о проекте MVRDV:
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Главное преимущество этой работы – деликатность подхода к существующим на территории завода объектам. Несмотря на то, что в отличие от ЗиЛа, эта площадка не изобилует памятниками архитектуры и объектами культурного наследия, архитекторы продемонстрировали максимально бережное и уважительное отношение к памяти места. Например, они учли имеющуюся планировку территории, нашли интересные решения по включению в ткань нового района сохранившихся заводских корпусов.

Немаловажным фактором при оценке проекта стала его экономическая составляющая и разумное предложение по очередности строительства. По предварительным подсчетам девелопер намеревался инвестировать в проект примерно 140 млрд. рублей, и концепция MVRDV учитывала эти цифры».
 
Андрей Гнездилов, главный архитектор НИ и ПИ Генплана Москвы:
«На мой взгляд, авторы проекта-победителя сумели найти очень яркий образ. Основные принципы данной работы – сохранение существующей застройки и среды. Их идеи безумно интересны, хотя некоторые не совсем реальны для воплощения в жизнь. Как конкурсные идеи, как драйверы проекта они вполне могут быть. Любая конкурсная работа – это во многом лозунг, обозначающий основополагающие принципы и направления развития. Однако на этапе реализации институту Генплана придется адаптировать и приземлять этот проект, а некоторые захватывающие предложения делать проще и прагматичнее».
 
Рикардо Бофилл младший, архитектор-градостроитель, вице-президент архитектурной мастерской Рикардо Бофилла (RBTA):
«Я бы сказал, авторам проекта, занявшего первое место, удалось сохранить ДНК завода – производство с территории «Серпа и Молота», конечно, будет полностью выведено, но дух места останется. Создавая новое, архитекторы MVRDV не стирают прошлое, а интегрируют его в настоящее. Я уверен, что в случае реализации этого проекта заводская площадка превратится в новый центр притяжения. Помимо создания многофункционального пространства для жизни, отдыха, работы, совершения покупок и т.д., концепция предполагает огромное количество зелени и парков, а также предусматривает связь города с рекой Яузой».
 
Петр Лоренс, вице-президент Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP, декан факультета городского дизайна и регионального планирования Гданьского технологического университета:
«На мой взгляд, был выбран действительно лучший проект. Единственный из всех представленных на суд жюри, который внимательно и очень бережно отнесся к промышленному наследию территории завода».
 
Ханс Штиманн,член Архитектурного совета Москвы, член Союза московских архитекторов, бывший главный архитектор Берлина:
«Жизнеспособность этого участка Москва напрямую зависит от сбалансированности функций, и, как мне кажется, проект, занявший первое место, с этой задачей прекрасно справился. Однако еще важнее то, что его авторы не просто наполнили район новыми функциями, но смогли при этом сохранить индустриальную «ауру» места».
 
Оливер Шульце, ведущий датский урбанист, бюро Schulze + Grassov (Копенгаген) и Citymakers (Москва):
«Проект MVRDV стал безусловным лидером голосования благодаря тому, что эти архитекторы сделали ставку не только на традиционные для такого жанра парки, скверы и дворики, но также переосмысли градостроительную роль улиц. Улицы нового района будут предназначены не только и не столько для машин, сколько для пешеходов, вернут себе роль не только транзитных артерий, но и пространств повседневной коммуникации, и, как мне кажется, именно в этом ключ к высокому качеству жизни в городе».
***
 
Второе место / Ateliers Lion associés / На оси парка
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Авторы предлагают увеличить крытую часть Третьего кольца и построить на территории, «выигранной» у магистрали путем удлинения туннеля, «Центральный парк», который разделит территорию на два малых треугольника и станет частью «зеленой артерии» – непрерывной линии зелени от Краснокурсантского сквера на севере к Рогожскому кладбищу на юге. Архитекторы рассматривают отведенную территорию широко, их проект во второй очереди «выходит за рамки периметра», обращая внимание на прилегающую часть шоссе Энтузиастов и площадь Ильича. Третий этап обустройства вообще должен быть посвящен, по убеждению архитекторов, только работе вне периметра рассматриваемой территории, его цель – обеспечение коммуникаций с застройкой, расположенной к северо-востоку от нового района.

Ateliers Lion associés (также как и авторы проекта, занявшего первое место) сохраняют существующую структуру улиц и отделяют жилые дома от магистралей полосой построек торгового и офисного назначения. Но сетка кварталов в их версии организована плотнее.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Проект Ateliers Lion Associés продемонстрировал применение четкой структуры улиц. Здесь сделан акцент на проницаемость территории и формирование строго квартальной системы. Однако в этой чрезмерной проницаемости таится некая опасность, поскольку мы бы не хотели иметь на территории выраженный транзит. Наверное, этот фактор и помешал французской команде подняться на первое место. Но предложенная структура с точки зрения городской ткани была очень правильной».
 ***
 
Третье место  / LDA Design / Город-сад
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
В проекте LDA Design преобладает идея зеленого пространства: архитекторы видят всю территорию как парк, внутри которого расставлены здания и даже задумываются о возобновлении внутри района биологического разнообразия – в равной степени с «возобновлением систем энергообеспечения». Идее природного ландшафта подчинены и свободная структура улиц (вкупе с множеством пересекающихся дорожек), и бионические обтекаемые формы общественных зданий.

На территории бывшего завода «Серп и молот» авторы предлагают разместить три «городских пика», представляющих разные функции: культурный центр, центр досуга и деловой центр. «Пики» планируется выделить плавным увеличением этажности зданий, также постепенно повышая в этих точках и высоту зелени парка.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«В этом проекте все члены жюри обратили внимание на очень яркое предложение по созданию многофункционального культурного центра в сердце участка».
***
 
Четвертое место / Проект Меганом / «Зеленая река»
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Меганом проложил зеленую ось района в своем варианте проекта не вертикально, как Lion associés, а в поперечном направлении, с востока на запад. Ось, которую архитекторы называют «Зеленая река», вписана в структуру значительно более масштабной идеи Юрия Григоряна: бульвар «Серпа и молота» мог бы (в глобальной перспективе) соединить Лосиный остров с зелеными массивами московского юго-запада. На ось «Зеленой реки» нанизаны центральный парк, общественные здания, коммерческий и деловой центр. Такая структура, по убеждению авторов, притянет ресурсы в деловой центр, не позволяя проектируемой территории стать спальным районом в центре города.

Жилые кварталы при этом расположены несколько в стороне: дома образуют периметр с зелеными рекреационными зонами внутри. Таким образом создается баланс между активным общественным центром «Зеленой реки» и тихой и спокойной жилой зоной района.

zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«В концепции «Проект Меганом» нашла отражение идея, которую Юрий Григорян давно исследует и продвигает на теоретическом уровне. Это концепция «зеленой реки» и соединения северо-восточного (Лосиный остров) и юго-западного клиньев Москвы. Вдоль реки возникают всевозможные общественные пространства и культурные кластеры. Большое внимание в проекте уделено интеграции нового района в общее пространство Москвы».
***
 
Пятое место / de Architekten Cie/ Оживленный район
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
De Architekten Cie видят свою версию района «Серпа и молота» как «один из наиболее оживленных и космополитичных центров Московского столичного региона». Неудивительно, что здесь большое внимание уделено развитию рекреационных и общественных территорий. В нижнем остром углу треугольника участка команда de Architekten Cie расположила развитую общественную зону с форумом, от которого отходит пешеходная аллея. Территория завода разделена на две неравные части «зеленым поясом» – спортивным парком, с расположенными в нем школами и спортивными площадками. Другой крупной зеленой зоной стал бульвар, своеобразный «портал», берущий свое начало в верхней, северной, вершине треугольника участка.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Компания De Architekten CIE из Нидерландов разработала довольно четкую структурную часть, но нам она показалась излишне механистичной. При этом хочу подчеркнуть, что это очень сильная работа, которая вполне могла бы быть реализована, если бы не столь сильный состав участников и столь серьезная конкуренция».
***

Жюри о конкурсе:
Алена Дерябина. Фотография А.Павликовой
Алена Дерябина, генеральный директор ЗАО «Дон-Строй Инвест»:
«Изначально мы наделись, что конкурс позволит нам консолидировать международные креативные идеи, а также получить экспертное заключение от достаточно широкого круга специалистов – по экологии, транспорту, урбанистике. Однако результаты конкурса превзошли все наши ожидания. Профессиональный уровень представленных на конкурс работ нас приятно поразил. Глубина проработки каждого проекта такова, что любой из них можно использовать как готовое решение. Работ, представленных набором стандартных решений, просто не было: в каждом проекте можно отметить те или иные уникальные особенности».
Рикардо Бофилл на объявлении результатов конкурса 25 апреля. Фотография А.Павликовой
Рикардо Бофилл младший, архитектор-градостроитель, вице-президент архитектурной мастерской Рикардо Бофилла (RBTA):
«Прежде всего, хочу поблагодарить Правительство Москвы и лично Главного архитектора Москвы за те изменения, которые сегодня переживает ваш город. Я помню Москву десятилетней давности – город, в котором мы пытались начинать работать, и это был совсем другой город. Сегодняшняя Москва подходит к вопросам градостроительного развития куда более взвешенно и осознанно, и результаты такого подхода мы можем наблюдать уже сегодня. Территория «Серпа и молота» похожа на сценическую площадку, она имеет не просто градостроительное, но огромное символическое значение. Мне чрезвычайно импонирует, что город намерен комплексно развивать эту территорию, осваивая ее в рамках единой концепции, которая к тому же выбирается в ходе международного архитектурного конкурса с привлечением лучших бюро мира».

Петр Лоренс, вице-президент Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP, декан факультета городского дизайна и регионального планирования Гданьского технологического университета:
«Возможно, ваш город еще даже не совсем готов к реализации подобного проекта, так как не до конца удовлетворены потребности людей в жилье и рабочих местах нового поколения, но это прекрасный проект на вырост. Я сужу по Польше: 10 лет назад тема развития общественных пространств там тоже мало кого волновала, но сегодня она стала одной из самых актуальных и востребованных.

Данный конкурс получился очень интересным еще и потому, что каждая из пяти команд предложила свой собственный сценарий развития территории. Знаете, ведь очень часто бывает, что конкурсанты практически совпадают в своем видении будущего того или иного участка, и жюри вынуждено выбирать из практически одинаковых схем, разве что раскрашенных по-разному. В данном случае, к счастью, все сложилось иначе: у членов жюри был реальный выбор. И как мне кажется, выбор был сделан правильный».
 
Ханс Штиманн, член Архитектурного совета Москвы, член Союза московских архитекторов, бывший главный архитектор Берлина:
«Состоявшийся конкурс показался мне чрезвычайно интересным и важным, причем не только для Москвы, которая найдет его результатам практическое применение, но и в общеевропейском смысле. Ведь это совершенно уникальная история – комплексная реорганизация территории такой внушительной площади и столь стратегически важно расположенной. Относительная близость к центру и крупным транспортным магистралям позволяет говорить о том, что у территории завода есть все шансы стать неотъемлемой частью Москвы, а ее колоссальная площадь позволяет говорить о создании города в городе. Ну, в общем, в масштабе Европы это и был бы отдельный город».
 
Оливер Шульце, ведущий датский урбанист, бюро Schulze + Grassov (Копенгаген) и Citymakers (Москва):
«Мне кажется, проведенный конкурс и его результаты наглядно иллюстрируют те изменения, которые сегодня переживает Москва. Раньше мы знали этот город как колоссальное сосредоточение мест жительства и мест работы, жители которого постоянно курсировали из точки А в точку Б, наполняя мегаполис транзитными потоками, которые во многом и определяли его характер и лицо. Теперь ситуация меняется: Москва начинает уделять внимание общественным пространствам, задаваясь вопросом, как и что может объединить места жизни и работы в единый дееспособный организм, могут ли они сосуществовать и что именно может служить для них «соединительной тканью». И в этом смысле заявленная стратегия развития территории завода «Серп и Молот» кажется очень правильной: это будет район мультиформатной застройки, в котором центральная роль будет отведена именно общественным пространствам. Общественные пространства, их качество и количество были одним из основных критериев оценки  представленных на конкурс проектов».
 
***
Конкурс стартовал в сентябре 2013 года, в конце ноября жюри выбрало пять команд, которые продолжили борьбу во втором туре соревнования. Ими стали: LDA Design (Великобритания), Ateliers Lion Associés (Франция), De Architekten CIE (Нидерланды), MVRDV (Нидерланды) и Проект Меганом (Россия). Конкурсантам необходимо было разработать проект ревитализации территории бывшего завода «Серп и молот», создав на предлагаемом для проектирования участке городскую среду с многофункциональной застройкой – район, включающий в себя жилые кварталы, офисные и торговые центры, рекреационные и общественные пространства. Заказчиками конкурса, напомним, выступила компания «Донстрой», организаторами – ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы».
 

29 Апреля 2014

Похожие статьи
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Пресса: Проект планировки территории завода «Серп и Молот»...
Компания «Донстрой» в целом согласовала с LDA Design и UHA London, которые победили в конкурсе на архконцепцию реорганизуемой территории завода «Серп и Молот» в Москве, схему генерального плана застройки этой территории.
Пресса: «Серп и Молот»: интеграция в мегаполис
25 апреля состоялось официальное подведение итогов международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот», проведенного при поддержке Москомархитектуры и Стройкомплекса столицы. Речь идет об одной из самых обширных московских промышленных зон, расположившейся на площади 87 га к юго-востоку от исторического центра столицы в непосредственном соседстве с историческими районами Лефортово и Рогожской слободы.
Пресса: Строительство на территории промзоны «Серп и молот»...
В конкурсе концепций освоения территории завода «Серп и молот» победил проект команды архитекторов из Нидерландов, предложивший сохранить в новой застройке элементы стальных конструкций промзоны. Концепцию ждет доработка, а к строительству приступят не ранее 2015 года.
Пресса: Жюри конкурса на реконструкцию завода «Серп и молот»...
Сегодня были объявлены результаты Международного конкурса на архитектурно-планировочную концепцию территории завода «Серп и Молот». По решению жюри победителем стал проект, представленный знаменитым нидерландским бюро MVRDV из Нидерландов. Однако, решение не окончательное.
Пресса: На месте промзоны «Серп и молот» появятся парки и...
В пятницу, 25 апреля, станет известен победитель международного архитектурного конкурса на концепцию развития промзоны «Серп и молот» - на ее месте появится новый жилой квартал с офисами, парками и всей необходимой инфраструктурой.
Пресса: Как закалялась сталь «Серпа и молота»
Через несколько лет одно из старейших промышленных предприятий Москвы металлургический завод «Серп и молот» исчезнет с карты города, уступив место новому городскому кварталу. «Ъ» проник за охраняемую проходную завода, прошелся по заброшенным цехам и узнал, как выплавлялась сталь. Последние дни завода – в репортаже «Ъ».
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.