«Подтянуть уровень города до уровня памятников»

Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.

mainImg
Архитектор:
Наринэ Тютчева
Мастерская:
АБ Рождественка
МАРШ лаб http://marchlab.ru/
КБ «Стрелка» http://strelka-kb.com/
Стратегия пространственного развития г. Суздаль до 2030 года
Россия, Суздаль

2020

Заказчик: фонд ДОМ.РФ, администрация города Суздаль
Стратегию пространственного развития, или мастер-план, Суздаля представили 28 августа заместитель генерального директора ДОМ.РФ Денис Филиппов, глава администрации Суздаля Сергей Сахаров и партнер КБ Стрелка Григорий Ревзин. Она предусматривает развитие в два этапа. Первый – до 2024 года, когда город отметит свое тысячелетие. Второй этап рассчитан до 2030 года. Реализация всех мероприятий стратегии оценена в 23,3 млрд рублей, но список первоочередных проектов определит федеральный комитет по празднованию юбилея города. Работа над мастер-планом заняла 8 месяцев, в ней участвовали 40 экспертов.
Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
Предоставлено: ДОМ.рф

Работа, как видно из показанных материалов, сейчас находится на втором этапе: проведено исследование, представлен мастер-план. Впереди разработка объемно-пространственного регламента (ОПР), дизайн-код и проекты благоустройства отдельных территорий.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Суздаль сегодня – это меньше десяти тысяч местных жителей и больше миллиона (1,3 млн) гостей, приезжающих в течение года. Город храмовых луковиц и кокошников, заливных лугов с пасущимися козами, медовухи и гостиниц в деревянных домах, резных наличников и красивой керамики. Предметом внимания туристов его делают, прежде всего, четыре объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Два из них, церковь в Кидекше и Рождественский собор, относятся к XII и XIII веку соответственно. Но не только они делают город исключительным. Суздаль сохранил множество приходских храмовых комплексов: 30 церквей, 5 монастырей и 14 колоколен, в основном XVIII века, ампирные Торговые ряды и довольно много жилой застройки XVIII-XIX веков. Не менее важна сохранность среды исторического уездного города, – послевоенные советские вкрапления здесь невелики и ощущаются не так остро, как в других малых городах России.
Улица Ленина. Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
Предоставлено: ДОМ.рф
Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
Предоставлено: ДОМ.рф

Своей сохранности Суздаль во многом обязан как историческим обстоятельствам, так и масштабному замыслу 1970-х – проекту «Золотое кольцо», в составе которого ему было отведено место особенного туристического центра, специфического города-музея. Особый подход уберег Суздаль от чересчур энергичных вторжений, прежде всего от многоэтажной застройки: даже типовые дома на окраине, вокруг центральной больницы, в которых живет 60% населения города, здесь не превышают трех этажей и имеют скатные вальмовые кровли. А поскольку большинство малых городов РФ так или иначе заполнены пятиэтажками, то и случай Суздаля почти уникальный.
  • zooming
    1 / 4
    Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
    Предоставлено: ДОМ.рф
  • zooming
    2 / 4
    Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
    Предоставлено: ДОМ.рф
  • zooming
    3 / 4
    Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
    Предоставлено: ДОМ.рф
  • zooming
    4 / 4
    Суздаль. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
    Предоставлено: ДОМ.рф

Авторы мастер-плана разделяют город на три смысловых слоя: древнерусский, торгово-купеческий и современный, – и предлагают две группы подходов: как традиционные, так и, до некоторой степени, новые, следующие современным трендам.
  • zooming
    1 / 4
    Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
    © ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля
  • zooming
    2 / 4
    Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
    © ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля
  • zooming
    3 / 4
    Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
    © ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля
  • zooming
    4 / 4
    Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
    © ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

 
Старое: отреставрировать памятники и сохранить среду
Безусловно, предложенный мастер-план представляет собой продолжение долгой истории попыток предложить городу внятную и устойчивую стратегию его развития как туристического центра. Поэтому он включает и предсказуемый набор задач: реставрацию храмов, замену изношенной инженерной инфраструктуры и бережное, без радикальных вмешательств, пространственное развитие.

К 2030 году предлагается отреставрировать 22 исторических объекта XII–XVIII веков, в числе которых Спасо-Евфимиев монастырь, Гостиный двор, колокольня Ризположенского монастыря. Небольшие обновления коснутся центральной улицы Ленина.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Здание нынешней пожарной части и другие, занятые сейчас административными учреждениями, в проекте предлагают переориентировать с учетом привлекательности для туристов и инвестиций. Исторический центр города, созданный по екатерининскому плану, с торговыми рядами в центре, живой и правильно работающий, больших изменений не потребует, – считают авторы документа.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

С другой стороны, медицинская инфраструктура и канализация изношены на 100%; показатель разнообразия городских услуг в жилой, не туристической зоне по индексу качества городской среды – два из десяти; миграционный отток в 4 раза больше, чем в среднем по Владимирской области, – сказано в презентации. Собственно на этой, повседневной, части жизни города авторы проекта и предлагают сосредоточиться, помимо памятников.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

 
Новое: «Подтянуть повседневность»
Недавно одной из целей развития Суздаля было увеличить поток туристов с 1,3 млн в год до 2 млн. Новизна мастер-плана заключается в том, что его авторы предлагают растить не количество приезжающих, а объем времени и, как следствие, денег, которые турист тратит в городе.

Действительно, актуальный тренд современности – смена «автобусного» туризма средовым, более вдумчивым и индивидуальным, переход от достопримечательностей из учебника к погружению в контекст. Средовой туризм предполагает погружение, дней прогулок вместо «наскока» в несколько часов, возможности и желания приехать в город и провести там не один день.

Сейчас уровень повседневной жизни Суздаля ощутимо не дотягивает до уровня культурного наследия, за которым сюда приезжают, – подчеркивают разработчики концепции. Именно эту проблему призван решить мастер-план.
cic =

Григорий Ревзин, партнер КБ «Стрелка»

«Если вы посмотрите на древнерусские города такого ранга, то аналога Суздаля не найдете. Это исключительный русский город. По замыслу Суздаль претендует на мировой уровень, и памятники ЮНЕСКО на его территории – показательная в этом смысле история. Такой город должен развиваться по сценарию Брюгге или Флоренции. Но за пределами памятников Суздаль окажется даже не городской единицей, а российским не очень богатым райцентром. ​

Мы внимательно проанализировали туристический поток: из миллиона туристов почти 70% приезжают на один день и в городе не остаются: приехал-увидел-восхитился-уехал. Все предыдущие программы развития Суздаля предлагали: «А давайте ещё вложимся в реставрацию памятников». Не возражая против этого, мы ставим другую главную задачу – подтянуть уровень города до уровня памятников».
Слободы, церкви, река
Таким образом, авторы в дополнение к поддержке ключевых памятников, предлагают оживить другой культурно-временной слой – «слободской», тот, из которого собственно и состоит городская ткань исторического Суздаля, так похожая на деревенскую в глазах приезжающего сюда жителя мегаполиса и столь отличная от его собственной повседневной жизни. Это отличие интересно и заслуживает знакомства не в меньшей степени, чем памятники. Но сегодня повода заглянуть в «слободской» город практически нет. Да и среда не то чтобы способна увлечь сама по себе, не все же готовы бегать по зарослям крапивы и пустырника в поисках уникальных знаний и впечатлений. Необходимо направление и обустройство, комфорт и информация. Поэтому в мастер-плане предложен пешеходный маршрут – экологическая тропа, связывающая между собой достопримечательности, приходские храмы, фрагменты исторической застройки и реку. По хорошему туристическому городу можно пройти насквозь, примерно как по Венеции, – убеждены авторы проекта. Маршрут создаст такую проницаемость, актуализирует не самые известные памятники, создаст новые точки для посещения туристами.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Другая задача маршрута – новый сценарий для жизни собственно церквей, их религиозной составляющей. Содержать множество зданий как только церковные в наше время проблематично, так как не хватает прихожан, а гибрид европейского типа: мест туристического и собственно религиозного паломничества, – по мнению разработчиков, способен помочь предотвратить деградацию наследия и, кроме того, поддержать связность мест.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Третья хорошо сформулированная цель: не потерять природно-русский характер реки. Река в Суздале невелика и очень красива, по ней сейчас курсирует кораблик, задуманный еще в семидесятые, так что «вологодского сценария» здесь определенно необходимо избежать: реке необходимо берегоукрепление, но современные технологии позволяют реализовать его по легкому сценарию, существенно не изменяя пасторального пейзажа.
 
Дизайн-код по-суздальски
Следующим этапом работы станет объемно-пространственный регламент: высотные и прочие ограничения. Затем появится дизайн-код, работа над которым, как прозвучало на презентации, уже идет – он определит эстетические принципы для вывесок, указателей и улучшит навигацию в целом, что немаловажно для города, где бывает сотни тысяч не говорящих по-русски людей.

Дизайн-код, по словам разработчиков, будет опираться на визуальное наследие города и подчеркивать его уникальность. В частности, ради обсуждения деталей такой уникальности – и в целом для взаимодействия с жителями и всеми, кто заинтересован в живом участии, запущена платформа «Чего хочет Суздаль?», где можно пройти опрос по визуальным элементам среды, оставить жалобу, идею или рассказать свою историю о городе. «Дизайн-код вывесок – идея неплохая. Но не нужно унифицировать все вывески в городе. Суздаль хорош тем, что он живой организм уже 1000 лет», – пишет кто-то из жителей.
 
А что для жителей?
Одна из задач мастер-плана – улучшить город для местных. Основные проекты современной инфраструктуры разместились в недоосвоенной восточной части города с советской застройкой. В частности, сюда, согласно проекту, планируется перенести административные функции из центра города.

По словам главы администрации города Сергея Сахарова, безработица в Суздале минимальная – всего 0,5%, причем 65% жителей работает в сфере туризма и других смежных отраслях, поэтому развитие инфраструктуры и маршрутов для жителей буде полезным. Мастер-план делает ставку на образование – возможность освоить современные профессии, от общественного питания до современного дизайна, от реставрации до производства сувениров, включиться в экономику своего города, найти здесь же рынок. Запланирован новый корпус колледжа и центр образования со школой на 1200 мест, центр дополнительного образования на 40 аудиторий для языковых и исследовательских программ. Мероприятия стратегии рассчитаны на создание еще 550 рабочих мест.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Тема девелопмента затронута в мастер-плане достаточно осторожно. Оживление Садовой улицы должно привести к активизации территорий вокруг нее и капитализации прилегающих пустырей, которые сегодня продаются практически за бесценок. В восточной части города, южнее существующего микрорайона запланировано «развитие малоэтажного строительства».
 
Парковки и амфитеатр
Среди локальных мероприятий мастер-плана – упорядочение парковки в центре за счет обустройства карманов и создания тысячи новых парковочных мест на въезде в город. Планы по улучшению условий для велопрогулок, в частности, 10 км новых велодорожек, тоже присутствуют, но акцента на них не делают. Для Суздаля важнее берегоукрепление и замена на 100% изношенной инженерной инфраструктуры, один из акцентов мастер-плана – на них.

Одна из немногих, аккуратных, но в то же время очасти спорных интервенций – открытый деревянный амфитеатр на берегу реки Каменки, в одном из самых красивых мест Суздаля, возле Торговых рядов.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

Авторы мастер-плана призывают не рассматривать представленные иллюстрации в качестве проектных решений и казывают на то, что берегоукрепеление в этом месте неизбежно, а видовой амфитеатр активизирует поток людей, дав возможность дополнительного развития для магазинов в Торговых рядах. Местные жители, однако, обеспокоены видом, предлагают сохранить его нетронутым.

Напомним, что с 2019 года в районе Торговых рядов идет реализация проекта «Суздаль-Зарядье-Активация», разработанного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой на средства частного инвестора и выигравшего грант 50 млн рублей на конкурсе Малых городов 2018 года. Некоторые решения, озвученные в мастер-плане, в частности, благоустроенная тропа по валам, и территория, очерченная в проекте, пересекаются с мастер-планом. Подробнее с проектом «Рождественки» можно познакомиться здесь.
Предпроектное предложение «Суздаль-Зарядье-Активация», 2018
© АБ Рождественка, МАРШ Лаб

 
Со ста рублей – семь копеек
За всеми разговорами о пространственном развитии всегда скрываются деньги, в случае Суздаля это особенно важно. Город лидирует в рейтинге по количеству туристов на одного жителя (162 к одному по данным 2018 года, выше разве что Плес), но практически не располагает бюджетом на поддержание и развитие инфраструктуры.

Доходы от бизнеса, ориентированного на туризм, составляют практически половину валового продукта Суздаля. Но на бюджете города это почти не отражается – в него попадает только 10% налога на доходы людей, занятых в сфере туризма – около 18 млн рублей в год, «семь копеек со ста рублей», по словам главы администрации Сергея Сахарова.
Выступление главы города Суздаля Сергея Сахарова. Презентация Стратегии пространственного развития города до 2030 года / 08.2020
Предоставлено: ДОМ.рф

Так что один из главных вопросов, на который пытается ответить мастер-план – как сделать экономику Суздаля устойчивой иными способами. Сегодня среднестатистический турист оставляет в Суздале 4,5 тысяч рублей. Эту цифру, по убеждению авторов, реально увеличить почти вдвое после реализации заявленных проектов.

Среди других основных инструментов повышения дохода от туризма: введение туристического сбора, о котором уже давно говорит глава города Сергей Сахаров, получение статуса города, повышение привлекательности территорий для инвестиций и участие в программах. У Суздаля есть позитивный опыт: город получил $9,5 млн от Нового банка развития БРИКС, которые направлены на реконструкцию зданий, благоустройство центральных пространств и водных объектов, архитектурно-художественную подсветку.

В целом мастер-план прогнозирует увеличение дохода от туризма до 100 млн – больше, чем в пять раз – к 2030 году.
Стратегия пространственного развития города Суздаля до 2030 года
© ДОМ.рф, КБ «Стрелка», аднимистрация города Суздаля

 
Рычаги и методы
Показанный проект уже раскритикован, в частности Александром Антоновым, как «пример развития путем событийного рывка», уповающий на юбилей и не сопрожденный устойчивой концепцией социально-экономического развития.

Хотя по словам генерального директора Фонда ДОМ.РФ Дениса Филиппова, "Стратегия предлагает исчерпывающий перечень механизмов финансирования из бюджетных и внебюджетных средств, а также определяет возможные программные источники финансирования мероприятий". Но полностью мастер-план общественности пока не представлен, – только презентация, опубликовать весь проект стратегии пространственного развития Суздаля авторы планируют к концу 2020 года.

Заметим, что в Суздале развиваются успешные бизнесы – как, к примеру, гостиницы «Пушкарская слобода» и ГТК «Суздаль» Олега Жукова, где недавно реконструировано модернистское здание 1970-х годов, или производство керамики, ресторан и ферма Вадима Дымова. В городе существует некоммерческая благотворительная организация «Суздальская инициатива», которая дарит книги музею и которая помогала жителям продуктами во время пандемии. В Суздале есть обеспеченные люди, которые могли бы участвовать в его трансформации. Но никаких отсылок к теме государственно-частного партнерства в проекте пространственного развития нет.

В целом надо признать, что отсутствие прочной связи между концепциями пространственного развития и инструментами их реализации, действительно, остается одной из проблем современной российской урбанистики. Федеральная программа или грант, юбилей – средства известные и понятные, но не то чтобы очень устойчивые. Возможно, разработка путей релизации – тема, как говорится, отдельного исследования. Что, однако, не повод не планировать. Кроме того шансы у мастер-плана, так или иначе, есть – уж очень исключителен город Суздаль среди прочих малых городов. Осталось надеяться, что найдутся средства и для реализации, и для управления процессом, чтобы новый юблией не вызвал столь же ожесточенных споров, как, например, тысячелетие Ярославля.
Архитектор:
Наринэ Тютчева
Мастерская:
АБ Рождественка
МАРШ лаб http://marchlab.ru/
КБ «Стрелка» http://strelka-kb.com/
Стратегия пространственного развития г. Суздаль до 2030 года
Россия, Суздаль

2020

Заказчик: фонд ДОМ.РФ, администрация города Суздаль

03 Сентября 2020

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.