Возросшее «Зодчество»

В Манеже открылся 15 по счету фестиваль Союза архитекторов России «Зодчество»

mainImg

В этом году юбилейное «Зодчество» выглядит несколько богаче, чем в предыдущем – оно ощутимо укрупнилось, стенды и картинки стали побольше, коридоры между ними просторнее, развлекающие посетителей «затеи» равномерно распределены по пространству Манежа. Под ногами ярко-красный ковер, вверху парят надувные шарики – на каждом написано название раздела, чтобы заблудившийся посетитель мог, подняв голову, сориентироваться в хитросплетениях всероссийского фестиваля.

Прямо при входе размещены две иностранные экспозиции – одна посвящена итальянской премии Дедал+Минос, единственной в своем роде архитектурной награде, которая присуждается за успешное сотрудничество заказчика и архитектора. Она спрятана слева за гигантским стендом союза архитекторов России, перед которым горделиво выставлен наш, российский Дедал, который без Миноса, но хрустальный. Любопытно, что обе награды со столь перекликающимися названиями были учреждены почти одновременно – в начале 2000-х гг. Учредители российского «Дедала» - главной награды фестиваля «Зодчество», утверждают, что в то время они про итальянского собрата не знали – таким образом две премии, вероятно, стали результатом «параллельного» мышления организаторов. Правда, итальянская премия – международная, и ее лауреатами нередко становятся хорошо известные «звездные» постройки.

Рядом с «итальянским Дедалом»,  в темноватом пространстве под балконом выставлена современная архитектура Китая – скромные квадратные планшеты с иероглифическими комментариями демонстрируют здания, исполненные на крепком интернациональном уровне, среди которых много призматических небоскребов и немало – модных изогнутых форм, но почти не прослеживается зато колорита, ни «восточного», ни какого-либо другого. Легко заметить, что китайская архитектура в деле усвоения западных стандартов зашла уже намного дальше, чем представленная далее полная разномастных экспериментов российская. Правда, в темном углу китайцев почти не видно и очень легко пройти мимо.

С другой стороны от входа, открывая стенды областей, расположилась очень старательно сделанная выставка Петербурга, разжившегося за последние годы сомнительной славой столицы скандальных архитектурных конкуров и обиженных иностранных «звезд». Город представил многие из своих крупных проектов – новую сцену Маринки и проект реконструкции Новой Голландии, аэропорт «Пулково» и прочие – в виде макетов, расставленных по полупрозрачной оргалитовой карте. Мягкий ковер на полу изображает карту Финского залива – все очень изысканно, а главное дорого – этот стенд затмевает все остальные «географические» экспозиции, в том числе и лидировавшую в прошлом году экспозицию Московской области с подсвеченной изнутри большой картой – последнюю на этот раз попросту повторили.

По центру пространство Манежа пересекает выставка «Новая Москва», устроенная ЦСА в честь выхода англоязычной версии каталога современной архитектуры. Выставка состоит из восьми шелковых павильонов-кибиток, дальним предком которых, вероятно, надо считать уличные рекламные тумбы. На поверхности «кибиток» напечатаны картинки хрестоматийных построек и проектов за период, начинающийся с 1917 г. и по настоящее время, а в ткани прорезаны отверстия для мониторов, непрерывно чередующих интервью известных архитекторов современной Москвы и ролики с шедеврами российского модернизма. Все вместе сливается в нечленораздельное бормотание, однако если вплотную приблизиться к одному из мониторов, то можно послушать, что там говорят.

Выставка ЦСА (дизайн которой сделан Евгением Корнеевым) становится удачной пространственной паузой посреди «Зодчества» и позволяет немного отдохнуть душой и телом от «шапкозакидательсвта» региональных стендов, одновременно отмечая собой начало собственно архитектурной части выставки. Она удачно предваряет конкурсную экспозицию – стенды построек и проектов, претендующих на «хрустального Дедала» и другие награды.

Среди построек в этом году произошли ощутимые перемены. Если в прошлом году известные московские архитекторы почти что в полном составе проигнорировали конкурс «Зодчества», так, что кроме реставраторов, жюри не нашло других достойных претендентов на «Дедала», то в на этот раз ситуация изменилась. Среди реализаций очень много известных имен и знакомых зданий. Два дома Алексея Бавыкина – обошедший все профессиональные журналы дом с тополями в Брюсовом переулке и не менее известный дом «ВДНХ» на Сельскохозяйственной, новый градостроительный акцент московского Проспекта Мира. Два дома Сергея Киселева, собравшие за прошедший год почти что рекордное количество разных премий: пестрая башня «Авангард» и многоликий стильный «Эрмитаж-плаза». Здесь же – элегантные стеклянные «носы» домов Андрея Воронцова, гигантские ансамбли мастерской Андрея Бокова, скромный и красивый кирпично-стеклянный дом «Stella maris» Евгения Герасимова на Крестовском острове. После относительно долгого перерыва «Зодчество» почтил своим вниманием главный самый убежденный классицист Москвы Михаил Филиппов, выставив «Римский дом», также уже описанный во всех возможных архитектурных журналах. Словом, хотя и не все, но многие знаменитости вспомнили о фестивале и почтили его своим участием – что надо признать безусловным успехом организаторов. Даже не участвующий в конкурсе Александр Скокан нашел нужным оформить собственный стенд в разделе «Мастерские».

Помимо знаменитостей, на выставке модно найти и небольшие, но интересные вещи – например, стоящее среди поля на окраине Нижнего Новгорода удивительно спокойное и «западное» офисное здание Ольги Добротиной, или нарочито пестрый и кустарный (может быть, даже немного слишком) «Псковский дом».

Но «Зодчество» не было бы «Зодчеством», если бы «звездная» компания не была разбавлена разной другой архитектурой. На этот раз нам решили показать, например, чемоданистую библиотеку МГУ – новость почти что двухлетней давности. Выставка щедро разбавлена среднестатистическими жилыми комплексами, с ряды которых почему-то затесались какие-то деревянные бани и даже коттеджи, резко сбивающие масштаб экспозиции.

Два совершенно отдельных жанра, для которых давно пора создать отдельные номинации – это храмовая архитектура и реставрация. Архитектура большинства храмов, увы, все еще претендует на лишь на «золотую малину», вероятно, их авторы твердо уверены в том, что приверженность традиции избавляет их от назойливой необходимости проявлять художественный вкус. Хотя и в этой группе время от времени появляются более или менее заметные сооружения – например, церковь Елизаветы в Хабаровске – старательная и детальная компиляция из элементов XVI и XVII в.; до эклектики XIX в., конечно, еще далековато, но некоторая степень приближения уже достигнута.

Научные реставрации – действительно заслуживающий большого внимания раздел выставки. Надо сказать, что они участвуют в «Зодчестве» постоянно, но только в прошлом году одна из реставрационных работ удостоилась главной премии. Воодушевившись, реставраторы принесли много проектов «первой» величины, причем это касается и уровня памятников и качества реставрации. Среди реализаций выставлены: недавно воспетый в прессе «Пашков дом», и собор Покрова на Рву (более известный как храм Василия Блаженного), а среди проектов – один, но очень интересный, если не сказать – уникальный, объект – исследования и проект реставрации Грановитой палаты новгородского Кремля, единственный по-настоящему готический памятник в истории русской архитектуры.

Раздел Проекты отличается от построек примерно так, как будущее отличается от прошлого. Прошлое неплохо известно, пестрит (на сей раз) известными именами, с ним все более или менее понятно. Проекты, показанные на «Зодчестве», по-видимому, призваны показать, что нас ждет в скором будущем. Если это предположение верно, то в прошлом у нас постройки, а в будущем – сплошное градостроительство. Актуализируется план центра Москвы, а также Обнинска, Геленджика, нижегородского Городца и некоторых других мест.
Проекты отдельных зданий тоже отличаются пестротой и размахом, они то изламываются, то изгибаются, то, опять же, расползаются на целый квартал. Сравнивая «постройки» и «проекты» понимаешь, что в недалеком будущем архитекторы и строители собираются развернуться с ощутимо большим размахом, чем прежде – налицо ощутимый даже эмоционально поступательный размах. Никита Явейн, в частности, предполагает застроить площадь Ладожского вокзала пятью башнями высотой около 30 этажей, утверждая при этом, что они не испортят силуэт города, так как из собственные силуэты сужаются кверху. Михаил Хазанов планирует построить рядом с его же зданием Административно-общественного центра Московской области еще одно здание, раза в три повыше первого. А в Кремле Нижнего Новгорода среди старых классицистических зданий предполагают поострить большой круглый двор с колоннами – дом правительства области. Среди проектов зданий, правда, тоже иногда попадаются небольшие и изящные.  Несколько из них принадлежит мастерской А. Гинзбурга, несколько – мастерской А’Лен из Петербурга.

Последним акцентом «Зодчества», размещенным на этот раз в конце зала ближе к сцене, служит выставка детских проектов, из года в год «вытягивавшая» прошлые экспозиции фестиваля. Сделанные детьми макеты ничем не хуже, если не сказать – лучше «взрослых», а степень фантазийности показанной в них архитектуры время от времени перекликается с тем, что выставлено на «серьезной» экспозиции проектов, однако детские проекты местами историчнее, а их замысел – сложнее. Словом, детское творчество опять на высоте – и в переносном смысле, и в буквальном – макеты расставили на покрытых красным сукном террасах, поднимающихся от центральной аллеи к стенам Манежа.

В этом году выставка, безусловно удалась лучше, чем в предыдущем – и пространство яснее, и участие именитых людей многого стоит. Правда, «Зодчеству» никогда, вероятно, не избавиться от пестроты и избыточности материала, стремящегося охватить все стороны нашей разнообразной родины. Кроме того, общероссийская архитектурная выставка отражает происходящие в стране процессы: на этот раз безусловным лидером был Сочи и иже с ним курорты Краснодарского края – они «просочились» повсюду – начиная с возросших региональных стендов южных земель, и заканчивая конкурсными проектами, среди которых с неизбежностью исторической закономерности много чего оказалось посвященным югу – надо же готовиться к Олимпийским инвестициям.

Стенд Санкт-Петербурга, на котором в виде дорогих макетов и стекла и чего-то блестящего золотом показаны многие знаковые проекты города, в том числе сделанные иностранными «звездами»
Выставка современной архитектуры Китая
Выставка «Новая Москва», организованная ЦСА
Центральная конкурсная экспозиция – традиционно тесноватая, Посторойки и Проекты, претендующие на «Хрустального Дедала»
Церковь Елизаветы с Хабаровске - пример старательно сделанной эклектики начала XXI века
Причудливо-кустарный «Псковский дом»
Грановитая палата Новгородского кремля. Исследования и проект реставрации. Г. Евдокимов, Е. Рузаева, Д. Яковлев
Никита Явейн. Проект застройки площади Ладожского вокзала
Проект Михаила Хазанова, который должен разместиться рядом с Административно-общественным центром Московской области
Проекты петербургской группы А'Лен
Экспозиция детского творчества

19 Октября 2007

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Пресса: Современная петербургская архитектура стала искусством
Проекты, участвовавшие в конкурсе «Охта центра», стадион на Крестовском, конгресс-центр в Стрельне, новый аэропорт «Пулково» и другие последние архитектурные городские разработки встречают людей, пришедших на выставку современного искусства «Петербург- 2007». Ежегодно она собирает новые произведения петербургских художников уже 15 лет, но впервые среди картин, фотографий и всевозможных арт-объектов появились архитектурные проекты. Публике понравилось — архитектурная секция вызывает чуть ли не самый большой интерес в арт-пространстве
Пресса: Количественные отложения налицо. С фестиваля "Зодчество-2007"
В преддверии часа Х – 1 января 2008 и 2010 гг. – обеспеченность схемами территориального планирования и генпланами городов и муниципальных образований стала предметом соперничества регионов между собой. Граддокументация проникла даже в раздел «Проекты», составив вкупе с градостроительными концепциями кварталов, районов и целых поселений не менее четверти от общего числа выставленных работ. В разделе мастерских заметно прибавилось организаций градостроительного профиля.
Пресса: Губернаторы и генпланы. Регионы и города России на...
Региональную часть фестивальной экспозиции интересно рассматривать в трех аспектах: как соотносятся представленные территории с выборкой «АВ», также посвятившего в 2007 г. регионам «далеко от Москвы» значительную часть своей площади; какие именно регионы демонстрируют на «Зодчестве» свои достижения; и что же собственно здесь показывается.
Дедал – в Самару. Лауреаты «Зодчества»
Вечером 21 октября были объявлены лауреаты конкурсов фестиваля «Зодчество-2007». Главный приз получила архитектурная мастерская Валентина Пастушенко и Виталия Самогорова за здание гостиницы Holiday Inn в Самаре
Пресса: С намеком. Вручена национальная архитектурная премия...
В Москве закончился 15 международный фестиваль архитектуры «Зодчество». Апофеозом этого масштабного действа, проходившего в Манеже, стала церемония награждения национальной архитектурной премией «Хрустальный Дедал». Его обладателем стали архитекторы Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко из самарского архитектурное бюро «Самогоров и Пастушенко» за самарскую же гостиницу Holiday Inn. Предсказывать результаты «Хрустального Дедала» - дело абсолютно бесперспективное, приз могут дать кому угодно - от коллектива за абстрактную «совокупность» заслуг до проекта или реализации. В прошлом году «Хрустальный Дедал» вручили реставраторам за Александринский театра в Петербурге, в позапрошлом - Михаилу Хазанову за здание государствееного центра современного искусства, а в 2002 и вовсе - коллективу компании «Югакадемцентр»
Пресса: Олимпийское беспокойство на фестивале "Зодчество"
Вчера в московском Манеже открылся очередной фестиваль "Зодчество". Он проходит уже в пятнадцатый раз, но юбилейные настроения в экспозиции "Зодчества" не очень заметны. В сущности, главное событие теперешнего "Зодчества" пройдет только через семь лет: именно предстоящая Олимпиада в Сочи выглядит главной темой фестиваля
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.