Работа, как видно из показанных материалов, сейчас находится на втором этапе: проведено исследование, представлен мастер-план. Впереди разработка объемно-пространственного регламента (ОПР), дизайн-код и проекты благоустройства отдельных территорий.
Суздаль сегодня – это меньше десяти тысяч местных жителей и больше миллиона (1,3 млн) гостей, приезжающих в течение года. Город храмовых луковиц и кокошников, заливных лугов с пасущимися козами, медовухи и гостиниц в деревянных домах, резных наличников и красивой керамики. Предметом внимания туристов его делают, прежде всего, четыре объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Два из них, церковь в Кидекше и Рождественский собор, относятся к XII и XIII веку соответственно. Но не только они делают город исключительным. Суздаль сохранил множество приходских храмовых комплексов: 30 церквей, 5 монастырей и 14 колоколен, в основном XVIII века, ампирные Торговые ряды и довольно много жилой застройки XVIII-XIX веков. Не менее важна сохранность среды исторического уездного города, – послевоенные советские вкрапления здесь невелики и ощущаются не так остро, как в других малых городах России.
Своей сохранности Суздаль во многом обязан как историческим обстоятельствам, так и масштабному замыслу 1970-х – проекту «Золотое кольцо», в составе которого ему было отведено место особенного туристического центра, специфического города-музея. Особый подход уберег Суздаль от чересчур энергичных вторжений, прежде всего от многоэтажной застройки: даже типовые дома на окраине, вокруг центральной больницы, в которых живет 60% населения города, здесь не превышают трех этажей и имеют скатные вальмовые кровли. А поскольку большинство малых городов РФ так или иначе заполнены пятиэтажками, то и случай Суздаля почти уникальный.
Авторы мастер-плана разделяют город на три смысловых слоя: древнерусский, торгово-купеческий и современный, – и предлагают две группы подходов: как традиционные, так и, до некоторой степени, новые, следующие современным трендам.
Старое: отреставрировать памятники и сохранить среду
Безусловно, предложенный мастер-план представляет собой продолжение долгой истории попыток предложить городу внятную и устойчивую стратегию его развития как туристического центра. Поэтому он включает и предсказуемый набор задач: реставрацию храмов, замену изношенной инженерной инфраструктуры и бережное, без радикальных вмешательств, пространственное развитие.К 2030 году предлагается отреставрировать 22 исторических объекта XII–XVIII веков, в числе которых Спасо-Евфимиев монастырь, Гостиный двор, колокольня Ризположенского монастыря. Небольшие обновления коснутся центральной улицы Ленина.
Здание нынешней пожарной части и другие, занятые сейчас административными учреждениями, в проекте предлагают переориентировать с учетом привлекательности для туристов и инвестиций. Исторический центр города, созданный по екатерининскому плану, с торговыми рядами в центре, живой и правильно работающий, больших изменений не потребует, – считают авторы документа.
С другой стороны, медицинская инфраструктура и канализация изношены на 100%; показатель разнообразия городских услуг в жилой, не туристической зоне по индексу качества городской среды – два из десяти; миграционный отток в 4 раза больше, чем в среднем по Владимирской области, – сказано в презентации. Собственно на этой, повседневной, части жизни города авторы проекта и предлагают сосредоточиться, помимо памятников.
Новое: «Подтянуть повседневность»
Недавно одной из целей развития Суздаля было увеличить поток туристов с 1,3 млн в год до 2 млн. Новизна мастер-плана заключается в том, что его авторы предлагают растить не количество приезжающих, а объем времени и, как следствие, денег, которые турист тратит в городе.Действительно, актуальный тренд современности – смена «автобусного» туризма средовым, более вдумчивым и индивидуальным, переход от достопримечательностей из учебника к погружению в контекст. Средовой туризм предполагает погружение, дней прогулок вместо «наскока» в несколько часов, возможности и желания приехать в город и провести там не один день.
Сейчас уровень повседневной жизни Суздаля ощутимо не дотягивает до уровня культурного наследия, за которым сюда приезжают, – подчеркивают разработчики концепции. Именно эту проблему призван решить мастер-план.
Григорий Ревзин, партнер КБ «Стрелка»
«Если вы посмотрите на древнерусские города такого ранга, то аналога Суздаля не найдете. Это исключительный русский город. По замыслу Суздаль претендует на мировой уровень, и памятники ЮНЕСКО на его территории – показательная в этом смысле история. Такой город должен развиваться по сценарию Брюгге или Флоренции. Но за пределами памятников Суздаль окажется даже не городской единицей, а российским не очень богатым райцентром.
Мы внимательно проанализировали туристический поток: из миллиона туристов почти 70% приезжают на один день и в городе не остаются: приехал-увидел-восхитился-уехал. Все предыдущие программы развития Суздаля предлагали: «А давайте ещё вложимся в реставрацию памятников». Не возражая против этого, мы ставим другую главную задачу – подтянуть уровень города до уровня памятников».
Мы внимательно проанализировали туристический поток: из миллиона туристов почти 70% приезжают на один день и в городе не остаются: приехал-увидел-восхитился-уехал. Все предыдущие программы развития Суздаля предлагали: «А давайте ещё вложимся в реставрацию памятников». Не возражая против этого, мы ставим другую главную задачу – подтянуть уровень города до уровня памятников».
Слободы, церкви, река
Таким образом, авторы в дополнение к поддержке ключевых памятников, предлагают оживить другой культурно-временной слой – «слободской», тот, из которого собственно и состоит городская ткань исторического Суздаля, так похожая на деревенскую в глазах приезжающего сюда жителя мегаполиса и столь отличная от его собственной повседневной жизни. Это отличие интересно и заслуживает знакомства не в меньшей степени, чем памятники. Но сегодня повода заглянуть в «слободской» город практически нет. Да и среда не то чтобы способна увлечь сама по себе, не все же готовы бегать по зарослям крапивы и пустырника в поисках уникальных знаний и впечатлений. Необходимо направление и обустройство, комфорт и информация. Поэтому в мастер-плане предложен пешеходный маршрут – экологическая тропа, связывающая между собой достопримечательности, приходские храмы, фрагменты исторической застройки и реку. По хорошему туристическому городу можно пройти насквозь, примерно как по Венеции, – убеждены авторы проекта. Маршрут создаст такую проницаемость, актуализирует не самые известные памятники, создаст новые точки для посещения туристами.Другая задача маршрута – новый сценарий для жизни собственно церквей, их религиозной составляющей. Содержать множество зданий как только церковные в наше время проблематично, так как не хватает прихожан, а гибрид европейского типа: мест туристического и собственно религиозного паломничества, – по мнению разработчиков, способен помочь предотвратить деградацию наследия и, кроме того, поддержать связность мест.
Третья хорошо сформулированная цель: не потерять природно-русский характер реки. Река в Суздале невелика и очень красива, по ней сейчас курсирует кораблик, задуманный еще в семидесятые, так что «вологодского сценария» здесь определенно необходимо избежать: реке необходимо берегоукрепление, но современные технологии позволяют реализовать его по легкому сценарию, существенно не изменяя пасторального пейзажа.
Дизайн-код по-суздальски
Следующим этапом работы станет объемно-пространственный регламент: высотные и прочие ограничения. Затем появится дизайн-код, работа над которым, как прозвучало на презентации, уже идет – он определит эстетические принципы для вывесок, указателей и улучшит навигацию в целом, что немаловажно для города, где бывает сотни тысяч не говорящих по-русски людей.Дизайн-код, по словам разработчиков, будет опираться на визуальное наследие города и подчеркивать его уникальность. В частности, ради обсуждения деталей такой уникальности – и в целом для взаимодействия с жителями и всеми, кто заинтересован в живом участии, запущена платформа «Чего хочет Суздаль?», где можно пройти опрос по визуальным элементам среды, оставить жалобу, идею или рассказать свою историю о городе. «Дизайн-код вывесок – идея неплохая. Но не нужно унифицировать все вывески в городе. Суздаль хорош тем, что он живой организм уже 1000 лет», – пишет кто-то из жителей.
А что для жителей?
Одна из задач мастер-плана – улучшить город для местных. Основные проекты современной инфраструктуры разместились в недоосвоенной восточной части города с советской застройкой. В частности, сюда, согласно проекту, планируется перенести административные функции из центра города.По словам главы администрации города Сергея Сахарова, безработица в Суздале минимальная – всего 0,5%, причем 65% жителей работает в сфере туризма и других смежных отраслях, поэтому развитие инфраструктуры и маршрутов для жителей буде полезным. Мастер-план делает ставку на образование – возможность освоить современные профессии, от общественного питания до современного дизайна, от реставрации до производства сувениров, включиться в экономику своего города, найти здесь же рынок. Запланирован новый корпус колледжа и центр образования со школой на 1200 мест, центр дополнительного образования на 40 аудиторий для языковых и исследовательских программ. Мероприятия стратегии рассчитаны на создание еще 550 рабочих мест.
Тема девелопмента затронута в мастер-плане достаточно осторожно. Оживление Садовой улицы должно привести к активизации территорий вокруг нее и капитализации прилегающих пустырей, которые сегодня продаются практически за бесценок. В восточной части города, южнее существующего микрорайона запланировано «развитие малоэтажного строительства».
Парковки и амфитеатр
Среди локальных мероприятий мастер-плана – упорядочение парковки в центре за счет обустройства карманов и создания тысячи новых парковочных мест на въезде в город. Планы по улучшению условий для велопрогулок, в частности, 10 км новых велодорожек, тоже присутствуют, но акцента на них не делают. Для Суздаля важнее берегоукрепление и замена на 100% изношенной инженерной инфраструктуры, один из акцентов мастер-плана – на них.Одна из немногих, аккуратных, но в то же время очасти спорных интервенций – открытый деревянный амфитеатр на берегу реки Каменки, в одном из самых красивых мест Суздаля, возле Торговых рядов.
Авторы мастер-плана призывают не рассматривать представленные иллюстрации в качестве проектных решений и казывают на то, что берегоукрепеление в этом месте неизбежно, а видовой амфитеатр активизирует поток людей, дав возможность дополнительного развития для магазинов в Торговых рядах. Местные жители, однако, обеспокоены видом, предлагают сохранить его нетронутым.
Напомним, что с 2019 года в районе Торговых рядов идет реализация проекта «Суздаль-Зарядье-Активация», разработанного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой на средства частного инвестора и выигравшего грант 50 млн рублей на конкурсе Малых городов 2018 года. Некоторые решения, озвученные в мастер-плане, в частности, благоустроенная тропа по валам, и территория, очерченная в проекте, пересекаются с мастер-планом. Подробнее с проектом «Рождественки» можно познакомиться здесь.
Со ста рублей – семь копеек
За всеми разговорами о пространственном развитии всегда скрываются деньги, в случае Суздаля это особенно важно. Город лидирует в рейтинге по количеству туристов на одного жителя (162 к одному по данным 2018 года, выше разве что Плес), но практически не располагает бюджетом на поддержание и развитие инфраструктуры.Доходы от бизнеса, ориентированного на туризм, составляют практически половину валового продукта Суздаля. Но на бюджете города это почти не отражается – в него попадает только 10% налога на доходы людей, занятых в сфере туризма – около 18 млн рублей в год, «семь копеек со ста рублей», по словам главы администрации Сергея Сахарова.
Так что один из главных вопросов, на который пытается ответить мастер-план – как сделать экономику Суздаля устойчивой иными способами. Сегодня среднестатистический турист оставляет в Суздале 4,5 тысяч рублей. Эту цифру, по убеждению авторов, реально увеличить почти вдвое после реализации заявленных проектов.
Среди других основных инструментов повышения дохода от туризма: введение туристического сбора, о котором уже давно говорит глава города Сергей Сахаров, получение статуса города, повышение привлекательности территорий для инвестиций и участие в программах. У Суздаля есть позитивный опыт: город получил $9,5 млн от Нового банка развития БРИКС, которые направлены на реконструкцию зданий, благоустройство центральных пространств и водных объектов, архитектурно-художественную подсветку.
В целом мастер-план прогнозирует увеличение дохода от туризма до 100 млн – больше, чем в пять раз – к 2030 году.
Рычаги и методы
Показанный проект уже раскритикован, в частности Александром Антоновым, как «пример развития путем событийного рывка», уповающий на юбилей и не сопрожденный устойчивой концепцией социально-экономического развития.Хотя по словам генерального директора Фонда ДОМ.РФ Дениса Филиппова, "Стратегия предлагает исчерпывающий перечень механизмов финансирования из бюджетных и внебюджетных средств, а также определяет возможные программные источники финансирования мероприятий". Но полностью мастер-план общественности пока не представлен, – только презентация, опубликовать весь проект стратегии пространственного развития Суздаля авторы планируют к концу 2020 года.
Заметим, что в Суздале развиваются успешные бизнесы – как, к примеру, гостиницы «Пушкарская слобода» и ГТК «Суздаль» Олега Жукова, где недавно реконструировано модернистское здание 1970-х годов, или производство керамики, ресторан и ферма Вадима Дымова. В городе существует некоммерческая благотворительная организация «Суздальская инициатива», которая дарит книги музею и которая помогала жителям продуктами во время пандемии. В Суздале есть обеспеченные люди, которые могли бы участвовать в его трансформации. Но никаких отсылок к теме государственно-частного партнерства в проекте пространственного развития нет.
В целом надо признать, что отсутствие прочной связи между концепциями пространственного развития и инструментами их реализации, действительно, остается одной из проблем современной российской урбанистики. Федеральная программа или грант, юбилей – средства известные и понятные, но не то чтобы очень устойчивые. Возможно, разработка путей релизации – тема, как говорится, отдельного исследования. Что, однако, не повод не планировать. Кроме того шансы у мастер-плана, так или иначе, есть – уж очень исключителен город Суздаль среди прочих малых городов. Осталось надеяться, что найдутся средства и для реализации, и для управления процессом, чтобы новый юблией не вызвал столь же ожесточенных споров, как, например, тысячелетие Ярославля.