14.06.2019

Молодой город для молодой науки

В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.

информация:

Оглавление. Зеленоград: город архитектора Игоря Покровского. Авт.-сост. Ф.Н. Новиков. М., Кучково поле, 2019
Оглавление. Зеленоград: город архитектора Игоря Покровского. Авт.-сост. Ф.Н. Новиков. М., Кучково поле, 2019
Предоставлено Феликсом Новиковым

Расположенный в 37 км от Москвы по Ленинградскому шоссе город-спутник Зеленоград, сейчас административно – район столицы, вошел в историю как реализованный модернистский ансамбль города будущего, каким его представляли себе в конце 1950-1960-х годах. В Советском Союзе было построено немало наукоградов, но далеко не у всех был свой автор – недаром имя Игоря Покровского уравнено в названии книги с самим городом. Трудно себе представить столь значимую роль главного архитектора сегодня, но в течение почти 40 лет именно мастерская Покровского проектировала все ключевые здания, которыми прославился город.

У Зеленограда был прообраз – новый зеленый город-спутник Хельсинки, Тапиола. Белоснежные модернистские здания, живописно расставленные посреди леса, произвели сильное впечатление на первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Руководитель страны, как известно из истории, отличался созидательным характером, был инициатором индустриального строительства и смело шел на эксперименты. Архитекторы с готовностью подхватили этот экспериментальный дух. К середине 1960-х Игорь Покровский становится одним из лидеров модернистского движения в советской архитектуре, и по счастливому стечению обстоятельств ему есть, где применить свои таланты: в Зеленограде строится новый город для молодой науки.

В воспоминаниях современников, из которых и состоит эта книга, чувствуется, что всеми участниками проекта владел какой-то оттепельный, юношеский запал. Все были вдохновлены, увлечены творческим процессом, верили, что делают общее, нужное стране дело. И это было очень органично вплетено в саму тему города будущего – а Зеленоград им без преувеличения был. Эмоциональный подъем во многом объясняет, почему в Зеленограде так все благополучно случилось: были реализованы градообразующие ансамбли, комплексы ключевых научных и образовательных зданий, задуманные генпланом кварталы типовой жилой застройки. Здесь имели место и личные подвиги, и преодоление трудностей стройки и «сопротивления» материалов, и всегдашняя русская смекалка с придумыванием технологий на ходу в условиях дефицита. Порой требовалось рисковать – настолько необычным было то, что делалось. И самое интересное, что риск встречали с пониманием и даже с одобрением. Феликс Новиков вспоминает, как министр электронной промышленности Александр Шокин, главный заказчик стройки, впервые увидев зал совета Научного центра, был потрясен. Посреди зала, над столом заседаний с потолка свешивалась огромная туба верхнего света, и от неожиданности высокий руководитель воскликнул: «Это же инквизиция!». Но, услышав ответ автора: «Мы это и хотели сделать», неожиданно воскликнул: «Молодцы!».

Очень точно это состояние всеобщей приподнятости описала ученица Эрнста Неизвестного Елена Елагина, вспоминая, как в «полевых условиях» создавался гигантский рельеф по периметру вестибюля и рекреаций аудиторий главного корпуса Института электронной техники – в ту пору самый большой проект гонимого тогда и знаменитого теперь скульптора. Рисковали своим здоровьем, работали с гипсом и в дождь, и холод под незакрытым еще контуром интерьеров, но кого это тогда останавливало…

Эрнст Неизвестный был не единственным «не архитектором», подключившимся к творческому содружеству мастерской Покровского. Вместе работали художники, скульпторы, ученые, а в главе «Часы, ружье и музыка» Феликс Новиков вспоминает, как за музыкой для часов входного портала МИЭТа он обратился к Микаэлю Таривердиеву. Композитор сказал: «Приеду и посмотрю. Если понравится, напишу». Приехал и написал. И вот это творческое содружество в итоге родило уникальный ансамбль.
Зеленоград: город архитектора Игоря Покровского. Авт.-сост. Ф.Н. Новиков. М., Кучково поле, 2019
Зеленоград: город архитектора Игоря Покровского. Авт.-сост. Ф.Н. Новиков. М., Кучково поле, 2019
Предоставлено Феликсом Новиковым

В образном строе Зеленограда остро чувствуется время. На него, конечно, повлияло и то, что изначально город проектировался для молодой советской интеллигенции.Средний возраст жителя в 1967 году был всего 23 года. Наукоград строили для экспериментов в самой юной в Союзе промышленности. Кроме того,здесь должно было появиться высшее учебное заведение электронной техники. Только на рубеже 1950-60-х гг. в СССР появились первые выпускники с надписью в дипломе:«специальность – кибернетика», считавшаяся прежде буржуазной наукой.

Молодым ученым давали квартиры, в основном – в типовых сериях, но были и индивидуальные жилые проекты.Одним из них стала знаменитая «Флейта». А позднее, с подачи Б. Н. Ельцина, в Зеленограде был построен Молодежный жилой комплекс и работавший тогда в мастерской Покровского Тотан Кузембаев на страницах книги вспоминает, как вдохновенно молодые архитекторы проектировали прообраз современных коливингов, чувствуя, что делают что-то важное для истории.

С уходом из жизни Игоря Покровского и распадом сложившихся в советское время коллективов, институтов и творческих союзов, органичное развитие идеи Зеленограда перестало получаться. Его сильно попортили строительством чужеродных объектов. Этим и завершается полувековая хронология развития наукограда, словно большим вопросом – а что делать дальше? Впрочем, чтобы не ставить точку на грустном, финал книги автор сделал все же позитивным: Феликс Новиков заканчивает свой обзор предложением поставить в Зеленограде памятник его основателю – Никите Сергеевичу Хрущеву – человеку, без которого Зеленограда не было бы. С этим трудно поспорить.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Антон Лукомский
  • Михаил Канунников
  • Катерина Грень
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Порошкина
  • Александр Попов
  • Илья Уткин
  • Владимир Плоткин
  • Илья Машков
  • Кристина Павлова
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Игорь Шварцман
  • Даниил Лоренц
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Чобан
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Юрий Сафронов
  • Марк Сафронов
  • Юлия Тряскина
  • Арсений Леонович
  • Иван Рубежанский
  • Павел Андреев
  • Андрей Романов
  • Александр Порошкин
  • Андрей Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Зураб Басария
  • Станислав Белых
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Никита Токарев
  • Роман Леонидов
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Скокан
  • Сергей Скуратов
  • Рустам Керимов
  • Алексей Гинзбург
  • Вероника Дубовик
  • Николай Миловидов
  • Евгений Подгорнов
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Василий Крапивин
  • Наталия Зайченко
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Труханов
  • Сергей Орешкин
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Реутт
  • Евгений Герасимов
  • Всеволод Медведев
  • Александра Кузьмина
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Явейн
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

17.07.2019

Mriya Resort. Новая жемчужина Крыма

Новый отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
03.07.2019

Дом для КНАУФ

Новый офис КНАУФ не только объединил под одной крышей подразделения компании, занимающиеся маркетингом и сбытом в России, но и стал местом, где материалы и технологии демонстрируются в действии.
КНАУФ (KNAUF)
другие статьи