English version

Дедал – в Самару. Лауреаты «Зодчества»

Вечером 21 октября были объявлены лауреаты конкурсов фестиваля «Зодчество-2007». Главный приз получила архитектурная мастерская Валентина Пастушенко и Виталия Самогорова за здание гостиницы Holiday Inn в Самаре

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

22 Октября 2007
mainImg
Архитектор:
Борис Шабунин
Мастерская:
Мастерская архитектора Б.А. Шабунина
Проект:
Бизнес-центр «Новосущевский»
Россия, Москва, Сущевский вал. 18

Авторский коллектив:
Архитекторы: Борис Шабунин, Сергей Шестопалов, Мария Литовская, конструкторы: В. Овечкин, В. Райцин, инженер: А. Стелецкий 

2003 — 2004 / 2005 — 2006

Заказчик: ООО «Деловой центр»
Девелопер: MR Group
Подрядчик: ООО «Реал-Строй» 

Гостиница Holiday Inn – это простое здание, окрашенное в разные оттенки серого цвета, с горизонтальными ленточными окнами, маленькими металлическими балкончиками, гигантским, стеклянно-полосатым атриумом и спиралевидно изгибающейся лестницей внутри. Крупный, но крайне сдержанный образец неоконструктивизма, популярного в Москве уже достаточно давно – уже лет пять, а может быть, даже и больше. Сами лауреаты так и сказали – «момент возвращения модернизма в архитектурную жизнь города Самары», и были поддержаны вручавшим премию президентом Союза российских архитекторов Юрием Гнедовским, который сообщил, что гостиница награждена потому, что она находится в русле русского авангарда начала XX века, в котором, как это хорошо известно во всем мире, заключена настоящая специфика российской архитектуры.

Получается, что лауреат «Хрустального Дедала» 2007 года – это пример продвижения модернизма, основанного на наследии русского авангарда, в города России. В произведениях московских архитекторов он уже закрепился, а теперь начал свой путь дальше, условно говоря, в провинцию. Здесь надо заметить, что самарская архитектурная школа в те годы, которые сейчас признано считать современностью, то есть в 1990-е – 2000-е, провинциальной не была, и во многом – именно благодаря нынешним лауреатам «Зодчества» Пастушенко и Самогорову. Правда, раньше они больше были известны столице своими интерьерами, получавшими награды, в основном, в доме на Брестской – стоит вспомнить, ресторан «Белая акула», получивший гран-при интерьерного фестиваля в 2000 году или клуб «Айсберг». Кстати сказать, интерьер атриума награжденной вчера гостиницы Holiday уже получили первое место в доме на Брестской этой весной.

Дом замечательный, спокойный, сдержанный, он наследует много хорошего от русского конструктивизма, дополняя его, как и полагается в наше время, красивыми хай-тековскими деталями. И самарская архитектурная школа также вызывает уважение, как и нижегородская, один из ярких представителей которой, Евгений Пестов, был председателем той части жюри, которая судила в этом году постройки. И решение жюри представляется очень деликатным, крайне взвешенным – но все-таки каким-то очень уж политкорректным. Архитектурно-экологическим – как будто бы судили не эстетические достоинства здания (которые у него, безусловно, очень даже наличествуют), а стремились принять единственное верное решение на зыбкой почве российского зодчества, в котором до сих пор хватает разного – и вторичных фантазий а-ля Заха Хадид, и национального своеобразия в виде храмовой эклектики. В итоге решение оказалось настолько правильным, что невольно начинаешь подсчитывать в уме, сколько же различных – в том числе международных – факторов стремилось учесть уважаемое «большое жюри» конкурса, прежде чем вынести свое решение.

В этой логике очевидно участвовали: выбор приоритетного стилевого направления, а именно любимого иностранцами и продвинутыми россиянами модернизма со ссылкой на конструктивизм, плюс желание обнаружить искомый образец подальше от «больших» столиц, плюс неамбициозность, плюс стильная «интерьерная» известность авторов – в общем, решение выглядит скорее логически продуманным, чем эстетически прочувствованным – хотя повторюсь, это нисколько не принижает выбранного здания, действительно достойного всяческих похвал. Мешает только одно – этот замечательный исполненный скромного модернистского достоинства дом странно смотрится в качестве лучшей постройки страны последних трех лет (а конкурс на этот раз охватывал период 2005-2007 гг.). Грубо говоря, он хорош и очарователен и от решения жюри веет благородством, но дом не тянет на главный шедевр последних лет. А вот политкорректность жюри «Зодчества» - напротив, выстраивается в некоторую тенденцию с небольшой, но основательной историей.

В прошлом году награждали реставраторов («Дедала» дали за Александринку), в этом – последовательных неоконструктивистов-модернистов. Налицо желание найти беспроигрышный вариант – всем любезный, такой, к которому никто не придерется, просто постыдится. Политкорректный, осторожный, очень «интеллигентный». И он находится – вся беда в том, что единственное, чего не хватает – это решительности и блеска, свойственных лидерам, в том числе и архитектурным, а особенно – современным. И здесь обнаруживается противоречие. С одной стороны, вчера на церемонии награждения несколько раз прозвучала простенькая в произнесении, но не в реализации мысль – что российской архитектуре пора бы уже заткнуть за пояс мировую, и что это, дескать не за горами. А с другой стороны – корректнейший выбор жюри.

Далее назовем основных лауреатов «Зодчества». Надо сказать, что не все из них вписываются в вышеназванную тенденцию – некоторые да, некоторые нет, некоторые стремятся, но не очень получается. Выбор так или иначе объясним, но достаточно пестр. Хотя можно согласиться с мнением председателя «Большого жюри» Юрия Гнедовского, что «урожай построек» в этом году был больше – особенно по сравнению с предыдущим.

«Золото» за постройки получили: президент СМА Виктор Логвинов за административно-деловой центр в Карамышевском пр., 68 (это уже заставляет вспомнить другую, актуальную некоторое время назад тенденцию на награждениях «Зодчества») и Борис Шабунин за деловой центр на Сущевском валу.

Золотые дипломы в разделе «проекты» вручили: за проект генплана города Городец, одного из древних городов нижегородской области – причем вручая награду, председатель этой части жюри Павел Андреев прокомментировал ее так – это «единственная работа по которой не было споров в жюри». Два других золотых диплома присудили комплексу Авиации и космонавтики на Ходынском поле (Андрей Боков, Вадим Ленок и мн.др.) и – проекту застройки площади Ладожского вокзала Никиты Явейна. Последний состоит из пяти стеклянных башен, деликатно суженных кверху – по уверению авторов, этот прием должен помочь башням не испортить «кардиограмму» Петербурга; на этот счет можно было бы высказать некоторые сомнения, учитывая, что башни стеклянные, высокие (около 30 этажей) и кроме того, похожие друг на друга.

Серебряные дипломы в разделе построек достались центру «Эритаж-плаза» Сергея Киселева (о котором мы уже писали), административному зданию в Петрозаводске (Е. Фролов) – яркому, отдаленно напоминающему центр Помпиду в Париже и ГЦСИ в Москве. Третий серебряный диплом получил дом Stella Maris на Крестовском острове архитектора Евгения Герасимова, изящный стоящий рядом с водой дом, составленный из четырех повторяющихся кирпично-стеклянных блоков, кровля каждого из которых увенчана зеленовато-медным подобием паруса.

Среди проектов «серебро» получила гостиница на территории парка им. Фрунзе в Сочи мастерской Гинзбурга - прозрачное здание, состоящее из балконов и жалюзи; про него было отдельно сказано, что этот небольшой проект жюри высоко оценило. Также серебряный диплом вручили за проект реставрации Владычной палаты Новгорода и за генплан острова Песчаный Владивостокского округа, авторы которого признались, что стремятся «возродить градостроительство на далекой окраине».

Золотые дипломы в разделе «архитектурные мастерские» получили: мастерская Юрия Виссарионова, устроившая красивую черно-белую экспозицию и петербургская студия А’Лен. 

Надо сказать, что помимо «Дедала», главного приза «Зодчества», на фестивале вручается высшая награда Союза архитекторов России, медаль со смешным названием «за высокое зодческое мастерство», имени великого русского архитектора Василия Баженова. Ее получили: Андрей Боков, Михаил Крышталь и Сергей Киселев.

А еще надо сказать, что вместо бывших ранее характерным признаком фестиваля фольклорных ансамблей на церемонии выступал знаменитый выпускник МАрхИ Андрей Макаревич – и спел довольно-таки много, целый концерт.

Полный список награжденных в разделах Постройки и Проекты (включая бронзовые дипломы) можно увидеть здесь.

zooming
Гостиница Holiday Inn в Самаре. АБ В. Пастушенко и В. Самогорова. Хрустальный Дедал 2007. Благодарим дирекцию фестиваля «Зодчество» за предоставленные изображения
АБ В. Пастушенко и В. Самогорова. Хрустальный Дедал 2007. Фотография Ирины Фильченковой
zooming
Административно-деловой центр. Москва, Карамышевский проезд, вл. 68. Логвинов В.Н., Швадченко А.В., Дук В.А., Колобков С.Н., Анисяева Т.Е. инженер Марушкин Ю.С., Клочков П.Н., автор интерьеров архитектор Тасев А. НО «Архитектурный фонд», мастерская №1. Золотой диплом (постройки)
zooming
Деловой центр. Москва, «Марьина Роща», Сущевский вал. 18. Шабунин Б.А., Шестопалов С.В., Литовская М.Б., при консультации архитектора Григорьева Ю.П.,конструктор Овечкин В.Н., инженер Стелецкий А.Ю. ООО «Мастерская архитектора Б.А. Шабунина». Золотой диплом (постройки)
zooming
Проект генерального плана города Городец Нижегородской области. Архитекторы Парфенов В.М., Чупрова Ю.В., инженеры Валуйская Н.А., Лощилова Т.А. МП Институт развития города «НижегородгражданНИИпроект». Золотой диплом (проекты)
zooming
Комплекс Национального музея авиации и космонавтики на Ходынском поле. Руководитель авторского коллектива Кузьмин А.В., архитекторы Боков А.В., Ленок В.Я., конструктор Гуния Т.Ш., при участии: Козоброд Е.Е., Буш М.В., Фурсов В.Н., Христолюбов И.Н., Кескевич Г.В., ГУП МНИИП «Моспроект-4». Золотой диплом (проекты)
zooming
Концепция застройки площади у Ладожского вокзала в городе Санкт-Петербург автор проекта Явейн Н.И., главный архитектор проекта Зенкевич В.А., архитекторы Архипова Н.Н., Ашметьев Ю.Н., Медведев А.В. ЗАО «Архитектурная мастерская «Студия 44» (Санкт-Петербург). Золотой диплом (проекты)
Андрей Боков - лауреат медали САР. Фотография Ирины Фильченковой
Михаил Крышталь – лауреат медали САР". Фотография Ирины Фильченковой
Сергей Киселев – лауреат медали САР". Фотография Ирины Фильченковой
Выступление Андрея Макаревича на церемонии закрытия «Зодчества». Фотография Ирины Фильченковой
Архитектор:
Борис Шабунин
Мастерская:
Мастерская архитектора Б.А. Шабунина
Проект:
Бизнес-центр «Новосущевский»
Россия, Москва, Сущевский вал. 18

Авторский коллектив:
Архитекторы: Борис Шабунин, Сергей Шестопалов, Мария Литовская, конструкторы: В. Овечкин, В. Райцин, инженер: А. Стелецкий 

2003 — 2004 / 2005 — 2006

Заказчик: ООО «Деловой центр»
Девелопер: MR Group
Подрядчик: ООО «Реал-Строй» 

22 Октября 2007

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Пресса: Современная петербургская архитектура стала искусством
Проекты, участвовавшие в конкурсе «Охта центра», стадион на Крестовском, конгресс-центр в Стрельне, новый аэропорт «Пулково» и другие последние архитектурные городские разработки встречают людей, пришедших на выставку современного искусства «Петербург- 2007». Ежегодно она собирает новые произведения петербургских художников уже 15 лет, но впервые среди картин, фотографий и всевозможных арт-объектов появились архитектурные проекты. Публике понравилось — архитектурная секция вызывает чуть ли не самый большой интерес в арт-пространстве
Пресса: Количественные отложения налицо. С фестиваля "Зодчество-2007"
В преддверии часа Х – 1 января 2008 и 2010 гг. – обеспеченность схемами территориального планирования и генпланами городов и муниципальных образований стала предметом соперничества регионов между собой. Граддокументация проникла даже в раздел «Проекты», составив вкупе с градостроительными концепциями кварталов, районов и целых поселений не менее четверти от общего числа выставленных работ. В разделе мастерских заметно прибавилось организаций градостроительного профиля.
Пресса: Губернаторы и генпланы. Регионы и города России на...
Региональную часть фестивальной экспозиции интересно рассматривать в трех аспектах: как соотносятся представленные территории с выборкой «АВ», также посвятившего в 2007 г. регионам «далеко от Москвы» значительную часть своей площади; какие именно регионы демонстрируют на «Зодчестве» свои достижения; и что же собственно здесь показывается.
Пресса: С намеком. Вручена национальная архитектурная премия...
В Москве закончился 15 международный фестиваль архитектуры «Зодчество». Апофеозом этого масштабного действа, проходившего в Манеже, стала церемония награждения национальной архитектурной премией «Хрустальный Дедал». Его обладателем стали архитекторы Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко из самарского архитектурное бюро «Самогоров и Пастушенко» за самарскую же гостиницу Holiday Inn. Предсказывать результаты «Хрустального Дедала» - дело абсолютно бесперспективное, приз могут дать кому угодно - от коллектива за абстрактную «совокупность» заслуг до проекта или реализации. В прошлом году «Хрустальный Дедал» вручили реставраторам за Александринский театра в Петербурге, в позапрошлом - Михаилу Хазанову за здание государствееного центра современного искусства, а в 2002 и вовсе - коллективу компании «Югакадемцентр»
Дедал – в Самару. Лауреаты «Зодчества»
Вечером 21 октября были объявлены лауреаты конкурсов фестиваля «Зодчество-2007». Главный приз получила архитектурная мастерская Валентина Пастушенко и Виталия Самогорова за здание гостиницы Holiday Inn в Самаре
Пресса: Олимпийское беспокойство на фестивале "Зодчество"
Вчера в московском Манеже открылся очередной фестиваль "Зодчество". Он проходит уже в пятнадцатый раз, но юбилейные настроения в экспозиции "Зодчества" не очень заметны. В сущности, главное событие теперешнего "Зодчества" пройдет только через семь лет: именно предстоящая Олимпиада в Сочи выглядит главной темой фестиваля
Технологии и материалы
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Сейчас на главной
Геометрические игры
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, архитекторы Studio Ardete снабдили офисное здание выразительным фасадом с асимметричными балконами, оставшись в жестких рамках бюджета.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.