Форма без случайностей

Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.

mainImg
Архи.ру:
Вы в «Генпро» новый креативный директор. Это не часто встречается в архитектурных бюро. Как у вас это устроено?

Елена Пучкова:
У нас уникальная структура, «Генпро» – одна из немногих компаний, где основатель, Даниил Катриченко, не архитектор. Его философия – продвигать бренд через креативных директоров и мастерские. В отличие от бюро, построенных вокруг одного имени, у нас каждый может вырасти до любой высоты. Я пришла сюда около трех лет назад – теперь я креативный директор и вхожу в список ключевых лиц компании.

Как устроены ваши студии?

У каждого креативного директора своя мастерская с двумя-тремя ГАПами, возглавляющими команды из 5–6 человек. Мы стараемся быть универсальными специалистами, проектируем офисы, жилые дома, общественные пространства. Работаем по принципу: проект берет тот, у кого есть ресурсы. При этом сохраняется специализация, как по типам объектам, так и по подходу к ним. Моя мастерская, к примеру, сильна в проектировании офисов. Мы предпочитаем сложные участки с большим количеством ограничений и, как результат, более сложные формы с лаконичными фасадными решениями. 
Елена Пучкова
© Генпро

Долгое время лицом компании был Энди Сноу, и казалось, что «Генпро» несет на наш рынок какие-то зарубежные стандарты. Насколько это действительно так?

Я не очень люблю критерии «это наше, это не наше». Есть красиво, есть некрасиво. Говоря о современной архитектуре, по большому счету, если человека переместить в любую точку мира и показать ему незнакомое здание, он никогда не определит, где он находится – в Лондоне, Париже или Москве. Скорее, различия есть в подходах к проектированию. После МАРХИ, где я училась на кафедре ЖОС, я поступила в Лондон на программу Шумахера. Моя магистерская работа – здание, способное полностью трансформироваться. Так вот иностранные инженеры, конструкторы охотно берутся за такие задачи. У нас же к такому относятся с опаской, ведь ответственность несёт не тот, кто придумал эффектную концепцию, а совсем другие специалисты. Плюс немаловажную роль играет финансовый аспект.

А у «Генпро» есть свой фирменный стиль?

Наши проекты можно узнать, возможно, даже не столько по самой архитектуре, сколько по подаче. Многие архитектурные бюро имеют классные проекты, которые не похожи друг на друга. Тот же самый Кутузовский XII вообще не похож на White Khamovniki; нельзя сказать, что, если поставить их рядом, станет ясно, что это сделало одно архитектурное бюро – они абсолютно разные. И все же повторяемость каких-то определенных приемов неизбежна. Как в том анекдоте, когда они собирали самолет, а каждый раз получался паровоз: все равно какие-то элементы, которые тебе близки, начинаешь перекладывать с объекта на объект. Чаще всего это касается материалов, особенно с учетом нынешних ограничений. Есть три-четыре материала, из которых можно сделать высокую башню, на этом, собственно, и все. У других материалов проблемы с поставками, у третьих цвет не получается нужный, четвертые некачественные, плюс бюджет. И ты так или иначе начинаешь подбирать цвета, которые тебе нравятся.

У меня есть один любимый оттенок, ничего с собой поделать не могу. Это медный цвет, не такой, как мерзкая рыжая медь, а правильный, ровно как мне надо. Мы его нашли, и он перетекает из объекта в объект. У меня были попытки отказаться от него, хотя бы на одном проекте. По итогу на стадии работы с визуализациями снова появляется этот оттенок. И всем нравится. К сожалению, так будет получаться всегда. Есть какие-то отдельные секции в рамках застройки, которые ты принципиально хочешь сделать непохожими на то, что делал до этого. Но все равно на какой-то одной башне, одной секции появится твоя «подпись». Причем это происходит непроизвольно, просто так получается, как бы ты ни пытался этого избежать.

Как бы вы описали свои предпочтения – какую архитектуру вам нравится делать?

Это что-то простое, лаконичное, без имитаций. Настоящий ужас, когда используя современные материалы, обладающие другими свойствами и к тому же в несколько раз дешевле, начинают имитировать исторические здания из натурального камня. У таких материалов другое отражение, другая фактура, а на детализацию часто не хватает бюджета. В итоге получается, что вроде габариты те же, а козырьков нет, деталей нет, и выглядит все это максимально не эстетично. Лучше делать проще, чтобы объем смотрелся цельно. Я вообще не люблю случайные места на фасаде и искренне считаю, что залог хороших фасадных решений – правильные пропорции и ровная сетка. Всегда можно спрятать неровный шаг при помощи оконных проемов, оставляя простенки ровными, что будет незаметно человеческому взгляду. 

Каждый раз, когда я еду по Москве, я не могу понять, в чем была проблема сделать ровные простенки: здания выглядят так, будто их просто не свели, а натянули на то, что было. Для того, чтобы избегать таких проблем, важно на самых ранних этапах сводить комплексно планировочные и фасадные решения, а не проектировать их отдельно. Я учу своих сотрудников: если у вас образуется «случайное место», например, технический этаж под окном, который имитирует окно – он никогда не будет выглядеть как окно! Ты едешь мимо и видишь эту имитацию. Я заставляю делать технические лоджии полноценной частью архитектуры, углублять их внутрь, оформлять рейками, использовать активный цвет. Не надо пытаться на ровном фасаде имитировать окно там, где его нет. 

Еще один мой принцип – я стараюсь в жилье избегать длинных, одинаковых по контуру стилобатов. Люди не смотрят вверх – только при покупке квартиры. Потом они гуляют, уткнувшись в телефон, и видят то, что перед ними. А когда перед глазами монотонный ряд витражей, восприятие архитектуры искажается. Мы стараемся, особенно когда это большой урбан-блок, опускать секции с фасадами до самого низа, формируя между ними визуальные разрывы, чтобы создать ощущение, будто ты в европейском городе, где каждое здание уникально.

Как вы думаете, нынешний тренд на авторскую архитектуру позволит архитекторам увеличить свой вес, свою значимость в проекте? 

Безусловно, сейчас профессия архитектора как творца, создателя возвращается, и отношение к автору объекта начинает меняться даже у девелоперов. Спасибо им большое за это, спасибо миру, в котором мы живем за смену этих трендов. Я помню, когда мы учились, преподаватели говорили: «Вы сейчас красивые проекты рисуете, классные театры, музеи, а потом придете в реальную жизнь и будете проектировать совсем другое». Но я даже младшим и старшим сотрудникам сейчас говорю, что нам очень повезло, что возвращается имя архитектора. А ведь был период абсолютно безымянной архитектуры. Сейчас мы знаем большинство авторов, даже люди, далекие от архитектуры, знают какие-то имена, что является огромным достижением. Мне редко приходится сталкиваться с прямым давлением со стороны заказчиков. Если и бывает, то в мелочах и с большой деликатностью: «Вы автор, конечно, мы все понимаем, но у нас там у кого-то наверху, например, аллергия на этот цвет. Не могли бы вы использовать другой».

Давайте немного поговорим про рабочий процесс. Вы начинаете с эскизов или сразу работаете в программе?

Массинг я делаю в Revit, коллеги используют SketchUp. Фасады часто рисуем вручную, особенно если участок сложный. Однако важно сразу понимать, как решение впишется в финансовую модель, поэтому специализированные программы подключаем еще на этапе формообразования, для расчета технико-экономических показателей и т.д. 

Кажется, что большая часть задач – довольно стандартна. Где искать креатив?

Даже в «кубике» можно найти оригинальность. Это возвращаясь к вопросу о «почерке» и фирменном стиле. Например, в моей мастерской мы часто используем скругления и плавные линии – они делают фасад деликатнее. Или террасы: сейчас они на пике спроса, но важно, чтобы они не образовывались самопроизвольно. Необходимо продумать виды, приватность, как они будут работать зимой. 

Нейронки используете?

Да, экспериментируем с AI: например, Midjourney для быстрых визуализаций или Architechtures для генерации планировок. Правда, ИИ пока далек от идеала: планировки получаются «кривыми», а фасады – шаблонными. Ну и активно используем ChatGPT для различных задач: тексты, обработка картинок и т.д. При работе с ним важно контролировать его творческий порыв, он периодически начинает проектировать за тебя, и результат сомнительный.
  • zooming
    1 / 4
    Nice Tower
    © Генпро
  • zooming
    2 / 4
    Nice Tower
    © Генпро
  • zooming
    3 / 4
    Nice Tower
    © Генпро
  • zooming
    4 / 4
    Nice Tower
    © Генпро

Один из ваших текущих проектов это бизнес-центр NICE TOWER, расскажите, как шла работа над ним.

Это мой любимый «малыш», у меня уже много таких любимцев, но некоторые пока конфиденциальные. У проекта был очень сложный участок: тут коллектор, тут подпорная стена, тут участок кончился, а здесь красная линия. Но самые интересные формы получаются на площадках с большим количеством ограничений, и этот не исключение. Основная сложность заключалась в том, что форма участка имела очертания сапога, что в объеме почти всегда воспринимается не очень эстетично. Для того, чтобы форма казалась менее тяжелой, мы визуально разделили ее на два объема. Но мы также любим своих заказчиков и хотим, чтобы они к нам возвращались, поэтому важно было выдержать экономическую целесообразность проекта. И для наибольшей эффективности мы сохранили общую инфраструктуру и функциональную связь между частями.
Nice Tower
© Генпро

Так, при визуальном восприятии объект как бы состоит из двух обособленных частей: одна выше, другая ниже. Они связаны между собой архитектурными поясами, при этом посередине разделены другим материалом. В зоне первого этажа весь объем утоплен, что создает эффект, будто здание парит над землей. При этом обе части продолжают оставаться единым зданием с общими лифтами, лестницами, техническими помещениями, вестибюлем и т.д. В ходе работы появлялось много классических идей, вроде панорамных лифтов в перемычке, однако все еще оставалась проблема массивности одной из частей здания. Тогда мы начали работу с формой в горизонтальном направлении, выдвигая модули по три этажа друг относительно друга. При дальнейшей разработке выяснилось, что этот прием отлично работает и для башенной части здания. Объемы консольно смещаются друг относительно друга, из-за чего здание выглядит более динамичным.

Я вижу в проекте ваши любимые террасы...

На верхних этажах размещены террасы, да, сейчас это весьма востребовано. Я понимаю, почему они актуальны. Я мечтаю, чтобы, когда мы переехали в новый офис, у нас обязательно была бы просторная терраса. Людям нравится выйти, поговорить, освежиться. И на самом деле это очень сильно экономит время сотрудников: не нужно спускаться на первый этаж.

Как решены фасады?

Фасад мы сделали максимально простым – по сути, это ровная фасадная сетка. В процессе разработки мы усложнили форму простенков и развернули их по модулям: в одной части они ориентированы в одну сторону, в другой – в противоположную. 
Nice Tower
© Генпро

В проектировании офисных зданий обычно гораздо больше возможностей для творчества и интересных решений, чем в жилых объектах. Здесь мы всегда стараемся искать уникальную форму, при этом сохранять фасады достаточно лаконичными. Я в целом не фанат очень сложных фасадных решений, люблю отыгрывать формой, чтобы при использовании простой фасадной сетки здание выглядело выигрышно в любом случае. Если уникальной форме придать слишком активный фасад, она сразу перестанет считываться. 

Фасады Nice Tower полностью выполнены из стеклофибробетона, включая черные простенки. Металла здесь нет, только алюминиевые окна. Все в монохромной гамме, которая для меня всегда оставалась предпочтительной. Если бы была возможность, я бы все объекты проектировала именно в белом цвете. Он всегда выглядит дорого, качественно и эстетично. Даже если проехать по центру города, светлые фасады, особенно на клубных домах, всегда воспринимаются как более премиальные. Конечно, есть нюанс: в полностью белой монохромной среде человеку может быть тяжело ориентироваться, но светлый оттенок с вкраплениями – почему нет? В любом случае даже на больших урбан-блоках мы редко используем больше трех-четырех оттенков, в противном случае визуальный строй рушится.
Nice Tower
© Генпро


У вас сейчас в работе еще один большой проект, он в Подмосковье, это практически город-спутник, расскажите о нем...

Это действительно необычный продукт для региона – жилой комплекс «Мыс» от компании MR Group с крупными лотами, находится в Одинцовском городском округе. Его концепция исходит из того, что в Москве квартиры становятся все меньше и меньше, мы пытаемся на одном квадратном метре уместить все то, что порой физически не помещается. Поэтому идея проекта заключалась в том, чтобы создать просторные, по-настоящему комфортные для проживания квартиры, и при этом за городом.
Проект «Мыс»
© MR Group

То есть это комфорт-класс или бизнес?

Квартиры внутри крупнее, чем бизнес-класс, скорее ближе к премиуму. В фасадных решениях в силу того, что объект расположен в Подмосковье, использованы более доступные материалы. Все зависит от локации: есть фасады, которые выходят на основные площади – там мы используем кирпич на подсистеме, а есть те, которые обращены в более камерные зоны– там другие решения. Мы понимаем, что стоимость квадратного метра здесь значительно ниже, чем в столице. Поэтому задача состояла в том, чтобы создать действительно качественные квартиры с достойными фасадами, но при этом не по московским ценам.

Мастер-план разрабатывали вы?

Да, его уже несколько раз корректировали, как это обычно и бывает. На данный момент мы уже разработали три клубных дома и урбан-блоки. Следующие очереди сейчас в работе. По формату застройки здесь есть и ИЖС, и таунхаусы, и урбан-блоки, и клубные дома. С одной стороны, у тебя есть вся необходимая инфраструктура, которую можно создать исключительно в проекте с мультифункциональной застройкой. С другой стороны, ты находишься в супер-приватной зоне за шлагбаумом.
Проект «Мыс». Градконцепция. Общий план застройки
© MR Group

Территория проекта огромная – около 50 гектаров. Очень красивое озеро, которое планируют благоустроить, просторная парковая зона. Важно, что весь проект в зоне урбан-блоков сделан без заборов, что является негласным трендом на данный момент. Приватные дворы ограничены стилобатом. На территории есть детский сад, рядом школа на соседнем участке. В итоге получается почти сельская, но современная и комфортная жизнь в Подмосковье.

А как организованы сами квартиры?

Это действительно интересно, в этом проекте квартиры спроектированы с функциональным зонированием, с расстановкой мебели – все это делалось, чтобы показать потенциальным жильцам удобство планировок. Несмотря на то, что в итоге квартиры продаются без отделки, застройщик предоставляет эти разработки как фактуру, чтобы людям было проще представить свое будущее пространство.
  • zooming
    1 / 3
    Проект «Мыс». Клубные дома
    © MR Group
  • zooming
    2 / 3
    Проект «Мыс»
    © MR Group
  • zooming
    3 / 3
    Проект «Мыс»
    © MR Group

Часть квартир с террасами, везде предусмотрено рабочее место в обязательном порядке. Эта идея родилась из новой реальности удаленной работы. Я знаю множество весьма состоятельных людей, которые работают в Москве, но летом живут загородом и ездят в мегаполис на электричках – конечно, на элитных, типа «Спутника» и других. Людям действительно нравится жить там, где свежее воздух и совершенно другая атмосфера.

Квартирография в проекте очень разнообразная. Мы прорабатывали буквально каждый лот. Запрос был на уникальные квартиры для разных людей, с пониманием, для кого конкретно предназначены те или иные помещения. Например, если это мастер-спальня для родителей, то у нее одни потребности, а если для тинейджера – совсем другие. У девочки-подростка должна быть просторная ванная, где можно расслабиться в пене, а родителям нужен душ. И буквально каждая квартира отрисовывалась индивидуально: мы двигали диваны, телевизоры, меняли направление дверей, переставляли стиральные машины – все для того, чтобы пространство было максимально эффективным.
Проект «Мыс»
© MR Group

Получается что-то новое с точки зрения продукта?

Да, я такого раньше не встречала. Поэтому на разработку ушло много времени – мы действительно придумывали с нуля, что именно хотим получить в итоге. Это очень ценный опыт, когда не заказчик диктует условия, а вы совместно формируете итоговый продукт. У нас есть секция, которая выходит прямо на парк, практически все квартиры в ней с уникальными планировками и со своими индивидуальными террасами. 

А по фасадным материалам что использовали?

Это кирпич, не клинкерная плитка, за исключением одной секции, где много террас, и возникает проблема с отводом воды. У большинства людей именно кирпич ассоциируется с загородной жизнью. На фасадах также разместили большие корзины с встроенными кашпо, формирующие «зеленый» декор. Для проекта было выбрано более 15 видов кирпича, что в совокупности с использованием индивидуальных элементов исключает ощущения монотонности. Одну секцию решили сделать более «живой», с отклонением от строгой сетки. На первом этаже для формирования приятной тактильной среды также был выбран кирпич с объемной кладкой. 

Разумеется, и здесь мы не обошлись без активного террасирования. Каскады спроектированы не просто так, а с учетом видовых точек. Все продумано: где смотрим в одну сторону, где в другую, где не смотрим друг на друга, где не смотрим на паркинг. Проект получился действительно качественным и продуманным до мелочей, с совершенно новым подходом к организации жилого пространства в Подмосковье.

22 Октября 2025

Похожие статьи
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.