19.10.2007

Возросшее «Зодчество»

В Манеже открылся 15 по счету фестиваль Союза архитекторов России «Зодчество»

информация:

открыть большое изображение

В этом году юбилейное «Зодчество» выглядит несколько богаче, чем в предыдущем – оно ощутимо укрупнилось, стенды и картинки стали побольше, коридоры между ними просторнее, развлекающие посетителей «затеи» равномерно распределены по пространству Манежа. Под ногами ярко-красный ковер, вверху парят надувные шарики – на каждом написано название раздела, чтобы заблудившийся посетитель мог, подняв голову, сориентироваться в хитросплетениях всероссийского фестиваля.

Прямо при входе размещены две иностранные экспозиции – одна посвящена итальянской премии Дедал+Минос, единственной в своем роде архитектурной награде, которая присуждается за успешное сотрудничество заказчика и архитектора. Она спрятана слева за гигантским стендом союза архитекторов России, перед которым горделиво выставлен наш, российский Дедал, который без Миноса, но хрустальный. Любопытно, что обе награды со столь перекликающимися названиями были учреждены почти одновременно – в начале 2000-х гг. Учредители российского «Дедала» - главной награды фестиваля «Зодчество», утверждают, что в то время они про итальянского собрата не знали – таким образом две премии, вероятно, стали результатом «параллельного» мышления организаторов. Правда, итальянская премия – международная, и ее лауреатами нередко становятся хорошо известные «звездные» постройки.

Рядом с «итальянским Дедалом»,  в темноватом пространстве под балконом выставлена современная архитектура Китая – скромные квадратные планшеты с иероглифическими комментариями демонстрируют здания, исполненные на крепком интернациональном уровне, среди которых много призматических небоскребов и немало – модных изогнутых форм, но почти не прослеживается зато колорита, ни «восточного», ни какого-либо другого. Легко заметить, что китайская архитектура в деле усвоения западных стандартов зашла уже намного дальше, чем представленная далее полная разномастных экспериментов российская. Правда, в темном углу китайцев почти не видно и очень легко пройти мимо.

С другой стороны от входа, открывая стенды областей, расположилась очень старательно сделанная выставка Петербурга, разжившегося за последние годы сомнительной славой столицы скандальных архитектурных конкуров и обиженных иностранных «звезд». Город представил многие из своих крупных проектов – новую сцену Маринки и проект реконструкции Новой Голландии, аэропорт «Пулково» и прочие – в виде макетов, расставленных по полупрозрачной оргалитовой карте. Мягкий ковер на полу изображает карту Финского залива – все очень изысканно, а главное дорого – этот стенд затмевает все остальные «географические» экспозиции, в том числе и лидировавшую в прошлом году экспозицию Московской области с подсвеченной изнутри большой картой – последнюю на этот раз попросту повторили.

По центру пространство Манежа пересекает выставка «Новая Москва», устроенная ЦСА в честь выхода англоязычной версии каталога современной архитектуры. Выставка состоит из восьми шелковых павильонов-кибиток, дальним предком которых, вероятно, надо считать уличные рекламные тумбы. На поверхности «кибиток» напечатаны картинки хрестоматийных построек и проектов за период, начинающийся с 1917 г. и по настоящее время, а в ткани прорезаны отверстия для мониторов, непрерывно чередующих интервью известных архитекторов современной Москвы и ролики с шедеврами российского модернизма. Все вместе сливается в нечленораздельное бормотание, однако если вплотную приблизиться к одному из мониторов, то можно послушать, что там говорят.

Выставка ЦСА (дизайн которой сделан Евгением Корнеевым) становится удачной пространственной паузой посреди «Зодчества» и позволяет немного отдохнуть душой и телом от «шапкозакидательсвта» региональных стендов, одновременно отмечая собой начало собственно архитектурной части выставки. Она удачно предваряет конкурсную экспозицию – стенды построек и проектов, претендующих на «хрустального Дедала» и другие награды.

Среди построек в этом году произошли ощутимые перемены. Если в прошлом году известные московские архитекторы почти что в полном составе проигнорировали конкурс «Зодчества», так, что кроме реставраторов, жюри не нашло других достойных претендентов на «Дедала», то в на этот раз ситуация изменилась. Среди реализаций очень много известных имен и знакомых зданий. Два дома Алексея Бавыкина – обошедший все профессиональные журналы дом с тополями в Брюсовом переулке и не менее известный дом «ВДНХ» на Сельскохозяйственной, новый градостроительный акцент московского Проспекта Мира. Два дома Сергея Киселева, собравшие за прошедший год почти что рекордное количество разных премий: пестрая башня «Авангард» и многоликий стильный «Эрмитаж-плаза». Здесь же – элегантные стеклянные «носы» домов Андрея Воронцова, гигантские ансамбли мастерской Андрея Бокова, скромный и красивый кирпично-стеклянный дом «Stella maris» Евгения Герасимова на Крестовском острове. После относительно долгого перерыва «Зодчество» почтил своим вниманием главный самый убежденный классицист Москвы Михаил Филиппов, выставив «Римский дом», также уже описанный во всех возможных архитектурных журналах. Словом, хотя и не все, но многие знаменитости вспомнили о фестивале и почтили его своим участием – что надо признать безусловным успехом организаторов. Даже не участвующий в конкурсе Александр Скокан нашел нужным оформить собственный стенд в разделе «Мастерские».

Помимо знаменитостей, на выставке модно найти и небольшие, но интересные вещи – например, стоящее среди поля на окраине Нижнего Новгорода удивительно спокойное и «западное» офисное здание Ольги Добротиной, или нарочито пестрый и кустарный (может быть, даже немного слишком) «Псковский дом».

Но «Зодчество» не было бы «Зодчеством», если бы «звездная» компания не была разбавлена разной другой архитектурой. На этот раз нам решили показать, например, чемоданистую библиотеку МГУ – новость почти что двухлетней давности. Выставка щедро разбавлена среднестатистическими жилыми комплексами, с ряды которых почему-то затесались какие-то деревянные бани и даже коттеджи, резко сбивающие масштаб экспозиции.

Два совершенно отдельных жанра, для которых давно пора создать отдельные номинации – это храмовая архитектура и реставрация. Архитектура большинства храмов, увы, все еще претендует на лишь на «золотую малину», вероятно, их авторы твердо уверены в том, что приверженность традиции избавляет их от назойливой необходимости проявлять художественный вкус. Хотя и в этой группе время от времени появляются более или менее заметные сооружения – например, церковь Елизаветы в Хабаровске – старательная и детальная компиляция из элементов XVI и XVII в.; до эклектики XIX в., конечно, еще далековато, но некоторая степень приближения уже достигнута.

Научные реставрации – действительно заслуживающий большого внимания раздел выставки. Надо сказать, что они участвуют в «Зодчестве» постоянно, но только в прошлом году одна из реставрационных работ удостоилась главной премии. Воодушевившись, реставраторы принесли много проектов «первой» величины, причем это касается и уровня памятников и качества реставрации. Среди реализаций выставлены: недавно воспетый в прессе «Пашков дом», и собор Покрова на Рву (более известный как храм Василия Блаженного), а среди проектов – один, но очень интересный, если не сказать – уникальный, объект – исследования и проект реставрации Грановитой палаты новгородского Кремля, единственный по-настоящему готический памятник в истории русской архитектуры.

Раздел Проекты отличается от построек примерно так, как будущее отличается от прошлого. Прошлое неплохо известно, пестрит (на сей раз) известными именами, с ним все более или менее понятно. Проекты, показанные на «Зодчестве», по-видимому, призваны показать, что нас ждет в скором будущем. Если это предположение верно, то в прошлом у нас постройки, а в будущем – сплошное градостроительство. Актуализируется план центра Москвы, а также Обнинска, Геленджика, нижегородского Городца и некоторых других мест.
Проекты отдельных зданий тоже отличаются пестротой и размахом, они то изламываются, то изгибаются, то, опять же, расползаются на целый квартал. Сравнивая «постройки» и «проекты» понимаешь, что в недалеком будущем архитекторы и строители собираются развернуться с ощутимо большим размахом, чем прежде – налицо ощутимый даже эмоционально поступательный размах. Никита Явейн, в частности, предполагает застроить площадь Ладожского вокзала пятью башнями высотой около 30 этажей, утверждая при этом, что они не испортят силуэт города, так как из собственные силуэты сужаются кверху. Михаил Хазанов планирует построить рядом с его же зданием Административно-общественного центра Московской области еще одно здание, раза в три повыше первого. А в Кремле Нижнего Новгорода среди старых классицистических зданий предполагают поострить большой круглый двор с колоннами – дом правительства области. Среди проектов зданий, правда, тоже иногда попадаются небольшие и изящные.  Несколько из них принадлежит мастерской А. Гинзбурга, несколько – мастерской А’Лен из Петербурга.

Последним акцентом «Зодчества», размещенным на этот раз в конце зала ближе к сцене, служит выставка детских проектов, из года в год «вытягивавшая» прошлые экспозиции фестиваля. Сделанные детьми макеты ничем не хуже, если не сказать – лучше «взрослых», а степень фантазийности показанной в них архитектуры время от времени перекликается с тем, что выставлено на «серьезной» экспозиции проектов, однако детские проекты местами историчнее, а их замысел – сложнее. Словом, детское творчество опять на высоте – и в переносном смысле, и в буквальном – макеты расставили на покрытых красным сукном террасах, поднимающихся от центральной аллеи к стенам Манежа.

В этом году выставка, безусловно удалась лучше, чем в предыдущем – и пространство яснее, и участие именитых людей многого стоит. Правда, «Зодчеству» никогда, вероятно, не избавиться от пестроты и избыточности материала, стремящегося охватить все стороны нашей разнообразной родины. Кроме того, общероссийская архитектурная выставка отражает происходящие в стране процессы: на этот раз безусловным лидером был Сочи и иже с ним курорты Краснодарского края – они «просочились» повсюду – начиная с возросших региональных стендов южных земель, и заканчивая конкурсными проектами, среди которых с неизбежностью исторической закономерности много чего оказалось посвященным югу – надо же готовиться к Олимпийским инвестициям.

открыть большое изображение
Стенд Санкт-Петербурга, на котором в виде дорогих макетов и стекла и чего-то блестящего золотом показаны многие знаковые проекты города, в том числе сделанные иностранными «звездами»
Стенд Санкт-Петербурга, на котором в виде дорогих макетов и стекла и чего-то блестящего золотом показаны многие знаковые проекты города, в том числе сделанные иностранными «звездами»открыть большое изображение
открыть большое изображение
Выставка современной архитектуры Китая
Выставка современной архитектуры Китаяоткрыть большое изображение
Выставка «Новая Москва», организованная ЦСА
Выставка «Новая Москва», организованная ЦСАоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
Центральная конкурсная экспозиция – традиционно тесноватая, Посторойки и Проекты, претендующие на «Хрустального Дедала»
Центральная конкурсная экспозиция – традиционно тесноватая, Посторойки и Проекты, претендующие на «Хрустального Дедала»открыть большое изображение
Церковь Елизаветы с Хабаровске - пример старательно сделанной эклектики начала XXI века
Церковь Елизаветы с Хабаровске - пример старательно сделанной эклектики начала XXI векаоткрыть большое изображение
Причудливо-кустарный «Псковский дом»
Причудливо-кустарный «Псковский дом»открыть большое изображение
открыть большое изображение
Грановитая палата Новгородского кремля. Исследования и проект реставрации. Г. Евдокимов, Е. Рузаева, Д. Яковлев
Грановитая палата Новгородского кремля. Исследования и проект реставрации. Г. Евдокимов, Е. Рузаева, Д. Яковлевоткрыть большое изображение
Никита Явейн. Проект застройки площади Ладожского вокзала
Никита Явейн. Проект застройки площади Ладожского вокзалаоткрыть большое изображение
Проект Михаила Хазанова, который должен разместиться рядом с Административно-общественным центром Московской области
Проект Михаила Хазанова, который должен разместиться рядом с Административно-общественным центром Московской области открыть большое изображение
Проекты петербургской группы А'Лен
Проекты петербургской группы А'Леноткрыть большое изображение
Экспозиция детского творчества
Экспозиция детского творчестваоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Бирюков
  • Илья Машков
  • Сергей Переслегин
  • Игорь Шварцман
  • Александра Кузьмина
  • Петр Фонфара
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Олег Карлсон
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Николай Миловидов
  • Алексей Гинзбург
  • Юлия Тряскина
  • Вера Бутко
  • Николай Переслегин
  • Зураб Басария
  • Полина Воеводина
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Чобан
  • Илья Уткин
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Кузнецов
  • Михаил Канунников
  • Александр Асадов
  • Наталия Шилова
  • Андрей Романов
  • Никита Явейн
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Алексей Иванов
  • Карен Сапричян
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Биндеман
  • Роман Леонидов
  • Лукаш Качмарчик
  • Антон Надточий
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Асадов
  • Олег Шапиро
  • Шимон Матковски
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Труханов
  • Станислав Белых
  • Александр Бровкин
  • Александр Попов
  • Наталья Сидорова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Иван Кожин
  • Сергей Скуратов
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Грень
  • Георгий Трофимов
  • Магда Кмита
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Ликин
  • Магда Чихонь
  • Арсений Леонович
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Васильев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»
  • Жилой дом на улице Красного курсанта

Технологии:

05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
01.12.2017

Для самых красивых домов! Компания «Кирилл» представила свой новый сайт

Лицевой крипич – крупным планом, 1000 самых интересных построек и проектов, новый сервис «Готовые решения – оптимальная цена» в режиме он-лайн и многое другое.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи