Молодой город для молодой науки

В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

14 Июня 2019
mainImg
Расположенный в 37 км от Москвы по Ленинградскому шоссе город-спутник Зеленоград, сейчас административно – район столицы, вошел в историю как реализованный модернистский ансамбль города будущего, каким его представляли себе в конце 1950-1960-х годах. В Советском Союзе было построено немало наукоградов, но далеко не у всех был свой автор – недаром имя Игоря Покровского уравнено в названии книги с самим городом. Трудно себе представить столь значимую роль главного архитектора сегодня, но в течение почти 40 лет именно мастерская Покровского проектировала все ключевые здания, которыми прославился город.

У Зеленограда был прообраз – новый зеленый город-спутник Хельсинки, Тапиола. Белоснежные модернистские здания, живописно расставленные посреди леса, произвели сильное впечатление на первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Руководитель страны, как известно из истории, отличался созидательным характером, был инициатором индустриального строительства и смело шел на эксперименты. Архитекторы с готовностью подхватили этот экспериментальный дух. К середине 1960-х Игорь Покровский становится одним из лидеров модернистского движения в советской архитектуре, и по счастливому стечению обстоятельств ему есть, где применить свои таланты: в Зеленограде строится новый город для молодой науки.

В воспоминаниях современников, из которых и состоит эта книга, чувствуется, что всеми участниками проекта владел какой-то оттепельный, юношеский запал. Все были вдохновлены, увлечены творческим процессом, верили, что делают общее, нужное стране дело. И это было очень органично вплетено в саму тему города будущего – а Зеленоград им без преувеличения был. Эмоциональный подъем во многом объясняет, почему в Зеленограде так все благополучно случилось: были реализованы градообразующие ансамбли, комплексы ключевых научных и образовательных зданий, задуманные генпланом кварталы типовой жилой застройки. Здесь имели место и личные подвиги, и преодоление трудностей стройки и «сопротивления» материалов, и всегдашняя русская смекалка с придумыванием технологий на ходу в условиях дефицита. Порой требовалось рисковать – настолько необычным было то, что делалось. И самое интересное, что риск встречали с пониманием и даже с одобрением. Феликс Новиков вспоминает, как министр электронной промышленности Александр Шокин, главный заказчик стройки, впервые увидев зал совета Научного центра, был потрясен. Посреди зала, над столом заседаний с потолка свешивалась огромная туба верхнего света, и от неожиданности высокий руководитель воскликнул: «Это же инквизиция!». Но, услышав ответ автора: «Мы это и хотели сделать», неожиданно воскликнул: «Молодцы!».

Очень точно это состояние всеобщей приподнятости описала ученица Эрнста Неизвестного Елена Елагина, вспоминая, как в «полевых условиях» создавался гигантский рельеф по периметру вестибюля и рекреаций аудиторий главного корпуса Института электронной техники – в ту пору самый большой проект гонимого тогда и знаменитого теперь скульптора. Рисковали своим здоровьем, работали с гипсом и в дождь, и холод под незакрытым еще контуром интерьеров, но кого это тогда останавливало…

Эрнст Неизвестный был не единственным «не архитектором», подключившимся к творческому содружеству мастерской Покровского. Вместе работали художники, скульпторы, ученые, а в главе «Часы, ружье и музыка» Феликс Новиков вспоминает, как за музыкой для часов входного портала МИЭТа он обратился к Микаэлю Таривердиеву. Композитор сказал: «Приеду и посмотрю. Если понравится, напишу». Приехал и написал. И вот это творческое содружество в итоге родило уникальный ансамбль.
zooming
Зеленоград: город архитектора Игоря Покровского. Авт.-сост. Ф.Н. Новиков. М., Кучково поле, 2019
Предоставлено Феликсом Новиковым
Оглавление. Зеленоград: город архитектора Игоря Покровского. Авт.-сост. Ф.Н. Новиков. М., Кучково поле, 2019
Предоставлено Феликсом Новиковым

В образном строе Зеленограда остро чувствуется время. На него, конечно, повлияло и то, что изначально город проектировался для молодой советской интеллигенции.Средний возраст жителя в 1967 году был всего 23 года. Наукоград строили для экспериментов в самой юной в Союзе промышленности. Кроме того,здесь должно было появиться высшее учебное заведение электронной техники. Только на рубеже 1950-60-х гг. в СССР появились первые выпускники с надписью в дипломе:«специальность – кибернетика», считавшаяся прежде буржуазной наукой.

Молодым ученым давали квартиры, в основном – в типовых сериях, но были и индивидуальные жилые проекты.Одним из них стала знаменитая «Флейта». А позднее, с подачи Б. Н. Ельцина, в Зеленограде был построен Молодежный жилой комплекс и работавший тогда в мастерской Покровского Тотан Кузембаев на страницах книги вспоминает, как вдохновенно молодые архитекторы проектировали прообраз современных коливингов, чувствуя, что делают что-то важное для истории.

С уходом из жизни Игоря Покровского и распадом сложившихся в советское время коллективов, институтов и творческих союзов, органичное развитие идеи Зеленограда перестало получаться. Его сильно попортили строительством чужеродных объектов. Этим и завершается полувековая хронология развития наукограда, словно большим вопросом – а что делать дальше? Впрочем, чтобы не ставить точку на грустном, финал книги автор сделал все же позитивным: Феликс Новиков заканчивает свой обзор предложением поставить в Зеленограде памятник его основателю – Никите Сергеевичу Хрущеву – человеку, без которого Зеленограда не было бы. С этим трудно поспорить.

14 Июня 2019

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Пресса: Спасите модернизм
Архитектор Алексей Быков объехал Украину в поисках зданий в стиле модернизм. Большинство из них в запустении, не считаются архитектурными памятниками и скоро могут быть снесены или кардинально перестроены. Алексей рассказал Bird in Flight, почему модернистские здания нужно оберегать и сложно снимать.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.