Кузнецовская Москва

В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.

mainImg
Не то чтобы можно было говорить об эпидемии подведения итогов, но в последние годы в московском и российском контексте заметен повышенный интерес к истории. Что неудивительно хотя бы потому, что постсоветской архитектуре недавно исполнилось 30 лет (чему был посвящен проект «Российская архитектура. Новейшая эра»). На том же поле выступают подборки «Значимо!» Арх Москвы, недавняя выставка МКА и Института Генплана, можно насчитать и несколько сюжетов поменьше. Как будто что-то закончилось, или если не закончилось, то оформилось как явление, и хочется это резюмировать. Такое чувство – желание написать историю – действительно есть. Может быть оно витает в воздухе, кто его разберет, почему именно.
 
Выставка «Москва. Реальное», инициированная Сергеем Кузнецовым в Музее архитектуры, в целом вписывается в этот тренд, хотя позиция ее устроителей – и главного архитектора Москвы, и главного куратора, директора музея Елизаветы Лихачевой – балансирует на грани утверждения и дисклеймера. С одной стороны, Сергей Кузнецов написал в своем Телеграм-канале, что это «выставка лучших примеров современной архитектуры столицы <…> и в этом году будет 10 лет, как я занимаю пост главного архитектора города». А Елизавета Лихачева сегодня на открытии сказала так: «лучшие фотографы страны показывают лучшую на наш взгляд архитектуру города за последние 10 лет».
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Елизавета Лихачева, директор музея архитектуры и куратор выставки. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фотографы Влад Феоктистов и Рустам Шагимарданов на пресс-показе выставки. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Каталог. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

С другой стороны, в аннотации выставки и во вводной статье каталога оговорено, что «ее идея не в подведении итогов за энное количество лет в духе демонстрации достижений», «…мы хотим показать, что учебник по истории архитектуры еще в процессе написания и что окончание этой главы лежит где-то в будущем, но не в 2022 году». И даже – что «получились не готовые виды, а настройка оптики». Да и сам Сергей Кузнецов как-то неопределенно намекает на юбилейность экспозиции: «Это некоторым образом случайно совпадает с тем, что я уже 10 лет являюсь главным архитектором Москвы. Это не празднование юбилея, а такой, в общем, обзор того, что за эти годы здесь происходило. Проектов на самом деле намного больше, чем представлено здесь».
 
Проектов за 10 лет было и впрямь намного больше. На выставке показаны 33. Из них 19 реализованных, 5 в состоянии активной стройки; еще 4 очень больших, кажется, их будут строить бесконечно; 4 на стадии старта. Не знаю, куда отнести МГТУ, общежитие строится активно, а показанная основная часть, кажется, еще нет. 

Из тридцати трех – восемь проектов иностранных авторов, из них построенных три: университет Сколтех Herzog & de Meuron, ГЭС-2 Ренцо Пьяно и Музей русского импрессионизма Джона Мак Аслана. По 4 проекта от СПИЧ и от UNK, 3 проекта Сергея Кузнецова в соавторстве, по 2 – ЦЛП и buromoscow. Три проекта очень крупных, с большими авторскими коллективами: Зарядье, ЗилАрт и Москва-Сити, причем последний очень продолжающийся, начат определенно раньше и находится в постоянном становлении. По одному проекту: Юрия Григоряна (ГМИИ), ATRIUM (Символ), Wall (виллы Cameo на Долгоруковской), Сергея Скуратова (Садовые кварталы / с долей условности, его можно перенести и к большим коллективным проектам), Алексея Гинзбурга (дом Наркомфина), Nefa architects и Тимура Башкаева (метро). 

Они делят анфиладу: в пяти залах фотографии, в двух последних рендеры. Венчает вереницу Научный кластер МГТУ авторства Сергея Кузнецова. В шести залах расставлены макеты, по одному на зал, изготовленные специально для выставки компанией Laba:Space. Они белые, решены в одном ключе и хорошо поддерживают цельность и строгость экспозиционного дизайна, разработанного Planet9 Агнии Стерлиговой.
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам устроителей, отбор объектов для показа проходил в три этапа, в длинном списке было около 60 объектов, в коротком осталось 33 – плюс дизайн выставки в целом, «совокупность архитектуры, дизайна экспозиции, фотографий» Сергей Кузнецов назвал тридцать четвертым объектом выставки.

Что вполне справедливо. Выставка очень красивая и выглядит, как говорится, дорого и стильно. Огромные фотографии, от 3 до 7 штук на зал, темно-серый фон, белые выгородки со встроенным освещением, крупный масштаб и «шаг» – все это создает цельное, хорошо организованное светлое пространство, в котором приятно находиться, поскольку почти в каждом зале установлены белые же стереометрической формы скамейки, – и по которому приятно пробежаться, поскольку картинок-то меньше сорока и охватить все можно быстро, ну совсем не утомившись.

Интересное впечатление производит белый приподнятый над паркетом пол, по которому мы ходим в пространстве, придуманном Агнией Стерлиговой. Выставки очень часто отгораживаются от исторических стен Анфилады, а иногда от потолков, своими конструкциями, борясь за внимание зрителей с рельефами, живописью и искусственным мрамором дома Талызиных. Но намного реже они меняют напольное покрытие, а эффект любопытный. Под ноги мы смотрим чаще, чем вверх, и ощущение пребывания в некоем очень чистом, почти стерильном пространстве от белого помоста усиливается. Вся выставка умело встроена в анфиладу как некая коробка, исторические двери и прочие элементы декора, в отличие от выгородок, мягкие и цветные, примирившись с ролью фона, совершенно не мешают, скорее приятно дополняют впечатление, отступая в стороны. И кроме того возникает ощущение, что, бредя по выставке, мы идем по некоему мейнстриму, почти буквально течению, приподнятой – не исключу, что над реальностью – дорожке. Остается, особенно для фотографа, возможность сойти с нее на паркет, уйти из мейнстрима и наблюдать, как выставка течет мимо тебя. В этом смысле несколько под вопросом оказывается название «Реальное». Реальное ли? Недаром в двух залах из семи показаны не фотографии, а рендеры, и на открытии название выставки несколько раз сопоставили с «Русским идеальным» (домом-трубой в Никола-Ленивце, презентованным на Архстоянии прошлого года). 
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, по словам Елизаветы Лихачевой, объекты пришлось строго отбирать, потому что площадь анфилады 700, а не 1700 метров, и еще потому что «показать все это полностью значит лишить зрителя какого-либо шанса выйти с экспозиции живым». В этом ее поддержал Сергей Кузнецов: «много чего не попало… Радостно, что есть из чего выбирать, что мы можем освоить такие большие пространства». 

Кто автор итогового отбора, прямо не было озвучено. На открытии Сергей Кузнецов довольно много говорил об экспертах жюри премии Архсовета – но в основном в том смысле, что среди них есть не только архитекторы, а специалисты разного профиля. Предположим, что эти эксперты и участвовали в отборе, но «списка жюри» нигде не вывешено. 
cic =

Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры

«Сергей [Кузнецов] как истинный демократ говорит, что это была экспертная комиссия, на самом деле все было совсем не так. Сложнее чем комиссия. Мы произвели параллельно предварительный кураторский отбор, и к нашему удивлению этот кураторский отбор почти на 90 процентов совпал с тем, что выбрали эксперты. Над нами эксперты не довлели. Мы выбирали по разным признакам. В частности, дом Наркомфина появился здесь как новый подход к реставрации и приспособлению. Потому что для большинства из нас реставрация это музеефикация, то есть лишение памятника функции. Дом Наркомфина это гениальный пример того, как можно и функцию сохранить, и памятник спасти».
 
Прямо скажем, 700 метров Анфилады могли бы вместить больше проектов. Любопытно, что три фотографа, выступавших на открытии экспозиции (из 17 авторов фотографий, представленных на выставке, в целом), когда их попросили назвать самое фотогеничное из новых зданий, назвали те, которые на выставке не показаны: Дворец водных видов спорта в Лужниках от UNK и ЖК Грин Парк от Buromoscow. Впрочем, Сергей Кузнецов тут же оговорился, что хотя Дворца водных видов на выставке нет, на выставке есть другие работы UNK (четыре: БЦ Земельный, БЦ Академик, проекты павильона Атомной энергетики на ВДНХ и штаб-квартиры Роскосмоса).
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка открывается БЦ Аквамарин (проект СПИЧ на Озерковской набережной), парком Зарядье, станицей метро «Мневники» (АБТБ Тимура Башкаева), парком Зарядье и благоустройством Триумфальной площади с качелями. Все проекты, очень разной типологии, представлены как ключевые; «Аквамарин», по словам сокуратора выставки Марка Акопяна, – как пример новой разновидности модернизма, контекстуального, и как очень московский дом. Точнее комплекс. С внутренней площадью и проходами.
 
Здесь можно еще заметить две вещи: во-первых, Сергей Кузнецов на открытии акцентировал, насколько для него важно, чтобы архитектура Москвы периода его правления в исторической перспективе считывалась как «самобытный слой <…> актуальный, современный и очень-очень авторский». А во-вторых, авторы каталога заканчивают свою вступительную статью словами: «…уже сейчас можно констатировать конец постсоветского постмодернизма и наступление третьей волны модернизма в российской архитектуре». Поскольку мы имеем дело с «настройкой оптики», побоимся пока конкретизировать это суждение, но не исключено, что речь идет, в числе прочего, о так называемом «контекстуальном модернизме».
 
В следующем зале показаны три объекта АБ СПИЧ: реконструкция БСА в Лужниках, и два соседних офиса компании Новатек на Ленинском проспекте, первый 2011, второй 2022 года. В самом большом зале лидирует дом Наркомфина, показанный в виде макета и окруженный БЦ «Академик», «Садовыми кварталами» (которые спроектированы, впрочем, в 2006 году и только сейчас сданы в жилой части, без общественной), БЦ «Земельным» и клубным домом Cameo бюро Wall на Долгоруковской улице. Зал-перемычка превращен в паутину светящихся линий, очень эффектную – это карта и именно здесь помещен полный список 33 объектов. В зале с колоннадой причудливым образом срифмованы коринфские колонны и синяя труба Ренцо Пьяно в ГЭС-2 с макетом и фотографией ММДЦ Москва-Сити (потому что куда же без него) и ЖК «Символ» (АБ ATRIUM). В предпоследнем зале, с проектами, получился интересный микс: два проекта Юлия Борисова и пять иностранных: Бадаевский Herzog & de Meuron, офис Яндекса PLP, Технопарк Сбербанка бюро Захи Хадид, RED7 от MVRDV, Южный порт от Nikken Sekkei и Генпро. Эти проекты, как и три следующих в последнем зале (центр МГУ, кластер МГТУ Сергея Кузнецова и музейный квартал ГМИИ Юрия Григоряна) представляют архитектуру Москвы в ее движении к будущему. Какая же это Москва? 
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Свои высказывания на открытии выставки Сергей Кузнецов резюмировал так: 
cic =
«Я как автор делаю, сразу скажу, не очень много. Вы наверное заметили, мало проектов, где я выступаю в качестве автора. Хотя они здесь есть на выставке. Новосибирский аэропорт достраивают под моим авторским руководством, очень симпатичный проект получается… И еще будут. Но в основном все-таки это то, где я работаю не как автор, а работаю как – ну, в общем, главный архитектор это же куратор проектов городских. Когда выбирается тема, сочиняется некая тема. Выбирается авторский коллектив… Далее проводится аккуратная работа, чтобы не расплескать то ценное, что там найдено. И таких проектов много, и не только в Москве. Но все, что будет заслуживать отдельного внимания, будет отдельно помянуто; следите за нашими анонсами».

Можно ли предположить, что показанное на выставке в какой-то степени, может быть не на 100%, с парой исключений, а все же представляет нам результат такой вот авторской-кураторской работы главного архитектора с городом? Или демонстрирует его предпочтения?

Так или иначе, а несмотря на все оговорки кураторов, выставка дает нам некий неполный, и оттого более острый срез того, что следует, вероятно, называть кузнецовской Москвой. Причем в обосновании этого определения играют свою роль и сами объекты, и участие в них главного архитектора, на уровне куратора или более тесное (впрочем, не во все случаях), и сам отбор. Вроде бы не юбилейная экспозиция, а что-то говорит о последних 10 годах.

У историков архитектуры есть такое устоявшееся понятие – «казаковская Москва». Теперь, предположу, на наших глазах формируется понятие «кузнецовской Москвы».

29 Июня 2022

Похожие статьи
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.