Градостроительные опыты

Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».

mainImg
Практику или стажировку в Институте Генплана Москвы проходит ежегодно около ста студентов. В этом году в Институте решили вывести программы практики на новый уровень и превратить их в воркшопы, как для студентов профильных вузов, так и для молодых специалистов с опытом работы. 

Заявки на участие подали более 200 человек, в основном – студенты из 20 вузов и 8 регионов России. В итоге было отобрано 32 студента, которые работали над собственными проектами по заданию кураторов из Института. До финиша дошли 22 участника с 8 проектами – причем над частью проектов работали несколько человек, над некоторыми один и два. 
Директор Института Татьяна Гук. Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов / жюри
Фотография предоставлена Институтом Генплана

Участники воркшопа работали в составе четырех студий: 
  • «Города в городе» – руководитель Максим Гурвич, заместитель директора Института Генплана Москвы
  • «МЦД как модификатор городской среды» – руководитель Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов
  • «Бизнес-пространства будущего» – руководитель Дмитрий Некрасов, заместитель руководителя НПО комплексных и стратегических разработок
  • «Брендинг территорий» – руководитель Евгений Гурвич, PR-специалист
Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов / жюри
Фотография предоставлена Институтом Генплана
Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов / жюри
Фотография предоставлена Институтом Генплана
Член жюри Сергей Глубокин. Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов / жюри
Фотография предоставлена Институтом Генплана
Кураторы групп Максим Гурвич и Дмитрий Некрасов. Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов / жюри
Фотография предоставлена Институтом Генплана

Наибольшее внимание участники уделили северной части Москвы, так называемой «объединенной территории районов Дмитровский, Западное Дегунино, Восточное Дегунино и Бесудниковский». Им было посвящено три проекта команд и отдельных авторов, работавших в рамках студии «Город в городе» под руководством Максима Гурвича – основной задачей было, исследовав территорию, найти внутренний потенциал развития района как самостоятельной многофункциональной городской единицы, и два проекта студии «Брендинг территорий», которая занималась вопросами брендинга территорий под тьюторством Евгения Гурвича. Два проекта студии Виталия Лутца были посвящены развитию территорий вокруг будущих станций МЦД, и еще один проект, самый объемный, над которым работали семь участников, был разработан под руководством Дмитрия Некрасова и посвящен «Бизнес-пространству будущего», примером которого стал многофункциональный комплекс Likhobor-Garden, названный по имени района Лихоборы и условно рассчитанный на реализацию к 2040 году.
Участники воркшопа. Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов
Фотография предоставлена Институтом Генплана
Участники воркшопа. Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов
Фотография предоставлена Институтом Генплана
Ирина Лобанова, один из кураторов программы «Города в городе». Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов
Фотография предоставлена Институтом Генплана

Жюри во главе с директором Института Генплана Татьяной Гук заседало 30 августа, в него вошли руководители студий воркшопа и другие специалисты, включая автора данного обзора. Выслушав доклады авторов и оценив каждый проект по десяти параметрам от глубины исследования до качества подачи и инновационности, жюри после устного обсуждения приняло решение наградить дипломами четыре из восьми проектов – подчеркнув, однако, что все работы достаточно сильные и каждая интересна в своем роде. Получилось три номинации и один гран-при, который совпал с призом зрительских симпатий, разыгранным в зале. Со своей стороны отмечу, что работы, действительно, оказались разнообразными и интересными, но помимо дипломов и похвал высшей наградой для кого-то из участников, вероятно, станет работа в Институте Генплана. 
Мы впервые проводим студенческую практику в формате воркшопа и очень довольны результатом. Ребята под руководством моих коллег работали все лето и можно только порадоваться глубине и разносторонности исследования, проведенного в одних проектах, смелости и креативности идей, высказанных в других, многоаспектности третьих. Воркшоп – хороший способ познакомиться с молодыми специалистами, оценить их потенциал, найти новых перспективных сотрудников, которым мы в Институте сможем предложить интересные задачи. У нас уже работают специалисты, которые начинали работать в Институте с практики и стажировки, уверена, кого-то мы пригласим и сейчас.

Как один из членов жюри попробую рассказать обо всех проектах, как победивших, так и пришедших к финишу. 
Гран-при и приз зрительских симпатий

Стратегия развития города Дегунино / группа «Города в городе» / руководитель Максим Гурвич

 
Автор: Анна Сомова
Анна Сомова, обладательница гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов
Фотография предоставлена Институтом Генплана

Самым лучшим проектом, согласно солидарному мнению жюри и зала, присудившего параллельно приз зрительских симпатий, стал проект Анны Сомовой из студии «Город в городе» Максима Гурвича, посвященный, как и другие проекты этой студии, четырем районам САО – гигантской, больше 2000 га, территории на севере Москвы между Лихоборами и МКАДом, МЦД-1 и СВХ. 
Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Анна Сомова работала над своим проектом одна, и при наличии обязательных составляющих: исследования, фиксации, предложений по развитию промзон и зеленого каркаса, работа отличалась наибольшим интересом к истории места, ее краеведческой составляющей, что сделало проект очень индивидуальным и даже, может быть, личным, настроенным на романтико-лирический лад, хотя он и не был лишен определенной доли наивности, сквозившей в грустных сетованиях автора по поводу урбанизации как «основной причины обезличивания местности».
Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Анна Сомова уделила много внимания истории места, прежде всего – заводов, расположенных в северной и западной части территории, и сделала акцент на истории кирпичных заводов, клейма которых встречаются по всей Москве и в других городах, распространяя, таким образом, некое метафизическое влияние Дегунино на значительное пространство, застроенное зданиями из кирпича, производимого здесь с XIX века на кирпичных заводах.
Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Автор предложила систему навигации, в некотором роде родственную клейму на кирпиче – QR-коды, ведущие на различную информацию о районе, его истории, жителях и сообществах – под лозунгом «Город говорит». Коды Анна предлагает оформлять текстурой кирпича, напоминая, таким образом, об айдентике места. 
Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Анна, как и другие участники, акцентирует структуру района, значение промзон, медицинских центров и зеленого каркаса, который она не просто предлагает развить и усилить, но и находит в нем два прогулочных «кольца», родственных, по мнению автора, московским, садовым и бульварным, кольцам. Промзоны Анна предлагает, хотя бы отчасти, сохранить и ревитализовать по примеру Флакона и Винзавода, как часть идентичности места.  
  • zooming
    1 / 6
    Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
    Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 6
    Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
    Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 6
    Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при. Воркшоп Института Генплана 2021
    Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 6
    Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при
    Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    5 / 6
    Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при
    Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    6 / 6
    Стратегия развития города Дегунино. Города в городе. Гран-при
    Анна Сомова / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Достаточно любопытно, что этот проект, с сильным уклоном и историю и романтическое краеведение, можно сказать, пассеистический, без акцента на цифры, схемы и диаграммы, вызвал солидарное приятие как молодой аудитории, так и профессионалов градостроительного проектирования. Вероятно, именно названные отличия и определили успех необычного проекта – притом что семантическое осмысление города через QR-коды стало, в общем-то, распространенной практикой. Достаточно вспомнить стенды ДКН на зданиях-памятниках в историческом центре и становится понятно, что предложение не ново и даже не свежо – но надо заметить, что ни для масштабных градостроительных проектов, серьезных и проработанных, ни для проектов, которые мы нередко определяем для себя как урбанистические, модные и красивые – такого рода увлечение краеведческой частью, как правило, не очень характерно. А зря. Так что проект, вероятно, следует признать нетипичным, а решение жюри – понятным и даже предсказуемым. Хотя графику подачи проекта автору стоило бы подтянуть, – не подпасть под обаяние этого проекта сложно. Хочется надеяться, что мы имеем дело с постепенным движением «жесткого» градостроительства и «гиперпозитивной» «убранистики» в сторону более тонких материй из области культуры и таким образом разрыв между людьми, которые творят новое и теми, кто помнит о старом, будет успешнее преодолеваться. 
cic =

Максим Гурвич, Заместитель директора Института Генплана Москвы

Мы попытались взглянуть на территорию четырех крупных районов северной части Москвы: Западного и Восточного Дегунина, Дмитровского и Бескудникова, – с точки зрения перспектив ее развития как «города в городе», способной, в будущем, к функционированию как самодостаточного, уменьшающего, в числе прочего, маятниковые миграции. Работе предшествовало «полевое» исследование районов, которое мы провели совместно со всеми участниками. Поскольку авторы выбрали разные акценты, проекты получились очень разными: в одном надо отметить глубину и профессионализм проработки, в другом замечательную графику, третий, получивший гран-при, предлагает необычный, я бы сказал, романтический подход, акцентируя культурную составляющую идентичности территории.


Дальше – три проекта, награжденные в номинациях. Надо сказать, что номинации, как это нередко, и, надо думать, справедливо делается, были изобретены жюри «налету», исходя из специфики самых ярких проектов и желания отметить их характерные черты. 
Концептуальное решение 

«Коммуна Селигер» / группа Брендинг территорий / руководитель Евгений Гурвич

 
Авторы: Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова 

Один из двух проектов, целью которых было не просто исследовать градостроительный потенциал территории, начиная с сильных и слабых мест, соцопроса, статистики, транспортной и прочей структуры, но предложить пути его раскрытия посредством такой тонкой, но чрезвычайно актуальной в наше время материи, как брендинг территории: создание запоминающегося фирменного стиля и логотипа, работающего на раскрытие и закрепление идентичности территории и отраженного в разнообразной «фирменной» графике, используемой как на уличных указателях, так и на футболках и антиковидных масках. 
Заставка. Проект «Коммуна Селигер»
Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Особенность этого проекта – брендинг в нем выстроен не только на комплексе визуальных материалов, но и на предложении организовать молодежный общественный центр, или, точнее будет сказать, клуб, распределенный в пространстве, под названием «Коммуна Селигер». Название происходит от станции метро «Селигерская», размещать центр авторы предлагают на разных площадках, как отрытых, к примеру амфитеатрах в парках, так и закрытых, в частности, в арт-пространствах ревитализованных промзон.
  • zooming
    1 / 4
    Центры на карте. Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 4
    Выбор названия и концепция. Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 4
    Аудитория проекта. Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 4
    Аудитория проекта. Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Предлагаемый авторами набор дизайнерской графики связан, таким образом, не с районом вообще, а принадлежит некоей общественной инициативе, пронизывающей, согласно замыслу, всю территорию, и способный, благодаря брендированию, постоянно напоминать о себе, а значит, о коммуне и ее мероприятиях. И хотя в ссылке на «стиль модерн» можно увидеть некоторую натяжку, а использование градиента в логотипе может быть связано со сложностями в его последующем тиражировании, проект интересен прежде всего своей функциональной обоснованностью идеей общественного центра, а графика в целом, будучи применена на примерах предметов, выглядит привлекательно. 
  • zooming
    1 / 6
    Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 6
    Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 6
    Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 6
    Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    5 / 6
    Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    6 / 6
    Проект «Коммуна Селигер»
    Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова / предоставлено Институтом Генплана Москвы
Проект-находка

МЦД Ховрино / Группа МЦД как модификатор городской среды / руководитель Виталий Лутц

 
Авторы: Юлия Горбунова, Арина Никитина

Один из двух проектов, посвященных развитию городской среды вокруг станций МЦД – проблематике, которой сейчас активно занимается Институт Генплана. Авторы рассматривали территорию с зоне влияния станции Ховрино, на северо-западном углу района Дегунино, недалеко от МКАД и рядом с СВХ. 
Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана

Они предложили, во-первых, навесной общественный комплекс под названием Среда «Эпсилон», позволяющий пересечь множество транспортных артерий, окружающих будущую станцию МЦД и затрудняющих доступ к ней – приподнятую на опорах трехлучевую «звезду», ведущую к платформе МЦД и вдохновленную примером Лейкфронт стейшн в Кливленде. 
Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана

Звезда из стали с элементами заводской сборки объединяет пешеходные дорожки над СВХ, двумя железнодорожными ветками и улицей Маршала Федоренко. Внутри показан мини-сквер – плотная группа деревьев. Рядом – новая застройка на территории рядом с железной дорогой. 
Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана
Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана

Вторе предложение связано с превращением магазина Перекресток, который сейчас перекрывает пешеходные пути, в проницаемый, открытый для прохода фуд-маркет.
Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана
Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана
Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана

Объемная 50-страничная презентация также содержит анализ территории по разнообразным параметрам: экологии, схемы возраста зданий, плотности населения, загруженности остановок транспорта, активности пешеходных и велопотоков, а также предложения по развитию каркаса публичных пространств, в том числе транзитного сквера между метро и МЦД.
  • zooming
    1 / 3
    Каркас публичных пространств. Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
    Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана
  • zooming
    2 / 3
    Каркас публичных пространств. Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
    Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана
  • zooming
    3 / 3
    Развитие транзитного сквера. Проект МЦД. Ховрино / Воркшоп Института Генплана 2021
    Юлия Горбунова, Арина Никитина / предоставлено Институтом Генплана

cic =

Виталий Лутц, Начальник Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы

Развитие территорий вокруг станций МЦД – одна из масштабных тем, разрабатываемых Институтом Генплана. Тема сложная и важная – ведь зачастую места для расположения новых станций городского внеуличного транспорта исторически не приспособлены для пешеходов. А ведь люди – главные пользователи и города, и транспорта. Мы предложили участникам подумать над восстановлением пешеходной связности в местах новых станций МДЦ, подумать, как вообще могла бы развиваться заброшенная территория вокруг них. В результате, как мне кажется, мы получили довольно любопытные решения.
Комплексное решение

Лихоборы-Гарден / группа Бизнес-центры будущего / руководитель Дмитрий Некрасов

Авторы: Эльвина Ибрагимова, Анна Шерстнева, Маргарита Выходцева, Артем Смирнов, Георгий Суспицын, Григорий Якимов, Арсений Белобородов
Презентация проекта Likhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
Фотография предоставлена Институтом Генплана
Заставка. Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы

В группе под руководством Дмитрия Некрасова и тьютора Екатерины Челышевой семь человек различной специализации (архитекторы, экономисты, географы, дизайнеры) работали над одним проектом – поэтому неудивительно, что проект получился масштабным, разносторонне осмысленным, профессионально оформленным и снабженным множеством графиков, представляющих как предварительный анализ территории и функций, необходимых бизнес-пространству будущего, так и дорожную карту реализации проекта. 
  • zooming
    1 / 5
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 5
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 5
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 5
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    5 / 5
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Бизнес-пространства будущего, условно ориентируясь на 2040 год, авторы исследовали на примере территории Лихобор, расположенной к северу от станций МЦК Коптево–Владыкино. Авторы делают акцент на инновациях, экологии и многофункциональности, необходимой территориям бизнес-центров, для которых важно наличие поблизости временного жилья, мест отдыха, ресторанов и прочего. Любопытна ремарка, что даже в Дубае вокруг бизнес-кластеров образуется некоторое количество баров. Рассматриваемая территория – достаточно значительная – поделена на секторы, найдены места для деловой и жилой застройки.
Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы
Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы

cic =

Дмитрий Некрасов, заместитель руководителя НПО комплексных и стратегических разработок Института Генплана Москвы

Развитие бизнес-пространства на современном уровне планирования, обращенном в будущее в смысле работы с самыми актуальными тенденциями – сложная многоаспектная задача, требующая совместной работы профессионалов разной специализации. В то же время исследуемый район, Лихоборы, – очень перспективный, как в силу своего местоположения, так и благодаря строительству новых городских магистралей. Но задача сложная. Поэтому мы решили объединить участников в одну команду, для того, чтобы рассмотреть разные проблемы возможного развития территории в комплексе.


Собственно БЦ Лихобор Гарден авторы расположили в западном секторе, на территории промзоны №45 «Автомоторная», между СВХ, рекой Лихоборкой и Головинскими прудами. Река и пруды образуют зеленый каркас, застройка предложена каскадная, к зеленым зонам меньшей высоты, к городу – большей, причем в зданиях высотой 7–10 этажей располагаются только офисы, в более высоких – жилье. Институт гражданской авиации МГТУ ГА и исследовательский Автомобильный институт НАМИ сохраняются на своих местах, помимо офисной и жилой застройки предусмотрены торговый центр, технопарк и крупная оранжерея рядом с рекой, расширяющая опции природных рекреаций.
  • zooming
    1 / 4
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 4
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 4
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 4
    Проект Lkhobor-Garden / Воркшоп Института Генплана 2021
    Группа Бизнес-пространства будущего / предоставлено Институтом Генплана Москвы

***

Далее публикуем 4 проекта, которые не вошли в число отмеченных жюри.
cic =

Евгений Гурвич, пиар-специалист Института Генплана Москвы

Когда мы думали над концептом мастер-классов, хотелось, чтобы это было обоюдно полезно. И студенты, и кураторы многому научились друг у друга. От участников мы получили очень много положительных отзывов, так что в следующем году мы предложим еще более нетривиальные и масштабные кейсы.

 

 
ДеGOODский / группа «Города в городе» / руководитель Максим Гурвич

  
Авторы: Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / назвавшие себя GIRLS+

Участники воркшопа. Воркшоп Института Генплана 2021 / подведение итогов
Фотография предоставлена Институтом Генплана

Проект отличает красивая графика подачи, вдумчивое исследование со значительным социологическим подразделом (опрошено 138 человек) и ряд предложений, часть которых перекликается в отмеченными выше и столь же перспективна. Так, авторы предлагают создание общественного центра – на базе завода Красный Северянин, экомосты и развитие пешеходного каркаса, в том числе за счет переходов над шоссе, а также делают предложение по брендингу территории, складывая ее название – ДеGOODский из частей трех названий районов: Дегунино, Дмитровский, Бескудниково. Некоторый скепсис жюри вызвало предложение двух новых станций метро и «двух шоссе» внутри территории, одного из Ижорской улицы, другого из Талдомской.
  • zooming
    1 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    5 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    6 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    7 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    8 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    9 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    10 / 10
    Проект ДеGOODский / Воркшоп Института Генплана 2021
    Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / предоставлено Институтом Генплана Москвы


Генеральный план города Дегунино. Стратегия развития территории / группа «Города в городе» / руководитель Максим Гурвич

 
Автор Леонид Маринцев
(выпускник Пензенского университета архитектуры и строительства по специальности Градостроительство, сотрудник пензенской проектной компании Территория жизни)


Проект отличается исключительной основательностью проработки многих разделов, от исторического каркаса до транспортного, что удивительно, поскольку он полностью выполнен одним человеком – Леонидом Маринцевым, впрочем уже не студентом, а дипломированным архитектором. Заглавие «стратегия развития» очень подходит данному проекту, основательному и «генплановскому» по структуре и подаче. Даже предложенную для района айдентику автор детально трактует по актуальным темам, объясняя смысл каждого квадратика в паттерне. Леонид также предлагает новые транспортные артерии и новые станции метро, причем не две, как в предыдущем проекте, а четыре. 
  • zooming
    1 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    5 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    6 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    7 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    8 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    9 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    10 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    11 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    12 / 12
    Стратегия развития района Дегунино / группа Города в городе / Воркшоп Института Генплана 2021
    Леонид Маринцев / предоставлено Институтом Генплана Москвы

  
«Северное сияние» / группа Брендинг территорий / руководитель Евгений Гурвич

 
Авторы: Ания Тебнева, Софья Шкаруба
Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Проект полностью посвящен разработке графической концепции айдентики района, способам ее применения, промоушена и финансирования, в том числе на деньги городской администрации и бизнеса. Районы Бескудниково, Дмитровский, Западное и Восточное Дегунино в проекте рассмотрены как части целого – им предложен единый логотип и виде дубового листа и силуэта города (не абстрактного, а увиденного на месте), но разные оттенки цвета, заимствованные из гербов районов, но в несколько разбеленном виде. 
  • zooming
    1 / 8
    Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
    Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 8
    Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
    Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 8
    Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
    Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 8
    Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
    Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    5 / 8
    Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
    Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    6 / 8
    Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
    Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    7 / 8
    Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
    Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    8 / 8
    Северное сияние. Бренд районов САО Москвы. Воркшоп Института Генплана 2021
    Ания Тебнева, Софья Шкаруба / предоставлено Институтом Генплана Москвы

 
МЦД Митьково / группа МЦД / руководитель Виталий Лутц


Авторы: София Гайлис, Виктория Никитина, Елена Солдаткина

Проект посвящен развитию территории вокруг будущей станции МЦД-3 Митьково, которая планируется над Русаковской улицей. Проект отличает развитый соцопрос с ответами жителей по многим пунктам, выявляющий, прежде всего: плохую пешеходную доступность и связность территории, отсутствие переходов и благоустройства, внешний вид «городских задворок». Авторы предлагают три сюжета: спиральный винт подъема к пешеходному мосту над железной дорогой и площадь с амфитеатром перед ним, арт-кластер «Третье место» в зданиях фабрики Мосхимфармпрепараты и круглое здание для занятия разными видами экстремального спорта на Леснорядском пустыре между железнодорожными ветками, пешеходный путь к которому начинается от пандуса-винта.
  • zooming
    1 / 5
    Проект реорганизации территории вокруг станции МЦД-3 Митьково / Воркшоп Института Генплана 2021
    София Гайлис, Виктория Никитина, Елена Солдаткина / предоставлено Институтом Генплана
  • zooming
    2 / 5
    Проект реорганизации территории вокруг станции МЦД-3 Митьково / Воркшоп Института Генплана 2021
    София Гайлис, Виктория Никитина, Елена Солдаткина / предоставлено Институтом Генплана
  • zooming
    3 / 5
    Проект реорганизации территории вокруг станции МЦД-3 Митьково / Воркшоп Института Генплана 2021
    София Гайлис, Виктория Никитина, Елена Солдаткина / предоставлено Институтом Генплана
  • zooming
    4 / 5
    Проект реорганизации территории вокруг станции МЦД-3 Митьково / Воркшоп Института Генплана 2021
    София Гайлис, Виктория Никитина, Елена Солдаткина / предоставлено Институтом Генплана
  • zooming
    5 / 5
    Проект реорганизации территории вокруг станции МЦД-3 Митьково / Воркшоп Института Генплана 2021
    София Гайлис, Виктория Никитина, Елена Солдаткина / предоставлено Институтом Генплана


Состав жюри: 
Татьяна Гук, директор Института Генплана и председатель жюри (председатель)
Максим Гурвич, заместитель директора Института Генплана Москвы (руководитель студии)
Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов (руководитель студии)
Дмитрий Некрасов, заместитель руководителя НПО комплексных и стратегических разработок (руководитель студии)
Евгений Гурвич, PR-специалист (руководитель студии)
Сергей Глубокин, заместитель начальника управления Архитектурного совета
Арсений Пенкин, начальник управления маркетинга Института Генплана
Максим Перов, советник директора Института Генплана Москвы 
Юлия Тарабарина, главный редактор сайта «Архи.ру»

23 Сентября 2021

Похожие статьи
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.