Поэтика незамечаемого

Какие упражнения помогают студентам МАРШ исследовать повседневность и ловить гения места – рассказывают кураторы Школы на примере итоговых работ двух студий бакалавриата 2021 года.

mainImg
Студенты Архитектурной школы МАРШ работают по авторским брифам преподавателей – практикующих архитекторов, определяющих тематику студий и порядок работы, благодаря чему студенты знакомятся с разными стратегиями проектирования. Особое внимание уделяется исследовательской и аналитической работе, обсуждению контекста и формированию программы проектирования. Студия предлагает не модель реальности, а специально сконструированные обстоятельства, цель которых – развитие студента.

В 2020-21 учебном году преподаватели двух студий бакалавриата предложили студентам обратить пристальное внимание на то, с чем они сталкиваются каждый день: студия «Метаморфозы повседневности» первого года бакалавриата (руководители Ася Котенко, Владимир Гуманков, Елена Мануилова) исследовала путь от дома до Школы МАРШ, а студия бакалавров-дипломников Via Via под руководством Михаила Микадзе и Оята Шукурова обратилась к феномену придорожной архитектуры.

Показываем четыре проекта, отмеченных кураторами Школы, с другими работами можно ознакомиться на выставке «МАРШоу», которая работает до 29 августа в Школе, а также на онлайн-платформе

 

 
Студия Via Via

Дипломная студия бакалавриата исследовала феномен придорожной архитектуры ― строений на обочине, которые воспринимаются на большой скорости и часто кажутся незначительными или непривлекательными. Студенты изучали пространство и время дороги, осмысляли связанные с ней ощущения и размышления, анализировали определяющие ее ландшафты и объекты.

Каждый студент в начале учебного года проехал по индивидуальному маршруту, фиксируя на подмосковных трассах примечательные объекты, звуковой ландшафт и собственные впечатления. Это исследование синтезировалось в трех упражнениях: проектировании закусочной для парковки из фотоэссе Эдварда Руша, создании хорографического атласа дороги М-2 и макете архитектурного каприза ― художественного высказывания в виде скульптурного объема, отражающего собственные размышления о пространстве дороги.

Основная же проектная работа сосредоточилась на трех разных по характеру участках автомагистрали М-2. Для этих мест каждый студент предложил свой архитектурный ансамбль, состоящий из временного жилья, ресторана, автомобильной заправки и некоторой дополнительной функции, специфичной для каждого отдельного проекта.

Руководители студии: архитекторы, партнеры бюро ХОРА Михаил Микадзе, Оят Шукуров.

Студенты: Юлия Александровская, Софья Балыкина, Вадим Галичян, Валерия Глебова, Марина Горлова, Али Жумагали, Полина Игошина, Юнона Кондратьева, Трифон Миляев, Александр Репринцев, Михаил Сапожников, Михаил Сиротинин,  Кристина Степанян, Алена Толстикова.
zooming
Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
© Студия Via Via
Придорожная резиденция
Софья Балыкина

В ходе размышлений о восприятии придорожного ландшафта Софья развила особую эстетическую систему видовых раскрытий, на основе которой выстроила свой архитектурный ансамбль. Согласно проекту, со стороны автотрассы открываются два типа кадров: «видовые линии» и «ландшафтные комнаты». Этот прием создает контраст к монотонности автомобильной трассы.

Несколько небольших домиков разбросаны по участку, формируя «ландшафтные комнаты». Они отличаются друг от друга тем, как создаются границы из рельефа, деревьев и зданий и как они группируются друг с другом, создавая «закрытые», «проходные», «смежные» пространства и «анфилады». С дороги видны только некоторые главные здания, а большая часть распределена по «комнатам».
  • zooming
    1 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    2 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    3 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via

Этот ансамбль – не пространство кратковременного пребывания, как большинство проектов студии, а придорожная резиденция. В ней есть отель, индивидуальные жилые домики, мастерские, ресторан, лодочная станция, а также закусочная с магазином для тех, кто не собирается задерживаться.

Основной материал сооружений – древесина. Двускатные кровли и вытянутые корпуса напоминают типичную для этой местности архитектуру СНТ и сельскохозяйственных комплексов. Из этого масштаба выбивается только длинный и узкий трехэтажный корпус отеля. Витражные окна галерей, выходящих на дорогу, делают его самым заметным с дороги объектом, особенно в темное время суток.
  • zooming
    1 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    2 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    3 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    4 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    5 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    6 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    7 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина. План площадь
    © Студия Via Via
  • zooming
    8 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина. Генеральный план
    © Студия Via Via
Рынок на Оке
Александр Репринцев

Своим проектом придорожного ансамбля Александр поставил задачу акцентировать природное окружение трассы М2 и раскрыть живописные панорамные виды на заливные луга и Оку.

Сооружение представляет собой длинный вытянутый корпус со сплошным остеклением, слегка развернутый относительно трассы. Подъезд к нему осуществляется через «шпильку» ― дорогу с поворотом на 180 градусов. Вся площадь автомобильной стоянки вокруг ансамбля замощена природным камнем, что подчеркивает связь объекта с речным берегом.
Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
© Via Via

Сквозь прозрачный фасад здание демонстрирует проезжающим автомобилистам летящие горизонтали перекрытий, строгий ритм 36 колонн и три внутренних объема. В центральном просматриваемом насквозь объеме расположен продуктовый рынок с панорамным рестораном над ним.

В северной части строения расположены основной вестибюль, drive-in, станция зарядки электромобилей, технические помещения и кухня ресторана, в южной – отель и бар. Почти из любой точки внутреннего пространства открываются панорамные виды: нашедшие здесь временное пристанище путники могут любоваться просторами, рекой, заливными лугами и закатным солнцем.
  • zooming
    1 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    2 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    3 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    4 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    5 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    6 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    7 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via


 
Студия «Метаморфозы повседневности»

Студия первого года бакалавриата предложила своим студентам игру с городом через поэтику повседневности. Исследование повседневности производилось в самом близком для каждого студента контексте ― на пути от дома до Школы. Этот путь был тождественен поиску: из него вычленялись образы, ситуации, проблемы городской ткани и среды.

Студенты двигались на пути от личного ― своего жилища ― к общественному, создавая в процессе серию проектов-метаморфоз. Одним из них стал проект виртуального музея повседневности, который объединил подвергнутые особой трансформации дома студентов ― оцифрованные крупномасштабные макеты. 

Исследование завершилось заданием найти на ежедневном маршруте особенный, пустой или заброшенный участок, свойства которого студенты отразили в серии художественных работ на тему гения места. В этом пространстве студенты спроектировали небольшие, не более 200 м², здания, функциональная программа которых определялась каждым индивидуально и предполагала ответ на локальные социальные и пространственные вопросы, поставленные в ходе исследования.

Руководители студии: архитекторы Ася Котенко, Владимир Гуманков, Елена Мануилова.

Студенты: Анна Белашова, Азат Бикмуллин, Алиса Бикчурина, Залму Буттанова, Елена Иванова, Маргарита Игнатенкова, Наталья Калинина, Елизавета Ковальчук, Максим Ковтун, Майя Кузьмина, Филипп Кусок, Надежда Мартыненко, Филипп Осмаков, Виктория Петрова, Анна Смирнова, Диана Снисарь, Юлия Степанова, Алена Сухорукова, Галина Томсен, Елизавета Шевчук, Кирилл Ширяев.
Водочная
Наталья Калинина

На пути от дома до Школы Наталья Калинина выбрала участок на Ракетном бульваре в тихом спальном Алексеевском районе. Между кирпичными и панельными пятиэтажками она предложила разместить небольшое питейное заведение для местных жителей.

Неподалеку от найденного места когда-то располагалась пивная, и после ее сноса посетители переключились на ближайшие лавочки. Уставшим после работы или просто уставшим мужчинам средних лет новая водочная помогает скрасить вечерний досуг.

Водочная возводится из железобетонных панелей, оставшихся после демонтажа жилых домов, сохраняя в себе память места. Перфорация новых монолитных стен пропускает внутрь здания мягкий приглушенный свет, создавая атмосферу интимности и уединения.
  • zooming
    1 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    2 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    3 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    4 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    5 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    6 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    7 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    8 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    9 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    10 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    11 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
Тетрапилон
Кирилл Ширяев

Кирилла заинтересовал фрагмент пространства между спортивным парком «Динамо» и офисно-жилым комплексом ВТБ Арена Парк, вытянутый полумесяцем участок, на котором сейчас начато строительство Академии спорта. Поперечно участку проходит пешеходная дорожка, по которой жители домов Верхней Масловки срезают путь к метро.
Тетрапилон. Участок. Автор: Кирилл Ширяев
© Метаморфозы повседневности

Студент предлагает озеленить участок, превратив его в продолжение парка Динамо, а посередине дорожки разместить павильон, призванный проявить пространственно-планировочную структуру и ценность места.
zooming
Тетрапилон. Ситуационный план. Автор: Кирилл Ширяев
© Метаморфозы повседневности

Согласно замыслу, павильон помещается в центральной части пространства, на пересечении главного пути пешеходов, бегущих к метро, с аллеями парка. Он перехватывает их внимание, делает попытку «сбить» человека с намеченного маршрута, предлагая ему что-то не менее ценное, чем ежедневная городская суета. В одной части павильона – гончарная мастерская, в другой – общественное пространство.
  • zooming
    1 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    2 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    3 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    4 / 6
    Тетрапилон Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    5 / 6
    Тетрапилон Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    6 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности

Для усиления перцептивного восприятия павильон окружен прудом и немного приподнят над уровнем земли. Главное архитектурное качество, которое студент искал в форме, – легкость и простота конструкции. Прототипом послужил тетрапилон, четырехопорная арка, символ прошлого. В античности эта типология использовалась для придания торжественности перекресткам. В московском парке она должна напомнить горожанину о чем-то утраченном, но знакомом, о наложении ежедневных процессов и интимных внутренних переживаний.

Главная задача проекта – акцентировать ценность паркового пространства в противовес интенсивно развивающейся вокруг масштабной городской застройке. С этой задачей согласились и местные жители, с которыми студент провел несколько интервью.

17 Августа 2021

Похожие статьи
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Технологии и материалы
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Сейчас на главной
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Педставляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Пресса: «Архитектурный мусор — это если не норма, то заурядная...
В Российском этнографическом музее на прошлой неделе прошла 9-я биеннале «Архитектура Петербурга». По просьбе Собака.ru архитектурный критик и автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина зашла на одну из двух главных петербургских архитектурных выставок и поделилась нерадостными впечатлениями.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.