Архсовет Москвы–2

Подробный рассказ об архсовете 17 апреля 2013 года, на котором обсуждались 3 проекта: торговый центр на Славянском бульваре, судьба старого здания Некрасовской библиотеки и комплекс автосервиса по проекту Владимира Плоткина.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе
Россия, Москва, Пересечение Рублевского и Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Генпроектировщик ТПО «Резерв». В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова.

2003 — 2013

Фирма «Микстрейд».
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре
совету представил главный архитектор компании «АСП» Энис Онжуоглу (Enis Oncuoglu). Участок общей площадью 2,55 га и перепадом рельефа около 8 метров расположен рядом с метро «Славянский бульвар», в том месте, где бульвар и Кутузовский проспект, расходясь под острым углом, образуют треугольник. Торговый центр (4 надземных этажа, 3 этажа подземной парковки) занимает этот участок целиком, вписываясь в его границы строго по периметру.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. План организации движения
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Макет
zooming
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Разрез

По словам авторов, основной архитектурного образа здания стала тема воды: на его фасаде чередуются «волны» серо-голубых оттенков из стекла и металла, а три атриума внутри посвящены один морю, другой реке, третий озеру. По убеждению архитекторов, проект должен оживить район и поставить точку в развитии Славянского бульвара. Перед главным входом в торговый комплекс планируется организовать небольшую площадь, которая станет частью транспортно-пересадочного узла: сюда обращены выходы из станции метро «Славянский бульвар». С противоположной стороны, вдоль Давыдковской улицы задуман сквер. Кроме того, по словам авторов, комплекс должен стать шумозащитным барьером, защищающим жилые дома от Кутузовского проспекта. С четвертого этажа, задуманного как исключительно общественная зона, предусмотрены выходы на открытую террасу на крыше с видом на сквер вдоль Давыдковской улицы. Транспортная схема проекта, как рассказал Энис Онжуоглу, разрабатывалась совместно с НИиПИ Генплана и лондонской командой Тони Брауна.

Впрочем, сразу же после рассказа архитекторов со слов главного инженера НИиПИ Генплана Михаила Крестмейна выяснилось, что рассмотрение данного проекта на транспортной комиссии Москомархитектуры запланировано только на следующий день после заседания архсовета, а потому говорить о каких-либо транспортных расчетах, потоках и нагрузках еще «рано и не совсем корректно». Единственное, что можно сейчас утверждать – заметил Михаил Крейстман, – это что здание не мешает строительству развязки на Старорублевском шоссе. Но так как эта территория имеет статус транспортно-пересадочного  узла, то, по словам Михаила Крейстмана, устройства здесь одних только общественных остановок (как запланировано в проекте) недостаточно, необходимо сделать сквозной проход, а еще лучше – отдать весь первый этаж пешеходам.

Заодно в самом начале обсуждения, благодаря выступлению из зала выяснилось, что проектирование было начато давно, а следовательно публичных слушаний по участку не было.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Вид с Кутузовского проспекта
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Вид сверху

Обсуждение проекта началось с выступления Ханса Штимманна – и сразу критически. По словам Штимманна, здание абсолютно игнорирует Славянский бульвар, будучи обращено к нему монотонной глухой стеной; архитектурное решение, особенно организация пространства – более чем спорны, а предложенный дизайн «больше подходит фену для волос, нежели зданию» и далек от типологии классического торгового дома.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина

Сергей Чобан отметил, что здание занимает весь участок, не предполагает никакого общественного пространства и одинаково реагирует на совершенно разные градостроительные ситуации: с одной стороны у него Кутузовский проспект, требующий крупного масштаба, с другой Славянский бульвар, в большей степени пешеходный – здесь, по словам Чобана, нужна большая детализация.

Другим существенным недостатком проекта Сергей Чобан назвал отсутствие концепции рекламы, «без которой современный торговый центр вообще не может рассматриваться». Сине-голубые цвета, выбранные для фасадов здания, по убеждению Чобана, будут ужасно смотреться в сочетании с щитами торговых брендов, а прямоугольную форму щитов никогда не удастся помирить с косыми линиями «волн» на фасадах: щиты неизбежно выстроятся лесенкой. Сергей Чобан предложил Москомархитектуре использовать опыт Германии, когда на стадии утверждения архитектурной части проекта утверждается и проект рекламы.

По словам Григория Ревзина, глядя на проект можно подумать что этот торговый центр находится не в Москве «на пересечении с Рублевкой, а километрах в 80-ти от МКАДа» –он мог бы разместиться где угодно, лучше всего рядом с большой автомобильной трассой.

Ревзин также сосредоточился на «элементах лукавства», заметных в проекте и его презентации. Так, заявленная рекреационная зона для жителей района оказывается небольшим сквером, который одновременно предназначен для основных пешеходных потоков и для загрузки магазина: в такой обстановке деревья выжить не смогут. Площадь торгового центра – 130 тыс. кв. м, в день сюда будет подъезжать минимум сто грузовиков, так что проект очень негуманен по отношению к жителям соседних домов – уверен Ревзин. Площадь перед главным входом также никогда не будет тихим рекреационным местом хотя бы потому, что речь идет о транспортно-пересадочном узле. 
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Ночной вид
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Общественная площадь

Владимир Плоткин также обратил внимание на сходство проекта с придорожным загородным торговым центром с огромной автостоянкой. Размещение его в перегруженной транспортом части города Плоткин назвал ошибочным. Он посоветовал авторам расширить, насколько это возможно, пешеходную зону перед главным входом, а сквер со стороны Давыдковской улицы и Староможайского шоссе убрать, сделав с этой стороны полуподземную загрузку магазинов. Что же касается архитектуры, то, учитывая значимость магистрали, появление на ней такого провинциального здания Плоткин посчитал недопустимым.

Особенно строг был в своей критике проекта Михаил Посохин: он назвал его оскорбительным для Москвы, «приплывшим из прошлого», а все строительство в целом – рационально неоправданным.

Евгений Асс подчеркнул, что архитектура всегда должна реагировать на ситуацию. В данном же случае, по его убеждению, проект необходимо отклонить и вновь пересмотреть ГПЗУ с точки зрения уместности размещения на участке торгового центра таких масштабов. Асс выразил сомнение в том, что на Кутузовском проспекте уместно развивать «тему воды», а архитектуру здания признал «безобразной».
 
Юрий Григорян заметил, что если бы инвестор более чутко отнесся к городу, то приобрел бы некий нематериальный актив, отчего в дальнейшем выиграл бы и его бизнес, поскольку «философия извлечения из участка максимального количества квадратных площадей становится все менее и менее популярна».
 
В финале обсуждения Сергей Кузнецов, отметив единодушие членов архсовета, а также враждебность самой функции торгового центра по отношению к городу, пообещал повторно вынести переработанный проект торгового комплекса на обсуждение.

Проект восстановления утраченного памятника XVIII-XIX вв. – усадьбы Салтыковой на Бронной,
на архсовете представлял Владимир Колосницын, рассказавший, что проектированием данного объекта его мастерская занимается начиная с 2005 года.
Владимир Колосницын. Фотография Аллы Павликовой

Участок – более чем известный, это квартал Некрасовской библиотеки за Новопушкинским сквером. Библиотека переехала оттуда на Бауманскую улицу в 2002 году (возможно, не все знают, но вначале для нее планировали построить новое здание на месте упавшего Бауманского рынка; затем ее место занял проект здания ГЦСИ, также впоследствии отмененный). Об обсуждении проекта на ЭКОСе в 2009 году см. здесь.
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Макет. Фотография Аллы Павликовой
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Ситуационный план. Пересъемка

Как рассказал Владимир Колосницын, первоначально в бывшем квартале Некрасовки планировалось построить торговый центр, но после обсуждения на общественном совете функцию изменили на апартаменты с подземным паркингом, торговыми помещениями и государственным образовательным учреждением художественно-эстетической направленности для детей-инвалидов. Проект предполагает воссоздание внешних фасадов усадьбы, внутренние же фасады восстановить не удастся за отсутствием исторической документации. Здания будут располагаться по периметру вокруг внутреннего двора.

Историческую справку представил Борис Пастернак. Он рассказал, что до наших дней сохранился главный дом усадьбы графини А.С. Салтыковой. В 1955 году его второй этаж был разобран и воссоздан с некоторыми искажениями. Проект предполагает восстановление этажа по чертежам из альбомов М.Ф. Казакова. В конце XVIII века дом фланкировали два флигеля, затем весь участок был обстроен по периметру  наконец в 1910 году по проекту Юлия Дидерихса был построен самый известный сейчас угловой корпус (на нем все еще видна вывеска библиотеки). Несколько зданий квартала были снесены в 1996 году (стихийно, – как заметила в ходе обсуждения историк и один из содокладчиков Ольга Замжицкая). Кроме главного дома сохранилось еще строение №6 –каретный сарай начала XIX века, лишенный охранного статуса и предназначенный ко сносу.
zooming
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Слева вид с Большой Бронной, справа внутренний двор. Пересъемка
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасад со стороны Большой Бронной
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасад со стороны Тверского бульвара
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасады. Пересъемка

Андрей Гнездилов резко высказался против того, чтобы маскировать новое здание в новом объеме и с новой функцией под старое и тем более – называть это восстановлением. С ним согласился Юрий Григорян, который предложил определиться в главном – это проект воссоздания или же строительство нового объема? Если это воссоздание, то в этом случае здания должны быть построены в полном соответствии с оригиналом с применением идентичных материалов, но ни в коем случае не из бетона с фальшивой лепниной. Восстанавливаться должны не только внешние, но и внутренние фасады, в противном случае получается очередной некачественный новодел. Если же это новый объект, то следует провести конкурс с целью найти наиболее интересное решение, способное создать новые сценарии общественной жизни в столь важном для города месте – Пушкинской площади.
 
Вопрос: восстанавливать или строить новое – стал центральным при обсуждении проекта. Сергей Кузнецов сразу высказался за новую архитектуру, причем не только в данном случае, но и в масштабах города: «Если здание по каким-то причинам утрачено, то бессмысленно его строить заново. У всех на глазах пример с воссозданием гостиницы «Москва». Мне кажется, честнее построить современный объект в исторических масштабах».

Александр Кибовский пояснил, что в настоящей ситуации, когда внутренние фасады восстановить невозможно, а объемы зданий сильно отличаются от оригинала, вопрос о том, можно ли вообще называть данный проект восстановлением, должна решать экспертиза.

Евгений Асс высказался категорически против сноса строения №6. Также он подчеркнул, что «архитектура принадлежит только своему времени, что записано в Венецианской хартии, которую Россия подписала. Поэтому восстановить утраченное не удастся». В показанном проекте, по мнению Евгения Асса, квартал представляет собой «нечто невразумительное – и не старое, и не новое», объемы его сильно преувеличены, а первые этажи закрыты для общественной функции – что неприемлемо.

Михаил Посохин посетовал, что в данной ситуации любой проект окажется плохим: если здания восстановить, то их назовут муляжом или новоделом, если построить новое – обвинят в уничтожении памятников наследия. Восстанавливать здания, не предполагающие коммерческую функцию, по мнению Посохина, сегодня невозможно, поскольку это требует огромных средств. Поддержав это мнение, Алексей Воронцов напомнил, что на территории памятника (а участок расположен на территории объекта культурного наследия) согласно закону сейчас возможно только воссоздание, несмотря на то, что хотелось бы видеть там «актуальную» архитектуру.

Критике подверглась также и попытка авторов и заказчика выдать жилые апартаменты за гостиницу. Этот вопрос поднял Юрий Григорян. Григорий Ревзин назвал решение о размещении в здании жилья безусловно вредным для города вместе с инициативой создать здесь центр для детей-инвалидов. Гостиница – это общественное пространство, первый этаж с рестораном и лобби всегда является общественным. Обратная ситуация с апартаментами. А детский центр реабилитации, по мнению Ревзина, в проект включен для того, чтобы «отбиться от прессы и противников проекта – мол, мы разрушили памятник, но у нас дети». Вранье Ревзин предложил разоблачить и честно признаться, что планируется строить жилые апартаменты и никаких детей там реабилитировать никто не собирается.

Что же касается вопроса о воссоздании, то здесь Ревзин заметил: «Все мы присутствуем на месте преступления: уничтожена историческая застройка, некрасовская библиотека. Теперь на основании этого преступления нам предлагается принять некий компромисс, на что мы не имеем ни малейшего права. Если восстанавливать здание, то следует это делать абсолютно буквально, без малейшего отступления от чертежей, с сохранением всех пластов, в том числе строения №6, имеющего ценность именно как исторический пласт. В противном случае объект не будет иметь вообще никакой ценности. В случае нового строительства следует проводить конкурс».
 
Идею конкурса поддержали также Владимир Плоткин и Сергей Чобан, отметивший, что воссоздавать стоит только уникальные объекты, имеющие исключительное значение для города и для страны. Двухэтажный фронт восстанавливаемого квартала, по убеждению Сергея Чобана, не соответствует изменившейся градостроительной ситуации – поэтому здесь необходимо решение, соответствующее сегодняшнему дню.

Ханс Штимманн заметил, что подобные дебаты были бы вполне возможны и в Берлине; он также поддержал идею строительства современного здания на основании конкурса. Тему поддержал Александр Кибовский: «Я враг всякого новодела. Григорий Ревзин очень правильно сказал, что мы находимся на месте преступления. Когда мы строим взамен уничтоженного культурного объекта что-то отдаленно на него похожее, то фактически легализуем это преступление».

«В идеале на этой площадке стоит провести архитектурный конкурс» – резюмировал обсуждение Сергей Кузнецов: «Могут быть разные варианты современной архитектуры. Это не значит, что объект должен быть стеклянным, светящимся, вызывающим».
 
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе.
Представляя этот проект совету, Владимир Плоткин заметил, что он был сильно удивлен, узнав, что заказчик намерен реанимировать этот проект: ТПО «Резерв» работало над ним примерно 10 лет назад и с тех пор проект был забыт, а все договорные отношения завершены.
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Вид с магистрали. Изображение с сайта http://reserve.ru
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Ночной вид. Изображение с сайта http://reserve.ru
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Генплан. Изображение с сайта http://reserve.ru

За прошедшее время вокруг участка треугольной формы, для которого был спроектирован комплекс, появилось много новых объектов автомобильной тематики. Таким образом, строительство здесь комплекса с сервисным обслуживанием автомобилей оказалось оправданным функционально. В плане здание похоже на катамаран или, как сказал Владимир Плоткин, на акулу. Плавные линии фасадов обращены к автомагистралям и рассчитаны на восприятие из окон проезжающих автомобилей. Объем акцентирован глубоким надрезом по центру, в точке главного входа в здание. Для облицовки фасадов использовано структурное остекление. Чуть укороченный «плавник» выполнен из алюминиевых панелей в комбинации с достаточно вольным рисунком остекления. На первом этаже предполагается разместить тюнинговое ателье. Второй этаж будет отдан торговле, а выше разместятся административные помещения.

Транспортная схема проекта разрабатывалась отдельно, без участия «Резерва». Михаил Крейстман пояснил решения транспортной схемы: участок расположен рядом с МКАДом, организовать съезд с которого практически невозможно, поэтому въезд на территорию запланирован с тыльной стороны. Кроме того, планируется реконструкция МКАД и ее расширение в сторону участка строительства. Поэтому здание вероятнее всего придется существенно сдвинуть вглубь участка.

Претензий к проекту члены совета не высказали никаких и единодушно решили его одобрить.

Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе
Россия, Москва, Пересечение Рублевского и Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Генпроектировщик ТПО «Резерв». В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова.

2003 — 2013

Фирма «Микстрейд».

29 Апреля 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.