Леонид Павлов: собрание сочинений

К 110-летию со дня рождения Леонида Павлова публикуем фотографии и эссе Константина Антипина о знаковых, а также и менее известных постройках великого архитектора.

Автор текста:
Константин Антипин

mainImg
0 Леонид Павлов [27.7(9.8).1909 – 18.9.1990] – уникальная фигура в истории советской архитектуры: начав свой путь в иконописной школе во Мстере, он продолжил его на художественном рабфаке, а затем во ВХУТЕМАСе, где познакомился с Иваном Леонидовым, навсегда ставшим его «творческой совестью». Не стало ударом для архитектора поворот от авангарда к классике в 1930-е, тогда он поступил в аспирантуру Академии архитектуры, где учился у Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. В результате Павлову удавалось гармонично сочетать в своем творчестве столь разнонаправленные и на первый взгляд противоречащие друг другу школы.

Проекты Павлова точно так же не ограничиваются какой-то одной областью. За 60 лет практики он успел поработать во всех возможных сферах: от административных и зрелищных комплексов до спортивных и транспортных сооружений, не говоря уже о многочисленных проектах жилых домов, знаменитой «коллекции» вычислительных центров и не столь успешной в плане реализации серии зданий для обслуживания автомобилей. С начала 30-х годов и до самого заката СССР не было в жизни Леонида Павлова такого периода, в котором ему бы не удалось создавать качественную современную архитектуру.




1. Станция метро «Добрынинская»
Станция метро «Добрынинская»
Фото © Константин Антипин
Станция метро «Добрынинская»
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, М.А. Зеленин, М.А. Ильин
При участии архитектора: Я.В. Татаржинская
Инженеры-конструкторы: А.И. Семенов, Л.И. Горелик, А.Н. Пирожкова
Миниатюрные рельефы на станции: скульптор Е.А. Янсон-Манизер
Мозаичные панно в вестибюле: художники Г.И. Рублев и Б.В. Иорданский

Начало проектирования: 1943

Открытие станции: 1950

Москва, станция метро «Добрынинская»

В ансамбле кричащей роскоши Кольцевой линии московского метро «Добрынинская» смотрится как гость из постмодернистского будущего. Проектировать станцию Павлову помогал искусствовед Михаил Ильин – специалист по русской средневековой архитектуре. Постепенно сводя к минимуму количество деталей, Павлов пришел к лаконичному образу аркады с разномасштабными арками. Этот образ должен был найти отражение и в архитектуре наземного вестибюля, но вмешалась политика.

На выступлении в Доме архитектора Павлов высказался в защиту одного из своих учителей – Ивана Жолтовского, обвиненного в формализме. Защита постепенно переросла в нападение на главного архитектора Москвы тех лет Дмитрия Чечулина. Назвав спроектированный им кассовый павильон Киевского вокзала «архитектурной какофонией», Павлов лишился работы в Московском архитектурном институте, а затем был отстранен и от проектирования уже строившейся станции метро. В результате наземный вестибюль станции был додуман уже без его участия архитектором Михаилом Зелениным.

Но уже к моменту открытия станции в 1950 году у Москвы был новый главный архитектор – Александр Власов. Павлов, незадолго до того отправившийся работать над застройкой Севастополя, смог вернуться в столицу, где сразу занялся планировкой и застройкой Юго-Запада. Вскоре советскую архитектуру ожидало постановление «о борьбе с излишествами» и новый этап творческих поисков, во время которых Павлов, прошедший через школу ВХУТЕМАСа, призывал обратиться за вдохновением к наследию авангарда.




2. НИИ пожарной автоматики
НИИ пожарной автоматики
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    НИИ пожарной автоматики
    Фото © Константин Антипин

Проектирование и строительство: 1960-е

Москва, 1-я Мытищинская улица, дом 3, строение 1

Монументальная, почти скульптурная композиция: стеклянный параллелепипед, скользящий меж двух грубых кирпичных пластин. Здание института стоит прямо возле железной дороги, что и определило его динамичный облик. Спустя полтора десятилетия Павлов еще вернется к этому образу при проектировании павильона для траурного поезда В.И. Ленина возле Павелецкого вокзала. К сожалению, РЖД обезобразили образ этого павильона при реконструкции под музей Московской железной дороги.



3. НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 5
    НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского
    Фото © Константин Антипин

Завершение строительства: 1967

Москва, Нагорный проезд, дом 7

Еще один институт в стиле раннего модернизма с его обилием стекла и простыми геометричными формами, спроектированный Павловым в те же годы. Здесь три разномасштабных параллелепипеда аккуратно вписаны в застройку промзоны на пересечении Малого кольца и Павелецкого направления Московской железной дороги. Сегодня внутри сооружения объемом больше 300 кубических метров находится множество предприятий разной направленности, вокруг выросли высокие деревья, и в полной мере понять замысел можно лишь поднявшись на несколько десятков метров вверх над зданием.




4. Центральный экономико-математический институт
Центральный экономико-математический институт
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Центральный экономико-математический институт
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, И.Я. Ядров, Г.В. Колычева, Г.Д. Дембовская
Инженеры: Е.Б. Гармсен, Л.А. Муромцев, В.А. Авербух, Р.А. Рохваргер
Художники: В.К. Васильцов, Э.А. Жарёнова

Проект: 1966
Завершение строительства: 1978
Скульптура «Лист Мёбиуса» на фасаде: 1975

Москва, Нахимовский проспект, дом 47

В эпоху покорения космоса Павлов не изменял школе Жолтовского, продолжая проектирование зданий по пути гармонизации всех величин и подчинения их композиции особому пропорциональному строю. И все же, если в работах сталинского периода Павлов занимался поиском национальной идентичности, обращаясь к мотивам старой русской архитектуры, то теперь он вдохновляется авангардом и в своих работах оперирует космическими величинами. В основу композиции здания ЦЭМИ Павлов заложил квадрат. В основу же пропорциональной схемы для величин сторон квадрата Павлов положил радиус Земли.

Первый квадрат – легендарная монументальная композиция над входом в здание – имеет длину стороны в 13 метров или одну миллионную от диаметра планеты, то есть двух ее радиусов. Второй квадрат – пластина со стороной в сто тысяч раз меньшей радиуса земли – эта часть здания была предназначена для размещения в ней компьютеров, занимавших в 60-е годы огромные площади. И третий квадрат – пластина с длиной стороны на 1/10 большая, чем предыдущая, при этом смещенная относительно нее. В результате получилась мощная трехчастная композиция здания, сложенная из блока для людей, блока для машин и монументального искусства.

К сожалению, идее Павлова не суждено было сбыться в полной мере. Затянувшееся строительство здания и одновременное развитие компьютерной техники привели к исчезновению необходимости в таких больших площадях для нее. В результате в помещениях, спроектированных «для машин», организовали дополнительные кабинеты для сотрудников института. В наши дни задуманное в 60-х единство архитектурного ансамбля из научных институтов на Профсоюзной было разрушено вначале интервенциями жилых комплексов в пространство между ними, а затем и пожаром, который привел к сносу здания ИНИОН.




5. Вычислительный центр Госплана
Вычислительный центр Госплана
Фото © Константин Антипин
Вычислительный центр Госплана
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, А.П. Семенов, О.А. Трубникова

Проектирование: 1966–1967
Завершение строительства: 1974

Москва, проспект Академика Сахарова, дом 12

В 1962 году Павлов спроектировал новое здание для Госплана, получившее признание в творческой среде и положительную оценку со стороны ведомства. Так что спустя несколько лет, когда Госплану было необходимо здание для своего вычислительного центра, к работе вновь привлекли Павлова. Еще в годы учебы во ВХУТЕМАСе Павлова волновал вопрос: «Как сделать монументальное сооружение?» Ответ на него, полученный от Владимира Татлина, кажется, навсегда определил направление творческой мысли Павлова:

«Возьмите квадрат плюс один вершок! Квадрат – это «все равно», квадрат – это смерть. Должно начаться движение, только начаться. Небольшой сдвиг, начало динамики, зарождение движения, рождение…»

Динамичный разносторонний куб вычислительного центра, опирающийся на четыре «адимарипа», между которыми продета тонкая пластина стилобата, –сооружение, порожденное тремя эпохами: авангарда, освоения классики и «космизма» 60-х. Сторона куба в 42 метра – не аллюзия к «Автостопом по галактике». Павлов пришел к этой величине, поделив на миллион длину окружности Земли и немного подогнав ответ под произведение двух близких чисел: 6 и 7. Подчинив все величины композиции пропорциям золотого сечения, Павлов получил образ, объединяющий в себе динамику «неправильного» куба и статику плоского стилобата.




6. Вычислительный центр Центрального статистического управления
Вычислительный центр Центрального статистического управления
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Вычислительный центр Центрального статистического управления
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Т. Андлерова, А.В. Лунев, А.П. Семенов, П.Э. Этлина,
Инженеры: Е.Б. Гармсен, Г. Лысенко, В. Соболев

Проект: 1968
Завершение строительства: 1980

Москва, Измайловское шоссе, дом 44

В 1970 году в СССР планировалось проведение переписи населения. Под эти цели ЦСУ решило построить на Измайловском шоссе вычислительный центр. До этого Павлов занимался проектированием ВЦ для Иваново, где на тонкой горизонтальной квадратной пластине расположил небольшой кубический блок хранилища информации и высотный объем, содержащий помещения для людей и машин. Проект не был реализован, но его концепция легла в основу работы над новым заказом. В первую очередь, вытянулась форма пластины стилобата, так как, в отличие от расположенной на предмостной площади в Иваново, площадка для ВЦ в Измайлове не упиралась в пересечение шоссе с какой-либо иной артерией. Затем пришлось избавиться от куба, так как за несколько лет, прошедших с начала проектирования, компьютерная техника сумела развиться и уместиться в одном лишь высотном объеме.

Если в ЦЭМИ пространства для людей и машин были расположены друг рядом с другом и они должны были существовать как бы параллельно, то в ВЦ ЦСУ Павлов расположил их друг над другом в одном объеме, обозначив их разнородность разницей в шаге и толщине полос остекления. Сочленение двух объемов подчеркнуто мощным глухим поясом и двумя перпендикулярно выпирающими из него спаренными стенками, вызывающими у зрителей множество ассоциаций, но функциональной нагрузки не несущими.




7. Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    7 / 7
    Показательная станция технического обслуживания легковых автомобилей на Варшавском шоссе
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, Е.С. Копелиович, Р.Е. Чертов, В. Лебедев, С. Геллер
совместно с: Г.Д. Дембовская
Инженеры: Е.Б. Гармсен, А.С. Лесневский, В.П. Тростин
при участии: Л.А. Муромцев, В. Сергеева

Художники: В.К. Васильцов, Э.А. Жаренова

Металлические конструкции треугольной части
Инженеры: Н.Я. Булкин, В.В. Жданов

Проектирование: 1967–1968
Завершение строительства: 1977

Москва, Варшавское шоссе, дом 170Г

Начавшаяся в 60-е годы в СССР автомобилизация, наращивание производства бюджетных малолитражных автомобилей, в том числе благодаря строительству Волжского автозавода в Тольятти, потребовала создания инфраструктуры для обслуживания этих автомобилей: гаражей, автозаправочных станций и станций техобслуживания. Так что одновременно с проектированием «домов для машин» вычислительных на Павлова возлагается задача создания комплекса проектов, связанных с машинами движущимися. Наиболее ярким как на бумаге, так и в реализации, стал проект станции технического обслуживания легковых автомобилей «Жигули» на Варшавском шоссе.

Колоссальных размеров абстрактная композиция состоит из горизонтальной пластины с гаражом и мастерскими для обслуживания автомобилей и возвышающегося над ней треугольного объема с залом для их продажи. Из зала автомобили выезжали на улицу по огромному спиральному пандусу, расположенному в его центре. Покрытие самого зала первоначально должно было стать полностью безопорным, но монтирующая их организация не справилась с поставленной задачей. Несмотря на это, благодаря обилию света со всех сторон необходимый эффект «парения» крыши зала все же достигался. Снаружи к устремленному в сторону МКАДа треугольному образу добавляли эффектности металлические треугольники-«закрылки» по бокам.


Станция нейтрализации
  • zooming
    1 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Станция нейтрализации
    Фото © Константин Антипин

Художник: Г.Н. Белоярцева-Вайсберг

Москва, Варшавское шоссе, дом 170Г, строение 21

Отдельного внимания заслуживает станция нейтрализации, расположенная вблизи СТОА. Три ее фасада покрывает огромное мозаичное панно работы художницы Габриэли Белоярцевой-Вайсберг – это одно из последних сохранившихся произведений монументального искусства на территории СТОА. Вместе с художниками Владимиром Васильцовым и Элеонорой Жареновой, создавшими, например, знаменитое «ухо» на фасаде ЦЭМИ, Леонид Павлов планировал оформить огромным панно на тему истории транспорта стены вдоль спирального пандуса, а по центру сквозь спираль должна была спускаться огромная люстра по проекту Павла Шимеса. Ни то, ни другое не было реализовано, а многие созданные произведения к настоящему моменту были утрачены.




8. Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 6
    Станция технического обслуживания автомобилей «Москвич» на Минском шоссе
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, Р.Е. Чертов, И. Зотова, Г.Д. Дембовская

Начало проектирования: 1968
Окончание строительства: 1978

Москва, улица Горбунова, дом 14

Комплекс станций обслуживания вдоль МКАДа должен был содержать шесть таких объектов. Но уже на втором у Павлова начались проблемы с реализацией собственных замыслов. Автомобили «Москвич» были дешевле «Жигулей», так что и на СТО для них было решено сэкономить. Первоначально Павлов создавал проект, сильно напоминавший СТОА на Варшавке, отличавшийся от него лишь формой демонстрационного зала: это должен был быть квадрат с четырьмя огромными круглыми окнами на каждой из четырех сторон. После отказа от вынесения демонстрационного зала в верхнюю часть комплекса, ее объем значительно сжался к краю. Все это сильно ударило по образу здания, а добила его экономия на материалах: требования к сборности и использованию типовых деталей привели к полной потере связи с первоначальным замыслом.

Как и у СТОА на Варшавском шоссе пространство мастерских и гаражей под огромной плоскостью крыши здесь освещается через несколько сотен световых колодцев. Но если в случае показательной станции были использованы экспериментальные купола из оргстекла, активное внедрение которых началось в начале 60-х после успеха Дворца пионеров, то в этом проекте пришлось прибегнуть к более тривиальному решению. Солнечный свет поступает через обычные стекла, накрытые сверху защитной сеткой.

Комплекс до сих пор используются практически по прямому назначению, лишь сместив и расширив свою специализацию с продукции разорившегося завода АЗЛК на автомобили иностранных концернов. Долгие годы фасады здания были закрыты рекламными баннерами, но в этом году комплекс пережил ремонт, в ходе которого его стены облицевали панелями вентилируемого фасада.




9. Всесоюзный научно-технический информационный центр
Всесоюзный научно-технический информационный центр
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Всесоюзный научно-технический информационный центр
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, А.П. Семенов

Проектирование и строительство: конец 1960-х – начало 1970-х

Москва, Смольная улица, дом 14

В конце 1960-х было принято решение о строительстве в общественном центре района Химки-Ховрино здания Государственной публичной научно-технической библиотеки. Ее проектированием занимался коллектив из ГИПРОНИИ Академии наук во главе с Валентином Коганом. Мастерской же Павлова поручили заняться более инновационной задачей – проектированием научно-технического информационного центра, где на смену традиционной библиотечной системе хранения и выдачи информации на бумажных носителях пришли микрофильмы и микрофиши, для просмотра которых в читальном зале были установлены специальные приборы. Но главное, что потребовало участия мастерской Павлова в этом проекте – наличие в комплексе собственного вычислительного центра.

В результате пропорции высотной части здания в точности совпадают с «кубом» ВЦ Госплана, отличие лишь в образе его поддержания над «продетой» под ним пластиной стилобата: вместо четырех «адимарипов» осталось лишь две опорные конструкции в форме трех лепестков. К сожалению, комплекс зданий ВНТИЦ уже в 1990-е стал использоваться не по назначению: внутри расположился торговый дом. В наше время он вновь сменил функцию, став бизнес-центром. Недавно главное здание пережило капитальный ремонт: стилобат облицевали вентфасадом, а куб утратил оригинальный рисунок остекления. Пространство между бывшим входом в пластину и опорой куба со стороны улицы было остеклено для организации вестибюля, что также сказалось на потере динамичного образа, заложенного когда-то Павловым.




10. Вычислительный центр Госбанка
Вычислительный центр Госбанка
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Вычислительный центр Госбанка
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, А.П. Семенов

Начало проектирования: 1974
Завершение строительства: 1996

Москва, улица Свободы, дом 57, корпус 1

Еще один вычислительный центр был спроектирован Павловым в начале 1970-х, а закончен уже после его смерти. Образ огромной микросхемы завершает перспективу Химкинского бульвара и формирует фасад Тушинского района со стороны водохранилища. Вряд ли Павлов предполагал, что остекление превратит его здание в гигантское зеркало, тем не менее, после мучительно долгого строительства здание стало использоваться по назначению и до сих пор служит главным вычислительным центром Центробанку РФ.




11. Женский лечебно-трудовой профилакторий
Женский лечебно-трудовой профилакторий
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 5
    Женский лечебно-трудовой профилакторий
    Фото © Константин Антипин

Проект: 1978
Завершение строительства: 1987

Москва, Шоссейная улица, дом 92

На первый взгляд «непопулярное» сооружение в глубине Печатников занимает важное место в творчестве Павлова. Здесь, расположившись неподалеку от Николо-Перервинского монастыря, его проект, кажется, впервые не игнорирует исторический контекст, а ведет диалог с ним. Это не означает полного отказа Павлова от модернистского отношения к наследию в своих будущих проектах, но задает курс в направлении бережного к нему отношения. Спустя несколько лет после открытия профилакторий был переформирован в следственный изолятор, вокруг павловской «крепости» выросла еще одна, а в одной из башен организовали храм, крест которого добавляет очередную параллель с образом монастыря.




12. Станция метро «Серпуховская»
Станция метро «Серпуховская»
Фото © Константин Антипин
Станция метро «Серпуховская»
Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Н.А. Алешина, Л.Ю. Гончар
Инженеры: Е.С. Барский, Ю.З. Муромцев, Ю.Б. Айзенберг, В.М. Пятигорский
Художники: Л.А. Новикова, М.Н. Алексеев

Открытие станции: 1983

Москва, станция метро «Серпуховская»

Спустя три десятилетия после открытия «Серпуховской» Кольцевой линии метро, позднее переименованной в «Добрынинскую», Павлов вновь берется за проектирование станции метро под Серпуховской площадью. В архитектуре новой станции архитектор возвращается к историческим мотивам: название станции на путевых стенах оформлено рельефами с буквицей и изображениями на древнерусскую тему. В противовес смысловой связи с древним Серпуховом, под потолком центрального зала станции тянулся уникальный 60-метровый щелевой световод, пронизывающий 12 кубов из анодированного алюминия и символизирующий луч, направленный в сторону современного научного центра Пущино.

К сожалению, «пущинский луч» не сохранился до наших дней, что сильно сказалось на восприятии архитектурного облика станции. Та же участь постигла и освещение внутри арок на «Добрынинской». Пожалуй, две эти утраты – наиболее легко восполнимые среди гигантского наследия Павлова.




13. Станция метро «Нагатинская»
Станция метро «Нагатинская»
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Станция метро «Нагатинская»
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, И.Г. Петухова, А.П. Семенов, Н.И. Шумаков
Инженер: Т.Б. Процерова
Художники: Э.А. Жаренова, В.К. Васильцев

Открытие станции: 1983

Москва, станция метро «Нагатинская»

Максимально лаконичный архитектурный образ типовой станции-«сороконожки» Павлов думал обогатить продольной или поперечной аркадой, но в конкурсе проектов победил вариант с круглыми колоннами и монументальными панно во всю стену. Темой панно вновь стала Древняя Русь, художники Элеонора Жаренова и Владимир Васильцов выполнили их в технике флорентийской мозаики. Согласование изображений огромного числа храмов далось Павлову с большим трудом: руководство настаивало на смене тематики в сторону природы или науки…




14. Вычислительный центр «Каскад»
Вычислительный центр «Каскад»
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 3
    Вычислительный центр «Каскад»
    Фото © Константин Антипин

Завершение строительства: 1983

Москва, 1-я Брестская улица, дом 35

Последний вычислительный центр в «коллекции» Павлова вновь, после профилактория в Печатниках, говорит нам об умении Мастера работать с кирпичом. В основном, этот талант проявился в жилых домах, спроектированных им, но не вошедших в эту подборку. «Каскад» расположен внутри квартальной ткани вблизи Тверской улицы и напоминает пружину, одной из сторон упирающуюся в торец исторического здания. Здание не пытается мимикрировать под окружающую среду, но все же соблюдает сложившиеся здесь правила игры – в отличие от современных бизнес-центров в соседнем квартале, нависающих над красной линией и вдвое превышающих высотность окружающей застройки.




15. Здание Фельдъегерской службы
Здание Фельдъегерской службы
Фото © Константин Антипин
Здание Фельдъегерской службы
Фото © Константин Антипин

Архитектор: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар, А.П. Семенов, О.А. Трубникова

Завершение строительства: 1984

Москва, улица Солянка, дом 8

С конца 60-х годов Павлов создал множество проектов перепланировки центра Москвы и отдельных его частей. Одной из них была улица Солянка: архитектор планировал оставить лишь несколько исторических зданий, а на месте других возвести новые – вполне в духе модернизма. Часть этого замысла ему удалось реализовать, в 1976 году на Солянке были снесены дома под номерами 8 и 10, а на их месте выросло длинное здание, поставленное на круглые безордерные колонны, в то время примененные Павловым сразу в нескольких своих проектах, включая упомянутую выше станцию метро «Нагатинская».




16. Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    5 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    6 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    7 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    8 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    9 / 9
    Мемориальный музей В.И. Ленина в Горках
    Фото © Константин Антипин

Архитекторы: Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар
Инженеры: Л.А. Муромцев, Н.Н. Архангельский
Скульптор: И.Д. Бродский

Проектирование: 1974–1980
Завершение строительства: 1987

Горки Ленинские, улица Центральная, дом 1

Идеальный куб в трактовке Татлина символизировал смерть. Впервые Павлов прибег к этой фигуре при создании памятника на могиле умершего в 1959 году Ивана Леонидова. Спустя десятилетие он использует композицию из 19 разномасштабных кубов в конкурсном проекте Музея В.И. Ленина на Волхонке. И вот, спустя еще десять лет, сократив число кубов и выровняв их масштабы, Павлов сказал: «В конце жизни я построил Парфенон». Используя мотивы древнерусской и древнеегипетской храмовой архитектуры, Павлов построил заупокойный храм, ставший символическим надгробием для давно мертвых идей «ленинизма». Спустя четыре года после его открытия распался Советский Союз. [Фотоэссе Константина Антипина об этом здании можно посмотреть здесь – прим. Архи.ру].




17. Новый корпус Исторической библиотеки
Новый корпус Исторической библиотеки
Фото © Константин Антипин
  • zooming
    1 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    2 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    3 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин
  • zooming
    4 / 4
    Новый корпус Исторической библиотеки
    Фото © Константин Антипин

Завершение строительства: 1988

Москва, Старосадский переулок, дом 9, строение 3

Последний из реализованных при жизни автора проект – снова в центре Москвы. Новый корпус публичной исторической библиотеки, а по сути – расширение и создание нового фасада здания, построенного в 1901 году для школы общества приказчиков. Портал главного входа вызывает ассоциации с наземным павильоном «Красных ворот» Ладовского, только приведенных Павловым к любимой им форме квадрата. А ритмичный ряд узких окон-бойниц издалека напоминает складки ткани, говоря о том, что новый фасад – всего лишь ширма.


 
* * *

Смена архитектурных стилей в творчестве Павлова всегда была максимально мягкой и плавной – не из-за инертности его взглядов, а из-за их вечной актуальности. У Павлова был свой стиль, но он отражен не в однообразии архитектуры множества его зданий, а в пути их проектирования. Поэтому так часто хочется восклицать, рассматривая его работы: «И это тоже Павлов?!» – за свой долгий творческий путь в одной лишь Москве по проекту Мастера было возведено более полусотни зданий самой разной направленности. В этом августе со дня рождения архитектора исполнилось 110 лет.
 

12 Августа 2019

Автор текста:

Константин Антипин
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Формула жилья
Гигантский квартал социального жилья «Байцзывань» по соседству с Центральным деловым районом Пекина для звездного китайского бюро MAD стал первым проектом подобного типа.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.
Правильное хранение
Обновляя интерьер винного бутика на территории алтайского курорта, архитекторы студии Balcon сделали ассортимент частью дизайна и позаботились об условиях хранения.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Пресса: Сергей Скуратов: «Садовые кварталы» — это зеркало...
В начале 2022 года была завершена застройка жилых корпусов «Садовых кварталов» — знакового для Москвы комплекса, строившегося более десяти лет. О том, что в проекте удалось, что не удалось, о радостях и трудностях совместной работы звезд архитектуры рассказал знаменитый архитектор Сергей Скуратов.