Страсти на Страстном

Первое и пока единственное заседание Президиума обновленного ЭКОСа состоялось 26 июня. Были рассмотрены два предпроектных предложения. Первое, предполагающее радикальную перестройку дома Елагиной на Страстном, эксперты единогласно отклонили. Этот проект не только грозит уничтожить хорошо сохранившуюся историческую усадьбу, но и представляет собой карикатурную копию расположенного по соседству здания Николая Лызлова. Относительно второго – проекта восстановления-достройки здания бывшей Некрасовской библиотеки, речь шла преимущественно о деталях, и проект был утвержден с небольшими поправками. Публикуем также протоколы решений ЭКОСа.

mainImg

Дом потомственной почетной гражданки С.И. Елагиной, возведенный в 1890-е годы по проекту архитектора А.А. Драницына, расположен на Страстном бульваре под номером 11. Некогда особняк занимал доминирующее угловое положение между бульваром и несуществующим ныне проездом, и именно этим объясняются его Г-образная конфигурация и наличие двух разных, но одинаково нарядных фасадов. Южный, с двухколонным портиком, обращен к Страстному, восточный, с портиком из шести пилястр, – к нынешнему

Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Каретному ряду. Отметим, что дом сохранил не только фасады и ограду, но и подлинные интерьеры – двери, плафоны, печи. В чем, пожалуй, и заключается его главная ценность для современной городской среды. В 1920–1938 годы здесь располагалась редакция журнала «Огонек», и на доме установлена мемориальная доска его основателю и главному редактору, известному общественному деятелю М.Е.Кольцову.

Сегодня особняк по праву считается выявленным объектом культурного наследия и ждет статуса памятника – соответствующее решение до конца года должна принять (т.е. подтвердить или отказать в приеме под госоохрану) Межведомственная комиссия по постановке на государственную охрану объектов регионального значения, которой руководит Владимир Ресин.

Однако, как это, увы, часто случается в Москве, именно в то время, когда тянется бюрократическая процедура по присвоению объекту наследия охранного статуса, появляется проект его реконструкции, грозящий кандидату в памятники физическим уничтожением. Именно такой проект «строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации здания с элементами воссоздания в режиме регенерации», выполненный архитекторами Станиславом Пошвыкиным и С. Суздальцевым из мастерской №8 «Моспроекта-2», был вынесен на рассмотрение ЭКОСа. И нужно признать, что даже ко многому привыкших членов Экспертного совета эта работа потрясла своим пренебрежительным отношением к объекту наследия.
Плановое реставрационное задание Москомнаследия, выданное в 2007 году, предусматривало проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением подвального этажа и чердачного пространства, воссоздание несохранившегося одноэтажного зимнего сада на основе архивных чертежей, а также разработку проекта благоустройства территории в границах отведенного участка.

Однако в проекте Станислава Пошвыкина эти рекомендации вылились в практически полную перестройку особняка: проект предусматривает сохранение лишь части его корпуса по Страстному бульвару и снос всего восточного крыла, за исключением 6-колонного портика, который просто «навешивается» на новый объем. На месте разбираемых фрагментов дома, занимая собой практически весь участок и полностью уничтожая все деревья его двора возводится (очевидно, в режиме «регенерации») гостиничный комплекс переменной этажности на 32 апартамента с подземной 5 уровневой автоматизированной парковкой. А под видом воссоздания зимнего сада (сведения о котором сохранились в чертежах начала XX в.) во дворе дома появляется 5-тиэтажное полностью остекленное здание с деревцами на крыше.

Любопытно, что особняк Елагиной – ближайший сосед хорошо известного нового здания Николая Лызлова. Это здание было построено на месте разрушенного особняка Сухово-Кобылина: правда, к чести архитектора Николая Лызлова надо сказать, что он памятника не ломал, а пришел на площадку тогда, когда от литературно знаменитого особняка осталось только требование согласующих инстанций восстановить его в прежних формах. Что и было сделано – на сильно подросшую бетонную основу «натянули» фасад, стилизованный под «эклектику» XIX века (но не точную копию утраченного особняка). Пространство за имитацией особняка заняло крупное (в масштабе соседних доходных домов) здание, архитектура которого явным образом перекликается с «брежневским» модернизмом.

Так вот что любопытно – дом Лызлова был по-видимому здесь понят архитекторами 8-й мастерской «Моспроекта-2» как абсолютный и непререкаемый авторитет – авторы исключительно дотошно воспроизвели логику лызловского проекта. Неискушенному наблюдателю может показаться, что архитекторы хотели заручиться поддержкой соседнего здания, многократно показанного на выставках и опубликованного (уж не для согласования ли?). Проект Станислава Пошвыкина удивительно похож – тот же обрубок памятника впереди, те же стеклянно-бетонные вертикали сзади. Сохранившийся малоэтажный фронт застройки Страстного бульвара, основу которого составляют знаменитые классические здания бывшей Екатерининской больницы, примыкающий к проектируемому зданию с другой стороны, авторами вообще в расчет не принимается.

Но есть два существенных различия: во-первых, дом Лызлова, несмотря на все «обкомовские» ассоциации был все же выполнен достаточно тонко – настолько, что критики не могли решить, чего же в нем больше, ар-деко или послевоенного модернизма.
В проекте Пошвыкина этих тонкостей, увы, не наблюдается – ни в пропорциях, ни в деталях. Что особенно видно на той иллюстрации, где архитекторы «врисовали» свой проект в карандашную картинку мастерской Николая Лызлова. Вместо того, чтобы помочь проекту, это сравнение ему вредит – новый сосед, простите, выглядит плохой, хотя и старательной копией. Хотя эта копия снабжена разными модными экологическими «прибамбасами» (привет «летнему саду» мадам Елагиной): деревья не крыше, ну прямо Версаль, пострижены под шарики и конусы; атриум увит лианами; в вестибюле кусты. Высота здания Пошвыкина ниже, чем у соседнего дома, зато подземных этажей больше – как будто бы дом забили в землю большим молотом… Впрочем, можно конечно сказать, что здание создает симметричную пару и вписывается в ансамбль лызловского здания. Но как только посмотрим на картинки, становится ясно – нет, все же это плохая копия, а не ансамбль.

И наконец, во-вторых, что особенно важно: дом Лызлова был построен «с нуля» уже после разрушения усадьбы, в данном же случае усадьба еще цела, и более того, ожидает статуса памятника. Еще не поздно остановить процесс.
Пожалуй, остается только добавить, что площадь нового строительства превышает габариты существующего особняка в 11 (!) раз. Впрочем, и это еще не самое интересное в проекте 8-й мастерской.

Самое интересное – это то, что Москомнаследие не нашло в предложениях архитекторов никаких нарушений и одобрило предпроект для дальнейшей работы. Этот проект – очень характерный, прямо-таки типовой пример манипулирования с так называемым «предметом охраны» и границами территории памятника. В данном случае (как и во многих других) предметом охраны почему-то была признана только часть здания; территорию памятника, на которой официально запрещено новое строительство, в несколько приемов (читай: заседаний разных советов) сократили до пятна дома. Что, собственно, и послужило основанием для разработки варварского проекта. Что же до городских структур, которые, казалось бы, обязаны защищать интересы московской старины, то они, как красноречиво следует из данного примера, запросто закрывают глаза на самые грубые нарушения принципов реставрации объектов наследия.

Президиум ЭКОСа единогласно отклонил проект Станислава Пошвыкина. В решении Совета говорится: «Планируемые мероприятия практически приведут к полной утрате историко-культурной ценности выявленного объекта культурного наследия, радикальной трансформации его восприятия и нанесут ущерб историко-градостроительным характеристикам территории, примыкающей к Страстному бульвару». Некоторые члены Президиума ЭКОСа также высказались за то, чтобы отложить рассмотрение представленных предпроектных предложений до получения разъяснений от органов охраны памятников – в частности, о том, как подобный проект скажется на перспективах включения выявленного объекта культурного наследия в реестр.

Надо заметить, что принятое в июне решение ЭКОСа, по-видимому, возымело свое действие, и до настоящего времени предпроект пока не появлялся на регламентной комиссии у главного архитектора Александра Кузьмина.

Судьба второго рассмотренного на заседании ЭКОСа объекта – дома Салтыкова на Бронной (Тверской бульвар, вл.27/20/1) на данный момент выглядит сравнительно менее печальной. Здесь речь идет о «регенерации и реставрации» построек, выживших после варварского уничтожения основной части усадьбы в 1990-е. Иными словами, почти все что можно здесь уже сломали, теперь собираются восстанавливать силами того же «Моспроекта-2», но уже под руководством Владимира Колосницына (М. Посохин, В. Колосницин, Е. Смирнова).

На сегодняшний день от усадьбы, счастливо уцелевшей  при пожаре 1812 года, но не сумевшей пережить лихие 1990-е, сохранился лишь главный дом постройки Матвея Казакова, в котором до 2002 года находилась библиотека им. А.Н. Некрасова. С западной стороны под номером 25/18 к участку примыкает объект культурного наследия федерального значения – городская усадьба А.А. Яковлева, XVIII-XIX вв., сегодняшним москвичам более известная как Литературный институт.

Проект (об одной из неудавшихся попыток его согласования на общественном совете 23 апреля 2009 года мы писали) предусматривает реставрацию сохранившегося здания-памятника (в нем разместится государственная художественно-эстетическая школа для детей-инвалидов), а также восстановление периметральной застройки владения с воссозданием уличных фасадов основных корпусов (все это предназначено под апартаменты). В процессе восстановления, правда, будет построен новый 4-этажный объем, а также «доснесут» выжившую конюшню во дворе, и объем будущей постройки предполагается несколько покрупнее бывшей усадьбы… В сущности, это конечно никакое не восстановление утраченного в 1990-е, а новое строительство при сохранившемся доме. Ну что поделать, зато функцию изменили с офисной на жилую.

Итак, коли уж увеличенные объемы «воссоздаваемой» усадьбы уже согласованы многими инстанциями и не подлежат пересмотру, приходится рассуждать о деталях. Детали заключаются в том, чтобы сделать декор фасадов поближе к исходному классицизму бывшей усадьбы и приблизить этот декор к ранее согласованному проекту реставрации. А также убрать добавленные авторами со стороны бульвара аттики и заменить модернистский ленточный фасад над флигелем на нечто более сдержанное. Доработать силуэт нового здания со стороны Сытинского переулка и форму его бранмауэра со стороны усадьбы Яковлева.

В заключение Президиум ЭКОСа отметил, что благополучная реализация данного проекта возможна лишь при условии сохранения исторической планировочной структуры территории, примыкающей к Пушкинской площади. Именно поэтому в конце заседания члены Президиума обратились к главному архитектору Москвы Александру Кузьмину с письмом – просьбой представлять на рассмотрение ЭКОСа все актуальные материалы проекта реконструкции площади, а также ускорить решение вопроса об ее охранном статусе.

Наталья Коряковская

Ниже, для полноты и достоверности, публикуем текст упомянутого письма А.В. Кузьмину и протоколы решений ЭКОСа по двум описанным проектам.

***

Письмо А.В.Кузьмину по результатам Президиума ЭКОСа от 26.06.09

«На заседании Президиума ЭКОСа 26 июня 2009 г., в связи с многочисленными обращениями общественности вновь был поднят вопрос о состоянии дел по проекту освоения подземного пространства под Пушкинской пл. и Новопушкинским сквером.

Особую озабоченность вызывало заявление официального представителя Правительства Москвы о том, что проект появится до 2010 г. (сообщение РИА Новости от 20.06.09). А также начатые на территории Новопушкинского сквера опережающие археологические работы на месте предполагаемого размещения «культурно–досугового комплекса» при том, что проект был отклонен и отправлен на доработку решением Общественного совета при Мэре Москвы 02.07.2007 г.

В связи с неослабевающим общественным вниманием к судьбе Пушкинской площади просим Вас по мере готовности проектных материалов представлять их на рассмотрение ЭКОСа. Кроме того, просим поддержать наше обращение в Москомнаследие с просьбой информировать общественность об итогах проведения археологических работ и об их влиянии на основные проектные решения, а также ускорить решение вопроса об охранном статусе Пушкинской площади, с учетом принятого еще в апреле 2008 г. секцией Историко-культурного экспертного совета при Москомнаследии решения о принципиальной возможности отнесения объекта «Пушкинская площадь» к выявленным объектам культурного наследия в качестве достопримечательного места.»

***

Протоколы решений ЭКОСа от 26 июня 2009 г.

«ПРЕДПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА
В СОСТАВЕ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИИ ЗДАНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОССОЗДАНИЯ В РЕЖИМЕ РЕГЕНЕРАЦИИ
по адресу: Страстной бульвар, д.11, стр.1

Заказчик: ООО «Страстной,11»
Проектная организация: «Моспроект-2»им.М.В.Посохина,
Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев
Историко-культурные исследования: «Моспроект-2»им.М.В.Посохина, Мастерская №20, Е.Г.Никулина, И.В.Крымова
Проект режимов использования земель и градостроительного регламента на территории зон охраны объектов культурного наследия:
НИиПИ Генплана г. Москвы, НПО-38, Е.Е.Соловьева, Т.В.Царева
Проект реставрации: Л.В.Лазарева, Е.В.Максимова

Объектом проектирования является «Дом потомственной почетной гражданки С.И.Елагиной», 1880-е гг. арх. А.А.Драницын. 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонек», на доме установлена мемориальная доска основателю и главному редактору журнала, известному общественному деятелю М.Е.Кольцову.

Особняк сохранил целостное архитектурно-художественное решение кон.XIX века, в том числе декоративное оформление фасадов и внутренних помещений. В интерьерах 1-2-х этажного здания сохранилось оформление парадной анфилады (плафоны, изразцовые и майоликовые печи, двери, парадная лестница, паркеты). Здание обладает высокой историко-культурной ценностью, является выявленным объектом культурного наследия (подтверждение статуса - протокол секции ИКЭС № 1/37 от 19.02.09).

Общая площадь существующего здания составляет ок. 600 м2..

По плановому реставрационному заданию Москомнаследия 2007 г. предусматривалось провести ремонтно-реставрационные работы с приспособлением подвального этажа и чердачного пространства, воссоздание несохранившегося зимнего сада на основе архивных чертежей, а также разработка проекта благоустройства территории в границах отведенного участка.

Представленные проектные предложения предусматривают сохранение лишь части корпуса по Страстному бульвару и восточной фасадной стены здания. На месте разбираемой части выявленного объекта культурного наследия, занимая практически все пятно отведенного участка, возводится 2-4-х этажная пристройка (мах.отм. - 19.75 м.) с подземной 5 уровневой автоматизированной парковкой на 48 м.м. (отм. - –21.6 м.). Общая площадь здания - 7680 м2, из них надземная - 3630 м2.

В здании предполагается разместить гостиничный комплекс на 32 апартамента.

Предпроектные предложения согласованы Москомнаследием для дальнейшего проектирования «с учетом проведения историко-культурных исследований … и разработки особых регламентов регулирования градостроительной деятельности в порядке, установленным постановлением Правительства РФ № 315». (согл.№ 16-02-900/7-(6)-2 от 05.06.2009). Указанным градостроительным регламентом, разработанным НПО № 38 НИиПИ Генплана Москвы и согласованным Москомнаследием и Росохранкультурой, в охранной зоне на исторической территории домовладения выявленного памятника допускается «компенсационное строительство в рамках специальных мер, направленных на регенерацию характеристик исторической градостроительной среды с целью создания переходного масштаба от объекта современного строительства по адресу: Страстной бульвар, 9 к мелкомасштабной застройке по Страстному бульвару с использованием следующих показателей: средняя этажность 3-5 эт. (максимальная отметка 18,8 м), процент застроенности – до 70%».

Президиум ЭКОСа не может одобрить представленные «Предпроектные предложения по строительству гостиничного комплекса в составе проекта реставрации здания с элементами воссоздания в режиме регенерации», предусматривающие разборку части здания, пристройку и надстройку выявленного объекта культурного наследия, полную ликвидацию всего природного ландшафтного окружения главного дома усадьбы и строительства на ее исторической территории 4-х этажного здания с многоуровневой подземной парковкой, поскольку планируемые мероприятия практически приведут к полной утрате историко-культурной ценности выявленного объекта культурного наследия, радикальной трансформации его восприятия и нанесут ущерб историко-градостроительным характеристикам территории, примыкающей к Страстному бульвару.

В отдельных вступлениях прозвучало предложение отложить рассмотрение представленных предпроектных предложений до получения разъяснений от органов охраны памятников о перспективах включения выявленного объекта культурного наследия в реестр в связи с проектируемыми мероприятиями по реализации проекта.

 ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕГЕНЕРАЦИИ
И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ
«ДОМ САЛТЫКОВА НА БРОННОЙ»
по адресу: Тверской бульвар, вл.27/20/1

Проектная организация: «Моспроект-2» им.М.ВПосохина,
Мастерская №7, В.В.Колосницин, Е.В.Смирнова, В.В.Фадеев
Историко-культурные исследования и проект реставрации:
ООО «ЦИГИ» В.И.Шередега, Б.Е.Пастернак.

Президиум ЭКОСа отмечает, что работа над проектом ведется в течение нескольких лет, предшествующая генерация проекта получала принципиальное одобрение ЭКОСа и других согласующих инстанций. Представленный проект предусматривает изменение функционального наполнения здания с сохранением основных ранее согласованных объемно-пространственных параметров. Дополнительные варианты фасадов разработаны по замечаниям Общественного совета при Мэре Москвы от 22.04.09.

В очередной раз, выражая сожаление по поводу разрушения в 1990-х гг. уникального ансамбля городской усадьбы Салтыкова, Президиум ЭКОСа считает правильным предлагаемое изменение функционального использования проектируемого комплекса, предусматривающее реставрацию стр.1 и 1А, восстановление периметральной застройки владения с воссозданием уличных фасадов основных корпусов.

В процессе обсуждения прозвучали рекомендации по уточнению объемно-пространственного и архитектурного решения отдельных элементов проектируемого комплекса, с тем чтобы в большей мере обеспечить стилистическое единство, благородную простоту и сдержанность, свойственную лучшим образцам московского классицизма, привести фасадное решение в соответствие с ранее согласованным реставрационным проектом воссоздания уличных фасадов. В частности были указаны следующие направления, по которым рекомендуется вести работу по доработке фасадов:

• Уточнить решение проходной галереи и исключить появление аттиковых элементов на фасаде по Тверскому бульвару.
• Отмечая положительные изменения объемных характеристик части здания, обращенной в сторону двора городской усадьбы А.А. Яковлева, XVIII-XIX вв., объекта культурного наследия федерального значения (Тверской бул., д.25/18), доработать архитектурное решение брандмауэра - как глухой стены с отдельными узкими проемами на верхних этажах, в части, отступающей от границы участка.
• Учитывая вынужденный характер организации въездов в гараж на фасаде флигеля по Б.Бронной ул., считать возможным устройство аттика и плоской кровли над воссоздаваемой исторической частью здания. Разработать более «спокойное» решение фасадов дома над флигелем с учетом того, что модернистский «ленточный» вариант решения этой части здания не нашел поддержки у большинства выступавших.
• Доработать силуэтные характеристики здания при восприятии здания со стороны Сытинского пер.

В заключение было отмечено, что реализация представленного проекта возможна исключительно при условии сохранения исторической планировочной структуры территории, примыкающей к Пушкинской площади. Реализация проекта освоения территории Пушкинской пл. и Новопушкинского сквера в ранее заявленных габаритах неизбежно приведет к резким изменениям восприятия воссоздаваемого комплекса усадьбы Салтыкова на Бронной.»

***

Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Генплан
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Разрез
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Разрез
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Ситуационный план (существующие строения)
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Ситуационный план
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др. Макет
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др.

23 Сентября 2009

Зеленый свет альтернативе
10 июня Экспертный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) рассмотрел два альтернативных предложения по реконструкции Пушкинской площади, которые, в отличие от официального проекта, выполненного НИиПИ генплана совместно с турецкими архитекторами MNG Holding, улучшают пропускную способность транспортной развязки и при этом не противоречат идее регенерации исторической среды.
Магазины притворились культурными
23 марта Президиум ЭКОСа вновь рассмотрел проект реконструкции Пушкинской площади. Напомним, на пересечении Страстного и Тверского бульваров и Тверской улицы планируется построить подземный транспортный узел, а также торгово-развлекательный комплекс. Два года назад эти намерения московских властей вызвали единогласный протест архитектурного сообщества и широкой общественности, и скандальный проект был отправлен на доработку. Теперь эксперты, наконец, получили возможность досконально изучить и обсудить его новую редакцию.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.