Какие упражнения помогают студентам МАРШ исследовать повседневность и ловить гения места – рассказывают кураторы Школы на примере итоговых работ двух студий бакалавриата 2021 года.
Студенты Архитектурной школы МАРШ работают по авторским брифам преподавателей – практикующих архитекторов, определяющих тематику студий и порядок работы, благодаря чему студенты знакомятся с разными стратегиями проектирования. Особое внимание уделяется исследовательской и аналитической работе, обсуждению контекста и формированию программы проектирования. Студия предлагает не модель реальности, а специально сконструированные обстоятельства, цель которых – развитие студента.
В 2020-21 учебном году преподаватели двух студий бакалавриата предложили студентам обратить пристальное внимание на то, с чем они сталкиваются каждый день: студия «Метаморфозы повседневности» первого года бакалавриата (руководители Ася Котенко, Владимир Гуманков, Елена Мануилова) исследовала путь от дома до Школы МАРШ, а студия бакалавров-дипломников Via Via под руководством Михаила Микадзе и Оята Шукурова обратилась к феномену придорожной архитектуры.
Показываем четыре проекта, отмеченных кураторами Школы, с другими работами можно ознакомиться на выставке «МАРШоу», которая работает до 29 августа в Школе, а также на онлайн-платформе.
Студия Via Via
Дипломная студия бакалавриата исследовала феномен придорожной архитектуры ― строений на обочине, которые воспринимаются на большой скорости и часто кажутся незначительными или непривлекательными. Студенты изучали пространство и время дороги, осмысляли связанные с ней ощущения и размышления, анализировали определяющие ее ландшафты и объекты.
Каждый студент в начале учебного года проехал по индивидуальному маршруту, фиксируя на подмосковных трассах примечательные объекты, звуковой ландшафт и собственные впечатления. Это исследование синтезировалось в трех упражнениях: проектировании закусочной для парковки из фотоэссеЭдварда Руша, создании хорографического атласа дороги М-2 и макете архитектурного каприза ― художественного высказывания в виде скульптурного объема, отражающего собственные размышления о пространстве дороги.
Основная же проектная работа сосредоточилась на трех разных по характеру участках автомагистрали М-2. Для этих мест каждый студент предложил свой архитектурный ансамбль, состоящий из временного жилья, ресторана, автомобильной заправки и некоторой дополнительной функции, специфичной для каждого отдельного проекта.
Руководители студии: архитекторы, партнеры бюро ХОРА Михаил Микадзе, Оят Шукуров.
Студенты: Юлия Александровская, Софья Балыкина, Вадим Галичян, Валерия Глебова, Марина Горлова, Али Жумагали, Полина Игошина, Юнона Кондратьева, Трифон Миляев, Александр Репринцев, Михаил Сапожников, Михаил Сиротинин, Кристина Степанян, Алена Толстикова.
Проект «Придорожная резиденция»
Автор: Софья Балыкина
В ходе размышлений о восприятии придорожного ландшафта Софья развила особую эстетическую систему видовых раскрытий, на основе которой выстроила свой архитектурный ансамбль. Согласно проекту, со стороны автотрассы открываются два типа кадров: «видовые линии» и «ландшафтные комнаты». Этот прием создает контраст к монотонности автомобильной трассы.
Несколько небольших домиков разбросаны по участку, формируя «ландшафтные комнаты». Они отличаются друг от друга тем, как создаются границы из рельефа, деревьев и зданий и как они группируются друг с другом, создавая «закрытые», «проходные», «смежные» пространства и «анфилады». С дороги видны только некоторые главные здания, а большая часть распределена по «комнатам».
Проект «Придорожная резиденция»
Автор: Софья Балыкина
Этот ансамбль – не пространство кратковременного пребывания, как большинство проектов студии, а придорожная резиденция. В ней есть отель, индивидуальные жилые домики, мастерские, ресторан, лодочная станция, а также закусочная с магазином для тех, кто не собирается задерживаться.
Основной материал сооружений – древесина. Двускатные кровли и вытянутые корпуса напоминают типичную для этой местности архитектуру СНТ и сельскохозяйственных комплексов. Из этого масштаба выбивается только длинный и узкий трехэтажный корпус отеля. Витражные окна галерей, выходящих на дорогу, делают его самым заметным с дороги объектом, особенно в темное время суток.
Проект «Придорожная резиденция»
Автор: Софья Балыкина
Своим проектом придорожного ансамбля Александр поставил задачу акцентировать природное окружение трассы М2 и раскрыть живописные панорамные виды на заливные луга и Оку.
Сооружение представляет собой длинный вытянутый корпус со сплошным остеклением, слегка развернутый относительно трассы. Подъезд к нему осуществляется через «шпильку» ― дорогу с поворотом на 180 градусов. Вся площадь автомобильной стоянки вокруг ансамбля замощена природным камнем, что подчеркивает связь объекта с речным берегом.
Сквозь прозрачный фасад здание демонстрирует проезжающим автомобилистам летящие горизонтали перекрытий, строгий ритм 36 колонн и три внутренних объема. В центральном просматриваемом насквозь объеме расположен продуктовый рынок с панорамным рестораном над ним.
В северной части строения расположены основной вестибюль, drive-in, станция зарядки электромобилей, технические помещения и кухня ресторана, в южной – отель и бар. Почти из любой точки внутреннего пространства открываются панорамные виды: нашедшие здесь временное пристанище путники могут любоваться просторами, рекой, заливными лугами и закатным солнцем.
Студия первого года бакалавриата предложила своим студентам игру с городом через поэтику повседневности. Исследование повседневности производилось в самом близком для каждого студента контексте ― на пути от дома до Школы. Этот путь был тождественен поиску: из него вычленялись образы, ситуации, проблемы городской ткани и среды.
Студенты двигались на пути от личного ― своего жилища ― к общественному, создавая в процессе серию проектов-метаморфоз. Одним из них стал проект виртуального музея повседневности, который объединил подвергнутые особой трансформации дома студентов ― оцифрованные крупномасштабные макеты.
Исследование завершилось заданием найти на ежедневном маршруте особенный, пустой или заброшенный участок, свойства которого студенты отразили в серии художественных работ на тему гения места. В этом пространстве студенты спроектировали небольшие, не более 200 м², здания, функциональная программа которых определялась каждым индивидуально и предполагала ответ на локальные социальные и пространственные вопросы, поставленные в ходе исследования.
Руководители студии: архитекторы Ася Котенко, Владимир Гуманков, Елена Мануилова.
Студенты: Анна Белашова, Азат Бикмуллин, Алиса Бикчурина, Залму Буттанова, Елена Иванова, Маргарита Игнатенкова, Наталья Калинина, Елизавета Ковальчук, Максим Ковтун, Майя Кузьмина, Филипп Кусок, Надежда Мартыненко, Филипп Осмаков, Виктория Петрова, Анна Смирнова, Диана Снисарь, Юлия Степанова, Алена Сухорукова, Галина Томсен, Елизавета Шевчук, Кирилл Ширяев.
Водочная
Наталья Калинина
На пути от дома до Школы Наталья Калинина выбрала участок на Ракетном бульваре в тихом спальном Алексеевском районе. Между кирпичными и панельными пятиэтажками она предложила разместить небольшое питейное заведение для местных жителей.
Неподалеку от найденного места когда-то располагалась пивная, и после ее сноса посетители переключились на ближайшие лавочки. Уставшим после работы или просто уставшим мужчинам средних лет новая водочная помогает скрасить вечерний досуг.
Водочная возводится из железобетонных панелей, оставшихся после демонтажа жилых домов, сохраняя в себе память места. Перфорация новых монолитных стен пропускает внутрь здания мягкий приглушенный свет, создавая атмосферу интимности и уединения.
Кирилла заинтересовал фрагмент пространства между спортивным парком «Динамо» и офисно-жилым комплексом ВТБ Арена Парк, вытянутый полумесяцем участок, на котором сейчас начато строительство Академии спорта. Поперечно участку проходит пешеходная дорожка, по которой жители домов Верхней Масловки срезают путь к метро.
Студент предлагает озеленить участок, превратив его в продолжение парка Динамо, а посередине дорожки разместить павильон, призванный проявить пространственно-планировочную структуру и ценность места.
Согласно замыслу, павильон помещается в центральной части пространства, на пересечении главного пути пешеходов, бегущих к метро, с аллеями парка. Он перехватывает их внимание, делает попытку «сбить» человека с намеченного маршрута, предлагая ему что-то не менее ценное, чем ежедневная городская суета. В одной части павильона – гончарная мастерская, в другой – общественное пространство.
Для усиления перцептивного восприятия павильон окружен прудом и немного приподнят над уровнем земли. Главное архитектурное качество, которое студент искал в форме, – легкость и простота конструкции. Прототипом послужил тетрапилон, четырехопорная арка, символ прошлого. В античности эта типология использовалась для придания торжественности перекресткам. В московском парке она должна напомнить горожанину о чем-то утраченном, но знакомом, о наложении ежедневных процессов и интимных внутренних переживаний.
Главная задача проекта – акцентировать ценность паркового пространства в противовес интенсивно развивающейся вокруг масштабной городской застройке. С этой задачей согласились и местные жители, с которыми студент провел несколько интервью.