English version

Кубики для Гулливера

На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.

mainImg
Архитектор:
Эдзо Бинделс
Адриан Гёзе
Антон Бондаренко
Мастерская:
de Architekten Cie.
West 8
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК Vander Park
Россия, Москва, Рублевское шоссе, д. 101-105

Авторский коллектив:
Проектное бюро de Architekten Cie W.B.
Перо Пульиз, Ян-Уильямс Байенс, Ханс Хамминк, Владимир Сергеев, Вессел Вройгдонхил, Гриша Зотов​

Проектное бюро АПЕКС
Главный архитектор проекта: Антон Бондаренко
Главный инженер проекта: Денис Вакуленко
Специалисты архитектурного отдела: Олег Жолобов, Михаил Исмагулов, Степан Титов,
Дмитрий Киреев, Мария Симагина, Елена Сухова
Специалисты конструкторского отдела: Максим Бобровничий, Станислав Стома, Евгений Куриленко
 
Благоустройство: West 8


2014 / 2019

Заказчик: ПАО «Группа Компаний ПИК»
Жилой комплекс Vander Park, – сооружение, заметное во всех отношениях. Расположенный на стратегически значимом перекрестке Рублевского шоссе с Ярцевской улицей, на вершине одного из Крылатских холмов, он и сам по себе представляет достаточно массивный объем исходя из соотношения площади участка и количества заданных застройщиком площадей. Внимание архитектурной общественности к участку было привлечено в 2013 году, когда был объявлен закрытый конкурс с весьма представительным составом участников. В конкурсе победило бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS», но вскоре после этого позиция застройщика поменялась, и для проектирования были приглашены голландцы, уже имеющие некоторый опыт архитектурного освоения российских просторов. Нынешнее название комплекса – дань национальной принадлежности компании-проектировщика, намекающее, по всей очевидности, на определенный аристократизм: приставка van der говорит о благородном происхождении своего владельца. Что вполне соответствует классу проекта, который в процессе работы вырос с просто бизнеса до бизнес-премиума.
Жилой комплекс Vander Park
© ГК ПИК
ЖК Vander Park
© ГК ПИК

Несмотря на престижность направления, район, о котором идет речь, застроен достаточно хаотично, так что, по словам руководителя архитектурной мастерской компании АПЕКС Антона Бондаренко, взаимодействовать там было особенно не с чем. Из ближайших доминант – только 150-метровая башня на противоположной стороне Ярцевской улицы, вокруг – пятиэтажки, подлежащие сносу, дальше по Рублевке – ряд невысоких панельных зданий, отодвинутый вглубь от шоссе, по дублеру. То есть хочешь не хочешь, а новый жилой комплекс неизбежно берет на себя роль доминанты. Интересно, что при всем при этом проектировщикам Vander Park нужно было не столько заботиться о том, чтобы не заслонить кому-нибудь солнце, сколько самим пришлось как-то уходить от длинной тени, протянувшейся аж от метро «Молодежная», рядом с которой стоит еще одна 150-метровая башня. В остальном же городская ткань здесь достаточно свободная, так что проблемы плотности и инсоляции необходимо было решать только внутри собственно комплекса. Однако именно эти требования во многом повлияли на объемно-пространственное решение: башни и сдвижки в объемах фактически позволяют «вылепить» форму, деликатно учитывающую нормы инсоляции.
Жилой комплекс Vander Park
© ГК ПИК

На криволинейном неровном участке, вписанном в условный квадрат, расположилось восемь разноэтажных – от 19 до 26 – башен, посаженных под разными углами друг к другу. Башни помещаются на стилобате, занимающем всю площадь участка – под ним находится паркинг, – плюс связаны малоэтажными, от четырех до шести этажей, секционными блоками. Они скомпонованы в два макрокорпуса, связанных проходящей по всей внутренней стороне двора, на уровне первого этажа, галереей. Первые этажи отданы под функции торговли и услуг – здесь расположены магазин, фитнес-центр, детский клуб, медицинский центр и салон красоты. Каждая из башен, в свою очередь, состоит из блоков-модулей, поставленных друг на друга с кажущейся небрежностью – словно некий исполинский малыш неумело, но старательно возводил здесь свой город из гигантских деталей.
ЖК Vander Park
© ГК ПИК

Разрабатывая концепцию жилого комплекса, проектировщики вдохновлялись образом Москвы как современного мегаполиса со свойственной ему высокой плотностью застройки, которую нельзя не принять как существующий факт, но можно архитектурными методами смягчить, приблизить к сомасштабному человеку объему. Поэтому каждый блок понимается как доступный человеческому восприятию жилой модуль, читай – отдельный дом, которые площадь участка не дает возможности расположить рядом друг с другом, но их можно объединить по вертикали, поставив их друг на друга. С точки зрения визуального восприятия такое решение позволяет избежать ощущения некой монолитной давящей массы, а с практической дает еще один бонус – благодаря сдвижке блоков друг относительно друга образуется место для просторных террас, обеспечивающих ряду квартир дополнительные преимущества.

Аналогичные бонусы, кстати, получат жильцы квартир, выходящих на кровлю низкоэтажных корпусов, а также владельцы помещений на втором этаже комплекса – к ним прилагаются террасы площадью порядка 150 м2, ориентированные во внутренний двор и разделенные большими зелеными зонами. «Это еще один из способов показать, что даже в высокоурбанизированной среде может существовать вполне комфортное пространство за пределами квартиры, причем еще и индивидуальное», – комментирует Антон Бондаренко.
Элементы фасада
© ГК ПИК

Для каждого блока выбран свой тип окон. При этом все фасады организованы строгой кирпичной решеткой, ритм которой идентичен по всей площади, только на самом верхнем уровне, где ячейки захватывают еще и технический этаж, они получились более вытянутыми. Однако в рамках этой решетки в каждом модуле компоновка оконных проемов выполнена по-своему: если в низкоэтажных секциях окна стоят без разбивки, то в высотных блоках могут быть скомпонованы, скажем, три окна одинаковой ширины, или одно узкое и одно широкое – и так далее. Пространства между необычно высокими проемами – поскольку высота этажа в зданиях выше среднего, то и окна достигают 2,30 м – закрыты навесными композитными панелями двух оттенков серого: под окнами он более темный, чтобы подчеркнуть форму оконного проема, а для панелей между стеклами выбран нейтральный серый цвет, берущий на себя только функцию фона. Кстати, это тот редкий случай, когда корректировка по материалам, прошедшая уже после утверждения проекта, пошла ему на пользу – изначально простенки планировалось заполнять штукатуркой.
Фасад комплекса
© Проектное бюро АПЕКС

В отделке корпусов использовано шесть типов кирпича, общий принцип – от более темного, шоколадно-коричневого, для нижних блоков до светло-бежевого в верхних. Материал, который изготавливает компания Hagemeister, отличается переходом оттенков и в габаритах одного кирпича; кладка тоже не гладкая, часть кирпичей рельефно выступает, а в отделке низкоэтажных секций вертикальная кладка еще и миксуется с горизонтальной. В результате фасады получились очень текстурными, визуально сложными, словно вибрирующими – еще один прием, работающий на «размывание» объемов.
Жилой комплекс Vander Park
© ГК ПИК

Во всем комплексе Vander Park в принципе нет двух одинаковых этажей, de Architekten Cie предложили 73 типа квартир площадью от 23 до 230 м2. Такая беспрецедентная сложность квартирографии потребовала от российских партнеров серьезной работы по поиску нестандартных решений. Начать с того, что пришлось переносить мокрые зоны, которые по российским нормам должны располагаться строго одна под другой, а в голландском проекте свободно мигрировали по всей площади этажа. Кроме того, не обошлось без корректировок, связанных с инсоляцией – например, под четырехметровыми консолями, образованными в результате сдвижки жилых модулей, уместнее было расположить более просторные квартиры, чтобы внутрь попадало больше света. Так же как и квартиры с выходом на террасы логично было сделать побольше – лот в виде студии или однушки со 150-метровой террасой выглядел бы на российском рынке достаточно странно.
ЖК Vander Park
Фотография © Илья Иванов

И, конечно, конструктивные сложности. Целый ряд уникальных решений АПЕКС разработал специально для этого проекта. Например, архитекторы предложили установить наклонные пилоны, благодаря которым компенсируется нагрузка от консольных выносов при переходе от одного блока к другому и при этом не «съедается» площадь квартир. Еще один нестандартный прием – расположенный непосредственно над стилобатом технический этаж высотой менее 1,8 м, где собраны все инженерные коммуникации, которые в противном случае заняли бы место во входных холлах и предназначенных под аренду помещениях первого этажа. Технические пространства предусмотрены и на верхних этажах – благодаря этому на кровле нет выступающих лестнично-лифтовых блоков.
ЖК Vander Park. Разрез
© Проектное бюро АПЕКС

Специалисты АПЕКСа плотно сотрудничали и с голландской компанией West 8, которая разрабатывала проект благоустройства. Двор жилого комплекса Vander Park, в соответствии с концепцией de Architekten Cie, сделан полностью закрытым. Жильцы попадают внутрь через систему электронного контроля, причем в корпусах нет сквозного лобби и вход в подъезды – исключительно со двора. «Наши голландские коллеги считают, что человек не должен замыкаться в стенах своей квартиры, ему необходимо пространство для прогулок и общения с соседями, а значит, взрослым и детям должна быть обеспечена полная безопасность в пределах двора», – комментирует Антон Бондаренко. Вместе с ландшафтными архитекторами из West 8 подбирались растения, аутентичные нашим северным широтам, прорабатывался фундамент под предложенные ими тяжелые беседки… Функционально двор разделен на три тематические зоны – для активных игр, спокойного отдыха и так называемую «транзитную» зону, где встречаются основные потоки жителей и посетителей комплекса. Детские площадки разделены по возрастным категориям – до 5 лет, от 5 до 10 и для детей старше 10 лет – что также позволяет распределять потоки и, кроме того, обеспечить безопасность детей – площадка для самых маленьких отнесена в зону спокойного отдыха. Несмотря на то что двор находится на крыше стилобата, в проекте удалось предусмотреть и высадку крупномеров – специально для этого, ценой потери нескольких машиномест, были прорублены отверстия на всю глубину минус первого этажа.

Жилой комплекс Vander Park
© Проектное бюро АПЕКС

Интерьерами вестибюлей и общественных групп полностью занимались архитекторы АПЕКС. Офис продаж – минималистичный объем из стекла и металла, обработанного под дерево, – тоже их работа, как и разработка систем навигации на жилых этажах и в паркинге. «В настоящий момент Vander Park для нас – это лицо компании, ее визитная карточка», – признается Антон Бондаренко. И дело здесь не только в том, что объект этот, что называется, на виду – будучи одним из первых масштабных проектов бюро он позволил не только заложить ключевые ценности и принципы компании, но и качественно повысить уровень команды – выявив уникальные компетенции сотрудников, работающих в условиях сжатых сроков, строго заданных ТЭПов и необходимости применения уникальных и остроумных технологических решений.
ЖК Vander Park
Фотография © Илья Иванов
Офис продаж
Фотография © Илья Иванов
Офис продаж “VANDER PARK”
© Проектное бюро АПЕКС
Офис продаж “VANDER PARK”
© Проектное бюро АПЕКС
ЖК Vander Park
Фотография © Илья Иванов
ЖК Vander Park
Фотография © Илья Иванов
Интерьер главного вестибюля комплекса
© Проектное бюро АПЕКС
Интерьер главного вестибюля комплекса
© Проектное бюро АПЕКС
Генеральный план, фотомонтаж
© ГК ПИК
ЖК Vander Park. Ситуационный план
© Проектное бюро АПЕКС
Схемы инженерного, конструктивного и архитектурного решения здания
© Проектное бюро АПЕКС
ЖК Vander Park. Совмещенный генплан
© Проектное бюро АПЕКС, West 8
ЖК Vander Park. План 2-го этажа
© Проектное бюро АПЕКС
ЖК Vander Park. План 19-го этажа
© Проектное бюро АПЕКС
zooming
ЖК Vander Park. План секции 11 этажа
© Проектное бюро АПЕКС

Поставщики, технологии

Архитектор:
Эдзо Бинделс
Адриан Гёзе
Антон Бондаренко
Мастерская:
de Architekten Cie.
West 8
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК Vander Park
Россия, Москва, Рублевское шоссе, д. 101-105

Авторский коллектив:
Проектное бюро de Architekten Cie W.B.
Перо Пульиз, Ян-Уильямс Байенс, Ханс Хамминк, Владимир Сергеев, Вессел Вройгдонхил, Гриша Зотов​

Проектное бюро АПЕКС
Главный архитектор проекта: Антон Бондаренко
Главный инженер проекта: Денис Вакуленко
Специалисты архитектурного отдела: Олег Жолобов, Михаил Исмагулов, Степан Титов,
Дмитрий Киреев, Мария Симагина, Елена Сухова
Специалисты конструкторского отдела: Максим Бобровничий, Станислав Стома, Евгений Куриленко
 
Благоустройство: West 8


2014 / 2019

Заказчик: ПАО «Группа Компаний ПИК»

22 Марта 2018

de Architekten Cie.: другие проекты
Олива в кубе
Офис продаж жилого комплекса Moments транслирует покупателям заложенные проектом ценности. Близость природы, красота смены сезонов, изящество архитектурных решений интерпретированы через прозрачный куб, внутри которого растет оливковое дерево. В дальнейшем здание сменит функцию и станет частью входной группы общеобразовательной школы.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Архсовет Москвы–29
На выездном заседании, состоявшемся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архсовет не поддержал проекты реставрации усадьбы Голицыных и ЖК на Рублевском шоссе. Оба вопроса будут рассматриваться повторно.
Три в одном
Завершено строительство современного культурного центра в городе Гаосюн на Тайване. Авторами проекта выступили бюро de Architekten Cie. и MAYU architects+.
Остров госуслуг
Голландское архитектурное бюро de Architekten Cie. выиграло международный конкурс на лучший проект Центра госуслуг, объявленный Министерством юстиции Грузии.
Завидное упорство
Рем Колхас принял участие в конкурсе на проект «культурного форума» в Гааге, который появится на месте сносимого Нидерландского театра танца — одного из первых реализованных проектов OMA.
Оплот демократии
Голландская мастерская de Architekten Cie. победила в конкурсе на проект реконструкции резиденции румынского правительства в Бухаресте.
Вторично использованный «ост-модернизм»
В Дрездене в архитектурном конкурсе на проект нового торгового центра победил архитектор Петер Кулька, предложивший смонтировать на новой постройке алюминиевый фасад подлежащего сносу его предшественника 60-х годов.
Похожие статьи
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR предложило для нового района Екатеринбурга концепцию делового центра, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволил бы зданию претендовать на звание пространственной доминанты района.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.