Кузнецовская Москва

В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.

mainImg
Не то чтобы можно было говорить об эпидемии подведения итогов, но в последние годы в московском и российском контексте заметен повышенный интерес к истории. Что неудивительно хотя бы потому, что постсоветской архитектуре недавно исполнилось 30 лет (чему был посвящен проект «Российская архитектура. Новейшая эра»). На том же поле выступают подборки «Значимо!» Арх Москвы, недавняя выставка МКА и Института Генплана, можно насчитать и несколько сюжетов поменьше. Как будто что-то закончилось, или если не закончилось, то оформилось как явление, и хочется это резюмировать. Такое чувство – желание написать историю – действительно есть. Может быть оно витает в воздухе, кто его разберет, почему именно.
 
Выставка «Москва. Реальное», инициированная Сергеем Кузнецовым в Музее архитектуры, в целом вписывается в этот тренд, хотя позиция ее устроителей – и главного архитектора Москвы, и главного куратора, директора музея Елизаветы Лихачевой – балансирует на грани утверждения и дисклеймера. С одной стороны, Сергей Кузнецов написал в своем Телеграм-канале, что это «выставка лучших примеров современной архитектуры столицы <…> и в этом году будет 10 лет, как я занимаю пост главного архитектора города». А Елизавета Лихачева сегодня на открытии сказала так: «лучшие фотографы страны показывают лучшую на наш взгляд архитектуру города за последние 10 лет».
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Елизавета Лихачева, директор музея архитектуры и куратор выставки. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фотографы Влад Феоктистов и Рустам Шагимарданов на пресс-показе выставки. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Каталог. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

С другой стороны, в аннотации выставки и во вводной статье каталога оговорено, что «ее идея не в подведении итогов за энное количество лет в духе демонстрации достижений», «…мы хотим показать, что учебник по истории архитектуры еще в процессе написания и что окончание этой главы лежит где-то в будущем, но не в 2022 году». И даже – что «получились не готовые виды, а настройка оптики». Да и сам Сергей Кузнецов как-то неопределенно намекает на юбилейность экспозиции: «Это некоторым образом случайно совпадает с тем, что я уже 10 лет являюсь главным архитектором Москвы. Это не празднование юбилея, а такой, в общем, обзор того, что за эти годы здесь происходило. Проектов на самом деле намного больше, чем представлено здесь».
 
Проектов за 10 лет было и впрямь намного больше. На выставке показаны 33. Из них 19 реализованных, 5 в состоянии активной стройки; еще 4 очень больших, кажется, их будут строить бесконечно; 4 на стадии старта. Не знаю, куда отнести МГТУ, общежитие строится активно, а показанная основная часть, кажется, еще нет. 

Из тридцати трех – восемь проектов иностранных авторов, из них построенных три: университет Сколтех Herzog & de Meuron, ГЭС-2 Ренцо Пьяно и Музей русского импрессионизма Джона Мак Аслана. По 4 проекта от СПИЧ и от UNK, 3 проекта Сергея Кузнецова в соавторстве, по 2 – ЦЛП и buromoscow. Три проекта очень крупных, с большими авторскими коллективами: Зарядье, ЗилАрт и Москва-Сити, причем последний очень продолжающийся, начат определенно раньше и находится в постоянном становлении. По одному проекту: Юрия Григоряна (ГМИИ), ATRIUM (Символ), Wall (виллы Cameo на Долгоруковской), Сергея Скуратова (Садовые кварталы / с долей условности, его можно перенести и к большим коллективным проектам), Алексея Гинзбурга (дом Наркомфина), Nefa architects и Тимура Башкаева (метро). 

Они делят анфиладу: в пяти залах фотографии, в двух последних рендеры. Венчает вереницу Научный кластер МГТУ авторства Сергея Кузнецова. В шести залах расставлены макеты, по одному на зал, изготовленные специально для выставки компанией Laba:Space. Они белые, решены в одном ключе и хорошо поддерживают цельность и строгость экспозиционного дизайна, разработанного Planet9 Агнии Стерлиговой.
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам устроителей, отбор объектов для показа проходил в три этапа, в длинном списке было около 60 объектов, в коротком осталось 33 – плюс дизайн выставки в целом, «совокупность архитектуры, дизайна экспозиции, фотографий» Сергей Кузнецов назвал тридцать четвертым объектом выставки.

Что вполне справедливо. Выставка очень красивая и выглядит, как говорится, дорого и стильно. Огромные фотографии, от 3 до 7 штук на зал, темно-серый фон, белые выгородки со встроенным освещением, крупный масштаб и «шаг» – все это создает цельное, хорошо организованное светлое пространство, в котором приятно находиться, поскольку почти в каждом зале установлены белые же стереометрической формы скамейки, – и по которому приятно пробежаться, поскольку картинок-то меньше сорока и охватить все можно быстро, ну совсем не утомившись.

Интересное впечатление производит белый приподнятый над паркетом пол, по которому мы ходим в пространстве, придуманном Агнией Стерлиговой. Выставки очень часто отгораживаются от исторических стен Анфилады, а иногда от потолков, своими конструкциями, борясь за внимание зрителей с рельефами, живописью и искусственным мрамором дома Талызиных. Но намного реже они меняют напольное покрытие, а эффект любопытный. Под ноги мы смотрим чаще, чем вверх, и ощущение пребывания в некоем очень чистом, почти стерильном пространстве от белого помоста усиливается. Вся выставка умело встроена в анфиладу как некая коробка, исторические двери и прочие элементы декора, в отличие от выгородок, мягкие и цветные, примирившись с ролью фона, совершенно не мешают, скорее приятно дополняют впечатление, отступая в стороны. И кроме того возникает ощущение, что, бредя по выставке, мы идем по некоему мейнстриму, почти буквально течению, приподнятой – не исключу, что над реальностью – дорожке. Остается, особенно для фотографа, возможность сойти с нее на паркет, уйти из мейнстрима и наблюдать, как выставка течет мимо тебя. В этом смысле несколько под вопросом оказывается название «Реальное». Реальное ли? Недаром в двух залах из семи показаны не фотографии, а рендеры, и на открытии название выставки несколько раз сопоставили с «Русским идеальным» (домом-трубой в Никола-Ленивце, презентованным на Архстоянии прошлого года). 
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, по словам Елизаветы Лихачевой, объекты пришлось строго отбирать, потому что площадь анфилады 700, а не 1700 метров, и еще потому что «показать все это полностью значит лишить зрителя какого-либо шанса выйти с экспозиции живым». В этом ее поддержал Сергей Кузнецов: «много чего не попало… Радостно, что есть из чего выбирать, что мы можем освоить такие большие пространства». 

Кто автор итогового отбора, прямо не было озвучено. На открытии Сергей Кузнецов довольно много говорил об экспертах жюри премии Архсовета – но в основном в том смысле, что среди них есть не только архитекторы, а специалисты разного профиля. Предположим, что эти эксперты и участвовали в отборе, но «списка жюри» нигде не вывешено. 
cic =

Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры

«Сергей [Кузнецов] как истинный демократ говорит, что это была экспертная комиссия, на самом деле все было совсем не так. Сложнее чем комиссия. Мы произвели параллельно предварительный кураторский отбор, и к нашему удивлению этот кураторский отбор почти на 90 процентов совпал с тем, что выбрали эксперты. Над нами эксперты не довлели. Мы выбирали по разным признакам. В частности, дом Наркомфина появился здесь как новый подход к реставрации и приспособлению. Потому что для большинства из нас реставрация это музеефикация, то есть лишение памятника функции. Дом Наркомфина это гениальный пример того, как можно и функцию сохранить, и памятник спасти».
 
Прямо скажем, 700 метров Анфилады могли бы вместить больше проектов. Любопытно, что три фотографа, выступавших на открытии экспозиции (из 17 авторов фотографий, представленных на выставке, в целом), когда их попросили назвать самое фотогеничное из новых зданий, назвали те, которые на выставке не показаны: Дворец водных видов спорта в Лужниках от UNK и ЖК Грин Парк от Buromoscow. Впрочем, Сергей Кузнецов тут же оговорился, что хотя Дворца водных видов на выставке нет, на выставке есть другие работы UNK (четыре: БЦ Земельный, БЦ Академик, проекты павильона Атомной энергетики на ВДНХ и штаб-квартиры Роскосмоса).
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка открывается БЦ Аквамарин (проект СПИЧ на Озерковской набережной), парком Зарядье, станицей метро «Мневники» (АБТБ Тимура Башкаева), парком Зарядье и благоустройством Триумфальной площади с качелями. Все проекты, очень разной типологии, представлены как ключевые; «Аквамарин», по словам сокуратора выставки Марка Акопяна, – как пример новой разновидности модернизма, контекстуального, и как очень московский дом. Точнее комплекс. С внутренней площадью и проходами.
 
Здесь можно еще заметить две вещи: во-первых, Сергей Кузнецов на открытии акцентировал, насколько для него важно, чтобы архитектура Москвы периода его правления в исторической перспективе считывалась как «самобытный слой <…> актуальный, современный и очень-очень авторский». А во-вторых, авторы каталога заканчивают свою вступительную статью словами: «…уже сейчас можно констатировать конец постсоветского постмодернизма и наступление третьей волны модернизма в российской архитектуре». Поскольку мы имеем дело с «настройкой оптики», побоимся пока конкретизировать это суждение, но не исключено, что речь идет, в числе прочего, о так называемом «контекстуальном модернизме».
 
В следующем зале показаны три объекта АБ СПИЧ: реконструкция БСА в Лужниках, и два соседних офиса компании Новатек на Ленинском проспекте, первый 2011, второй 2022 года. В самом большом зале лидирует дом Наркомфина, показанный в виде макета и окруженный БЦ «Академик», «Садовыми кварталами» (которые спроектированы, впрочем, в 2006 году и только сейчас сданы в жилой части, без общественной), БЦ «Земельным» и клубным домом Cameo бюро Wall на Долгоруковской улице. Зал-перемычка превращен в паутину светящихся линий, очень эффектную – это карта и именно здесь помещен полный список 33 объектов. В зале с колоннадой причудливым образом срифмованы коринфские колонны и синяя труба Ренцо Пьяно в ГЭС-2 с макетом и фотографией ММДЦ Москва-Сити (потому что куда же без него) и ЖК «Символ» (АБ ATRIUM). В предпоследнем зале, с проектами, получился интересный микс: два проекта Юлия Борисова и пять иностранных: Бадаевский Herzog & de Meuron, офис Яндекса PLP, Технопарк Сбербанка бюро Захи Хадид, RED7 от MVRDV, Южный порт от Nikken Sekkei и Генпро. Эти проекты, как и три следующих в последнем зале (центр МГУ, кластер МГТУ Сергея Кузнецова и музейный квартал ГМИИ Юрия Григоряна) представляют архитектуру Москвы в ее движении к будущему. Какая же это Москва? 
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Свои высказывания на открытии выставки Сергей Кузнецов резюмировал так: 
cic =
«Я как автор делаю, сразу скажу, не очень много. Вы наверное заметили, мало проектов, где я выступаю в качестве автора. Хотя они здесь есть на выставке. Новосибирский аэропорт достраивают под моим авторским руководством, очень симпатичный проект получается… И еще будут. Но в основном все-таки это то, где я работаю не как автор, а работаю как – ну, в общем, главный архитектор это же куратор проектов городских. Когда выбирается тема, сочиняется некая тема. Выбирается авторский коллектив… Далее проводится аккуратная работа, чтобы не расплескать то ценное, что там найдено. И таких проектов много, и не только в Москве. Но все, что будет заслуживать отдельного внимания, будет отдельно помянуто; следите за нашими анонсами».

Можно ли предположить, что показанное на выставке в какой-то степени, может быть не на 100%, с парой исключений, а все же представляет нам результат такой вот авторской-кураторской работы главного архитектора с городом? Или демонстрирует его предпочтения?

Так или иначе, а несмотря на все оговорки кураторов, выставка дает нам некий неполный, и оттого более острый срез того, что следует, вероятно, называть кузнецовской Москвой. Причем в обосновании этого определения играют свою роль и сами объекты, и участие в них главного архитектора, на уровне куратора или более тесное (впрочем, не во все случаях), и сам отбор. Вроде бы не юбилейная экспозиция, а что-то говорит о последних 10 годах.

У историков архитектуры есть такое устоявшееся понятие – «казаковская Москва». Теперь, предположу, на наших глазах формируется понятие «кузнецовской Москвы».

29 Июня 2022

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.