Стеклянные грани

Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Иванушкин
Артем Носенко
Мастерская:
Мегапроект
Проект:
Торговый комплекс GRANI
Россия, Новосибирск, площадь Карла Маркса, 5/1

Авторский коллектив:
Автор проекта, ГАП: Артем Носенко  
Главный конструктор: Грант Цатурян (ПБ Конструктив +)

2007 — 2021 / 2019 — 2023

3D витраж (проектирование и производство): НЕСУЩИЕ СИСТЕМЫ

Заказчик: ГРАНИТ
И между тем при ближайшем знакомстве с объектом оказывается, что название, геометрия и типология точно соответствуют обстоятельствам времени и места.

ТЦ «Грани» расположен в левобережной части Новосибирска. Эта территория за Обью осваивалась промпредприятиями и спальными районами, выделялись  некие пустыри на пересечениях улиц, и только в шестидесятые город приступил к градостроительному осмыслению площадей. Так, одной из них – площади Карла Маркса, отводилась роль центрального общественного пространства левобережья, и на протяжении десятков лет его трактовали как пешеходное. До  конца 1970-х  по улице Титова, через площадь пролегал путь из аэропорта Толмачево в центр города – на единственный на то время Октябрьский (Коммунальный) мост. Тогда же на площади началось строительство 20-этажной гостиницы «Турист», позже – дворца культуры одного из самых крупных заводов Новосибирска. Оба объекта оказались долгостроями, незавершенными и до наших дней,  больше повезло ГУМу «Россия» – «самому передовому» универсаму Сибири – его строили всего 13 лет. К слову, в 1978 году Новосибирск обзавелся вторым мостом – Димитровским,  новой магистралью, – кратчайший  путь из аэропорта в город исключил проезд  по площади Маркса. Однако площадь не утратила значения важнейшего транспортного  узла: здесь в 1991 году появилась конечная станция метро, а по периметру площади расположены остановки десятков направлений автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси.
Торговый комплекс GRANI. Ситуационная схема
© А.Носенко

По рассказу Татьяны Иваненко, организатора «Золотой капители», директора Сибирского центра содействия архитектуре, в 1994 году группа архитекторов (Александр Долнаков, Александр Баранов, Игорь Поповский и др.), участвуя в заказном конкурсе, разработала пространственную стратегию возможного развития площади Маркса. Они предложили организовать сеть взаимосвязанных публичных пространств, с тремя масштабами – крупным (для монополистов), средним (стрит-формат) и мелким (павильонным), который формировал пешеходные потоки, логистику перемещения посетителей.

«В начале 1990-х  над этими идеями  посмеялись, – рассказывает Татьяна, – но сегодня ясно, что пространство  формируется именно по сценарию, заданному архитекторами. Площадь разделена на три треугольных сектора, в каждом из которых складываются разные картины».
 
Итак, сегодня площадь Карла Маркса – это три треугольника. Самый заполненный фрагмент, со сформированной системой закрытых и открытых площадей, в границах улиц Ватутина, Новогодней, Сибиряков-Гвардейцев, с 23-х этажным ТРК «Сан-Сити». Треугольник, ограниченный улицами Блюхера, Ватутина, Титова  – с тем самым «Туристом»  с одного угла и полукруглой башней ТЦ «Версаль» с другого. И самый большой по территории треугольник – между улицами Титова, Покрышкина, Сибиряков-Гвардейцев, где и построен ТЦ «Грани».
Торговый комплекс GRANI. Общий вид со стороны ул. Титова,
Фотография © А. Носенко / предоставлена Мегапроект

Но сегодняшние «Грани» – это только первая очередь комплекса – по проекту он должен протянуться дальше, в сторону ТЦ «Гранит». Кстати, «Грани» и «Гранит» – прямые родственники – у них общий владелец. Когда архитектора Артема Носенко во время защиты проекта на «Золотой капители» спросили, как появился образ граней, куда ведут ассоциации, он ответил, что вряд ли  можно вообразить что-то другое, находясь между «Гранитом» и «Кристаллом». Действительно, напротив башни «Граней» на другой стороне улицы Покрышкина, в шумозащитном экспериментальном доме – ювелирный и остановка общественного транспорта «Магазин Кристалл».

И все-таки  эта кристаллическая структура на фасадах ТЦ была придумана не сразу. Как и все проекты на площади Маркса, этот вызревал долго: первый вариант  датирован 2007 годом. Эскиз похож на более изощренную, динамичную, но все же  интерпретацию фасадов  ТЦ «Версаль», уже выросшего по-соседству. И на «Золотой капители» того года проект  Носенко не произвел  значительного впечатления.
Торговый комплекс GRANI. Варианты фасадов 2007-2011гг
© А.Носенко, визуализация А.Носенко, С.Рябов

В 2011  году основная идея фасадов была переформулирована. По словам Артема, изменились представления самого заказчика об объекте. Он захотел уйти от «тяжелых» фасадов. Если раньше основная задача была – получение максимального количества полезных для аренды площадей, то потом появилось, в первую очередь, желание обезопасить фасады от неизбежного замусоривания. Вместо назойливой рекламы предложить доверительную прозрачность – с теплым светом, ценным особенно зимой, с движением посетителей вдоль проходной галереи по контуру фасада. Фонарь, маяк на перекрестке – и ничего лишнего.
Торговый комплекс GRANI
Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект

По сути, это дань прежним мечтам про пешеходную площадь – важный общественный центр. Но не стоит подозревать заказчика в избыточном романтизме – в итоге ТЦ получил эффектное конкурентное преимущество. Вдобавок к тому, что под его крышей находится и вход в метро, а на первом этаже в магазины и кафе можно попасть в каждый по отдельности прямо с  улицы. По данным пресс-службы метрополитена Новосибирска, уже много лет «Площадь Маркса» – лидер по пассажиропотоку, за сутки здесь проходит больше 40 тысяч человек. С учетом всех маршрутов транспорта и перехватывающей парковки по соседству, о пешеходном трафике рядом с «Гранями» можно не беспокоиться.
  • zooming
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект

С 1990-х площадь Карла Маркса стала складываться не как общественный, а как огромный торговый центр. Татьяна Иваненко считает, что  за три последних десятилетия  место эволюционировало от гигантского пустыря до мегацентра, сопоставимого по масштабам с крупнейшими европейскими  и азиатскими центрами розничной торговли (например, крупнейший в Европе, лондонский «Westfield Stratford City» с площадью в 177 000 м2 даже уступает новосибирскому кластеру по размерам).  Так что «Грани», закончив формирование западного въезда на площадь со стороны улицы Титова, естественным образом включаются в жизнь  всего  кластера, соотвествуя своим масштабом и устройством потребностям части посетителей этой территории.
 
Поскольку «Грани» внешне  не совсем только про торговлю, по привлекательности они становятся в один ряд и с другими точками притяжения в этом районе. Не случайно рассказ об истории места Артем Носенко начинал с фотографии водонапорной башни 1935 года: этот ОКН – одна из главных архитектурных  ценностей района и города. Мало того, что «Грани» с близкого ракурса тоже – башня, кристаллическую структуру здания выполнили «Несущие системы» – знаковая для Новосибирска компания.
  • zooming
    1 / 4
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    2 / 4
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    3 / 4
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    4 / 4
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект

Эта компания построила первое в стране параметрическое здание – на главной улице Новосибирска, стеклянный купол «Зарядья», множество других объектов, и, на зависть другим городам, подарила Новосибирску такую современную элегантную крышу над пешеходным переходом, что другим столицам и не снилось. «Грани» – как  эффектный результат успешной коллаборации – мелькают в ролике на экране в Толмачево, вместе с другими архитектурными достижениями города.
Торговый комплекс GRANI
Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект

Что же представляют собой кристаллы на фасаде? Это 3 D витражи, модули, собранные из треугольников. При их соединении получились выпуклые ромбы.  Были варианты использования в треугольниках молочного стекла и даже думали про окраску. Посчитали – отказались. В результате ушли от избыточной декоративности, что в этом месте, перегруженном потоками и впечатлениями, оказалось правильным.

При обсуждении «Граней» на конкурсе «Зотолого сечения» были опасения, что этот объект слишком  активно доминирует. В реальности же оказалось, что он – самодостаточный и дружелюбный, в меру игрив и спокоен, что этому месту – на пользу.
  • zooming
    Торговый комплекс GRANI. Процесс строительства 2021г.
    Фотография © А. Носенко / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    Торговый комплекс GRANI
    © А.Носенко
  • zooming
    1 / 5
    Торговый комплекс GRANI. Фасад 16-1
    © А.Носенко
  • zooming
    2 / 5
    Торговый комплекс GRANI. Схема генплана
    © А.Носенко
  • zooming
    3 / 5
    Торговый комплекс GRANI. План 1 этажа
    © А.Носенко
  • zooming
    4 / 5
    Торговый комплекс GRANI. План 3 этажа
    © А.Носенко
  • zooming
    5 / 5
    Торговый комплекс GRANI. Разрез
    © А.Носенко
Архитектор:
Дмитрий Иванушкин
Артем Носенко
Мастерская:
Мегапроект
Проект:
Торговый комплекс GRANI
Россия, Новосибирск, площадь Карла Маркса, 5/1

Авторский коллектив:
Автор проекта, ГАП: Артем Носенко  
Главный конструктор: Грант Цатурян (ПБ Конструктив +)

2007 — 2021 / 2019 — 2023

3D витраж (проектирование и производство): НЕСУЩИЕ СИСТЕМЫ

Заказчик: ГРАНИТ

10 Октября 2023

Похожие статьи
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Таинственный терем
Обещали публиковать проекты, награжденные «Золотыми капителями» – начинаем. Проект реставрации Дачи Бугрова в окрестностях Нижнего Новгорода оказался сложной историей: ее и отчасти реставрировали, и не один раз, и дата строительства неизвестна, и автор проекта под вопросом, хотя резная «ропетовская» стилистика очевидна. Новый проект реставрации предполагает полную переборку и восстановление всех исторических элементов, от утраченных балконов до исторической раскраски. Разбираемся.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.