Поэтика незамечаемого

Какие упражнения помогают студентам МАРШ исследовать повседневность и ловить гения места – рассказывают кураторы Школы на примере итоговых работ двух студий бакалавриата 2021 года.

mainImg
0 Студенты Архитектурной школы МАРШ работают по авторским брифам преподавателей – практикующих архитекторов, определяющих тематику студий и порядок работы, благодаря чему студенты знакомятся с разными стратегиями проектирования. Особое внимание уделяется исследовательской и аналитической работе, обсуждению контекста и формированию программы проектирования. Студия предлагает не модель реальности, а специально сконструированные обстоятельства, цель которых – развитие студента.

В 2020-21 учебном году преподаватели двух студий бакалавриата предложили студентам обратить пристальное внимание на то, с чем они сталкиваются каждый день: студия «Метаморфозы повседневности» первого года бакалавриата (руководители Ася Котенко, Владимир Гуманков, Елена Мануилова) исследовала путь от дома до Школы МАРШ, а студия бакалавров-дипломников Via Via под руководством Михаила Микадзе и Оята Шукурова обратилась к феномену придорожной архитектуры.

Показываем четыре проекта, отмеченных кураторами Школы, с другими работами можно ознакомиться на выставке «МАРШоу», которая работает до 29 августа в Школе, а также на онлайн-платформе

 

 
Студия Via Via

Дипломная студия бакалавриата исследовала феномен придорожной архитектуры ― строений на обочине, которые воспринимаются на большой скорости и часто кажутся незначительными или непривлекательными. Студенты изучали пространство и время дороги, осмысляли связанные с ней ощущения и размышления, анализировали определяющие ее ландшафты и объекты.

Каждый студент в начале учебного года проехал по индивидуальному маршруту, фиксируя на подмосковных трассах примечательные объекты, звуковой ландшафт и собственные впечатления. Это исследование синтезировалось в трех упражнениях: проектировании закусочной для парковки из фотоэссе Эдварда Руша, создании хорографического атласа дороги М-2 и макете архитектурного каприза ― художественного высказывания в виде скульптурного объема, отражающего собственные размышления о пространстве дороги.

Основная же проектная работа сосредоточилась на трех разных по характеру участках автомагистрали М-2. Для этих мест каждый студент предложил свой архитектурный ансамбль, состоящий из временного жилья, ресторана, автомобильной заправки и некоторой дополнительной функции, специфичной для каждого отдельного проекта.

Руководители студии: архитекторы, партнеры бюро ХОРА Михаил Микадзе, Оят Шукуров.

Студенты: Юлия Александровская, Софья Балыкина, Вадим Галичян, Валерия Глебова, Марина Горлова, Али Жумагали, Полина Игошина, Юнона Кондратьева, Трифон Миляев, Александр Репринцев, Михаил Сапожников, Михаил Сиротинин,  Кристина Степанян, Алена Толстикова.
zooming
Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
© Студия Via Via
Придорожная резиденция
Софья Балыкина

В ходе размышлений о восприятии придорожного ландшафта Софья развила особую эстетическую систему видовых раскрытий, на основе которой выстроила свой архитектурный ансамбль. Согласно проекту, со стороны автотрассы открываются два типа кадров: «видовые линии» и «ландшафтные комнаты». Этот прием создает контраст к монотонности автомобильной трассы.

Несколько небольших домиков разбросаны по участку, формируя «ландшафтные комнаты». Они отличаются друг от друга тем, как создаются границы из рельефа, деревьев и зданий и как они группируются друг с другом, создавая «закрытые», «проходные», «смежные» пространства и «анфилады». С дороги видны только некоторые главные здания, а большая часть распределена по «комнатам».
  • zooming
    1 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    2 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    3 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via

Этот ансамбль – не пространство кратковременного пребывания, как большинство проектов студии, а придорожная резиденция. В ней есть отель, индивидуальные жилые домики, мастерские, ресторан, лодочная станция, а также закусочная с магазином для тех, кто не собирается задерживаться.

Основной материал сооружений – древесина. Двускатные кровли и вытянутые корпуса напоминают типичную для этой местности архитектуру СНТ и сельскохозяйственных комплексов. Из этого масштаба выбивается только длинный и узкий трехэтажный корпус отеля. Витражные окна галерей, выходящих на дорогу, делают его самым заметным с дороги объектом, особенно в темное время суток.
  • zooming
    1 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    2 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    3 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    4 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    5 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    6 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    7 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина. План площадь
    © Студия Via Via
  • zooming
    8 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина. Генеральный план
    © Студия Via Via
Рынок на Оке
Александр Репринцев

Своим проектом придорожного ансамбля Александр поставил задачу акцентировать природное окружение трассы М2 и раскрыть живописные панорамные виды на заливные луга и Оку.

Сооружение представляет собой длинный вытянутый корпус со сплошным остеклением, слегка развернутый относительно трассы. Подъезд к нему осуществляется через «шпильку» ― дорогу с поворотом на 180 градусов. Вся площадь автомобильной стоянки вокруг ансамбля замощена природным камнем, что подчеркивает связь объекта с речным берегом.
Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
© Via Via

Сквозь прозрачный фасад здание демонстрирует проезжающим автомобилистам летящие горизонтали перекрытий, строгий ритм 36 колонн и три внутренних объема. В центральном просматриваемом насквозь объеме расположен продуктовый рынок с панорамным рестораном над ним.

В северной части строения расположены основной вестибюль, drive-in, станция зарядки электромобилей, технические помещения и кухня ресторана, в южной – отель и бар. Почти из любой точки внутреннего пространства открываются панорамные виды: нашедшие здесь временное пристанище путники могут любоваться просторами, рекой, заливными лугами и закатным солнцем.
  • zooming
    1 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    2 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    3 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    4 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    5 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    6 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    7 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via


 
Студия «Метаморфозы повседневности»

Студия первого года бакалавриата предложила своим студентам игру с городом через поэтику повседневности. Исследование повседневности производилось в самом близком для каждого студента контексте ― на пути от дома до Школы. Этот путь был тождественен поиску: из него вычленялись образы, ситуации, проблемы городской ткани и среды.

Студенты двигались на пути от личного ― своего жилища ― к общественному, создавая в процессе серию проектов-метаморфоз. Одним из них стал проект виртуального музея повседневности, который объединил подвергнутые особой трансформации дома студентов ― оцифрованные крупномасштабные макеты. 

Исследование завершилось заданием найти на ежедневном маршруте особенный, пустой или заброшенный участок, свойства которого студенты отразили в серии художественных работ на тему гения места. В этом пространстве студенты спроектировали небольшие, не более 200 м², здания, функциональная программа которых определялась каждым индивидуально и предполагала ответ на локальные социальные и пространственные вопросы, поставленные в ходе исследования.

Руководители студии: архитекторы Ася Котенко, Владимир Гуманков, Елена Мануилова.

Студенты: Анна Белашова, Азат Бикмуллин, Алиса Бикчурина, Залму Буттанова, Елена Иванова, Маргарита Игнатенкова, Наталья Калинина, Елизавета Ковальчук, Максим Ковтун, Майя Кузьмина, Филипп Кусок, Надежда Мартыненко, Филипп Осмаков, Виктория Петрова, Анна Смирнова, Диана Снисарь, Юлия Степанова, Алена Сухорукова, Галина Томсен, Елизавета Шевчук, Кирилл Ширяев.
Водочная
Наталья Калинина

На пути от дома до Школы Наталья Калинина выбрала участок на Ракетном бульваре в тихом спальном Алексеевском районе. Между кирпичными и панельными пятиэтажками она предложила разместить небольшое питейное заведение для местных жителей.

Неподалеку от найденного места когда-то располагалась пивная, и после ее сноса посетители переключились на ближайшие лавочки. Уставшим после работы или просто уставшим мужчинам средних лет новая водочная помогает скрасить вечерний досуг.

Водочная возводится из железобетонных панелей, оставшихся после демонтажа жилых домов, сохраняя в себе память места. Перфорация новых монолитных стен пропускает внутрь здания мягкий приглушенный свет, создавая атмосферу интимности и уединения.
  • zooming
    1 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    2 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    3 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    4 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    5 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    6 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    7 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    8 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    9 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    10 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    11 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
Тетрапилон
Кирилл Ширяев

Кирилла заинтересовал фрагмент пространства между спортивным парком «Динамо» и офисно-жилым комплексом ВТБ Арена Парк, вытянутый полумесяцем участок, на котором сейчас начато строительство Академии спорта. Поперечно участку проходит пешеходная дорожка, по которой жители домов Верхней Масловки срезают путь к метро.
Тетрапилон. Участок. Автор: Кирилл Ширяев
© Метаморфозы повседневности

Студент предлагает озеленить участок, превратив его в продолжение парка Динамо, а посередине дорожки разместить павильон, призванный проявить пространственно-планировочную структуру и ценность места.
zooming
Тетрапилон. Ситуационный план. Автор: Кирилл Ширяев
© Метаморфозы повседневности

Согласно замыслу, павильон помещается в центральной части пространства, на пересечении главного пути пешеходов, бегущих к метро, с аллеями парка. Он перехватывает их внимание, делает попытку «сбить» человека с намеченного маршрута, предлагая ему что-то не менее ценное, чем ежедневная городская суета. В одной части павильона – гончарная мастерская, в другой – общественное пространство.
  • zooming
    1 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    2 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    3 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    4 / 6
    Тетрапилон Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    5 / 6
    Тетрапилон Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    6 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности

Для усиления перцептивного восприятия павильон окружен прудом и немного приподнят над уровнем земли. Главное архитектурное качество, которое студент искал в форме, – легкость и простота конструкции. Прототипом послужил тетрапилон, четырехопорная арка, символ прошлого. В античности эта типология использовалась для придания торжественности перекресткам. В московском парке она должна напомнить горожанину о чем-то утраченном, но знакомом, о наложении ежедневных процессов и интимных внутренних переживаний.

Главная задача проекта – акцентировать ценность паркового пространства в противовес интенсивно развивающейся вокруг масштабной городской застройке. С этой задачей согласились и местные жители, с которыми студент провел несколько интервью.

17 Августа 2021

Похожие статьи
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Подкожный свет
Торговый комплекс Star Spark 1926, спроектированный бюро gmp для центра Гуанчжоу, получил дробную шестичастную структуру и будто проницаемые фасады.
Нейтрально-выразительный
Авторы интерьера магазина Post Post Scriptum воспользовались исходной предчистовой отделкой помещения, чтобы отразить концепцию бренда и найти нетривиальный подход к «фоновым» стенам, которые оттеняют яркие и сложно сконструированные предметы одежды.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.