Пансионат «Дружба»

Пансионат «Дружба» в Курпатах близ Ялты по проекту Игоря Василевского, его конструктивные особенности и использование при проектировании САПР – в развернутой публикации исследователя архитектуры и фотографа Константина Антипина.

mainImg
Мастерская:
ЗАО «Курортпроект»
Проект:
Пансионат «Дружба»
Россия, Ялта, поселок городского типа Курпаты, Алупинское шоссе, 12

Авторский коллектив:
Игорь Василевский, Ю. Стефанчук, В. Дивнов, Л. Кеслер, инженеры Нодар Канчели, Б. Гурьевич, Е. Владимиров, Е. Рузяков, Е. Ким, В. Мальц, В. Гансгорье, Е. Федорова

1978 — 1980 / 1980 — 1985
Благодарим издательство ТАТЛИН за помощь в подготовке публикации.

Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин


Ялта, поселок городского типа Курпаты, Алупинское шоссе, 12

Авторский коллектив («Курортпроект»): архитекторы Игорь Василевский, Ю. Стефанчук, В. Дивнов, Л. Кеслер, инженеры Нодар Канчели, Б. Гурьевич, Е. Владимиров, Е. Рузяков, Е. Ким, В. Мальц, В. Гансгорье, Е. Федорова.
Проектирование: 1978–1980
Строительство: 1980–1985
Строительный объем: 54 230 м3
Площадь: 11 500 м2
400 номеров

Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин



Курортная архитектура всегда была территорией свободы для советских архитекторов. Санатории выполняли функцию «рая на земле» – места, куда стремились попасть все трудящиеся. Поэтому даже в эпоху борьбы с излишествами ведомства не скупились на постройку дворцов отдыха для своих работников, и курортное строительство позволяло архитекторам значительно отклоняться от общей линии. Так, в 1980 руководители профсоюзов СССР и Чехословакии приняли решение о совместном строительстве пансионата «Дружба» в Крыму для трудящихся двух стран. Чехам хотелось, чтобы пансионат был расположен в месте, где прошла их романтическая юность – на Золотом пляже. Но в те годы побережье уже было застроено, оставался лишь узкий кусок территории с 40-градусным уклоном между дорогой и морем…

Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин



Площадка для строительства оказалось очень неудачной. Помимо оползней, здесь обнаружился тектонический разлом и 8-балльная сейсмическая активность. Но после достижения договоренностей в верхах архитекторов «Курортпроекта» лишь уведомили о выборе места и дали указание приступать к разработке проекта. Строить обычным способом здесь, конечно же, было нельзя. Архитектор Игорь Василевский и инженер Нодар Канчели решили использовать систему, в которой здание минимально касается скошенного рельефа.

Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин



Вот как Василевский описывает выбор пути: «Нужно было выбрать наиболее устойчивую систему. Ею оказался «табурет» на трех ногах, где все опоры равномерно нагружены. Это и было положено в основу сооружения. Все, что есть в объекте – перекрытия, поперечные, продольные стены, – все включено в работу. Конструктивное решение, где нет несущих и несомых элементов, – гениально».[i]

Таким образом, вся нагрузка от здания – кольцеобразного моноблока – собиралась и передавалась скале с помощью трех башенных опор с диаметром 9 метров и толщиной стен от 80 до 20 см, соединенных распорками на уровне фундамента и жилой части. Площадь опоры на грунт при этом минимальна.

Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин



По сути, у архитектора есть два пути взаимодействия постройки с окружающей природой. Первый – сомасштабное окружению, зелени и человеку включение объекта в ландшафт. Второй – попытка физически сохранить естественную среду, оторвав объект от поверхности земли (в данном случае – сохранив склон с растительностью). Второй вариант характерен для сооружений в местах со сложными геологическими условиями и рельефом. Отсюда такая необычная форма «Дружбы», напоминающая летающую тарелку.

Конструкция средней, пятиэтажной части решена в виде кольцевой сотовой несущей системы, включающей все элементы в конструктивную работу. Диаметр двухчастного кольца, состоящего из 400 жилых номеров, – 76 метров. Оно не стоит на опорах, а, касаясь, как бы скользит по ним, создавая иллюзию парения. Его несущие элементы – диски перекрытий толщиной 15 сантиметров, а также радиальные и кольцевые стены толщиной 15 и 30 сантиметров соответственно.

Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Изображение предоставлено издательством ТАТЛИН



Приемно-вестибюльная группа с основным входом размещена на уровне экcплуатируемой кровли спального блока. На открытой террасе – зона рекреации, компенсирующая отсутствие прогулочной зоны. Также в верхней части здания находится трехчастный консольный ресторан. Игорь Василевский так описывал проникновение в здание: «При 56-метровом перепаде от верхней подъездной дороги до пляжа другого подъезда и подхода нет. Войти в объект можно только через крышу, что и было сделано. Вы выходите из прикрытого остекленного перехода на верхнюю террасу с захватывающим раскрытием на морской горизонт…»[ii]

Гостиничные номера вынесены на внешний кольцевой контур с раскрытием на море. Благодаря зубчатой форме почти из каждого номера открывается кусочек моря и при этом не видно соседей.

Основа объекта – атриум-кристалл, где сосредоточены общественные помещения: киноконцертный зал с фойе, кафе, танцевальные площадки, бильярдная. Все это опирается на «каплю» морской воды – чашу бассейна, касательно подвешенную к трем опорам. Его можно увидеть сквозь стеклянный треугольник в полу. А сам этот треугольник – светомузыкальный фонтан. Солнечный свет в атриум попадает через стеклянный купол в крыше. Так как в первую очередь это пространство было создано для отдыха в вечернее время, то немаловажную роль играет и электрический свет, поступающий из необычных светильников.

Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин



Все помещения пансионата делятся на два типа: ориентированные вовне и днем освещенные солнцем (жилые номера, бассейн, столовая, вестибюль) и работающие в вечернее время (культурно-массовые и другие общественные помещения).

Между жилым кольцом и остекленным атриумом находятся открытые дворы, подчеркивающие выразительную многочастную композицию. Обилие света и стекла «раздвигает» пространство.

Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин



Революционно и экологично в масштабе всего сооружения решена проблема кондиционирования, отопления и горячего водоснабжения. Для этих целей используется тепловая энергия моря. Работает такой тепловой насос подобно холодильникам у нас дома: отнимает тепло у «холодных продуктов» (Черного моря) и передает его в помещения. Cистема не загрязняет окружающую среду вредными выбросами, как котельные: сохраняется баланс с природой. Она была создана совместно со специалистами «ВНИПИэнергопром».

В других здравницах морская вода проточных бассейнов требует много тепла (25–30% от всего объема потребления), а после использования сбрасывается назад в море. Учет этого факта, а также требований по охране окружающей среды позволил создать теплонасосную станцию, которая обеспечила пансионат необходимым теплом, утилизировала тепло сбрасываемых вод и вписалась в окружающий ландшафт.

Коническая оболочка чаши бассейна диаметром 25 метров соединена с плоским диском покрытия стальной фермой. Ее нижний пояс совмещен с контуром оболочки. Система подвешена к несущим опорам в нижней части здания за три верхних узла фермы.

Пансионат «Дружба». Изображение предоставлено издательством ТАТЛИН
Пансионат «Дружба». Изображение предоставлено издательством ТАТЛИН
Пансионат «Дружба». Изображение предоставлено издательством ТАТЛИН




Инженер проекта Нодар Канчели так описывал работу над «Дружбой» и обстановку вокруг нее: «Несколько десятков лет назад в СССР в связи с резким увеличением капитального строительства начало бурно развиваться сборное домостроение. Быстро возросла производительность труда, возникла мощная строительная база. Однако этот процесс имел и отрицательные стороны: инерция индустрии сборного железобетона наложила серьезные ограничения при проектировании; единая конструкция оказалась разрезанной на куски, что резко ухудшило ее работу, а обратный процесс объединения на стройке сложен и трудоемок.
Сейчас же во всем мире бурно развиваются методы индустриального монолитного домостроения. Они не требуют мощной индустрии сборного железобетона, позволяют выполнять почти все прихоти проектировщика, общие трудозатраты сокращаются и, что самое главное, могут быть созданы единые пространственные конструкции, максимально использующие возможности материала и формы для восприятия внешних усилий. Исчезает дискретность сооружения, вышележащие конструкции перестают быть балластом для нижележащих, и они начинают работать совместно.
Существующие в настоящее время мощные компьютеры позволяют рассчитывать сложные пространственные системы, что ранее было принципиально невозможно. Такой объект, как «Дружба», мог возникнуть только при использовании компьютера. Я не отрицаю достоинств традиционных сборных систем и рациональности их применения, однако дальнейшее резкое уменьшение материалоемкости я вижу не в «вылизывании» известных плоскостных систем, а в создании новых пространственных конструкций, вовлекающихв совместную работу практически все элементы сооружения».[iii]

За 30 прошедших после открытия «Дружбы» лет здание не подвергалось каким-либо воздействиям со стороны человека, отчасти потому, что нет стен, которые можно перенести или перестроить: все они конструктивно включены в работу.

[i] Игорь Василевский. М., ТАТЛИН, 2016.
[ii] Там же.
[iii] Н. Канчели. Пансионат «Дружба» // Архитектура СССР. №3 (1986). – С. 38–43.
Пансионат «Дружба». Изображение предоставлено издательством ТАТЛИН
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Пансионат «Дружба». Фото © Константин Антипин
Мастерская:
ЗАО «Курортпроект»
Проект:
Пансионат «Дружба»
Россия, Ялта, поселок городского типа Курпаты, Алупинское шоссе, 12

Авторский коллектив:
Игорь Василевский, Ю. Стефанчук, В. Дивнов, Л. Кеслер, инженеры Нодар Канчели, Б. Гурьевич, Е. Владимиров, Е. Рузяков, Е. Ким, В. Мальц, В. Гансгорье, Е. Федорова

1978 — 1980 / 1980 — 1985

29 Августа 2017

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.