Заявки на участие подали более 200 человек, в основном – студенты из 20 вузов и 8 регионов России. В итоге было отобрано 32 студента, которые работали над собственными проектами по заданию кураторов из Института. До финиша дошли 22 участника с 8 проектами – причем над частью проектов работали несколько человек, над некоторыми один и два.
Участники воркшопа работали в составе четырех студий:
- «Города в городе» – руководитель Максим Гурвич, заместитель директора Института Генплана Москвы
- «МЦД как модификатор городской среды» – руководитель Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов
- «Бизнес-пространства будущего» – руководитель Дмитрий Некрасов, заместитель руководителя НПО комплексных и стратегических разработок
- «Брендинг территорий» – руководитель Евгений Гурвич, PR-специалист
Наибольшее внимание участники уделили северной части Москвы, так называемой «объединенной территории районов Дмитровский, Западное Дегунино, Восточное Дегунино и Бесудниковский». Им было посвящено три проекта команд и отдельных авторов, работавших в рамках студии «Город в городе» под руководством Максима Гурвича – основной задачей было, исследовав территорию, найти внутренний потенциал развития района как самостоятельной многофункциональной городской единицы, и два проекта студии «Брендинг территорий», которая занималась вопросами брендинга территорий под тьюторством Евгения Гурвича. Два проекта студии Виталия Лутца были посвящены развитию территорий вокруг будущих станций МЦД, и еще один проект, самый объемный, над которым работали семь участников, был разработан под руководством Дмитрия Некрасова и посвящен «Бизнес-пространству будущего», примером которого стал многофункциональный комплекс Likhobor-Garden, названный по имени района Лихоборы и условно рассчитанный на реализацию к 2040 году.
Жюри во главе с директором Института Генплана Татьяной Гук заседало 30 августа, в него вошли руководители студий воркшопа и другие специалисты, включая автора данного обзора. Выслушав доклады авторов и оценив каждый проект по десяти параметрам от глубины исследования до качества подачи и инновационности, жюри после устного обсуждения приняло решение наградить дипломами четыре из восьми проектов – подчеркнув, однако, что все работы достаточно сильные и каждая интересна в своем роде. Получилось три номинации и один гран-при, который совпал с призом зрительских симпатий, разыгранным в зале. Со своей стороны отмечу, что работы, действительно, оказались разнообразными и интересными, но помимо дипломов и похвал высшей наградой для кого-то из участников, вероятно, станет работа в Институте Генплана.
Мы впервые проводим студенческую практику в формате воркшопа и очень довольны результатом. Ребята под руководством моих коллег работали все лето и можно только порадоваться глубине и разносторонности исследования, проведенного в одних проектах, смелости и креативности идей, высказанных в других, многоаспектности третьих. Воркшоп – хороший способ познакомиться с молодыми специалистами, оценить их потенциал, найти новых перспективных сотрудников, которым мы в Институте сможем предложить интересные задачи. У нас уже работают специалисты, которые начинали работать в Институте с практики и стажировки, уверена, кого-то мы пригласим и сейчас.
Как один из членов жюри попробую рассказать обо всех проектах, как победивших, так и пришедших к финишу.
Гран-при и приз зрительских симпатий
Стратегия развития города Дегунино / группа «Города в городе» / руководитель Максим Гурвич
Автор: Анна Сомова
Самым лучшим проектом, согласно солидарному мнению жюри и зала, присудившего параллельно приз зрительских симпатий, стал проект Анны Сомовой из студии «Город в городе» Максима Гурвича, посвященный, как и другие проекты этой студии, четырем районам САО – гигантской, больше 2000 га, территории на севере Москвы между Лихоборами и МКАДом, МЦД-1 и СВХ.
Анна Сомова работала над своим проектом одна, и при наличии обязательных составляющих: исследования, фиксации, предложений по развитию промзон и зеленого каркаса, работа отличалась наибольшим интересом к истории места, ее краеведческой составляющей, что сделало проект очень индивидуальным и даже, может быть, личным, настроенным на романтико-лирический лад, хотя он и не был лишен определенной доли наивности, сквозившей в грустных сетованиях автора по поводу урбанизации как «основной причины обезличивания местности».
Анна Сомова уделила много внимания истории места, прежде всего – заводов, расположенных в северной и западной части территории, и сделала акцент на истории кирпичных заводов, клейма которых встречаются по всей Москве и в других городах, распространяя, таким образом, некое метафизическое влияние Дегунино на значительное пространство, застроенное зданиями из кирпича, производимого здесь с XIX века на кирпичных заводах.
Автор предложила систему навигации, в некотором роде родственную клейму на кирпиче – QR-коды, ведущие на различную информацию о районе, его истории, жителях и сообществах – под лозунгом «Город говорит». Коды Анна предлагает оформлять текстурой кирпича, напоминая, таким образом, об айдентике места.
Анна, как и другие участники, акцентирует структуру района, значение промзон, медицинских центров и зеленого каркаса, который она не просто предлагает развить и усилить, но и находит в нем два прогулочных «кольца», родственных, по мнению автора, московским, садовым и бульварным, кольцам. Промзоны Анна предлагает, хотя бы отчасти, сохранить и ревитализовать по примеру Флакона и Винзавода, как часть идентичности места.
Достаточно любопытно, что этот проект, с сильным уклоном и историю и романтическое краеведение, можно сказать, пассеистический, без акцента на цифры, схемы и диаграммы, вызвал солидарное приятие как молодой аудитории, так и профессионалов градостроительного проектирования. Вероятно, именно названные отличия и определили успех необычного проекта – притом что семантическое осмысление города через QR-коды стало, в общем-то, распространенной практикой. Достаточно вспомнить стенды ДКН на зданиях-памятниках в историческом центре и становится понятно, что предложение не ново и даже не свежо – но надо заметить, что ни для масштабных градостроительных проектов, серьезных и проработанных, ни для проектов, которые мы нередко определяем для себя как урбанистические, модные и красивые – такого рода увлечение краеведческой частью, как правило, не очень характерно. А зря. Так что проект, вероятно, следует признать нетипичным, а решение жюри – понятным и даже предсказуемым. Хотя графику подачи проекта автору стоило бы подтянуть, – не подпасть под обаяние этого проекта сложно. Хочется надеяться, что мы имеем дело с постепенным движением «жесткого» градостроительства и «гиперпозитивной» «убранистики» в сторону более тонких материй из области культуры и таким образом разрыв между людьми, которые творят новое и теми, кто помнит о старом, будет успешнее преодолеваться.
Максим Гурвич, Заместитель директора Института Генплана Москвы
Мы попытались взглянуть на территорию четырех крупных районов северной части Москвы: Западного и Восточного Дегунина, Дмитровского и Бескудникова, – с точки зрения перспектив ее развития как «города в городе», способной, в будущем, к функционированию как самодостаточного, уменьшающего, в числе прочего, маятниковые миграции. Работе предшествовало «полевое» исследование районов, которое мы провели совместно со всеми участниками. Поскольку авторы выбрали разные акценты, проекты получились очень разными: в одном надо отметить глубину и профессионализм проработки, в другом замечательную графику, третий, получивший гран-при, предлагает необычный, я бы сказал, романтический подход, акцентируя культурную составляющую идентичности территории.
Дальше – три проекта, награжденные в номинациях. Надо сказать, что номинации, как это нередко, и, надо думать, справедливо делается, были изобретены жюри «налету», исходя из специфики самых ярких проектов и желания отметить их характерные черты.
Концептуальное решение
«Коммуна Селигер» / группа Брендинг территорий / руководитель Евгений Гурвич
Авторы: Ирина Казак, Зарина Лутфуллина, Софья Маслова
Один из двух проектов, целью которых было не просто исследовать градостроительный потенциал территории, начиная с сильных и слабых мест, соцопроса, статистики, транспортной и прочей структуры, но предложить пути его раскрытия посредством такой тонкой, но чрезвычайно актуальной в наше время материи, как брендинг территории: создание запоминающегося фирменного стиля и логотипа, работающего на раскрытие и закрепление идентичности территории и отраженного в разнообразной «фирменной» графике, используемой как на уличных указателях, так и на футболках и антиковидных масках.
Особенность этого проекта – брендинг в нем выстроен не только на комплексе визуальных материалов, но и на предложении организовать молодежный общественный центр, или, точнее будет сказать, клуб, распределенный в пространстве, под названием «Коммуна Селигер». Название происходит от станции метро «Селигерская», размещать центр авторы предлагают на разных площадках, как отрытых, к примеру амфитеатрах в парках, так и закрытых, в частности, в арт-пространствах ревитализованных промзон.
Предлагаемый авторами набор дизайнерской графики связан, таким образом, не с районом вообще, а принадлежит некоей общественной инициативе, пронизывающей, согласно замыслу, всю территорию, и способный, благодаря брендированию, постоянно напоминать о себе, а значит, о коммуне и ее мероприятиях. И хотя в ссылке на «стиль модерн» можно увидеть некоторую натяжку, а использование градиента в логотипе может быть связано со сложностями в его последующем тиражировании, проект интересен прежде всего своей функциональной обоснованностью идеей общественного центра, а графика в целом, будучи применена на примерах предметов, выглядит привлекательно.
Проект-находка
МЦД Ховрино / Группа МЦД как модификатор городской среды / руководитель Виталий Лутц
Авторы: Юлия Горбунова, Арина Никитина
Один из двух проектов, посвященных развитию городской среды вокруг станций МЦД – проблематике, которой сейчас активно занимается Институт Генплана. Авторы рассматривали территорию с зоне влияния станции Ховрино, на северо-западном углу района Дегунино, недалеко от МКАД и рядом с СВХ.
Они предложили, во-первых, навесной общественный комплекс под названием Среда «Эпсилон», позволяющий пересечь множество транспортных артерий, окружающих будущую станцию МЦД и затрудняющих доступ к ней – приподнятую на опорах трехлучевую «звезду», ведущую к платформе МЦД и вдохновленную примером Лейкфронт стейшн в Кливленде.
Звезда из стали с элементами заводской сборки объединяет пешеходные дорожки над СВХ, двумя железнодорожными ветками и улицей Маршала Федоренко. Внутри показан мини-сквер – плотная группа деревьев. Рядом – новая застройка на территории рядом с железной дорогой.
Вторе предложение связано с превращением магазина Перекресток, который сейчас перекрывает пешеходные пути, в проницаемый, открытый для прохода фуд-маркет.
Объемная 50-страничная презентация также содержит анализ территории по разнообразным параметрам: экологии, схемы возраста зданий, плотности населения, загруженности остановок транспорта, активности пешеходных и велопотоков, а также предложения по развитию каркаса публичных пространств, в том числе транзитного сквера между метро и МЦД.
Виталий Лутц, Начальник Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы
Развитие территорий вокруг станций МЦД – одна из масштабных тем, разрабатываемых Институтом Генплана. Тема сложная и важная – ведь зачастую места для расположения новых станций городского внеуличного транспорта исторически не приспособлены для пешеходов. А ведь люди – главные пользователи и города, и транспорта. Мы предложили участникам подумать над восстановлением пешеходной связности в местах новых станций МДЦ, подумать, как вообще могла бы развиваться заброшенная территория вокруг них. В результате, как мне кажется, мы получили довольно любопытные решения.
Комплексное решение
Лихоборы-Гарден / группа Бизнес-центры будущего / руководитель Дмитрий Некрасов
Авторы: Эльвина Ибрагимова, Анна Шерстнева, Маргарита Выходцева, Артем Смирнов, Георгий Суспицын, Григорий Якимов, Арсений БелобородовВ группе под руководством Дмитрия Некрасова и тьютора Екатерины Челышевой семь человек различной специализации (архитекторы, экономисты, географы, дизайнеры) работали над одним проектом – поэтому неудивительно, что проект получился масштабным, разносторонне осмысленным, профессионально оформленным и снабженным множеством графиков, представляющих как предварительный анализ территории и функций, необходимых бизнес-пространству будущего, так и дорожную карту реализации проекта.
Бизнес-пространства будущего, условно ориентируясь на 2040 год, авторы исследовали на примере территории Лихобор, расположенной к северу от станций МЦК Коптево–Владыкино. Авторы делают акцент на инновациях, экологии и многофункциональности, необходимой территориям бизнес-центров, для которых важно наличие поблизости временного жилья, мест отдыха, ресторанов и прочего. Любопытна ремарка, что даже в Дубае вокруг бизнес-кластеров образуется некоторое количество баров. Рассматриваемая территория – достаточно значительная – поделена на секторы, найдены места для деловой и жилой застройки.
Дмитрий Некрасов, заместитель руководителя НПО комплексных и стратегических разработок Института Генплана Москвы
Развитие бизнес-пространства на современном уровне планирования, обращенном в будущее в смысле работы с самыми актуальными тенденциями – сложная многоаспектная задача, требующая совместной работы профессионалов разной специализации. В то же время исследуемый район, Лихоборы, – очень перспективный, как в силу своего местоположения, так и благодаря строительству новых городских магистралей. Но задача сложная. Поэтому мы решили объединить участников в одну команду, для того, чтобы рассмотреть разные проблемы возможного развития территории в комплексе.
Собственно БЦ Лихобор Гарден авторы расположили в западном секторе, на территории промзоны №45 «Автомоторная», между СВХ, рекой Лихоборкой и Головинскими прудами. Река и пруды образуют зеленый каркас, застройка предложена каскадная, к зеленым зонам меньшей высоты, к городу – большей, причем в зданиях высотой 7–10 этажей располагаются только офисы, в более высоких – жилье. Институт гражданской авиации МГТУ ГА и исследовательский Автомобильный институт НАМИ сохраняются на своих местах, помимо офисной и жилой застройки предусмотрены торговый центр, технопарк и крупная оранжерея рядом с рекой, расширяющая опции природных рекреаций.
***
Далее публикуем 4 проекта, которые не вошли в число отмеченных жюри.Евгений Гурвич, пиар-специалист Института Генплана Москвы
Когда мы думали над концептом мастер-классов, хотелось, чтобы это было обоюдно полезно. И студенты, и кураторы многому научились друг у друга. От участников мы получили очень много положительных отзывов, так что в следующем году мы предложим еще более нетривиальные и масштабные кейсы.
ДеGOODский / группа «Города в городе» / руководитель Максим Гурвич
Авторы: Дарья Корнилаева, Татьяна Молчанова, Дарья Суханинская, Анна Шелепина / назвавшие себя GIRLS+
Проект отличает красивая графика подачи, вдумчивое исследование со значительным социологическим подразделом (опрошено 138 человек) и ряд предложений, часть которых перекликается в отмеченными выше и столь же перспективна. Так, авторы предлагают создание общественного центра – на базе завода Красный Северянин, экомосты и развитие пешеходного каркаса, в том числе за счет переходов над шоссе, а также делают предложение по брендингу территории, складывая ее название – ДеGOODский из частей трех названий районов: Дегунино, Дмитровский, Бескудниково. Некоторый скепсис жюри вызвало предложение двух новых станций метро и «двух шоссе» внутри территории, одного из Ижорской улицы, другого из Талдомской.
Генеральный план города Дегунино. Стратегия развития территории / группа «Города в городе» / руководитель Максим Гурвич
Автор Леонид Маринцев
(выпускник Пензенского университета архитектуры и строительства по специальности Градостроительство, сотрудник пензенской проектной компании Территория жизни)
Проект отличается исключительной основательностью проработки многих разделов, от исторического каркаса до транспортного, что удивительно, поскольку он полностью выполнен одним человеком – Леонидом Маринцевым, впрочем уже не студентом, а дипломированным архитектором. Заглавие «стратегия развития» очень подходит данному проекту, основательному и «генплановскому» по структуре и подаче. Даже предложенную для района айдентику автор детально трактует по актуальным темам, объясняя смысл каждого квадратика в паттерне. Леонид также предлагает новые транспортные артерии и новые станции метро, причем не две, как в предыдущем проекте, а четыре.
«Северное сияние» / группа Брендинг территорий / руководитель Евгений Гурвич
Авторы: Ания Тебнева, Софья Шкаруба
Проект полностью посвящен разработке графической концепции айдентики района, способам ее применения, промоушена и финансирования, в том числе на деньги городской администрации и бизнеса. Районы Бескудниково, Дмитровский, Западное и Восточное Дегунино в проекте рассмотрены как части целого – им предложен единый логотип и виде дубового листа и силуэта города (не абстрактного, а увиденного на месте), но разные оттенки цвета, заимствованные из гербов районов, но в несколько разбеленном виде.
МЦД Митьково / группа МЦД / руководитель Виталий Лутц
Авторы: София Гайлис, Виктория Никитина, Елена Солдаткина
Проект посвящен развитию территории вокруг будущей станции МЦД-3 Митьково, которая планируется над Русаковской улицей. Проект отличает развитый соцопрос с ответами жителей по многим пунктам, выявляющий, прежде всего: плохую пешеходную доступность и связность территории, отсутствие переходов и благоустройства, внешний вид «городских задворок». Авторы предлагают три сюжета: спиральный винт подъема к пешеходному мосту над железной дорогой и площадь с амфитеатром перед ним, арт-кластер «Третье место» в зданиях фабрики Мосхимфармпрепараты и круглое здание для занятия разными видами экстремального спорта на Леснорядском пустыре между железнодорожными ветками, пешеходный путь к которому начинается от пандуса-винта.
Состав жюри:
Татьяна Гук, директор Института Генплана и председатель жюри (председатель)
Максим Гурвич, заместитель директора Института Генплана Москвы (руководитель студии)
Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов (руководитель студии)
Дмитрий Некрасов, заместитель руководителя НПО комплексных и стратегических разработок (руководитель студии)
Евгений Гурвич, PR-специалист (руководитель студии)
Сергей Глубокин, заместитель начальника управления Архитектурного совета
Арсений Пенкин, начальник управления маркетинга Института Генплана
Максим Перов, советник директора Института Генплана Москвы
Юлия Тарабарина, главный редактор сайта «Архи.ру»