Архсовет Москвы–2

Подробный рассказ об архсовете 17 апреля 2013 года, на котором обсуждались 3 проекта: торговый центр на Славянском бульваре, судьба старого здания Некрасовской библиотеки и комплекс автосервиса по проекту Владимира Плоткина.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе
Россия, Москва, Пересечение Рублевского и Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Генпроектировщик ТПО «Резерв». В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова.

2003 — 2013

Фирма «Микстрейд».
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре
совету представил главный архитектор компании «АСП» Энис Онжуоглу (Enis Oncuoglu). Участок общей площадью 2,55 га и перепадом рельефа около 8 метров расположен рядом с метро «Славянский бульвар», в том месте, где бульвар и Кутузовский проспект, расходясь под острым углом, образуют треугольник. Торговый центр (4 надземных этажа, 3 этажа подземной парковки) занимает этот участок целиком, вписываясь в его границы строго по периметру.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. План организации движения
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Макет
zooming
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Разрез

По словам авторов, основной архитектурного образа здания стала тема воды: на его фасаде чередуются «волны» серо-голубых оттенков из стекла и металла, а три атриума внутри посвящены один морю, другой реке, третий озеру. По убеждению архитекторов, проект должен оживить район и поставить точку в развитии Славянского бульвара. Перед главным входом в торговый комплекс планируется организовать небольшую площадь, которая станет частью транспортно-пересадочного узла: сюда обращены выходы из станции метро «Славянский бульвар». С противоположной стороны, вдоль Давыдковской улицы задуман сквер. Кроме того, по словам авторов, комплекс должен стать шумозащитным барьером, защищающим жилые дома от Кутузовского проспекта. С четвертого этажа, задуманного как исключительно общественная зона, предусмотрены выходы на открытую террасу на крыше с видом на сквер вдоль Давыдковской улицы. Транспортная схема проекта, как рассказал Энис Онжуоглу, разрабатывалась совместно с НИиПИ Генплана и лондонской командой Тони Брауна.

Впрочем, сразу же после рассказа архитекторов со слов главного инженера НИиПИ Генплана Михаила Крестмейна выяснилось, что рассмотрение данного проекта на транспортной комиссии Москомархитектуры запланировано только на следующий день после заседания архсовета, а потому говорить о каких-либо транспортных расчетах, потоках и нагрузках еще «рано и не совсем корректно». Единственное, что можно сейчас утверждать – заметил Михаил Крейстман, – это что здание не мешает строительству развязки на Старорублевском шоссе. Но так как эта территория имеет статус транспортно-пересадочного  узла, то, по словам Михаила Крейстмана, устройства здесь одних только общественных остановок (как запланировано в проекте) недостаточно, необходимо сделать сквозной проход, а еще лучше – отдать весь первый этаж пешеходам.

Заодно в самом начале обсуждения, благодаря выступлению из зала выяснилось, что проектирование было начато давно, а следовательно публичных слушаний по участку не было.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Вид с Кутузовского проспекта
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Вид сверху

Обсуждение проекта началось с выступления Ханса Штимманна – и сразу критически. По словам Штимманна, здание абсолютно игнорирует Славянский бульвар, будучи обращено к нему монотонной глухой стеной; архитектурное решение, особенно организация пространства – более чем спорны, а предложенный дизайн «больше подходит фену для волос, нежели зданию» и далек от типологии классического торгового дома.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина

Сергей Чобан отметил, что здание занимает весь участок, не предполагает никакого общественного пространства и одинаково реагирует на совершенно разные градостроительные ситуации: с одной стороны у него Кутузовский проспект, требующий крупного масштаба, с другой Славянский бульвар, в большей степени пешеходный – здесь, по словам Чобана, нужна большая детализация.

Другим существенным недостатком проекта Сергей Чобан назвал отсутствие концепции рекламы, «без которой современный торговый центр вообще не может рассматриваться». Сине-голубые цвета, выбранные для фасадов здания, по убеждению Чобана, будут ужасно смотреться в сочетании с щитами торговых брендов, а прямоугольную форму щитов никогда не удастся помирить с косыми линиями «волн» на фасадах: щиты неизбежно выстроятся лесенкой. Сергей Чобан предложил Москомархитектуре использовать опыт Германии, когда на стадии утверждения архитектурной части проекта утверждается и проект рекламы.

По словам Григория Ревзина, глядя на проект можно подумать что этот торговый центр находится не в Москве «на пересечении с Рублевкой, а километрах в 80-ти от МКАДа» –он мог бы разместиться где угодно, лучше всего рядом с большой автомобильной трассой.

Ревзин также сосредоточился на «элементах лукавства», заметных в проекте и его презентации. Так, заявленная рекреационная зона для жителей района оказывается небольшим сквером, который одновременно предназначен для основных пешеходных потоков и для загрузки магазина: в такой обстановке деревья выжить не смогут. Площадь торгового центра – 130 тыс. кв. м, в день сюда будет подъезжать минимум сто грузовиков, так что проект очень негуманен по отношению к жителям соседних домов – уверен Ревзин. Площадь перед главным входом также никогда не будет тихим рекреационным местом хотя бы потому, что речь идет о транспортно-пересадочном узле. 
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Ночной вид
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Общественная площадь

Владимир Плоткин также обратил внимание на сходство проекта с придорожным загородным торговым центром с огромной автостоянкой. Размещение его в перегруженной транспортом части города Плоткин назвал ошибочным. Он посоветовал авторам расширить, насколько это возможно, пешеходную зону перед главным входом, а сквер со стороны Давыдковской улицы и Староможайского шоссе убрать, сделав с этой стороны полуподземную загрузку магазинов. Что же касается архитектуры, то, учитывая значимость магистрали, появление на ней такого провинциального здания Плоткин посчитал недопустимым.

Особенно строг был в своей критике проекта Михаил Посохин: он назвал его оскорбительным для Москвы, «приплывшим из прошлого», а все строительство в целом – рационально неоправданным.

Евгений Асс подчеркнул, что архитектура всегда должна реагировать на ситуацию. В данном же случае, по его убеждению, проект необходимо отклонить и вновь пересмотреть ГПЗУ с точки зрения уместности размещения на участке торгового центра таких масштабов. Асс выразил сомнение в том, что на Кутузовском проспекте уместно развивать «тему воды», а архитектуру здания признал «безобразной».
 
Юрий Григорян заметил, что если бы инвестор более чутко отнесся к городу, то приобрел бы некий нематериальный актив, отчего в дальнейшем выиграл бы и его бизнес, поскольку «философия извлечения из участка максимального количества квадратных площадей становится все менее и менее популярна».
 
В финале обсуждения Сергей Кузнецов, отметив единодушие членов архсовета, а также враждебность самой функции торгового центра по отношению к городу, пообещал повторно вынести переработанный проект торгового комплекса на обсуждение.

Проект восстановления утраченного памятника XVIII-XIX вв. – усадьбы Салтыковой на Бронной,
на архсовете представлял Владимир Колосницын, рассказавший, что проектированием данного объекта его мастерская занимается начиная с 2005 года.
Владимир Колосницын. Фотография Аллы Павликовой

Участок – более чем известный, это квартал Некрасовской библиотеки за Новопушкинским сквером. Библиотека переехала оттуда на Бауманскую улицу в 2002 году (возможно, не все знают, но вначале для нее планировали построить новое здание на месте упавшего Бауманского рынка; затем ее место занял проект здания ГЦСИ, также впоследствии отмененный). Об обсуждении проекта на ЭКОСе в 2009 году см. здесь.
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Макет. Фотография Аллы Павликовой
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Ситуационный план. Пересъемка

Как рассказал Владимир Колосницын, первоначально в бывшем квартале Некрасовки планировалось построить торговый центр, но после обсуждения на общественном совете функцию изменили на апартаменты с подземным паркингом, торговыми помещениями и государственным образовательным учреждением художественно-эстетической направленности для детей-инвалидов. Проект предполагает воссоздание внешних фасадов усадьбы, внутренние же фасады восстановить не удастся за отсутствием исторической документации. Здания будут располагаться по периметру вокруг внутреннего двора.

Историческую справку представил Борис Пастернак. Он рассказал, что до наших дней сохранился главный дом усадьбы графини А.С. Салтыковой. В 1955 году его второй этаж был разобран и воссоздан с некоторыми искажениями. Проект предполагает восстановление этажа по чертежам из альбомов М.Ф. Казакова. В конце XVIII века дом фланкировали два флигеля, затем весь участок был обстроен по периметру  наконец в 1910 году по проекту Юлия Дидерихса был построен самый известный сейчас угловой корпус (на нем все еще видна вывеска библиотеки). Несколько зданий квартала были снесены в 1996 году (стихийно, – как заметила в ходе обсуждения историк и один из содокладчиков Ольга Замжицкая). Кроме главного дома сохранилось еще строение №6 –каретный сарай начала XIX века, лишенный охранного статуса и предназначенный ко сносу.
zooming
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Слева вид с Большой Бронной, справа внутренний двор. Пересъемка
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасад со стороны Большой Бронной
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасад со стороны Тверского бульвара
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасады. Пересъемка

Андрей Гнездилов резко высказался против того, чтобы маскировать новое здание в новом объеме и с новой функцией под старое и тем более – называть это восстановлением. С ним согласился Юрий Григорян, который предложил определиться в главном – это проект воссоздания или же строительство нового объема? Если это воссоздание, то в этом случае здания должны быть построены в полном соответствии с оригиналом с применением идентичных материалов, но ни в коем случае не из бетона с фальшивой лепниной. Восстанавливаться должны не только внешние, но и внутренние фасады, в противном случае получается очередной некачественный новодел. Если же это новый объект, то следует провести конкурс с целью найти наиболее интересное решение, способное создать новые сценарии общественной жизни в столь важном для города месте – Пушкинской площади.
 
Вопрос: восстанавливать или строить новое – стал центральным при обсуждении проекта. Сергей Кузнецов сразу высказался за новую архитектуру, причем не только в данном случае, но и в масштабах города: «Если здание по каким-то причинам утрачено, то бессмысленно его строить заново. У всех на глазах пример с воссозданием гостиницы «Москва». Мне кажется, честнее построить современный объект в исторических масштабах».

Александр Кибовский пояснил, что в настоящей ситуации, когда внутренние фасады восстановить невозможно, а объемы зданий сильно отличаются от оригинала, вопрос о том, можно ли вообще называть данный проект восстановлением, должна решать экспертиза.

Евгений Асс высказался категорически против сноса строения №6. Также он подчеркнул, что «архитектура принадлежит только своему времени, что записано в Венецианской хартии, которую Россия подписала. Поэтому восстановить утраченное не удастся». В показанном проекте, по мнению Евгения Асса, квартал представляет собой «нечто невразумительное – и не старое, и не новое», объемы его сильно преувеличены, а первые этажи закрыты для общественной функции – что неприемлемо.

Михаил Посохин посетовал, что в данной ситуации любой проект окажется плохим: если здания восстановить, то их назовут муляжом или новоделом, если построить новое – обвинят в уничтожении памятников наследия. Восстанавливать здания, не предполагающие коммерческую функцию, по мнению Посохина, сегодня невозможно, поскольку это требует огромных средств. Поддержав это мнение, Алексей Воронцов напомнил, что на территории памятника (а участок расположен на территории объекта культурного наследия) согласно закону сейчас возможно только воссоздание, несмотря на то, что хотелось бы видеть там «актуальную» архитектуру.

Критике подверглась также и попытка авторов и заказчика выдать жилые апартаменты за гостиницу. Этот вопрос поднял Юрий Григорян. Григорий Ревзин назвал решение о размещении в здании жилья безусловно вредным для города вместе с инициативой создать здесь центр для детей-инвалидов. Гостиница – это общественное пространство, первый этаж с рестораном и лобби всегда является общественным. Обратная ситуация с апартаментами. А детский центр реабилитации, по мнению Ревзина, в проект включен для того, чтобы «отбиться от прессы и противников проекта – мол, мы разрушили памятник, но у нас дети». Вранье Ревзин предложил разоблачить и честно признаться, что планируется строить жилые апартаменты и никаких детей там реабилитировать никто не собирается.

Что же касается вопроса о воссоздании, то здесь Ревзин заметил: «Все мы присутствуем на месте преступления: уничтожена историческая застройка, некрасовская библиотека. Теперь на основании этого преступления нам предлагается принять некий компромисс, на что мы не имеем ни малейшего права. Если восстанавливать здание, то следует это делать абсолютно буквально, без малейшего отступления от чертежей, с сохранением всех пластов, в том числе строения №6, имеющего ценность именно как исторический пласт. В противном случае объект не будет иметь вообще никакой ценности. В случае нового строительства следует проводить конкурс».
 
Идею конкурса поддержали также Владимир Плоткин и Сергей Чобан, отметивший, что воссоздавать стоит только уникальные объекты, имеющие исключительное значение для города и для страны. Двухэтажный фронт восстанавливаемого квартала, по убеждению Сергея Чобана, не соответствует изменившейся градостроительной ситуации – поэтому здесь необходимо решение, соответствующее сегодняшнему дню.

Ханс Штимманн заметил, что подобные дебаты были бы вполне возможны и в Берлине; он также поддержал идею строительства современного здания на основании конкурса. Тему поддержал Александр Кибовский: «Я враг всякого новодела. Григорий Ревзин очень правильно сказал, что мы находимся на месте преступления. Когда мы строим взамен уничтоженного культурного объекта что-то отдаленно на него похожее, то фактически легализуем это преступление».

«В идеале на этой площадке стоит провести архитектурный конкурс» – резюмировал обсуждение Сергей Кузнецов: «Могут быть разные варианты современной архитектуры. Это не значит, что объект должен быть стеклянным, светящимся, вызывающим».
 
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе.
Представляя этот проект совету, Владимир Плоткин заметил, что он был сильно удивлен, узнав, что заказчик намерен реанимировать этот проект: ТПО «Резерв» работало над ним примерно 10 лет назад и с тех пор проект был забыт, а все договорные отношения завершены.
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Вид с магистрали. Изображение с сайта http://reserve.ru
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Ночной вид. Изображение с сайта http://reserve.ru
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Генплан. Изображение с сайта http://reserve.ru

За прошедшее время вокруг участка треугольной формы, для которого был спроектирован комплекс, появилось много новых объектов автомобильной тематики. Таким образом, строительство здесь комплекса с сервисным обслуживанием автомобилей оказалось оправданным функционально. В плане здание похоже на катамаран или, как сказал Владимир Плоткин, на акулу. Плавные линии фасадов обращены к автомагистралям и рассчитаны на восприятие из окон проезжающих автомобилей. Объем акцентирован глубоким надрезом по центру, в точке главного входа в здание. Для облицовки фасадов использовано структурное остекление. Чуть укороченный «плавник» выполнен из алюминиевых панелей в комбинации с достаточно вольным рисунком остекления. На первом этаже предполагается разместить тюнинговое ателье. Второй этаж будет отдан торговле, а выше разместятся административные помещения.

Транспортная схема проекта разрабатывалась отдельно, без участия «Резерва». Михаил Крейстман пояснил решения транспортной схемы: участок расположен рядом с МКАДом, организовать съезд с которого практически невозможно, поэтому въезд на территорию запланирован с тыльной стороны. Кроме того, планируется реконструкция МКАД и ее расширение в сторону участка строительства. Поэтому здание вероятнее всего придется существенно сдвинуть вглубь участка.

Претензий к проекту члены совета не высказали никаких и единодушно решили его одобрить.

Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе
Россия, Москва, Пересечение Рублевского и Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Генпроектировщик ТПО «Резерв». В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова.

2003 — 2013

Фирма «Микстрейд».

29 Апреля 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.