Кикутаке и Москва. Заседание Общественного совета при мэре Москвы, 7 ноября 2007

На заседании Общественного совета утвердили 5 проектов и отвергли один. Среди них – жилой дом на Кутузовском проспекте, придуманный знаменитым японским архитектором Кионори Кикутаке для Миракс-групп; гигантский (2 млн. кв. м) комплекс жилых домов над путями Киевской ж/д по проекту А.В. Кузьмина, Ю.М. Алпатова и М.М. Посохина; станция скоростной дороги в Сити от Метрогипротранса, а также гольф-поле, торговый центр и часовня

mainImg

Самым интересным проектом с точки зрения архитектуры стал, безусловно, дом, спроектированный Кионори Кикутаке на Кутузовском проспекте для «Миракс-групп». Участок, на котором он должен появиться, расположен недалеко от строящегося Сити, с которым причудливые башни японского архитектора активно перекликаются. История появления этого проекта такова: осенью 2005 года журнал ARX пригласил в Москву одного из основателей архитектурного движения «метаболизма» Кионори Кикутаке, отметив таким образом свой безусловно удачный старт. ARX организовал экспозицию Кикутаке в Манеже на «Зодчестве», которая стала гвоздем программы фестиваля, а также  познакомил знаменитого японца с главой компании «Миракс-групп». Результатом знакомства стал проект жилого дома на Кутузовском проспекте, который вчера рассматривался на Общественном совете. Дом проектирует Kikutake architects, проектирование сопровождает Сергей Ткаченко.

Показывая совету макет здания Кикутаке, главный архитектор города Александр Кузьмин назвал его (макет) плохим, а дом – очень хорошим и уникальным. Это несколько спутало карты, потому что стало неясно, на что смотреть и какие части увиденного хороши, а какие плохи, и в конце концов глава стройкомплекса Владимир Ресин даже попросил «сделать нормальный макет». Однако несмотря на проколы с макетом, здание действительно интересное. Оно чем-то напоминает оригами, потому что «тело» дома-пластины несколько раз сложено по вертикали, и вырезано в виде короны, центральный шип в которой высокий (51 этаж), а два других, симметрично фланкирующих – пониже. Легко представить себе эту форму вырезанной в процессе придумывания из бумаги, несколько раз сложенной, аккуратной расправленной и поставленной вертикально – как оригами. В этом сходстве нет ничего удивительного, так как основатель метаболизма Кионоре Кикутаке «вырастил» его в 1960-е гг. из основ традиционной японской культуры; архитектор даже считает, что модное западное течение метаболизма и его японский прототип развиваются по-разному – последний больше связан с исконной традицией, частью которой, заметим является мастерство складывания бумажных кукол.
Силуэт дома получился очень оригинальным, что выгодно выделяет его не фоне однообразно-башенного Сити. Дом Кикутаке вроде бы вторит бизнес-башням своей высотностью, а с другой – противостоит им как нечто артистическое – чему-то промышленному. И уж во всяком случае не зависит от избранного для ММДЦ много лет назад «нью-йоркского» стиля.

Кроме того все фасады дома покрыты крупным рисунком в виде толстых пересекающихся полос, образующих ромбы, каждый из которых, как рассказал Александр Кузьмин – представляет из себя мини-атриум с зимним садом, рассчитанный на несколько квартир. Соседи получают таким образом общие сады с панорамными видами на Москву. Эту растительность можно было увидеть на макете, который, кстати сказать, был очень скрупулезно исполнен.
Помимо локальных висячих садов, распределенных по всей высоте сооружения, дом снабжен всем необходимым, включая школу, детсад, магазины, фитнес и парковки, отчего он вписывается в традицию (опять традиция!) советских супер-элитных экспериментов 1930-х гг. – прежде всего здесь можно вспомнить знаменитый Дом на набережной.  Кстати дом Кикутаке тоже выходит своим двором на Москва-реку; в некотором роде дом Иофана и дом Кикутаке выстраиваются в одну линию – визуальную и историческую.

Показывая дом, Александр Кузьмин выразил надежду, «что хоть один объект иностранного архитектора у нас получится без нижегородского акцента», и намекнул, что неплохо бы дом на архсоветах не калечить, а то у нас получается так, что «среднему архитектору советы на пользу», а хорошую архитектуру только портят. Помимо главного архитектора Москвы, дом активно поддержали президенты архитектурных союзов Юрий Гнедовский и Виктор Логвинов.

В ходе обсуждения, однако, выяснились две неприятные вещи. Вначале выяснилось, что дом собирается появиться в непосредственной близости от церкви Покрова в Филях – одного из лучших образцов «нарышкинского стиля» конца XVII века. По мнению члена ЭКОСа Алексея Клименко, дом будет затеснять и загораживать виды на памятник. «Не случайно – сказал Алексей Клименко, в показанных материалах нет перспектив на церковь, так как будто этой пробелы вообще не существует». Церковь действительно прекрасна, она вошла во все учебники по истории русской архитектуры. Однако собственно памятнику дом Кикутаке не угрожает, а угрожает виду на нее, который и уже достаточно затеснен силуэтом Сити. С Кутузовского проспекта церковь практически не видно и сейчас, а с противоположной стороны – да, она наложится на громаду 51-этажного дома. Правда, было бы странно думать, что миниатюрные по современным меркам вотчинные (то есть пригородные) церкви XVII века, да еще стоящие внутри города, ни с чем не совпадут и ни на что не наложатся в панораме мегаполиса. Город все-таки большой, и активно собирается стать еще больше. Мне кажется однако, что в данном случае борьба за силуэт филевской церкви обернется следующим образом: из дома Кикутаке дом превратится в дом «еще-кого-нибудь», такой же высокий, и уж его-то все равно построят и силуэт испортят. Так может быть, пусть испортят пейзаж хорошим домом, чем плохим?

Вторая проблема связана с заводом «Фили-кровля», на месте которого собираются строить дом. Предприятие вредное, и его собирались уничтожить как экологически вредное, предоставив сотрудникам (их немногим более ста) другие рабочие места. Представители городских властей, однако, настояли на том, чтобы завод сохранить, заявив, что «пока предприятие не откроется на новом месте, строительство начинать не будем». Общее резюме Владимира Ресина по проекту Кикутаке было крайне политкорректным: «предложение неплохое, надо в целом поддержать, но уточнить объемы исходя из церкви и запустить новую кровельную фабрику».

Помимо проекта Кикутаке, на Общественном совете рассмотрели два, условно говоря, «транспортных» предложения, так или иначе связанных с Сити. Оба проекта вписаны в актуализируемый Москомархитектурой генплан Москвы до 2025 года.

Самый крупный из них (более 2 млн. кв. метров) – проект мастерской Александра Асадова, предполагает строительство жилых домов над железнодорожными путями киевской линии, проходящими южнее Кутузовского проспекта и Поклонной горы. Проект проходит как «освоение надпутевых пространств» и вписан в концепию актуализации генплана Москвы. Во главе его авторского коллектива значатся главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, префект ЗАО Юрий Алпатов, и глава Москпроекта-2 Михаил Посохин. Разработкой проекта занимается тот же «Миракс-групп», который строит описанный выше дом по проекту Кионори Кикутаке. Гигантский комплекс длиной 2,5 километра вытянут вдоль железной дороги змеей, «голова» которой, смотрящая на Киевский вокзал, имеет в проекте 70 этажей, «тело» из ряда домов, П-образно нависающих над путями – около 20 этажей, и «хвост», вытянутый вдоль парка Поклонной горы – это плоский купол общественного центра, на грани природного заповедника реки Сетунь. Здесь от заповедника будет отрезан небольшой кусочек (правда, на этот кусочке уже почему-то стоит бетонный завод), который обещают компенсировать.

Помимо жилья, гаражей и общественного центра важная часть проекта – строительство южного (в параллель северному) дублера Кутузовского проспекта – правда, только на небольшом отрезке между Третьим кольцом и Минской улицей. Член ЭКОСа Алексей Клименко на это высказался в том духе, что нельзя ли ограничиться строительством дорог, без жилья и остального. Однако исключить инвестиционную (то есть денежную) составляющую, безусловно, было бы проблематично.

Александр Кузьмин начал свой рассказ о проекте с указания на то, что подобные кварталы уже давно существуют в «развитых странах и даже странах третьего мира», а для России это первый проект такого рода, можно сказать, новая для Москва типология. Что, собственно и стало главным при обсуждении. В ходе которого выяснилось, что Россия пока (и это логично) не имеет технического опыта строительства с расчетом таких вибраций, которые бывают на железной дороге, когда проходит поезд. Особенно если вокруг и сверху туннелем выстроены дома.

Здесь хочется сказать о том, что не прозвучало на совете, а для данного проекта может быть принципиальным. В развитых и тем более неразвитых странах такие дома строят для бедных. Как социальное жилье. Да и то иногда переоборудуют в общежития, так как люди не хотят покупать квартиры для своих семей над поездами. Да и в Москве, помнится, дома рядом с железной дорогой даже в 1980-е ценились меньше, чем многие другие. Здесь же планируется, совершенно очевидно, не социальное жилье. Была даже большая разница между теми иностранными иллюстрациями, которые были представлены для примера (панельными и дешевыми) и тем, что было нарисовано на планшетах московского предпроекта. Судя по всему, дома на Кутузовке, рядом с Поклонной горой, пусть даже над поездами, будут элитными, а не социальными. Общая площадь комплекса поражает воображение – больше 2 миллионов кв. метров, из них 600 тыс. метров жилья. Интересно, кто это жилье купит.

Заключение Владимира Ресина было более, чем позитивным. Глава стройкомплекса сказал, что здесь «поднят не просто хороший, а очень хороший вопрос». Что проект Москву только улучшает; ведь «если построили туннель под Ла-Маншем», то и мы тоже можем «построить туннель». Что «…чтобы москвич ездил по хорошей дороге, он должен жить в хорошей квартире». И что вот перед нами наконец такой «момент, когда мы можем сказать нашим архитекторам «молодцы»». Предварительная стадия проекта была, таким образом, поддержана.

Проект Метрогипротранса также связан с проблемами ММДЦ. Рядом с так называемым «терминалом Сити», в котором будут собраны все транспортные остановки, от метро до автобуса и даже въезды в гараж, должна появиться еще одна станция – скоростной трассы СТС, ведущей в аэропорт. В состав показанного проекта входит крытая станция СТС и автомобильный мост через Москва-реку, а сюжет заключен в следующем. Когда-то, когда строился мост Третьего кольца, под ним запланировали нижний ярус для будущей СТС. Но потом выяснилось, что этот ярус не подходит для вагонов, и решили построить рядом второй мост, а нижний ярус Третьего кольца сделать пешеходным, запустив по нему движущиеся дорожки-травалаторы, помогающие преодолевать расстояние длиной около одного километра. Помимо моста и станции в проект входит многоярусная стоянка на 500 машин.

Обсуждение проекта сосредоточилось вокруг вопроса дорожных «проколов» под мостами – дополнительных трасс вдоль реки, перпендикулярных Третьему кольцу и дающих возможность его пересекать. По словам Александра Кузьмина, 10 лет назад, когда строили Третье кольцо и его трасса стояла и не была загружена машинами, это можно было сделать легко, но тогда городские власти не захотели тратить муниципальных денег, в расчете на то, что эти дороги построят инвесторы Сити на свои средства. Однако это не удалось, и теперь строить дороги-«проколы» будет значительно сложнее.
На что Владимир Ресин ответил так: «проект этот мы жевали-жевали, есть предложение принять, давайте примем». И проект приняли.

Проект гольф-поля международного класса также расположен не очень далеко от Сити – в излучине старицы Москва-реки, образующей довольно-таки крупный остров, по которому проходит единственная улица Нижние Мневники. Сейчас там луга, несколько болот – как было сказано на заседании, «полупамятников природы», и посередине – полуживая деревня Терехово. Когда-то в этом районе собирались строить детский спортивный комплекс, да вот решили начать с гольф-поля. На одном из прошлых советов мэр Юрий Лужков сказал так: мы делаем это поле «для всех, в том числе и для пацанов московских».

На том заседании, когда поле рассматривалось впервые, проект не был принят на том основании, что объем запланированного строительства существенно превышал нормы, допустимые в охраняемой природной зоне. Теперь здания перенесены ближе в поселку и объемы строительства сокращены, в основном за счет коттеждей-гостиниц, в которых желающие заниматься гольфом смогут арендовать комнаты. На этот раз на совете обсуждалось: можно ли зимой кататься по гольф-полю на снегокатах, как это предложили корейцы, или лучше заниматься там зимним гольфом на снегу, как это делают финны. А также, достаточно ли узковатой улицы Нижние Мневники для подъезда к гольф-полю, так как с его появлением дорожный трафик получит дополнительную нагрузку в виде машин тех 100-120 человек, которые могут одновременно находится на гольф-поле. Проект приняли с пожеланием обратить внимание на остальную территорию острова, так как ее собираются обустроить с 1961 года и все никак не обустроят. В ходе обсуждения Александр Кузьмин заметил, что от детского парка отказываться не будут, и сделают его когда-нибудь в будущем – вероятно, когда закончат с гольф-полем, где-нибудь рядом с деревней, которую пока «не тронут».

Проект торгового центра рядом с метро «Университет» был отвергнут, можно сказать, сразу же при подаче. Рассказывая о проекте, Александр Кузьмин в итоге предложил торговый центр перенести и построить его в другом месте, компенсировав землю инвестору. Дело в том, что проект вызвал бурные протесты жителей окрестных домов, а также – в том, что павильоны станций метро недавно получили статус «вновь выявленных» памятников. Поэтому вначале торговый комплекс включал в себя станцию метро, а потом в его объеме вырезали круглые дыры, и здание стало обступать павильон с трех сторон. Однако протесты жителей района на этом не прекратились. Активисты пришли на совет, помощник депутата района выступил с просьбой отменить строительство. Проект отменили с рекомендацией «искать решение, которое устроит жителей и инвестора». Предложение будет рассмотрено отдельно, а потом – повторно на общественном совете.

Последний рассмотренный проект – часовня во имя святых Александра Невского и Иоанна Воина рядом с Екатерининским парком и недалеко от площади Суворова. На площади стоит памятник полководцу, а с другой стороны парка, между строящимся армянским храмом, казино и студией им. Грекова есть небольшой и приятный сквер, в котором собираются установить стелу в честь Суворова и упомянутую часовню; все это будет мемориальным комплексом. Не очень понятно, зачем еще один комплекс, если уже есть памятник и площадь, однако на вчерашнем заседании речь была не об этом, а о цвете покраски часовни. По просьбе Троицкого подворья, к которому она будет приписана, ее разрешили покрасить не в голубой с белым, похожий на соседний дворец, а в красный, похожий, на цвет фасадов церкви Троицы на Троицкой горке, в которой располагается подворье.

Хотя главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и бросал на макет сердитые взгляды, он дал проекту Кикутаке самую положительную харатеристику и даже предложил не портить его на согласованиях
фотографии Юлии Тарабариной
Предпроектное предложение строительства многофункционального жилого комплеса по адресу: Кутузовский проезд, вл. 16, ЮЗАО. Проектные организации: Kikutake architects, ООО «Арка». Авторы: Kiyuonori Kikutake, Mutsuko Smith, Mr.Tsukamoto, Mr.Matsumato (Япония), С.Б. Ткаченко, Н.И. Рыбин, Е.Б. Акулова. Инвестор: Миракс-групп. Общ. площадь: 306 470 кв. м
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп. Справа - Сити, слева - Миракс-плаза, в центре - дом, спроектированный Кикутаке
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп. На макете были хорошо видны деревья и человечки в распределенных по всей высоте дома зимних садах
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Предпроектные предложения по освоению надпутевого пространства участка Киевского направления Московской железной дороги от 3-го транспортного кольца до Минской улицы. Проектные организации: ГИП «Моспроект-2» (маст. 19), ТППМ ЗАО, ГУП НИиПИ Генплана. Авторы: А.В. Кузьмин (рук.) при содействии Ю.М. Алпатова, М.М. Посохин, Н.А. Захарова, Л.В. Машинская, В.Е. Кинчевский, Т.А. Зубкова, А.Р. Асадов, М.М. Асадова, Т.В. Сигаева, М.Г. Крестмейн. Инвестор: Миракс-групп. Общая площадь: 2 230 000 кв. м
«Освоение надпутевого пространства». Александр Асадов и др.
«Освоение надпутевого пространства». Александр Асадов и др.
«Освоение надпутевого пространства». Александр Асадов и др.
«Освоение надпутевого пространства». Александр Асадов и др.
Новые проектные предложения по объектам комплекса ММДЦ «Москва-Сити» (ТПУ «Тесковский»). ОАО «Метрогипротранс», ЗАО «Градинжпроект». Авторы: А.В. Кузьмин (рук.), Г.Л. Сирота, Н.И. Шумаков, А.Ю. Орлов, К.А. Георгиевский, С.М. Герасимов, инж. В.М. Абрамсон, С.Ю. Лубоцкий, С.М. Крыжевская, Ф.С. Тандилов, В.И. Травуш. Общ. площадь 41 300 кв. м. Слева – линия скоростной дороги СТС в новым мостом и закытой станцией, справа – существующий мост Третьего кольца, в нижнем ярусе которого будет устроен пешеходный переход с травалаторами
zooming
Станция СТС. Метрогипротранс. Внешний вид станции
Концепция генерального плана по строительству гольф-комплекса по адресу Нижние Мневники. Проектные организации: "RTJ II«, »WATG"(CLUA), "Сё Окуно« (Лотте Групп) при сопровождении »Моспроект-3". Включает: 18 лунок, 72 пары, клубный дом, тренировочное поле, гостиницу (150 номеров), гостиничные виллы (30 вилл), спортивный центр, гольф-академию, СПА комплекс. Общая площадь: 85 000 кв. м
zooming
Проект строительства многофункционального торгового центра на пересечениии проспекта Вернадского и Ломоносовского проспекта у восточного выхода станции метро «Университет». Проектная организация ООО "Экопроект+«. Автор: М.А. Кузин, О.Р. Протопович, инж. М.П. Инютина. Инвесторы ЗАЛ »ПроЭль«, ООО »МПО Аргон". Общая площадь: 42 386 кв. м
Рабочий проект мемориального комплекса со стелой, посвященной генералиссимусу А.В. Суворову и православной часовней в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого мученика Иоанна Воина по адресу: Суворовская площадь, вл.2 (Б. Екатерининская ул., стр. 27). Проектные организации: ГУП МНИИП «Моспроект-4», ФГУП «ГСПИ». Авторы: В.Е. Богданов, В.И. Орлов, Е.А. Семенова-Прозоровская, инж. Л.В. Глебычева. Общ. площадь 22 кв. м. Площадь озеленения 286 кв. м

08 Ноября 2007

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.