В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Рейтинг «Золотая капитель» рассматривает архитектуру постсоветского пространства от Калининграда до Владивостока. Премия основана в Новосибирске в 1996 году, так что она на 5 лет старше Хрустального Дедала САР и на год – архрейтинга Нижнего Новгорода. И хотя премия сотрудничает с союзом архитекторов и другими организациями, рейтинг носит в своем названии гордую пометку – независимый.
Три последних года, начиная с 2021, «Золотая капитель» существует в особенном, сравнительно редком для премий, формате: проекты финалистов здесь презентуют жюри и слушателям в очном формате – во всяком случае, жюри очное – и решение принимают по результатам презентаций. Что делает судейство рейтинга, прямо скажем, целым приключением, не только потому, что для него надо прилететь в Новосибирск, но и потому, что можно задавать любые вопросы и получать на них ответы. Мне довелось участвовать впервые и происходящее было очень увлекательно. Не постесняюсь этого сравнения, масштаб, конечно, значительно меньший, но формат как на WAF.
Татьяна Иваненко, председатель оргкомитета рейтинга «Золотая капитель», директор АНО «Сибирский Центр Содействия Архитектуре»Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
В этом году в рейтинге участвовал 91 проект, а судейство было, как и всегда, многоуровневым: жюри 1 и 2 уровня плюс «гамбургский счет», в котором все участники рейтинга, 352 человека, голосуют за все проекты кроме своих.
Последний существует параллельно и выбирает своих лауреатов, здесь 1 место заняли нижегородские Пакгаузы, 2 – школа в новосибирском ЖК Евроберег, 3 – Дворец водных видов спорта в Екатеринбурге.
Два других уровня жюри отобрали 13 проектов, из которых требовалось окончательно выбрать шесть, по числу вручаемых «золотых голов», один из них, кроме того, гран-при. Перечисляем всех; о некоторых проектах-победителях мы уже рассказывали, позднее надеемся рассказать подробнее и о других. Некоторые уже очень-очень известны, другие видим впервые – рейтинг отличало приятное разнообразие, как с точки зрения известности участников, когда где-то открытие, а где-то многократный лауреат других премий, так и с позиции масштаба и типологии.
В общей сложности «капителями» наградили 4 реализации, 2 проекта, и диапазон, скажем так, «охвата» получился довольно широким – школа, аэропорт, торговый центр, пешеходный мост, музей, храм; один проект – реставрации. Три новосибирских объекта, два нижегородских, один – так и вообще для Минска. Гран-приШкола ЖК Евроберег, Новосибирск SVESMI – Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва; Брусника – Дмитрий Агарков, Олег Николаевский, Алексей Хриченков; Novascape – Ева Радионова, Мар Надал, Ким Кохелман
Школа в микрорайоне «Евроберег»Фотография © Валерий Костюнин / предоставлена Брусника
Школа стала абсолютным лидером рейтинга, практически все присутствующие высказали ей свои комплименты. Школу любят: за необычное компактное решение объема и элегантную компоновку в рамках прямоугольного плана, этим она заметно отличается от популярных, хотя тоже эффективных, зданий-осьминогов. Тут все «упаковано» рационально и просто, притом что внутри есть большой атриум с деревянными конструкциями светового купола, проницаемость, а план даже рассчитан на входы с четырех сторон (хотя в последнем случае решение несколько условно, поскольку вход для детей только с одной стороны, через главную лоджию, а три остальных двери доступны только для учителей и персонала).
Школа в микрорайоне «Евроберег»Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Брусника
Здание, действительно, впечатляет, оно необычно: с одной стороны, не очень похоже на школу, так как прямоугольное и кирпичное, отчего, к слову, кажется реинкарнацией советской «сталинской» типовой школы на новом витке развития. С другой стороны, внутри много дерева, причем все оно натуральное, не имитация, деревом, в числе прочего, отделаны рамки-ниши оконных проемов, в которых можно сидеть, они достаточно широкие, светлые и уютные.
В процессе обсуждения удалось понять, что кирпич при реализации превратился из коричневатого в красный, асимметричная лоджия входа – в симметричную, окна потеряли часть откосов и стали на фасадах в значительной части плоскими, а «лестничные башни», образующие на углах эффектные складки, внутри пришлось завесить сетками, как и галереи атриума – все для безопасности. И тем не менее, идеи реализованы достаточно точно, и школа впечатлила всех. Мы рассказывали о проекте здесь, о реализации здесь. Золотые капители Новый терминал аэропорта Толмачево, Новосибирск Руководитель авторского коллектива: Сергей Кузнецов; архитектурные решения: бюро СПИЧ – Сергей Чобан, Игорь Членов
Терминал С аэропорта ТолмачевоФотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
Новый терминал новосибирского аэропорта тоже стал одним из фаворитов жюри, тем более что многие имели возможность осмотреть его лично – прилетая в город. Это, в буквальном смысле, яркое, или даже говоря точнее, сияющее произведение: огромные столбы-зонтики из светящихся полос святятся белым молочным светом. Они не только освещают пространство главного зала, но и хорошо видны через сплошной витраж, особенно вечером, и входят в резонанс со штриховыми полосками ламп потолка. Феерия белого света подчинена, впрочем, строгому ритму и по-хорошему регулярна: четыре грибовидные колонны мерно расставлены в зале, образуя своего рода внутреннюю колоннаду, скрытую в стеклянном чехле, перед входом в технические зоны аэропорта.
Терминал С аэропорта ТолмачевоФотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
По словам Сергея Чобана, который представлял проект по видеосвязи, главным источником вдохновения был аэропорт Пулково-1, но не потому, что в его проектной графике колонны решены как грибовидные, а из-за того, как световые фонари и колонны связаны с конструкцией. Только в Пулково колонны поддерживают кровли стаканов-фонарей, а в Толмачево зонтики «грибов» берут на себя часть нагрузки полутораметровых ферм перекрытия, служат единственными опорами между колоннами внешнего и внутреннего ряда. Кроме того, строгость архитектурного решения в некоторой степени противостоит модным веяниям аэропортостроительства, предпочитающего эффектность гибких линий и служит оммажем архитектуре модернизма.
ТЦ Грани, Новосибирск АБ Мегапроект – Грант Цатурян, Артем Носенко
ТЦ Грани, Новосибирск, 2011–2023 Фотография © Наталья Бочкова / предоставлено АБ Мегапроект
Торговый центр на одной из центральных площадей Новосибирска в пестром и суетном окружении предендует на роль нового городского акцента и еще позицию правой «половинки пропилей» при въезде в город со стороны аэропорта по улице Титова. Левой частью пропилей служит другой ТЦ – «Версаль», тоже округлый, но из другой эпохи, так что получилось асимметрично.
ТЦ Грани, Новосибирск, 2011–2023Фотография © Наталья Бочкова / предоставлено АБ Мегапроект
Артем Носенко презентует проект ТЦ Грани. Золотая капитель 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
ТЦ Грани начали проектировать в 2007 году, основная идея была сформулирована в 2011 году, а завершили строительство сейчас, причем – только первой части. Здание примечательно тем, что включает в себя метро, кафе и магазины с выходом на улицу, а его фасад состоит из стеклянных модулей, крупных рельефных ромбов. Он прозрачен и ночью светится изнутри целиком, чем напоминает Толмачево. По внешнему контуру торговых пространств тянется проход-галерея, которая днем будет освещена естественным светом. И хотя использованный пластический прием не уникален, сумма всех обстоятельств делает здание редким примером в рамках своей типологии.
Пешеходный мост в Борском Волгоречье, Нижний Новгород АБ ГОРА – Станислав Горшунов, Мария Юдина, Елизавета Будько
Пешеходный мост в Борском ВолгоречьеФотография © Александр Ивасенко / предоставлена АБ ГОРА
Станислав Горшунов не впервые работает для Бора – города-спутника Нижнего Новгорода на правом берегу Волги, не так давно он завершил благоустройство парка Моховые горы, одним из главных героев которого тоже стал видовой мост.
Но парк находится «на отшибе», практически на выезде из Бора в сторону Макарьева, а мост – в самом центре города, недалеко от станции самого большого в Европе фуникулера через Волгу. Город Бор, впрочем, именно что спутник, жителей в нем 70 тысяч, а привлекательных общественных пространств не очень много, так что мост присоединился к проекту благоустройства, в состав которого вошел, в частности, скейт-парк. Задача того и другого – интенсифицировать город, и, по словам Горшунова, скейт-парк теперь всегда полон.
Пешеходный мост в Борском ВолгоречьеФотография: Александр Ивасенко / предоставлена АБ ГОРА
Станислав Горшунов презентует проект пешеходного моста в Борском Волгоречье. Золотая капитель 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Источником вдохновения для моста послужила история борского монорельса, работавшего в 1930-е годы, а проект, по словам автора, в процессе работы изменился: мост планировался полностью деревянным, но получил алюминиевую конструкцию, а кафе переехало в отдельный объем. Впрочем, видовой «парящий» мост остался, как и оформление планками из лиственицы, так что мост ощущается как деревянный.
Проект реставрации Летней дачи Бугрова, 1892 г., Нижний Новгород Асгард – Александр Шумилкин, Виталий Краснов, Марина Ткачева, Петр Грушевский, Екатерина Полякова, Александра Плаксина, Оксана Досталева, Анна Бакшеева, Алан Хетагуров, Илья Хохлов
Проект реставрации дачи Бугрова, 2022–2023© АсгардИ.П. Ропет (Петров). Проект дачи Бугрова, конец XIX в.общественное достояние Дача купца Бугрова была построена по проекту архитектора Ивана Ропета (Петрова), мастера деревянного историзма, создавшего вариант «русского стиля», впоследствии получившего неприятное название «ропетовщины», хотя, как мы теперь понимаем, он стал одним из источников деревянного модерна, дягилевских декораций и вообще всего, что принято связывать со сказочной русской избой. Об образе избы можно было бы долго говорить, но здесь подчеркну только одно – речь о реставрации не просто одного из богато украшенных резных теремов XIX века, а именно об авторском произведении, одном из ключевых для направления.
Дом реставрировался в 1960-е, но дешево и неудачно: тогда, в частности, зачем-то убрали одну из несущих стен, из-за чего конструкция начала крениться. Сейчас проведены подробные исследования, в том числе – я спросила – изучена первоначальная раскраска дома, создан проект реставрации, который планируется вскоре реализовать. Финансирование – государственное, функция – музей купца Бугрова.
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск Мастерская «Прохрам» – Дмитрий Остроумов, Кристина Васина, Полина Аскарова, Анна Заболоцкая
Миссия мастерской Прохрам, как мне показалось, состоит в том, что аккуратно, но последовательно внедрять в храмостроительство приемы и пластику современной архитектуры. Задача эта, как известно, непростая, почти подвижническая, так что неудивительно, что среди работ бюро встречаются как вполне консервативные, к примеру копия Коложской церкви в Гродно, так и новаторские. Комплекс княгини Ольги в Минске – один из них.
Он состоит из двух храмов: один деревянный – Бориса и Глеба, небольшой и с планом, тяготеющим к базиликальной вытянутости запад–восток. Его планируется построить по каркасной технологии первым. Особенно симпатичен лаконичный интерьер с круглыми деревянными столбами.
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск© Мастерская «Прохрам»
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск© Мастерская «Прохрам»
Второй храм – каменный, то есть бетонный со штукатурными фасадами в рельефную полоску, похожую то ли на кладку со скрытым рядом, то ли на штрабу по каменной поверхности. Внутри храм бесстолпный, две пересекающиеся подпружные арки поддерживают конструкцию, подобную крещатому своду XVI–XVII веков. Снаружи на фасадах планируются скульптурные рельефы, а конху апсиды архитекторы обещают украсить сусальным золотом – вероятно, с составе смальты.
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск© Мастерская «Прохрам»
***Мы планируем рассказать о проектах подробнее, а пока перечислим работы, вышедшие в финал, но не добравшиеся до «Золотых капителей»; среди них много достойных, но количество наград жюри решило не увеличивать, соблюдая правила премии. Финалисты «Золотой капители» 2023: - Пакгаузы в Нижнем Новгороде / СПИЧ
- ЖК Метрополис в Красноярске / Кооперативная проектная мастерская А-2
- Дворец водных видов спорта в Екатеринбурге / Archinform
- Николо-Спиридоновский комплекс в Керчи / Мастерская «Прохрам»
- Проект частного дома ULEY / Kremnev atelier
- Проект нового корпуса СОШ №2 в Воронежской области / Гипрокоммундортранс
- ЖК на Портовой улице в Калининграде / Архитектурная группа «Селен»
Жюри 3 уровня: Александр Деринг, почетный архитектор РФ, руководитель Творческой мастерской архитектора А.Ф. Деринга «Классика» – председатель; Юлия Тарабарина, главный редактор Архи.ру; Марина Игнатушко, автор и организатор «Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода»; Игорь Козак, заслуженный архитектор РФ, генеральный директор «Перспектива+»
|