English version

Дедал – в Самару. Лауреаты «Зодчества»

Вечером 21 октября были объявлены лауреаты конкурсов фестиваля «Зодчество-2007». Главный приз получила архитектурная мастерская Валентина Пастушенко и Виталия Самогорова за здание гостиницы Holiday Inn в Самаре

mainImg

Гостиница Holiday Inn – это простое здание, окрашенное в разные оттенки серого цвета, с горизонтальными ленточными окнами, маленькими металлическими балкончиками, гигантским, стеклянно-полосатым атриумом и спиралевидно изгибающейся лестницей внутри. Крупный, но крайне сдержанный образец неоконструктивизма, популярного в Москве уже достаточно давно – уже лет пять, а может быть, даже и больше. Сами лауреаты так и сказали – «момент возвращения модернизма в архитектурную жизнь города Самары», и были поддержаны вручавшим премию президентом Союза российских архитекторов Юрием Гнедовским, который сообщил, что гостиница награждена потому, что она находится в русле русского авангарда начала XX века, в котором, как это хорошо известно во всем мире, заключена настоящая специфика российской архитектуры.

Получается, что лауреат «Хрустального Дедала» 2007 года – это пример продвижения модернизма, основанного на наследии русского авангарда, в города России. В произведениях московских архитекторов он уже закрепился, а теперь начал свой путь дальше, условно говоря, в провинцию. Здесь надо заметить, что самарская архитектурная школа в те годы, которые сейчас признано считать современностью, то есть в 1990-е – 2000-е, провинциальной не была, и во многом – именно благодаря нынешним лауреатам «Зодчества» Пастушенко и Самогорову. Правда, раньше они больше были известны столице своими интерьерами, получавшими награды, в основном, в доме на Брестской – стоит вспомнить, ресторан «Белая акула», получивший гран-при интерьерного фестиваля в 2000 году или клуб «Айсберг». Кстати сказать, интерьер атриума награжденной вчера гостиницы Holiday уже получили первое место в доме на Брестской этой весной.

Дом замечательный, спокойный, сдержанный, он наследует много хорошего от русского конструктивизма, дополняя его, как и полагается в наше время, красивыми хай-тековскими деталями. И самарская архитектурная школа также вызывает уважение, как и нижегородская, один из ярких представителей которой, Евгений Пестов, был председателем той части жюри, которая судила в этом году постройки. И решение жюри представляется очень деликатным, крайне взвешенным – но все-таки каким-то очень уж политкорректным. Архитектурно-экологическим – как будто бы судили не эстетические достоинства здания (которые у него, безусловно, очень даже наличествуют), а стремились принять единственное верное решение на зыбкой почве российского зодчества, в котором до сих пор хватает разного – и вторичных фантазий а-ля Заха Хадид, и национального своеобразия в виде храмовой эклектики. В итоге решение оказалось настолько правильным, что невольно начинаешь подсчитывать в уме, сколько же различных – в том числе международных – факторов стремилось учесть уважаемое «большое жюри» конкурса, прежде чем вынести свое решение.

В этой логике очевидно участвовали: выбор приоритетного стилевого направления, а именно любимого иностранцами и продвинутыми россиянами модернизма со ссылкой на конструктивизм, плюс желание обнаружить искомый образец подальше от «больших» столиц, плюс неамбициозность, плюс стильная «интерьерная» известность авторов – в общем, решение выглядит скорее логически продуманным, чем эстетически прочувствованным – хотя повторюсь, это нисколько не принижает выбранного здания, действительно достойного всяческих похвал. Мешает только одно – этот замечательный исполненный скромного модернистского достоинства дом странно смотрится в качестве лучшей постройки страны последних трех лет (а конкурс на этот раз охватывал период 2005-2007 гг.). Грубо говоря, он хорош и очарователен и от решения жюри веет благородством, но дом не тянет на главный шедевр последних лет. А вот политкорректность жюри «Зодчества» - напротив, выстраивается в некоторую тенденцию с небольшой, но основательной историей.

В прошлом году награждали реставраторов («Дедала» дали за Александринку), в этом – последовательных неоконструктивистов-модернистов. Налицо желание найти беспроигрышный вариант – всем любезный, такой, к которому никто не придерется, просто постыдится. Политкорректный, осторожный, очень «интеллигентный». И он находится – вся беда в том, что единственное, чего не хватает – это решительности и блеска, свойственных лидерам, в том числе и архитектурным, а особенно – современным. И здесь обнаруживается противоречие. С одной стороны, вчера на церемонии награждения несколько раз прозвучала простенькая в произнесении, но не в реализации мысль – что российской архитектуре пора бы уже заткнуть за пояс мировую, и что это, дескать не за горами. А с другой стороны – корректнейший выбор жюри.

Далее назовем основных лауреатов «Зодчества». Надо сказать, что не все из них вписываются в вышеназванную тенденцию – некоторые да, некоторые нет, некоторые стремятся, но не очень получается. Выбор так или иначе объясним, но достаточно пестр. Хотя можно согласиться с мнением председателя «Большого жюри» Юрия Гнедовского, что «урожай построек» в этом году был больше – особенно по сравнению с предыдущим.

«Золото» за постройки получили: президент СМА Виктор Логвинов за административно-деловой центр в Карамышевском пр., 68 (это уже заставляет вспомнить другую, актуальную некоторое время назад тенденцию на награждениях «Зодчества») и Борис Шабунин за деловой центр на Сущевском валу.

Золотые дипломы в разделе «проекты» вручили: за проект генплана города Городец, одного из древних городов нижегородской области – причем вручая награду, председатель этой части жюри Павел Андреев прокомментировал ее так – это «единственная работа по которой не было споров в жюри». Два других золотых диплома присудили комплексу Авиации и космонавтики на Ходынском поле (Андрей Боков, Вадим Ленок и мн.др.) и – проекту застройки площади Ладожского вокзала Никиты Явейна. Последний состоит из пяти стеклянных башен, деликатно суженных кверху – по уверению авторов, этот прием должен помочь башням не испортить «кардиограмму» Петербурга; на этот счет можно было бы высказать некоторые сомнения, учитывая, что башни стеклянные, высокие (около 30 этажей) и кроме того, похожие друг на друга.

Серебряные дипломы в разделе построек достались центру «Эритаж-плаза» Сергея Киселева (о котором мы уже писали), административному зданию в Петрозаводске (Е. Фролов) – яркому, отдаленно напоминающему центр Помпиду в Париже и ГЦСИ в Москве. Третий серебряный диплом получил дом Stella Maris на Крестовском острове архитектора Евгения Герасимова, изящный стоящий рядом с водой дом, составленный из четырех повторяющихся кирпично-стеклянных блоков, кровля каждого из которых увенчана зеленовато-медным подобием паруса.

Среди проектов «серебро» получила гостиница на территории парка им. Фрунзе в Сочи мастерской Гинзбурга - прозрачное здание, состоящее из балконов и жалюзи; про него было отдельно сказано, что этот небольшой проект жюри высоко оценило. Также серебряный диплом вручили за проект реставрации Владычной палаты Новгорода и за генплан острова Песчаный Владивостокского округа, авторы которого признались, что стремятся «возродить градостроительство на далекой окраине».

Золотые дипломы в разделе «архитектурные мастерские» получили: мастерская Юрия Виссарионова, устроившая красивую черно-белую экспозицию и петербургская студия А’Лен. 

Надо сказать, что помимо «Дедала», главного приза «Зодчества», на фестивале вручается высшая награда Союза архитекторов России, медаль со смешным названием «за высокое зодческое мастерство», имени великого русского архитектора Василия Баженова. Ее получили: Андрей Боков, Михаил Крышталь и Сергей Киселев.

А еще надо сказать, что вместо бывших ранее характерным признаком фестиваля фольклорных ансамблей на церемонии выступал знаменитый выпускник МАрхИ Андрей Макаревич – и спел довольно-таки много, целый концерт.

Полный список награжденных в разделах Постройки и Проекты (включая бронзовые дипломы) можно увидеть здесь.

zooming
Гостиница Holiday Inn в Самаре. АБ В. Пастушенко и В. Самогорова. Хрустальный Дедал 2007. Благодарим дирекцию фестиваля «Зодчество» за предоставленные изображения
АБ В. Пастушенко и В. Самогорова. Хрустальный Дедал 2007. Фотография Ирины Фильченковой
zooming
Административно-деловой центр. Москва, Карамышевский проезд, вл. 68. Логвинов В.Н., Швадченко А.В., Дук В.А., Колобков С.Н., Анисяева Т.Е. инженер Марушкин Ю.С., Клочков П.Н., автор интерьеров архитектор Тасев А. НО «Архитектурный фонд», мастерская №1. Золотой диплом (постройки)
zooming
Деловой центр. Москва, «Марьина Роща», Сущевский вал. 18. Шабунин Б.А., Шестопалов С.В., Литовская М.Б., при консультации архитектора Григорьева Ю.П.,конструктор Овечкин В.Н., инженер Стелецкий А.Ю. ООО «Мастерская архитектора Б.А. Шабунина». Золотой диплом (постройки)
zooming
Проект генерального плана города Городец Нижегородской области. Архитекторы Парфенов В.М., Чупрова Ю.В., инженеры Валуйская Н.А., Лощилова Т.А. МП Институт развития города «НижегородгражданНИИпроект». Золотой диплом (проекты)
zooming
Комплекс Национального музея авиации и космонавтики на Ходынском поле. Руководитель авторского коллектива Кузьмин А.В., архитекторы Боков А.В., Ленок В.Я., конструктор Гуния Т.Ш., при участии: Козоброд Е.Е., Буш М.В., Фурсов В.Н., Христолюбов И.Н., Кескевич Г.В., ГУП МНИИП «Моспроект-4». Золотой диплом (проекты)
zooming
Концепция застройки площади у Ладожского вокзала в городе Санкт-Петербург автор проекта Явейн Н.И., главный архитектор проекта Зенкевич В.А., архитекторы Архипова Н.Н., Ашметьев Ю.Н., Медведев А.В. ЗАО «Архитектурная мастерская «Студия 44» (Санкт-Петербург). Золотой диплом (проекты)
Андрей Боков - лауреат медали САР. Фотография Ирины Фильченковой
Михаил Крышталь – лауреат медали САР". Фотография Ирины Фильченковой
Сергей Киселев – лауреат медали САР". Фотография Ирины Фильченковой
Выступление Андрея Макаревича на церемонии закрытия «Зодчества». Фотография Ирины Фильченковой

22 Октября 2007

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Пресса: Современная петербургская архитектура стала искусством
Проекты, участвовавшие в конкурсе «Охта центра», стадион на Крестовском, конгресс-центр в Стрельне, новый аэропорт «Пулково» и другие последние архитектурные городские разработки встречают людей, пришедших на выставку современного искусства «Петербург- 2007». Ежегодно она собирает новые произведения петербургских художников уже 15 лет, но впервые среди картин, фотографий и всевозможных арт-объектов появились архитектурные проекты. Публике понравилось — архитектурная секция вызывает чуть ли не самый большой интерес в арт-пространстве
Пресса: Количественные отложения налицо. С фестиваля "Зодчество-2007"
В преддверии часа Х – 1 января 2008 и 2010 гг. – обеспеченность схемами территориального планирования и генпланами городов и муниципальных образований стала предметом соперничества регионов между собой. Граддокументация проникла даже в раздел «Проекты», составив вкупе с градостроительными концепциями кварталов, районов и целых поселений не менее четверти от общего числа выставленных работ. В разделе мастерских заметно прибавилось организаций градостроительного профиля.
Пресса: Губернаторы и генпланы. Регионы и города России на...
Региональную часть фестивальной экспозиции интересно рассматривать в трех аспектах: как соотносятся представленные территории с выборкой «АВ», также посвятившего в 2007 г. регионам «далеко от Москвы» значительную часть своей площади; какие именно регионы демонстрируют на «Зодчестве» свои достижения; и что же собственно здесь показывается.
Дедал – в Самару. Лауреаты «Зодчества»
Вечером 21 октября были объявлены лауреаты конкурсов фестиваля «Зодчество-2007». Главный приз получила архитектурная мастерская Валентина Пастушенко и Виталия Самогорова за здание гостиницы Holiday Inn в Самаре
Пресса: С намеком. Вручена национальная архитектурная премия...
В Москве закончился 15 международный фестиваль архитектуры «Зодчество». Апофеозом этого масштабного действа, проходившего в Манеже, стала церемония награждения национальной архитектурной премией «Хрустальный Дедал». Его обладателем стали архитекторы Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко из самарского архитектурное бюро «Самогоров и Пастушенко» за самарскую же гостиницу Holiday Inn. Предсказывать результаты «Хрустального Дедала» - дело абсолютно бесперспективное, приз могут дать кому угодно - от коллектива за абстрактную «совокупность» заслуг до проекта или реализации. В прошлом году «Хрустальный Дедал» вручили реставраторам за Александринский театра в Петербурге, в позапрошлом - Михаилу Хазанову за здание государствееного центра современного искусства, а в 2002 и вовсе - коллективу компании «Югакадемцентр»
Пресса: Олимпийское беспокойство на фестивале "Зодчество"
Вчера в московском Манеже открылся очередной фестиваль "Зодчество". Он проходит уже в пятнадцатый раз, но юбилейные настроения в экспозиции "Зодчества" не очень заметны. В сущности, главное событие теперешнего "Зодчества" пройдет только через семь лет: именно предстоящая Олимпиада в Сочи выглядит главной темой фестиваля
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.