«Подтянуть уровень города до уровня памятников»

Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.

mainImg
Архитектор:
Наринэ Тютчева
Мастерская:
АБ Рождественка
МАРШ лаб http://marchlab.ru/
КБ «Стрелка» http://strelka-kb.com/
Стратегия пространственного развития г. Суздаль до 2030 года
Россия, Суздаль

2020

Заказчик: фонд ДОМ.РФ, администрация города Суздаль
Стратегию пространственного развития, или мастер-план, Суздаля представили 28 августа заместитель генерального директора ДОМ.РФ Денис Филиппов, глава администрации Суздаля Сергей Сахаров и партнер КБ Стрелка Григорий Ревзин. Она предусматривает развитие в два этапа. Первый – до 2024 года, когда город отметит свое тысячелетие. Второй этап рассчитан до 2030 года. Реализация всех мероприятий стратегии оценена в 23,3 млрд рублей, но список первоочередных проектов определит федеральный комитет по празднованию юбилея города. Работа над мастер-планом заняла 8 месяцев, в ней участвовали 40 экспертов.
Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
Предоставлено: ДОМ.рф

Работа, как видно из показанных материалов, сейчас находится на втором этапе: проведено исследование, представлен мастер-план. Впереди разработка объемно-пространственного регламента (ОПР), дизайн-код и проекты благоустройства отдельных территорий.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Суздаль сегодня – это меньше десяти тысяч местных жителей и больше миллиона (1,3 млн) гостей, приезжающих в течение года. Город храмовых луковиц и кокошников, заливных лугов с пасущимися козами, медовухи и гостиниц в деревянных домах, резных наличников и красивой керамики. Предметом внимания туристов его делают, прежде всего, четыре объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Два из них, церковь в Кидекше и Рождественский собор, относятся к XII и XIII веку соответственно. Но не только они делают город исключительным. Суздаль сохранил множество приходских храмовых комплексов: 30 церквей, 5 монастырей и 14 колоколен, в основном XVIII века, ампирные Торговые ряды и довольно много жилой застройки XVIII-XIX веков. Не менее важна сохранность среды исторического уездного города, – послевоенные советские вкрапления здесь невелики и ощущаются не так остро, как в других малых городах России.
Улица Ленина. Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
Предоставлено: ДОМ.рф
Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
Предоставлено: ДОМ.рф

Своей сохранности Суздаль во многом обязан как историческим обстоятельствам, так и масштабному замыслу 1970-х – проекту «Золотое кольцо», в составе которого ему было отведено место особенного туристического центра, специфического города-музея. Особый подход уберег Суздаль от чересчур энергичных вторжений, прежде всего от многоэтажной застройки: даже типовые дома на окраине, вокруг центральной больницы, в которых живет 60% населения города, здесь не превышают трех этажей и имеют скатные вальмовые кровли. А поскольку большинство малых городов РФ так или иначе заполнены пятиэтажками, то и случай Суздаля почти уникальный.
  • zooming
    1 / 4
    Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
    Предоставлено: ДОМ.рф
  • zooming
    2 / 4
    Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
    Предоставлено: ДОМ.рф
  • zooming
    3 / 4
    Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
    Предоставлено: ДОМ.рф
  • zooming
    4 / 4
    Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
    Предоставлено: ДОМ.рф

Авторы мастер-плана разделяют город на три смысловых слоя: древнерусский, торгово-купеческий и современный, – и предлагают две группы подходов: как традиционные, так и, до некоторой степени, новые, следующие современным трендам.
  • zooming
    1 / 4
    Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
    © ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля
  • zooming
    2 / 4
    Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
    © ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля
  • zooming
    3 / 4
    Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
    © ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля
  • zooming
    4 / 4
    Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
    © ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

 
Старое: отреставрировать памятники и сохранить среду
Безусловно, предложенный мастер-план представляет собой продолжение долгой истории попыток предложить городу внятную и устойчивую стратегию его развития как туристического центра. Поэтому он включает и предсказуемый набор задач: реставрацию храмов, замену изношенной инженерной инфраструктуры и бережное, без радикальных вмешательств, пространственное развитие.

К 2030 году предлагается отреставрировать 22 исторических объекта XII–XVIII веков, в числе которых Спасо-Евфимиев монастырь, Гостиный двор, колокольня Ризположенского монастыря. Небольшие обновления коснутся центральной улицы Ленина.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Здание нынешней пожарной части и другие, занятые сейчас административными учреждениями, в проекте предлагают переориентировать с учетом привлекательности для туристов и инвестиций. Исторический центр города, созданный по екатерининскому плану, с торговыми рядами в центре, живой и правильно работающий, больших изменений не потребует, – считают авторы документа.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

С другой стороны, медицинская инфраструктура и канализация изношены на 100%; показатель разнообразия городских услуг в жилой, не туристической зоне по индексу качества городской среды – два из десяти; миграционный отток в 4 раза больше, чем в среднем по Владимирской области, – сказано в презентации. Собственно на этой, повседневной, части жизни города авторы проекта и предлагают сосредоточиться, помимо памятников.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

 
Новое: «Подтянуть повседневность»
Недавно одной из целей развития Суздаля было увеличить поток туристов с 1,3 млн в год до 2 млн. Новизна мастер-плана заключается в том, что его авторы предлагают растить не количество приезжающих, а объем времени и, как следствие, денег, которые турист тратит в городе.

Действительно, актуальный тренд современности – смена «автобусного» туризма средовым, более вдумчивым и индивидуальным, переход от достопримечательностей из учебника к погружению в контекст. Средовой туризм предполагает погружение, дней прогулок вместо «наскока» в несколько часов, возможности и желания приехать в город и провести там не один день.

Сейчас уровень повседневной жизни Суздаля ощутимо не дотягивает до уровня культурного наследия, за которым сюда приезжают, – подчеркивают разработчики концепции. Именно эту проблему призван решить мастер-план.
cic =

Григорий Ревзин, партнер КБ «Стрелка»

«Если вы посмотрите на древнерусские города такого ранга, то аналога Суздаля не найдете. Это исключительный русский город. По замыслу Суздаль претендует на мировой уровень, и памятники ЮНЕСКО на его территории – показательная в этом смысле история. Такой город должен развиваться по сценарию Брюгге или Флоренции. Но за пределами памятников Суздаль окажется даже не городской единицей, а российским не очень богатым райцентром. ​

Мы внимательно проанализировали туристический поток: из миллиона туристов почти 70% приезжают на один день и в городе не остаются: приехал-увидел-восхитился-уехал. Все предыдущие программы развития Суздаля предлагали: «А давайте ещё вложимся в реставрацию памятников». Не возражая против этого, мы ставим другую главную задачу – подтянуть уровень города до уровня памятников».
Слободы, церкви, река
Таким образом, авторы в дополнение к поддержке ключевых памятников, предлагают оживить другой культурно-временной слой – «слободской», тот, из которого собственно и состоит городская ткань исторического Суздаля, так похожая на деревенскую в глазах приезжающего сюда жителя мегаполиса и столь отличная от его собственной повседневной жизни. Это отличие интересно и заслуживает знакомства не в меньшей степени, чем памятники. Но сегодня повода заглянуть в «слободской» город практически нет. Да и среда не то чтобы способна увлечь сама по себе, не все же готовы бегать по зарослям крапивы и пустырника в поисках уникальных знаний и впечатлений. Необходимо направление и обустройство, комфорт и информация. Поэтому в мастер-плане предложен пешеходный маршрут – экологическая тропа, связывающая между собой достопримечательности, приходские храмы, фрагменты исторической застройки и реку. По хорошему туристическому городу можно пройти насквозь, примерно как по Венеции, – убеждены авторы проекта. Маршрут создаст такую проницаемость, актуализирует не самые известные памятники, создаст новые точки для посещения туристами.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Другая задача маршрута – новый сценарий для жизни собственно церквей, их религиозной составляющей. Содержать множество зданий как только церковные в наше время проблематично, так как не хватает прихожан, а гибрид европейского типа: мест туристического и собственно религиозного паломничества, – по мнению разработчиков, способен помочь предотвратить деградацию наследия и, кроме того, поддержать связность мест.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Третья хорошо сформулированная цель: не потерять природно-русский характер реки. Река в Суздале невелика и очень красива, по ней сейчас курсирует кораблик, задуманный еще в семидесятые, так что «вологодского сценария» здесь определенно необходимо избежать: реке необходимо берегоукрепление, но современные технологии позволяют реализовать его по легкому сценарию, существенно не изменяя пасторального пейзажа.
 
Дизайн-код по-суздальски
Следующим этапом работы станет объемно-пространственный регламент: высотные и прочие ограничения. Затем появится дизайн-код, работа над которым, как прозвучало на презентации, уже идет – он определит эстетические принципы для вывесок, указателей и улучшит навигацию в целом, что немаловажно для города, где бывает сотни тысяч не говорящих по-русски людей.

Дизайн-код, по словам разработчиков, будет опираться на визуальное наследие города и подчеркивать его уникальность. В частности, ради обсуждения деталей такой уникальности – и в целом для взаимодействия с жителями и всеми, кто заинтересован в живом участии, запущена платформа «Чего хочет Суздаль?», где можно пройти опрос по визуальным элементам среды, оставить жалобу, идею или рассказать свою историю о городе. «Дизайн-код вывесок – идея неплохая. Но не нужно унифицировать все вывески в городе. Суздаль хорош тем, что он живой организм уже 1000 лет», – пишет кто-то из жителей.
 
А что для жителей?
Одна из задач мастер-плана – улучшить город для местных. Основные проекты современной инфраструктуры разместились в недоосвоенной восточной части города с советской застройкой. В частности, сюда, согласно проекту, планируется перенести административные функции из центра города.

По словам главы администрации города Сергея Сахарова, безработица в Суздале минимальная – всего 0,5%, причем 65% жителей работает в сфере туризма и других смежных отраслях, поэтому развитие инфраструктуры и маршрутов для жителей буде полезным. Мастер-план делает ставку на образование – возможность освоить современные профессии, от общественного питания до современного дизайна, от реставрации до производства сувениров, включиться в экономику своего города, найти здесь же рынок. Запланирован новый корпус колледжа и центр образования со школой на 1200 мест, центр дополнительного образования на 40 аудиторий для языковых и исследовательских программ. Мероприятия стратегии рассчитаны на создание еще 550 рабочих мест.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Тема девелопмента затронута в мастер-плане достаточно осторожно. Оживление Садовой улицы должно привести к активизации территорий вокруг нее и капитализации прилегающих пустырей, которые сегодня продаются практически за бесценок. В восточной части города, южнее существующего микрорайона запланировано «развитие малоэтажного строительства».
 
Парковки и амфитеатр
Среди локальных мероприятий мастер-плана – упорядочение парковки в центре за счет обустройства карманов и создания тысячи новых парковочных мест на въезде в город. Планы по улучшению условий для велопрогулок, в частности, 10 км новых велодорожек, тоже присутствуют, но акцента на них не делают. Для Суздаля важнее берегоукрепление и замена на 100% изношенной инженерной инфраструктуры, один из акцентов мастер-плана – на них.

Одна из немногих, аккуратных, но в то же время очасти спорных интервенций – открытый деревянный амфитеатр на берегу реки Каменки, в одном из самых красивых мест Суздаля, возле Торговых рядов.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Авторы мастер-плана призывают не рассматривать представленные иллюстрации в качестве проектных решений и казывают на то, что берегоукрепеление в этом месте неизбежно, а видовой амфитеатр активизирует поток людей, дав возможность дополнительного развития для магазинов в Торговых рядах. Местные жители, однако, обеспокоены видом, предлагают сохранить его нетронутым.

Напомним, что с 2019 года в районе Торговых рядов идет реализация проекта «Суздаль-Зарядье-Активация», разработанного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой на средства частного инвестора и выигравшего грант 50 млн рублей на конкурсе Малых городов 2018 года. Некоторые решения, озвученные в мастер-плане, в частности, благоустроенная тропа по валам, и территория, очерченная в проекте, пересекаются с мастер-планом. Подробнее с проектом «Рождественки» можно познакомиться здесь.
Предпроектное предложение «Суздаль-Зарядье-Активация», 2018
© АБ Рождественка, МАРШ Лаб

 
Со ста рублей – семь копеек
За всеми разговорами о пространственном развитии всегда скрываются деньги, в случае Суздаля это особенно важно. Город лидирует в рейтинге по количеству туристов на одного жителя (162 к одному по данным 2018 года, выше разве что Плес), но практически не располагает бюджетом на поддержание и развитие инфраструктуры.

Доходы от бизнеса, ориентированного на туризм, составляют практически половину валового продукта Суздаля. Но на бюджете города это почти не отражается – в него попадает только 10% налога на доходы людей, занятых в сфере туризма – около 18 млн рублей в год, «семь копеек со ста рублей», по словам главы администрации Сергея Сахарова.
Выступление главы города Суздаля Сергея Сахарова. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
Предоставлено: ДОМ.рф

Так что один из главных вопросов, на который пытается ответить мастер-план – как сделать экономику Суздаля устойчивой иными способами. Сегодня среднестатистический турист оставляет в Суздале 4,5 тысяч рублей. Эту цифру, по убеждению авторов, реально увеличить почти вдвое после реализации заявленных проектов.

Среди других основных инструментов повышения дохода от туризма: введение туристического сбора, о котором уже давно говорит глава города Сергей Сахаров, получение статуса города, повышение привлекательности территорий для инвестиций и участие в программах. У Суздаля есть позитивный опыт: город получил $9,5 млн от Нового банка развития БРИКС, которые направлены на реконструкцию зданий, благоустройство центральных пространств и водных объектов, архитектурно-художественную подсветку.

В целом мастер-план прогнозирует увеличение дохода от туризма до 100 млн – больше, чем в пять раз – к 2030 году.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

 
Рычаги и методы
Показанный проект уже раскритикован, в частности Александром Антоновым, как «пример развития путем событийного рывка», уповающий на юбилей и не сопрожденный устойчивой концепцией социально-экономического развития.

Хотя по словам генерального директора Фонда ДОМ.РФ Дениса Филиппова, "Стратегия предлагает исчерпывающий перечень механизмов финансирования из бюджетных и внебюджетных средств, а также определяет возможные программные источники финансирования мероприятий". Но полностью мастер-план общественности пока не представлен, – только презентация, опубликовать весь проект стратегии пространственного развития Суздаля авторы планируют к концу 2020 года.

Заметим, что в Суздале развиваются успешные бизнесы – как, к примеру, гостиницы «Пушкарская слобода» и ГТК «Суздаль» Олега Жукова, где недавно реконструировано модернистское здание 1970-х годов, или производство керамики, ресторан и ферма Вадима Дымова. В городе существует некоммерческая благотворительная организация «Суздальская инициатива», которая дарит книги музею и которая помогала жителям продуктами во время пандемии. В Суздале есть обеспеченные люди, которые могли бы участвовать в его трансформации. Но никаких отсылок к теме государственно-частного партнерства в проекте пространственного развития нет.

В целом надо признать, что отсутствие прочной связи между концепциями пространственного развития и инструментами их реализации, действительно, остается одной из проблем современной российской урбанистики. Федеральная программа или грант, юбилей – средства известные и понятные, но не то чтобы очень устойчивые. Возможно, разработка путей релизации – тема, как говорится, отдельного исследования. Что, однако, не повод не планировать. Кроме того шансы у мастер-плана, так или иначе, есть – уж очень исключителен город Суздаль среди прочих малых городов. Осталось надеяться, что найдутся средства и для реализации, и для управления процессом, чтобы новый юблией не вызвал столь же ожесточенных споров, как, например, тысячелетие Ярославля.
Архитектор:
Наринэ Тютчева
Мастерская:
АБ Рождественка
МАРШ лаб http://marchlab.ru/
КБ «Стрелка» http://strelka-kb.com/
Стратегия пространственного развития г. Суздаль до 2030 года
Россия, Суздаль

2020

Заказчик: фонд ДОМ.РФ, администрация города Суздаль

03 Сентября 2020

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.