В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
ЭКСПО в Осаке: 55 лет спустя
Осака уже принимала всемирную выставку в 1970 году. Тогда ЭКСПО проектировали будущие Притцкеровские лауреаты: великий Кендзо Тангэ создал мастер-план, а его ученик Арата Исодзаки – фестивальные пространства выставки.
Первая японская ЭКСПО состоялась через шесть лет после Олимпийских игр, которые прошли в 1964 году в Токио – тогда, и благодаря играм, столичная инфраструктура была существенно модернизирована. Осака – третий по величине город Японии – приютил следующее по времени крупное мероприятие общемирового масштаба.
Тогда среди участников присутствовали не только 77 стран мира, но и японские корпорации – впервые показавшие на ЭКСПО прототипы беспроводных телефонов и высокоскоростных поездов, предвестников синкансэнов. Посещаемость всемирной выставки 1970 года составила рекордные 64 миллиона гостей. Побить этот рекорд смог только Шанхай в 2010 году.
Очевидно, амбиции организаторов нынешней ЭКСПО были не меньшими.
Собственный остров
Сейчас для ЭКСПО выделили насыпной остров Юмесима площадью порядка 400 га. Как и большинство рукотворных островов Японии, он создан из отходов: химически обработанного пепла и несгораемого измельченного мусора. По такой же технологии создан остров, на котором располагается международный аэропорт Осаки – Kansai.
В начале нулевых Юмесиму называли потенциальным местом проведения Олимпийских игр 2008 года, на которые претендовала Осака. Но тогда олимпийской столицей выбрали Пекин, так что искусственный остров в Осакском заливе еще много лет стоял без дела, пока в 2018 Осака не получила право проведения ЭКСПО.
Тема выставки 2025 года – «Проектирование будущего общества для нашей жизни», подтемы: «спасение жизней», «улучшение жизни», «объединение жизней» / то есть установление связей между людьми.
***
Буквально спустя 10 дней после открытия всемирной выставки в прессе появилось сообщение, что по окончании ЭКСПО на острове начнется стройка одного из самых больших в мире курортов с казино. Планируется, что оператором этого проекта будет девелоперская компания из Лас-Вегаса, а в результате его реализации к 2030 году на Юмесиме появятся десятки отелей, ресторанов и прочей туристической инфраструктуры. Стоимость проекта оценивают почти в 9 млрд долларов. Японцы отдали американской компании исключительное право на управление всеми будущими казино в стране.
«Большое Кольцо» Фудзимото
Главной архитектурной доминантой, и символическим воплощением темы единства стало «Большое Кольцо», Grand Ring, архитектора Су Фудзимото – деревянная конструкция высотой с десятиэтажный дом с променадом вдоль всей окружности на крыше. Внутри кольца располагается большинство павильонов и арт-объектов выставки.
Созданное из нескольких видов древесины – японского кедра, кипариса и сосны, оно уже успело попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое архитектурное сооружение из дерева в мире. Масштабы и правда впечатляют. Более 2 км по длине окружности, почти 700 метров в диаметре. Ну и кроме того, оно невероятно фотогеничное. В зависимости от угла зрения и положения солнца деревянные блоки образовывают то синтоистские ворота-тории, то кубики из игры Дженга. При строительстве конструкции использовали традиционную японскую технику соединения деревянных элементов – Nuki, когда одна балка встраивается в другую. Такой же способ применяется при возведении синтоистских святилищ и буддийских храмов.
Организаторы регулярно опрашивают посетителей ЭКСПО, что их впечатлило на выставке больше всего. Большинство называет именно Кольцо Фудзимото. Обязательно поднимитесь на его крышу. Эскалаторы располагаются с регулярной частотой вокруг всего кольца. Сверху особенно заметны причудливые геополитические сочетания вроде соседства павильонов Бахрейна и Туркменистана. Впрочем, бюджеты разных стран на создание павильонов тоже хорошо просматриваются с круговой смотровой площадки.
Печально, но предсказуемо – деревянную конструкцию по окончании ЭКСПО разберут, оставят только 10 процентов Кольца, то есть примерно 200 метров. Правительство Осаки говорит, что не может позволить себе содержать и поддерживать 2-километровое сооружение.
Если Grand Ring всех очаровал, то с национальными павильонами ЭКСПО все не так однозначно. На платформе Reddit, в бесконечной ветке, посвященной выставке в Осаке, – не только калейдоскоп мнений и полезных лайфхаков о посещении выставки, но и посты в стиле «почему меня не впечатлил ЭКСПО» тоже нередки.
Я сформулировала для себя несколько субъективных критериев, по которым оценивала павильоны:
– архитектура должна вызывать вау-эмоции. Это так называемая архитектура массового праздника или архитектура впечатлений. То, что цепляет взгляд и выделяет павильон из десятков других сооружений, которыми заполнена центральная площадь.
– качество исполнения. Не всегда, но часто коррелирует с именем архитектора или бюро, создавшего павильон. Условный Кенго Кума плохо не сделает.
– смысловое и визуальное содержание выставки. Большинство стран не заморачивались и ограничились видеопроекциями с открытками-презентациями природных красот своих стран. При всей моей любви, например, к Перу, съемки пустыни Наска и улыбающихся жителей Анд в обнимку с альпаками уже очень вторичны.
– из предыдущего вытекает еще один критерий – новизна информации. То, что в Перу добывают соль и разводят альпак, знают все, а вот технология по восстановлению коралловых рифов с помощью 3D печати, которую разработали ученые из Саудовской Аравии – это как минимум неочевидно, и заставляет взглянуть на страну вне привычных культурных стереотипов.
Исходя из этих критериев, я отметила несколько национальных павильонов, которые я успела посетить за два дня на ЭКСПО и которые в хорошем смысле можно назвать «архитектурным Диснейлендом»:
Япония
Павильон Японии, без преувеличения, – хэдлайнер ЭКСПО и по форме и по содержанию. Авторы проекта – бюро Nikken Sekkei, работает с 1900 года, и считается второй по величине архитектурной практикой в мире. Здание спроектировано из экологичных CLT-панелей, образующих закольцованную конструкцию, отсылающую к цикличности жизни.
Слева Большое кольцо Су Фудзимото, справа павильон Японии Nikken Sekkei
Внутри – трехчастная выставка о технологиях, используемых Японией при производстве пищи, одежды и материалов и энергии. Биогазовая установка как часть экспозиции превращает пищевые отходы с ЭКСПО в электроэнергию, а роль водорослей в промышленности страны показана с помощью нескольких симпатичных экспозиционных приемов, среди которых персонажи Hello Kitty, стилизованные под разные типы морских растений.
⚠Япония требует регистрации на сайте для доступа в павильон, но поскольку сайтом и приложением ЭКСПО невозможно полноценно пользоваться (очень плохой UI и UX), то есть лайфхак: утром и вечером доступ в павильон в порядке живой очереди. В среднем 30–40 минут. Но этот опыт определенно стоит ожидания.
Спроектированный бюро Foster+Partners, павильон Саудовской Аравии – оммаж традиционным деревням в пустыне. Камень на домах будто потрескался на жаре, но в глубине улицы есть внутренний двор, где можно укрыться от зноя и выпить чай с шафраном.
Сценарий выставки спроектирован таким образом, что зритель продвигается вглубь «улицы», попутно заходя в каждый из домов, где его ждет аудиовизуальный перформанс от местных музыкантов, фильм о главном национальном проекте Королевства – городе Неом и несколько занятных научных проектов от саудовских ученых. Саудовская Аравия на правах хозяйки ЭКСПО-2030 обозначила этим проектом уровень амбиций в отношении следующей всемирной выставки в Эр-Рияде.
⚠Для входа в павильон не нужна регистрация. Кроме того, мне повезло, и очередь на вход была минимальна. У персонала павильона идеальный английский, в отличие от остального ЭКСПО. И еще здесь очень крутая сувенирная лавка и кафе, где можно приобрести кофе, шафрановый чай и разные непростительно вкусные арабские десерты.
Катар
Катар в своей концепции обращается к морю как единому пространству, соединяющему торговые, культурные и дипломатические связи между государством Персидского залива и Японией. Павильон создан архитектурным бюро Kengo Kuma & Associates, также работавшим с Португалией и Малайзией. Форма катарского павильона вдохновлена традиционной лодкой доу, а каркас обтянут белоснежной тканью, напоминающей паруса.
Внутреннее пространство занимает мультимедийная экспозиция, созданная студией OMA/AMO, о береговой линии Катара и ее взаимосвязи с культурными и экономическими устремлениями государства. На втором этаже разместились камерная библиотека и художественные произведения мастеров из Катара и Японии.
⚠Здесь, как и у Саудовской Аравии, очень симпатичная подборка сувениров с паттернами и принтами, повторяющими форму павильона.
Узбекистан
Мне очень нравится все, что в последние несколько лет делает Фонд развития культуры и искусства Узбекистана: от павильона на Венецианской биеннале до выставки узбекского искусства в Лувре. У павильона Узбекистана на ЭКСПО качественный продакшен и архитектура от немецкой студии Atelier Brückner.
Концептуально форма отсылает к караван-сараям, которые располагались вдоль Шелкового пути и служили приютом для купцов. Внутри – неожиданный инженерный спецэффект. Пока зрители рассматривают инсталляции о знаковых проектах страны, движущаяся платформа медленно поднимает их на верхний уровень здания. Двери распахиваются и вы оказываетесь на залитой солнцем крыше среди деревянных колонн, символизирующих сад.
⚠Сувенирный магазин при павильоне отделан бухарской глазурованной плиткой всех оттенков бирюзы. Потомственный керамист Абдулвахид Каримов обжигал их в своей студии вручную.
Нидерланды
Гигантский светящийся шар – центральный элемент павильона Нидерландов, спроектированного архитектурным бюро RAU Architects.
Объем павильона заключен в волнистые изгибающиеся элементы на фасаде, которые символизируют воду – основную тему экспозиции. Выставка исследует взаимоотношения Нидерландов с водой, особенно в контексте изменения климата и повышения уровня морей.
При входе посетителям вручают миниатюрные версии светящегося шара. Они загораются и реагируют на экспонаты по мере того, как гости осматривают выставку. Очень камерно и интимно.
Павильон от Manuel Herz Architects, по словам архитекторов, «встроен в природу». Конструкция из легкого мембранного материала, имеет наименьший экологический след из всех павильонов ЭКСПО. Экспозиция исследует переход Швейцарии от альпийских традиций к инновациям. Посетители проходят через четыре тематических сферы, посвященных человеческому потенциалу, устойчивому развитию и науке будущего.
Хотя планов на дальнейшее использование павильона после выставки пока нет, модульная структура намекает на его будущее за пределами Осаки.
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Павильон Швейцарии / EXPO 2025
Предоставлено: FDFA, Presence Switzerland
Итог
Я отметила объекты, больше всего впечатлившие меня на ЭКСПО. Но выставка сама по себе крайне неоднородная. Мегапроекты вроде павильона Японии соседствуют со сборными павильонами Commons, участники которых – страны с гораздо более скромными бюджетами. Все это разбавлено паблик-артом, инсталляциями и конструкциями разной степени любопытности, разбросанными по всей территории ЭКСПО.
Самым распространенным материалом, из которого были сделаны все самые классные сооружения, была древесина, ротанг, бамбук. И дело не только в архитектурных традициях Японии. Из-за крайне сжатых сроков, отведенных на строительство (6–7 месяцев), большинство участников выбрали дерево. С ним проще работать, оно легкое, поэтому на фундамент требуется меньше бетона.
В целом, ощущается, что многое на ЭКСПО было сделано впопыхах. Это и недостаток волонтеров, способных ответить на базовые вопросы посетителей, и хаотичное нагромождение разных арт-объектов на главной площади. Но если ваша цель – увидеть максимум архитектуры от звездных бюро, рассмотреть детали конструкций павильонов, вдохновиться нетривиальными решениями в экспозиционном дизайне, то ЭКСПО подходящее место. Да, массовое, местами «в лоб». Но для более неочевидных концепций и идей есть архитектурная биеннале в Венеции, она тоже открыта прямо сейчас – до осени.
При покупке билетов на ЭКСПО выбирайте Восточный вход (East Gate), если планируете добираться на метро. Станция Yumeshima удобно расположена в получасе езды от центра Осаки, ну и в целом метро в Японии – лучший способ передвижения, учитывая цены местных такси.
Не пытайтесь увидеть все, иначе рискуете получить гигантскую когнитивную нагрузку из-за потока входящей визуальной информации. Вы при всем желании не обойдете все национальные и тематические павильоны, поэтому составьте заранее список приоритетных, изучив отзывы на Reddit или чаты про Японию в телеграме.
Выберите одну-две приоритетных для вас темы и исследуйте их. Для меня таковыми были архитектура павильонов от известных студий и архитекторов. И в меньшей степени тематические павильоны.
Запаситесь терпением. Ни в один из павильонов нельзя попасть без очереди. Свои минимальные 20 минут придется отстоять на вход в каждый. В качестве вознаграждения – в большинстве своем качественный экспозиционный дизайн и вдохновение, особенно если вы сами заняты в креативных профессиях.
На территории ЭКСПО есть несколько фирменных сувенирных магазинов, главным персонажем которых стал маскот Мяку-Мяку, очень японский по образу персонаж причудливой амебоподобной формы. В качестве памятного сувенира можно привезти брелок, мягкую игрушку, кошелек или кроссовки с айдентикой Мяку-Мяку. А для любителей ставить штампы о посещении достопримечательностей продается специальный паспорт ЭКСПО, в который во всех павильонах ставят штамп с эмблемой страны.