Таинственный терем

Обещали публиковать проекты, награжденные «Золотыми капителями» – начинаем. Проект реставрации Дачи Бугрова в окрестностях Нижнего Новгорода оказался сложной историей: ее и отчасти реставрировали, и не один раз, и дата строительства неизвестна, и автор проекта под вопросом, хотя резная «ропетовская» стилистика очевидна. Новый проект реставрации предполагает полную переборку и восстановление всех исторических элементов, от утраченных балконов до исторической раскраски. Разбираемся.

mainImg
Архитектор:
Александр Шумилкин
Мастерская:
Асгард
Проект:
Проект реставрации Летней дачи Бугрова
Россия, Володарск, ул. Советская (Клубная), д. 1(6).

Авторский коллектив:
Научный руководитель работ: Александр Шумилкин; руководитель проекта: Марина Ткачева; ГИП: Петр Грушевский; ГАП: Екатерина Полякова; историк, старший научный сотрудник: Виталий Краснов; архитекторы: Александра Плаксина, Оксана Досталева, Анна Бакшеева; инженеры: Алан Хетагуров, Илья Хохлов

2022 — 2023

Заказчик: автономная некоммерческая организация «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «ЦЕНТР 800»
Дача Бугрова – важнейшая точка на маршруте из Нижнего Новгорода к Дзержинску, по популярности сравнимая только с Шуховской башней на Оке.  Она же – одна из последних сохранившихся в нашей стране деревянных построек псевдорусского, так называемого ропетовского, стиля. Стиль был  популярен в последней трети XIX века, преимущественно в 1870-е – 1880-е, настолько, что павильоны для всемирных выставок, посольства, бани и дачи – строили похожими на терема. Вот и купец-промышленник Бугров, разворачивая на Сейме, в нынешнем Володарске к западу от Нижнего, крупнейшее для своего времени крупчатое производство, рядом с заводом поставил деревянный терем. 
Ситуационный план. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
© Асгард
Н.А. Бугров и архитектор П.П. Малиновский. Последний, вероятно, автор приспособления теремка под летнюю дачу
Предоставлено: Асгард

Для Нижнего Новгорода Бугров – одно из ключевых имен истории: старообрядец, успешный предприниматель, щедрый благотворитель. Его авторитет был высок и крепок:  деньги Бугрову давали без расписок самые разные люди по разным срочным и не очень срочным поводам. Он спасал от долговых ям и от военной службы. 

Тут необходимо несколько ремарок. Разворачивать мукомольное производство начал отец – Александр Петрович, после того, как в 1867 году получил территорию лесной усадьбы, выменяв ее на доходный дом в Нижнем. Продолжил сын – Николай Александрович, который встречал здесь, на железнодорожной станции, министра Сергея Юльевича Витте, на красной дорожке перед дачей в 1893 году. Этот год, когда дача впервые была упомянута, становится «верхней» датой вероятного строительства здания, а больше о теремке очень мало что известно. 

Терем датировали 1896 годом – считалось, что его купили на Нижегородской ярмарке, которая проходила в этом году – но ярмарка хорошо документирована и такого здания на ней не было. Нижегородский историк профессор Александр Седов изучил чертеж, датированный 1897 годом: на нем изображен «Передний фасад дачи Н.А. Бугрова на Сейме», чертеж подписан архитектором Павлом Петровичем Малиновским, который впоследствии работал для Бугрова, проектировал по его заказу школу в селе Попове в 1901 году. Седов предположил, что Малиновский занимался починкой или приспособлением дома, но не проектировал его «с нуля», тем более что в 1890-е «ропетовская» архитектура уже не была модной.
  • zooming
    П.П. Малиновский. «Передний фасад дачи Н.А. Бугрова на Сейме», 1897 г. Вероятный чертеж переделок или приспособления
    Предоставлено: Асгард
  • zooming
    Дача Н. А. Бугрова. Фотография 1950-х годов
    Предоставлено: Асгард

Сергей Михайлович Шумилкин, который занимался исследованием и реставрацией дома в 2007–2010 годах, предположил, что теремок куплен на какой-то из московских ярмарок и перевезен в Нижний, и соответственно, датировал его 1880-ми годами. 

Историк архитектуры Алексей Слезкин в своем блоге сравнил дом как с Асташевским теремом, построенным по чертежу Ивана Павловича Ропета, он же Иван Николаевич Петров, так и собственно с тем ропетовским чертежом, по которому построено Асташево, – похоже все в целом, но особенно окна с «ушами». 

А еще Бугров, строгий старообрядец, был аскетичен, жил в простой комнате и даже за столом-то работал не очень часто. Зачем ему понадобился пышный теремок – загадка. Между тем есть местная не подтвержденная документально легенда, что дом строился по эскизу художника Виктора Михайловича Васнецова, из «бугровского» леса, и обошелся владельцу в 5000 рублей. 

Все вместе похоже и не похоже, «концы» пока не найдены, и вероятно, что не будут – но самой правдоподобной кажется версия покупки теремка на неизвестной московской выставке 1880-х, и его доработки Малиновским после переезда в Нижний. 

Между тем официальной датой постройки, в документах на ОКН – этот статус дом получил в 1989 году, уже будучи краеведческим музеем, значится 1892 – за год до визита Витте. 

Реставрировали дом тоже не один раз. Впервые в 1960–1970-е годы для музея перебрали венцы первого этажа в юго-западной части: вероятно тогда зачем-то разобрали одну из несущих стен, из-за чего дом прямо сейчас накреняется, и срезали часть лишних деталей и балконов. В 1995 сделали грубую цементную отмостку, которой делать было нельзя, поскольку из-за нее дом начал мокнуть и гнить. В 1996 заменили пол первого этажа и установили отопление, но работы не завершили. В 2004 терем вновь был признан аварийным, и в 2006–2010 с ним работала команда реставраторов под руководством Сергея Шумилкина. Тогда здание было изучено и укреплено, но планы восстановления двух спиленных балконов, западного и восточного, реализовать не удалось. 

Зато теремок получил яркую окраску, в том числе пурпурно-розовые подзоры и полотенца. Как объясняет сейчас автор актуального проекта, сын Сергея Шумилкина Александр, что выбор красок для фасадов дачи – производная от бюджета и ассортимента пятнадцатилетней давности.
  • zooming
    Дача Н.А. Бугрова южный фасад, 2022
    Фотофискация / предоставлена: Асгард
  • zooming
    Дача Н.А. Бугрова западный фасад, 2022
    Фотофискация / предоставлена: Асгард

Итак, реставрация 2006–2010 годов была реализована не полностью.

Сейчас деревянное здание вновь обветшало, правительство Нижегородской области включило его в список музеев, которым срочно требуется реставрация за средства бюджета. 

Новый проект комплексной реставрации разработан командой компании Асгард под руководством Александра Шумилкина и проходит госэкспертизу. В сентябре он получил одну из высших наград всероссийского конкурса Золотая капитель в Новосибирске

Проведено комплексное исследование дома, обнаружена и исследована первоначальная покраска: оказалось, что дом не был полностью желтым, как на акварели Малиновского 1897 года, но и розовых элементов тоже не было – подзоры восстановят красными. 
Аксонометрия здания. модель конструкции кровли. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
© Асгард
Проект реставрации. Визуализация. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
© Асгард
Проект реставрации. Фасады. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
© Асгард

Восстановят или воссоздадут утраченные детали: элементы исторического декора, спиленные балки и всю конструкцию балконов восточного и западного фасадов, северную веранду – со стороны  главного входа (к которому министра Витте вела красная дорожка), исторический паркет. Судя по материалам инженерного исследования дачи, исправление внешних дефектов – закономерное продолжение исправления базовой геометрии памятника. Заметна деформация отдельных частей здания – как следствие потери жесткости самого сруба, гнили, расслоений.

Тут отдельные меры не помогут – требуется перебрать сруб. Для этого – поставить внутренний стальной каркас – для лифтинга  конструкций.

И все это может начаться только после самого кропотливого этапа, разборки, первой в списке работ по проекту. Всегда есть опасение, что этим этапом все и закончится или затянется на долгое время: все элементы и конструкции здания требуется маркировать, демонтировать, организовать их безопасное хранение. 
 
Трудно представить, но некоторое время летней дачи Бугрова в Володарске не будет. Не будет, чтобы, в конце концов, она там была  и стояла долго и крепко.
Проект реставрации. Фасады. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
© Асгард
  • zooming
    1 / 6
    Аксонометрия здания. Разрезы. С северно-восточной и с северно-западной стороны (соответственно слева направо). Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
    © Асгард
  • zooming
    2 / 6
    Фрагмент Северного фасада в осях 4-1. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
    © Асгард
  • zooming
    3 / 6
    Декоративные элементы. Полотенца. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
    © Асгард
  • zooming
    4 / 6
    Декоративный элемент. Междуэтажный карниз. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
    © Асгард
  • zooming
    5 / 6
    План 2 этажа. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
    © Асгард
  • zooming
    6 / 6
    План 1 этажа. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Летняя дача Бугрова», 1892 г.
    © Асгард
Архитектор:
Александр Шумилкин
Мастерская:
Асгард
Проект:
Проект реставрации Летней дачи Бугрова
Россия, Володарск, ул. Советская (Клубная), д. 1(6).

Авторский коллектив:
Научный руководитель работ: Александр Шумилкин; руководитель проекта: Марина Ткачева; ГИП: Петр Грушевский; ГАП: Екатерина Полякова; историк, старший научный сотрудник: Виталий Краснов; архитекторы: Александра Плаксина, Оксана Досталева, Анна Бакшеева; инженеры: Алан Хетагуров, Илья Хохлов

2022 — 2023

Заказчик: автономная некоммерческая организация «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «ЦЕНТР 800»

06 Октября 2023

Похожие статьи
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Сад Памяти
Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.
Смотровая вышка
Дом в Красной поляне, спроектированный екатеринбургским бюро Марии Демидовой, занимает очень узкий участок. Архитекторы вытянули объем вверх и добавили террасы, тем самым раскрыв виды на горы и освободив место для патио и бассейна.
Хибинская сокровищница
Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.