Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.12.2021

Архсовет Москвы – 72

Юлия Тарабарина
Объект:
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Адрес:
Россия, Москва. Краснобогатырская улица, 2
Мастерская:
BuroMoscow
Авторский коллектив:
Юлия Бурдова, Ольга Алексакова, Иван Соломин, Василий Гончаров, Павел Бенько, Алена Гук, Александр Руммо, Михаил Синицын, Никита Кобцев, Никита Грошев, Марьяна Друсинова, Егор Злобин

Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.

На предновогоднем заседании архсовет рассмотрел проект корректировки архитектурно-градостроительной концепции территории бывшего завода резиновых изделий «Красный богатырь». Завод, более не действующий – его здания сдают в аренду – расположен между Краснобогатырской улицей и проспектом Ветеранов, рядом с границами парков Сокольники и Лосиный остров, а река Яуза разделяет территорию завода продольно на две части. В наступающем году на берегах Яузы за проспектом Мира должен открыться новоблагоустроенный Парк спорта Яуза, который продолжит ростокинскую часть парка при акведуке. 

Схема зеленого каркаса. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Схема зеленого каркаса. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Согласно плану межевания между Краснобогатырской и проспектом Ветеранов должны появиться два новых поперечных проезда, призванных разгрузить район от пробок: один из них продолжит Миллионную улицу, другой пройдет южнее. 

Площадь рассматриваемой территории бывшего завода – 17,2 га, общая площадь планируемой застройки – 473 552 м2. Перепад высот – от 4 до 7 м. Застройка, согласно проекту, в большей своей части, примерно на пять шестых, состоит из жилья, класс которого заказчики определили как «бизнес-минус», «чуть выше чем комфорт». Продавать квартиры планируется по цене порядка 300 000 рублей за м2. В южном углу территории запланированы офисы, рядом, к востоку – школа и детский сад. Заказчик – АО ИК «Северная звезда».

Рассмотренная советом концепция – не первое предложение по реорганизации «Красного Богатыря», работа с ППТ была одобрена в 2019 году, одну из предыдущих концепций разрабатывал НИиПИ ИГСП. 

Принципиальное отличие нового предложения Buromoscow заключается в том, что его авторы, Ольга Алексакова и Юлия Бурдова, предложили сохранить пять исторических зданий завода, не имеющих статуса ОКН. Причем авторы сохраняют не только дореволюционные постройки – главный корпус завода 1911 года авторства Густава Гельриха (точнее, его половину), но и более поздние – пожарную станцию конструктивиста Александра Куровского (она расположена рядом с будущей школой и ее архитекторы планируют наделить какой-то образовательной функцией); а также котельную 1946 года и крупное кирпичное промышленное здание 1958 года, которое Юлия Бурдова, рассказывая о проекте, сопоставила с архитектурой брутализма. 

Вокруг последнего упомянутого здания 1958 года, одного из самых крупных и поздних, завязалась небольшая дискуссия – корпус расположен близко к реке и прямо по нему согласно документам сейчас проходит граница природного комплекса долины Яузы. Отсюда возникли сомнения в том, что здание удастся сохранить, – их высказал представитель заказчика Артемий Крылов. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, однако, возразил, подчеркнув, что «качество архитектуры, качество проектов первично», здание было бы интересно сохранить, а документы межевания можно и пересмотреть: «если мы потеряем интересное здание, это будет печально, а если надо поправить какие-то документы, мы в этом поможем». 
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Кроме того, по словам авторов, уже предопределены параметры двух башен, которые планируется построить в северо-западной части территории, рядом с улицей Богатырский мост. 

В остальном, планируя будущую застройку, Buromoscow разделили территорию, которая, согласно плану межевания, сейчас состоит из 7 частей – на 9 кварталов-лотов. Впоследствии они, по словам Юлии Бурдовой, могут быть, как в ЗИЛАРТе, распределены между разными архитекторами, задав единый дизайн-код.
Деление на лоты. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Деление на лоты. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Под каждым кварталом расположена подземная парковка, дворы без машин. Перед котельной разместилась городская площадь, пространство которой удалось «расчистить», сохранив требующиеся ТЭПы, благодаря повышению части зданий – сейчас ГПЗУ разрешает на этих участках высотность до 75 м, авторы предлагают расширить предел ограничений до 100 м.

Высотность основной части зданий в проекте сейчас 5–14 этажей, башни – от 25 до 30 этажей. Первые этажи полностью нежилые, отданы ритейлу и общественным функциям – по словам Ольги Алексаковой, в этих местах уже существует популярный у знатоков «нумизматический антикварный центрик», который, в числе прочего, мог бы войти в состав общественных функций будущего комплекса. Кроме того, в первые этажи домов встроены 2 детских сада, один на левом, другой на правом берегу Яузы. 
Схема плана 1 этажа. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Схема плана 1 этажа. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Проект предполагает благоустройство зеленой зоны по берегам Яузы, а также – несколько пешеходных мостов через реку, призванных связать между собой кварталы левого и правого берега. 
Схема пешеходного движения. Показаны 6 новых пешеходных мостов через Яузу.  Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Схема пешеходного движения. Показаны 6 новых пешеходных мостов через Яузу. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Вопрос благоустройства берегов Яузы также стал предметом обсуждения – будет ли заниматься таким благоустройством город, будет ли оно увязано с проектом жилого комплекса, не будет ли от него оторвано? Быстро выяснилось, что этот вопрос еще не решен, более того, как пояснил зампрефекта ВАО, в недавние планы благоустройства этот участок Яузы – до Оленьего вала, не попал, и хорошо бы эти планы скорректировать. 
Схема благоустройства. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Схема благоустройства. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Совет принял проект очень тепло, его поддержал каждый из выступавших, особенно в части сохранения примечательных заводских зданий. 

Практически сразу поступило предложение не ограничиваться повышением высотности до 100 метров (напомню, что по ГПЗУ она пока 75 м), а повысить ее еще сильнее, чтобы придать доминантам более индивидуальный и разнообразный характер, а также освободить дополнительное пространство для общественных городских площадей и зелени.
 
Здесь необходима небольшая ремарка. Как сообщает Архнадзор, в 2014 году ДКН признал все здания главного заводского корпуса Густава Гельриха 1911 года постройки, также как и пожарной станции Куровского (Архнадзор датирует ее 1927 годом, авторы проекта Buromoscow – 1933), исторически ценными градоформирующими объектами. Затем в октябре 2017 года здания были исключены из списка объектов, «обладающих признаками культурного наследия». В том же 2017 году проект НИиПИ ИГСП был выставлен на публичные слушания. Сейчас ни одно из зданий завода не обладает никаким охранным статусом, но тот же заказчик, по словам его представителей, полтора месяца назад изменил решение о сносе всех зданий и заказал новый проект. 

Итак, здания главного заводского корпуса 1911 года постройки расположены в северной части территории и сейчас занимают достаточно большое пятно, причем со стороны Краснобогатырской постройки более «собранные», высокие и компактные, а со стороны Яузы расположена застройка того же времени, но малоэтажная. Согласно проекту Buromoscow, правую половину планируется сохранить, а левую малоэтажную половину планируется снести и построить на ее месте несколько башен средней высоты. Александр Цимайло во время заседания совета предложил организовать на этом месте, за счет повышения высотности части домов, вторую городскую площадь, связанную с первой площадью, перед котельной 1946 года. Николай Шумаков предложил сохранить здание 1911 года не наполовину, а полностью. Александр Асадов попросил зафиксировать в протоколе решение о сохранении «большого» здания и – особенно – его трубы, но высказал идеи о «прорезании» исторической постройки арками, приведя пример элеватора в Кейптауне (музея Цайца Томаса Хезервика). 

Михаил Посохин предложил использовать повышение высотности для того, чтобы «впустить» в район больше зелени. За большее количество зелени также высказался Николай Шумаков.
Вид с Богатырского моста на Яузу и застройку по ее берегам. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Вид с Богатырского моста на Яузу и застройку по ее берегам. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Площадь перед котельной. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Площадь перед котельной. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Много обсуждали темы связанности района с окружающими внешними кварталами и парками. По словам Юлии Бурдовой, в городских программах уже запланированы два подземных перехода под проспектом Ветеранов, а на Краснобогатырской существует два наземных перехода. Прозвучали предложения превратить новый район в целом в драйвер развития городской местности, на данный момент «рыхлой и небезопасной» – и даже идеи превращения Яузы в целом в ее восточной и северо-восточной части в один из линейных субцентров развития полицентричного города, причем связанный с образованием. По словам Петра Кудрявцева, которого затем горячо поддержал Сергей Кузнецов, сейчас на Яузе формируется целая долина, которую можно даже сопоставить в кампусом МГУ на юго-западе: «начиная от штаб-квартиры Росатома в Зарядье, <...> новый кампус МГТУ, который сейчас активно развивается, дальше Электрозавод, которым мы занимаемся... Мне кажется, эта точка тоже могла бы быть особенной <...> мы можем формировать на этом маршруте дополнительную функцию [научно-образовательную, – прим. ред.]». 

Сергей Чобан и Александр Цимайло предложили уделить как можно больше внимания будущему дизайн-коду проекта, возможно, даже рассмотреть дизайн-код на архсовете. Андрей Гнездилов предложил учесть в дизайн-коде соседство кирпичной заводской архитектуры, по крайней мере в уровне нижних этажей. 

Авторов и заказчика призвали подумать над функциональным наполнением сохраняемых заводских зданий – с чем те и другие с радостью согласились, подчеркнув, что в русле сохранения городских построек проект развивается всего лишь полтора месяца и у него еще все впереди, и изучение опыта, и консультации, и планирование функций. 
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь» © Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь» © Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь» © Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь» © Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь» © Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов упомянул об идее создания бегового маршрута вдоль всей реки Яузы, подчеркнул, что Яуза становится новой городской осью – «растянутым новым городским центром», пообещал внимательно следить за развитием проекта, поддерживать его, пожелал проекту успехов и призвал заказчиков при необходимости обращаться за помощью по корректировке документации. Архсовет поддержал проект.