Леонид Павлов: собрание сочинений

К 110-летию со дня рождения Леонида Павлова публикуем фотографии и эссе Константина Антипина о знаковых, а также и менее известных постройках великого архитектора.

mainImg
Леонид Павлов [27.7(9.8).1909 – 18.9.1990] – уникальная фигура в истории советской архитектуры: начав свой путь в иконописной школе во Мстере, он продолжил его на художественном рабфаке, а затем во ВХУТЕМАСе, где познакомился с Иваном Леонидовым, навсегда ставшим его «творческой совестью». Не стало ударом для архитектора поворот от авангарда к классике в 1930-е, тогда он поступил в аспирантуру Академии архитектуры, где учился у Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. В результате Павлову удавалось гармонично сочетать в своем творчестве столь разнонаправленные и на первый взгляд противоречащие друг другу школы.

Проекты Павлова точно так же не ограничиваются какой-то одной областью. За 60 лет практики он успел поработать во всех возможных сферах: от административных и зрелищных комплексов до спортивных и транспортных сооружений, не говоря уже о многочисленных проектах жилых домов, знаменитой «коллекции» вычислительных центров и не столь успешной в плане реализации серии зданий для обслуживания автомобилей. С начала 30-х годов и до самого заката СССР не было в жизни Леонида Павлова такого периода, в котором ему бы не удалось создавать качественную современную архитектуру.




1. Станция метро «Добрынинская»
Станция метро «Добрынинская»
Фото © Константин Антипин
Станция метро «Добрынинская»
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, М.А. Зеленин, М.А. Ильин
При участии архитектора: Я.В. Татаржинская
Инженеры-конструкторы: А.И. Семенов, Л.И. Горелик, А.Н. Пирожкова
Миниатюрные рельефы на станции: скульптор Е.А. Янсон-Манизер
Мозаичные панно в вестибюле: художники Г.И. Рублев и Б.В. Иорданский

Начало проектирования: 1943

Открытие станции: 1950

Москва, станция метро «Добрынинская»

В ансамбле кричащей роскоши Кольцевой линии московского метро «Добрынинская» смотрится как гость из постмодернистского будущего. Проектировать станцию Павлову помогал искусствовед Михаил Ильин – специалист по русской средневековой архитектуре. Постепенно сводя к минимуму количество деталей, Павлов пришел к лаконичному образу аркады с разномасштабными арками. Этот образ должен был найти отражение и в архитектуре наземного вестибюля, но вмешалась политика.

На выступлении в Доме архитектора Павлов высказался в защиту одного из своих учителей – Ивана Жолтовского, обвиненного в формализме. Защита постепенно переросла в нападение на главного архитектора Москвы тех лет Дмитрия Чечулина. Назвав спроектированный им кассовый павильон Киевского вокзала «архитектурной какофонией», Павлов лишился работы в Московском архитектурном институте, а затем был отстранен и от проектирования уже строившейся станции метро. В результате наземный вестибюль станции был додуман уже без его участия архитектором Михаилом Зелениным.

Но уже к моменту открытия станции в 1950 году у Москвы был новый главный архитектор – Александр Власов. Павлов, незадолго до того отправившийся работать над застройкой Севастополя, смог вернуться в столицу, где сразу занялся планировкой и застройкой Юго-Запада. Вскоре советскую архитектуру ожидало постановление «о борьбе с излишествами» и новый этап творческих поисков, во время которых Павлов, прошедший через школу ВХУТЕМАСа, призывал обратиться за вдохновением к наследию авангарда.




2. НИИ пожарной автоматики
НИИ пожарной автоматики
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин

Проектирование и строительство: 1960-е

Москва, 1-я Мытищинская улица, дом 3, строение 1

Монументальная, почти скульптурная композиция: стеклянный параллелепипед, скользящий меж двух грубых кирпичных пластин. Здание института стоит прямо возле железной дороги, что и определило его динамичный облик. Спустя полтора десятилетия Павлов еще вернется к этому образу при проектировании павильона для траурного поезда В.И. Ленина возле Павелецкого вокзала. К сожалению, РЖД обезобразили образ этого павильона при реконструкции под музей Московской железной дороги.



3. НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского

Завершение строительства: 1967

Москва, Нагорный проезд, дом 7

Еще один институт в стиле раннего модернизма с его обилием стекла и простыми геометричными формами, спроектированный Павловым в те же годы. Здесь три разномасштабных параллелепипеда аккуратно вписаны в застройку промзоны на пересечении Малого кольца и Павелецкого направления Московской железной дороги. Сегодня внутри сооружения объемом больше 300 кубических метров находится множество предприятий разной направленности, вокруг выросли высокие деревья, и в полной мере понять замысел можно лишь поднявшись на несколько десятков метров вверх над зданием.




4. Центральный экономико-математический институт
Центральный экономико-математический институт
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, И.Я. Ядров, Г.В. Колычева, Г.Д. Дембовская
Инженеры: Е.Б. Гармсен, Л.А. Муромцев, В.А. Авербух, Р.А. Рохваргер
Художники: В.К. Васильцов, Э.А. Жарёнова

Проект: 1966
Завершение строительства: 1978
Скульптура «Лист Мёбиуса» на фасаде: 1975

Москва, Нахимовский проспект, дом 47

В эпоху покорения космоса Павлов не изменял школе Жолтовского, продолжая проектирование зданий по пути гармонизации всех величин и подчинения их композиции особому пропорциональному строю. И все же, если в работах сталинского периода Павлов занимался поиском национальной идентичности, обращаясь к мотивам старой русской архитектуры, то теперь он вдохновляется авангардом и в своих работах оперирует космическими величинами. В основу композиции здания ЦЭМИ Павлов заложил квадрат. В основу же пропорциональной схемы для величин сторон квадрата Павлов положил радиус Земли.

Первый квадрат – легендарная монументальная композиция над входом в здание – имеет длину стороны в 13 метров или одну миллионную от диаметра планеты, то есть двух ее радиусов. Второй квадрат – пластина со стороной в сто тысяч раз меньшей радиуса земли – эта часть здания была предназначена для размещения в ней компьютеров, занимавших в 60-е годы огромные площади. И третий квадрат – пластина с длиной стороны на 1/10 большая, чем предыдущая, при этом смещенная относительно нее. В результате получилась мощная трехчастная композиция здания, сложенная из блока для людей, блока для машин и монументального искусства.

К сожалению, идее Павлова не суждено было сбыться в полной мере. Затянувшееся строительство здания и одновременное развитие компьютерной техники привели к исчезновению необходимости в таких больших площадях для нее. В результате в помещениях, спроектированных «для машин», организовали дополнительные кабинеты для сотрудников института. В наши дни задуманное в 60-х единство архитектурного ансамбля из научных институтов на Профсоюзной было разрушено вначале интервенциями жилых комплексов в пространство между ними, а затем и пожаром, который привел к сносу здания ИНИОН.




5. Вычислительный центр Госплана
Вычислительный центр Госплана
Фото © Константин Антипин
Вычислительный центр Госплана
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, А.П. Семенов, О.А. Трубникова

Проектирование: 1966–1967
Завершение строительства: 1974

Москва, проспект Академика Сахарова, дом 12

В 1962 году Павлов спроектировал новое здание для Госплана, получившее признание в творческой среде и положительную оценку со стороны ведомства. Так что спустя несколько лет, когда Госплану было необходимо здание для своего вычислительного центра, к работе вновь привлекли Павлова. Еще в годы учебы во ВХУТЕМАСе Павлова волновал вопрос: «Как сделать монументальное сооружение?» Ответ на него, полученный от Владимира Татлина, кажется, навсегда определил направление творческой мысли Павлова:

«Возьмите квадрат плюс один вершок! Квадрат – это «все равно», квадрат – это смерть. Должно начаться движение, только начаться. Небольшой сдвиг, начало динамики, зарождение движения, рождение…»

Динамичный разносторонний куб вычислительного центра, опирающийся на четыре «адимарипа», между которыми продета тонкая пластина стилобата, –сооружение, порожденное тремя эпохами: авангарда, освоения классики и «космизма» 60-х. Сторона куба в 42 метра – не аллюзия к «Автостопом по галактике». Павлов пришел к этой величине, поделив на миллион длину окружности Земли и немного подогнав ответ под произведение двух близких чисел: 6 и 7. Подчинив все величины композиции пропорциям золотого сечения, Павлов получил образ, объединяющий в себе динамику «неправильного» куба и статику плоского стилобата.




6. Вычислительный центр Центрального статистического управления
Вычислительный центр Центрального статистического управления
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Т. Андлерова, А.В. Лунев, А.П. Семенов, П.Э. Этлина,
Инженеры: Е.Б. Гармсен, Г. Лысенко, В. Соболев

Проект: 1968
Завершение строительства: 1980

Москва, Измайловское шоссе, дом 44

В 1970 году в СССР планировалось проведение переписи населения. Под эти цели ЦСУ решило построить на Измайловском шоссе вычислительный центр. До этого Павлов занимался проектированием ВЦ для Иваново, где на тонкой горизонтальной квадратной пластине расположил небольшой кубический блок хранилища информации и высотный объем, содержащий помещения для людей и машин. Проект не был реализован, но его концепция легла в основу работы над новым заказом. В первую очередь, вытянулась форма пластины стилобата, так как, в отличие от расположенной на предмостной площади в Иваново, площадка для ВЦ в Измайлове не упиралась в пересечение шоссе с какой-либо иной артерией. Затем пришлось избавиться от куба, так как за несколько лет, прошедших с начала проектирования, компьютерная техника сумела развиться и уместиться в одном лишь высотном объеме.

Если в ЦЭМИ пространства для людей и машин были расположены друг рядом с другом и они должны были существовать как бы параллельно, то в ВЦ ЦСУ Павлов расположил их друг над другом в одном объеме, обозначив их разнородность разницей в шаге и толщине полос остекления. Сочленение двух объемов подчеркнуто мощным глухим поясом и двумя перпендикулярно выпирающими из него спаренными стенками, вызывающими у зрителей множество ассоциаций, но функциональной нагрузки не несущими.




7. Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    7 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, Е.С. Копелиович, Р.Е. Чертов, В. Лебедев, С. Геллер
совместно с: Г.Д. Дембовская
Инженеры: Е.Б. Гармсен, А.С. Лесневский, В.П. Тростин
при участии: Л.А. Муромцев, В. Сергеева

Художники: В.К. Васильцов, Э.А. Жаренова

Металлические конструкции треугольной части
Инженеры: Н.Я. Булкин, В.В. Жданов

Проектирование: 1967–1968
Завершение строительства: 1977

Москва, Варшавское шоссе, дом 170Г

Начавшаяся в 60-е годы в СССР автомобилизация, наращивание производства бюджетных малолитражных автомобилей, в том числе благодаря строительству Волжского автозавода в Тольятти, потребовала создания инфраструктуры для обслуживания этих автомобилей: гаражей, автозаправочных станций и станций техобслуживания. Так что одновременно с проектированием «домов для машин» вычислительных на Павлова возлагается задача создания комплекса проектов, связанных с машинами движущимися. Наиболее ярким как на бумаге, так и в реализации, стал проект станции технического обслуживания легковых автомобилей «Жигули» на Варшавском шоссе.

Колоссальных размеров абстрактная композиция состоит из горизонтальной пластины с гаражом и мастерскими для обслуживания автомобилей и возвышающегося над ней треугольного объема с залом для их продажи. Из зала автомобили выезжали на улицу по огромному спиральному пандусу, расположенному в его центре. Покрытие самого зала первоначально должно было стать полностью безопорным, но монтирующая их организация не справилась с поставленной задачей. Несмотря на это, благодаря обилию света со всех сторон необходимый эффект «парения» крыши зала все же достигался. Снаружи к устремленному в сторону МКАДа треугольному образу добавляли эффектности металлические треугольники-«закрылки» по бокам.


Станция нейтрализации
  • zooming
    1 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин

Художник: Г.Н. Белоярцева-Вайсберг

Москва, Варшавское шоссе, дом 170Г, строение 21

Отдельного внимания заслуживает станция нейтрализации, расположенная вблизи СТОА. Три ее фасада покрывает огромное мозаичное панно работы художницы Габриэли Белоярцевой-Вайсберг – это одно из последних сохранившихся произведений монументального искусства на территории СТОА. Вместе с художниками Владимиром Васильцовым и Элеонорой Жареновой, создавшими, например, знаменитое «ухо» на фасаде ЦЭМИ, Леонид Павлов планировал оформить огромным панно на тему истории транспорта стены вдоль спирального пандуса, а по центру сквозь спираль должна была спускаться огромная люстра по проекту Павла Шимеса. Ни то, ни другое не было реализовано, а многие созданные произведения к настоящему моменту были утрачены.




8. Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, Р.Е. Чертов, И. Зотова, Г.Д. Дембовская

Начало проектирования: 1968
Окончание строительства: 1978

Москва, улица Горбунова, дом 14

Комплекс станций обслуживания вдоль МКАДа должен был содержать шесть таких объектов. Но уже на втором у Павлова начались проблемы с реализацией собственных замыслов. Автомобили «Москвич» были дешевле «Жигулей», так что и на СТО для них было решено сэкономить. Первоначально Павлов создавал проект, сильно напоминавший СТОА на Варшавке, отличавшийся от него лишь формой демонстрационного зала: это должен был быть квадрат с четырьмя огромными круглыми окнами на каждой из четырех сторон. После отказа от вынесения демонстрационного зала в верхнюю часть комплекса, ее объем значительно сжался к краю. Все это сильно ударило по образу здания, а добила его экономия на материалах: требования к сборности и использованию типовых деталей привели к полной потере связи с первоначальным замыслом.

Как и у СТОА на Варшавском шоссе пространство мастерских и гаражей под огромной плоскостью крыши здесь освещается через несколько сотен световых колодцев. Но если в случае показательной станции были использованы экспериментальные купола из оргстекла, активное внедрение которых началось в начале 60-х после успеха Дворца пионеров, то в этом проекте пришлось прибегнуть к более тривиальному решению. Солнечный свет поступает через обычные стекла, накрытые сверху защитной сеткой.

Комплекс до сих пор используются практически по прямому назначению, лишь сместив и расширив свою специализацию с продукции разорившегося завода АЗЛК на автомобили иностранных концернов. Долгие годы фасады здания были закрыты рекламными баннерами, но в этом году комплекс пережил ремонт, в ходе которого его стены облицевали панелями вентилируемого фасада.




9. Всесоюзный научно-технический информационный центр
Всесоюзный научно-технический информационный центр
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, А.П. Семенов

Проектирование и строительство: конец 1960-х – начало 1970-х

Москва, Смольная улица, дом 14

В конце 1960-х было принято решение о строительстве в общественном центре района Химки-Ховрино здания Государственной публичной научно-технической библиотеки. Ее проектированием занимался коллектив из ГИПРОНИИ Академии наук во главе с Валентином Коганом. Мастерской же Павлова поручили заняться более инновационной задачей – проектированием научно-технического информационного центра, где на смену традиционной библиотечной системе хранения и выдачи информации на бумажных носителях пришли микрофильмы и микрофиши, для просмотра которых в читальном зале были установлены специальные приборы. Но главное, что потребовало участия мастерской Павлова в этом проекте – наличие в комплексе собственного вычислительного центра.

В результате пропорции высотной части здания в точности совпадают с «кубом» ВЦ Госплана, отличие лишь в образе его поддержания над «продетой» под ним пластиной стилобата: вместо четырех «адимарипов» осталось лишь две опорные конструкции в форме трех лепестков. К сожалению, комплекс зданий ВНТИЦ уже в 1990-е стал использоваться не по назначению: внутри расположился торговый дом. В наше время он вновь сменил функцию, став бизнес-центром. Недавно главное здание пережило капитальный ремонт: стилобат облицевали вентфасадом, а куб утратил оригинальный рисунок остекления. Пространство между бывшим входом в пластину и опорой куба со стороны улицы было остеклено для организации вестибюля, что также сказалось на потере динамичного образа, заложенного когда-то Павловым.




10. Вычислительный центр Госбанка
Вычислительный центр Госбанка
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, А.П. Семенов

Начало проектирования: 1974
Завершение строительства: 1996

Москва, улица Свободы, дом 57, корпус 1

Еще один вычислительный центр был спроектирован Павловым в начале 1970-х, а закончен уже после его смерти. Образ огромной микросхемы завершает перспективу Химкинского бульвара и формирует фасад Тушинского района со стороны водохранилища. Вряд ли Павлов предполагал, что остекление превратит его здание в гигантское зеркало, тем не менее, после мучительно долгого строительства здание стало использоваться по назначению и до сих пор служит главным вычислительным центром Центробанку РФ.




11. Женский лечебно-трудовой профилакторий
Женский лечебно-трудовой профилакторий
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин

Проект: 1978
Завершение строительства: 1987

Москва, Шоссейная улица, дом 92

На первый взгляд «непопулярное» сооружение в глубине Печатников занимает важное место в творчестве Павлова. Здесь, расположившись неподалеку от Николо-Перервинского монастыря, его проект, кажется, впервые не игнорирует исторический контекст, а ведет диалог с ним. Это не означает полного отказа Павлова от модернистского отношения к наследию в своих будущих проектах, но задает курс в направлении бережного к нему отношения. Спустя несколько лет после открытия профилакторий был переформирован в следственный изолятор, вокруг павловской «крепости» выросла еще одна, а в одной из башен организовали храм, крест которого добавляет очередную параллель с образом монастыря.




12. Станция метро «Серпуховская»
Станция метро «Серпуховская»
Фото © Константин Антипин
Станция метро «Серпуховская»
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Н.А. Алешина, Л.Ю. Гончар
Инженеры: Е.С. Барский, Ю.З. Муромцев, Ю.Б. Айзенберг, В.М. Пятигорский
Художники: Л.А. Новикова, М.Н. Алексеев

Открытие станции: 1983

Москва, станция метро «Серпуховская»

Спустя три десятилетия после открытия «Серпуховской» Кольцевой линии метро, позднее переименованной в «Добрынинскую», Павлов вновь берется за проектирование станции метро под Серпуховской площадью. В архитектуре новой станции архитектор возвращается к историческим мотивам: название станции на путевых стенах оформлено рельефами с буквицей и изображениями на древнерусскую тему. В противовес смысловой связи с древним Серпуховом, под потолком центрального зала станции тянулся уникальный 60-метровый щелевой световод, пронизывающий 12 кубов из анодированного алюминия и символизирующий луч, направленный в сторону современного научного центра Пущино.

К сожалению, «пущинский луч» не сохранился до наших дней, что сильно сказалось на восприятии архитектурного облика станции. Та же участь постигла и освещение внутри арок на «Добрынинской». Пожалуй, две эти утраты – наиболее легко восполнимые среди гигантского наследия Павлова.




13. Станция метро «Нагатинская»
Станция метро «Нагатинская»
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, И.Г. Петухова, А.П. Семенов, Н.И. Шумаков
Инженер: Т.Б. Процерова
Художники: Э.А. Жаренова, В.К. Васильцев

Открытие станции: 1983

Москва, станция метро «Нагатинская»

Максимально лаконичный архитектурный образ типовой станции-«сороконожки» Павлов думал обогатить продольной или поперечной аркадой, но в конкурсе проектов победил вариант с круглыми колоннами и монументальными панно во всю стену. Темой панно вновь стала Древняя Русь, художники Элеонора Жаренова и Владимир Васильцов выполнили их в технике флорентийской мозаики. Согласование изображений огромного числа храмов далось Павлову с большим трудом: руководство настаивало на смене тематики в сторону природы или науки…




14. Вычислительный центр «Каскад»
Вычислительный центр «Каскад»
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин

Завершение строительства: 1983

Москва, 1-я Брестская улица, дом 35

Последний вычислительный центр в «коллекции» Павлова вновь, после профилактория в Печатниках, говорит нам об умении Мастера работать с кирпичом. В основном, этот талант проявился в жилых домах, спроектированных им, но не вошедших в эту подборку. «Каскад» расположен внутри квартальной ткани вблизи Тверской улицы и напоминает пружину, одной из сторон упирающуюся в торец исторического здания. Здание не пытается мимикрировать под окружающую среду, но все же соблюдает сложившиеся здесь правила игры – в отличие от современных бизнес-центров в соседнем квартале, нависающих над красной линией и вдвое превышающих высотность окружающей застройки.




15. Здание Фельдъегерской службы
Здание Фельдъегерской службы
Фото © Константин Антипин
Здание Фельдъегерской службы
Фото © Константин Антипин

Архитектор: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, А.П. Семенов, О.А. Трубникова

Завершение строительства: 1984

Москва, улица Солянка, дом 8

С конца 60-х годов Павлов создал множество проектов перепланировки центра Москвы и отдельных его частей. Одной из них была улица Солянка: архитектор планировал оставить лишь несколько исторических зданий, а на месте других возвести новые – вполне в духе модернизма. Часть этого замысла ему удалось реализовать, в 1976 году на Солянке были снесены дома под номерами 8 и 10, а на их месте выросло длинное здание, поставленное на круглые безордерные колонны, в то время примененные Павловым сразу в нескольких своих проектах, включая упомянутую выше станцию метро «Нагатинская».




16. Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    7 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    8 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    9 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар
Инженеры: Л.А. Муромцев, Н.Н. Архангельский
Скульптор: И.Д. Бродский

Проектирование: 1974–1980
Завершение строительства: 1987

Горки Ленинские, улица Центральная, дом 1

Идеальный куб в трактовке Татлина символизировал смерть. Впервые Павлов прибег к этой фигуре при создании памятника на могиле умершего в 1959 году Ивана Леонидова. Спустя десятилетие он использует композицию из 19 разномасштабных кубов в конкурсном проекте Музея В.И. Ленина на Волхонке. И вот, спустя еще десять лет, сократив число кубов и выровняв их масштабы, Павлов сказал: «В конце жизни я построил Парфенон». Используя мотивы древнерусской и древнеегипетской храмовой архитектуры, Павлов построил заупокойный храм, ставший символическим надгробием для давно мертвых идей «ленинизма». Спустя четыре года после его открытия распался Советский Союз. [Фотоэссе Константина Антипина об этом здании можно посмотреть здесь – прим. Архи.ру].




17. Новый корпус Исторической библиотеки
Новый корпус Исторической библиотеки
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин

Завершение строительства: 1988

Москва, Старосадский переулок, дом 9, строение 3

Последний из реализованных при жизни автора проект – снова в центре Москвы. Новый корпус публичной исторической библиотеки, а по сути – расширение и создание нового фасада здания, построенного в 1901 году для школы общества приказчиков. Портал главного входа вызывает ассоциации с наземным павильоном «Красных ворот» Ладовского, только приведенных Павловым к любимой им форме квадрата. А ритмичный ряд узких окон-бойниц издалека напоминает складки ткани, говоря о том, что новый фасад – всего лишь ширма.


 
* * *

Смена архитектурных стилей в творчестве Павлова всегда была максимально мягкой и плавной – не из-за инертности его взглядов, а из-за их вечной актуальности. У Павлова был свой стиль, но он отражен не в однообразии архитектуры множества его зданий, а в пути их проектирования. Поэтому так часто хочется восклицать, рассматривая его работы: «И это тоже Павлов?!» – за свой долгий творческий путь в одной лишь Москве по проекту Мастера было возведено более полусотни зданий самой разной направленности. В этом августе со дня рождения архитектора исполнилось 110 лет.
 

12 Августа 2019

Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.